Охота с луком у рыцарей

Охота

Излюбленным развлечением феодальной знати была охота, где рыцари могли проявить свою удаль и отвагу. Для охоты у сеньора имелись свои заповедные леса. При этом права на охоту в одном и том же лесу могли принадлежать нескольким феодалам, а браконьерство сурово каралось. Особенно богаты дичью были королевские заповедники. В Англии по указу короля Вильгельма I Завоевателя (1066-1087) за убийство оленя в королевском лесу полагалось ослепление. Умение охотиться было одним из качеств настоящего рыцаря: в 1396 г указом французского короля Карла VI Безумного было запрещено охотиться всем людям неблагородного происхождения. Поэтому многие феодалы были страстными охотниками. Особенно распространена была псовая охота.

Организацией охоты знатного сеньора или монарха занимался целый штат служащих: лесничие, егеря, загонщики, псари. Свору собак возглавляла крепкая гончая, которая «поднимала» дичь и начинала её преследование. За гончей шли несколько борзых, за ними — остальные собаки. В загоне дичи принимали участие вассалы и гости сеньора, самый знатный из которых получал право забить загнанного зверя — благородного оленя, лань, косулю или кабана. Охотились также на лис, волков, куниц, зайцев и кроликов. Вооружение охотников составляли копьё, лук и рогатина — короткое, до полутора метров древко с железным наконечником. При охоте на волка или кабана охотники дополнительно вооружались мечами, а с XIV в. стали использовать арбалет.

Во время соколиной охоты на голову ловчей птице сокольники надевали специальный клобучок, закрывающий глаза, чтобы ястреб, сокол или кречет не бросались на дичь раньше времени. Подъехав к вырубке, озеру или болоту, охотники начинали бить в барабаны, чтобы вспугнуть куропаток, уток, селезней, цапель и поднять дичь в воздух. Затем с ловчих птиц снимали клобучки и пускали их в погоню.

Охота была для феодалов едва ли не ежедневным занятием. Благородные рыцари выезжали на охоту в сопровождении Прекрасных Дам, которые нередко принимали личное участие в соколиной охоте. В то же время охота являлась не таким уж и безопасным развлечением: дикий бык или разъярённый вепрь могли легко убить человека. Порой во время охоты погибали знатные сеньоры.

Известно, что в результате несчастных случаев на охоте окончили свои дни английский король Вильгельм II Рыжий (1100), а также французские короли Людовик V Ленивый (987) и Филипп IV Красивый (1314).

Оружие Троянской войны. Лук и стрелы (часть шестая)

Лук является одним из самых ранних известных оружий войны, и это было также наиболее удобное оружие охотника. Использование простого деревянного лука и стрел засвидетельствовано в Европе, начиная с конца периода верхнего палеолита (до 10550 до н.э.). В Греции лук, вероятно, появился в период неолита, хотя он никогда не достигал здесь того значения и распространения, которое он имел в восточных обществах. В период Эгейского мира бронзы получили распространение два основных типа лука: простой деревянный лук, иногда усиленный сухожилиями, чтобы предотвратить поломку и увеличить силу лука; и композитный лук, который сочетал в себе четыре материала: древесину, рог, сухожилия животных и клей. Даже древесину иногда брали с разных деревьев с различной податливостью.

Одиссей стреляет из своего знаменитого лука. Кадр из кинофильма «Странствия Одиссея» (1954 г.) В роли Одиссея Кирк Дуглас.

Простые и составные луки можно разделить на несколько типов на основе их формы: простой изогнутый лук (рис. а); двойной выпуклый лук (рис.b); двойной вогнутой лук (рис. с,d,); двояко вогнутый лук (рис. е); треугольный лук, в значительной степени характерный для Ближнего Востока и Египта, о чем свидетельствуют изображения на фресках (рис.f, g). Некоторые другие виды луков отождествляются с тем населением, которое им пользовалось. Например, скифский лук (рис.h), использовавшийся также и в Греции наемниками-скифами и самими греками.

Типы луков по их форме.

Один из наиболее совершенных луков интересующей нас эпохи Троянской войны был найден в гробнице фараона Рамзеса II, царствовавшего с 1348 по 1281 г. до н.э. Для его изготовления использовалось дерево, рог и сухожилия, причем снаружи он был покрыт лаком и позолочен – роскошь, безусловно, достойная великого фараона!

Читайте также:  Журнал охота за 2009 год

Считается, что и в Троянской войне использовались луки двух вышеназванных типов: простые и композитные луки восточного типа (в данном случае, скорее всего египетского образца). Не будет ничего невероятного и в том, что какие-то луки целиком выделывались из рогов. Например, в Египте в Абидосе был найден лук Первой династии, сделанный из двух рогов антилопы орикс и сочлененных деревянной рукоятью. Точно также можно допустить, что и легендарный лук Одиссея, который не мог натянуть никто из злополучных женихов, мог также быть сделан с применением деталей из рога.

Антиной пытается сделать лук более податливым и держит его над огнем, рог как раз и становится более мягким от нагревания. На изготовление такого лука вполне могли пойти роговые пластинки, вырезанные из рогов дикого козла, в изобилии водившегося в то время как в Греции, так и на островах Эгейского моря. Известны рога, которые будучи составлены вместе, имели около 120 см, то есть вполне достаточно, чтобы составить из них две оконечности.

Наконечники из Пилоса (около 1370 г. до н.э.)

Основываясь на большом количестве наконечников стрел, найденных в ахейских могилах, а также основываясь на художественных изображениях, мы можем доказательно утверждать, что стрельба из лука была хорошо известна с самого начала микенской цивилизации и применялась как на охоте, так и на войне. Иконографические памятники также свидетельствуют, что лук использовался как воинами-пехотинцами, так и воинами, сражавшимися на колесницах. Интересно, что, судя по текстам Гомера, лучники сражались не в одиночку, а прикрывались огромными щитами прямоугольной формы или большими круглыми щитами, которые несли специальные щитоносцы. Большая распространенность лука в ахейском обществе также свидетельствует о наличии в то время соответствующих ремесленников, специализировавшихся на изготовлении только лишь луков и получавших за свой труд хорошее «жалование».

Микенский кратер с лучниками (около 1300 – 1200 гг. до н.э.). Обнаружен в гробнице № 45, Энкоми, Кипр. (Британский музей)

Наконечники стрел, обнаруженные как в раскопках на материковой Греции, так и на островах Эгейского моря и в Малой Азии, сделаны из различного материала и имеют различную конструкцию. Часть наконечников изготовлена из кремня или обсидиана.

Обсидиановые наконечники в форме сердца из Пилоса (около 1370 г. до н.э.). Судя по форме выемки, они могли крепиться в древке стрелы либо сухожилиями, либо… просто смолой в пропиле на конце. Возможно, что такая форма появилась специально для того, чтобы наконечник легко обламывался и оставался в ране.

Известно, что такие наконечники, равно как и выточенные из кости применялись на войне и на охоте очень долго, поскольку металл был дорог и терять наконечники, пусть даже и поразившие врага, было недопустимой роскошью! Известно, например, что английские лучники в эпоху Столетней войны в битвах при Креси и Пуатье при первой же возможности выбегали из-за своих изгородей и бежали выдергивать свои стрелы из раненых ими людей и коней, хотя, наверное, могли бы пополнить свой боезапас из обоза. Но нет – они делали именно так и дело тут не только в том, что «запас карман не трет», но также и потому, что существовала проблема с металлом, и запас стрел был довольно ограничен.

Как известно, существует два основных вида стрел: втульчатые и черешковые. Первые обычно отливаются в формах из камня, а для их изготовления используется легкотекучая бронза. Такими наконечниками, например, действовали скифы в более позднее время.

Скифские наконечники стрел VIII в. до н.э. – IV в. н. э.

По форме они напоминали либо аккуратный лист, либо напоминали по форме трехгранник, но зато сбоку имели острый шип, который не позволял извлечь такой наконечник из раны без существенных ее повреждений. Черешковые – более характерны для эпохи средневековья. Они делались из железа и были кованными, а крепились при помощи отверстия в древке стрелы, куда вставлялся их черешок и заматывался снаружи сухожилиями. Интересно, что местом появления втульчатых наконечников стрел стали евразийские степи. Они появились около 2-го тысячелетия до н. э. в андроновской культуре. Здесь же одновременно появились и черешковые, и втульчатые бронзовые наконечники. Но черешковые наконечники тогда широкого распространения не получили.

Читайте также:  Композиция пьесы утиная охота вампилова

Бронзовые литые наконечники черешкового типа из Санторина на острове Крит (1500 г. до н.э.)

Лишь в Средней Азии и Казахстане с началом 1-го тысячелетия до н. э. они стали определяющей формой. Отличительной особенностью евразийских наконечников была разработанность форм, позволяющая их легко классифицировать. А вот наконечники стрел Переднего и всего Ближнего Востока отличает аморфность, что объясняется разной значимостью данного вида оружия для этих регионов.

Бронзовый наконечник стрелы IV в. до н. э. Олинтус, Халкидика.

Еще одним видом наконечника, который встречался на территории Греции в микенское время, был зажимной наконечник, аналогичный по устройству самым древним наконечникам копий (см. предыдущий материал).

Крепление наконечника зажимного типа.

Он имел V-образную форму без втулки и без черешка и вставлялся в расщеп заостренного древка стрелы так, чтобы его заостренные кромки выходили наружу. После этого расщеп заматывали сухожилиями, и… стрела была готова к употреблению, причем на сам наконечник металл расходовался по минимуму.

Плоские V-образные наконечники из Кносса (1500 г. до н.э.)

Как уже отмечалось, луками пользовались не только пехотинцы, но и колесничие. Последние практиковали стрельбу из лука в движении, в направлении цели (и очевидно еще и по ветру!), что позволяло увеличить дальность полета стрелы на целых 20%. Даже женщины и те в то время стреляли из лука, на что указывают изображения на печатях.

Физическое воспитание рыцарей: охота и рукопашная схватка

Охота — верный способ физического воспитания
Во времена Средневековья охота считалась неотъемлемой частью физического воспитания и культуры рыцаря. На охоте развивались такие качества, как храбрость, сила, мужество.

Выезд на охоту не сопровождался шумным весельем. Это был поединок одного противника с другим — зверя с человеком. Одно неверное движение как с одной, так и с другой стороны, могло привести к печальному исходу битвы.

Зверя загоняли с помощью собак, а затем рыцарь с ножом, пикой или рогатиной вступал на арену битвы один на один с опасным зверем. Такой поединок был не просто убийством животного, это была война, в которой победивший или получал все, или остается умирать на «поле битвы».

Таким образом, занимаясь охотой, рыцари тренировали силу своего характера, который должен был присутствовать у каждого воина. Бесстрашие, жажда жизни и желание острых ощущений – вот что двигало отважными рыцарями.
Трофеи с охоты готовились сразу же. Рыцари предпочитали мясо дикого зверя, нежели домашнего скота. Пиршество после трудного поединка — способ отпраздновать победу.

Наряду с традиционным видом охоты, существовал и другой – соколиная охота. Такая охота велась на мелкую дичь при помощи лука или арбалета. Тут не было угрозы жизни, но был повод покрасоваться перед дамами, продемонстрировав свою меткость и ловкость.

Лучшие друзья рыцарей – это арбалеты
Стрельба из арбалета, как неотъемлемая часть физического воспитания, также входила в перечень обязательных умений воина – рыцаря. Для тренировок по стрельбе, которые проводились очень часто, сооружали специальные стрельбища, где были выставлены чучела из соломы, изображавшие противников. При помощи арбалета и стрел необходимо было попасть в определенную часть на этом чучеле. Самым простым считалось попадание в голову, так как она, естественно, была намного крупнее, чем остальные части тела.

Для обучения искусству стрельбы арбалет наиболее приспособленное орудие. Молодые парни могли без особых усилий зарядить его, затем прицелиться и произвести выстрел. При этом требовалась высокая точность. Универсальность и простота в обращении с этим оружием позволяла пользоваться арбалетом даже представителям женского пола.

Читайте также:  Мир охоты запчасти беретта

Более зрелые воины, кроме владения арбалетом, должны были также искусно владеть и стрельбой из лука. Это тоже входило в обязательный «курс» физической подготовки и культуры каждого уважающего себя рыцаря.
В состав программы обучения каждого рыцаря входило умение стрелять из арбалета не только сидя на коне, но и стоя на земле, без лошади.

Рукопашный бой
С пятого по десятый век приемы рукопашного боя не пользовались большой популярностью при физическом воспитании рыцаря. Все боевые действия велись на коне. Если же рыцаря сбивали с коня, то он становился почти беззащитным. И хоть рыцари виртуозно владели мечом и были закованы в латы, но специальной боевой техники рукопашного боя у них не было.

Начиная с четырнадцатого века становятся важным для рыцарей и навыки сражаться не только копьем и мечом, но и владеть основами ведения рукопашной схватки. В одной из летописей можно увидеть рисунок, на котором двое воинов без лат совершают действия, очень похожие на приемы одного из японских боевых искусств — «джиу-джицу». В книге можно прочесть и некоторые описания приемов и бросков через голову или бедро, а также скручивания противника для дальнейшего выведения его из строя. Усовершенствование лат и доспехов также позволяли рыцарям более комфортно вести рукопашную схватку.

Рыцарские ордены – оплот духовности и святости
Средневековье отличается от других исторических эпох огромным влиянием религии на жизни и судьбы людей. Религия в жизни общества тогда стояла на первом месте. Именно по этой причине возникает множество крестовых походов, во славу «гроба Господня», а также появляются многочисленные монашеские и рыцарские ордены.

Культура физического воспитания в этих религиозно — оккультных организациях не приветствовалась, но рыцари, которых принимали в орден, должны были иметь многочисленный опыт военных действий: уметь обращаться с мечом копьем и арбалетом. Их задача оставалась прежней – быть несокрушимым воином

Устав и жизнь ордена были обращены только на соблюдение религиозных догм. Физические упражнения или совершенствование в военном искусстве не поощрялись. Рыцари могли совершенствоваться в воинском мастерстве исключительно в свободное время, после проведения всех религиозных служб и обрядов.

Кстати, рыцари очень хорошо в этом смысле подходили под описание слова «аскет». Слово греческого происхождения означает человека, который занят или упражняется в чем-то. Еще одним его смыслом является то, что человек отвергает свое тело, при этом совершенствует лишь свой дух. В таком случае, рыцарей смело можно назвать идеальными аскетами, ведь они делали и то и другое.

Церковь и религиозные ордены не признавали таких мероприятий как турниры. Они считались исключительно светским развлечением и времяпрепровождением. Однако, рыцарям, входящим в тот или иной орден, не воспрещалось участвовать в них. А в отдельных орденах (и религиозных тоже) разрешались состязания на лошадях, но только исключительно в обучающих целях.

Кто знает, может быть, жизнь рыцаря и не была такой уж безрадостной, и в то время случались любовные истории, связанные с рыцарями, а также великие приключения, которые поджидали их в дальних странствиях и в крестовых походах.

Точно известно одно — это были профессиональные воины, искусно владевшие всеми видами оружия. К этому рыцарей подталкивала жизнь, наполненная вооруженными конфликтами и войнами за веру и новые земли. Рыцари были верны и преданы своему королю и своей стране. А если уж вступали в бой, то вели его с бесстрашием и до конца.
Есть много фильмов о том, как жили рыцари, про их быт и уклад. И хотя не всегда эти исторически правдивы, но все же они дают представление о рыцарской эпохе. Смотрите фильмы, изучайте исторические документы — они помогут вам понять важность физической и духовной составляющей в системе воспитания подрастающего поколения. И сегодня среди молодежи становятся популярны современные рыцарские турниры, пусть с деревянными мечами, но с настоящим рыцарским отношением к миру благородных воинов нашего прошлого.

Оцените статью
Adblock
detector