Среднеазиатская борзая
Породы собак Тазы
Тазы достаточно древняя охотничья борзая которая уже начиная с 6-7 века сопровождала кочевые племена, помогала им охотиться и добывать степных животных таких как корсака или степного зайца.
Среднеазиатская борзая как самостоятельная порода появилась в конце девятнадцатого века когда было дано описание породы. В Средней Азии тазы, казахская или туркменская признаны официально как самостоятельные породы борзых. В бывшем СССР а ныне и в России, эта порода официально признана охотничьей породой собак. Однако Международное кинологическое общество не признало тазы как охотничью породу борзых собак.
С развалом Советского Союза и возникновения границ в России практически не осталось особей для разведения этой умной, сильной и быстрой охотничьей собаки. Да она и не признана официально как самостоятельная порода борзых причём совершенно незаслуженно.
Среднеазиатские борзые за пределами Средней Азии как правило не встречаются, это очень редкая и дорогая порода борзых способных охотиться самостоятельно.

Внешний вид тазы
Тазы среднего размера, может чуть больше. Высота в холке взрослой особи от 65 см. до 69 см. у кобелей. Суки немного меньше – от 57 до 64 см. в зависимости то разновидности. Вес около 21-22 кг. у кобелей, суки немногим полегче.
Длина туловища без учета длины хвоста около 70 см., хвост около 25 см. Телосложение поджарое, худощавое, но при этом тазы достаточно сильная и ловкая. Лапы кажутся тонкими, но это обманчивое впечатление: они очень мощные, позволяющие быстро набирать высокую скорость.
Окрас в основном рыжий или рыже-белый, шерсть мягкая средней длины с густым подшерстком, позволяющая борзой переносить низкую температуру достаточно легко.
Характер Тазы
Безусловно тазы прирожденный охотник, который способен охотиться самостоятельно. Заметив дичь тазы начинает преследование и как это всегда бывает догоняет её и убивает. У тазы исключительно острые зрение и слух, она способна увидеть и догнать дичь на расстоянии 150-200 метров. Характер у тазы дружелюбный, она не приспособлена для охраны, не агрессивна по отношению к домашним животным. Любит детей и играть с ними. Верная, преданная и при правильном воспитании очень послушна.
Из недостатков можно отметить что это достаточно редкая порода борзых и в России будет очень сложно найти тазы с рабочими качествами.
Ввиду редкости, стоимость щенка тазы высокая, а стоимость обученной собаки очень большая и может выражаться шестизначным числом.
Обучение среднеазиатской борзой
Чтобы тазы успешно охотилась, следует с раннего детства заставлять собаку бегать с максимальной скоростью. От того как быстро бежит борзая зависит будет ли охота удачной. Обучать собаку охотничьим навыкам практически не требуется, потому что тазы понимает как ей надо действовать в любой ситуации.
Видео: среднеазиатская борзая – тазы
Особенности женской охоты
Автор рассказа Айника Абина
Предисловие
Ушли в небытие прекрасные и азартные охоты с лошадьми и борзыми. Стали незнакомыми для современного человека слова: доезжачий, кормчий, стремянной и др. Революция объявила борзых непролетарской собакой, и основное поголовье просто перестреляли. Заодно запретили и охоту с борзыми.
До сих пор в охотничьих хозяйствах сохранился этот оттенок к собакам-аристократам. Например, охота с борзыми у нас ущемлена в сроках по отношению, к лайкам и другим породам. Всё это наносит большой ущерб в популяризации породы и в поддержании племенной своры в рабочем состоянии. Русские псовые, хортые и борзые тазы — это гордость отечественного собаководства, наши традиции, и то чем должен гордится человек, живущий на постсоветском пространстве. Но утерян вкус азарта, спортивный интерес охоты с борзыми собаками.
Наверно наше сложное в экономическом отношении время толкнуло людей к добыче мяса, и поэтому всё популярней и в больших количествах востребованы такие собаки, как лайки. Лайки прекрасные охотники и удобны тем, что о них можно не вспоминать до следующей охоты. С борзой так не получится. С ней надо общаться, смотреть в её умные глаза, говорить с ней. Люди, которые ценят красоту, азарт в охоте, которым нужно общение друга, конечно же заведут себе парочку борзых. Неважно будут это русские псовые, хортые, салюки или тазы. Это собаки аристократы и общение с ними доставляет почти такое же удовольствие, как общение с красивой женщиной, наделённой чертами благородного мужчины. Здесь есть всё ум, красота, гордость, интрига, тайна и ещё что-то, что не возможно забыть, общаясь с этими собаками.
На территории Беларуси вот уже несколько лет как появились и прекрасно себя зарекомендовали среднеазиатские борзые тазы. На своей древней родине охотой с тазы занимались, как баи, так и беднота. И эта охота, по большей части, была не развлечением, а промыслом. Промысловое же использование тазы диктовало требования к её разносторонности. Собака должна была иметь резвость, маневренность и хорошее зрение борзой, умение пользоваться чутьём, находить зверя, выносливость гончей. Все эти качества выработались у тазы и были закреплены в течение многих веков. Они и определяют эффективность охоты с тазы, её добычливость и универсальность. «Тазы» — по-казахски означает чистая, собака не имеет специфического запаха. И как всякая очень древняя порода собак имеет свою красивую легенду о своём происхождении.
ЛЕГЕНДА О БОРЗОЙ ТАЗЫ
На юге нашей страны обитает своеобразная птица, называемая красной уткой. «Ит-ала-каз» называют её казахи, что в буквальном переводе на русский язык означает «собака-пёстрый гусь«. У казахского народа издавна существовала легенда об этой птице и местной собаке — борзой тазы, которую на родине называют «священный подарок аллаха».
Это произошло так давно, что никто точно не знает, когда именно. Каждый местный житель слышал этот рассказ от отца в детстве, а отцу рассказал его дед. В то далекое время так же широко простирались необъятные казахстанские степи, рос саксаул, ранней весной зеленели травы да по степям бродили стада баранов, табуны лошадей. Порой с монотонным звоном колокольцев пустыню пересекали караваны верблюдов. На высоких горбах они несли товары в Бухару и Хиву.
Тогда по степным просторам кочевали казахи, их юрты, то просторные и нарядные, то прикрытые потемневшей от дыма кошмой, стояли у степных колодцев.
Уже в то время среди скотоводов-кочевников существовало поверье, что редко-редко, быть может, один раз за несколько сотен лет, в одном из яиц красной утки зарождается не утенок, как в прочих яйцах, а казахская борзая собака — тазы. Найти такое гнездо считалось большим счастьем, а это счастье, по мнению кочевников, давалось далеко не каждому человеку.
И вот жил тогда со своей семьей один бедный казах. Зимой и летом с раннего утра до поздней ночи он пас в степи баранов, то изнемогая под горячими лучами солнца, то ежась от холодного осеннего ветра. Однообразно протекала его жизнь. Но однажды летом волк ворвался в его стадо и утащил одного из лучших баранов. Оставив сына сторожить отару, пастух оседлал лошадь и поехал выследить волчье логово.
Его поиски продолжались весь день до вечера. Зашло солнце, и он, стреножив лошадь и пустив ее пастись, лег у подножья песчаного бугра, укрылся халатом и крепко уснул.
Ранним утром, когда еще степь была окутана предрассветными сумерками и, по песку бесшумно скакали земляные зайцы, его разбудил голос какой-то птицы. Открыв глаза, он увидел двух красных уток. Они низко летели над ним и громкими криками выражали беспокойство. Рядом с местом, где он провел ночь, помещалась разрушенная нора лисицы, а в норе было гнездо утки. Близкое присутствие человека и беспокоило красных уток.
Пастух заглянул в темное отверстие норы, да так и отшатнулся назад. Там, в гнезде, среди только что вылупившихся из яиц утят, покрытых пухом, лежал совсем маленький светло-желтый щенок. Осторожно он вынул из гнезда утки собаку, завернул ее в платок и, наскоро оседлав лошадь, поскакал со своей чудесной находкой к родному аулу.
Семья пастуха окружила щенка заботой и любовью, делилась с ним последним куском мяса, поила теплым молоком, согревала теплом очага. В неге и холе быстро росла собака и вскоре из неуклюжего, толстого щенка превратилась в прекрасную быстроногую тазы.
С этого времени в юрту пастуха рекой потекло счастье. Что бы он ни делал, за что бы ни брался, всюду его ждала удача. В свободное время пастух все чаще выезжал на охоту в степь с собакой и наслаждался неутомимостью своей помощницы. Быстрее ветра носилась она по степным просторам, и от нее не могли уйти ни быстроногая антилопа-джейран, ни песчаный заяц, ни хитрая лисица. Даже дрофа-красотка, обладающая быстрым бегом и крыльями, не успевала подняться в воздух. Из лисьих шкур жена пастуха шила шапки, обменивая их на баранов и красивую одежду, а за мясо пойманных антилоп и, зайцев получала у соседей молоко, сыр и масло. И стало им жить сытно и весело, с каждым днем все лучше и лучше, а с благополучием появилось много друзей.
В праздник к пастуху нередко съезжались гости, чтобы потешить себя веселой охотой, показать другим свою удаль и умение справляться с полудикой лошадью. Одни из них приводили лучших борзых собак — тазы, другие привозили на кожаной перчатке крупных орлов-беркутов, ястребов. Ловчих птиц они натравливали на степную дичь. И тогда над степью разносилось гиканье лихих наездников, столбом поднималась пыль из-под копыт скакунов, порой слышался предсмертный крик затравленного зверя.
Но пастух не участвовал в этих веселых забавах. Он лишь выполнял роль гостеприимного хозяина-хлебосола и веселого собеседника. Ни разу не похвастался своей собакой, ее быстрым бегом и ловкостью на охоте. Он был глубоко уверен, что бахвальство и излишняя гордость не приносят счастья.
Так шли годы. Пастух продолжал жить в довольстве и благополучии. Но не выдержал он и однажды в охотничий праздник вывел свою красавицу-собаку и принял участие в веселой забаве. Быстрее ветра носилась его тазы по степным просторам за зверем, далеко позади, оставляя лучших собак знаменитых охотников. Все восхищались ею, предлагали за нее небывалые цены, завидовали ее обладателю. Гордостью наполнилось сердце пастуха, а голова его кружилась от счастья. Однако это продолжалось недолго.
Кончился день, прошла ночь, а новый день принес семье пастуха несчастье: заболела собака. Она отказывалась от пищи и неподвижно лежала на кошме в юрте хозяина. Прошло еще несколько дней, а быстроногая тазы лежала на том же месте, не пила и не ела. Однажды в темную осеннюю ночь, когда над степью свистел и завывал ветер, она с трудом поднялась с кошмы, лизнула языком лицо хозяина и вышла наружу. С того момента собака исчезла из жизни пастуха-охотника. Он горевал, но ничем не смог помочь своему горю.
Пришла суровая, снежная зима и принесла новые беды. Много домашних животных погибло от зимней бескормицы. Разорился и наш пастух, вновь став таким же бедным, как в далекие прежние годы.
С тех пор не трогают здесь красную утку, и, пользуясь этим, она благополучно живет близ аулов и мало боится человека. Потому, что по поверью этой легенды, собака тазы приносит в дом охотника счастье и благополучие.
Послесловие
Тазы послушны, отличные охотники, отличные охранники и защитники. Порода малочисленна и ей грозит исчезновение, поэтому в Казахстане она занесена в Красную Книгу. Борзая на охоте — это, по сути, заряженное ружьё, которое не надо носить, которое быстро бегает и ещё общается с вами. Самые ленивые хозяева обучают своё «ходячее ружьё» подноске зверя.
Но ни с чем не сравнить тот азарт, тот адреналин в крови у охотника, когда его борзая гонит русака, а тот хитрец мотает её угонками да прыжками. И настигает она добычу, никакой крови, только крепкие зубы собаки знают соё дело. Охота с борзой ещё и экологична, потому, что следующее поколение зайцев должно родиться от тех, кто ушёл от собаки, а значит, оно должно быть и резвей и хитрей. Наши предки, устраивая борзячьи охоты, знали, что это развлечение не сравнимо по красоте и азарту, с нудным стоянием на номере при добыче мяса.
Тазы это борзая-гончая, она прекрасно пользуется чутьём и не брезгует пронестись через островок кустов и зарослей.
Очень отрадно, что всё больше появляется любителей без ружейной охоты и просто людей, которые оценили борзых тазы, как компаньонов и охотников. Это и мужчины, которые считают себя матёрыми охотниками и женщины, которым от рождения присущи, любовь к красоте, общение с природой, гордость за своих резвых и стремительных собак. Что за красавица идёт рядом с Вами? Тазы — отвечаю я. Хотя мне немножко обидно, что комплименты предназначаются не мне.
Охота с тазы и тайганами
Борзые тазы распространены в Казахстане, Узбекистане и Туркмении (в Таджикистане с борзыми не охотятся). Они являются здесь основными охотничье-промысловыми собаками. В Киргизии охотники имеют, кроме тазы, еще и свою породу борзых — тайгана.
Борзые тазы еще недавно были многочисленными, но в последние десятилетия число их уменьшилось. Однако эти сведения предположительны, так как сколько-нибудь точного учета нет. Положение с учетом тайганов такое же.
Охота с тайганом
В настоящее время их численность борзых таз в Казахстане значительно меньше, а общее поголовье борзых местной породы во всех трех вышеназванных странах, вряд ли превышает 3-4 тысячи.
Наряду с подлинно породными собаками здесь стало теперь, едва ли не еще больше борзых нетипичных, полупородных вплоть до борзоподобных дворняг. Эта засоренность породы еще более затрудняет учет таз.
Ввиду того что тазы до настоящего времени очень редко и лишь в небольших количествах демонстрировались на правильно организованных выставках и выводках, изучение их экстерьера не могло быть поставлено по-настоящему серьезно и не обосновано достаточно большим описательным и фотографическим материалом.
Как собаки, предназначенные для ловли быстрых зверей, таза и тайган обладают сильно развитыми качествами, в основном теми же, что и борзые других пород. Это прежде всего резвость, зоркость, поимистость, изворотливость или ловкость на угонках, жадность и злоба к зверю, а также сила и выносливость, позволяющие собаке работать подолгу и настойчивой скачкой брать на измор особенно резвого зверя.
Особые условия охоты с борзой в среднеазиатских странах и разнообразие объектов добычи обусловили у тазы и тайгана в некоторые другие способности. Так, нередко они пользуются чутьем при розыске зверя, а при охоте на сурка обладают особым мастерством подползания и т. п.
Распространенным способом охоты с тазы и тайганами является охота «в наездку» на лисиц, корсаков, зайцев (с тайганом зайцев не ловят) и реже на волков. Охотники едут верхом на лошадях (реже на верблюдах или идут пешком), имея борзых в свободном рыску. Нередко несколько охотников с тазами выезжают на охоту вместе, и тогда они едут развернутой линией, метрах в 100 и более друг от друга, т. е. образуют равняжку. С тайганами равняжка непригодна из-за рельефа местности.
Тазы
Собаки ищут зверя чутьем (в этом отличие тазы и тайгана от наших европейских борзых) и зрением, борзятники стараются поднять его, объезжая места, где зверю удобно затаиться, залечь. В травле участвуют тазы, оказавшиеся ближе всех к вскочившему зверю. Если травля идет по волку, в ней стараются принять участие как можно больше охотников со своими борзыми, так как таза не крупна, и хорошо держать такого сильного зверя (хотя среднеазиатский волк мельче европейского) могут не две-три собаки, а по возможности больше. Однако бывают случаи, что волков берут и с парой-тройкой хороших таз. Охота на волков с тайганами проходит успешнее — две собаки могут справиться с волком.
Охота «в наездку» производится в открытых местах. Кроме этого способа довольно распространена травля зверя с участием специально обученного беркута. Для этой охоты собака и птица заранее приучаются друг к другу. Роль тазы на охоте в этом случае сводится в основном к тому, чтобы выгнать зверя из кустарника на чистое место. А затем добычу ловит птица, которую в нужный момент охотник спускает со специальной подставки, прикрепленной к седлу. Охотники, применяющие на охоте ловчих птиц беркутов, так называемые «беркутчи», охотятся исключительно верхом, так как долго носить крупную ловчую птицу пешком невозможно. Совместная охота с тазой и беркутом в среднеазиатских странах считается самой добычливой.
- При охоте на лисиц и зайцев тазы ловят иногда также и диких кошек. Для добычи этого зверя от тазы не требуется особой резвости, но злоба к зверю нужна настоящая.
- На барсуков охотятся с одной-тремя тазы. Так как барсук ведет ночной образ жизни, то на охоту за этим зверем выезжают перед рассветом в те угодья, где он жирует. Пойманного или остановленного собаками барсука прижимают к земле рогулькой и убивают ударом палки по носу.
- Для охоты на сурка собака должна иметь особую сноровку. Сурок кормится обычно возле норы и стоит ему заподозрить опасность, как он спасается под землей. Поэтому охотник с тазой или тайганом подбирается к колонии сурков из-за увала или крупных камней. Затем он показывает собаке зверька, пасущегося подальше от норы. Опытная таза ползет, а приблизившись па самое короткое расстояние, резвым броском ловит сурка, не дан ему скрыться в норе.
- Охотятся с тазой также и на копытных зверей . Хорошие собаки сравнительно легко догоняют косулю, много труднее бывало им взять джейрана (после погони на 10-15 километров). Сайгак — зверь, по-видимому, особенно резвый и выносливый. Охота на него возможна не с любой тазой. На кабанов таз и тайганов используют как гончих. Обычно по этому зверю пускают стаю беспородных собак, включая в нее одну-две борзые, которые благодаря своей жадности к зверю, злобности и смелости становятся вожаками стаи. Кабанов при этом охотники бьют из ружей.
- В некоторых местностях в качестве гончей таза используется и для охоты на зайцев . В обширных зарослях кустарников нескольких таз пускают в свободный поиск, а охотники на лошадях становятся на прогалинках и тропах и стреляют из ружей выбегающих поднятых тазами зайцев.
- В горах таз и особенно тайганов применяют еще и для добычи тау-теке . Борзые преследуют козла, загоняя его в конце концов в тупик, в труднодоступные скалы, где охотники и бьют зверя из винтовки.
Из краткого описания работы среднеазиатских борзых видно, насколько богаты эти собаки охотничьими качествами.
Не говоря уже про резвость , свойственную всякой борзой, тазы и тайганы обладают еще высоко развитыми и довольно сложными охотничьими инстинктами и своеобразной сообразительностью . Это и делает тазу и тайгана бесценными в местном охотничьем промысле. Недаром они пользуются у местных охотников большим почетом. Нередко хозяин держит любимицу в своем жилье и для спанья подстилает ей ковер. К сожалению, ведение пород предоставлено самим охотникам, и суки в период пустовки оказываются фактически безнадзорными и вяжутся с кем попало. Отсюда вполне естественно появление большого количества полупородных и беспородных выборзков. Эти собаки, случается, обладают кое-какой резвостью и сами еще способны ловить корсаков и лисиц и поэтому иногда имеют некоторую ценность в глазах малопонимающих охотников, что ведет к продолжению «деятельности» таких дворняг по размножению вымесков, уже вовсе неспособных к работе борзой.
Мероприятия по сохранению тазы и тайгана
Породам тазе и тайгану грозит гибель. Охотничьи общества Казахстана, Узбекистана, Туркмении и Киргизии должны считать одной из своих главных задач сохранение поистине драгоценных местных борзых пород — тазы и тайгана.
Охота с борзой в Средней Азии
А. А. Слудский дал обоснованную и правильную программу мероприятий для сохранения этой породы:
- Провести силами охотоведов полный учет и качественную оценку собак в районах, где таза еще обыкновенна.
- Завести для записи лучших племенных собак районные племенные книги, ведение которых поручить пунктам по заготовке пушнины (под наблюдением местных обществ охотников) .
- Ежегодно устраивать выводки борзых собак, во время которых составлять планы вязок. Поручить охотобшествам следить за выполнением смотров (выводок) борзых собак.
- Ввести премирование охотников-собаководов за выполнение планов вязок и выкармливание хороших, здоровых и породных щенков.
- Заготовителям пушнины организовать контрактацию щенков, выдавая авансы из специальных средств.
- Законтрактованных щенков размещать гнездами, чтобы обеспечить дальнейшее ведение породы.
- Популяризировать среди членов охотничьих обществ охоту с тазой, правильное содержание и уход за собакой, для чего проводить при заготпунктах и районных обществах охотников специальный курс по собаководству.
А. А. Слудский рекомендовал также организовать в Кзыл-Ординской и тогдашней Западно-Казахстанской областях питомники борзых тазы, где вести работу по укрупнению этой породы, отбору собак с более теплой псовиной и особо чутьистых. Подчеркивание последнего качества сделано потому, что на охоте таза постоянно для розыска зверя пользуется чутьем.
К пожеланиям и рекомендациям А. А. Слудского следует добавить еще необходимость создания племенных книг с записью в них всех борзых таз. работающих на охоте и получивших на выводках оценку экстерьера не ниже «хорошо». Ну и, разумеется, вязки тоже следует записывать в особую книгу, на основании которой составлять родословные борзых тазы.
Все перечисленные рекомендации в полной мере нужны не только казахской тазе, но и ее туркменской разновидности, а также необходимы и тайгану. Исполнение всех указаний, содержащихся в рекомендациях, может спасти от полной гибели ценнейшие отечественные породы борзых, обладающие замечательными рабочими качествами и по самой своей природе приспособленные для работы в жарком и сухом климате, зачастую на очень трудных грунтах, покрытых жесткой и колючей растительностью.