Охота с орлом казахстан

Охота с орлами

Охота с орлами — традиционная форма соколиной охоты, встречающаяся по всей Евразийской степи и практикуемая казахами и киргизами, проживающими как в современном Казахстане и Кыргызстане, так и диаспорами в Баян-Ольги (Монголия) и Синьцзяне (Китай). Хотя эти тюркские народу наиболее известны охотой с беркутами, они также используют и других птиц: ястребов-тетеревятников, сапсанов, балобанов и многих других [1] [2] . Несмотря на то, что правительство Казахстана неоднократно предпринимало попытки стимулировать лиц, практикующих эти казахские традиции, вернуться на историческую родину — обратно в Казахстан — большинство казахов-охотников предпочло оставаться в Монголии.

Содержание

Терминология

Как на казахском, так и на кыргызском языке существуют отдельные термины для тех, кто охотится с хищными птицами вообще, и для тех охотников, кто использует конкретно орлов. Говоря конкретнее, на казахском языке, как термин «құсбегі», так и «саятшы» относятся к охотникам с соколами в целом: при этом «құсбегі» происходит от слов құс («птица») и бек («лорд») и буквально переводится как «властелин птиц». В древне-тюркском языке куш-беги был также титулом, используемым для самых уважаемых советников местных ханов — он отражал высокий придворный статус охотника с соколами, приближенного к хану. В то же время, «саятшы» происходит от слова саят (саят, «соколиная охота») и суффикса -шы, который используется для профессиональных званий на тюркских языках. Казахское же слово для сокольничих, которые охотятся с орлами — это «бүркітші», происходящее от «бүркіт» («беркут»). В то время как словом, обозначающем тех, кто использует ястребов-тетеревятников, является «қаршығашы» — от «қаршыға» (собственно «ястреб-тетеревятник»).

В кыргызском языке общим термином, обозначающим тех, кто использует в охоте хищных птиц является «münüshkör». А охотник, который использует именно орлов, обозначается как «bürkütchü» — от «bürküt» (беркут, «золотой орел»).

История

Кидани (китаи)

В период с 936 по 945 год н. э. кидани (или китаи) — представители кочевого народа из Маньчжурии, в древности населявшие территорию современной Внутренней Монголии, Монголии и Маньчжурии — завоевали часть северного Китая. В 960 году Китай был завоеван династией Сун. С самого начала своего правления правители из династии Сун не могли полностью контролировать кидани, которые уже переняли большую часть китайской культуры. На протяжении всего своего правления в Китае, длившегося около трёх сотен лет, династия Сун должна была платить (или одаривать) кидани, чтобы не дать им возможность занять дополнительные территории империи Сун.

Несмотря на то, что кидани, в целом, ассимилировали китайскую культуру, они всё же сохранили многие кочевые традиции, свойственные их предкам — включая охоту с орлами. Сохранились изображения и описания подобных охот тех времён.

Чжурчжэни

Многие племена чжурчжэни (Jurchen) охотились c хищной птицей «хай-дон-кин» (hai dong qing), представители племён кидани пытались часто захватить такого охотничьего орла и насильно заставить его подчиняться своим командам — но это обычно заканчивалось безуспешно («не в пользу кидани»). Существуют сведения, что чжурчжэни даже начали восстание или войну против кидани: причиной конфликта были как раз птицы хай-дон-кин; представителям чжурчжэни удалось вернуть своих птиц.

Киргизы

В 1207 году кыргызские кочевники сдались войскам, ведомым сыном Чингисхана — Джучи. Под монгольским владычеством киргызы сохраняли свою кочевую культуру, а также — и традицию орлиной охоты, которая продолжалась практически до XXI века (до 1990-х годов). Современные археологи прослеживают историю соколиной охоты в Средней Азии до первого (или даже второго) тысячелетия до нашей эры.

Читайте также:  Диабло 3 охотник скилы

Казахи

Во времена СССР и коммунистического правления в регионе многие казахи бежали в соседнюю Монголию: они обосновались, преимущественно, в провинции Баян-Ольги и принесли с собой свои традиции охоты с орлами. До сих пор существует приблизительно несколько сотен охотников с орлами в регионе Баян-Ольги, который расположен в Алтайских горах в западной Монголии. Их обычаи соколиной охоты включают охоту с беркутами на лошадях: они, прежде всего, охотятся на красных лисиц и корсака. Они также используют орлов, чтобы охотиться на лис и зайцев в холодные зимние месяцы, когда значительно легче заметить ярко окрашенных лисиц на фоне белого снега.

Каждый октябрь, на ежегодном фестивале «Золотой орел», демонстрируются охотничьи обычаи казахов. Несмотря на то, что правительство Казахстана неоднократно предпринимало попытки «заманить» практикующих эти казахские традиции на историческую родину — обратно в Казахстан — большинство казахов всё же предпочло оставаться в Монголии.

Примечания

Литература

  • Soma, Takuya. Hunting Arts of Eagle Falconers in the Altai-Kazakhs: Contemporary Operations of Horse-Riding Falconry in Sagsai County, Western Mongolia // Japanese Journal of Human and Animal Relation. — 2013. — Вып. 35 . — С. 58–66 .
  • Nicole Crowder.Hunting with eagles: This 4,000 year-old art is dying out in Mongolia // The Washington Post. — 2015. — 21 августа.

Что такое wiki2.info Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.

Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.

Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. wiki2.info является независимой компанией и не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).

История Казахстана

история, культура, традиции родного края

Казахская охота. Искусство охотничьего промысла

Издревле казахи ценили животных и птиц, использовали их в своей жизни. Выделяя отличительные свойства животных, они воспринимали их как символ счастья и богатства. Охота для казахов была и средством выживания, и развлечением. В древности для охоты применяли копье с каменным наконечником, дубинку, лук, силки и капкан. Позже приручили собак, ловчих птиц, коней. Появилось ружье. Из охотничьих трофеев получали шкуры, мясо, перья, пух, рога. Совершенствовались и охотничьи принадлежности. При охоте на лошадей жертву отлавливали с помощью длинного волосяного аркана с петлей на конце или отстреливали дикого зверя из лука. На архара, газель или волка использовали копье. Существовала и сеть для отлавливания зверей и птиц. На хищных зверей (волков или лисиц) выходили с дубинкой. Если наталкивались на хищника, применяли нож. На крупных и осторожных зверей ставили железные капканы. Для мелких зверюшек использовали ручные капканы. Проволочные силки предназначались для ловли сурков. Одним из ведущих направлений культуры охотничьего промысла у казахов является охота с использованием собак и ловчих птиц.

Охота с собаками Приручение собак и тренировка в охотничьем ремесле называется салбурын. Это истинно национальное наследие, дошедшее из глубины веков. Перед охотой казахи устраивали праздник, всеобщее гулянье. Отсюда происходит слово «салбурын». «Сал» — веселье, игры, состязание. По первому снегу охотники на лошадях отправляются на промысел и охотятся до конца февраля. Выпадет густой снег, а наутро безоблачно, светло и тихо. Такой очень благоприятный для охоты день казахи называют кансонар. С появлением жизни на земле первым спутником человека стала собака. Она была всегда верным другом и помощником. Собаки бывают дурегей (беспородные) и тазы (гончие). Беспородные собаки охраняли жилище, скот. Из них выведены тобет — волкодавы, способные задушить матерого волка. Эти крупные размером с теленка собаки обладают чутким слухом. Среди них бывают гладкошерстные и густошерстные особи. Охотничью собаку казахи называют тазы. Это гончая собака среднего роста. Шерсть ее гладкая, ноги длинные, окрас зависит от среды обитания. Тазы использовали при охоте на зайцев, лисиц, волков. У степных тазы высота в холке соответствует высоте в бедрах. Они легкие, быстрые, на вид хрупкие. Опытный охотник не позволяет ей ни жиреть, ни худеть.

Читайте также:  Что такое охота под выстрел

Поэтому эту породу называют ши тазы. У тазы из горной местности задняя часть выше, чем в холке, ноги жилистые, крепкие, шея длинная и толстая. В состоянии крайней злобы тазы без страха вступает в поединок с волком. Кумай тазы породистых кровей, быстроногая, хваткая. В легенде говорится, что кумай появляется редко, из яйца собаковидного гуся (италаказ). Любимых тазы казахи сравнивали с быстрокрылой птицей кумай. Кумай тазы — собака, охочая на зверя. Ещё щенком прирученная к охоте, она обладает ловкостью и быстротой, отличным обонянием, дерзостью и отвагой. При поединке с матерым волком кумай тазы не позволяет себя ранить: вцепившись в горло, она быстро утихомиривает его. Подобной силой обладает лишь одна из сотни. Завывание собаки — плохое предзнаменование. И хозяин окриком заставляет её умолкнуть, приговаривая: «Чтоб это случилось только с тобой». А вот поскуливание — признак чего-то хорошего. Народная традиция хоронить знаменитых скакунов и породистых тазы по человеческим обычаям идёт из глубины веков.

Охота с беркутом Кусбегi — специалист, обучающий беркута, сокола, коршуна охоте. Пока беркут не научится возвращаться, он летает на длинном поводке. Затем его откармливают. Когда наступает линька, кормят, сажая на слабо натянутый аркан, чтобы он похудел, не дают вволю спать. Когда птица начнёт легко взлетать и садиться, ее берут на охоту. Ловля с беркутом — излюбленный у казахов вид охоты, в ней участвует несколько человек. Выезжая на охоту, кусбеги садит орла на правую руку, придерживая за ножные поводки, подпирает руку подставкой (балдак) и садится на коня. В левой руке он держит поводья. Прибыв на место, кусбеги с беркутом становится на возвышенность. Остальные, шумя и крича, вспугивают жертву. Сняв томагу, кусбеги отпускает беркута. Каждый атрибут для охоты с орлом имеет свое назначение:

томага — кожаный чехол, плотно закрывающий глаза беркута;
шыжым — вязаный аркан;
тамак бау — тесёмка на шею и на лапы;
балдак — подставка, на которую высаживают птиц;
тугыр — подставка, на которую садится птица;
жемсауыт — посуда для кормления беркута;
ыргак — подвижная подставка для приручения дикой птицы;
тутiк — трубочка, чтобы вливать воду;
жем калта — мешочек с пищей, чтобы привлечь птицу во время охоты.

Бытует поверье, что дом, где есть беркут, избегает нечисть. Поэтому его крылья, перья, лапы вешают на почетное место, изголовье колыбели. Священная птица оберегает от бед, сглаза, порчи, защищает от напастей. Среди других способов — охота на различные приманки: волокуши из хвоста лисы, корсака. Сайгаков, оленей загоняют в глубокий снег. Бывает, что зверя долго гоняют по кругу. Оттого, что его голова постоянно повернута набок, шея так затекает, что зверь не способен повернуть голову в другую сторону, откуда наносится удар. В зависимости от размера марала, газели и других животных роется яма, куда они и попадают. Иногда используется обыкновенная сеть. В морозные дни устраивают погоню за волками. Не давая передышки, заставляют их обильно потеть, мокрое тело за ночь заледеневает. Утром зверя гонят опять с тем, чтобы лёд не растаял. В результате отяжелевший ото льда зверь становится желаемой добычей охотника. Порой охотник прячется в местах обитания волков и воет по-волчьи. Обманутый зверь бежит на вой, и охотник его убивает. А вот лис ловят иначе. Спрятавшись в зарослях травы, охотники издают мышиный писк. Обманутые лисы попадаются на эту уловку и сами приходят. На песке или первом снегу отчетливо видны следы крупных зверей. Охотник их преследует и отстреливает. Если норы зверей не глубоки, охотники заливают их водой или напускают туда дым — и добыча в руках.

Читайте также:  Обувь для охоты зимняя baffin

серия книг: «Сен бiлесiн бе?». Издательство «Аруна»

Республика Казахстан на карте

Охота с орлами — Hunting with eagles

Охота с орлами — это традиционная форма соколиной охоты, распространенная по всей евразийской степи , которую практиковали древние монгольские и тюркские народы. Сегодня это практикуется казахами и кыргызами в современном Казахстане и Кыргызстане , а также диаспор в Баян-Улгий Областей Баян-Улгий , Монголия и Синьцзян , Китай . Хотя эти люди наиболее известны охотой с беркутом , известно, что они дрессируют ястребов-тетеревятников , сапсанов , балобанов и многих других.

СОДЕРЖАНИЕ

Терминология

И в казахском, и в кыргызском языках существуют отдельные термины для тех, кто охотится с хищными птицами в целом, и для тех, кто охотится с орлами.

В казахском языке и кусбеги, и саятшы относятся к сокольникам в целом. Кусбеги происходит от слов qus («птица») и bek («господин»), что дословно переводится как «повелитель птиц». В Древнетюркском , Куш Беги был титул используется для ханских «самого уважаемых консультантов, что отражает оцененную роль суда сокольничего. Саятшы происходит от слова саят (соколиная охота) и суффикса -ши , используемого для профессиональных титулов в тюркских языках . Казахское слово для сокольников, которые охотятся с орлами, — bürkitshi , от bürkit («беркут»), а слово для тех, кто использует ястребов-тетеревятников, — qarshyghashy , от qarshygha («ястреб-тетеревятник»).

В киргизском языке сокольников обычно называют münüshkör . Сокольничий, специально охотящийся с орлами, называется bürkütchü , от слова bürküt («беркут»).

История

Хитаны

В 936-45 годах нашей эры кидани , кочевой народ из Маньчжурии, завоевали часть северного Китая . В 960 году нашей эры Китай был завоеван династией Сун . С самого начала династия Сун не могла полностью контролировать киданей, которые уже ассимилировали большую часть китайской культуры. На протяжении своего 300-летнего правления в Китае династии Сун приходилось платить дань киданям, чтобы они не завоевали дополнительные территории династии Сун . Несмотря на то, что кидани ассимилировали китайскую культуру, они сохранили многие кочевые традиции, в том числе охоту на орлов.

Киргизский

В 1207 году киргизские кочевники сдались сыну Чингисхана Джучи . При монгольском правлении кыргызы сохранили свою кочевую культуру, а также традиции соколиной охоты на орлов. Археологи прослеживают соколиную охоту в Средней Азии в первом или втором тысячелетии до нашей эры.

Казахи

В коммунистический период в Казахстане многие казахи бежали в Монголию, чтобы их не заставили отказаться от кочевого образа жизни и не отправили в колхозы . Они поселились в провинции Баян-Улгий и принесли с собой свою традицию охоты на орлов. В Баян-Олгий, который расположен в Горном Алтае в западной Монголии, насчитывается около 250 охотников за орлами . Их обычай соколиной охоты включает охоту с беркутом верхом на лошади, и в основном они охотятся на красных лисиц и лисиц-корсаков . Они используют орлов для охоты на лис и зайцев в холодные зимние месяцы, когда на снегу легче увидеть золотых лисиц. Каждый октябрь казахские обычаи охоты на орла отображаются на ежегодном фестивале Золотого орла . Хотя правительство Казахстана приложило усилия, чтобы заманить приверженцев этих казахских традиций обратно в Казахстан, большинство казахов осталось в Монголии.

Оцените статью
Adblock
detector