Правовые аспекты применения нарезного оружия на охоте
Фактом того, что оружие является разрешенным к применению на охоте, служит включение данного оружия в Кадастр оружия как охотничьего и приобретение его по лицензиям на охотничье нарезное оружие, выданным МВД РФ.
Частью 4, статьи 24 Закона «Об оружии», а также частью 3, статьи 40 Федерального закона «О животном мире» № 52-ФЗ (далее – Закон «О животном мире») установлено, что правила использования спортивного и охотничьего оружия устанавливаются законодательством Российской Федерации.
В настоящее время на территории РФ правила охоты регламентируются Типовыми правилами охоты в РСФСР, утвержденными приказом Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 04.01.1988 г. № 1 (далее – Типовые правила). Данные Типовые правила были утверждены до введения в действие федеральных законов «Об оружии» и «О животном мире».
В этих правилах в статье 22.1 имелся запрет на применение для любительской и спортивной охоты малокалиберного нарезного охотничьего оружия под патрон бокового огня на всей территории РСФСР.
Данный запрет противоречил нормам, введенным в действие федеральными законами «Об оружии» и «О животном мире». По этому поводу мною было подано исковое заявление в Верховный Суд РФ, и решением Верховного Суда РФ от 13.08.2007 г. № ГКПИ07-385 мой иск был удовлетворен.
Пункт 22.1 Типовых правил охоты в РСФСР в части запрета на применение для любительской и спортивной охоты малокалиберного нарезного охотничьего оружия под патрон бокового огня на всей территории РСФСР был признан недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу. Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 20.11.2007 г. № КАС07-581 решение Верховного Суда РФ от 13.08.2007 г. № ГКПИ07-385 было оставлено без изменения и вступило в законную силу.
В ходе судебного разбирательства по моему иску Верховным Судом РФ было установлено, что часть 4 статьи 24 Закона «Об оружии» не содержит запрета на применение огнестрельного охотничьего оружия с нарезным стволом, а лишь определяет, что правила использования спортивного и охотничьего оружия устанавливаются законодательством Российской Федерации.
И при таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что запрет применения для любительской и спортивной охоты малокалиберного нарезного охотничьего оружия под патрон бокового огня на всей территории РСФСР противоречит положениям Закона «Об оружии».
Также Верховным Судом РФ было установлено, что часть 3 статьи 40 Закона «О животном мире» тоже не содержит запрета на применение разрешенных орудий и способов добывания объектов животного мира, а лишь устанавливает необходимость принятия соответствующих правил их применения, утверждаемых Правительством РФ.
В соответствии со ст. 3 Федерального Закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 г. нормативные правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соответствие с федеральным законодательством в течение трех месяцев с момента соответствующих изменений, произошедших в законодательстве РФ. Т.е. в данном случае отмен запрета на применение для любительской и спортивной охоты малокалиберного нарезного охотничьего оружия под патрон бокового огня в субъектах РФ должен быть произведен в срок не позднее 20.02.2008 г.
Поэтому в тех субъектах РФ, где территориальные Правила охоты не приведены в части отмены запрета на применение для любительской и спортивной охоты малокалиберного нарезного охотничьего оружия под патрон бокового огня в соответствие с решением Верховного Суда РФ от 13.08.2007 г. № ГКПИ07-385, охотникам необходимо направить обращения в прокуратуру с жалобой на неисполнения местной властью ст. 3 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 г.
Если на данный момент в этих Правилах охоты субъектов РФ имеются запреты на применение нарезного охотничьего оружия других калибров, то также следует подать жалобы в прокуратуру на несоответствие местных Правил Типовым правилам охоты в РСФСР.
Учитывая, что в настоящее время полным ходом идет процесс разработки новых Правил охоты как федеральных, так и в субъектах РФ, хотелось бы напомнить разработчикам этих документов, что согласно ч.4, ст. 253 ГПК РФ решение Верховного Суда РФ от 13.08.2007 г.
№ ГКПИ07-385 не может быть преодолено повторным принятием такого же акта. То есть новые Правила охоты как федеральные, так и в субъектах РФ, содержащие любой запрет на использование на охоте разрешенного к применению нарезного охотничьего оружия, не будут зарегистрированы в Минюсте РФ или будут успешно оспорены в судах.
Фактом того, что оружие является разрешенным к применению на охоте, служит включение данного оружия в Кадастр оружия как охотничьего и приобретение его по лицензиям на охотничье нарезное оружие, выданным МВД РФ.
В этих новых Правилах разработчик может только установить правила применения нарезного охотничьего оружия, которые могут включать в себя ограничения по применению его при добыче конкретных видов животных и птиц в зависимости от мощности применяемых боеприпасов. То есть мне это видится как групповой перечень животных и птиц, которых можно добывать с помощью оружия под следующие патроны: .22LR, .22WMR, 5,6×39, .223 Rem, 7,62×39, .308Win, 7,62×54, .30-06 Spr.
Возможны, конечно, и другие разделения оружия и патронов по мощности, но ясно из вышесказанного, что никакие полные запреты на разрешенное оружие не имеют права на существование.
То же самое можно сказать о недопустимости запрета в новых Правилах на пневматическое охотничье оружие, которое также разрешено решением Верховного Суда РФ от 26.08.2005 г. № ГКПИ05-987.
И в заключение мне бы хотелось сказать разработчикам и тем, кто дает предложения к проекту новых Правил: хватит необоснованных запретов. Почему мы до сих пор «идем другим путем», чем весь цивилизованный мир. Смотришь ТВ канал «Рыбалка и охота» и видишь, как там, за бугром, охотятся с луками. А нам почему это нельзя? И кто доказал, что от выстрела из мелкашки, когда ты из стаи добыл одну утку, больше вреда, чем от выстрела по этой же стае «магнумом» 12 калибра.
Охотники и специалисты, давайте больше конструктивных предложений в новые Правила охоты в РФ. Ведь сейчас у нас всех есть реальный шанс создать Правила, которые не будут содержать надуманных запретов, которыми мы, ветераны, были обложены со всех сторон, как волки в окладе. Вспомните, сколько лет мы даже и мечтать не могли о нарезном стволе. А теперь вроде нас хотят вернуть в прошлое.
Почитайте РОГ-информ на 29 стр. газеты № 9 (709) за текущий год. Вместо того, чтобы наладить соответствующую работу охотнадзора, нам опять противозаконно пытаются запретить нарезное оружие. Интересно, сколько нарезных стволов было изъято у браконьеров в Курганской области, сколько конфисковано у них снегоходов, автомобилей?
По-видимому, немного, а ведь конфискация транспорта предусмотрена Законом «О животном мире». И если все эти меры будут применяться, то браконьеры исчезнут быстро, пешком они ходить не любят. А так ведь проще – провели проработку Правил охоты и решили запретить нарезное оружие. И что, браконьеры не будут охотиться?
Им этот запрет не указ. Ведь они и сейчас охотятся незаконно. Это же всем понятно. Так зачем вместо борьбы с браконьерами вводить противозаконный запрет на нарезное оружие.
В.С. Кузнецов, г. Волгоград 2 марта 2012 в 12:30
Охота с боковым огнем
Все остальные выложенные ранее тут, это только проекты, которые не совпадают с принятыми Правилами охоты. Действующие с 01.01.2021 они по ссылке выше.
———-
Внимание охотник, будь осторожен, с 01.01.2021 охота будет по новым правилам!
Участник форума hanter741 составил вспомогательную таблицу. пост 5597
Если на дороге с зачехленным и разряженным, то не должны. Нет нарушения правил охоты.
Если на дороге с зачехленным и разряженным, то не должны. Нет нарушения правил охоты.
её никто не отменял.
т.е. по 4.3 должностным лицам не нужно предъявлять свои удостоверения, требуя предоставить для ДОСМОТРА вещи, транспорт, орудия охоты и.т.д., а по 4.4 производственный охот инспектор может потребовать предоставить для осмотра личные вещи, транспорт и орудия охоты? Это как вообще можно оценить? Если не путаю осмотр это визуальное обследование каких то объектов и для его проведения необходимы определенные основания, так же и с досмотром, должны быть основания его проведения и составлен акт. Или я не прав
Тоже так думаю, но «бумагу замарал»
В проекте Правил охоты предлагаются ограничения по использованию охотничьего длинноствольного оружия с нарезным стволом. Полагаю необходимым высказать замечания в отношении этих положений проекта:
«64. При отлове и (или) отстреле охотничьих животных, а также при осуществлении охоты запрещается:
64.19. при осуществлении любительской и спортивной охоты применение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом и нарезных стволов охотничьего огнестрельного комбинированного оружия для охоты на пернатую дичь, за исключением осуществления любительской и спортивной охоты с таким оружием калибром не более 5,6 мм на тетерева и глухаря в сроки, указанные в пункте 53.2 настоящих Правил;
64.20. при осуществлении любительской и спортивной охоты применение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом и нарезных стволов охотничьего огнестрельного комбинированного оружия калибром более 5,6 мм для охоты на зайцев, дикого кролика, корсака, белку, горностая, диких кошек, енота-полоскуна, колонка, куниц, летягу, норок, солонгоя, харзу, хорей, более 8 мм для охоты на сурков, бобров, барсука, росомаху, рысь;»
1. Компетенция
Ограничения по использованию охотничьего длинноствольного оружия с нарезным стволом не относятся к компетенции Минприроды России, поскольку вопросы оборота и использования оружия регулируются законодательством об оружии; принятие подзаконных актов в этой сфере относится к компетенции Правительства РФ и Росгвардии. Утверждение правил охоты в такой редакции приведет к нарушении Минприроды России своей компетенции.
2. Содержание и регулирующее воздействие
1) Ограничения приведут в ряде случаев к полной невозможности использования на охоте законно приобретенного гражданами охотничьего оружия в отсутствие оснований для этого, предусмотренных федеральным законом. В связи с этим указанные пункты проекта противоречат статье 35 Конституции РФ.
Например, остается неясным, как охотнику использовать оружие калибра 243 win (6 mm), которое не предназначено для охоты на крупных животных и используется для охоты некрупных животных, в том числе, для охоты на тетерева и глухаря, зайца и т.д.
2) Реальный калибр нарезного оружия, использование которого по смыслу проекта правил допускается при охоте на тетерева и глухаря, зайца и т.д. (5,6 кольцевого воспламенения (бокового огня) — 22lr, 22wmr) составляет в действительности 5,7 мм, а не 5,6 мм. Поэтому принятие такой формулировки правил о допущении охоты на некрупных животных и птиц с нарезным оружием калибром более 5,6 мм приедет к двоякому толкованию. Даже при сохранении указанных пунктов их необходимо уточнить, заменив слова «не более 5,6 мм» на «менее 6 мм».
3) Охотники скандинавских стран имеют возможность добывать тетерева и глухаря с использованием нарезного оружия т.н. средних калибров, например, 308 win и 30-06 sprf, аналогичных отечественным калибрам (например, 7,62х54). Для этого используются оболочечные пули малых весов (8 граммов), патроны с которыми шведские и финские производители выпускают специально для этих охот. Аналогичные патроны под отечественные калибры выпускают и российские производители. Остается непонятной дискриминация российских охотников, осуществляющих охоту в таежной зоне, по сравнению с их скандинавским коллегами. Получается, что российский охотник-промысловик, находясь на промысле с оружием для добычи копытных животных (карабины под патрон 7,62), которое позволяет эффективно отстреливать тетерева и глухаря, будет не вправе этого сделать. Спорные пункты правил приведут к тому, что огромное число таких охотников априори будут являться браконьерами. Такое регулирующее воздействие представляется недопустимым.
3. Предложение
Считаю, что подпункты 64.19. и 64.20 должны быть исключены из проекта правил как не относящиеся к компетенции Минприроды России и способные повлечь крайне негативное регулирующее воздействие, нарушение прав и свобод граждан.
22lr и 22wmr это и есть 5,6 мм. Не?
А 223 вообще меньше 5,6 мм.
Не путайте калибр с патроном.
А вот то, что предлагается запретить охоту на рябчика с мелканом, а глухаря можно только с 5,6 мм, плодя подранков и нельзя с 6мм, 6,5 7,62 (х39, х51), даёт все основания думать, что разработкой Правил занимаются либо люди, не имеющие к охоте совершенно никакого отношения, либо имеющие прямое отношение к охоте, но очень заинтересованные в том, чтобы в их угодья никто с нарезным крупнее мелкана не мог зайти.
«. запрещается:
64.19. при осуществлении любительской и спортивной охоты применение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом . для охоты на пернатую дичь, за исключением осуществления любительской и спортивной охоты с таким оружием калибром не более 5,6 мм на тетерева и глухаря . «
25,4 х 0,223 = 5,6642. Хорошо, если в РОХ написано в скобках 5,56х45. А если нет? Судье удастся доказать?
22 LR или мелкашка и новые правила охоты.
С 2021 года изменились правила охоты, в том числе появились ограничения по нарезным боеприпасам для разной дичи. Если последние годы на любую дичь на которую в принципе было разрешено нарезное оружие можно было охотится с любым то сейчас правила изменили. Если скажем 12,7х99 точно не применим для охоты на рябчика то вот .223 и .308 на тетерева и глухаря вполне использовали обсуждая что лучше подходит.
Спорить на тему «правильной» и «неправильной охоты» а также взрывается ли тетерев при попадании 223 мы в этой статье не будем, хотя если интересно пишите в комментариях. Для начала давайте посмотрим что сейчас написано в правилах охоты.
62. При осуществлении охоты запрещается:
62.19 при осуществлении любительской и спортивной охоты применение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом и нарезных стволов охотничьего огнестрельного комбинированного оружия для охоты на пернатую дичь, за исключением осуществления любительской и спортивной охоты с таким оружием под патрон кольцевого воспламенения (бокового огня) калибра 5,6 миллиметров на рябчика, тетерева и глухаря в сроки, указанные в подпункте 51.2 пункта 51 настоящих Правил;
51. Летне-осенняя, осенне-зимняя охота на пернатую дичь осуществляется в сроки, предусмотренные подпунктами 51.1 — 51.4 настоящего пункта
51.2 на боровую, горную дичь — в период с третьей субботы августа по 28 (29) февраля в течение единого непрерывного срока не менее 120 дней;
То есть если перевести на обывательский — с нарезью на птицу охотится нельзя кроме как с мелкашкой осенью/зимой на рябчика, тетерева и глухаря. И вот тут хочется отметить что пункт 62.19 сформулирован крайне плохо:
- Даже если отложить вопрос почему именно кольцевого воспламенения то возникает вопрос почему именно 5,6мм. У нас сертифицировано всего 3 патрона кольцевого воспламенения — это 22LR (он же мелкашка), 22 WMR и 17 HMR. Все они прекрасно подходят для охоты на птицу. И об этом есть шикарный ролик на канала «Калашников медиа» точнее их там даже 3.
- Если говорить строго то по новому закону 17 HMR пролетает мимо охоты так как для него надо было писать «5,6 миллиметров и менее «.
- 22 WMR тоже не совсем подходит так как в части сертификатов он пишется как 5,7 и в теории не попадает в правила. Хотя тут есть нюансы.
А теперь про эти самые нюансы. Строго говоря что такое «оружие под патрон 5,6. » не совсем очевидно и единственным источником подтверждения является сертификат на оружие и патроны. А там к сожалению творится полный бардак. Далее с ссылками на кадастр:
- Перепутаны 22LR и 22WMR — «Биатлон — 7 — 2 КО» и мы читаем — «Калибр — .22 LR (5,7 х 27); длина патронника — 27 мм.»
- В части сертификатов у 22WMR стоит 5,7 но первые же 3 ссылки дают разную длину гильзы