Охотничья этика — что это?!
Об этике охотника пишут многие наши авторы, почти в каждом номере «РОГ» есть статьи на эту тему. Однако, на мой взгляд, многие путают этику с браконьерством и нарушением правил охоты. Этика и отличается от всего этого, что нарушение этических норм не является нарушением законодательства, хотя и осуждается охотничьим братством.
К примеру, неэтично стрелять сидящую утку или зайца, надо дать им взлететь, чтобы у них была возможность спастись. Хотя стрельба сидящей птицы — не нарушение правил охоты. Не этично стрелять зайца из-под чужой гончей. Однако будь это даже собака охотоведа, протокол он на вас не составит, только выскажет все, что думает. Неэтично заставлять мучиться животных. Если вы ранили хоть утку, хоть лося, не пожалейте еще патрон – добейте животное. Стрелять весной уток, глухарок, тетерок, зайцев – это, конечно, неэтично, но в первую очередь – это является браконьерством и влечет наказание. За нарушение этических норм наказанием будет только презрение окружающих охотников. Правда, непонятно, что будет тяжелее.
Многие со мной могут не согласиться, но, на мой взгляд, иногда даже браконьерство может не быть нарушением этических норм. Я знаю историю, когда в заброшенной деревеньке на окраине Тверской области местный житель стрелял осенью и зимой каждый месяц по лосю, а мясо раздавал десятку немощных, доживающих свой век стариков. Он не имел с них ни копейки, он их просто кормил. Многие из них, может, на этом мясе прожили несколько лишних лет. Для них он был кормильцем, и ему не надо было прятать от людей глаза за недостойное поведение. Хотя, с точки зрения закона, он был нарушитель. Скажу более, даже егеря знали об этом, но никто не решался его задержать и навлечь на себя презрение односельчан.
Сейчас часто охотники охотятся без лицензий и путевок с чистой совестью и их вполне можно понять. Да, охота без разрешения – это нарушение закона, но позиция нашего государства, не оказывающего не только никакой пользы охотничьему хозяйству, а своими законами и реорганизациями уничтожающая его. Так почему охотник должен платить государству за охоту, если оно, кроме вреда, ничего не принесло?
Люди в глубинке, а особенно северные народы, живут охотой и рыболовством. Большинство охотится без всяких разрешений. Но можно ли осуждать их? Тем более что такие охотники никогда, в отличие от городских охотников, не позволят себе добыть больше, чем смогут использовать. Неэтично добывать животных больше, чем вы можете использовать, даже если вы укладываетесь в отведенные нормы. Я знаю случай, когда в одно охотхозяйство приехал известный спортсмен-стендовик. Норма отстрела была пять тетеревов. За пять дней охоты он выбил 25 штук, полностью уничтожив два единственных выводка. После такой охоты егеря сказали, что ноги этого человека больше здесь не будет. Да и не понятно, зачем человеку столько дичи?
Еще более аморально бросать подбитых животных. Мне неоднократно доводилось видеть на охотах, как некоторые охотники даже не пытались найти сбитых уток или вальдшнепов, объясняя это тем, что на охоту они приехали не за мясом и дичь им не нужна. При этом часто стрельба ведется на любых дистанциях. Хорошо если они запредельные и дичь уходит невредимой, а ведь сколько подранков погибает от таких горе-охотников. Если такие стрелки попадали в нашу компанию, это был первый и последний их выезд.
Неэтично добывать животных, находящихся в бедственном положении. Неоднократно нам на охоте доводилось доставать запутавшихся в браконьерских сетях уток. За исключением погибших, мы всегда выпускали их. Ни у кого не возникало желания использовать птиц. Добывать животных надо в честном поединке.
Если вы находитесь в лесу или на охотбазе рядом с другими охотниками не мешайте им отдыхать, не шумите, не доставляйте другие неудобства. Не оставляйте после себя мусор. Все эти вещи не являются ни административным правонарушением, ни уголовным преступлением, но, нарушая их, вы будете презираемы охотниками.
К сожалению, ни большинство обществ охотников, ни тем более Охотдепартамент не занимаются воспитанием культуры охоты. Все воспитание сводится к одному: виноват — не виноват. Чист перед законом или нарушитель. Поэтому бродят по полям и лесам нетрезвые стрелки, палящие во все живое, на любой дистанции, а леса завалены горами мусора. Сколько раз, остановившись на охотбазе, ваш отдых был отравлен пьяной орущей всю ночь компанией.
Единственное общество охотников, где мне известно ведется работа по привитию культуры охоты – это Московское городское общество охотников и рыболовов, которым даже разработан Кодекс охотника:
Помни: охотники на охоте и отдыхе равны.
Почитай и уважай охотничьи традиции и старших по возрасту охотников.
Будь честным, добрым, отзывчивым и внимательным с товарищами по охоте.
Не забывай: взаимовыручка и уважение – основа охотничьей дружбы. Соблюдай правила охоты и техники безопасности при обращении с охотничьим оружием.
Не навреди словом и делом окружающей среде.
Не добывай животных ради забавы и прихоти.
Не допускай жестокости и неоправданных мучений животных.
Повышай навыки и знания охотника и точность стрельбы.
Уважай общественную, государственную и частную собственность.
Вдумайтесь в эти строки. Все банально. Так почему же многие из нас не соблюдают эти простые истины, жалуясь что дичи мало стало, лес загажен, на охотбазе всю ночь шла пьянка и стрельба. Начинать надо с себя. Относитесь к людям так, как вы бы хотели, чтобы относились к вам и охота доставит вам гораздо больше радости.
Охотничья этика
Во-первых, каждый охотник, в той или иной мере пользуясь объектами природы, обязан компенсировать причиненный ей ущерб. Такая компенсация может быть разнообразной. Это и активное участие в мероприятиях по охране природы, личное трудовое участие в проведении биотехнических мероприятий — заготовке кормов для подкормки диких животных, устройстве кормушек, солонцов, искусственных гнезд и т.п. Это и внесение денежных средств на ведение охотничьего хозяйства в виде платы за путевки и лицензии, членских взносов в общества и т.п.
Каждый охотник обязан пропагандировать правила охоты и показывать личный пример в строгом их выполнении, вести разъяснительную работу среди других охотников и местного населения о необходимости бережного отношения к природе. Он не может спокойно проходить мимо фактов браконьерства, случаев нанесения ущерба природным богатствам.
Традиционно сложившаяся культура охоты в России определенным образом отличается от культуры охоты в западных странах. Она несколько проигрывает в ритуалах, сопровождающих процесс охоты, изысканности охотничьей одежды, охотничьих принадлежностей. Видимо, это определилось тем, что охота в России во все времена была более доступна самым широким слоям населения. Однако это же, а также наличие значительно большего количества различных видов охотничьих животных, определило разнообразие способов русской охоты. В подавляющем большинстве охота у нас либо индивидуальна, либо предполагает участие двух-трех-четырех близких товарищей, действующих в тесном контакте. В отличие от коллективной охоты, более распространенной на западе, это позволяет шире проявлять на охоте личную творческую инициативу, гораздо глубже познавать повадки животных, законы и тайны природных явлений, использовать эти знания для достижения успеха на охоте.
Наш российский охотник, как правило, достаточно пренебрежительно относился к красоте своего охотничьего костюма, но высоко чтил качество охотничьего оружия и специального снаряжения. Вот что пишет Л.Н.Толстой в романе «Анна Каренина» о сборах на охоту богатого барина князя Облонского Степана Аркадьевича с товарищами: «Степан Аркадьевич был одет в поршни и подвертки, в оборванные панталоны и короткое пальто. На голове была развалина какой-то шляпы, но ружье новой системы было игрушечка, и ягдташ и патронташ, хотя истасканные, были наилучшей доброты. Васенька Весловский не понимал прежде этого настоящего охотничьего щегольства — быть в отрепках, но иметь охотничью снасть самого лучшего качества».
Однако, конечно же, и своей одежде, охотнику следует уделять самое пристальное внимание. Она должна соответствовать сезону охоты, погодным условиям, быть хорошо подогнанной, не мешать движениям, не создавать лишнего шума при передвижении, например, в зарослях. Внешний вид охотника не должен вызывать неприязни как у товарищей по охоте, так и у других людей, встречающихся с ним. Совершенно не допустимо, особенно городским охотникам, появляться в общественных местах после охоты в одежде запачканной грязью или, тем более, со следами крови на ней или на рюкзаке, в котором лежит добытая дичь.
Многие виды охоты не возможны без соответствующей маскировки. Поэтому хороший охотник должен иметь маскировочные костюмы для зимней и для осенней охоты, особенно это необходимо при коллективной охоте, например, на копытных животных, где от действий одного человека порой зависит успех всей команды. Можно привести такой пример. При проведении зимней загонной охоты на лося в команду охотников попал новый человек. Ранее не бывая на таких охотах, он прибыл совершенно не подготовленным. Мало того, что новое помповое ружье было никак не пригодно для стрельбы по крупному зверю. При температуре воздуха около минус двадцати градусов, одет он был в легкую кожаную куртку, джинсы, кроссовки и спортивную шапочку. Уже через час охоты только один вид этого промерзшего насквозь «охотника» вызывал у всей команды уныние, а его постоянные намеки, что пора возвращаться на базу, никак не способствовали успеху охоты.
Отсюда еще один вывод — нужно внимательно подходить не только к подбору своего охотничьего снаряжения, но и товарищей по охоте. Особенно важно иметь хороших, надежных напарников при многодневных охотничьих походах в тайге, в горах, на больших водоемах, где практически всегда возникают какие-то экстремальные ситуации и от действий охотников зависит не только успех охоты, но, нередко, и само их здоровье, жизнь.
Среди охотников всегда почиталось глубокое «знание охоты». Это достаточно широкое понятие, включающее знание охотничьего оружия, снаряжения, повадок диких животных, тонкостей различных способов охоты. Для непосвященного человека охота — это хождение в лесу, в поле, по болоту с ружьем. Выскочит дичь — стреляй. Да и практически каждый охотник в юности начинал с этого. Но в дальнейшем охота для настоящего охотника приобретает особый смысл. Со временем у каждого появляются любимые виды охоты, которые он познает до тонкости. Только в этом случае охота становится не просто добычей куска мяса, а настоящим искусством, процессом, приносящим радость и удовлетворение, часто даже независимо от количества добытой дичи. Говоря о культуре охоты, следует отметить, что безусловно охотник, владеющий охотничьей собакой любой породы, имеет преимущества перед другими охотниками. Конечно, в современных условиях, к сожалению, трудно содержать и готовить хороших охотничьих собак, особенно горожанам. Отсюда, например, постепенное затухание самой поэтической русской охоты — охоты о гончими. Содержание этих собак требует особых условий. Но, будем надеяться, что настоящие охотники на Руси никогда не переведутся, и наше отечественное охотничье собаководство еще получит новый расцвет.
Каковы же нормы поведения охотника при нахождении его в охотничьих угодьях? Прежде всего необходимо сказать, что настоящий охотник всегда уважительно относятся к дичи и к трофеям. Что это значит? Охотник не должен пользоваться бедственным положением зверей и птиц для их добычи, например, при половодье, гололедице, режущем снежном насте, засухе, когда дичь собирается у единственного источника воды, и в других подобных случаях. Настоящий охотник не будет стрелять по линяющим не способным к полету птицам, хлопунцам, матке, пытающейся отвести охотника от птенцов.
Недопустима стрельба весной по самкам, и в любое время года по птицам и зверям, на которых охота закрыта, по животным, не относящимся к охотничьим видам.
Никогда нельзя стрелять зверя или птицу в том случае, когда заранее знаешь, что взять их будет невозможно. Чаще всего это бывает при охоте на водоплавающую дичь, когда охотник должен выбрать место для стрельбы так, чтобы битые птицы не падали в крепи, где их не найти.
Если сделан подранок, будь это зверь или птица, охотник должен принять все возможные меры, чтобы добрать его, даже в том случае, если временно придется прекратить стрельбу по другим возможным трофеям.
Недопустима неприцельная стрельба по стае пролетающих птиц, а также стрельба по дичи на расстоянии, превышающем предел прицельного убойного выстрела данного оружия. В подавляющем большинстве случаев такая стрельба не обеспечивает поражения цели, но приносит уходящих подранков, которые в дальнейшим бесцельно погибают.
При охоте на копытных животных нельзя стрелять самку, имеющую теленка или поросят, так как потеря матери чаще всего приводит к их гибели.
Культурный охотник всегда в душе гордится своей добычей, но никогда не будет хвастать ею перед другими. Показывая добытых животных, он не будет небрежно швырять их тушки. Пока находится в поле, отмоет, очистит дичь от крови и грязи, аккуратно уложит в ягдташ или рюкзак. Он не скажет: «убил» зайца или утку, а, как правило, «взял», «отстрелял», «добыл», «снял в лет». Охотник поздравит удачливого товарища не «с добычей», а «с полем», то есть со счастливым процессом полевания (охоты).
Особо следует сказать о правильных взаимоотношениях между охотниками. Общепринято, что при большом количестве охотников в определенном месте угодий, право выбора места охоты или отдыха зависит от очередности их прибытия с учетом того, чтобы не находиться близко друг от друга и не мешать охоте товарищей. Нельзя становиться или бродить около чужого шалаша или скрадка, перекрывать пути подлета дичи к нему, мешать охотнику, скрадывающему дичь. При облавной охоте нельзя стрелять по зверю, идущему на соседний номер.
Безусловно, всем охотникам должны быть присущи товарищеская взаимопомощь и взаимовыручка. Опытный охотник всегда словом и делом поможет молодому. И совершенно естественно, между охотниками должно быть полное доверие и взаимопонимание. Охотник никогда не подойдет к чужому биваку, если нет хозяина. Размещаясь в охотничьей избушке, где останавливаются многие охотники, он никогда не позволит себе что-то испортить здесь, а уходя всегда оставит запас дров, соль, спички, по возможности сухари или другие продукты.
Там, где ведется самоловный промысел, охотник никогда не пойдет по чужому путику, не подойдет к чужому капкану или ловушке, наткнувшись на пойманною в чужую ловушку зверя охотник может умертвить его, а затем укрыв от хищников, оставит на месте, но не в коем случае не присвоит себе чужую добычу.
Существуют обычаи вежливости при охоте с собаками. Если охотник непредумышленно застрелил зайца из-под чужой собаки, он непременно отдаст трофеи владельцу собаки. Тот по традиции возвращает патрон как бы в знак благодарности и возмещения за затрату заряда. При охоте двух-трех охотников с одной подружейной собакой они уславливаются об очередности стрельбы.
Не этичны споры о том, кто добыл данный трофей. Принято считать, что копытного зверя и другую крупную дичь отстрелял тот охотник, который произвел выстрел, остановивший и положивший зверя. Заяц, утка или другая мелкая дичь принадлежит охотнику, после выстрела которого был прерван бег или полет.
Воспитанные охотники никогда не допустят лишней стрельбы в угодьях, а также криков и ненужного шума. Все это не совместимо с настоящей охотой. Если необходимо пристрелять ружье или потренироваться в стрельбе, то делать это следует по окончании процесса охоты, в месте, соответствующем требованиям правил техники безопасности. Это либо далеко просматриваемая открытая площадка, либо вал, насыпь земли, склон оврага и т.п. Ни в коем случае нельзя вешать мишень на дерево на уровне роста человека.
Что касается шума на охоте, то можно привести такой пример. В период весенней охоты в место, представляющее собой обширную зарастающую вырубку прибыла на автобусе команда охотников около 15 человек, чтобы постоять на вечерней вальдшнепиной тяге. Каждый знает, что эта охота настоящий праздник для охотника, особенно городского — первое общение с просыпающейся после долгой зимы природой. Основная ее прелесть в возможности послушать весенние голоса птиц, услышать хорканье и цвирканье вальдшнепов.
Охотники заняли облюбованные места, в лесу воцарилась тишина. Но тут к участку охоты подошли еще трое. Расположились недалеко друг от друга. Уже через пять минут кому-то из них надоело стоять. Раздался клич: «Вася, наливай!». А еще через пять минут окрестности оглашали пьяные голоса. Охота, которая длится всего и ради которой люди специально приехали издалека, для всех охотников, находившихся поблизости, была испорчена.
Вообще, пьянство на охоте недопустимо. Мало того, что нетрезвый человек не может правильно оценивать обстановку и сам процесс охоты становится для него бессмысленным, наличие оружия в руках пьяного делает его крайне опасным для окружающих. Статистика свидетельствует, что более 90 процентов несчастных случаев, происходящих на охоте, связано с употреблением алкогольных напитков.
В этике охотника и рыболова много общего. Как и охотник, рыболов не усядется на занятое другими место, не тронет снастей и добычи других рыболовов, не проплывет на лодке вблизи чужих расставленных удочек, без разрешения не просверлит лунку ближе пяти метров от лунок товарища, у которого пошел клев.
Немного об общей культуре людей, находящихся в угодьях. К сожалению, еще иногда приходится видеть простреленные дробью дорожный знак, какую-нибудь указательную табличку на железной дороге или в подобных местах. Приходилось видеть и поломанные случайными неорганизованными рыболовами охотничьи шалаши, лодочные причалы, искусственные гнезда для уток, сделанные егерями охотничьего хозяйства. И даже сожженные охотничьи и рыболовные избушки. Случалось слышать и грубые перебранки, вплоть до драки, между охотниками и рыболовами, якобы мешающими друг другу заниматься своими делами (и это на огромном водоеме!). Люди, допускающие такие поступки, не могут быть названы не только культурными, но и вообще нормальными людьми.
Культурный человек никогда не оставит после себя на биваке груду мусора, консервных банок, тем более битых бутылок. Встретив в лесу какие-либо лесохозяйственные или биотехнические сооружения, он не повредит их. Если в силу сложившихся обстоятельств придется воспользоваться для обустройства ночлега сеном или соломой, то он прежде всего подумает о труде людей, заготовивших это сено или солому, и сделает так, чтобы стог или копна остались целыми, а не гнили в последующем под дождем.
Даже в тайге, не говоря уже о малолесных районах, прежде чем срубить дерево для костра, шеста, плота или для других нужд, следует сначала осмотреться, подумать и рубить то дерево, которое в силу естественных причин уже не имеет перспектив для роста, а не выбирать самое красивое, стройное и здоровое.
Место для костра нужно выбирать так, чтобы он не явился источником пожара, а уходя обязательно залить костер водой или засыпать землей до полного затухания.
Находясь на усадьбе хозяйства, следует соблюдать установленный там порядок, чистоту, правила общежития, бережно относиться к инвентарю.
Соблюдение всех вышеперечисленных норм не потребует больших усилий, но сделает охоту и рыбалку не только увлекательным, но и приятным, доставляющим глубокое удовлетворение процессом, не вызовет негативного отношения у окружающих.
Статьи по теме
31 Декабря 2013
Стрельба уток на предельных дистанциях.
Поводом для предлагаемой статьи явился запрос одного из читателей РОГ: почему одному известному ему охотнику удается сбивать высоко летящих уток, которых они, остальные охотники, вынуждены только провожать взглядом? Подобную картину приходится наблюдать не так уж редко. К удивлению остальных охотников, в руках такого чудо-стрелка оказывается на вид рядовое ружье 12-го калибра.
31 Декабря 2013
Охота на гуся с манком.
Гусь — птица стадная, на этом и основана охота на гуся. Существует мнение некоторых учёных, что гуси, находясь на кормёжке кричат не для того, чтобы привлечь пролетающих мимо собратьев и присоединиться к пиршеству, а наоборот, чтобы отпугнуть конкурентов от хлебного места. Но если понаблюдать за гусями повнимательнее, то можно обнаружить, что эти стадные птицы, находясь в местах кормёжки, сбиваются в огромные табуны и не стремятся к отдалению друг от друга.
31 Декабря 2013
Выбор ружья
Перед тем, как выбрать ружье, охотник должен решить для себя: для какого вида охоты он чаще всего будет его употреблять. Подобрать универсальное оружие невозможно, охота на разных зверей бывает весьма специфична. Поэтому, можно использовать ружье только для нескольких родственных видов стрельбы, для других оно будет менее эффективно.