Величайшая революция в истории: отказ от концепции выживания
»Выживает сильнейший» – кто не слышал этого лозунга? Считается, что его впервые выдвинул Чарлз Дарвин. Людей, которые переносят этот лозунг на социум называют социал-дарвинистами. Считается, что именно этот лозунг лежит в основе естественного отбора, открытого Дарвиным.
Это не так. Точнее не вполне так. Просто оказалось удобным представить теорию эволюции Дарвина в виде непрерывной борьбы за выживание. Это позволяло в чем-то оправдать социальные отношения при капитализме. Ведь это естественный отбор! Слышите, естественный ! Вся природа, дескать, так живет. А чем вы лучше?
Слово «выживание» (survival) – постоянно встречается в западных передачах о природе. Его слышно всякий раз, когда говорят от жизни в дикой природе. Все живые существа не живут а выживают . Уже коробит. Вместо обычной фразы «необходимо для жизни» звучит неизменное «необходимое для выживания». Как будто главная задача показать зрителю, что все на свете не живут, а исключительно выживают. Любой ценой. Борются за жизнь.
В природе действительно была такая концепция, все живые существа боролись за свое выживание. Но потом это прошло. Концепция поменялась. Новые виды, возникшие после этого переломного момента, в корне отличаются от тех, что возникли до.
Этот переход случился где-то 110-140 млн. лет назад. В эпоху динозавров. Когда еще только возникали первые млекопитающие. Случилась революция, я буду называть ее «революция выживания», имея ввиду, что до этого виды были приспособлены исключительно к выживанию, а после – уже к чему-то иному.
Появление лиственных растений
Прежде были только хвойные деревья, а также папоротники, порой довольно большие, да хвощи. Хвойные иголки не только колют того, кто собрался их съесть, хвоя содержит специальные вещества препятствующие пищеварению. То есть не каждое животное может ими питаться без болезненных ощущений потом.
Впрочем, можно понять, почему растения защищаются. В ту пору жили огромные зауроподы, весом по несколько десятком тонн. Для сравнения, самый большой слон едва достигает 8 тонн, а самый большой из известных зауроподов достигал 70 тонн. Пищеварение у них было далекое от совершенства, откровенно плохое (попробуй питаться только иголками!), а это значит, что есть надо было больше, ведь качество усвоения пищи не высокое. Предположим, что за день такому зауроподу надо съесть 10% своего веса. Предположим, по лесу идет стадо в десять животных. Представляете, этому стаду надо полсотни тонн иголок съесть! Что останется от леса после их прохождения? Легко понять, отчего деревья хотят защищаться.
Но вдруг появляются лиственные растения. Да, конечно, скажут биологи, листья гораздо эффективнее иголок, растение может гораздо быстрее развиваться. Но листья вкуснее и их легче есть! Растения как будто сами предоставляют столовую животным! Как это не похоже на борьбу за выживание!
Но это – только начало.
Появление цветов
Цветы привлекательны не только эстетически, не только украшают собой природу. В цветах вырабатывается нектар – источник легко усваиваемых углеводов.
Всё растение целиком – практически сплошные углеводы, но большая их часть с трудом поддается пищеварению. Мы с вами можем, если захотим, разжевать бумагу и проглотить. Но пользы от этого не будет. Наш кишечник не может переваривать целлюлозу. Могут, например, личинки жуков-дровосеков. Только немногие виды. А глюкозу могут усвоить все. И, подумайте только, растения начинают выделять глюкозу в цветах в виде нектара. Просто готовая столовая.
Да, конечно, насекомые, поедая нектар, попутно разносят пыльцу. Вроде как польза для растения. Да только береза, например, вполне обходится без насекомых, пользуется ветром. И ничего, не вымерла.
Объяснить появление цветов задачами выживания не получится!
Появление плодов
Это, как говорится, вишенка на торте! В самом деле, вишенка – это пример того самого плода. Растение в какой-то момент покрывается сплошь вкусными и питательными частями, которые предлагает на съедение. Как это не похоже на иголки, защищающиеся от поедания. Это новый ход. Растение вместо того, чтобы делать свои листья несъедобными или ядовитыми, делает другие части более вкусными. «Не ешь мои листочки, съешь лучше яблочко!» Да, конечно, это тоже форма защиты. Но это определенно не борьба!
Растение использует плоды, чтобы дальше разнести семена с помощью животных. Только не надо говорить, что это так необходимо растению! Есть и другие способы распространения семян.
Животные
Теперь давайте попробуем представить как изменился животный мир эпохи выживания.
Наиболее наглядный случай – это анкилозавр. Травоядное животное имеет на конце хвоста нарост типа булавы. Удар таким хвостом, например, по тиранозавру не стал бы смертельным, но вполне мог привести к перелому кости ноги. А хромой тиранозавр имел мало шансов выжить. (Как и сейчас хромые животные в дикой среде редко выживают.) При это мертвый хищник никак не мог бы стать для анкилозавра едой или как-то иначе принести пользу. Нет, здесь не идет речь о потребностях. Здесь только выживание. «Умри ты сегодня, а я – завтра!»
Кроме того, тело животного покрыто сверху костяными пластинами, которые совсем не просто прокусить.
Пример млекопитающего, появившегося до революции выживания. На первый взгляд – безобидное животное. Травоядное. Но это не совсем так. На задних лапах утконоса есть шпоры. Они ядовитые. Удар этой лапы может быть смертельным для собаки. Для человека такая рана не будет смертельной, но очень болезненной и, скорее всего, неделю-две придется провести на больничной койке. Догадываетесь, что при отсутствие больниц и присутствии хищников это всё равно стало бы причиной гибели?
А сам утконос мяса не ест, ему ваша смерть не нужна. Просто защита.
Змеи, в отличие от утконоса, используют свой яд для охоты на свою еду. Но при случае они в порядке защиты могут убить животное, которое не смогут съесть. Такое же можно сказать о ядовитых пауках и скорпионах.
После революции выживания появляется множество животных, не имеющих практически никакой защиты, как, например, заяц. Кроме быстрых лап его ничего не защищает. И уж точно он не представляет опасности для хищника.
Это, пожалуй, ключевое отличие. Теперь потенциальные жертвы не опасны для хищников, охотящихся на них.
Но и сами жертвы получили выигрыш.
Это я понял, когда однажды гулял с собаками по лесу, и собаки нашли ежа. Я благодушно решил, что колючий ёж достаточно защищён, собаки не смогут ему навредить. Но я ошибался. Собаки смогли. Тогда мне пришлось отнять у них окровавленную жертву, чтобы не закреплять рефлекс, чтобы они не повадились искать ежей. Похоронив ежа, я вдруг осознал, что он, изрядно покусанный, был еще жив! Потому что оставался свёрнутым в клубок. Ведь у мертвого ежа мышцы расслабляются и он разворачивается.
То есть, начав уже его есть, собаки не убили жертву. Впрочем, это легко объяснить. Обычно хищник начинает с того, что перекусывает горло. А у ежа горло защищено иголками, ежа хищники начинают есть с живота, еще живого, доставляя ему боль! А зайца бы ели после смерти…
Вы не найдете описание революции выживания в научной литературе. Она еще не признана научным сообществом. Пока это еще только тема для разработки.
Контент истины: борьба за выживание, новые жанры и триумф сериалов
Киноиндустрия двинется в сторону интернета, и 2021 год может стать переломным для сериального экспорта. Россия имеет шансы войти в топ-5 поставщиков контента на мировом рынке. А вот традиционный кинопрокат рискует умереть вовсе или, по крайней мере, существенно сократится. Проще будет бюджетным учреждениям: по мнению экспертов, в новом году стоит ждать роста государственных трат на культуру минимум на 25–30% по сравнению с благополучным 2019-м. Оптимистично настроены и представители книжного рынка: они прогнозируют рост числа наименований примерно на 10% и дальнейшее расширение онлайн-форм дистрибуции. «Известия» разбирались, что ждет отечественную культуру в обозримом будущем.
Сериалы для мира
Никогда еще прогнозирование не было таким сложным и неблагодарным делом, как сейчас. Все опрошенные «Известиями» деятели культуры и эксперты признавались, что не могут ни о чем говорить с уверенностью, поскольку ситуация напрямую зависит от пандемии. Если распространение вируса удастся взять под контроль, например, к лету, положение вещей будет одним, если нет — другим. Много вопросов и об ограничительных мерах. Ослабят ли их или ужесточат? Будут ли они более локальными — в конкретных странах и регионах — или глобальными, как прошлой весной?
Можно выделить отдельные тенденции, которые заданы уже текущим положением дел и с большой вероятностью окажутся актуальны для 2021 года при всех возможных сценариях. И, конечно, уже понятны ключевые опасности и проблемы. В случае с кинобизнесом это сокращение традиционного проката и рост онлайн-платформ.
— Сигналы пока что поступают тревожные, и они касаются не только Голливуда. Многие крупные студии, они же мейджоры, рассматривают сейчас переход в диджитал как основную стратегию, — рассказал «Известиям» продюсер, председатель правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Сельянов. — Возможно, самые крупные американские фильмы будут выпускаться в кинотеатрах, но в основном все решительными шагами движутся в сторону интернета, стриминга.
Если снизится доля американского кино, кинотеатрам будет гораздо сложнее выжить, считает эксперт. Ведь именно оно приносит 70–80% сборов. Это может привести к тому, что в крупных городах, где есть несколько кинотеатров, останется примерно половина. А значит, кинобизнес ждут фундаментальные изменения.
Сельянов прогнозирует сокращение производственных бюджетов, поскольку их будет сложнее отбить, и переориентацию студий и дистрибуторов на онлайн-платформы. С ним солидарен Иван Кудрявцев, член экспертного совета Фонда кино, главный редактор программы «Индустрия кино». Но в этом процессе он видит заманчивые перспективы для отечественной сериальной продукции. Бюджеты же, по его мнению, могут даже вырасти.
— 2021 год станет переломным для экспорта российских сериалов. Мы начинаем снимать продукцию мирового качества за счет мирового же сбыта, и не за горами «русское кинематографическое чудо» — под стать недавно свершившемуся корейскому, — оптимистичен Кудрявцев. — Спрос гарантирован: изоляция заставила зрителя исследовать библиотеки онлайн-платформ вглубь, и тут не обойтись без крутого продукта от «свежих» территорий. Так что это будет год начала других продаж и — как следствие — других производственных бюджетов русского кино.
Эксперт предрекает попадание России в топ-5 поставщиков контента на мировом рынке в среднесрочной перспективе. Осталось только дожить до этого счастливого момента. И тут 2021-й будет «моментом истины».
— Наступивший год — определяющий. Он покажет, выживет ли киноиндустрия. 2020-й мы выдержали, но он был тяжелым. Мне кажется, что в плане производства 2021-й будет примерно таким же, — сказал «Известиям» режиссер, народный артист, глава студии «Рок» Алексей Учитель. — Если говорить о нашей студии, то я, честно говоря, даже не знаю, как мы будем справляться. Запущено много фильмов, и если не помешает тотальная эпидемия и локдауны, мы их закончим. Но большой вопрос, смогут ли все участники рынка это сделать со своими проектами.
Толстые книги, худые кошельки
Смотрят в сторону онлайн-дистрибуции и книгоиздатели. Причем новых релизов, возможно, станет даже больше.
— Мы прогнозируем рост числа наименований примерно на 10%. Развитие сегмента электронных и аудиокниг сохранится, в 2020 году они показали выдающиеся результаты. В 2021-м мы планируем существенно увеличить количество выпускаемых аудиокниг, — отметил гендиректор издательства «Эксмо» Евгений Капьев.
Впрочем, жить легче не станет — ни писателям, ни издателям, признают собеседники «Известий». И в этих непростых условиях многие из них возлагают надежды на объединение под крылом новой профессиональной организации, появившейся в конце 2020 года — Ассоциации союзов писателей и издателей России, созданную по инициативе пяти крупнейших, прежде конкурировавших организаций: союзов писателей России, российских писателей, писателей Москвы, писателей Санкт-Петербурга и Российского книжного.
— Раздор и разобщенность в писательской среде длятся уже 30 лет, — напомнил председатель Ассоциации, прозаик, главный редактор журнала «Юность», зампред Комитета по культуре Госдумы Сергей Шаргунов. — Важно, что инициатива объединения шла добровольно и снизу: главные творческие союзы начали сшивать единое русское литературное пространство.
Среди главных задач Ассоциации Шаргунов называет возвращение профессионального статуса литератора, который до сих пор юридически не был закреплен, защита и спасение толстых журналов, поддержка литературной провинции, работа с молодыми авторами, организации просветительских поездок в школы, вузы, библиотеки. Член наблюдательного совета, замглавы Роспечати Владимир Григорьев добавляет к этому продвижение отечественной литературы на мировые рынки, для чего планируется возрождать институт переводчиков на зарубежные языки.
Что же касается самого творческого материала, здесь можно ожидать существенной смены и жанров, и тематики.
— Литературный урожай 2021-го будет в немалой степени связан с опытом самоизоляции, неожиданной смертью родных и близких людей, тревогой, практически закрытыми границами, четырьмя стенами, в которых мы в основном и провели год ушедший, — уверен писатель, лауреат премии «Ясная Поляна» Роман Сенчин. — Конечно, эта история вдохновляет пишущих людей. Плоды этого вдохновения мы наверняка будем наблюдать и в новом году, и позже. А поскольку многие люди покинули города, переселились на дачи, в деревни, вспомнили о земле, мы увидим всплеск если не деревенской прозы, то книг не о городах. Мегаполисная проза с ее клубами, офисами, ресторанами и тому подобном и так выходит из моды. Наверняка ситуация с коронавирусом процесс этот ускорит.
Также писатель ждет усиления фантастики, с одной стороны, и реализма — с другой, и возвращения моды на большие романы. Человек явно устал от мельтешения новостей, уверен Сенчин. Поэтому настало время толстых книг.
Долго музыка играла
В сфере театрального и музыкального искусства легче будет государственным организациям. По мнению главы Театра мюзикла, спецпредставителя президента РФ по международному сотрудничеству Михаила Швыдкого, госзадание скорректируют в сторону уменьшения, а дотации, напротив, увеличат.
— Бюджетное финансирование, как ни странно, возрастет в сравнении с 2019 годом и останется на уровне 2020-го. Государство по-прежнему ориентировано на покрытие выпадающих доходов. Думаю, что увеличение бюджетной составляющей будет минимум на 25-30%, — прогнозирует Швыдкой.
А вот сферу частных театров ожидают новые потери. Их, по словам экс-министра культуры, закрылось не меньше, чем учреждений общественного питания или фитнес-центров, и в 2021-м вряд ли этот печальный процесс остановится.
Тем не менее те коллективы, что останутся на плаву, продолжат активно работать. Это касается и оркестров. Худрук и главный дирижер Академического Большого концертного оркестра им. Силантьева, гендиректор Российского музыкального союза Александр Клевицкий отметил, что жажда творчества за прошедший год только возросла — исполнители изголодались по выступлениям и готовы играть даже перед четвертью зала, хотя морально это непросто. Другое дело, что публика боится ходить на концерты и будет бояться еще долго.
— Люди очень напуганы. Даже четверть зала сегодня заполнить непросто. В академическом жанре основная масса зрителей ближе к солидному возрасту. Это люди 65+, которые всегда с удовольствием ходили к нам. Поэтому даже если по мановению волшебной палочки завтра пандемия закончится, какое-то время страх и настороженность у них еще останутся, — сетует Клевицкий. — Радует, что вакцинация уже идет, в том числе среди деятелей культуры. Но если, не дай Бог, вирус мутирует, возрождение концертной жизни может сильно затянуться.
На вакцинацию надеются и представители музейной отрасли. И не только из-за безопасности собственных сотрудников, но и потому, что от этого зависит возобновление туристического потока. В свою очередь, музеи собираются представить куда больше программ, чем в 2020-м.
— Мы недосчитались больше половины выставочных проектов, которые могли бы осуществить в 2020 году, потому что нет смысла их организовывать в условиях, когда музей закрыт или нормальный поток публики отсутствует. Но эти проекты никуда не ушли. Мы просто сдвинули графики и осуществим их в наступившем году, — пообещал директор Исторического музея Алексей Левыкин.
По его словам, не прерваны и международные связи, даже несмотря на закрытие границ. Мир культуры остается глобальным, и онлайн только укрепил эту тенденцию.