- Долгожданный прорыв: чем на самом деле является «Охотник»?
- Новейший ударный беспилотник С-70 «Охотник» оказался сверхзвуковым
- Источник: ударный беспилотник «Охотник» станет прототипом истребителя 6-го поколения
- «Охотник»
- Зарубежные критерии
- БПЛА «Охотник-Б»: в России создают дрон шестого поколения – убийцу американских F-22 и F-35
Долгожданный прорыв: чем на самом деле является «Охотник»?
Недавно в сеть выложили первое фото перспективного российского БПЛА, известного под обозначением С-70 «Охотник». Несмотря на первые сомнения в его подлинности, эксперты со временем сошлись во мнении, что это и вправду он. Тем более что уже вскоре нас порадовали новой порцией теперь уже качественных фото, где аппарат можно разглядеть во всей красе.
«Охотник» и его добыча
Сразу стоит оговориться, что материал не претендует на истину в последней инстанции и является попыткой понять, чем же на самом деле является пресловутый БПЛА. Осторожность в данном вопросе не помешает, так как сколь-нибудь детальной информации про новую разработку «Сухого» просто не встретить. Проект крайне секретный, даже по меркам российского ВПК, не привыкшего делиться подробностями с широкой публикой.
Достаточно вспомнить, как долго внешность аппарата оставалась в тайне. Кстати, новые фотографии некоторые пользователи Сети уже назвали «утечкой». Правда это или нет — мы не знаем.
Согласно данным из открытых источников, «Охотник» представляет собой тяжелый ударный беспилотный летательный аппарат. Его разрабатывают с 2012 года. Первую выкатку произвели в июне 2018 года, а в ноябре БПЛА совершил первые пробежки по ВПП в преддверии первого полета. Напомним, что испытания пробежками дают возможность оценить работу двигателей, систем управления и бортового оборудования. Инженеры получают важную информацию о том, как работают элероны, рули высоты и направления. Стоит также отметить, что, согласно данным из разных источников, сейчас часть бортовых систем БПЛА проверяют на Т-50-3 — одном из прототипов истребителя пятого поколения Су-57. В настоящий момент эту машину можно легко отличить от других прототипов по новой окраске: на ней можно различить силуэт «Охотника».
Вообще, про унификацию бортового оборудования Су-57 и «Охотника» говорят часто. Это даже несколько странно в силу концептуальных различий между двумя комплексами. «Охотник», несмотря на то, что его иногда относят к шестому поколению, истребителем не является. В то же время, насколько можно судить, конкретных планов по созданию на базе Су-57 беспилотника тоже нет. По крайней мере, пока.
Какова же концепция самого БПЛА? В его основе, как можно судить по внешнему виду, лежит технология стелс. Масса аппарата составляет предположительно 20 000 килограммов. Предположительно, скорость «Охотника» будет достигать 1000 километров в час, а его дальность составит до шести тысяч километров.
По имеющимся данным, в концерне «Радиоэлектронные технологии» уже создали для нового БПЛА следующие системы:
— информационно-управляющий комплекс;
— систему автоматического управления;
— аппаратуру сопряжения с общеобъектовым оборудованием;
— систему контроля и диагностики бортового оборудования;
— инерциально-спутниковую навигационную систему.
Удивительней всего, что целый ряд источников называет в качестве даты принятия «Охотника» на вооружение 2020-й год или даже раньше. В то же время каждый знакомый с историей современной авиации человек знает, что с момента первого полета авиационного комплекса (который «Охотник» еще не выполнил) и до принятия на вооружение может пройти десять или более лет. К этому стоит прибавить еще, как минимум, пять лет доведения до действительно боеспособного состояния и еще лет десять, пока в состав комплекса интегрируют все первоначально намеченные авиационные средства поражения. В этой связи невольно вспоминаются репортажи центральных российских СМИ в день первого полета Т-50, когда ведущие заявляли о «полной боеготовности» самолета. Стоит также отметить, что перед программой Т-50 и программой «Охотник» могут стоять разные задачи. Если последний изначально позиционировали как прототип истребителя будущего, то новый БПЛА является, скорее, стендом для отработки технологий, с которыми у России очень непростые отношения (речь конкретно про БПЛА).
Прообразы и аналоги
Если при виде «Охотника» вы испытали чувство дежавю, не удивляйтесь. Создание таких комплексов — один из главных авиационных трендов последних лет. Не стоит путать новый БПЛА и старый российский «Скат», который разрабатывала (разрабатывает?) компания «МиГ» и который ранее был представлен в качестве макета. Он имеет внешние отличия, хотя, например, предполагаемая масса «Ската» также составляет до 20 000 килограммов.
Самый известный «родственник» аппарата «Охотник» — это американский БПЛА Northrop Grumman X-47B, совершивший первый полет еще в 2011 году. Напомним, что этот проект уже закрыли после постройки двух образцов. А ведь за спиной у X-47B были вполне реальные достижения. Еще в июле 2013 года беспилотник впервые совершил посадку на палубу авианосца. А в апреле 2015 года X-47B выполнил первую в истории процедуру дозаправки в воздухе полностью в автоматическом режиме. Причиной же сворачивания испытаний стала дороговизна. Может быть, были и какие-то критические конструктивные недостатки, но о них ничего не известно.
Из европейских собратьев «Охотника» можно вспомнить французский Dassault nEUROn, выполнивший первый полет в 2012 году, а также британский Taranis, способный автономно взлетать и садиться, а также выполнять автономный полет по маршруту. Однако еще удивительней выглядит китайский скачок в этой сфере. Напомним, что за последнее время КНР явила миру целое семейство крупных малозаметных БПЛА. Напомним, что в январе этого года китайское телевидение представило летный образец новейшего беспилотного аппарата Sky Hawk. Похожий на российский БПЛА, но меньший по размеру.
Кто-то видит в таких аппаратах прообраз боевых самолетов будущего: беспилотных, малозаметных, многофункциональных. С другой стороны, разработчикам из разных стран только предстоит решить основные задачи. Во-первых, любой (или почти любой БПЛА) можно нейтрализовать без прямого физического воздействия путем перехвата управления. Задача в большинстве случаев очень сложная, но не невозможная. Напомним, что 9 декабря 2011 года по иранскому телевидению показали кадры с захваченным американским RQ-170 Sentinel без видимых повреждений — одним из самых секретных, дорогих и сложных БПЛА в мире.
Выходом из ситуации может стать автономизация беспилотников путем широкого применения нейронных сетей. Однако это ставит уже вопросы морально-этического плана. Ведь в этом случае только робот будет решать, кому жить, а кому — нет. Поэтому в качестве возможного сценария эксперты все чаще называют концепцию, при которой один управляемый человеком истребитель сможет контролировать и наводить на цель группу БПЛА. Возможно, Россия тоже решила пойти по этому пути. В этом случае понятны и слухи о максимальной унификации радиоэлектронного оборудования «Охотника» и Су-57. Однако стоит повториться, что пока что все это лишь планы на будущее.
Новейший ударный беспилотник С-70 «Охотник» оказался сверхзвуковым
Во Франции вышла статья, посвященная новейшему российскому ударному беспилотнику С-70 «Охотник». Материал, написанный французским журналистом в соавторстве с авиационным экспертом Петром Бутовским, вышел в журнале Air & Cosmos.
Издание пишет, что продемонстрированный на опубликованных снимках российский ударный беспилотный аппарат выполнен по схеме «летающее крыло» с применением стелс-технологий. Размеры дрона очень впечатляют. Согласно опубликованных журналом данных, размах крыла «Охотника» составляет 19 метров, что почти в полтора раза больше, чем у бомбардировщика Су-34. При длине в 14 метров взлетная масса аппарата составляет порядка 25 тонн, из которых 2,8 тонны приходится на вооружение. Дальность полета указана в 5 тысяч километров. Согласно публикации, скорость полета дрона на малой высоте должна составлять не менее 1400 км/час.
Опубликованные французским журналом ТТХ российского дрона отличаются от тех, что были озвучены раньше. Ранее в СМИ мелькала информация, что взлетная масса дрона не превысит 20 тонн, а скорость будет не более 1000 км/час.
Как сообщалось ранее, согласно контракту между Министерством обороны РФ и компанией «Сухой» от 2011 года, беспилотный летательный аппарат нового поколения должен обладать высокой автономностью, большой дальностью полета, а также иметь возможность применять широкий спектр высокоточных вооружений. Часть его систем унифицированы с системами истребителя Су-57. В части искусственного интеллекта и автономности «Охотник» является прототипом истребителя шестого поколения, однако не получит функцию принятия решения на применение оружия, которая пока остается за человеком.
Испытательные полеты нового ударного дрона должны начаться в ближайшее время.
Источник: ударный беспилотник «Охотник» станет прототипом истребителя 6-го поколения
МОСКВА, 20 июля. /ТАСС/. Новейший российский ударный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) «Охотник» станет прототипом истребителя 6-го поколения, сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе.
По его словам, признаки истребителя 6-го поколения «до конца не сформированы, но можно выделить главные черты». «В первую очередь, это отсутствие летчика и способность автономно выполнять любые боевые задачи. В этой части — искусственного интеллекта и автономности — «Охотник» будет прототипом истребителя 6-го поколения», — сообщил собеседник агентства.
Источник уточнил, что «Охотник» сможет полностью самостоятельно «совершить взлет, выполнить задание и вернуться на аэродром». «Единственное: он пока не получит функцию принятия решения на применение оружия — это остается за человеком», — пояснил собеседник.
ТАСС не располагает официальным подтверждением предоставленной источником информации.
«Охотник»
Как сообщил ранее ТАСС другой источник в «оборонке», создание первого опытного образца БПЛА «Охотник» на Новосибирском заводе компании «Сухой» полностью завершено, до конца года начнутся его испытательные полеты. По открытым данным, «Охотник» выполнен с применением технологии «стелс», имеет аэродинамическую схему «летающее крыло» (отсутствует хвостовое оперение), взлетная масса аппарата достигает 20 тонн. По неподтвержденной информации, беспилотник имеет реактивный двигатель и сможет развивать скорость около 1000 км/ч.
Контракт на разработку «Охотника» был подписан между военным ведомством и компанией «Сухой» в 2011 году. Первый макет БПЛА для проведения наземных испытаний был создан в 2014 году.
О начале работ в России над боевым самолетом 6-го поколения было заявлено в марте 2016 года. К характерным признакам такого самолета российские специалисты относят опциональную пилотируемость — в базовом варианте машина будет беспилотной. Отсутствие летчика позволит самолету достичь нового уровня маневренности (меньше будет ограничена перегрузка при пилотаже). Считается, что истребитель сможет применять оружие на новых физических принципах, получит гиперзвуковую скорость, способность выходить в ближний космос, радиофотонный радар.
Зарубежные критерии
Активно концептуальными разработками истребителя 6-го поколения занимаются в США. Среди характеристик самолета в разных американских проектах выделяют новый уровень снижения заметности, возможность применения лазерного и СВЧ-оружия, дальнейшее повышение возможностей бортового радиоэлектронного оборудования, увеличенные дальность и скорость полета и т. д. Беспилотный вариант нового истребителя в США не рассматривают в качестве приоритетного, однако опционально беспилотный самолет не исключается.
Сейчас в мире созданы истребители 5-го поколения, в том числе в России — Су-57, в США — F-22. Их отличительными признакам стали технологии снижения заметности в различных диапазонах («стелс»), сверхвузвоковая крейсерская скорость полета, многофункциональность, новейшее бортовое оборудование.
БПЛА «Охотник-Б»: в России создают дрон шестого поколения – убийцу американских F-22 и F-35
Выкатка демонстратора ударного беспилотного летательного аппарата С-70 по НИР «Охотник-Б»
Как сообщило 28 июня 2018 года агентство «Интерфакс«, первый российский тяжёлый ударный беспилотник ОКБ «Сухого» «Охотник» вышел на завершающий этап наземных испытаний. Об этом сообщил «Интерфаксу» осведомленный источник.
«На Новосибирском авиационном заводе (НАЗ, филиал компании «Сухой» – ИФ) состоялась первая выкатка ударного беспилотника «Охотник» – он проходит наземные испытания в преддверии первого вылета», – сказал собеседник агентства.
«Первый полёт «Охотника» ожидается в 2019 году», – отметил источник.
О ведущихся в ОКБ «Сухого» научно-исследовательских работах по созданию тяжелого ударного беспилотника в 2014 году сообщил директор дирекции программ военной авиации Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), экс-главком ВВС России Владимир Михайлов.
«Сейчас работы ведутся, мы делаем работу на «Сухом», называется «Охотник». Эта машина очень перспективная, сейчас идет научно-исследовательская работа до 2015 года, с последующим переходом в опытно-конструкторские работы», – сказал Михайлов в эфире радиостанции «Эхо Москвы».
Характеристики разрабатываемого беспилотника в настоящее время не раскрываются. Согласно открытым данным, его взлётная масса составит 20 тонн, что сделает его самым тяжёлым из разрабатываемых устройств данного типа. Сообщалось, что впервые он взлетит в 2018 году, а в 2020 году будет принят на вооружение.
В 2017 году в интернете была распространена фотография «Охотника», вырезанная из презентации Минобороны России, судя по которой, аппарат разрабатывается по схеме «летающего крыла» с трёхстоечным шасси.
Беспилотный летательный аппарат С-70, создаваемый ПАО «Компания «Сухой» по НИР «Охотник-Б» (с) Министерство обороны России (via paralay.iboards.ru )
Ранее информированный собеседник «Интерфакса» сообщил об испытаниях тяжёлого ударного беспилотника «Альтиус-О» массой более 7,5 тонн, разработанного казанским ОКБ имени Симонова.
Заместитель гендиректора «Техмаша» (входит в «Ростех») Александр Кочкин в марте 2018 года заявил «Интерфаксу», что концерн начал разработку боевой нагрузки для беспилотников – это могут быть как средства ближнего боя, так и авиабомбы.
Генеральный конструктор – вице-президент ОАК по инновациям Сергей Коротков в декабре 2017 года сообщил «Интерфаксу», что в России работают над созданием ударных беспилотников, которые смогут организовываться в группы и координироваться между собой по защищенным каналам связи.
О разработке тяжелого беспилотника заявлял на форуме «Армия-2017» гендиректор РСК «МиГ» Илья Тарасенко. В ноябре того же года представитель компании отметил, что у них в проработке находятся БПЛА весом от тонны до 15 тонн.
Президент РФ Владимир Путин заявлял на коллегии Минобороны РФ в конце 2017 года, что при реализации новой госпрограммы вооружения будет сделан особый акцент на оснащении войск высокоточным оружием, беспилотными ударными комплексами, а также новейшими системами разведки, связи и радиоэлектронной борьбы.
О планах оснащения российских Вооруженных сил ударными беспилотниками сообщал в октябре 2017 года министр обороны РФ Сергей Шойгу. «В ближайшее время на оснащение Вооружённых сил начнут поступать комплексы с многофункциональными беспилотными летательными аппаратами, способными решать не только разведывательные, но и ударные задачи», – заявил Шойгу.
Предполагемый облик БЛА С-70, создаваемого ПАО «Компания «Сухой» по НИР «Охотник-Б» (с) Piotr Butowski / Air&Cosmos
Со стороны bmpd напомним, что, как сообщал наш блог год назад со ссылкой на публикацию журнала «Air&Cosmos», в рамках НИР «Охотник» ведется создание малозаметного беспилотного летательного аппарата С-70. Работы по НИР «Охотник» осуществляются ПАО «Компания «Сухой» в рамках контракта Министерства обороны России, выданного 14 октября 2011 года. Целью НИР является создание беспилотной разведывательно-ударной системы, которая обладала бы большой скоростью и автономностью. Сам БЛА С-70 по теме «Охотник» характеризуется как «беспилотный летательный аппарат шестого поколения».
Сообщалось, что демонстратор БЛА С-70 был изготовлен на Новосибирском авиационном заводе имени В.П. Чкалова – филиале ПАО «Компания «Сухой», и первый полет демонстратора ранее был запланирован на 2018 год. Масса БЛА находится в диапазоне 10-20 тонн, а максимальная скорость оценивается в 1000 км/ч.
БПЛА «Охотник-Б»: В России создают убийцу F-22 и F-35. Американцам нечего противопоставить российской военно-технологической мысли
Автор – Александр Заполькис
Последнее десятилетие западные армии подчеркивали свое превосходство над любым противником благодаря широкому применению различных беспилотников. Преимущественно тяжелых разведывательно-ударных. Даже в кинематографе кадры слежки за боевиками, с их последующим уничтожением чуть ли не в прямом эфире при помощи какого-нибудь MQ-1 Predator, стали банальностью. К тому же командование американских ВВС приступило к окончательному списанию этих машин, а также их разведывательной модификации RQ-1, как уже устаревших.
Последний полет последней машины MQ-1 состоялся 9 марта 2018 года. Впрочем, по контрактам с ЧВК (но уже не от лица ВВС) Predator еще будут летать до декабря текущего года. Но потом все, в строю останутся только универсальные разведывательно-ударные MQ-9 Reaper и тяжелые Northrop Grumman RQ-4 Global Hawk весом в 15 тонн. С перспективой их замены на более современные проекты, сейчас находящиеся в стадии разработки.
На этом фоне российская армия выглядела бледно. Строго говоря, после распада СССР она и в целом впечатления здоровья не производила, но в августе 2008 года стало очевидно, что кризис преодолен. Правда переоснащение и перевооружение в основном касалось привычных, хотя и сильно усовершенствованных систем. Тогда как область беспилотников оставалась одним большим белым пятном. У нас их просто не существовало. По геополитическим соображениям возможность импортных закупок также исключалась.
За пять лет критичную дыру в технических возможностях получилось закрыть только в самом легком классе – малых тактических разведчиков звена рота – батальон (массой до пятидесяти килограмм и дальностью полета до пяти километров). На данный момент в составе ВС РФ развернуто 36 частей и подразделений беспилотной авиации на вооружении которых находятся около двух тысяч машин семи типов, из которых наиболее массовое распространение имеют пять. На самом деле, если говорить строго, то больше, так как конструкции и тактико-технические возможности стоящих на вооружении систем «Груша», «Тахион», «Застава», «Гранат», «Элерон-3СВ» близко похожи на самый массовый российский армейский беспилотник «Оралан-10«.
Но на фоне устоявшейся в массовом восприятии картинки как барражирующий высоко в небе MQ-9 Reaper поражает ракетой цель где-то в афганских горах или иракской пустыне все это выглядело бледно. Эдакой заплаткой на скорую руку. Командование армии США уже рассказывало про стратегические беспилотники, тогда как мы продолжали запускать «орланов», чтобы заглянуть за стенку соседнего дома.
Однако сейчас выясняется, что прошедшие годы российская армия занималась не только «малыми формами». Российские военные КБ заканчивают работу над проектами, способными серьезно изменить не только тактический, но и оперативный расклад. Последние два года подтверждения существования новинок посыпались как из рога изобилия.
На выставке «МАКС-2017» компания «Кронштадт» продемонстрировала тяжелый разведчик «Орион» массой в пять тонн, размахом крыла в шестнадцать метров, автономностью в 24 часа непрерывного полета и рабочей высотой около семи километров. Перечень его возможностей занимает две страницы мелким шрифтом, от видовой и электронной разведки, до ретранслятора связи и мобильной станции целеуказания и подсветки. И оказывается, что по функционалу это существенно шире как снятого с вооружения в США MQ-1 Predator, так и разведывательной модификации MQ-9 Reaper. При том, что «Орион» еще и стоит в 3,3 раза дешевле при покупке, и почти в семь раз – по эксплуатационным расходам.
Испытания разведывательной версии закончены, и в этом году ожидается его постановка на вооружение. Кроме того, в «Кронштадте» сообщили о выходе в финальную стадию работ по созданию ударной модификации машины.
На Параде Победы 9 мая 2018 года армия России продемонстрировала ударный беспилотник «Корсар«. При собственной массе в 200 килограмм он обеспечивает радиус боевого применения до 200 километров, решение разведывательным, транспортных и ударных задач, в том числе, против тяжелой бронетехники. «Корсар» оборудован ракетным комплексом «Атака» и может входить элементом цифрового поля боя благодаря модулям «Всевидящее око» и «Боевое пространство».
Ударный беспилотник «Корсар»
Кроме того, в видеорепортаже о посещении секретарем Совбеза РФ Николаем Патрушевым Казанского авиационного завода, среди выставленных для демонстрации образцов летной техники мелькнул прототип тяжелого ударного беспилотника «Альтаир«. При массе в пять тонн и размахе крыльев в 28,5 метров, он способен летать на дальность свыше десяти тысяч километров на рабочих высотах до 12 километров. Автономность без дозаправки в воздухе достигает двух суток. Точных данных по ассортименту бортового вооружения пока нет, но представители завода говорят о «практически всей гамме российских ракет».
Но самой значимой следует считать утечку информации о текущем состоянии работ по перспективному тяжелому ударному аппарату «Охотник-Б», выкатка которого прошла в конце июня текущего года на Новосибирском авиазаводе. По имеющимся данным, машина опирается на конструктивные решения не только уже принятого на вооружение новейшего истребителя-бомбардировщика ПАК ФА (известного под обозначением Су-57), но и перспективного дальнего бомбардировщика ПАК ДА, работы над которым в настоящий момент еще продолжаются. Сейчас «Охотник-Б» (также известный как Объект С-70 в рамках НИР «Охотник» КБ Сухого) проходит наземные испытания. Цикл полетных проверок запланирован на 2019 год. Постановка на вооружение предполагается к концу 2020.
И это будет самый передовой и технически совершенный ударный дрон в мире. При массе до 20 тонн, он будет развивать скорость до 1000 километров в час и нести ракетно-бомбовую нагрузку, соответствующую стандартному истребителю-бомбардировщику. К тому же, в отличие от MQ-9 и RQ-4, «Охотник-Б» изначально разрабатывается для действий в условиях массированного радиоэлектронного противодействия и плотной зоны ПВО противника. Если рассуждать популярными на западе категориями авиационных поколений, американский MQ-9 соответствует всего лишь поколению 4++, тогда как российский «Охотник-Б» – это машина уже шестого поколения. Аналогов ей пока не существует.
Из чего можно заключить, что в 2019 году Россия достигнет паритета по возможностям военной беспилотной авиации, а после 2020 имеет все шансы превзойти армии НАТО в дронах. Причем если США вели работы над темой беспилотников с начала 80-ых, а первый RQ-1 поднялся в воздух лишь в 1994 году, да и потом, из 70 поставленных в ВВС США к концу 2002 года около сорока потерпели крушение по техническим причинам, Россия сумела выйти на уровень машин шестого поколения всего за семь лет. Таким образом, достигнутый ОПК и ВКС России прогресс в области беспилотных ударных дронов позволяет с уверенностью смотреть в будущее российской авиации на любом ТВД.
Русский сверхсекретный тяжелый беспилотник «Охотник-Б»
Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…