Дед Мороз Мела Гибсона и проблемы современного мира. Рецензия на «Охоту на Санту»
«Охота на Санту» — это прежде всего необычная драма с элементами боевика, триллера и черной комедии. Однако, в основу сюжета режиссеры заложили именно драму: что может быть более близкого и человеческого, чем праздник (не только Рождество)?
Фильм претендует на главную новогоднюю картину, хоть она и не ставит целью объединить зрителей в сам праздник. Целью выступает скорее ироничный анализ того, как связана личность с мировоззрением, основанном на мифах.
Санта — это видавший жизнь мужик за пятьдесят, любитель пострелять из оружия на своей земле. Он вынужден адаптироваться под современный мир: вести диалог с бюрократами, подстраиваться под запросы государства и мириться с экономическими трудностями. При этом сюжет не забывает и основное дело Санты Клауса — разносить подарки хорошим детям и уголь плохим. Санта раздосадован — мир стал масштабнее, границы стираются и «хороших» становится меньше. Богатый 12-летний парень Билли, получивший уголь под елкой, не очень рад этому и нанимает киллера, чтобы тот убил волшебника рождества.
Весь фильм режиссеры только и занимаются, что препарируют миф о материальной ценности вещей и невозможности волшебства в реальном мире, параллельно насмехаясь над современными трендами.
Темнокожая миссис Клаус в исполнении Мэрианн Жан-Баптист, которая выступает одним из самых мудрых персонажей, явно метит в «повесточку». А сцена с продажей подарков от Санты на условном черном рынке — не менее явное выражение негодования режиссеров по поводу консумеризации праздника.
Абсурд — это главное оружие режиссеров на протяжении всей картины. Фильм жесток и комичен, а в какой-то момент ирреальность происходящего полностью замещает сюжет. Не стоит ждать черной комедии. Видимо, именно из-за подобного ожидания критики дали фильму смешанные отзывы — 40 баллов на Metacritic. Лучший вариант — ожидать драму с элементами боевика. От юмора в картине остался только налет.
Каст подобран как надо — Мел Гибсон отлично исполняет роль печального Санты, который очень сильно устал. Его основной противник, худой Уолтон Гоггинс («Омерзительная восьмерка»), в какой-то момент вообще встает в центр фильма.
Актерская игра отличная, однако диалоги между оппонентами слишком простые. «Думаешь, ты первый? Думаешь, я получил эту работу, потому что я толстый и веселый?», — кричит Санта-Гибсон в одном из диалогов ближе к концу. К этому моменту о его Санте уже и так все понятно. Комментарии, да еще от лица самого героя, тут совершенно излишни.
А вот баланс спецэффектов выдержан отлично — режиссеры не показывают лишние взрывы или убийства, делая акцент на финальных кадрах и напротив, все кадры физической жестокости сохранены для конца фильма, что, однако, не влияет на общую динамику повествования. Благодаря хорошей актерской игре и необычному сюжету авторам удалось избежать глобальной скуки.
«Охота на Санту» — отличный и сдержанный рождественский боевик. Лишних убийств и разрушений в фильме нет: все строго мотивированно заказами на устранение. Массовых сцен сражений тоже почти нет — подобные кадры можно увидеть только в самом конце, что показывает наступившее безумие персонажа Гоггинса. Братья Нелмс переосмысляют мифы современного мира, стараясь выдержать баланс между материальной реальностью, современным контекстом и феноменом Рождества.
Видимо, именно такая попытка оказалась неудачной: хорошая основа сюжета и драматичность повествования в какой-то момент заваливают картину, теряя весь юмор и уходя на территорию мрачных социальных драм.
От этого фильм не становится хуже, он просто меняет жанр и его определенно стоит смотреть — как минимум из-за хорошего каста и новизны идеи.
Охота на Санту
(Fatman, 2020, Канада)
Дабы не впасть в замешательство от не шибко отточенного юмора братьев Немлс (режиссура + сценарий), надо запомнить одно. А именно: перед нами не новогоднее детское фэнтези и не новогодний чёрно-юморной боевик в духе «Долгого поцелуя на ночь» , а. нечто среднее между ними. Благодаря чему «Охота на Санту» напоминает ту обезьяну из анекдота, которая никак не могла выбрать, к кому ей примкнуть — к умным или к красивым («Да что мне, разорваться, что ли?!»).
Вот и постоянные метания Нелмсов из крайности в крайность дезориентируют и вызывают недоумение. Тем более, что поначалу нет и намеков на то, что дело происходит в фэнтезийном мире, а не в реальности. И что герой Мэла Гибсона по имени Крис — настоящий Санта Клаус, а не обычный актёр, «бомбящий» на новогодних утренниках и разгребающий детские письма «деду Морозу».
Короче, если вы сразу настроитесь на то, что в местном сюжете появятся и летающая оленья упряжка, и эльфы, и другие «джингл-беллсы», это, вероятно, спасет вас от разочарования.
Хотя избежать последнего всё равно будет трудно.
Несмотря на то, что у Немлсов есть мощные козыри Мэл Гибсон и Уолтон Гоггинс, братья используют их слишком уж робко. Так, словно им достались не тёртые кинохулиганы, а антикварные вазы, которые боязно разбить. Из-за чего аж до самой ударно-боевой развязки в «Охоте на Санту» и смотреть-то особо нечего: «Санта» Крис, покряхтывая, занимается своими будничными делами, а киллер Тощий (Гоггинс) столь же буднично его выслеживает.
Зачем выслеживает?
Да просто один малолетний сноб и гадёныш по имени Билли получил от Санты не тот подарок, который хотел, и счёл это за издевательство. А поскольку у Билли, подделывающего банковские чеки бабушки, были кое-какие связи, он и заказал Тощему принести ему голову Санты. Ну или какой другой трофей, но только чтобы вероломный старикашка гарантированно отбросил свои валенки.
Ну вот Тощий разобрался с текущими делами и поехал выяснять, где живёт этот Санта, ведь тайна сия оказалась на поверку велика есть.
Весьма интригующая завязка, но сжать эту пружину до упора и выстрелить ею во всю силу братья Немлсы не смогли. Несмотря на то, что у фильма заявлен возрастной рейтинг » R » (18+), ничем кроме пары «боевиковых» сцен с умеренной кровищей он вас не шокирует. Вдобавок Гибсону, сотворившему шикарный образ хмурого и ворчливого «деда Мороза», не дают толком разыграться. В картине просто нет ситуаций, где Мэл мог бы устроить ковровое бомбометание, как он делал это, например, в «Весёлых каникулах» . Да и из Гоггинса вышел довольно ординарный киллер, хотя этот жгун напалмом явно способен на большее . Гораздо большее .
В результате, как я и сказал, получилось ни то, ни сё. Кино, которое больше напоминает экранизацию сценарного черновика. Набросков, чьи авторы ещё толком не определились, какую историю они хотят рассказать, а также не успели отшлифовать диалоги и шутки. При том, что потенциал сделать по-настоящему хитовую вещь у Немлсов был, но вот дожать её до термоядерной кондиции они почему-то не захотели. Или же попросту не смогли.
В общем, обидно, но не столько за братьев Немлс, сколько за Гибсона с Гоггинсом. Благодаря двум последним «Охоту на Санту» всё-таки можно посмотреть и не без удовольствия. Но — исключительно из-за актёрского и человеческого обаяния, которое у них даже в столь пресной истории не отнять. Тогда как сама она выдалась совершенно проходной, и стать всенародно любимой рождественской комедией или боевиком ей вряд ли улыбается.
Трейлер фильма:
Охота на Санту
(Fatman, 2020, Канада)
Дабы не впасть в замешательство от не шибко отточенного юмора братьев Немлс (режиссура + сценарий), надо запомнить одно. А именно: перед нами не новогоднее детское фэнтези и не новогодний чёрно-юморной боевик в духе «Долгого поцелуя на ночь» , а. нечто среднее между ними. Благодаря чему «Охота на Санту» напоминает ту обезьяну из анекдота, которая никак не могла выбрать, к кому ей примкнуть — к умным или к красивым («Да что мне, разорваться, что ли?!»).
Вот и постоянные метания Нелмсов из крайности в крайность дезориентируют и вызывают недоумение. Тем более, что поначалу нет и намеков на то, что дело происходит в фэнтезийном мире, а не в реальности. И что герой Мэла Гибсона по имени Крис — настоящий Санта Клаус, а не обычный актёр, «бомбящий» на новогодних утренниках и разгребающий детские письма «деду Морозу».
Короче, если вы сразу настроитесь на то, что в местном сюжете появятся и летающая оленья упряжка, и эльфы, и другие «джингл-беллсы», это, вероятно, спасет вас от разочарования.
Хотя избежать последнего всё равно будет трудно.
Несмотря на то, что у Немлсов есть мощные козыри Мэл Гибсон и Уолтон Гоггинс, братья используют их слишком уж робко. Так, словно им достались не тёртые кинохулиганы, а антикварные вазы, которые боязно разбить. Из-за чего аж до самой ударно-боевой развязки в «Охоте на Санту» и смотреть-то особо нечего: «Санта» Крис, покряхтывая, занимается своими будничными делами, а киллер Тощий (Гоггинс) столь же буднично его выслеживает.
Зачем выслеживает?
Да просто один малолетний сноб и гадёныш по имени Билли получил от Санты не тот подарок, который хотел, и счёл это за издевательство. А поскольку у Билли, подделывающего банковские чеки бабушки, были кое-какие связи, он и заказал Тощему принести ему голову Санты. Ну или какой другой трофей, но только чтобы вероломный старикашка гарантированно отбросил свои валенки.
Ну вот Тощий разобрался с текущими делами и поехал выяснять, где живёт этот Санта, ведь тайна сия оказалась на поверку велика есть.
Весьма интригующая завязка, но сжать эту пружину до упора и выстрелить ею во всю силу братья Немлсы не смогли. Несмотря на то, что у фильма заявлен возрастной рейтинг » R » (18+), ничем кроме пары «боевиковых» сцен с умеренной кровищей он вас не шокирует. Вдобавок Гибсону, сотворившему шикарный образ хмурого и ворчливого «деда Мороза», не дают толком разыграться. В картине просто нет ситуаций, где Мэл мог бы устроить ковровое бомбометание, как он делал это, например, в «Весёлых каникулах» . Да и из Гоггинса вышел довольно ординарный киллер, хотя этот жгун напалмом явно способен на большее . Гораздо большее .
В результате, как я и сказал, получилось ни то, ни сё. Кино, которое больше напоминает экранизацию сценарного черновика. Набросков, чьи авторы ещё толком не определились, какую историю они хотят рассказать, а также не успели отшлифовать диалоги и шутки. При том, что потенциал сделать по-настоящему хитовую вещь у Немлсов был, но вот дожать её до термоядерной кондиции они почему-то не захотели. Или же попросту не смогли.
В общем, обидно, но не столько за братьев Немлс, сколько за Гибсона с Гоггинсом. Благодаря двум последним «Охоту на Санту» всё-таки можно посмотреть и не без удовольствия. Но — исключительно из-за актёрского и человеческого обаяния, которое у них даже в столь пресной истории не отнять. Тогда как сама она выдалась совершенно проходной, и стать всенародно любимой рождественской комедией или боевиком ей вряд ли улыбается.