#разбор фильма ОХОТА (Jagten, 2012)
# разбор # кино # мадс миккельсен
! СПОЙЛЕРЫ !
«Осадочек-то остался»
Знаете этот анекдот? Если нет, напомню.
Встречаются два еврея. Один другого спрашивает:
– Рабинович, вы вчера были у нас в гостях?
– Так вот после вашего ухода, у нас пропали две серебряные ложки.
– Лёва, неужели ты думаешь, что это мы с Цилей украли ваши ложки?
– Я не знаю, кто их украл, но все-таки в гости к нам больше не приходите.
На следующий день поссорившиеся друзья снова встречаются на улице. Обиженный говорит:
– Рабинович, а ведь наши ложки вчера нашлись!
– Ну вот, а ты на нас думал! Так что, можно уже приходить к вам в гости?
– Э, нет! Ложечки-то нашлись, а вот осадочек остался!
Это я к чему вообще — в «Охоте» у нас выходит прямо-таки хардовая экранизация этого анекдота, только что-то не смешно совсем. Ну да ладно, давайте посмотрим, что же у нас получается по итогам фильма.
Треугольник пороков общества
Да-да, мы все поняли — «пацан к успеху шёл», а тут ложные обвинения в извращении, детская обида, жёсткий буллинг, всеобщее порицание педофилии и т.д. На этом заостряться, пожалуй, не будем.
Кое-что ещё мне кажется занятным и важным для обсуждения — такие, знаете, три невидимые на первый взгляд режиссёрские линии, которые складываются в треугольник заточения для ГГ:
- жирный гротеск на современное общество — могли ли вы вообразить точно такую же ситуацию лет так 50 назад? Чтобы вот так гиперболизировано были восприняты слова маленького ребёнка? Или чтобы вообще в каждом человеке видели потенциального отброса и изгоя и жестоко (а мне кажется, что некоторые даже с наслаждением) судили за проступки, которые он даже не совершал? Все вдруг стали вокруг охотниками — нам так скучно и пресно, что мы сами не заметили, что начали охотиться за слабыми (начальники душат подчинённых, токсичные матери душат своих детей, нарциссичные мужья душат своих жён) — лишь для того, чтобы в жизни был хоть какой-то движ, чтобы было кому сказать: «смотри, что я могу — могу раздавить тебя, ведь ты вошь вонючая, а могу дать мнимую свободу» — и от этого становится невыносимо грустно. И, кстати, из первой линии у нас рождается вторая.
- тотальный «наброс на вентилятор» и фейк-ньюз — кто-нибудь помнит, когда вообще у нас родился этот тренд? На самом деле, не так уж давно давно, и тренд этот только набирает обороты — честно, уже просто тошнит 🤮 от бесконечных вбросов в медиа, от миллиарда фейковых новостей, которые люди смакуют и с пеной у рта доказывают, что это правдивейшая правда, а некоторые раздувают их в ещё большем формате — ведь таким образом они начинают думать, что у них есть власть . Просто вспомните пару эпизодов, например, когда мужчина «допрашивает» Клару и сам подсказывает ей, что нужно додумать и сказать, или эпизод, когда родители детей из сада «вдруг обнаруживают», что их дети плохо спят ( это точно Лукас «поработал»! ), или эпизод, когда дети выдумывают подвал, в котором над ними якобы надругался Лукас — это же самый, что ни на есть фейковый фейк — но людям кайф от того, что они сами внезапно «могут» управлять чей-то жизнью!
Опять про осадочек
Концовка фильма нам недвусмысленно говорит о том, что «пусть тебя и оправдал закон, но мы-то всё равно уже тебе образ изврата-педофила нарисовали и что-то как-то не очень хочется быть неправыми (вдруг еще и извиняться придётся — а это уже проявление слабости!) — поэтому дай-ка постреляем чуток в тебя, чтоб помнил, у кого власть, а там, глядишь, в следующий раз и не промахнёмся» .
А осадок никуда не денется — и жить с ним придётся Лукасу уже до конца.
Будет нелегко — слишком много квадратов, на которые нельзя наступать.
rigenser
rigenser
Хорошего датчанина Винтерберга, выстрелившего в 1998 году выдающимся «Торжеством», погубили кинокритики — да-да, именно они и этот их излюбленный ярлык про «режиссера, подающего большие надежды». Принявшись искать в себе того, кто оправдает эту насильно возложенную ответственность, озадаченный автор несколько лет кряду снимал откровенную ерундистику, которая припечатывалась в прессе в лучшем случае словом «претенциозно». «Охоту», сорвавшую в Каннах заслуженные аплодисменты, принято квалифицировать как «большой камбэк». Прежде всего, надо заметить, как камбэк режиссера к самому себе. Смирившись с поиском новых форм, незадавшийся гений вернулся к честной не хватающей звезд с неба кинопублицистике — тому, в чем режиссер, как оказалось, действительно силен как никто. Как и пятнадцать лет назад, Винтерберг хлестко бичует социум. На этот раз, впрочем, безо всяких шуточек и по самому больному. «Я верю детям, всегда верила, дети не лгут. Слышишь меня, грязный извращенец?» — шипит праведная директриса в адрес сорокалетнего Лукаса, воспитателя детского сада, на которого обиделась маленькая белокурая манипуляторша. Несмотря на подозрительное лицо артиста Миккельсена (которое голливудские режиссеры все время и не без оснований натягивают на антагонистов), по сюжету этой пронзительной картины герой абсолютно невиновен.
Влюбчивая не по годам девочка подарила воспитателю валентинку. Взрослый мужчина разумно от нее отказался. До конца неосознанное, сказанное от злости и первой неразделенной любви «дядя ко мне приставал» вмиг становится для Лукаса приговором. Друзья, с которыми он позавчера пил на брудершафт, начинают злобно коситься. Сотрудники супермаркета отказываются продавать продукты. Вскоре в окно Лукаса залетит первый камень, а во дворе заскулит издыхающая псина, которую бдительные горожане удушат и положат на крыльцо в знак неприязни к педофилам. Охота в фильме — доходчивая, хотя и не самая оригинальная метафора того, что жизнь можно разрушить по щелчку пальцев. Слова мстительной соплячки могут дать старт травли, где ты — самая что ни на есть добыча. И эту травлю не остановит ни оправдательный приговор, ни признавший свою собственную ложь ребенок. Жители неназванного датского городка из «Охоты», в сущности, мало чем отличаются от населения американского Догвилля, отстроенного несколько лет назад старшим соратникомВинтерберга. Общество вообще страшно предсказуемая субстанция. Ненависть — это по-прежнему то единственное, что способно сплотить как левых, так и правых. Кажется, именно по этой причине дядечки из правительства что здесь, что в Америке, что в либеральной Европе так усердно пытаются навязать своим согражданам общего врага.
Маленькая девочка в детском саду обиделась на своего любимого воспитателя и лучшего друга их семьи и сказала про него гадость другой воспитательнице. Маленькая дурочка даже не понимала о чем говорит, но «умные» взрослые слово за слово раздувают из этого дело и доводят его до полиции и суда. История происходит в маленьком городке, где все знают друг друга с колыбели, и герой фильма (Мадс Миккельсен) всегда был незаменимой частью сообщества и первым среди равных. В мгновение ока он становится изгоем и объектом охоты в моральном и в буквальном физическом смысле слова. С его стороны преодоление ситуации уже не просто борьба за свое доброе имя, это борьба за физическое выживание.
Фильм получился умный, тонкий и напряженный. Не представляю никого другого на месте главного героя кроме Миккельсена. У него очень сдержанная манера игры (потомок викингов все-таки!) и всю бурю эмоциональных переживаний он не выносит на всеобщее обозрение, если не считать скупой мужской слезы, хотя ситуация откровенно патовая. При этом впечатление от его игры остается очень яркое. Он боец с колоссальными запасами самообладания. Точки в конце истории нет, есть большой знак вопроса, за которым может последовать как трагедия так и возвращение к размеренной обыденности — на усмотрение зрителя.
Фильм смотрится на одном дыхании и не ошибусь, если назову его одним из лучших образцов авторского кино последних лет.
Тотальная шизофрения
Не любитель драм. Но эту посмотрел на одном дыхании — очень хорошее, жизненное и актуальное кино, особенно в эпоху всеобщей педоистерии. Овцам старательно промывают мозги, чтобы не думали о более важных насущных проблемах — ведь главные враги человечества среди вас, вот и ищите их и не поднимайте глаза. Этот абсурд напоминает одно очень старое веяние — охоту на ведьм. В те тяжелые времена правила церковь, по ее же заказу соответственно и зомбировали население. Люди в своих близких и в тех, кого они знали с рождения, начинали видеть «предателей» и бессовестно отворачивались от них. История повторяется. Правители просто нашли «козлов отпущения» — виновников всех проблем и навели псов на след, а безвольное стадо охотно следует за ними и забывает обо всем. Педофилия была всегда. Просто сейчас из нее сделали чуть ли ни главное мировое зло. Особенно в странах, где больше всего вопросов к властям. Например, в нашей с вами России. В фильме подобной «охотой» чуть ли не сгубили жизнь невиновного человека, так как стадо будто ждало случая выплеснуть свое негодование на что-либо — с невнятного бормотания маленькой девочки мигом раздули огромный скандал и жизнь человека превратили в ад. Даже «верные» друзья потеряли к нему доверие. Не думаю, что история высосана из пальца. Наверняка в мире было уже немало подобных случаев. Об этом нас и предостерегает фильм — не быть слепыми овцами. Задумайтесь.
История одного человека
Это история человека, который был одинок. Школа, которой он отдавал всего себя, закрылась. Женщина, которую он любил, ушла от него. Сын не может видеться с отцом, потому что мать против. Единственная отрада — пирушки с друзьями и работа в детском саду с детьми, которым всегда в радость, что с ними играют.
Это история человека, который не умел постоять за себя. Он был добр и мягок со всеми и считал, что его добропорядочное поведение — залог уважения и достойного отношения к нему. В нашем обществе, еще живущим гуманистическими идеалами, так повелось, что слово ребенка не нуждается в подтверждении, а слово взрослого должно пройти сотню проверок. Одна маленькая ложь оборачивается огромным снежным комом, ведомым коллективным бессознательным. Презумпция невиновности — пустой звук, когда дело касается покушений на телесную чистоту детей.
Это история человека, который умел терпеть. Друг, который клялся в любви и верности, отворачивается и не хочет слушать тебя. Ведомые домыслами и пустыми догадками люди, принимают позицию, которая не требует никаких усилий. Ненавидеть гораздо проще, чем любить, и когда на горизонте появляется объект, на который можно сублимировать весь накопившийся негатив и на котором можно выместить всю свою неудовлетворенность, мы радостно хватаемся за возможность побыть судьями и палачами одновременно. Охота на ведьм гораздо привлекательнее и удобнее, чем здоровый анализ и вера в честность ближнего.
Это история человека, который оказался сильнее. На мгновение приняв правила игры, в которой он вынужден был участвовать, он показал, что его воля сильнее досужих домыслов, а дух в состоянии отстаивать свою правоту средствами, которые понятны беснующейся толпе. Однако целый город не сумел сделать того, на что хватило сил одному человеку. Он смог простить. Он принял извинения тех, кто признал свою неправоту, вместо того, чтобы затаить обиду на весь мир и стать тем монстром, каким его хотят видеть окружающие.
Это история человека, который смог отстоять себя, но не победил. Он простил, но тень сомнения и подозрения стала его вечным липким спутником, неотступно следующим за ним, что бы он не делал. Такова охота: олень, который однажды услышал выстрел, никогда не сможет так же беззаботно гулять по лесу. Охотник, который однажды промахнулся, будет стрелять вновь и вновь, до тех пор, пока не попадет.
Тебе придется долго ждать, но они обязательно вернутся
Посмотри мне в глаза, ты что-нибудь видишь?»
Просмотр этого фильма оказался моим первым знакомством с творчеством Томаса Винтерберга. Его работа меня впечатлила, причем это сильная работа, не оставляющая зрителя без внимания к проблемам, показанных в фильме.
С первых же минут фильма тебя погружают в атмосферу повседневности жизни главного героя. Не сопротивляясь, ты впитываешь трогательную историю жизни Лукаса. Но в один момент совершается серьезная ошибка. Жизнь Главного героя катится под откос с каждым мгновением, каждой встречей с прохожими, друзьями. Все отвернулись от Лукаса. Убийство любимой собаки, драка в магазине, презрительные взгляды и угрозы жителей — все это нагнетает атмосферу и давит на чувства. И наконец, когда у героя не осталось буквально ничего, нам показывают сюжет в церкви в канун рождества.
«Посмотри мне в глаза, посмотри, ты что-нибудь видишь?
В них — ничего нет, пустота…»
Эти слова, крик души, выразительность Мадса Миккельсена задевают самое сердце, Как точно режиссер смог вписать этот момент в самый накал страданий ГГ. В конце фильма просто должно было всё закончится благополучно, конечно, относительно благополучно. Лукаса не преследует закон, а претензии жителей продолжают грызть им память в их головах. Последней пулей в фильме режиссер хочет показать, что никакое событие в человеческой жизни не забывается, такое тяжелое и губительное по отношению к Главному герою, и люди не впадают в забвение, ведь как говорится «Хорошее забывается, а плохое помнится». Тем более такое критичное, почти смертельное обвинение не может просто забыться, этот сокрушительный период для Лукаса останется черным пятном в истории его жизни. Эта пуля — знак быть вечно преследуемым, знак вечной незатухающей злобы, вечной охоты.
Нельзя не отметить изумительную игру актёров. Мадс Миккельсен заслуженно получил награду. В фильме он показал себя контрастным героем, способным показать и искреннюю радость, и истинное страдание. Ему невольно хотелось сопереживать на протяжении всей ленты. Его строгость в поведении, мужественность и стойкость, в казалось бы самой отчаянной ситуации, когда другой бы не выдержал, очень сильно действует на зрителя, именно так надо поступать в подобных ситуациях мужчинам, не дрогнув характером. Маленькая Анника Веддеркопп показала себя очень взрослой, запомнились её скромные движения, детские кивочки головой. Не показывая особых чувств на лице, она тем не менее показывала, что в ней многое есть, она понимает многие моменты и отношения между взрослыми, что ж пожелаем ей дальнейших успехов. Игру Томаса Бо Ларсена тоже стоит отметить. Он обладает очень выразительными глазами.
Особое место занимает природа, она как другой мир, спокойный, который не причинит боли, чем тот реальный, в котором живут герои. Атмосфера накаляемости отношений и переживаний внутри главного героя очень хорошо передана, ни на секунду не даст оторваться от фильма.
Охота — это фильм, прежде всего, для людей, кто может переживать, кто способен чувствовать каждый бит драматизма, представляющегося зрителю, кто желает увидеть ошибки людей и в какую лощину безжалостных событий может завести одно неправильное действие человека.
Словом можно убить…
Это история о том, как нечаянно сказанное слово может разрушить целую жизнь. Лукас был любим и уважаем многими в своем маленьком городке, у него был сын от бывшей жены, собака и любимая работа воспитателем в детском саду. Несмотря на отсутствие престижа этой профессии, он каждый день с радостью шел в садик, где его поджидали малыши, чтобы кинуться из-за угла и повиснуть на шее. Ведь дети, как никто другой чувствуют тех, кто действительно их любит и с радостью отвечают взаимностью.
юбила Лукаса и маленькая Клара — младшая дочь его лучшего друга Тео. Только Кларе не хотелось делить любовь своего старшего друга ни с кем другим, и тогда она от обиды на него пожаловалась директору на приставания воспитателя.
Пары фраз девочки хватило, чтобы вызвать скандал в городе. Ведь прослыть педофилом в наши дни едва ли не страшнее подозрений в колдовстве в Средние века. И Томас Винтерберг своим фильмом показывает, как мало изменилось общество за это время. Найти жертву и подвергнуть ее гонению — чем не забава для погрязших в повседневной рутине жителей? Сезон охоты на оленей закрыт, и они с готовностью открывают сезон охоты на человека, прилагая все усилия, чтобы сделать жизнь Лукаса невыносимой и вынудить его покинуть родной город, прибегая к физическому и психологическому насилию.
Нельзя не упомянуть об исполнителе роли Лукаса — Мадсе Миккельсене. Возможно, для кого-то, знакомого исключительно с голливудскими фильмами, данная роль покажется прорывом, но в датском кинематографе Миккельсон уже давно зарекомендовал себя как один из величайших актеров, способных сыграть на экране и комедию, и драму. Его Лукас получился самым благородным персонажем, чем-то напоминающим Иисуса, который продолжает свой путь к правде, несмотря на летящие вслед камни и плевки. Он прав и он велик осознанием своей правоты, и даже избитый и оплеванный он полон большего достоинства, чем его гонители.
Сюжет «Охоты» настолько многогранен, что в нем сложно выделить основную проблему. Здесь и вечно занятые родители, вспоминающие о своем долге лишь тогда, когда надо наказать обидчика ребенка, но совершенно не желающие уделять ему хоть толику свободного времени; и фальшивая дружба якобы лучших друзей, которые знают тебя так же хорошо, как и себя, но отворачиваются при встрече на улице, когда у тебя возникают проблемы; и банальная человеческая жестокость и чувство собственной безнаказанности, пока ты причастен к большинству и действуешь с ним в согласии. Вся показная европейская толерантность и забота о детях оборачивается слепой дикой яростью первобытного человека, недавно взявшего в руки палку. Однако не стоит думать, что мы так уж далеки от этих проблем, ведь подобные случаи происходят все чаще и Томас Винтерберг, как истинный гений, сумел уловить это веяние времени и снять удивительно мощный в эмоциональном плане фильм, не способный никого оставить равнодушным.