- Использование игровых упражнений на занятиях по постановке звука [л]
- Охотник идет по болоту упражнение логопед
- Использование игровых упражнений на занятиях по постановке звука Л учебно-методический материал на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых упражнений на занятиях по постановке звука [л]
Мария Артемова
Использование игровых упражнений на занятиях по постановке звука [л]
Использование игровых упражнений на занятиях по постановке звука л
Искаженное произношение звука л в речи детей дошкольного и младшего школьного возраста встречается довольно часто.Выделяются наиболее распространенные виды ламбдацизмов:
1. Губно-губное произношение, напоминающее краткий звук у или звук w, свойственный фонетическому строю английского языка.
2. Губно-зубное произношение, напоминающее звук в.
3. Межзубное произношение.
4. Смягченное произношение, среднее между мягким и твердым произношением.
Параламбдацизмы. Звук л чаще всего заменяется кратким гласным ы, фрикативным г, мягкими л’, j (йот, изредка звуком р.
Исправление недостатков произношения звука л у одних детей занимает немного времени. У других детей устранение данных дефектов вызывает значительные затруднения и требует продолжительной работы.
В своей логопедической практике я использую традиционные приемы постановки звука л. Однако стараюсь проводить эту работу в игровой форме.
При постановке звука л от звука а применяю следующие игровые упражнения.
Упражнение «Ловим мышку» (или «Мышеловка»)
«- У нас есть рыжий кот, большой и ленивый. Это про него стихотворение «Кот»:
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе живот.
Но лень ворочаться.
Вот и ждет рыжий кот —
Может, миска подползет?
Вот какой лентяй! И мышей не ловит. Приходится ставить мышеловку.
Посмотри, как мышеловка поймала мышку за хвостик. Нужно растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот, произнести «а-а» и прикусить широкий кончик языка – «поймать мышку за хвостик» (показ упражнения).
— Давай «поймаем мышку» вместе (выполнение упражнения вместе с ребенком).
— А теперь попробуй «поймать мышку» сам».
Получается слог, похожий на ал, звук л в межзубном положении.
Упражнение «Кот играет с мышкой»
«- Вот поймали мы мышеловкой мышек и отдали их коту. Он съел несколько,а с последней мышкой сытый кот стал играть: то поймает, то отпустит. Посмотри, как «кот играет с мышкой»: растягиваем губы в улыбке, приоткрываем рот, произносим «а-а» и прикусываем широкий кончик языка – «ловим мышку», а затем раскрываем рот, продолжая произносить «а-а» — «отпускаем мышку».
Получается ала с межзубным л. Аналогично «играем с мышкой» и произносим алы, ало, алу.
Научившись выполнять данные упражнения, ребенок с легкостью начинает произносить прямые слоги с межзубным звуком л.
Упражнение «Лягушачий хор»
«— Споем вместе с веселыми лягушатами песенки: ла-ла-ла, ло-ло-ло, лы-лы-лы, лу-лу-лу, ла-ло-лу-лы».
В дальнейшем межзубное положение языка переводим в зазубное и автоматизируем звук л.
Однако не всегда удается сразу поставить звук л от гласных звуков а, у, ы или другими способами. Нередко ребенок не может принять правильное положение языка и направить струю выдыхаемого воздуха по бокам языка, в стороны. Иногда при попытке поставить звук л от звука ы мы наблюдаем, как у ребенка струя воздуха проходит через нос. В этом случае приходится проводить большую подготовительную работу. Для правильного произношения звука л вырабатываем:
— подъем кончика языка вверх (с помощью артикуляционных упражнений);
— подъем задней части спинки языка вверх, которого можно добиться, отрабатывая звуки о, у а также ы;
— умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю в щель между боковыми краями языка и коренными зубами.
Решению последней задачи служат следующие упражнения.
Упражнение «Жабе жарко»
«- Лето. Жара. Духота. Жабе жарко, она сидит в болоте и отдувается. Посмотри, как она отдувается. Нужно широкий кончик языка зажать передними зубами, выдыхать воздух через щеки, раздувая их.
— Покажи, как жаба отдувается».
Упражнение «Охотник идет по болоту»
«- У охотника большие резиновые сапоги, он идет по болоту. Под ногами у него хлюпает вот так. Нужно зажать широкий кончик языка передними зубами, выдыхать воздух через щеки, во время выдоха равномерно указательными пальцами обеих рук слегка ударять себя по щекам, в результате чего слышится хлюпающий звук».
Аналогично выполняется упражнение «Охотничья собака бежит по болоту», только пальцами по щекам хлопаем быстрее.
Данные упражнения можно объединить и придумать рассказ «На охоте», добавив упражнения «Заяц скачет по кочкам», «Утка хлопает крыльями» (выполняются так же, как предыдущие упражнения на дыхание). Желательно сопровождать рассказ предметными картинками или иллюстрировать сюжетной картинкой.
После такой подготовительной работы приступаем к постановке звука л.
Использование игровых упражнений на логопедических занятиях позволяет разнообразить работу, снизить утомляемость у детей, поддержать у них интерес к занятиям, повысить эффективность коррекционной работы.
Использованная литература
1. Лалаева Р. И.Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя-логопеда. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
2.Логопедия: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»/ Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др. ; Под ред. Л. С. Волковой. –М: Просвещение, 1989
3. Правдина О. В. Логопедия. Учебное пособие для дефектологических фак. педвузов. М., «Просвещение», 1969
4. Фомичева М. Ф.Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателя дет. сада. М., «Просвещение», 1980
5. Школьник Ю. К. Логопедия. Пособие по автоматизации свистящих, шипящих и сонорных звуков. – М. : Изд-во Эксмо, 2006
Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука [Р] ЦЕЛИ: закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений; научить правильно произносить звук [р] с механической помощью;научить.
Использование игровых методов и упражнений при обучении детей плаванию с целью повышения их двигательной активности Использование игровых методов и упражнений при обучении детей плаванию с целью повышения их двигательной активности. Одной из форм двигательной.
Использование нетрадиционных приемов и игровых упражнений в логопедической работе с детьми Несмотря на значительную разработанность проблемы воспитания чистой, внятной, выразительной речи, процесс автоматизации звуков у детей с.
Использование в методике обучения плаванию игр и игровых упражнений (из опыта работы) Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научится, тем лучше. Купание, игры в воде, плавание благоприятны для всестороннего.
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 5 лет по постановке звука [Л] Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Л] Тема: постановка звука [Л]. Время занятия: 15 минут. Цель: ребёнок.
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [р] ЦЕЛИ • Закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений. • Продолжать формирование длительной направленной воз душной струи.
Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш] Конспект индивидуального занятия по постановке звука «Ш» Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука.
Конспект занятия по постановке звука [Р] Тема: Постановка звука Р. Цель: Научить ребенка правильно произносить звук Р. Задачи: Коррекционно -образовательные: • Формирование понятия.
Консультация для родителей «Использование игр и игровых упражнений в работе по формированию связной речи» ЦЕЛЬ: Ознакомление родителей с формами и средствами развития связной речи МАТЕРИАЛ: — методическая литература для оформления выставки-презентации;.
Структура логопедического занятия по постановке звука Тема: Звук … Цель: постановка звука… Задачи: •развитие мышц артикуляционного аппарата; •развитие речевого выдоха и голоса; •развитие фонематического.
Охотник идет по болоту упражнение логопед
Поскольку артикуляция твердого звука л сложнее артикуляции л’ мягкого, то и нарушается он наиболее часто. Дефекты л многообразны, но здесь мы остановимся на наиболее характерных.
Предрасполагающими факторами, ведущими к неправильному произношению звука л, могут быть следующие:
— укороченная подъязычная связка, ограничивающая движения кончика языка вверх;
— слабость мышц языка;
— нарушения фонематического слуха.
Отсутствие звуков л, л’
Речь ребенка, пропускающего звук л, будет звучать так: «Мышка весео жиа, на пуху в угу спаа. Мышка еа сыр и сао, но все мышке быо мао».
Подготовительный этап. Для правильного произношения звука л надо выработать: подъем кончика языка вверх (см. упражнения на с. 105); подъем задней части спинки языка вверх, которого можно добиться, отрабатывая звуки о, у, а также ы; умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю в щель между боковыми краями языка и коренными зубами. Решению последней задачи служит упражнение «Охотник идет по болоту». Воспитатель говорит: «У охотника большие резиновые сапоги, он идет по болоту. Под ногами у него хлюпает вот так». Зажав широкий кончик языка передними зубами, выдыхает воздух через щеки, во время выдоха равномерно указательными пальцами обеих рук слегка ударяет себя по щекам, в результате чего слышится хлюпающий звук.
Постановка звука. Показывая ребенку, как прикусывать широкий кончик языка, ему объясняют: «Сделай свой язык похожим на блинчик. Покажи, как ты прикусишь его зубами. Делай это легко, чтобы не было больно, и смотри, как язык будет неподвижно лежать внизу на зубах, как блинчик на тарелке. Теперь открой рот, а язык пусть лежит по-прежнему. Сделай так несколько раз подряд». (Ребенок упражняется перед зеркалом.) Подражая взрослому, ребенок скоро научится слегка закусывать широкий язык передними резцами, затем, открывая рот, оставлять язык в прежнем положении.
Использование игровых упражнений на занятиях по постановке звука Л
учебно-методический материал на тему
Здесь Вы найдете игровые упражнения, использование которых возможно на логопедических занятиях при постановке звука [Л]
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igrovyh_uprazhneniy_na_zanyatiyah_po_postanovke_zvuka_l.docx | 16.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игровых упражнений на занятиях по постановке звука Л
Искаженное произношение звука л в речи детей дошкольного и младшего школьного возраста встречается довольно часто. Выделяются наиболее распространенные виды ламбдацизмов:
1. Губно-губное произношение, напоминающее краткий звук у или звук w , свойственный фонетическому строю английского языка.
2. Губно-зубное произношение, напоминающее звук в .
3. Межзубное произношение.
4. Смягченное произношение, среднее между мягким и твердым произношением.
Параламбдацизмы. Звук л чаще всего заменяется кратким гласным ы , фрикативным г , мягкими л’, j (йот), изредка звуком р .
Исправление недостатков произношения звука л у одних детей занимает немного времени. У других детей устранение данных дефектов вызывает значительные затруднения и требует продолжительной работы.
В своей логопедической практике я использую традиционные приемы постановки звука л . Однако стараюсь проводить эту работу в игровой форме.
При постановке звука л от звука а применяю следующие игровые упражнения.
Упражнение «Ловим мышку» (или «Мышеловка»)
« — У нас есть рыжий кот, большой и ленивый. Это про него стихотворение «Кот»:
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе живот.
Кушать хочется,
Но лень ворочаться.
Вот и ждет рыжий кот —
Может, миска подползет?
Вот какой лентяй! И мышей не ловит. Приходится ставить мышеловку.
Посмотри, как мышеловка поймала мышку за хвостик. Нужно растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот, произнести «а-а» и прикусить широкий кончик языка – «поймать мышку за хвостик» (показ упражнения).
— Давай «поймаем мышку» вместе (выполнение упражнения вместе с ребенком).
— А теперь попробуй «поймать мышку» сам».
Получается слог, похожий на ал , звук л в межзубном положении.
Упражнение «Кот играет с мышкой»
« — Вот поймали мы мышеловкой мышек и отдали их коту. Он съел несколько, а с последней мышкой сытый кот стал играть: то поймает, то отпустит. Посмотри, как «кот играет с мышкой»: растягиваем губы в улыбке, приоткрываем рот, произносим «а-а» и прикусываем широкий кончик языка – «ловим мышку», а затем раскрываем рот, продолжая произносить «а-а» — «отпускаем мышку».
Получается ала с межзубным л. Аналогично «играем с мышкой» и произносим алы, ало, алу.
Научившись выполнять данные упражнения, ребенок с легкостью начинает произносить прямые слоги с межзубным звуком л .
Упражнение «Лягушачий хор»
« — Споем вместе с веселыми лягушатами песенки: ла-ла-ла, ло-ло-ло, лы-лы-лы, лу-лу-лу, ла-ло-лу-лы».
В дальнейшем межзубное положение языка переводим в зазубное и автоматизируем звук л .
Однако не всегда удается сразу поставить звук л от гласных звуков а, у, ы или другими способами. Нередко ребенок не может принять правильное положение языка и направить струю выдыхаемого воздуха по бокам языка, в стороны. Иногда при попытке поставить звук л от звука ы мы наблюдаем, как у ребенка струя воздуха проходит через нос. В этом случае приходится проводить большую подготовительную работу. Для правильного произношения звука л вырабатываем:
— подъем кончика языка вверх (с помощью артикуляционных упражнений);
— подъем задней части спинки языка вверх, которого можно добиться, отрабатывая звуки о, у а также ы ;
— умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю в щель между боковыми краями языка и коренными зубами.
Решению последней задачи служат следующие упражнения.
Упражнение «Жабе жарко»
« — Лето. Жара. Духота. Жабе жарко, она сидит в болоте и отдувается. Посмотри, как она отдувается. Нужно широкий кончик языка зажать передними зубами, выдыхать воздух через щеки, раздувая их.
— Покажи, как жаба отдувается».
Упражнение «Охотник идет по болоту»
« — У охотника большие резиновые сапоги, он идет по болоту. Под ногами у него хлюпает вот так. Нужно зажать широкий кончик языка передними зубами, выдыхать воздух через щеки, во время выдоха равномерно указательными пальцами обеих рук слегка ударять себя по щекам, в результате чего слышится хлюпающий звук».
Аналогично выполняется упражнение «Охотничья собака бежит по болоту», только пальцами по щекам хлопаем быстрее.
Данные упражнения можно объединить и придумать рассказ «На охоте», добавив упражнения «Заяц скачет по кочкам», «Утка хлопает крыльями» (выполняются так же, как предыдущие упражнения на дыхание). Желательно сопровождать рассказ предметными картинками или иллюстрировать сюжетной картинкой.
После такой подготовительной работы приступаем к постановке звука л .
Использование игровых упражнений на логопедических занятиях позволяет разнообразить работу, снизить утомляемость у детей, поддержать у них интерес к занятиям, повысить эффективность коррекционной работы.
1. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя-логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
2.Логопедия: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»/ Л.С.Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой. – М: Просвещение, 1989
3. Правдина О.В. Логопедия. Учебное пособие для дефектологических фак. педвузов. М., «Просвещение», 1969
4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателя дет. сада. М., «Просвещение», 1980
5. Школьник Ю.К. Логопедия. Пособие по автоматизации свистящих, шипящих и сонорных звуков. – М.: Изд-во Эксмо, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В конспекте даны методические рекомендации логопедической коррекции для ребенка с ринолалией.
Постановка звука «С».
Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи. Учить правильно произносить звук [С] с механической помощью и по подражанию. Продолжать учить выделять звук [С] из ряда.
laquo;Игра имеет преимущество перед всеми другими формами, так как дает возможность организовать, прежде всего, жизнь самих детей, их собственную активность, их самостоятельность».А.П.
Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука [Л].
Конспект индивидуального занятия по постановке звука Ль.
Планирование индивидуальных логопедических занятий для постановки и автоматизации нарушенных звуков. Свистящих, щипящих и Р.