«Охота на пиранью» и ее особенности
Экранизация романа Александра Бушкова — очередная игрушка для глаз и щекотка для нервов среднестатистического кинозрителя. Автор сценария: Дмитрий Зверьков. Режиссер: Андрей Кавун. Продюсеры: Валерий Тодоровский и Илья Неретин.
Сразу скажу: из всех подобных «фильмов в жанре экшн» этот — наиболее удачный. То ли учатся люди все же на ошибках друг друга, то ли в данном случае так сложилось. Может, режиссер талантлив и способен к труду (я, к сожалению, не видела предыдущих работ господина Кавуна, выпускника мастерской Владимира Хотиненко во ВГИКЕ, — сериалов «Команда», «Вокзал» и «Курсанты»). Однозначно, что продюсеры культурнее многих иных. Фильм сделан по заказу РТР на студии «Рекун-ТВ» — это Валерия Тодоровского структура, и опытные кинозрители понимают, что стоит за этим именем. Соответствующая возможностям одного из двух главных телеканалов реклама поставила «Охоту на Пиранью» в тот же ряд, где гуськом выстраиваются нынешние «новые русские блокбастеры», что означает приличный бюджет и совершенно определенный стиль. Бюджетом и стилем, а также понятным первоисточником, заданы и предвкушения зрителей.
Они не обмануты. Совершенно дикая, неправдоподобная сюжетная коллизия разыграна, если можно так сказать, по законам и по понятиям. В пересказе эта «дикость» одновременно и сглаживается, и усугубляется. Судите сами. В 1974 году на дне одного озера в Сибири некая в высшей степени секретная лаборатория создает химическое оружие, которое выглядит как зеленая жидкость в капсуле и гениально называется «Радость жизни». Фильм начинается с того, что белобрысенький мальчик, заскучав, приходит в помещение этой лаборатории к папе, который как раз в этот момент и колдует над «мертвой водой». Коллега папы, желая развлечь мальчика, изображает клоуна в поклоне — и нечаянно рукой смахивает одну из капсул со стола. Жидкость разливается, объявлена тревога, папа кричит сыну: «Беги!», бегут все, в конце коридора напарываются на заградительный огонь автоматчиков. Папа закрывает ребенка своим простреливаемым телом, пацан все же непонятным образом выскальзывает оттуда — мы видим огромную стальную дверь, которая опускается между камерой и павшими — уже под водой. Следующий кадр: прекрасное озеро в тайге.
Надо понимать, лабораторию затопили. Из дальнейшего мы узнаем, что оружию этому в недолжных руках полмира мало, но что оно нейтрализуется обычной пресной водой. И когда в новые времена придет пора отдать этот район нашей тайги китайцам (. ), то спецслужбы отправят бравого джеймсобондообразного ветерана спецподразделения «Пиранья» истинного полковника Кирилла Мазура нырнуть и обезвредить. Вернее — нырнуть и обезвредить следует капитану резерва, специалисту по химико-биологическим исследованиям Ольге Хмельницкой, а Мазур — ее бодигард. Страдающая, как потом выясняется, простительной для дамы, но сильно мешающей при исполнении полевых заданий, слабостью мочевого пузыря, капитан Хмельницкая нужна, разумеется, для отвода глаз неведомых шпионов (ими же наводнена тайга, мы видели их недавно в одном из свеженьких фильмов), для дурацких перепалок с нашим Настоящим Мужчиной и для финального поцелуя с ним же, конечно.
Главное: не вдумываться во все эти несуразности. Дальше их тоже будет предостаточно. Однако перед нами, мы помним, не реалистический роман, а игрушка и щекотка. Поэтому расслабьте мозги, если умеете. И просто следите за тем, как идет охота. Ибо Кирилл (самоаттестация: спаситель мира) и его напарница Ольга напарываются на Мировое Зло, скучающий носитель которого — не то блондин, не то даже седой блондин Прохор Петрович — устраивает на них именно охоту.
Дальше идет понятная и всегда привлекательная дуэль сильных: умения и выдумки против отчаяния и железа. Авторы позаботились о том, чтобы в «мальчиковом» кино ассортимент современных орудий убийства впечатлял достаточно взрослых дядек. И чтобы технология изготовления орудий убийства, рожденных каменным веком, которые знаток из подручных средств соорудит в тайге, а также действие этих ловушек, капканов и прочего, тоже были визуально эффектны и убедительны. Все примочки такого сорта, как и весьма натуралистичные кадры «с кровищей», безусловно, антигуманны — но реально соответствуют вкусам и сознанию большинства наших современников во всем подверженном голливудству мире (а не подвержены только арабские страны, Индия и пингвины). Люди платят деньги за подобные зрелища — поэтому блюдо на столе.
И поэтому такие «охоты», как «на Пиранью» (хотя правильнее, наверное, было бы «рыбалка») в основе своей не имеют национальных особенностей. Синефилы вспомнят все источники всех поворотов сюжета и «знаковых» сцен вроде финальной драки на крыше мчащегося поезда. Удовольствие гурманов подобного толка — как раз в узнавании, отлове различий и «новенького». А еще публика радуется, когда напряженная история дает повод хохотнуть или улыбнуться. Когда придумана и положена в ротик будущая цитатка-слоган. Когда есть «второй план» — в разных смыслах этого понятия: от фона (портреты политических лидеров, начиная с Черчилля, в зале, где воспитывает свои тело и дух богатенький железненький Прохор) до элементов дидактики (вся история его, Прохора, «воспитания» советским режимом, а также образы продажного мента и генерала ФСБ — перестраховщика и мерзавца). Когда есть «бонус» — ну, скажем блестящая микроистория с видеозаписью футбольных матчей, которые смотрит пропустивший их из-за сидения в тюрьме бандюган. Когда видно — самое главное — что авторам было на свою профессиональную репутацию действительно не наплевать, хотя они и делали кино для денег.
Все это в «Охоте на Пиранью» присутствует. Однако есть даже и кое-что больше. Во-первых, неожиданный «скачок во времени»: наши доблестные спецагенты оказываются в староверческо-казачьем (. ) селе, где словно проваливаются в XIX век. Это сделано режиссером и художниками отменно; даже вспоминается «Сибириада» Андрея Кончаловского (1978). Во-вторых, не меньшая лютость, чем у этих «подпольных» людей, Кирилла и Ольгу ожидает в самом обыкновенном населенном пункте нашего времени — и один первый проход их по деревне у сибирской реки немало скажет о пореформенной России тому исследователю, который лет через сто вдруг сообразит поискать реальность тут. Это не гламур, не Джеймс Бонд в экзотической стране — это наша родина, дружок. Девушка с тазиком белья, мужик с красной бензопилой, пьяный полутруп… Блестящий кинематографизм этой части фильма отсылает к классическим монтажным фразам Германа до-хрусталевского периода.
В-третьих, в «Охоте на Пиранью» хороши мужчины. Владимир Машков в роли Кирилла, к счастью, грамотно играет не больше, чем функцию, — иначе пошлости не избежал бы. Евгений Миронов с неправдоподобным колером и неправдоподобным для середины семидесятых именем своего героя Прохор Петрович (зато, весьма прихотливо, отсылающем к Достоевскому: от гадкого Порфирия Петровича до «слезинки ребенка») — просто молодец. Сергей Гармаш в роли уголовника-авторитета по кличке Зима (между прочим, судя по пресс-релизу, сначала он звался Крестом — почувствуйте разницу; вот где проявляется филологический и просто вкус авторов фильма) — хорош, как в лучших своих работах, где ему не приходится орать и хлопотать лицом, как у Лунгина. И даже в двух появлениях изобразил начальника местной милиции Михаил Ефремов , без которого нынче нет ни одного хоть сколько-нибудь заметного фильма.
И наконец в картине — запоминающееся изображение. Молодой оператор Роман Васьянов (учился у Вадима Юсова, в 2003-м снял «Ночной продавец» Валерия Рожнова и «Мужчины не плачут» Сергея Боброва) прекрасно справился со всеми сложностями жанра и самих съемок. А также — с последующей цифровой обработкой «картинки», которая в итоге полностью ответила строю самого фильма: совместила реальное и условное, оказавшись местами даже весьма элегантной.
Конечно же, есть тут и слишком настырные, и слишком примитивные, и не совсем доработанные ходы и приемчики — вроде подзвездной беседы героя и антигероя о Канте (или я не просекла иронии?), детского врача с руками по локоть в крови: свежует тушку зайца и тому подобное. Но в целом, повторю, охота удалась.
А дождетесь окончания титров — вам споют за кадром о том, что следует ждать продолжения. Пусть. Но уже очень хочется и совсем другого кино.
КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Русское название | Охота на пиранью |
Жанр | Боевик |
Режиссёр | Андрей Кавун |
Продюсер | Валерий Тодоровский Илья Неретин |
Сценарист | Дмитрий Зверьков |
Актёры | Владимир Машков Евгений Миронов Светлана Антонова Сергей Гармаш |
Оператор | Роман Васьянов |
Композитор | Дмитрий Таравков, Виталий Артист |
Компания | Рекун-ТВ |
Страна | Россия |
Время | 125 мин. |
Год | 2006 |
imdb_id | 0477349 |
«Охота на пиранью» — художественный фильм режиссёра Андрея Кавуна, снятый по сценарию Дмитрия Зверькова. Основой для фильма стала книга-бестселлер «Охота на пиранью» Александра Александровича Бушкова из серии книг про жизнь и приключения Кирилла Мазура по прозвищу «Пиранья».
Сюжет
Пролог. В теперь уже далёкие советские времена в глубине сибирской тайги, на дне живописного озера была построена секретная лаборатория, в которой разрабатывалось страшное химическое оружие под издевательским названием «Радость жизни». Однажды, в тот самый день, когда сотрудник лаборатории привёл в неё маленького сына, в лаборатории произошла авария, и смертоносное вещество вырвалось из закрытой зоны. По сигналу тревоги сработала система безопасности, все двери в лабораторию были заблокированы, сама лаборатория — затоплена водой (вода дезактивирует это отравляющее вещество). Погибли все, лишь мальчик, которого отец успел вытолкнуть в шлюз, поднялся на поверхность и остался жив. Но все его попытки рассказать о произошедшем были бесполезны; мальчику никто не верил, ведь официально лаборатория не существовала на свете…
Наши дни. В результате переговоров о границе территория, на которой находится озеро с затопленной лабораторией, в ближайшее время может отойти Китаю. Под видом совместного отпуска инструктор спецподразделения «Пиранья» (спецназ ВМС) Кирилл Мазур (Владимир Машков) и военный химик Ольга (Светлана Антонова) направляются в Сибирь с заданием дезактивировать оставшиеся в лаборатории запасы вещества и взорвать саму лабораторию. Задание они выполняют, но сразу после уничтожения лаборатории оказываются в плену у нового «хозяина тайги» Прохора (Евгений Миронов). Прохор — тот самый сын одного из сотрудников лаборатории, единственный оставшийся в живых во время аварии, ныне — очень богатый и могущественный бизнесмен, держащий в кулаке местный криминал и даже правоохранительные органы. Он сумел добраться до лаборатории, изъять часть смертоносного вещества, и теперь собирается перепродать «Радость жизни» террористам из группировки «Красный ислам». Но сначала Прохор собирается предаться любимому развлечению — охоте на людей, среди которых и оказываются Мазур и Ольга. Мазуру не остаётся ничего, кроме как принять правила игры, возглавить группу живых мишеней и позаботиться, чтобы для охотников это сафари оказалось не менее опасным, чем для «дичи». В итоге только Мазур, Ольга и беглый рецидивист «Зима» (Сергей Гармаш) добираются до населённых мест, но там Зима «сдаёт» Мазура Прохору и в итоге гибнет. Мазуру удаётся догнать, перехватить и убить Прохора, везущего контейнеры с «Радостью жизни» террористам.
Охота за пиранью описание
Под видом совместного отпуска агент спецподразделения «Пираньи» Кирилл Мазур с коллегой Ольгой направляются на Север с заданием ликвидировать подводный склад секретного оружия. Неожиданно они оказываются в мире, где законы цивилизации забыты, а смертоносное оружие захвачено бандитами под предводительством нового «хозяина тайги» Прохора, который на досуге развлекается настоящей охотой на людей. Мазур не ожидал, что ему придется сменить привычный автомат на самодельный костяной нож, и спасать себя и напарницу, вместо того, чтобы спасать мир. Но и охотники не догадывались, что для них это сафари в северных лесах окажется не менее опасным, чем для живых мишеней.
|
Рецензия |
© Евгений Нефёдов, 2006.04.10 | Авторская оценка: 4/10 |
Капитан первого ранга Кирилл Мазур, диверсант с многолетним стажем из засекреченного спецподразделения «Пиранья», получает особо секретное задание сопровождать женщину-химика по имени Ольга до некоего искусственного озера в сибирской тайге, на дне которого захоронен склад с ядовитым веществом под кодовым названием «Радость жизни». Спорная территория в скором времени может отойти Китайской Народной Республике, и запасы должны быть уничтожены. Неожиданно дуэт попадает в плен к некоему Прохору Петровичу – жестокому преступнику-интеллектуалу, чьим излюбленным развлечением является охота на людей…
Интересно, насколько хорошо Александр Бушков был знаком с такими известными научно-фантастическими рассказами, как «Самая опасная игра» Ричарда Коннелла и «Премия за риск» Роберта Шекли? Ведь даже знаменитый Стивен Кинг предпочёл скрыться за псевдонимом Ричард Бакман, не рискнув фигурировать под собственным именем в качестве автора романа «Бегущий человек», также повествующего об устраиваемой людьми травле себе подобных. Так что о том, чем именно была навеяна фабула «Охоты на пиранью», вообще-то седьмого по счёту тома сочинений (из так называемого «Шантарского цикла») про непотопляемого Мазура, судить сложно – да это, в принципе, и не слишком важно. Гораздо существеннее многочисленные опасности, с которыми объективно пришлось столкнуться при попытке экранизации бестселлера. Не рискну утверждать, что создатели фильма видели американскую версию коннелловского рассказа, осуществлённую Ирвингом Пичелом и Эрнестом Б. Шёдсаком ещё в 1932-м году, и «Цену риска» /1983/ Ива Буассе, хотя это и не исключено, особенно если учесть, что, скажем, захватывающий французский триллер с большим успехом демонстрировался в советском прокате. Однако голливудские боевики, пользовавшиеся у нас огромным спросом в 1980-90-е – в эпоху господства видео, они не знать уже не могли. Знали – и очень хорошо. Ленту так и хочется окрестить комбинацией «Первой крови» /1982/ Теда Котчеффа, где Джон Рэмбо в исполнении Сильвестра Сталлоне скрывался в горно-лесистой местности от преследования людей подлого шерифа, и «Бегущего человека» /1987/ Пола Майкла Глейзера с Арнольдом Шварценеггером в качестве жертвы, постепенно превращающейся в охотника. Попутно отмечаешь обилие не то цитат, не то банальных заимствований и из иных популярных фильмов действия: от «Коммандо» /1985/ Марка Л. Лестера до сравнительно недавнего «Загнанного» /2003/ Уильяма Фридкина, где непримиримых соперников сыграли Томми Ли Джонс и Бенисио Дель Торо. Поэтому об оригинальности замысла да и исполнения говорить, увы, не приходится. Намного важнее понять, старались ли авторы хоть чем-то компенсировать очевидный недостаток? И вот при попытке ответить на этот вопрос приходишь к совсем грустному выводу.
Андрей Кавун, знакомый по нескольким телесериалам, прежде всего по «Курсантам», делился соображениями в том духе, что «в данной работе мне интересно снять трюковое кино во всех его проявлениях: минимум компьютерной графики, максимум достоверности, чтобы зритель, придя смотреть этот фильм, поверил, что всё, что мы ему показываем, могло произойти по-настоящему». Речь, таким образом, идёт об упоре на зрелищности и правдоподобности отдельных эпизодов, на технической виртуозности. Да и рассуждения Валерия Тодоровского (выступившего со-продюсером, а вообще-то слывущего режиссёром-эстетом) о том, что «мы можем претендовать на то, что мы делаем «экшн» с человеческим лицом, потому что считалось, что герой этого жанра – безликое лицо с нагромождением мышц», кажутся по меньшей мере устаревшими: подобные «открытия» давно и плодотворно освоены теми же американскими кинематографистами. И уж если быть честным до конца, метасообщение экранной «Охоты на пиранью» вполне допустимо свести к следующему: «сделаем не хуже, чем в Голливуде». Только всё равно, вопреки раздающимся с экрана намёкам на спасение целого мира, в итоге получилось нечто частное и провинциальное, вариант «для бедных», который, следовательно, хуже по определению. Более того, есть подозрение, что зарубежные зрители воспримут картину как образчик кинематографа класса «B», подметив, что Владимир Машков (он, как и Евгений Миронов, мог проявить себя намного лучше, что бы ни говорилось в рекламе) исполнил роль, фактически противоположную сыгранной им в ленте «В тылу врага» /2001/, об охоте на лётчика ВВС США в лесах Сербии. И проблему нельзя свести к общей несопоставимости затрат – напротив, для бюджета в $5 млн. техническая сторона выглядит весьма впечатляюще, не позволяя совсем разочароваться в фильме. Дело, скорее, в бедности мышления, в скудости оригинальных идей, а главное, в нежелании проявить изобретательность как в масштабе всего произведения, удовольствовавшись заведомо архаичной драматургией, так и в отношении отдельных деталей, в обрисовке характеров, оказывающихся чересчур предсказуемыми. И всё-таки самое опасное – даже не это.
«Охота на пиранью», к сожалению, в очередной раз демонстрирует искреннюю убеждённость российских кинематографистов в том, что полноценные блокбастеры следует (если не только и возможно!) создавать по западным, в первую очередь американским меркам. Заметим, что такую точку зрения разделяют представители далеко не всех национальных кинематографий, не так уж редко (вспомним последние кинохиты Японии, Таиланда, Республики Кореи) отваживающиеся на самостоятельные решения. Тем не менее предпосылка вполне может оказаться благотворной – если не доводить её до абсолюта. Переклички «Антикиллера» (в отличие от более тривиальной второй части) с легендарным вестерном Серджо Леоне «За пригоршню долларов», а дилогии о ночном и дневном дозоре – со «Звёздными войнами» не делают эти картины хуже, поскольку чужие зёрна были достаточно удачно «посеяны» в родной культурной почве Егором Кончаловским и Тимуром Бекмамбетовым. У Андрея Кавуна же, создаётся впечатление, даже сугубо российские реалии и рассчитанные на узнавание мотивы дозированы исключительно в такой степени, в какой дозволяли чужие лекала. Будем надеяться, что тенденция не станет ведущей!
Информация о серии |
1. | Охота на пиранью (2006) |
2. | След Пираньи (2014, сериал) |
Отзывы зрителей |
Кирилл Кудряшов | СА ? : 3 года 12 месяцев | отзывов 130, их сочли полезными 79 раз | 2006.04.07 |
полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него. Этот комментарий считают полезным 0 чел. | ответить (есть 1 ответ) |
aventura | СА ? : меньше месяца | отзывов 1, их сочли полезными 1 раз | 2006.04.20 |
полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него. Этот комментарий считают полезным 1 чел. | ответить (нет ответов) |
smash | СА ? : 10 месяцев | отзывов 1 | 2006.04.24 |
полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него. Этот комментарий считают полезным 0 чел. | ответить (нет ответов) |
Dan1ll | СА ? : меньше месяца | отзывов 5, их сочли полезными 4 раз | 2006.06.03 |
полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него. Этот комментарий считают полезным 0 чел. | ответить (нет ответов) |
Koshk@ | СА ? : 1 год 1 месяц | отзывов 3, их сочли полезными 1 раз | 2006.07.06 |
полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него. Этот комментарий считают полезным 0 чел. | ответить (нет ответов) |
annoula | СА ? : 3 года 2 месяца | отзывов 144, их сочли полезными 59 раз | 2006.10.11 |