Народ хауса — Hausa people
Хауса ( autonyms для единственного числа: Bahaushe ( м ), Bahaushiya ( е ); множественное число: Hausawa и общее: Хауса ; экзонимы : Ausa; Francophonic орфографии: Haoussa ) являются самой крупной этнической группы в Африке к югу от Сахары . Хауса — это разнообразный, но однородный в культурном отношении народ, проживающий в основном в сахелианском регионе и в редких саваннах южного Нигера и северной Нигерии соответственно, насчитывающий более 70 миллионов человек со значительной дегенизированной популяцией в Бенине , Камеруне , Кот-д’Ивуаре , Чаде , Судане , Центральной Африке Республика , Республика Конго , Того , Гана , Эритрея , Экваториальная Гвинея , Габон , Сенегал и Гамбия .
Общины, в которых говорят преимущественно на хауса, разбросаны по всей Западной Африке и на традиционном маршруте хаджа на север и восток, пересекающем Сахару , с особенно большим населением в городе Агадес и его окрестностях . Другие хауса также переехали в крупные прибрежные города региона, такие как Лагос , Порт-Харкорт , Аккра , Абиджан , Банжул и Котону, а также в некоторые части Северной Африки, такие как Ливия, за последние 500 лет. Хауса традиционно живут в небольших деревнях, а также в доколониальных поселках и городах, где они выращивают урожай, разводят домашний скот, включая крупный рогатый скот, а также занимаются торговлей, как местной, так и междугородной по всей Африке. Они говорят на языке хауса , в афро-азиатском языке в чадских группах. Аристократия хауса исторически развивала культуру конного спорта . По-прежнему являясь статусным символом традиционной знати в обществе хауса, лошадь до сих пор фигурирует в праздновании праздника Курбан-байрам , известного как Ранар Саллах (на английском языке: День молитвы). Город Даура — культурный центр народа хауса. Город предшествует всем другим крупным городам хауса в традициях и культуре.
СОДЕРЖАНИЕ
Распределение населения
За последние 500 лет хауса пересекли обширный ландшафт Африки во всех ее четырех уголках по разным причинам, начиная от военной службы, торговли на дальние расстояния, охоты, совершения хаджа, бегства от деспотических феодальных королей, а также распространения ислама. . В таблице ниже показано распределение этнического населения хауса по странам коренного происхождения за пределами Нигерии и Нигера:
Страна | численность населения |
---|---|
| 1 035 000 |
| 1 028 000 |
| 919 000 |
| 400 000 |
| 287 000 |
| 281 000 |
| 33 000 |
| 30 000 |
| 26 000 |
| 21 000 |
| 12 000 |
| 12 000 |
| 11 000 |
| 10 000 |
История
Даура на севере Нигерии — старейший город Хаусаленда. Хауса Гобир , также в северной Нигерии, говорят на старейшем сохранившемся классическом местном языке . Исторически Кацина была центром исламской науки хауса, но позже была заменена Сокото, происходящим из исламской реформы Усмана Дан Фодио 17-го века.
Хауса культурно и исторически наиболее близки к другим сахелианским этническим группам, в первую очередь к фула ; Zarma и сонгаи (в Tillabery , Tahoua и Dosso в Нигер ); канури и Сюва арабы (в Чаде , Судане и северо — востоке Нигерии); Туареги (в Агадезе , Маради и Зиндер ); Гур и Gonja (на северо — востоке Ганы , Буркина , северный Того и верхний Бенин ); Гвари (в центральной части Нигерии); и Мандинка , Бамбара , Диула и Сонинке (в Мали , Сенегале , Гамбии , Кот-д’Ивуаре и Гвинее ).
Все эти различные этнические группы среди хауса и вокруг него живут на обширных и открытых землях регионов Сахеля , Сахары и Судана , и в результате географического положения и сети пересекающихся традиционных африканских торговых путей, их культура в значительной степени имела свою культуру. под влиянием своих соседей-хауса, как отмечает Т.Л. Ходжкин: «Огромным преимуществом Кано является то, что торговля и производство идут рука об руку, и что почти каждая семья имеет в этом свою долю. Есть что-то грандиозное в этой индустрии, которая простирается на север до Мурзука , Гхата и даже Триполи , на запад, не только до Тимбукту , но в некоторой степени даже до берегов Атлантики, самих жителей Аргуин одевается в ткань, сотканную и окрашенную в Кано ; к востоку, по всему Борно , . и к югу . он вторгается во всю Адамаву и ограничивается только язычниками, которые не носят одежды ». В четкое свидетельство утверждения Т. Л. Ходжкина, жители районов Агадеса и Сахары в центральном Нигере, группы туарегов и хауса неотличимы друг от друга в своей традиционной одежде; оба носят тагельмуст и индиго Баббан Рига / Гандора . Но эти две группы различаются языком, образом жизни и предпочтениями вьючных животных (туареги используют верблюдов , а хауса ездят на лошадях ).
Другие хауса смешались с этническими группами южнее, такими как йоруба из старого Ойо , нупе и игбирра на северной окраине лесного пояса, и, подобно своим сахелианским соседям, сильно повлияли на культуры этих групп. Исламский шариат закон свободно закон земли в хауса районах, хорошо понимают любой исламский ученый или учитель, известный в хауса как m’allam , mallan или Malam (см Гуссейн Гуслия ). Такое плюралистическое отношение к этнической идентичности и культурной принадлежности позволило хауса заселиться в один из крупнейших географических регионов Африки, не принадлежащих к банту .
Культура Нок появилась на севере Нигерии около 1000 г. до н.э. , и исчез при невыясненных обстоятельствах около 300 г. н.э. в регионе Западной Африки. Считается, что продукт наследственного нации, разветвленным создать хауса, народ Гвандара , бирам , канури , Nupe народов, Kwatarkwashi Культура Tsafe или натирать в настоящее время день Замфара государства , расположенного на северо — западе Нок считается тем же самым или более ранним предком Нока.
Считается, что социальная система Нока очень развита. Культура Нок считается одним из первых производителей терракоты в натуральную величину к югу от Сахары .
Утонченность этой культуры подтверждается изображением сановника Нока в Институте искусств Миннеаполиса . Сановник изображен с «кривой дубинкой». Сановник также изображен сидящим с расширенными ноздрями и открытым ртом, что предполагает представление. На других изображениях изображены фигуры верхом на лошади, что указывает на то, что культура Нок владела лошадью.
Использование железа при выплавке и ковке инструментов появилось в культуре Нока в Африке, по крайней мере, к 550 г. до н.э. и, возможно, раньше. Кристофер Эрет предположил, что выплавка железа была независимо открыта в этом регионе до 1000 г. до н.э. В 7 веке холм Далла в Кано был местом поселения хауса, которое мигрировало из Гая и занялось обработкой железа. В хауса Bakwai царства были созданы около 7 — го по 11 — й века. Согласно легенде Баяджидды , королевство Даура было первым из них . Хотя легенда о Баяджидде — относительно новое понятие в истории народа хауса, получившее признание и официальное признание при исламском правительстве и учреждениях, недавно созданных после Усмана дан Фодио Джихад в 1804 году.
Королевства хауса были независимыми политическими образованиями на территории современной Северной Нигерии. Города-государства хауса возникли как южные терминалы транссахарской торговли караванами. Как и другие города, такие как Гао и Тимбукту в Малийской империи , эти города-государства стали центрами междугородной торговли. Торговцы хауса в каждом из этих городов собирали предметы торговли из домашних хозяйств, такие как кожа, крашенная ткань, конское снаряжение, металлические замки и кольские орехи, из региона тропических лесов на юге посредством торговли или ограблений рабов, обрабатывали (и облагали налогом) их, а затем отправил их на север, в города вдоль Средиземного моря . К 12 веку нашей эры хауса становились одной из главных торговых держав Африки, конкурируя с Канем-Борну и Малийской империей . Основными экспортными товарами были кожа , золото , ткань , соль , орехи кола , рабы , шкуры животных и хна . Безусловно, торговля влияла на религию. К 14 веку ислам стал широко распространяться в Хаусаленде, когда ученые Вангара , ученые и торговцы из Мали, а также ученые и торговцы из Магриба принесли с собой эту религию.
К началу 15 века хауса использовали модифицированный арабский шрифт, известный как аджами, для записи своего собственного языка; Хауса составили несколько письменных историй, самая популярная из которых — Хроники Кано . Недавно были обнаружены многие средневековые рукописи хауса, похожие на рукописи Тимбукту, написанные письмом аджами, некоторые из них даже описывают созвездия и календари .
Gobarau Минарет был построен в 15 — м веке в Катсине . Это 50-футовое здание, расположенное в центре города Кацина, столицы государства Кацина . Минарет Гобарау, символ государства, является ранним примером исламской архитектуры в городе, который гордится тем, что является важным центром изучения ислама. Минарет считается одним из первых многоэтажных зданий в Западной Африке и когда-то был самым высоким зданием в Кацине. Возникновение мечети приписывают усилиям влиятельного исламского ученого шейха Мухаммада аль-Магили и султана Мухаммаду Корау из Кацины. Аль-Магили был из города Тлемсен в современном Алжире и некоторое время преподавал в Кацине, которая стала центром обучения в то время, когда он посетил город в конце 15 века во время правления Мухаммаду Корау. Он и Корау обсудили идею строительства мечети, которая служила бы центром духовной и интеллектуальной деятельности. Мечеть Гобарау была спроектирована и построена в архитектурном стиле Тимбукту. Он стал важным центром обучения, привлекающим ученых и студентов со всего мира, а позже служил своего рода университетом.
Мухаммад Румфа был султаном султаната Кано , расположенного в современном штате Кано , Северная Нигерия . Он правил с 1463 по 1499 год. Среди достижений Румфы — расширение городских стен, строительство большого дворца Гидан Румфа , продвижение рабов на правительственные должности и создание большого рынка Курми , который используется до сих пор. Рынок Курми — один из старейших и крупнейших местных рынков Африки. Раньше он служил международным рынком, на котором североафриканские товары обменивались на отечественные товары через транссахарскую торговлю. Мухаммад Румфа также был ответственен за большую часть исламизации Кано, поскольку он призывал видных жителей к обращению.
Легендарная королева Амина (или Аминату), как полагают, правила Заззау между 15-м и 16-м веками в течение 34 лет. Амине было 16 лет, когда ее мать, Баква Турунку, стала королевой, и ей дали традиционный титул Магаджия , почетный титул, который носят дочери монархов. Она оттачивала свои военные навыки и прославилась своей храбростью и военными подвигами, так как в песнях она прославляется как «Амина, дочь Никатау, женщина, способная как мужчина». Амина считается архитектором, создавшим крепкие земляные стены, окружающие ее город, которые были прототипом укреплений, используемых во всех государствах хауса. Впоследствии она построила многие из этих укреплений, которые стали известны как ганувар Амина или стены Амины, вокруг различных завоеванных городов. Цели ее завоеваний были двоякими: расширение ее нации за пределы ее основных границ и превращение завоеванных городов в вассальный статус. Султан Мухаммад Белло из Сокото заявил, что «Она вела войну с этими странами и полностью победила их, так что люди Кацины платили дань ей и людям Кано и . также вели войну с городами Баучи, пока ее королевство не достигло море на юге и западе «. Точно так же она привела свои армии до Кварарафы и Нупе и, согласно Хроникам Кано, «Саркин Нупе послал ей (то есть принцессу) 40 евнухов и 10 000 орехов кола».
С 1804 по 1808 год фулани , другая исламская африканская этническая группа, которая охватывала Западную Африку и поселилась в Хаусаланде с начала 1500-х годов, при поддержке уже угнетенных крестьян хауса восстали против жестких налогов на скот и религиозных преследований при новом короле Гобира , чей предшественник и отец терпеливо относились к мусульманским евангелистам и даже отдавали предпочтение ведущему мусульманскому священнослужителю того времени, шейху Усману Дан Фодио , жизнь которого новый король стремился положить конец. Шейх Усман Дан Фодио бежал из Гобира и из своего святилища объявил Джихад своему королю и всем царям династии Хабе за их предполагаемую жадность, язычество, несправедливость по отношению к классу крестьян, использование высоких налогов и нарушение норм шариата. Однако культурное сходство фулани и хауса как сахелианского народа позволило в значительной степени интегрироваться между этими двумя группами. С начала 20 века эти народы часто классифицируются как « хауса-фулани » в Нигерии, а не как отдельные группы. Фактически, большое количество фулани, проживающих в регионах хауса, вообще не могут говорить на фульфульде и говорят на хауса как на своем родном языке. Многие фулани в регионе не отличаются от хауса, поскольку они давно состоят в браках, исповедуют ислам, и более половины всех нигерийских фулани интегрировались в культуру хауса.
Британский генерал Фредерик Лугард использовал соперничество между многими эмирами на юге и центральной администрацией Сокото, чтобы помешать какой-либо обороне, когда он работал в направлении столицы. Когда британцы подошли к городу Сокото, новый султан Мухаммаду Аттахиру I организовал быструю оборону города и сразился с наступающими силами под командованием британцев. Британские войска победили, отправив Аттахиру I и тысячи последователей на махдистскую хиджру .
13 марта 1903 года на большой рыночной площади Сокото последний визирь Халифата официально уступил британскому правлению. Британцы назначили Мухаммаду Аттахиру II новым халифом. Лугард отменил халифат, но сохранил титул султана как символическое положение во вновь организованном протекторате Северной Нигерии . В июне 1903 года британцы разбили оставшиеся силы Аттахиру I и убили его; к 1906 году сопротивление британскому правлению прекратилось. Территория халифата Сокото была разделена между британцами, французами и немцами согласно условиям их Берлинской конференции .
Британцы учредили Протекторат Северной Нигерии для управления регионом, в который входила большая часть империи Сокото и ее наиболее важные эмираты. При Лугарде различным эмирам была предоставлена значительная местная автономия, что позволило сохранить большую часть политической организации Халифата Сокото. Район Сокото рассматривался как еще один эмират в пределах Нигерийского протектората. Поскольку он никогда не был связан с железнодорожной сетью, он стал экономически и политически маргинальным.
Но султан Сокото продолжал считаться важной мусульманской духовной и религиозной позицией; родственная связь с Дэном Фодио продолжает признаваться. Одним из самых значительных султанов был Сиддик Абубакар III , занимавший этот пост в течение 50 лет с 1938-1988 гг. Он был известен как стабилизирующая сила в политике Нигерии, особенно в 1966 году после убийства Ахмаду Белло , премьер-министра Северной Нигерии.
После строительства нигерийской железнодорожной системы , которая простиралась от Лагоса в 1896 году до Ибадана в 1900 году и Кано в 1911 году, жители северной Нигерии стали основными производителями арахиса. Они удивили британцев, ожидавших, что хауса обратятся к производству хлопка. Однако у жителей хауса было достаточно опыта в сельском хозяйстве, чтобы понять, что хлопок требует больше труда, а европейские цены на арахис были более привлекательными, чем цены на хлопок. «В течение двух лет крестьянские фермеры Хаусаленда производили столько тонн арахиса, что железная дорога не могла справиться с трафиком. В результате европейские торговцы в Кано были вынуждены складывать мешки с арахисом на улицах». (Шиллингтон 338).
Боко сценарий был наложен на Хауса британцами и французских сил колониальных и сделал официальный хауса алфавит в 1930 году Боко является латинский алфавит используется для записи языка хауса . Первый боко был изобретен европейцами в начале 19 века и разработан в начале 20 века британскими (в основном) и французскими колониальными властями. С 1950-х годов боко является основным алфавитом хауса. Арабское письмо ( аджами ) сейчас используется только в исламских школах и в исламской литературе. Сегодня миллионы людей, говорящих на языке хауса, которые могут читать и писать только на языке аджами, считаются неграмотными правительством Нигерии. Несмотря на это, хауса аджами присутствует на банкнотах найра . В 2014 году Аджами был исключен из новой банкноты 100 найр, что было очень спорным.
Тем не менее, хауса остаются доминирующими в Нигере и Северной Нигерии .
Генетика
Согласно исследованию Y-ДНК Hassan et al. (2008), около 47% хауса в Нигере , Камеруне , Нигерии и Судане несут западноевразийскую гаплогруппу R1b ( Западная Азия ). Остальные принадлежат различным африканским отцовским линиям: 15,6% B , 12,5% A и 12,5% E1b1a . Небольшое меньшинство, около 4%, являются носителями клады E1b1b , гаплогруппы, которая наиболее распространена в Северной Африке и на Африканском Роге .
Что касается общей родословной, исследование аутосомной ДНК, проведенное Tishkoff et al. (2009) обнаружили, что хауса наиболее тесно связаны с нило-сахарским населением из Чада и Южного Судана . Это говорит о том, что хауса и другие современные чадоязычные народы изначально говорили на нило-сахарских языках, прежде чем переняли языки из афроазиатской семьи после миграции в эту область тысячи лет назад.
« Из K = 5-13 все нило-сахароязычные населения из южного Судана и Чада объединяются с западно-центральными афроазиатскими чадоязычными популяциями (рис. S15). Эти результаты согласуются с лингвистическими и археологическими данными, предполагая возможное общее происхождение нило-сахароязычного населения с восточной родины Судана за последние
10 500 лет, с последующей двунаправленной миграцией на запад к озеру Чад и на юг в современный Южный Судан, и более поздняя миграция на восток в Кению и Танзанию
3000 лет назад ( давая начало носителям южного нилотского языка) и на запад в Чад
2500 лет назад (давая начало носителям языка Центрального Судана) (S62, S65, S67, S74). Предлагаемая миграция протохадских афроазиатских носителей
7000 лет назад из центральной Сахары в Бассейн озера Чад мог привести к переходу многих западных нило-сахарцев на чадские языки (S99). Наши данные показывают, что этот сдвиг не сопровождался большим потоком генов афроазиатского16. Анализ mtDN A представляют доказательства расхождения примерно 8000 лет назад отдельной линии мтДНК, часто присутствующей в чадских популяциях, и предполагают восточноафриканское происхождение большинства линий мтДНК в этих популяциях (S100) ».
Культура
Культурные обычаи хауса уникальны для Нигерии и выдержали испытание временем благодаря сильным традициям, культурной гордости, а также эффективной доколониальной местной системе правления. Следовательно, и, несмотря на сильную конкуренцию со стороны западной европейской культуры в принятой их южных нигерийских коллег, сохранили богатый и своеобразный способ одевания, еды, языка, системы брака, системы образования, традиционной архитектуры, спорта, музыки и других форм традиционные развлечения.