Охота жить шукшин постановка
Олег Емельянов и Всеволод Чубенко: «Охота жить»
Новый спектакль под таким названием Заслуженные артисты России представят в Вологде 19 и 20 августа. Это уже их третий совместный проект, где они и создатели, и актеры. В этот раз обратились к рассказам Василия Шукшина. Отправной точкой стал рассказ «Хозяин бани и огорода», который в качестве самостоятельной работы они делали вместе еще в ТЮЗе.
«Посмотрев нашу работу в «Хозяине бани и огорода», нас не раз просили сделать полноценный спектакль. Мы долго думали: шерстили материал, перечитывали, обсуждали, сомневались, пока, наконец, поняли, что готовы», — говорит Олег Емельянов.
В спектакль вошли несколько рассказов. При этом «Хозяин бани и огорода» уже не имеет такое первостепенное значение.
«В этом спектакле не будет политики. Не будет хлестких фраз, которые мы каждый день слышим по телевизору. В нем на первом месте будут люди, с их мыслями, терзаниями, возможно, плохими поступками, которые при желании всегда можно оправдать. Ведь все мы люди. И всем нам хочется жить», — рассказывает Всеволод Чубенко.
Премьеру спектакля «Охота жить» зрители увидят в Доме актера на Ленинградской, 4. А в октябре он уже приглашен на фестиваль в Белозерск.
Время спектакля (в течение часа с лишним) пролетело незаметно, потому что одна сцена энергично сменялась другой, артисты вдвоем сумели увлечь зрителей представленными отрывками из рассказов Шукшина, передавая их язык, интонации, идеи. Они словно бы и не играли роли, а проживали на сцене разные ситуации, истории, в которые попали герои. И эти истории хотелось узнавать и узнавать, смотреть и смотреть! И они вызывали и смех, и грусть, и сердце временами щемило…
Думается, автор бы по достоинству оценил такое представление его произведений о простых людях, которым свойственны терзания души, поиск истины, простодушие, наивность и хитроватость, тяга к знаниям и невежество, скуповатость и щедрость, недоверчивость и откровенность.
Татьяна Гаврилова, газета «Белозерье» (Белозерский район)
Заслуженных артистов России Всеволода Чубенко и Олега Емельянова в Год Театра в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике встречали бурными аплодисментами. Столько сложных жизненных историй нам давно никто не рассказывал таким простым языком. Языком Василия Макаровича Шукшина. Искреннее, доброе, настоящее живое слово советского писателя, кинорежиссера, актёра и сценариста со сцены конференц-зала Государевой крепости звучало на протяжении всего спектакля «Охота жить»!
Зрителям были представлены несколько постановок на рассказы В. Шукшина «Воскресная тоска», «Раскас», «Забуксовал», «Космос, нервная система и шмат сала», «Дядя Ермолай» и «Охота жить».
Присутствующие и смеялись, и замирали до дрожи, встречая новую постановку с неподдельным интересом. Казалось, каждый воспринимал всё действо, затаив дыхание, – чтобы не спугнуть дух советской истины.
«Почему мы выбрали именно Шукшина? Хотелось, чтобы разговор шёл о нашем, о родном – русском и советском, и было интересно для любой возрастной категории. А главное, чтобы было понятно, – рассказывали после спектакля актёры, которые по совместительству являются и режиссерами, и музыкальными операторами, и изготовителями декораций. – Все представленные темы близки русскому человеку. Здесь очень узнаваемые образы, характеры, ситуации…»
Со всем этим артисты попали в точку. На лицах зрителей – умиротворение. Будто «Охота жить!» всем и сейчас. И вот так же, как раньше! Как в советские времена – «по-понятному» и «по-простому». Не выпячиваясь, а делая своё дело. Познавая науку. Развиваясь. Помогая старшим, больным, сирым. Тем, кому повезло меньше, чем тебе. Помогая в ущерб себе. Потому что для русского человека оказать помощь ближнему, будто дышать полной грудью – равносильно и обыкновенно.
Соскучились люди по таким временам. И спектакль Всеволода Чубенко и Олега Емельянова – прямое тому доказательство – пустых мест в зале не было! Премьера спектакля состоялась совсем недавно, и после выступления в Кириллове артисты спешили уехать в Вологду – там их ждали такие же зрители, соскучившиеся по искреннему, честному и надёжному советскому слову.
Спектакль «Охота жить»
Когда одолеет охота поговорить о душе, не найти собеседника лучше Василия Макарыча Шукшина. Мало кто знает о русской душе больше него. Самобытные характеры и удивительные судьбы переплелись в новом спектакле Романа Смирнова. Шукшинские чудики и демагоги, крепкие мужики и светлые души соберутся на сцене Театра на Васильевском. Герои избранных рассказов Шукшина поют и трудятся, пьют, пляшут, любят, дышат, живут под одним общим небом. Все они старые знакомые, друзья, земляки, у которых «сердце мясом приросло к жизни».
Инсценировка – Р.Смирнов, А.Цыпин
Режиссер-постановщик, художник-постановщик – Р.Смирнов
Художник по костюмам – Н.Велегжанинова
Художник по свету – В.Рожков
Хореография – С.Агафонов
Концертмейстер – Е.Григорьева
Музыкальное оформление – В.Бычковский
Видео – М.Зорин
Спектакль идет с одним антрактом.
Проза Шукшина — очень благодатная тема для кино- и театральных режиссеров. Целая вереница ярких, сочных образов, настоящих, непридуманных характеров и уморительно-трогательных историй — все это в полной мере использовал и режиссер театра «На Васильевском» Роман Смирнов. В его спектакле «Охота жить» встретятся все те, кого воспевал Василий Макарович в своих рассказах — простые люди, селяне, хитрые и простодушные, странные и смешные, доверчивые и «себе на уме». Вместе со зрителями они переживут немало удивительных моментов и познают цену дружбе, труду, семье, любви.
Купить билеты на спектакль «Охота жить» можно как в театральных кассах, так и на сайте Bileter.ru.
В спектакле «Охота жить» принимают участие артисты, составляющие костяк труппы театра, любимцы театральной публики, а также киноманов и телезрителей. Достаточно упомянуть имена Натальи Лыжиной, Артема Цыпина, Татьяны Мишиной, Алексея Манцыгина и других звезд, чтобы у каждого появилось непреодолимое желание купить билеты на спектакль «Охота жить» по Шукшину.
«Охота на жизнь». Мысли после спектакля по рассказам Василия Шукшина
Постановку можно увидеть в Театре на Васильевском.
Фото предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском
В одном из интервью режиссер спектакля Роман Смирнов сказал, что старается следовать принципу Анатолия Эфроса – ставить не произведение, а автора. Вот и его «Охота жить» – скорее, не инсценировка рассказов Шукшина, а воссоздание на сцене того мира, что окружал писателя и сформировал его представление о русском человеке.
Первое отличие «Охоты жить» от «спектаклей-коллег» – в количестве рассказов Шукшина, использованных для его создания. Их не пять, не десять и даже не пятнадцать. Подсчитать их, действительно, сложно. Судя по всему, авторы спектакля перенесли на сцену героев почти всех самых известных произведений Василия Макаровича. За исключением того самого, давшего название постановке, страшного в своей будничности рассказа «Охота жить». Кроме того, зрители Театра на Васильевском встретят здесь персонажей первого фильма Шукшина «Живет такой парень» во главе с шофером Павлом Колокольниковым (актер Тадас Шимилев).
Фото предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском
Деревянный настил, пространство сцены заставлено лавками и табуретками. На стене – большой плакат: заключительный кадр фильма «Печки-лавочки», герой Василий Шукшин, сидит на поле родного села и смотрит в даль. Раздается монотонный стук, а тем временем на сцене появляется мужчина в красной рубахе. Он стягивает с себя сапоги и садится прямо перед зрителями, повторяя позу Шукшина. Стук сменяет гимн. Услышав «Союз нерушимый», он улыбается немного грустно. Перед зрителями – Степан Воеводин, тот самый Степка, герой одноименного рассказа, что сбежал из тюрьмы за три месяца до своего освобождения. Зачем?
«Что вас заставило броситься в горящую машину?», – спрашивает будущая журналистка Леля Селезнева у героя спектакля. «Дурость!», – честно отвечает тот.
Фото предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском
Спектакль готовили почти год, соавтором режиссера по инсценировке стал исполнитель одной из ролей – Артем Цыпин.
Рассказы, а, вернее, образы подбирали под каждого конкретного актера – в зависимости от его внешности, характера, темперамента. Работа была проделана огромная – из почти двух десятков различных историй был создан единый (пусть и условный) сюжет. На него, словно бусинки, нанизаны краткие сцены-зарисовки. Начинается один рассказ, вдруг его сменяет другой, герои меняют роли, образы, произносят монологи других персонажей из совершенно других рассказов.
Восприятию происходящего на сцене это не мешает – вряд ли присутствующие в зале зрители знают наизусть всю прозу Шукшина. Между тем перед ними проносится даже не карусель, а какая-то комета, населенная жителями далекого алтайского села 60-х годов прошлого века. Песни здесь звучат разные: от сибирской народной «Отец мой был природный пахарь» до прекрасной «Нежности». Много юмора, много грустной правды. Разведенная Нюра (актриса Анна Королева) выгоняет наглого ухажера, пытавшегося сделать ее «культурной». Вскоре уже Нюру выгонит из квартиры (с финским гарнитуром за 120 рублей) франт, умеющий «жить со вкусом». Изобретатель вечного двигателя сразится на шашках за сердце прекрасного создания – библиотекаря Насти Платоновой (актриса Наталия Корольская). А светлая личность из рассказа «Микроспоп» Андрей Ерин (в исполнении актера Алексея Манцыгина) будет переживать не только из-за засилия микробов в лужах, но и из-за количества прохиндеев в родной стране.
Фото предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском
Председатель колхоза (Константин Хасанов) попытается понять, любила ли его жена. Умный внук (роль актрисы Евгении Рябовой) будет учить деда, как бросить пить, и спорить с ним о космосе и академике Павлове. Все герои спектакля равноценны, каждый сюжет рано или поздно подходит к своему логическому концу. Но поскольку шукшинские истории «разорваны», то почти все они воспринимаются спокойно, без эмоционального надрыва. Даже рассказ «Сапожки» о том, как Сергей Духанин (актер Давид Бродский) решил сделать жене самый дорогой за всю ее жизнь подарок, проходит как-то буднично.
Все персонажи спектакля встретятся на свадьбе. Здесь завершится грустная история любви Сереги Безменова (Кирилл Тарасов) и обольстительной медсестры Клары (Юля Костомарова). Здесь местный деревенский интеллигент (актер Никита Чеканов) попробует обсудить проблему шаманизма в отдаленных районах Сибири, но его тут же перебьют – начнется застолье, песни, танцы. Несчастная Нюра заведет «Белым снегом», а студентка Леля Селезнева из Ленинграда (актриса Лиля Гильмутдинова) вдруг признается в любви к родине и зарыдает от нахлынувших чувств. А невеста! Она же – завклубом Валя Татусь в исполнении актрисы Татьяны Мишиной. Повезло молодожену – такая супруга не только в горящую избу войдет. Она сперва сама ее построит и заставит всех гостей танцевать вокруг нее финскую народную «летку-енку».
Фото предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском
Уже под конец застолья на праздник неожиданно заглянет Юрий Алексеевич Гагарин. Артисты пододвинут столы прямо к зрителям, приглашая первый ряд разделить с ними радостное событие – такой гость пришел! Впрочем, наверное, Гагарин им всем просто привиделся. Как привиделось милому деду-фантазеру в исполнении Артема Цыпина его героическое покушение на Гитлера.
Вот здесь и вернется на сцену герой самого первого эпизода спектакля – Степан Воеводин (актер Роман Зайдуллин). Ради такого праздника он и бежал две недели через тайгу. Он увидел родных людей, и теперь может возвращаться обратно – «досиживать». Его рыдающую сестру отец тихо уведет со свадьбы, а жители огромного села продолжат свой танец. Старенький телевизор меж тем сам по себе включится – на экране появятся кадры из фильма «Господин оформитель», зазвучит музыка Сергея Курехина. Зрители вместе с героями спектакля оторвутся от земли и полетят – сначала над нашей планетой, а потом вырвутся в космос.
Шукшин и его герои для нас, конечно, космос. Что мы знаем о них? О тех, кто на застольях хором заводил песню алтайских партизан времен Гражданской войны. Кто видел свою страну горящей, раззоренной. Отступал до Волги, дошел до Берлина. О тех, кто повторял как молитву: «Лишь бы не было войны». Что мы знем об их детях, что строили и сидели, пахали, пили, читали больше всех в мире, с боем добывали «дефицит» и отправили человека в космос. Только то, что все они до сих пор живы – в нашей памяти или в нашем подсознании.
Фото предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском
Шукшин сейчас идет в нескольких петербургских театрах. Что это – ностальгия? По своей юности, по тому времени или по тем людям? Роман Смирнов справедливо заметил, что Шукшин, пожалуй, последний из русских писателей, кто стремился понять душу нашего человека. Понять душу. Чтобы сделать невозможное, нужна точка опоры. У Шукшина и большинства его героев точка опоры была – вера (даже в то атеистическое время), совесть, врожденное чувство правды. А мы сейчас потерялись, заблудились. Забыли что-то важное, что обязательно нужно вспомнить.
Спектакль «Охота жить» идет почти четыре с половиной часа. Для заядлых театралов подобная длительность постановки – лишь удовольствие. Обычные же зрители к подобному хронометражу, конечно, не привыкли. Но для тех из них, кто отважится прийти на этот спектакль, он станет сродни побегу Степки в родную деревню. Возможностью увидеть почти забытые лица и набраться сил, чтобы потом снова вернуться в наш мир – сытый, спокойный, суетливый и ленивый. Но вернуться уже другими. С охотой жить.