Охотник богатырь комир герой

Пера-богатырь

Пера-богатырь — главный герой преданий коми-пермяков. Верили, что его матерью была сама Парма, тайга. Пера стал первочеловеком-охотником: он сам сделал себе лук и стрелы. Однажды он увидел, как радуга пьет воду из реки в его лесных владениях. Богатырь по радуге поднялся на небо и среди светил увидел огонь солнца — Шонди. Пера хотел добыть небесный огонь, но был опален молнией. Герой тем не менее все же остался на небе: он сел в золотые сани, запряженные серебряным конем, а рядом обнаружил красавицу Зарань, дочь Солнца или самого Ена. (В других мифах рассказывается, что она сама спустилась на Землю по мосту — радуге.) Зарань была воплощением зари, вставала раньше Перы и ложилась позже героя, заботясь о том, чтобы солнечный огонь не сжег все живое.

Солнце не стерпело брака дочери с земным человеком и, когда они спустились на землю, ушло далеко от тайги. Наступили лютые морозы, но мать-тайга укрыла Перу и Зарань. Семь лет не возвращалось светило, но за это время супруги породили людей — семь сыновей и семь дочерей. Тогда Шонди вернулось, природа ожила, но Солнце продолжало звать дочь назад, на небо. Оно послало нестерпимый жар, и Зарань вернулась: она хотела забрать с собой и детей, но тайга Парма создала эхо, и Зарань не смогла докричаться до детей и найти их — так люди остались на земле. Жар между тем все не прекращался. Тогда Пера поднялся на гору со своими сыновьями, которые стали стрелять из луков в раскаленное светило: огромный кусок упал в тайгу, где с тех пор начались лесные пожары. Солнце продолжает по-прежнему уходить на зиму из тайги, но его кусок продолжает греть землю, люди же получили, наконец, земной огонь.

Читайте также:  Бог охоты у славян велес

Главным соперником Перы — хозяина тайги — оказывается злой лесной дух, леший — ворса. Пера состязается с лешим и обманывает глупого духа: когда соперники перетягивают палку, Пера привязывает себя ремнем к пню, на ночлеге подкладывает вместо себя дерево, чтобы ворса не убил его. В конце концов Пера ранит ворсу стрелой, преследует его до Урала, где леший умирает у входа в свое пещерное жилище. Там Пера находит красавицу-жену лешего, но красавица сама не чужда нечистой силы — может снимать с себя скальп и искать вшей в волосах, и Пера убивает ее.

Миф о смерти Перы характерен для рассказов о первобытных великанах: он ушел в тайгу, где превратился в камень. В камень превратился и другой герой эпоса коми — Богатырь Медные рога: каменными стали его жены и его олени.

В эпосе коми-пермяков Пера — охотник-богатырь: он вмиг настигал добычу, а оленей, лосей и медведей насаживал на рогатину, как тараканов. Однажды на московского царя напало иноземное войско во главе с богатырем, который сидел внутри железного колеса. Колесо давило всех противников. Царь призвал на помощь Перу. Богатырь отправился на битву на чудесных лыжах или даже верхом на лосе, обогнавшем царскую тройку. Вражеское колесо отдавило богатырю мизинцы на обеих ногах, но тот поднатужился, поднял его и разбил о землю. Царь хотел наградить Перу золотом и мехами, но тот потребовал грамоту на Лупьинскую землю (по реке Лупье, где родился Пера), чтобы коми могли там беспошлинно промышлять. В придачу царь пожаловал богатырю шелковые сети для ловли куниц.

В преданиях Пера оказывается иногда чудским богатырем и приставлен навечно сторожить сокровища чуди. Сохранилось и характерное предание о том, что Пера боролся с самим Богом и тот превратил его в камень.

Читайте также:  Кто написал сердце охотника

Читайте также

ГОРЫНЯ, КОРОМЫСЛО И ИВАН-БОГАТЫРЬ

ГОРЫНЯ, КОРОМЫСЛО И ИВАН-БОГАТЫРЬ Горыня и Коромысло отправились путешествовать по белу свету. Дорогой повстречались они с Иваном богатырем. Куда путь держите? спрашивает Иван-богатырь. — Пошли путешествовать по всей земле, отвечает Горыня. Иван-богатырь и пошел вместе

Медведь-богатырь Кудым-Ош

Медведь-богатырь Кудым-Ош Другой богатырь коми-пермяцких преданий именуется «ош» — «медведь». Его мать Повсин — могучая одноглазая ведунья, зачала сына от медведя. Юноша стал вождем одного из племен коми и одновременно жрецом, наделенным сверхъестественными

Богатырь-сиротка

Богатырь-сиротка В эпосе северных коми-оленеводов рассказывается о распрях, которые происходили между коми и их соседями ненцами в борьбе за владение оленьими стадами. Распри носили жестокий, истребительный характер, и целые роды становились их жертвами. Случилось так,

Пахарь-богатырь Тюштян

Пахарь-богатырь Тюштян Когда Нишке создал землю, леса, луга, то увидел, что поваленные деревья в лесу остаются неубранными, а луга некошеными. Тогда он и создал народ эрзю. Но эрзяне сильно умножились — возникло целых семь селений — и стали они спорить из-за земли: не могут

Гусь-богатырь и скифский Геракл

Гусь-богатырь и скифский Геракл Мать, сама принимающая облик гусыни, дала сыну семь гусиных крыльев. В облике гуся он может спасаться от преследующих его завистников-братьев и летать в птичью страну Мортимма. Недаром одно из его имен — Лунт-отыр («Гусь-богатырь»), а об

2.5. Из какой Индии богатырь Дюк Степанович?

2.5. Из какой Индии богатырь Дюк Степанович? Былину о богатыре Дюке Степановиче исследователями русского фольклора принято относить к былинам киевского цикла. Это одно из интереснейших произведений русского эпоса. Подавляющее большинство былин, в том числе и киевского

«Черен для пера», или «головная булавка гирляндой из мелких изумрудов»

«Черен для пера», или «головная булавка гирляндой из мелких изумрудов» Средний сын Луи-Давида Дюваля оказался достойным продолжателем семейного дела. Однако атрибуция его произведений затруднена из-за отсутствия на них каких-либо подписей и клейм, ибо заказчику

Иван-царевич — могучий русский богатырь[168]

Иван-царевич — могучий русский богатырь[168] Тип народного богатыря Ивана-царевича стоит на рубеже периода доисторического мифа и эпохи определившейся уже народной жизни. Он прямое божество дня и света древнего язычества, и в то же время в нем чувствуется православный

Иудейский богатырь Самсон

Иудейский богатырь Самсон Следующая история – о библейском герое и богатыре Самсоне, 13-м из судей израилевых. Все обстоятельства его жизни и подвиги описаны в 13–16 главах книги Судей.Мать Самсона долгое время была бесплодна, затем, по предсказанию Ангела, родила сына,

Огонь – богатырь-воевода

Огонь – богатырь-воевода Огонь и вода всему голова.Огонь да вода – нужда да беда.С огнём не шути, с водой не дружись, ветру не верь.Огонь царь, вода царица, земля матушка, небо отец, ветер господин, дождь кормилец, солнце князь, луна княгиня.Хороши в батраках огонь да вода, а

Охотник богатырь комир герой

Пера – коми-пермяцкий фольклорный герой-богатырь, известный также южным (лузско-летским, верхне-вычегодским) коми-зырянам.

Сюжет о Пере-богатыре является одним из наиболее развитых, хорошо сохранившихся как в эпосе коми-зырян, так и в эпосе коми-пермяков. Первая публикация относится ко второй половине XVIII века. Распространен в Усть-Куломском районе Республики Коми и Пермском крае.

Сказания о Пере имеют множество вариантов, но сюжеты большинства из них, по мнению исследователя Ю. Г. Рочева, характеризуются следующими особенностями:

1. Ратный подвиг богатыря является центральным эпизодом. Ратному подвигу предшествуют картины мирного труда. Пера занимается земледелием, охотничьим промыслом. Он дружелюбен, миролюбив, вспыльчив и отходчив, не может терпеть несправедливости, насмешек, жестоко мстит пересмешникам. Брат Перы служит у московского царя.

Неожиданно на царя нападают иноземцы, владеющие чудовищным колесом. По зову царя коми богатырь идет на битву с чудовищем, побивает его. Русский царь хочет наградить Перу золотом-серебром, но тот от награды отказывается, принимает лишь грамоту на лесные угодья и шелковые сети.

2. Поединок Перы с Лешим-Вöрса: завоеванные в битве с иноземцем-чудовищем права на свободный промысел дичи в родной тайге-парме Пере приходится утверждать в схватке с Лешим-Вöрса, который не признает дарованных царем прав, хочет извести Перу, убить его сонного.

Сначала он проигрывает Пере в перетягивании на палках: Пера предварительно привязывает себя к смолистому пню, а когда пень начал трещать, Пера пугает обессиленного Вöрсу, утверждая, что это с треском входят в него новые силы. Затем Вöрса пытается выведать у Перы, как тот спит во сне. «Сплю, как березовый кряж», – отвечает Пера, разгадав коварный замысел.

Ночью Пера подкладывает вместо березовый кряж, прикрыв войлочным плащем-лузаном. Вöрса, приняв кряж за Перу, пронзает дерево копьем с серебряным наконечником.

В ответ Пера, притаившийся на дереве среди ветвей, пускает стрелу и смертельно ранит противника, добивает на пороге жилища, становится мужем его жены. Однако, обнаружив колдовские хитрости полоненной женщины, Пера убивает и ее.

3. Поединок Перы с графом Строгановым и его приближенными: завоеванные в битве с иноземцами и в поединке с Вöрса права богатырь вынужден отстаивать на этот раз от «злющих слуг Строгановых», «от злющего графа». Враги хотят «замежить» железной цепью земли Перы и его народа, хотят присоединить их земли к усадьбе Строгановых, людей обратить в крепостное состояние.

Пера разрывает руками железную цепь, клнцы той цепи прячет в кустах. Так он освобождает себя и своих людей из крепостной неволи. Впрочем в большинстве вариантов оказывается, что Пера, этот отважный победитель иноземца и лесного чудовища, вынужден скрываться от графа и его прихвостней.

Художник Н. Кочергин

В энциклопедии «Мифология Коми» даются и другие подробности из жизни легендарного героя Перы:

Наиболее распространённым является текст, в котором объединены два сюжета: Пера — защитник Родины, победитель вражеского войска и Пера — победитель лешего.

Логическая связь этих сюжетов объясняется достаточно легко: Пера в благодарность за победу над врагом просит и получает от царя ловчую сеть и грамоту на владение лесным промысловым участком в родных краях, но на него претендует и леший, прежний его хозяин. Пера вступает с ним в единоборство и, во многом благодаря хитрости, побеждает его.

Но в отдельных текстах сюжеты расположены в обратном порядке. В то же время обязательны и неизменны следующие детали: поход Перы происходит зимой (он отправляется в путь на лыжах). Вражеское войско двигается с юга относительно Коми края. Предводитель вражеского войска находится в огромном колесе, причём колесо это огненное: «. неприятель давил огненным колесом».

Огненное колесо двигалось с юга на запад. Москва (а именно к ней отправляется Пера на битву с врагом) находится на запад от Коми края. В некоторых текстах западное направление отмечается особо: «. на запад, дескать, надо идти, — ответили посланцы».

Учитывая, что в одном из фольклорных текстов Пера предстаёт в роли солнцеборца и создателя прецедента, установившего годовой ход солнца, сюжет об уничтожении им огненного колеса, возможно, является отголоском древнего аналогичного мифа об установлении суточного хода светила.

Оригинальный коми-пермяцкий миф объясняет возникновение годового хода Шондi (Солнца) и связанной с ним смены времен года. В нем говорится, что некогда зимы не было вообще, а Шондi никуда не уходило из Пармы (Тайги). В Парме было много всяких зверей и птиц, но еще не было людей. Наконец, Парма родила юношу, которого назвали Перой, — интересный вариант рождения первочеловека самой Матерью-Природой.

Пера сделал себе лук и стрелы и стал хозяином и земли, и леса. Однажды, спустившись к реке, он увидел радугу, которая пила из нее воду. За разрешение напиться Пера попросил поднять его за облака.

Поднявшись наверх, Пера увидел «твердь господню» и множество огней, а посередине самый большой огонь – Шондi. Пера решил взять немного этого огня и спустить его на землю, но, приблизившись к Шондi, был отброшен от него грянувшим громом и сверкающей молнией.

После этого Пера оказался на облаках в золотых санях, запряженных серебряным конем, рядом с красивой девушкой. Это была дочь Шондi по имени Зарань, она вставала утром раньше Шондi, а вечером ложилась спать позднее его и следила, чтобы Шондi-огонь никого не сжег. Пера и Зарань полюбили друг друга и спустились жить на Землю.

Увидев это, Шондi рассердилось и ушло далеко от этих мест. На земле стало темно и холодно, замерзли реки и озера, все занесло снегом. Перу и Зарань укрыла Мать-Парма.

Шондi не было семь лет. За это время у Перы и Зарань появилось семь сыновей и семь дочерей. Наконец, Шондi вернулось. Стало тепло, появилась зелень, в небе снова засияла радуга.

Шондi предложило Зарань вернуться, угрожая в противном случае сжечь все на земле. Началась страшная жара, высыхали реки, трескалась земля. Чтобы спасти своих детей, Зарань поднялась за облака, но Шондi продолжало жечь. Тогда Пера со всеми своими сыновьями поднялся на высокую гору, он и семь его сыновей натянули могучие луки и выстрелили в Шондi.

От Шондi оторвался и рассыпался большой кусок, а в Парме зажглось множество огней. Шондi-огонь и сейчас убегает из этих мест, потому и бывает зима каждый год, но уйти совсем Шондi уже не может, потому что его большой кусок греет землю.

Сюжет о борьбе Перы с лешим, в свою очередь, состоит из двух стабильных эпизодов. В первом из них Пера встречает в лесу лешего и вступает с ним в единоборство. Вначале они меряются силой, перетягиваясь на палке. Пера обманывает лешего, привязав себя сыромятным ремнём к крепкому пню. Потом они ложатся спать у костра. Пера, улучив момент, подкладывает вместо себя берёзовый кряж или сосновый чурбак, накрывает его одеялом, а сам прячется неподалёку.

Леший, решив, что Пера уснул, бьёт в чурбак копьём с серебряным наконечником. Пера в это время стреляет в него из лука. Тяжелораненый леший, оставляя кровавый след, бежит в сторону Урала, добегает до горы Болванов Камень (Болван Из), где у него был дом, и умирает на его пороге.

Во втором эпизоде Пера обнаруживает в доме умершего лешего его молодую красивую жену, приводит её к себе домой и берёт в жёны.

Некоторое время молодожёны живут счастливо, но однажды Пера возвращается домой с охоты в неурочное время и входит в дом без стука. Он видит свою жену, щёлкающую вшей, которых она находит в волосах на снятом с головы скальпе, и убивает её.

Повод для убийства Перы своей жены – снятый ею со своей головы скальп – обладает также глубокой символикой. У обских угров голова и волосы считались местом обитания четвёртой души, поэтому у них существовал обычай скальпировать убитых врагов, чтобы уничтожить их души; никогда не стригли своих волос шаманы, поскольку верили, что в них находятся их душа, сила и оберег. Понятие о том, что в волосах находится душа или магическая сила, а потерять их означало потерять силу, универсально и было известно многим народам. Таким образом, жена Перы со снятым скальпом (без души) лишена сил и фактически ни жива, ни мертва, находится на рубеже бытия и небытия.

Само по себе убийство лешего, духа-хозяина леса и зверей («лесного бога») для традиционного мировоззрения коми-зырян и коми-пермяков событие далеко не ординарное. Хотя отношение к лешему и было двойственным: он мог как навредить человеку, так и одарить охотника богатой добычей, в нём доминировали уважительные мотивы.

Считалось, что если соблюдать традиционные нормы и правила поведения в лесу, а также делать периодические приношения лесному духу-хозяину, он был нейтрален или даже помогал в промысле.

Остальные деяния Перы не имеют явно выраженной мифологической подоплеки и преимущественно свидетельствуют лишь о его богатырской силе.

С охоты Пера приносил по два-три лося на спине. Он вытаскивал воз, который не могла осилить лошадь. Соревнуясь в метании камней, Пера мог бросить на версту камень весом в сто пудов. Он приносил на плечах по двенадцать дубовых стволов зараз и раздавал их соседям для изготовления санных полозьев. Обидевшись на одного из односельчан, Пера поднял и сложил внутрь сруба все брёвна, заготовленные им для строительства дома.

Лыжи Перы, поставленные у стены дома, доставали его стреху, а мчался он на них так быстро, что обгонял лошадиную упряжку.

Обладая богатырским аппетитом, Пера мог съесть за один присест десять блюд пельменей и выпить бадью вина. После неудачной женитьбы на вдове лешего семьи Пера так и не завёл и жил один.

Два его брата не обладали богатырской силой Перы, а его сестра, тоже богатырской мощи, жила у северного моря, где она разводила оленей. Иногда сестра приезжала к Пере на оленях, или же он ездил к ней на собачьей упряжке.

Относительно смерти Перы существует несколько версий.

Согласно одной из них, он жил долго и умер естественной смертью. По другой, состарившись, Пера вместе с одним из своих братьев ушёл в парму (приуральскую тайгу), и там они превратились в камни. По третьей версии, Пера надорвался, натягивая ловчие сети, полученные им в дар от царя, между берёзой на правом берегу реки и сосной – на левом. Придя домой, он лёг в заранее изготовленный кедровый гроб и умер. Или же, натягивая сети между сосной на своём берегу реки и елью, растущей на другом, Пера приложил столько усилий, что ель сломалась. Он упал вместе с ней на землю и вскоре умер от полученных травм.

Оригинальный сюжет о Пере-богатыре был зафиксирован в 1771 году выдающимся сподвижником М. Ломоносова русским ученым и писателем Иваном Лепехиным.

После посещения Коми края по заданию Российской Академии наук он так писал в «Дневных записках»:

«Между пермяками хранится старинная грамота, жалованная во время царствования государя царя Иоанна Васильевича, которая нынче истреблена, потому что пермяки, стоя за праотцовские свои дачи и часто ссылаясь в присутственных местах на свои древние грамоты, праведным судьям ею наскучили.

Грамота сия дана была одному из чюди, жившему на Каме, в верстах 50-ти от того места, где ныне стоит село Гайны. Сей чюденин, по их уверениям, был отменный силач, который узнан был по случаю заблудившегося русского торгаша, которому он указал дорогу и снабдил всем нужным.

Торгаш, возвратясь в Москву, многим рассказал об отменной силе чюденина, и слух дошел до самого царя. Сказуемая отменная сила возбудила любопытство государево, и он призван был в Москву, где в награждение ему дана была грамота за государевою рукою на известный земли округ, в котором бы он мог беспрепятственно промышлять.

К сему прибавляют, что в знак государевой милости даны были ему и шелковые сети.

Сей батырек назывался Перя, из чего кажется заключить можно, что по крайней мере его семейство называлось Перяки, и после оно перешло и к его соседям, а во времени для удобнейшего выговора из Перяков произошли Пермяки».

К настоящему времени о Пере-богатыре опубликованы десятки текстов.

А. С. Клейн обращался к образу Перы в своих пьесах-сказках «Камень жизни» (1966 год), «Ожерелье Сюдбея» (1973 год), «Волшебный камень, или книга Белой Совы» (1977 год).

Уникальные графические изображения сюжетов сказаний о Пере-богатыре сделали известные художники Республики Коми Аркадий Васильевич Мошев, Василий Георгиевич Игнатов, Виталий Николаевич Оньков.

Произведения В. Г. Игнатова навеяны сюжетами коми-зырянских и коми-пермяцких легенд. Это своеобразная станковая графика.

А. В. Мошев, коми-пермяцкий художник, проживавший в Республике Коми, известный так же книжной и станковой графикой, из мифологических персонажей тоже явное предпочтение отдает богатырю Пере.

В. Н. Оньков – коми-пермяцкий художник, известен графикой, акварельными работами, а также деревянной скульптурой. Наиболее близки ему образы чудских богатырей: Перы, Кудым Оша и духов-хозяев: чердачный чуд, подпольный чуд, банный чуд, водяной чуд.

Владимир Рохин. Пера-богатырь и Яг-Морт. 1983 год

Послушать аудиокниги:

Коми народная сказка на русском языке «Пера-богатырь». Читает Е. А. Выборова

Коми народная сказка на коми языке «Пера-багатыр». Читает В. Н. Казаринова

Оцените статью