Охота за танком тигр

Охота на «Королевских тигров»

Летом 1944 года Красная армия наступала по всему фронту. Немцы защищались отчаянно и умело, время от времени преподнося нашим войскам неприятные сюрпризы. Поскольку стратегическое преимущество гитлеровцы безвозвратно потеряли, ставку приходилось делать на «чудо-оружие». В Польше во время августовских боёв за Сандомирский плацдарм в этой роли выступили новые тяжёлые танки Pz.Kpfw. VI Ausf.B Tiger II. У советских солдат они получили прозвище «Королевский тигр».

Бронированный таран

Немцы прекрасно понимали, что Сандомирский плацдарм — дорога в глубь Польши — для них смертельно опасен. Они собирались рассечь его ударом в стык между двумя советскими армиями. В наступлении должен был принять участие 501-й тяжёлый танковый батальон (45 «Королевских тигров»).

На пути немецких войск заняла оборону 53-я гвардейская танковая бригада под командованием полковника Василия Архипова. Это был опытный офицер, имевший опыт борьбы с танками противника ещё с советско-финской войны 1939–1940 годов. Он грамотно организовал оборону, в том числе с применением танковых засад.

Однако поначалу противник сумел добиться весьма существенных успехов, используя новейшие тяжёлые танки в качестве бронированного тарана. К 12 августа «Королевские тигры», преодолевая оборону пехоты и противотанковых артполков, взяли деревни Шидлув и Оглендув рядом со Сташувом. На этом успехи немецких танкистов закончились.

танков Pz.Kpfw. VI Ausf.B Tiger II было построено с 1944 по 1945 год

Читайте также:  Какие патроны 7 62х39 лучше использовать при охоте

Чёрное воскресенье

13 августа в семь часов утра немцы под прикрытием тумана силами 11 танков Tiger II и двух бронетранспортёров с пехотой перешли в наступление на безымянную высоту восточнее Оглендува. На восточных скатах этой высоты их ждала засада из двух советских танков. Один из них — Т-34-85 гвардии лейтенанта Александра Оськина. Оськин подпустил немецкие танки на 300 метров и открыл огонь — три танка были уничтожены, а остальные повернули обратно.

В этот же день на другом участке обороны с «Королевскими тиграми» встретились ИС-2 71-го отдельного тяжёлого танкового полка, который был прикреплён к бригаде Архипова. Перед рассветом взвод танков ИС-2 под командованием старшего лейтенанта Клименкова занял позицию около Оглендува. Когда наша пехота пошла в атаку, солдаты заметили в кустах на южной окраине деревни «Королевский тигр» и через посыльного сообщили о машине противника нашим танкистам. Клименков выдвинулся на заранее подготовленную позицию и вначале двумя выстрелами поджёг дом, осветив вражеский танк. «Тигр» начал отходить.

Следующим выстрелом Клименков разбил ему гусеницу. Экипаж покинул машину и бежал. Советские пехотинцы заняли танк, развернули башню в сторону немцев и открыли огонь. Тем временем Клименков несколькими выстрелами уничтожил ещё один танк на правом фланге. Оглендув был отбит.

Ещё одна неудача ожидала семь «Королевских тигров», которые в 14:00 атаковали наши позиции возле Оглендува с направления высоты 271,2. Находившийся в засаде ИС-2 старшего лейтенанта Удалова подпустил их на 700–800 метров, несколькими выстрелами сжёг один и подбил второй танк. А когда немецкие танки, миновав засаду, начали удаляться, Удалов лесной дорогой вывел ИС-2 им навстречу и с опушки леса уничтожил ещё одного «Тигра». Противник повернул назад, но вскоре повторил атаку. На этот раз немцы попали в засаду старшего лейтенанта Белякова, который открыл огонь с дистанции 1000 м, третьим снарядом уничтожил один танк, а остальных заставил повернуть обратно. Всего наши танкисты вместе с артиллерией отбили за день 7 танковых атак.

А в ночь с 13 на 14 августа 53-я бригада Архипова захватила четыре «Королевских тигра». По советским отчётам, в боях у Шидлува-Оглендува немцы потеряли 31 танк. Нашими солдатами отмечалась плохая подвижность новых «Тигров», частое застревание их в песке и слишком большие габариты, облегчавшие прицеливание.

Испытания трофеев

Появление новых танков, а тем более их захват, не прошли незамеченными и вызвали большой интерес. «Королевские тигры» были подвергнуты всесторонним испытаниям. Как же оценили трофеи советские специалисты?

Автор текста — Евгений Белаш.

Евгений Белаш — историк, автор книг и статей о Первой и Второй мировой войне. Наиболее известная работа — «Мифы Первой мировой». В настоящее время закончил работу над рукописью книги о боевом применении танков 1920–1930-х годов.

Танк Тигр: в чём заключалась его устрашающая мощь

После вторжения Германии в Советский Союз перед главным командованием возникла необходимость создания боевой машины, способной конкурировать со средними и тяжелыми советскими танками. Долгое время у немцев не было противовеса советским КВ-1 и Т-34, поэтому паритет пытались сохранять преимущественно посредством зенитных орудий FlaK-18/36. Учитывая важность создания тяжелого боеспособного танка, лично Адольф Гитлер принимал прямое участие в разработке боевой самоходной машины.

Поскольку Гитлер грезил «супероружием», ставилась задача создать уникальный танк с тремя отличительными особенностями – максимально возможная скорость передвижения, максимально возможная броня и наличие орудия с высокой начальной скоростью снаряда. Так в Германии принялись за создание образцов, один из которых был представлен специалистами Henschel. Именно этот образец стал прототипом будущего танка под названием Pz.Kpfw. VI Ausf. H1 или просто «Tiger».

Технические характеристики Tiger

Работа по созданию тяжелого танка продвигалась в Henschel достаточно быстро, что было связано в первую очередь с уже имеющимся у специалистов опыта по созданию боевых машин. Так к июню 1942 года планировалось начать массовый выпуск Тигра, чтобы к 1943 году в распоряжении армии оказалось минимум 285 боевых машин. За основу образца взяли классическую схему, в которой трансмиссия получила переднее расположение. Ее агрегаты решили объединить с отделением управления для того, чтобы добиться максимального увеличения боевого отсека. Члены экипажа имели намного больше свободного пространства за счет рациональной компоновки основных узлов танка.

Не обошлось без внедрения ряда новшеств и инновационных идей. Установили качественный рулевой усилитель, который со слов Отто Кариуса позволял управлять 57-тонным танком буквально «пальцем одной руки». На образец поставили полуавтоматическую коробку передач на восемь передних и четыре задние передачи, изготовленную Maybach. Трансмиссия работала так: оператор переводил рычаг в нужное положение, после чего посредством сервопривода включалась необходимая передача уже без участия члена экипажа.

Ходовая часть была одновременно и сложной, и интересной: опорные каты в количестве 24 экземпляра расположили в четыре ряда на одну, причем в шахматном порядке. Торсионная подвеска обеспечивала плавный ход танка и точное прицеливание во время движения. Изначально ставили 12-цилиндровый силовой агрегат двигатель Maybach HL 210Р30, мощность которого составляла 650 лошадиных сил. Но в дальнейшем его заменил 700-сильный двигатель Maybach HL 230Р45. Что касается прицела, то здесь так же, как и в случае с двигателем, произошло изменения: сначала боевая машина укомплектовывалась бинокулярным телескопическим прицелом TZF9а, но в дальнейшем уже монокулярным TZF9b.

Броня и пушка

Отличительной чертой Тигра являлось мощное бронирование. Массивный лоб получил катаные листы толщиной 100, 80 и 63 мм, которые собирали коробчатый агрегат. Корма отличалась толщиной в 80 мм, а борта соответственно 80 и 63 мм. Главным орудием Pz.Kpfw. VI Ausf. H1 являлась танковая пушка KwK 36 L/56 88-мм нарезным стволом. Танковая пушка получила полуавтоматический клиновый затвор, электрической системой воспламенения. С целью поражения танков KwK 36 могла работать на разных снарядах: ряд кумулятивных и два кинетических. Кумулятивные обеспечивали пробитие 100-110 мм гомогенной брони. Однако наибольшей эффективностью отличался снаряд с вольфрамовым сердечником, гарантированно пробивавший 200-мм броню с полукилометрового расстояния и 179-мм броню с дистанции 1 километр.

Первый бой и закат

Под конец лета 1942 года в Ленобласти выгрузился танковый батальон, в составе которого были и Тигры. Уже во время первых реальных испытаний появились проблемы: у двух боевых машин недолго прослужила трансмиссия, в третьем танке внезапно возгорелся моторный отсек из-за перегрева. Ремонтировали танки целый месяц, после чего их вновь отправили вместе со второй ударной армией Волховского фронта. Большая часть машин была задействована именно на Восточном фронте, где Гитлер планировал летнюю компанию 1943 года с участием новейших боевых машин. Наибольшее число Pz.Kpfw. VI Ausf. H1 зафиксировали в ходе операции «Цитадель», которая развернулась 5 июня 1943 года. В ней приняли участие одновременно 45 экземпляров тяжелого танка. Согласно данным Германии, в ходе этой операции немецкая сторона потеряла всего три танка.

Можно сказать, что именно на Восточном фронте для Тигров были оптимальные условия для демонстрации своих сильных качеств. А вот проявить себя в полной мере на Западном фронте грозной боевой машине Гитлера не удалось. Во многом это связано с характером местности и союзнической авиацией, имевшее превосходство в воздушном пространстве. Это привело к тому, что на Восточном фронте в 1944 году Гитлер сосредоточил 317 экземпляров тяжелого танка, когда на Западном их было всего 84. Уже к 1945 году из произведенных в общей сложности 1354 Pz.Kpfw. VI Ausf. H1 в строю находились только 322 машины. Наступал закат эпохи одного из самых коварных и опасных «хищников» на полях боя Второй мировой войны.

В чем заключалась мощь Тигра?

Часто «Тигр» называют лучшим тяжелым танком в истории. Он действительно способен навести страх на противника, ведь его преимущества превосходили имевшиеся отрицательные качества. Специалисты отмечают мощное вооружение Pz.Kpfw. VI Ausf. H1, надежную бронезащиту, что в совокупности с опытом экипажа боевой машины представляло собой грозную силу. Командир танка Т-34 Николай Дубровин охарактеризовал встречу с «Тигром» следующими словами:

« Встреча с «Тигром» вызывала дрожь. Он наводил ужас всего одним своим видом. Мне приходилось встретиться с ним на расстоянии нескольких сотен метров. Мы встретились лоб в лоб, и дважды наш снаряд отскочил от его брони. Дальше выстрелил он – у нас двое погибших, а меня лишь чудом вышвырнуло из танка»

«Тигр» выигрывал на поле боя за счет своей феноменальной скорострельности: когда советские танкисты тратили вплоть до 20 секунд на подготовку к выстрелу, немцам требовалось всего 8-10 секунд для этой же работы. Это позволяло им скорректировать наводку и успеть сделать более точный второй выстрел. «Тигр» отличался и лучшей подвижностью: его способность быстрей выходить на выгодную боевую позицию давало ощутимое превосходство в танковой схватке. К тому же Pz.Kpfw. VI Ausf. H1 мчался со скоростью 20-25 км/ч по пересеченной местности, когда, к примеру, ИС-2 передвигался со скоростью всего 15 км/ч. Но здесь важно подчеркнуть, что воспользоваться всеми превосходствами немецкой боевой машины на поле сражений мог разве что опытный экипаж. Когда тяжелым танком управлял экипаж без опыта, фактически всего его достоинства сводились на нет.

Одним из главных недостатком «Тигра» являлась высокая стоимость его производства. Чтобы произвести один экземпляр боевой машины, требовалось порядка 800 000 рейхсмарок, что в два раза дороже любого танка тех времён. Плюс практически абсолютная неремонтопригодность на поле боя, например, в случае повреждения снарядом трансмиссии, накладывала дополнительный отпечаток на финансовых затратах. Советские боевые машины обходились гораздо дешевле, поэтому тот же ИС-2 произвели в несколько раз больше.

Танк Тигр: в чём заключалась его устрашающая мощь

После вторжения Германии в Советский Союз перед главным командованием возникла необходимость создания боевой машины, способной конкурировать со средними и тяжелыми советскими танками. Долгое время у немцев не было противовеса советским КВ-1 и Т-34, поэтому паритет пытались сохранять преимущество посредством зенитных орудий FlaK-18/36. Учитывая важность создания тяжелого боеспособного танка, лично Адольф Гитлер принимал прямое участие в разработке боевой самоходной машины.

Поскольку Гитлер грезил «супероружием», ставилась задача создать уникальный танк с тремя отличительными особенностями – максимально возможная скорость передвижения, максимально возможная броня и наличие орудия с высокой начальной скоростью снаряда. Так в Германии принялись за создание образцов, один из которых был представлен специалистами Henschel. Именно этот образец стал прототипом будущего танка под названием Pz.Kpfw. VI Ausf. H1 или просто «Tiger».

Технические характеристики Tiger

Работа по созданию тяжелого танка продвигалась в Henschel достаточно быстро, что было связано в первую очередь с уже имеющимся у специалистов опыта по созданию боевых машин. Так к июню 1942 года планировалось начать массовый выпуск Тигра, чтобы к 1943 году в распоряжении армии оказалось минимум 285 боевых машин. За основу образца взяли классическую схему, в которой трансмиссия получила переднее расположение. Ее агрегаты решили объединить с отделением управления для того, чтобы добиться максимального увеличения боевого отсека. Члены экипажа имели намного больше свободного пространства за счет рациональной компоновки основных узлов танка.

Не обошлось без внедрения ряда новшеств и инновационных идей. Установили качественный рулевой усилитель, который со слов Отто Кариуса позволял управлять 57-тонным танком буквально «пальцем одной руки». На образец поставили полуавтоматическую коробку передач на восемь передних и четыре задние передачи, изготовленную Maybach. Трансмиссия работала так: оператор переводил рычаг в нужное положение, после чего посредством сервопривода включалась необходимая передач уже без участия члена экипажа.

Ходовая часть была одновременно и сложной, и интересной: опорные каты в количестве 24 экземпляра расположили в четыре ряда на одну, причем в шахматном порядке. Торсионная подвеска обеспечивала плавный ход танка и точное прицеливание во время движения. Изначально ставили 12-цилиндровый силовой агрегат двигатель Maybach HL 210Р30, мощность которого составляла 650 лошадиных сил. Но в дальнейшем его заменил 700-сильный двигатель Maybach HL 230Р45. Что касается прицела, то здесь так же, как и в случае с двигателем, произошло изменения: сначала боевая машина укомплектовывалась бинокулярным телескопическим прицелом TZF9а, но в дальнейшем уже монокулярным TZF9b.

Броня и пушка

Отличительной чертой Тигра являлось мощное бронирование. Массивный лоб получил катаные листы толщиной 100, 80 и 63 мм, которые собирали коробчатый агрегат. Корма отличалась толщиной в 80 мм, а борта соответственно 80 и 63 мм. Главным орудием Pz.Kpfw. VI Ausf. H1 являлась танковая пушка KwK 36 L/56 88-мм нарезным стволом. Танковая пушка получила полуавтоматический клиновый затвор, электрической системой воспламенения. С целью поражения танков KwK 36 могла работать на разных снарядах: ряд кумулятивных и два кинетических. Кумулятивные обеспечивали пробитие 100-110 мм гомогенной брони. Однако наибольшей эффективностью отличался снаряд с вольфрамовым сердечником, гарантированно пробивавший 200-мм броню с полукилометрового расстояния и 179-мм броню с дистанции 1 километр.

Первый бой и закат

Под конец лета 1942 года в Ленобласти выгрузился танковый батальон, в составе которого были и Тигры. Уже во время первых реальных испытаний появились проблемы: у двух боевых машин недолго прослужила трансмиссия, в третьем танке внезапно возгорелся моторный отсек из-за перегрева. Ремонтировали танки целый месяц, после чего их вновь отправили вместе со второй ударной армией Волховского фронта. Большая часть машин была задействована именно на Восточном фронте, где Гитлер планировал летнюю компанию 1943 года с участием новейших боевых машин. Наибольшее число Pz.Kpfw. VI Ausf. H1 зафиксировали в ходе операции «Цитадель», которая развернулась 5 июня 1943 года. В ней приняли участие одновременно 45 экземпляров тяжелого танка. Согласно данным Германии, в ходе этой операции немецкая сторона потеряла всего три танка.

Можно сказать, что именно на Восточном фронте для Тигров были оптимальные условия для демонстрации своих сильных качеств. А вот проявить себя в полной мере на Западном фронте грозной боевой машине Гитлера не удалось. Во многом это связано с характером местности и союзнической авиацией, имевшее превосходство в воздушном пространстве. Это привело к тому, что на Восточном фронте в 1944 году Гитлер сосредоточил 317 экземпляров тяжелого танка, когда на Западном их было всего 84. Уже к 1945 году из произведенных в общей сложности 1354 Pz.Kpfw. VI Ausf. H1 в строю находились только 322 машины. Наступал закат эпохи одного из самых коварных и опасных «хищников» на полях боя Второй мировой войны.

В чем заключалась мощь Тигра?

Часто «Тигр» называют лучшим тяжелым танком в истории. Он действительно способен навести страх на противника, ведь его преимущества превосходили имевшиеся отрицательные качества. Специалисты отмечают мощное вооружение Pz.Kpfw. VI Ausf. H1, надежную бронезащиту, что в совокупности с опытом экипажа боевой машины представляло собой грозную силу. Командир танка Т-34 Николай Дубровин охарактеризовал встречу с «Тигром» следующими словами:

«Встреча с «Тигром» вызывала дрожь. Он наводил ужас всего одним своим видом. Мне приходилось встретиться с ним на расстоянии нескольких сотен метров. Мы встретились лоб в лоб, и дважды наш снаряд отскочил от его брони. Дальше выстрелил он – у нас двое погибших, а меня лишь чудом вышвырнуло из танка»

«Тигр» выигрывал на поле боя за счет своей феноменальной скорострельности: когда советские танкисты тратили вплоть до 20 секунд на подготовку к выстрелу, немцам требовалось всего 8-10 секунд для этой же работы. Это позволяло им скорректировать наводку и успеть сделать более точный второй выстрел. «Тигр» отличался и лучшей подвижностью: его способность быстрей выходить на выгодную боевую позицию давало ощутимое превосходство в танковой схватке. К тому же Pz.Kpfw. VI Ausf. H1 мчался со скоростью 20-25 км/ч по пересеченной местности, когда, к примеру, ИС-2 передвигался со скоростью всего 15 км/ч. Но здесь важно подчеркнуть, что воспользоваться всеми превосходствами немецкой боевой машины на поле сражений мог разве что опытный экипаж. Когда тяжелым танком управлял экипаж без опыта, фактически всего его достоинства сводились на нет.

Одним из главных недостатком «Тигра» являлась высокая стоимость его производства. Чтобы произвести один экземпляр боевой машины, требовалось порядка 800 000 рейхсмарок, что в два раза дороже любого танка тех времён. Плюс практически абсолютная неремонтопригодность на поле боя, например, в случае повреждения снарядом трансмиссии, накладывала дополнительный отпечаток на финансовых затратах. Советские боевые машины обходились гораздо дешевле, поэтому тот же ИС-2 произвели в несколько раз больше.

Оцените статью