5.13 Возникновение земледелия и скотоводства
план-конспект занятия по истории (5 класс)
Конспект и презентация по истории в пятом классе. Разработка создана по материалам учебника «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 кл. Ф.А.Михайловский 2013 г.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
13._vozniknovenie_zemledeliya_i_skotovodstva.doc | 66 КБ |
13._vozniknovenie_zemledeliya_i_skotovodstva.pptx | 1.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Разработка занятия №5.13
ФИО преподавателя: Даниэль Яна Николаевна.
Тип занятия: изучение нового материала.
Тема занятия: Возникновение земледелия и скотоводства. (1 час).
Цель занятия: сформировать представление о возникновении скотоводства и земледелия как грандиозном скачке в истории человечества.
образовательные: объяснить значение понятий присваивающее хозяйство и производящее хозяйство .
развивающие: научить учащихся объяснять преимущества производящего хозяйства по сравнению с присваивающим.
воспитательные: сформировать понимание роли труда и творческих усилий людей для развития общества.
термины: неолитическая революция, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, скотоводство, земледелие, мотыга, плуг, керамика, прядение, ткачество.
10 тыс. лет назад – произошла неолитическая революция.
ок. 40 тыс. лет назад – одомашнена собака.
V тыс. до н.э. – изобретение колеса.
1. Создание рабочей атмосферы.
2. Проверка посещаемости.
1. Назови часть света, где впервые появились древнейшие люди.
2. Напиши имя ученого древних времен, «отца истории».
3. Почему каменный век носит свое название?
4. Назови самого крупного и сильного древнего животного, на которое охотились первобытные люди.
5. Посчитай количество полных веков и количество лет между датой основания Рима (753 г. до н.э.) и датой основания Москвы (1147 г. н.э.).
Учащиеся отвечают на вопросы.
Мотивация, актуализация знаний
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое охота и собирательство?
2. Перечислите недостатки охоты и собирательства.
3. Как можно решить проблему зависимости коллектива от внешних условий?
4. Как можно взять под контроль продовольственное обеспечение коллектива?
Учащиеся отвечают на вопросы:
1. Охота и собирательство – это первичная ступень экономической деятельности человека.
2. Охота может быть неудачной, тогда весь коллектив останется без пропитания. То же самое касается собирательства: может случиться неурожай. Такой тип экономики ставит коллектив в практически полную зависимость от внешних условий без возможности повлиять на них.
3. Попытаться контролировать продовольственное обеспечение коллектива.
4. Разводить животных и заниматься земледелием.
Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
О возникновении земледелия и скотоводства.
Запись в тетрадь темы занятия:
Возникновение земледелия и скотоводства
Изучение нового материала
1. Неолитическая революция.
10 тыс. лет назад – произошла неолитическая революция.
Неолитическая революция – это возникновение нового типа хозяйства – производящего (скотоводство, земледелие).
Необходимо объяснить значение понятий присваивающее хозяйство и производящее хозяйство .
2. Приручение животных и скотоводство.
Как вы думаете, кто из животных был одомашнен раньше всех?
Собака – первое одомашненное животное. Была одомашнена ок. 40 тыс. лет назад.
1. На стоянках каменного века археологи находят собачьи захоронения. Почему древние люди относились с почетом к собакам?
Скотоводство – разведение скота в хозяйственных целях.
2. Как вы думаете, как было приручено самое первое животное?
3. Как древний человек мог использовать скот?
3. Возникновение земледелия.
Как вы думаете, какие растения человек начал возделывать раньше всех?
Земледелие – обработка земли с целью выращивания сельскохозяйственных растений.
1. Как вы думаете, как могло появиться земледелие?
На следующих слайдах представлены дикие растения до доместикации. Вам нужно угадать, что это за растения.
7 слайд – дикий банан
8 слайд – дикий баклажан
9 слайд – дикая кукуруза
10 слайд – дикая капуста
11 слайд – дикий персик
Отрывок из книги «Приключения Незнайки и его друзей. 14 глава».
В отрывке дается описание простой селекции.
Древний человек обрабатывал землю специальными орудиями: сначала это была мотыга .
Мотыга – сельскохозяйственный инструмент, для прополки, рыхления и т.д.
Затем древний человек изобрел плуг .
Плуг — сельскохозяйственное орудие с широким лемехом для вспашки земли.
V тыс. до н.э. – изобретение колеса.
2. Чем плуг удобнее мотыги?
4. Развитие ремесел.
Ремесло – изготовление изделий ручным способом.
Первым ремеслом стало гончарное ремесло – изготовление керамических изделий из обожженной глины. Впоследствии был изобретен гончарный круг.
1. В чем преимущества гончарного круга перед ручной лепкой?
Прядение – получение длинной и прочной нити.
Ткачество – техника изготовления тканей.
2. Из какого материала можно делать нить?
3. Почему керамику, прядение и ткачество не могли изобрести охотники и собиратели?
Учащиеся записывают дату и определение в тетрадь.
Учащиеся предлагают свои варианты ответа.
Учащиеся переписывают информацию о приручении собаки.
1. Собаки были очень полезны на охоте.
Учащиеся переписывают определение.
2. Детенышей взрослых убитых животных забирали в племя, они привыкали к человеку, становились более послушными и зависимыми.
3. Скот является источником молока, мяса, кожи и тягловой силы.
Учащиеся предлагают свои варианты ответа.
Учащиеся переписывают определение.
1. Люди должны были заметить, что у растений есть семена, которые, падая в землю, начинают прорастать.
Учащиеся угадывают растения.
Учащиеся переписывают определение.
Учащиеся переписывают определение и дату в тетрадь.
2. Плуг гораздо мощнее мотыги. Мотыга требует человеческой работы. Плуг может работать с помощью тягловой силы.
Учащиеся переписывают определения в тетрадь.
1. На гончарном круге изделия получаются красивее, и на их изготовление тратится меньше времени.
Учащиеся переписывают определения в тетрадь.
2. Из шерсти и растений, например, льна.
3. Керамики не существует в природе, она могла возникнуть только в обществе с производящим хозяйством. Ткачество возникает тогда, когда человек научается изготавливать нить. Шерстяную нить можно изготовить только при наличии скотоводства, растительную при наличии земледелия.
1. Как изменилась жизнь человека с развитием скотоводства и земледелия?
2. Какое первое животное приручил человек и почему?
3. Объясните термины: присваивающее хозяйство , производящее хозяйство , керамика .
4. В чем преимущества плуга перед мотыгой?
Учащиеся отвечают на вопросы.
Итоги занятия необходимо подвести, вернувшись к цели занятия:
В чем значение возникновения скотоводства и земледелия для последующей истории человечества?
Учащиеся отвечают на вопрос, тем самым подводя итог занятию.
1. Внимательно прочитать §4, устно ответить на вопросы 1-5.
2. Письменно ответить на вопрос 6.
Учащиеся записывают домашнее задание.
Возникновение земледелия и скотоводства
10 тыс. лет назад – произошла неолитическая революция.
Неолитическая революция – это возникновение нового типа хозяйства – производящего (скотоводство, земледелие).
Собака – первое одомашненное животное. Была одомашнена ок. 40 тыс. лет назад.
Скотоводство – разведение скота в хозяйственных целях.
Земледелие – обработка земли с целью выращивания сельскохозяйственных растений.
Мотыга – сельскохозяйственный инструмент, для прополки, рыхления и т.д.
Плуг — сельскохозяйственное орудие с широким лемехом для вспашки земли.
V тыс. до н.э. – изобретение колеса.
Ремесло – изготовление изделий ручным способом.
Гончарное ремесло – изготовление керамических изделий из обожженной глины.
Прядение – получение длинной и прочной нити.
Ткачество – техника изготовления тканей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Возникновение земледелия и скотоводства Цель занятия: сформировать представление о возникновении скотоводства и земледелия как грандиозном скачке в истории человечества.
Неолитическая революция – это возникновение нового типа хозяйства – производящего (скотоводство, земледелие). Присваивающее хозяйство Рыболовство Земледелие Скотоводство Собирательство Охота Производящее хозяйство 10 тыс. лет назад – произошла неолитическая революция.
Одомашнивание животных Собака – первое одомашненное животное. Была одомашнена ок . 40 тыс. лет назад.
Скотоводство – разведение скота в хозяйственных целях.
Начало возделывания растений
Земледелие – обработка земли с целью выращивания сельскохозяйственных растений.
— Кто же это придумал сажать арбузы? — спросил Незнайка. А это у нас есть одна малышка, очень умная. Ее зовут Соломка, — ответила Синеглазка. — Она очень любит сажать разные растения и выводить новые сорта. Раньше у нас совсем не было арбузов, но кто-то сказал Соломке, что видел в лесу дикие арбузы. Однажды осенью Соломка снарядила экспедицию в лес, и ей удалось найти заросли диких арбузов на лесной полянке. Экспедиция вернулась с семенами диких арбузов, и весной Соломка посадила семена в землю. Арбузы выросли большие, но оказались кислые. Соломка работала не покладая рук и пробовала сок от всех арбузов. Ей удалось выбрать арбуз, в котором был не очень кислый сок. На другой год она посадила семена от этого арбуза. На этот раз уродились арбузы не такие кислые, между ними попадались даже чуть сладкие. Соломка выбрала самый сладкий арбуз и на следующий год посадила семена от него. Так она делала несколько лет подряд и добилась, что арбузы стали сладкие как мед. «Приключения Незнайки и его друзей. 14 глава»
Мотыга – сельскохозяйственный инструмент, для прополки, рыхления и т.д.
Плуг — сельскохозяйственное орудие с широким лемехом для вспашки земли. V тыс. до н.э. – изобретение колеса
Ремесло – изготовление изделий ручным способом. Керамический сосуд Гончарный круг Гончарное ремесло – изготовление керамических изделий из обожженной глины.
Прядение – получение длинной и прочной нити Ткачество – техника изготовления тканей
Домашнее задание: Внимательно прочитать §4, устно ответить на вопросы 1-5. Письменно ответить на вопрос 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок с использованием ЭОР. Материал урока способствует формирования у учащихся умения обобщать материал и делать выводы.
Разработка урока по одной из сложных тем в начале 5 класса Главная задача подвести учащихся к пониманию того, что скотоводство и земледелие — величайшие открытия человечества, которые пр.
Цели урока: познакомить учащихся с причинами возникновения земледелия и скотоводства, с изменениями ,которые эти занятия вызвали в обществе.
Презентация к 4 параграфу учебника Вигасина и Годера.
Методическая разработка урока истории «Возникновение земледелия и скотоводства».
Технологическая карта урока составлена на основе ФГОС, образовательной программы 5-9 классы, примерной программы по истории 5-9 классы и примерной программы для предметной линии учебников .
Презентация к уроку истории в 5 классе по теме «Возникновение земледелия и скотоводства».
Всемирная история
Глава 2
Знакомясь с главой, подумайте: 1. Какое из двух занятий лучше обеспечивало людей пищей — земледелие или собирательство? скотоводство или охота? 2. Почему не было деления на богатых и бедных среди охотников на мамонтов?
1. Мотыжное земледелие. Занимаясь собирательством, женщины заметили, что упавшие в землю зёрна дикорастущего ячменя или пшеницы дают всходы. Люди стали специально сеять зерно в разрыхлённую почву. Так из собирательства возникло земледелие.
Подготовить участок земли для посева было нелегко — приходилось рубить деревья каменным топором, выжигать кустарники, выкорчёвывать пни.
Первые земледельцы вскапывали землю при помощи палки с сучком — деревянной мотыги. Затем они бросали в землю семена. Когда поспевал урожай, колосья срезали серпом. Серн изготавливали из дерева или кости, немного расщепляя их и вставляя в расщеп острые камешки. Растирая зёрна на плоских камнях (зернотёрках), получали муку. На углях очага женщины пекли лепёшки.
Каменный топор. Рисунок нашего времени.
Серп из кости с каменными вкладышами.
Женщина с мотыгой.
Дикорастущие ячмень и пшеница встречаются в Западной Азии. Именно поэтому здесь раньше, чем в других районах, возникло земледелие. Из Западной Азии земледелие распространилось в соседние страны.
Земледелие возникло более 10 тысяч лет назад.
2. Приручение животных. Мужчины иногда приносили с охоты детёнышей убитых животных. Их можно было выкормить и приручить. Первым домашним животным стала собака. Она охраняла жилище и помогала охотникам — выслеживала и гнала зверя. Потом люди приручили и одомашнили свиней, овец, коз и коров. Так из охоты возникло скотоводство. Оно появилось примерно в то же время, что и земледелие. Домашний скот давал людям мясо, молоко, шерсть и кожу.
Появление земледелия и скотоводства изменило жизнь людей. Охотники, рыболовы и собиратели добывали только то, что было в природе, не отличаясь этим от животных. Земледельцы и скотоводы сами выращивали и создавали то, что потом могли использовать в своём хозяйстве. Они выводили новые сорта растений и новые породы скота. Жизнь человека теперь зависела не столько от природы, сколько от его собственного труда и умений.
3. Глиняная посуда и одежда из ткани. Первобытные люди научились плести из тонких прутьев корзины. В них хранились собранные фрукты или, скажем, пойманная рыба. Если корзину обмазать глиной, в неё можно насыпать зерно и даже муку. Но воду держать в такой посуде нельзя — глина размокнет. Случайно такая корзина, обмазанная глиной, могла попасть в огонь. И женщины, следившие за домашним очагом, заметили, что прутья выгорели, а глина после обжига стала прочной и твёрдой, она больше не пропускала воду. Люди научились лепить горшки из глины и обжигать их в огне очага. В глиняной посуде можно было не только хранить продукты, но и варить пищу на огне.
Глиняный сосуд с узорами.
Так выглядел древний ткацкий станок.
На полу в жилище обычно расстилали циновку — коврик, сплетённый из соломы, травы или древесного лыка. Ткачество, которое освоили женщины, напоминало плетение циновки. Был изобретён ткацкий станок очень нехитрой конструкции. А нити для изготовления тканей пряли, то есть скручивали из шерсти домашних животных или из волокон льна. С изобретением прядения и ткачества у людей появилась одежда из льняного полотна и шерстяной ткани.
4. Родовые общины и племя. Сородичи собирались вместе для решения общих дел, они выбирали старейшин — самых опытных и мудрых стариков, знавших повадки животных и свойства растений, древние предания и правила поведения. Старейшины управляли родовыми общинами, следили за тем, чтобы все сородичи выполняли общие работы на полях и поровну делили собранное зерно. Под руководством старейшин проходили празднества. На них сородичи особыми танцами и песнями старались вызвать дождь, обеспечить урожай или добиться успеха на охоте.
Все сородичи считали, что происходят от одного предка — человека или животного. Жениться на девушке из своего рода было запрещено. Часто устанавливался такой порядок: юноши и девушки из одного рода заключали браки с юношами и девушками из другого. Таким образом два рода вступали друг с другом в нерушимый союз. Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя.
Так выглядела лодка, выдолбленная из бревна. Рисунок нашего времени.
Идол духа войны.
Племенем управлял совет старейшин. Он разбирал споры между соплеменниками и определял наказания. Самым страшным считалось изгнание из племени — ведь человек не мог прожить в одиночку.
5. Духи, идолы и жертвы. Мы сейчас считаем, что есть живые существа, а есть неодушевленные предметы. Для первобытных людей всё в природе было живым и одушевлённым. Солнце, например, казалось существом, которое утром рождается, чтобы вечером умереть. Если палкой ударить по дереву, то послышится гул. Первобытный человек верил, что застонал «дух дерева».
Такие же духи обитают в любом растении или камне, туче, молнии, ветре. Самых могущественных духов люди называли богами.
Если всё вокруг живое, значит, человек может договориться не только с другим человеком, но и с солнцем или дождём. Нужно только знать, как к ним обратиться, чтобы они услышали просьбу — молитву. А ещё нужно духам принести подарки, чтобы они стали добрее. Что может быть лучшим подарком, нежели пища! Её и приносили в жертву духам.
Колдовской обряд перед охотой. Рисунок нашего времени.
Люди вырезали из дерева, лепили из глины, высекали из камня изображения богов и духов. Такие изображения называются идолами.
Идола старались задобрить жертвами. Но если урожай погибал от засухи или скот становился добычей хищников, то люди сердились на духа. Идола ставили в угол, а то и секли прутьями.
Первобытные люди верили в то, что их жизнью управляют сверхъестественные силы, на которые можно воздействовать молитвами, принесением жертв и другими религиозными обрядами.
Объясните значение слов: топор, мотыга, серп, зернотёрка, прядение, ткачество, циновка, духи, боги, старейшина, совет старейшин, племя, идол, молитва, жертва, религиозный обряд.
Проверьте себя. 1. Какие наблюдения первобытных женщин привели к возникновению земледелия? Какие наблюдения привели к изобретению способа лепить горшки из глины? 2. Расскажите о трёх главных орудиях первобытных земледельцев. Как их использовали? 3. Какой зверь был одомашнен первым? Как он помогал людям? 4. Почему сородичи слушались старейшин?
Поработайте с картой (см. с. 9). Найдите, где находится древнейший район земледелия. Почему, по мнению учёных, именно в этом районе возникло земледелие?
Поработайте с датами. Что было раньше: появление человека разумного или возникновение земледелия? На сколько раньше?