- Определите наклонение глаголов, вставьте пропущенные буквы. 1) Когда вы пиш..те, помн..те о правилах правописания. Пиш..те внимательно! 2) Вынес..те цветы из комнаты. Когда вынес..те, от- кройте форточку. 3) Выбер..те себе книгу. Когда выбер..те, покаж..- те ее мне. 4) Тян..те сильнее, вы тян..те очень слабо. 5) Ид..те быст- рее, (не)смотр..те по сторонам. 6) Покаж..те мне вашу работу. Когда покаж..те, мож..те идти домой. 7) Рас скаж..те мне о ваших впечатле- ниях от экскурсии. Когда расскаж..те, вероятно, всем захочется поехать. Не или недо-? Раскройте скобки, объясните написание. 1) Шест (не)достаёт до дна. Ему (не)доставало времени. 2) Ребё- нок (не)досчитал до десяти. Экскурсовод (не)досчитался двух турис- тов. 3) Рабочий (не)выполнил норму. Завод (не)довыполнил месяч- ный план. 4) Охотник (не)добрался до зимовки. Абитуриент (не) добрал один балл.
- Помогите с русским!
- Определите наклонение глаголов, вставьте пропущенные буквы. 1) Когда вы пиш..те, помн..те о правилах правописания. Пиш..те внимательно! 2) Вынес..те цветы из комнаты. Когда вынес..те, от- кройте форточку. 3) Выбер..те себе книгу. Когда выбер..те, покаж..- те ее мне. 4) Тян..те сильнее, вы тян..те очень слабо. 5) Ид..те быст- рее, (не)смотр..те по сторонам. 6) Покаж..те мне вашу работу. Когда покаж..те, мож..те идти домой. 7) Рас скаж..те мне о ваших впечатле- ниях от экскурсии. Когда расскаж..те, вероятно, всем захочется поехать. Не или недо-? Раскройте скобки, объясните написание. 1) Шест (не)достаёт до дна. Ему (не)доставало времени. 2) Ребё- нок (не)досчитал до десяти. Экскурсовод (не)досчитался двух турис- тов. 3) Рабочий (не)выполнил норму. Завод (не)довыполнил месяч- ный план. 4) Охотник (не)добрался до зимовки. Абитуриент (не) добрал один балл.
- Правописание глаголов план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Определите наклонение глаголов, вставьте пропущенные
буквы.
1) Когда вы пиш..те, помн..те о правилах правописания. Пиш..те
внимательно! 2) Вынес..те цветы из комнаты. Когда вынес..те, от-
кройте форточку. 3) Выбер..те себе книгу. Когда выбер..те, покаж..-
те ее мне. 4) Тян..те сильнее, вы тян..те очень слабо. 5) Ид..те быст-
рее, (не)смотр..те по сторонам. 6) Покаж..те мне вашу работу. Когда
покаж..те, мож..те идти домой. 7) Рас скаж..те мне о ваших впечатле-
ниях от экскурсии. Когда расскаж..те, вероятно, всем захочется
поехать.
Не или недо-? Раскройте скобки, объясните написание.
1) Шест (не)достаёт до дна. Ему (не)доставало времени. 2) Ребё-
нок (не)досчитал до десяти. Экскурсовод (не)досчитался двух турис-
тов. 3) Рабочий (не)выполнил норму. Завод (не)довыполнил месяч-
ный план. 4) Охотник (не)добрался до зимовки. Абитуриент (не)
добрал один балл.
Огда вы пишЕте(изъяв.наклон.), помнИте(повелит.наклон.) о правилах правописания. Пишите(повелит) внимательно! ВынесИте(повел.нак.) цветы из комнаты.Когда вынесЕте(из.нак.), откройте(повел.)форточку.ВыберИте(повел.накл.) себе книгу.Когда выберЕте (изъяв.накл.), покажите(повел.накл.) ее мне.ТянИ..те (повел.)сильнее, вы тянЕ..те(изъяв.нак.) очень слабо. 5) ИдИ..те (повел.накл.)быстрее, не смотрИ..те(повел.накл.) по сторонам. ПокажИ..те(повел.накл.) мне вашу работу. Когда
покажЕ..те(изъяв.), можЕ..те (изъяв.)идти домой. 7) Рас скажИ..те (повел.)мне о ваших впечатлениях от экскурсии. Когда расскажЕ..те(изъяв.накл.), вероятно, всем захочется поехать.
Шест не достаёт до дна. Ему недоставало времени. 2) Ребё-
нок не досчитал до десяти. Экскурсовод недосчитался двух турис-
тов. 3) Рабочий (не выполнил норму. Завод недовыполнил месяч-
ный план. 4) Охотник не добрался до зимовки. Абитуриент недобрал один балл.
Помогите с русским!
1. Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.
Кле-л, кле-т, ве-л, оконч-л, завис-л, завис-т, команд-вать, проповед-вать, агитир-вать, пропал-вать, расклад-вать, навед-ваться, завед-вать, танц-вать, потч-вать, наста-вать, корч-вать, оккупир-вать, доклад-вать, отста-вать.
Пиш-те слова — вы хорошо пиш-те. Выйд-те на улицу — когда выйд-те, посмотрите налево. Вытр-те руки — когда вытр-те, повесьте полотенце. Когда прыгн-те, будьте аккуратны — прыгн-те осторожно.
Не или недо? Раскройте скобки, объясните правописание.
1) Шест (не) достает до дна. Ему (не) доставало времени. 2) Ребенок (не) досчитал до десяти. Экскурсовод (не) досчитался двух туристов. 3) Рабочий (не) выполнил норму. Завод (не) довыполнил месячный план. 4) Охотник (не) добрался до зимовки. Абитуриент (не) добрал один балл. 5) Больной (не) доедал обеда, потому что чувствовал (не) домогание. Ленинградцы в блокаду (не) доедали, (не) допивали. 6) (Не) доводи спор до ссоры. Ему (не) доводилось бывать в этих краях. 7) Мама (не) доливала чай до краев чашки. Продавщица систематически (не) доливала сироп.
Поставьте глаголы в скобках в нужной форме настоящего времени.
1) Метёт пурга, буйны ветры (рыскать) по степи, как голодные волки. 2) Дождь (брызгать) во все стороны, стучит по крышам. 3) Белый парус (колыхаться) на ветру. 4) Тихо вокруг, только иногда (кудахтать) куры. 5) Каждый вечер все хозяйки, как по команде, выходят из домов и (кликать) своих ребят. 6) Веют теплые ветры, с крыши (капать) — вернулась весна. 7) От удовольствия кот, выгнув спину и прижавшись к моим ногам, временами (мяукать и мурлыкать). 8) Ребятишки целый день весело (плескаться) в речке. 9) Дети (чтить) своих родителей. 10) Хорошие отношения (зиждиться) на взаимном уважении и доверии.
Определите наклонение глаголов, вставьте пропущенные буквы.
1) Когда вы пиш.. те, вспомн.. те правила правописания. Пиш… те внимательно! 2) Вынес.. те цветы из комнаты. Когда вынес.. те, откройте форточку. 3) Выбер.. те себе книгу. Когда выбер… те, покажете ее мне. 4) Тян.. те сильнее, вы тян.. те очень слабо. 5) Ид.. те быстрее. Когда ид.. те через улицу, (не) смотр.. те по сторонам. 6) Покаж.. те мне вашу работу. Когда покаж.. те, мож.. те идти домой. 7) Расскаж.. те мне о ваших впечатлениях от экскурсии. Когда расскаж… те, вероятно, всем захочется поехать. 8)Как только выйд.. те из лесу, увид.. те небольшую деревеньку. 9) Стукн.. те мне в окно, когда соберетесь уходить. Когда вы стукн.. те, я мигом соберусь. 10) Выскаж.. те все, что вы дума.. те об
этом. Если вы все выскаж.. те, то стан.. те спокойнее. 11) Прыгн.. те в воду. Когда прыгн.. те, почувству… те удовольствие.
Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
1) Правда суда (не) боит? ся. 2) Умел ошибит? ся – умей и исправит? ся. 3) Чем сердит? ся, лучше помирит? ся. 4) Обожжёш? ся на молоке, дуеш? на воду. 5) Как поживёш?, так и прослывёщ… . 6) Хорошо трудит? ся — хлеб уродит? ся. 7) Снега надует — хлеба пр.. буд.. т, вода разольёт? ся — снега наберёт? ся. 8) Кто пахать (не) лен.. т? ся, у того и хлеб родит? ся. 9) Много всего говорит? ся, да не все в дело годит? ся. 10) (Не) стыдно (не) знать — стыдно (не) учит? ся. 11) Учись смолоду — пригодит? ся в старости. 12) Трус домой в.. р.. тит? ся — от него и мать отворотит? ся. 13) Работа и корм.. т, и уч.. т. 14) Конь вырв.. т? ся — догониш?, а слова сказан? ого (не) воротиш?. 15) Человек от лени боле.. т, а от труда здорове.. т. 16) Семь раз отмерь — один раз отреж?. 17) Готов? сани летом, а т.. легу зимой. 18) Хлеб еш?, а правду реж?. 19) С родной земли умри, но (не) сходи.
1. Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.
Клеил, клеит, веял, окончил, зависел, зависит, командовать, проповедовать, агитировать, пропалывать, раскладывать, наведываться, заведовать, танцевать, потчивать, настаивать, корчевать, оккупировать, докладывать, отстаивать.
Пишите слова — вы хорошо пишете. Выйдите на улицу — когда выйдете, посмотрите налево. Вытрите руки — когда вытрете, повесьте полотенце. Когда прыгнете, будьте аккуратны — прыгните осторожно.
2. Не или недо? Раскройте скобки, объясните правописание.
1) Шест не достает до дна. Ему недоставало времени. 2) Ребенок не досчитал до десяти. Экскурсовод недосчитался двух туристов. 3) Рабочий не выполнил норму. Завод недовыполнил месячный план. 4) Охотник не добрался до зимовки. Абитуриент недобрал один балл. 5) Больной не доедал обеда, потому что чувствовал недомогание. Ленинградцы в блокаду недоедали, недопивали. 6) Не доводи спор до ссоры. Ему недоводилось бывать в этих краях. 7) Мама недоливала чай до краев чашки. Продавщица систематически не доливала сироп.
3. Поставьте глаголы в скобках в нужной форме настоящего времени.
1) Метёт пурга, буйны ветры рыскают по степи, как голодные волки. 2) Дождь брызгает во все стороны, стучит по крышам. 3) Белый парус колышется на ветру. 4) Тихо вокруг, только иногда кудахчут куры. 5) Каждый вечер все хозяйки, как по команде, выходят из домов и кличут своих ребят. 6) Веют теплые ветры, с крыши капает — вернулась весна. 7) От удовольствия кот, выгнув спину и прижавшись к моим ногам, временами мяукает и мурлычет. 8) Ребятишки целый день весело плескаются в речке. 9) Дети чтят своих родителей. 10) Хорошие отношения зиждятся на взаимном уважении и доверии.
4. Определите наклонение глаголов, вставьте пропущенные буквы.
1) Когда вы пишете, вспомните правила правописания. Пишите внимательно! 2) Вынесите цветы из комнаты. Когда вынесете, откройте форточку. 3) Выберите себе книгу. Когда выберете, покажете ее мне. 4) Тяните сильнее, вы тянете очень слабо. 5) Идите быстрее. Когда идёте через улицу, не смотрите по сторонам. 6) Покажите мне вашу работу. Когда покажете, можете идти домой. 7) Расскажите мне о ваших впечатлениях от экскурсии. Когда расскажете, вероятно, всем захочется поехать. 8)Как только выйдете из лесу, увидете небольшую деревеньку. 9)Стукните мне в окно, когда соберетесь уходить. Когда вы стукнете, я мигом соберусь. 10) Выскажите все, что вы думаете об
этом. Если вы все выскажете, то станете спокойнее. 11) Прыгните в воду. Когда прыгнете, почувствуете удовольствие.
5. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
1) Правда суда не боится. 2) Умел ошибиться – умей и исправиться. 3) Чем сердиться, лучше помириться. 4) Обожжёшься на молоке, дуешь на воду. 5) Как поживёшь, так и прослывёшь . 6) Хорошо трудиться — хлеб уродится. 7) Снега надует — хлеба прибудет, вода разольётся — снега наберётся. 8) Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится. 9) Много всего говорится, да не все в дело годится. 10) Не стыдно не знать — стыдно не учиться. 11) Учись смолоду — пригодится в старости. 12) Трус домой воротится — от него и мать отворотится. 13) Работа и кормит, и учит. 14) Конь вырвется — догонишь, а слова сказанного не воротишь. 15) Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. 16) Семь раз отмерь — один раз отрежь. 17) Готовь сани летом, а телегу зимой. 18) Хлеб ешь, а правду режь. 19) С родной земли умри, но не сходи.
Определите наклонение глаголов, вставьте пропущенные
буквы.
1) Когда вы пиш..те, помн..те о правилах правописания. Пиш..те
внимательно! 2) Вынес..те цветы из комнаты. Когда вынес..те, от-
кройте форточку. 3) Выбер..те себе книгу. Когда выбер..те, покаж..-
те ее мне. 4) Тян..те сильнее, вы тян..те очень слабо. 5) Ид..те быст-
рее, (не)смотр..те по сторонам. 6) Покаж..те мне вашу работу. Когда
покаж..те, мож..те идти домой. 7) Рас скаж..те мне о ваших впечатле-
ниях от экскурсии. Когда расскаж..те, вероятно, всем захочется
поехать.
Не или недо-? Раскройте скобки, объясните написание.
1) Шест (не)достаёт до дна. Ему (не)доставало времени. 2) Ребё-
нок (не)досчитал до десяти. Экскурсовод (не)досчитался двух турис-
тов. 3) Рабочий (не)выполнил норму. Завод (не)довыполнил месяч-
ный план. 4) Охотник (не)добрался до зимовки. Абитуриент (не)
добрал один балл.
Огда вы пишЕте(изъяв.наклон.), помнИте(повелит.наклон.) о правилах правописания. Пишите(повелит) внимательно! ВынесИте(повел.нак.) цветы из комнаты.Когда вынесЕте(из.нак.), откройте(повел.)форточку.ВыберИте(повел.накл.) себе книгу.Когда выберЕте (изъяв.накл.), покажите(повел.накл.) ее мне.ТянИ..те (повел.)сильнее, вы тянЕ..те(изъяв.нак.) очень слабо. 5) ИдИ..те (повел.накл.)быстрее, не смотрИ..те(повел.накл.) по сторонам. ПокажИ..те(повел.накл.) мне вашу работу. Когда
покажЕ..те(изъяв.), можЕ..те (изъяв.)идти домой. 7) Рас скажИ..те (повел.)мне о ваших впечатлениях от экскурсии. Когда расскажЕ..те(изъяв.накл.), вероятно, всем захочется поехать.
Шест не достаёт до дна. Ему недоставало времени. 2) Ребё-
нок не досчитал до десяти. Экскурсовод недосчитался двух турис-
тов. 3) Рабочий (не выполнил норму. Завод недовыполнил месяч-
ный план. 4) Охотник не добрался до зимовки. Абитуриент недобрал один балл.
Правописание глаголов
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Урок русского языка в 10 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_glagolov.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 10 классе
Учитель МБОУ СОШ №3 Дятко Галина Андреевна
Цели: повторить и обобщить лингвистический материал :
1) правописание личных окончаний глагола;
2) правописание буквы Ь в глагольных формах;
3) правописание суффиксов глагола –ова-, -ева-, -ива-, -ыва-;
4) правописание гласных в глаголах прошедшего времени перед –л-;
5) правописание НЕ с глаголами;
совершенствовать орфографические умения учащихся;
развивать языковое чутьё.
Оборудование: презентация по теме урока; таблица «Спряжение глагола»; пособие Гольцовой Н. Г., Шамшина И. В. «Русский язык в таблицах. 10-11 классы»; рабочие листы учащихся с заданиями.
I. Организационный момент.
II. Устный тест-минутка.
1.Исправьте грамматическую ошибку:
в) оратор охрипнул;
г) ляжьте на коврик.
2. Поставьте ударение правильно:
3. Каково лексическое значение слов:
а) представить- предоставить;
в) обсудить- осудить;
III. Работа с текстом.
(1) Почти за три тысячи лет, в 8-7 веках до нашей эры, Индия знала, что учение — это не только заучивание разных предметов, нужных для дальнейшей осмысленной жизни. (2) Из всех благ, сопровождающих учение, лишь одно, если верить древнему суждению, относится к повышению знаний. (3) К сожалению, дети нашей эры не чувствуют широты школы, не идут в неё, как цветы в воду или рассада в землю. (4) И надо быть взрослым, очень пожившим человеком, чтобы ясно представить себе проблему школы, ощутить её как среду для своего роста. (5) И тогда начинаешь сильно корить и жалеть себя за легкомыслие своего детства и юности, когда мог бы взять от благодатного школьного времени намного больше, чем взял.
(6) Я тоже поняла это очень поздно, в возрасте сорока пяти лет, когда подала заявление в Плановую академию и была, в виде исключения, принята в неё. (7) Почему в детстве и юности не было ощущения счастья, когда ты идёшь в школу? (8) Как могло не захватить всю душу ребёнка богатство наступившего дня, когда в душу и мозг ляжет столько нового, разного, интересного? (9) Тогда, в сорок пять лет, я страстно задумалась о том, почему блаженное чувство, возникшее при посещении занятий в академии, не переживается детьми, не переживалось мной, легкомысленно упустившей получать максимум возможного от даруемой в детстве школы.
— Прочитайте текст. Сформулируйте и запишите проблему, поставленную автором. ( Проблема невосприятия детьми школы как среды для своего роста и развития.)
-Сформулируйте и запишите позицию автора. ( Дети легкомысленно относятся к своей школьной жизни, упускают возможность получить максимум знаний.)
— Подумайте, к каким литературным произведениям можно обратиться для аргументации собственного мнения по данной проблеме.
IV. Знакомство с теоретическим материалом.
Самостоятельная работа с учебником. Вопросы и задания к прочитанному учебному материалу:
-Сформулируйте правила правописания глаголов, иллюстрируя их примерами из ранее прочитанного текста.
относится относится не чувствуют начинаешь задумалась
не переживается не идут идёшь
начинаешь не было
ляжет не захватить
не переживается не переживается
-Укажите способ образования слова « заучивание». Объясните правописание производящего глагола.
-Какие слова в тексте образованы по этой же модели? ( К повышению, к сожалению,суждению, заявление, исключения, ощущения, при посещении, учение, знаний)
V. Отработка правил написания глагола.
(Самостоятельная работа с последующей проверкой, индивидуальная работа.)
1. Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.
Кле-л, кле-т, ве-л, оконч-л, завис-л, завис-т, команд-вать, проповед-вать, агитир-вать, пропал-вать, расклад-вать, навед-ваться, завед-вать, танц-вать, потч-вать, наста-вать, корч-вать, оккупир-вать, доклад-вать, отста-вать.
Пиш-те слова — вы хорошо пиш-те. Выйд-те на улицу — когда выйд-те, посмотрите налево. Вытр-те руки — когда вытр-те, повесьте полотенце. Когда прыгн-те, будьте аккуратны — прыгн-те осторожно.
2. Не или недо? Раскройте скобки, объясните правописание.
1) Шест (не)достает до дна. Ему (не)доставало времени. 2) Ребенок (не)досчитал до десяти. Экскурсовод (не)досчитался двух туристов. 3) Рабочий (не)выполнил норму. Завод (не)довыполнил месячный план. 4) Охотник (не)добрался до зимовки. Абитуриент (не)добрал один балл. 5) Больной (не)доедал обеда, потому что чувствовал (не)домогание. Ленинградцы в блокаду (не)доедали, (не)допивали. 6) (Не)доводи спор до ссоры. Ему (не)доводилось бывать в этих краях. 7) Мама (не)доливала чай до краев чашки. Продавщица систематически (не)доливала сироп.
3. Поставьте глаголы в скобках в нужной форме настоящего времени.
1) Метёт пурга, буйны ветры (рыскать) по степи, как голодные волки. 2) Дождь (брызгать) во все стороны, стучит по крышам. 3) Белый парус (колыхаться) на ветру. 4) Тихо вокруг, только иногда (кудахтать) куры. 5) Каждый вечер все хозяйки, как по команде, выходят из домов и (кликать) своих ребят. 6) Веют теплые ветры, с крыши (капать) — вернулась весна. 7) От удовольствия кот, выгнув спину и прижавшись к моим ногам, временами (мяукать и мурлыкать). 8) Ребятишки целый день весело (плескаться) в речке. 9) Дети (чтить) своих родителей. 10) Хорошие отношения (зиждиться) на взаимном уважении и доверии.
4. Определите наклонение глаголов, вставьте пропущенные буквы.
1) Когда вы пиш..те, вспомн..те правила правописания. Пиш…те внимательно! 2) Вынес..те цветы из комнаты. Когда вынес..те, откройте форточку. 3) Выбер..те себе книгу. Когда выбер…те, покажете ее мне. 4) Тян..те сильнее, вы тян..те очень слабо. 5) Ид..те быстрее. Когда ид..те через улицу, (не)смотр..те по сторонам. 6) Покаж..те мне вашу работу. Когда покаж..те, мож..те идти домой. 7) Расскаж..те мне о ваших впечатлениях от экскурсии. Когда расскаж…те, вероятно, всем захочется поехать.8)Как только выйд..те из лесу, увид..те небольшую деревеньку.9) Стукн..те мне в окно, когда соберетесь уходить.Когда вы стукн..те, я мигом соберусь. 10) Выскаж..те все, что вы дума..те об
этом. Если вы все выскаж..те, то стан..те спокойнее. 11) Прыгн..те в воду. Когда прыгн..те, почувству…те удовольствие.
5. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
1) Правда суда (не) боит?ся. 2) Умел ошибит?ся – умей и исправит?ся. 3) Чем сердит?ся, лучше помирит?ся. 4) Обожжёш?ся на молоке, дуеш? на воду. 5) Как поживёш?, так и прослывёщ… . 6) Хорошо трудит?ся — хлеб уродит?ся. 7) Снега надует — хлеба пр..буд..т, вода разольёт?ся — снега наберёт?ся. 8) Кто пахать (не)лен..т?ся, у того и хлеб родит?ся. 9) Много всего говорит?ся, да не все в дело годит?ся. 10) (Не)стыдно (не)знать — стыдно (не)учит?ся. 11) Учись смолоду— пригодит?ся в старости. 12) Трус домой в..р..тит?ся — от него и мать отворотит?ся. 13) Работа и корм..т, и уч..т. 14) Конь вырв..т?ся — догониш?, а слова сказан?ого (не)воротиш?. 15) Человек от лени боле..т, а от труда здорове..т. 16) Семь раз отмерь — один раз отреж?. 17) Готов? сани летом, а т..легу зимой. 18) Хлеб еш?, а правду реж?. 19) С родной земли умри, но (не)сходи.
VI. Домашнее задание.
Параграф 48, упражнение 257 (правописание глаголов-паронимов).