Вопрос об использовании на охоте патронов с картечью
Можно ли взять с собой на охоту патроны с картечью? В каких случаях такие «боеприпасы» разрешается использовать?
Ответ на этот вопрос дал директор Департамента государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Андрей Александрович Филатов:
«Согласно пункту 51 Правил охоты, утвержденных приказом Минприроды России от 16.11.2010 № 512 (далее — Правил охоты), отлов и отстрел охотничьих животных осуществляется способами, не допускающими жестокого обращения с животными.
Правилами охоты запрещается стрельба дробью или картечью по копытным животным и медведям, за исключением использования дроби (картечи) диаметром не менее пяти миллиметров для стрельбы по кабарге, косулям и дикому северному оленю, а также применение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия для охоты на пернатую дичь, снаряженного дробью (картечью) крупнее пяти миллиметров и пулями.
При осуществлении охоты на пернатую дичь, копытных животных и медведей ношение патронов (снарядов), снаряженных дробью (картечью) крупнее пяти миллиметров и пулями, Правилами охоты не ограничивается.
Запрет на использование картечи для охоты на некоторые виды копытных и медведей обусловлен высокими рисками потери подраненных охотником животных, получения ими прижизненных ранений и увечий, вызывающих у животных длительные мучения и в конечном итоге смерть».
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Апрельский номер газеты посвящен весеннему сезону охоты на пернатую дичь. На 18-й странице размещен материал с элементами инфографики, напоминающий об основных правилах, запретах и ограничениях, связанных с добычей водоплавающих и боровых птиц в этот период. В газете увеличено количество полос, отведенных под сроки охоты в разных регионах. Информацию о сроках охоты во всех федеральных округах можно поискать на страницах 6, 7 и 8.
В апрельском номере также есть материалы, напоминающие о завершении сезона подледного лова и наступлении периода ограничений, связанных с нерестом. Различные рассказы, статьи и заметки о рыбалке можно почитать на страницах с 10-й по 14-ю. Материал на 10-й полосе побуждает задуматься о целесообразности и продуманности установленных в настоящее время ограничений любительской и спортивной рыбалки и о разрешенных способах лова.
В газете, как всегда, публикуются любопытные и поучительные истории рыбаков, охотников и ценителей животного мира и окружающей нас природы, в том числе и тех, кто жил в позапрошлом веке.
Анонсы ближайших рыболовных соревнований, состязаний и выставок охотничьих собак собраны на 2-й и 3-й страницах. Новости, представляющие интерес для любителей рыбалки и охоты в различных регионах, как и прежде, размещены на страницах с 3-й по 5-ю.
Охота с картечью запрещена
============================
ВОПРОС: Допустимо ли на охоте на пернатую дичь иметь при себе пулевые патроны для самозащиты?
———-
В части вопроса нахождения в охотничьих угодьях с пулевыми патронами в целях самообороны при охоте на пернатую дичь Госохотуправление разъясняет следующее.
В силу ч. 2 ст. 57 Закона об охоте к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами.
Пунктом 6 ст.1 Закона об охоте установлено, что орудиями охоты является огнестрельное, пневматическое и холодное оружие, отнесенное к охотничьему оружию в соответствии с Федеральным законом от 13.12.1996 ?150-ФЗ ‘Об оружии’, а также боеприпасы, капканы и другие устройства, приборы, оборудование, используемые при осуществлении охоты.
Разделом VIII Правил охоты определены ограничения охоты, в частности в п. 53.4 Правил охоты содержится запрет, в силу которого при осуществлении охоты запрещается применение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия для охоты на пернатую дичь, снаряженного дробью (картечью) крупнее пяти миллиметров и пулями.
Учитывая, что нахождение на территории охотничьих угодий с боеприпасами в виде пуль, являющимися орудиями охоты, будет приравнено к производству охоты, такие действия будут квалифицированы как осуществление охоты недопустимыми для использования орудиями охоты, ответственность за которую предусмотрена ч. 1.2. ст. 8.37 КоАП РФ. Санкция данной статьи для граждан предусматривает лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет.
В силу п. 6 ст. 6 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ ‘Об оружии’ на территории Российской Федерации запрещаются ношение гражданами в целях самообороны огнестрельного длинноствольного оружия и холодного оружия, за исключением случаев перевозки или транспортирования указанного оружия.
МВД России в информации от 19.11.2014 «МВД разъясняет порядок ношения оружия на территории Российской Федерации в целях самообороны» разъяснило, что необходимо учитывать положение статьи 6 Федерального закона «Об оружии», в которой установлен прямой запрет на ношение в целях самообороны огнестрельного длинноствольного оружия (то есть охотничьего, спортивного и длинноствольного гладкоствольного огнестрельного оружия, предназначенного для целей самообороны без права ношения).
Одновременно с этим статьей 13 указанного Федерального закона определено, что граждане Российской Федерации имеют право приобретать в целях самообороны без права ношения огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие. В этом случае органами внутренних дел по их месту жительства выдается разрешение только на хранение такого типа оружия.
У них логика всегда извращенная и порой весьма странная
Это вопрос оооочень спорный и давай не будем тут его поднимать;-))
Иначе тема сразу уйдет и далеко в сторону.
Речь — про пулевые и картечные патроны при охоте на водоплавающую, допустим
Разъяснение Минприроды в данном случае мало что значит, т.к. оно не наделено правом официального толкования федерального законодательства. А вот Постановления Пленумов ВС РФ или решения ВС РФ по конкретным делам это да.
А можно Постановления Пленумов ВС или решения ВС по этому вопросу?
Если я охочу весеннего селезня и у меня в патронташе пуля и картечь, то это административка?
А можно Постановления Пленумов ВС или решения ВС по этому вопросу?
Если я охочу весеннего селезня и у меня в патронташе пуля и картечь, то это административка?
В посте 1 такая ситуация разъясняется.В самом начале темы.
Кое-что по новым Правилам охоты
Сделать обзор всех новых Правил охоты, которые начнут действовать с 1 января, я не решусь, но на некоторые пункты обратил внимание.
В пункте 5 Статьи 1 (Глава 1) ФЗ «Об охоте…» дается такое определение охоты: охота – деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой. Пункт 3 новых Правил охоты повторяет, а следующий, пункт 4, конкретизирует это несколько расплывчатое определение, поясняя, что к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами. На мой взгляд, этот пункт может вызвать разные толкования одних и тех же действий охотником и представителем контролирующего органа. Во всяком случае потребуются разъяснения по поводу того, распространяется ли понятие «охотничьи угодья» на дороги общего пользования и жилые строения (СНТ и поселки), находящиеся на территориях угодий. Боюсь, для принятия решения о более корректной формулировке потребуется правоприменительная практика.
Действующий сегодня документ требует соблюдения только федеральных правил, а в новых Правилах появился пункт 5.1, который требует соблюдения охотниками также параметров охоты, устанавливаемых субъектом. Этот пункт доработан в соответствии с предложениями с мест, поскольку практика показала, что неподкрепленные документально на федеральном уровне региональные параметры работают далеко не всегда.
Привести в нерабочее состояние самоловы не только по окончании сезона охоты, как требуют действующие правила, но и раньше окончания, если добыто количество животных, соответствующее выделенной квоте, обязывает охотников-трапперов пункт 5.6.
Пункты 8 с подпунктами в действующих правилах возлагают на лицо, ответственное за осуществление охоты, немало обязанностей, но не требует его присутствия на охоте – это как бы подразумевается. В новых Правилах пункты 8, 9 и 10.1 обязывают лицо, ответственное за осуществление коллективной охоты на копытных, медведей, волка, шакала и получившее разрешение с путевкой, присутствовать на коллективной охоте. В этом просматривается попытка устранить возможность неоднократного использования разрешения (просто не закрывая его после добычи зверя). Может быть, попытка окажется не слишком эффективной, но это уже шаг в логичном направленье.
Впервые вслед за странами Европы и Северной Америки пунктом 12 новых Правил вводится обязательность использования на коллективной охоте сигнальной одежды, что несомненно приведет к снижению трагических случаев на охоте.
Необходимость использования сигнальной одежды с полосами световозвращающего материала в темное время суток на коллективной охоте, оговоренное в пункте 13, может показаться избыточным. Однако окончание охот порой происходит в сумерках, и световозвращающие полосы – это гарантия от выстрела по охотнику из ружья с подствольным фонарем, ПНВ или тепловизором.
Не вполне понятно, почему у охотников вызвал негативную реакцию пункт 19 новых Правил, который гласит, что «незаконно добытые охотничьи животные и продукция охоты, а также транспортные средства и орудия незаконной добычи охотничьих животных, подлежат безвозмездному изъятию или конфискации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». То есть как раз понятно, почему вызвал – этот пункт дает мощный рычаг давления контролирующим органам на охотников, совершивших то или иное нарушение. Но дело в том, что пункт 19 именно в таком виде прописан и в действующих сейчас правилах (там он идет под номером 15), поскольку полностью соответствует части 1 статьи 59 ФЗ «Об охоте…». То есть здесь как раз ничего не менялось. И если уж выражать недовольство, то по отношению к закону, а не подзаконному документу.
К сожалению, из финального документа ушел пункт, носивший в проекте №22. Он предусматривал возможность для производственных охотничьих инспекторов носить личное охотничье оружие при осуществлении производственного охотничьего контроля в течение всего года в закрепленных охотничьих угодьях. Лично мне кажется, что этот пункт требует дальнейшего обсуждения.
В пункте 23 уточняется признак ранения животного, чего не было в действующих правилах, и это нелишне, поскольку позволяет избежать препирательств организаторов охоты с охотником-клиентом по поводу того, ранено животное или нет.
Пункт 27 проекта Правил допускался добор раненного животного на территории ООПТ, что должно было быть согласовано с администрацией ООПТ. Но в финальном документе решили оставить прежнюю формулировку, поскольку природоохрана у нас видит мир только в черно-белом свете и не готова различать полутона.
Пункт 29 увеличил время на добычу раненого медведя с двух до трех суток, не считая дня ранения. Если подранка не удастся добрать, то за трое суток он или дойдет, или оправится от небольшой раны. Вполне разумное увеличение срока.
В проекте Правил был хороший пункт 42, который разрешал любительскую и спортивную охоту на волка, шакала, лисицу и енотовидную собаку при осуществлении охоты на любой вид охотничьих животных без каких бы то ни было дополнительных документов. К сожалению, кому-то он показался слишком революционным, и в финальном документе (пункт 36) эту «вольность» свели к нолю – все равно нужно иметь разрешение на добычу перечисленных хищников.
Пункт 37 проекта Правил перечислял варианты охоты на медведей: «с подхода, загоном, с применением собак, с вышки или из укрытия». Разумеется, многие охотники и охотпользователи были расстроены, не увидев в перечне охоту на берлоге в то время как численность медведя уже второй десяток лет стремительно растет. В результате этот пункт из финального документа вообще изъяли, но при этом перенесли срок окончания охоты на косолапого с 30 ноября на 31 декабря. Кому-то не понятен смысл этих изменений?
Если действующие правила запрещают использование петель практически повсеместно, за исключением ловли зайца-беляка или волка в определенных районах, то с нового года возможность использования петель для ловли волка, шакала и зайца-беляка, белой и тундряной куропаток, рябчика и глухаря будут определять высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации (пункт 39). Они же устанавливают требования к таким петлям, а охотник обязан будет перед установкой петель и их снятием сообщить любым доступным способом охотпользователю или органу государственной власти субъекта местоположение и дату установки/снятия петель (пункты 40 и 41). Это положение должно снять вопросы «зеленых» к легитимизации новыми Правилами петельного лова.
Для промысловиков будет интересно то, что выдру и ондатру исключили из списка пушных животных, которых разрешалось добывать только самоловами – по факту их уже давно стреляют из мелкашек.
За весеннюю охоту, на которой сломано едва ли не больше всего копий, отвечает в финальном документе пункт 46. Конечно же досадно, что десятидневка осталась десятидневкой, но… Высшие должностные лица субъектов не только вправе провести разделение территории своего субъекта на зоны, но и имеют право установить различные сроки весенней десятидневки в том числе, в каждой из зон – отдельно на боровую дичь (плюс вальдшнеп) и отдельно на перелетную. Другими словами, в формулировке пункта предусмотрена возможность для широкого маневра на региональном уровне, и грамотное охотничье руководство субъекта вполне может подготовить соответствующее предложение для администрации.
Новизной Правил стал пункт 49, который определяет время суток и тип охоты по перу весной, чего нет в действующих правилах. Это полезно для начинающих охотников и исключает разные трактовки правил охотником и охотинспектором.
В отношении охотничьих собак было немало предложений, в том числе и предложение считать таковыми только тех, что зарегистрированы в РФОС. Но тогда охота с полукровкой уже не считалась бы охотой. Поэтому в новых Правилах к собакам охотничьих пород отнесли любых собак, используемых при осуществлении охоты.
Пунктом 62.2 впервые введен запрет на прижизненную срезку пантов у дикого северного оленя. До сих пор не считалась охотой варварская срезка пантов у переплывающих реки оленей, которые после такой экзекуции гибли в большом количестве. В результате спрос Китая на панты привел к тому, что гигантская в обозримом прошлом популяция северных оленей на Таймыре серьезно сократилась. Теперь подобное деяние – браконьерство со всеми вытекающими.
Пункт 62.4 исправил действующий запрет (за исключением подбора добытой дичи) на использование любых плавательных средств в период осуществления весенней охоты. В соответствии с реалиями разрешили пользоваться плавающим укрытием, не находящимся в движении, а также плавательным средством для транспортирования добытой дичи, что по нынешним правилам вопреки здравому смыслу можно приравнять к браконьерству.
Использование картечи при охоте на кабана разрешено впервые (по действующим правилам с картечью можно охотиться только на косулю, кабаргу и северного оленя). Точнее – повторно разрешено, как это было раньше. При этом картечь должна быть не менее 7,5 мм. Если в проекте правил была указана минимальная картечь 8 мм, то в финальном документе – 7,5. И это разумно, поскольку снаряд патрона 12 калибра с картечью 7,5 весит 30 г, а с картечью 8 – 24 г из-за меньшего количества картечин в пыж-контейнере (8 против 12).
Пункт 62.9 новых Правил запрещает применение на охоте световых устройств, тепловизоров и ПНВ, как и соответствующий пункт действующих правил. Но последние делают исключение для охоты на волка, а также на копытных и медведей с вышки, тогда как новые Правила расширяют этот список. В него попали теперь шакал, лисица, енотовидная собака, барсук и бобр. Замечу, что действующие правила ограничивают использование упомянутых приборов охотой с вышек высотой не менее 2 м, чего нет в новых Правилах. Поэтому не упоминается, что весь этот оптико-технический арсенал можно использовать при доборе подранка, о чем действующие правила вынужденно сообщают.
Правда, оговаривается, что субъект может запретить использование всех этих устройств.
Пунктом 62.19 запрещено охотиться (речь о любительской и спортивной охоте) на птицу с нарезным оружием за исключением охоты на рябчика, тетерева и глухаря с оружием под патрон бокового огня калибра 5,6 мм. В проекте шла речь о любом патроне калибра 5,6 (в том числе и о центробоях .222, .223 калибров), но в окончательном варианте оказался только патрон бокового огня. По этому поводу многие охотники высказывали недовольство. Не хочу бросать в их сторону камень, но при нынешнем уровне браконьерства приходится прибегать и к таким ограничениям. Так что тем, кто зачем-то тащит в лес карабин под «крепкий» калибр, имея путевку на рябчика, конечно же такое нововведение придется не по вкусу.
Ограничения по калибрам при охоте на зайцеобразных, грызунов и пушных хищников даны в пункте 62.20.
В дополнение к ограничениям пункта 39 по петельному лову пунктом 62.24 запрещено применение петель для добычи всех видов охотничьих животных на территориях, являющихся ареалами амурского тигра, дальневосточного и переднеазиатского леопардов, ирбиса (снежного барса), манула, дальневосточного лесного кота, камышового кота, лесной кошки и каракала. И здесь же эти территории перечислены.
Действующие правила запрещают весеннюю охоту на двух островах Северного Ледовитого океана – на Колгуеве и Вайгаче. Пунктом 62.32 новые Правила запрещают осуществление охоты на водоплавающую дичь в охотничьих угодьях, являющихся местами ее гнездования, расположенных на островах морей Северного Ледовитого океана. То есть на всех островах.
Что касается материкового берега, то запрещена охота (пункт 62.33) на водоплавающую дичь в общедоступных охотничьих угодьях, расположенных на расстоянии не менее 15 километров вглубь материка от установленной береговой линии морей Северного Ледовитого океана и Берингова моря на территориях Мурманской и Архангельской областей, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов, Красноярского края, Республики Саха (Якутия). Запрещена всем, кроме коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также лиц, постоянно проживающих в этих местах, для которых охота является основой существования. На самом деле они это делали и будут делать, кто бы и что бы не запрещал – такая ситуация не только в России.
В новых Правилах появился раздел «Иные параметры охоты», которого в действующих нет. По сути это совсем уж краткий «охотминимум», основное содержание которого – техника безопасности на охоте.
В нашем журнале была большая статья о необходимости пристрелки оружия в охотничьих угодьях перед охотой. И вот пункт 73 теперь легализовал пристрелку в угодьях: «Проверка боя охотничьего оружия и приведение его к нормальному бою (далее – пристрелка) должна производиться на специально оборудованных стрельбищах или площадках, либо в охотничьих угодьях только в период охоты при наличии у охотника документов на право осуществления охоты. При пристрелке охотник обязан соблюдать меры безопасности, исключающие возможность причинения вреда человеку, имуществу физических лиц и объектам животного мира».
В таблицах сроков охоты читатели могут найти немало отличий того, что будет, от того, что есть сейчас.
Так, например, увеличены сроки охоты на европейскую и сибирскую косулю и летом, и зимой. То же касается лосей и оленей (за исключением северного – на него срок охоты сокращен на полтора месяца из-за резкого падения численности, о чем я упоминал выше). О сроках охоты на медведя уже сказал. Что же касается сроков охоты на горных копытных, то они не изменились, поскольку были прописаны вполне обоснованно.
Сожаление вызывает разве что тот факт, что охота на волка и шакала не круглогодичная, а лишь с 1 августа по 31 марта.