- Искусство своевременного молчания: портрет Александра Рогожкина — режиссера «Особенностей национальной охоты»
- Особенности национальной рыбалки
- Содержание
- Сюжет
- В ролях
- Съёмочная группа
- Контекстная реклама в фильме
- Фильмы Особенности национальной охоты и рыбалки
- Особенности национальной охоты (1995)
- Операция «С Новым годом!» (1996)
- Особенности национальной рыбалки (1998)
- Особенности национальной охоты в зимний период (2000)
- Особенности национальной политики (2003)
Искусство своевременного молчания: портрет Александра Рогожкина — режиссера «Особенностей национальной охоты»
В рамках проекта «Пролегомены» (куратор — Елена Стишова), посвященного истории постсоветского кино, публикуем фундаментальный текст Арсения Занина об Александре Рогожкине, которому 3 октября исполнилось 70 лет. Редчайший феномен, когда фильм и даже цикл фильмов становится достоянием фольклора, а его название — мемом на все времена. Между тем автор «Особенностей национальной охоты», а также «Рыбалки» etc. Александр Рогожкин скандально прославился еще до обретения фольклорного статуса: при советской власти с ее отработанным навыком «тащить и не пущать». Не пущали «Караул!» — докудраму с реальными прототипами. А тут грянула гласность.
«Был он великий молчальник и, кроме «эх», никаких слов не употреблял. Я не раз пытался с ним заговаривать и сжился с мыслью, что он профессор. »
Если его фильм не был шедевром, то становился народным хитом или поводом для скандала. Но едва ли теперь кто-то вспомнит последний фильм Александра Рогожкина. За текущее десятилетие народный артист России не снял ни одного. В чем же причина его молчания?
Придя в профессию накануне перестройки, угодив в тот самый момент, когда российское кинопроизводство билось в лихорадке перехода на рыночную экономику, Рогожкин стал самым успешным российским режиссером. Даже когда кино числится в черных списках банков как предприятие, в которое ни при каких условиях нельзя вкладываться. Даже когда финансовый кризис 1991 года вынуждает кинематографистов, не привыкших к принципу «каждый сам за себя», искать спасения у иностранных инвесторов.
Однако перестроечная Россия была на пике моды, а уже привычная схема «кооперативного кино» все еще работала: снимать быстро и дешево. И Рогожкину, угодившему в проект «Русские повести» (пять фильмов, пять режиссеров, пять «подцензурных» произведений русской литературы и один французский сценарист на все пять фильмов), единственному удалось выйти из этой истории победителем. Когда же в конце 93-го года произойдет окончательный крах кинопроката и зритель предпочтет сидеть дома, у экранов телевизоров, Рогожкин неожиданно для всех снимет первый хит отечественного «домашнего видео» (сериал про «национальные особенности»), а затем сумеет вернуть интерес телезрителей к отечественным сериалам.
Подобно доктору Мабузе, он подчиняет себе любые правила игры. Вагон для транспортировки зеков («Караул», 1990), радиоактивная зона («Третья планета», 1991), расстрелянный плац в застенках провинциальной чрезвычайки («Чекист», 1992), рефлексия постперестроечного интеллигента у пивного ларька («Мечты идиота», 1993), щедро залитое водкой пространство — время на кордоне №13 («Особенности национальной охоты», 1995; «Особенности национальной рыбалки», 1998; «Особенности национальной охоты в зимний период», 2001), кабинет убойного отдела РУВД («Улицы разбитых фонарей», 1996; «Убойная сила», 2001), приграничный КПП в горячей точке («Блокпост», 1998), затерянный лапландский хутор («Кукушка», 2002) — Рогожкин умел раскроить любую реальность и сшивал ее мастерски, невидимыми нитками.
Рогожкина называли поэтом клаустрофобии, но эта характеристика вряд ли может быть принята как универсальная, особенно после «Особенностей национальной охоты». Сам он редко что-то объясняет или формулирует о своих фильмах.
Поезд мчится к смерти
Впервые о Рогожкине заговорили в феврале 1990 года, когда на Берлинском МКФ за «Караул» ему присудили приз имени Альфреда Бауэра за «Караул». Это было неожиданностью, ведь формулировка «за открытие новых путей в киноискусстве» никак не вязалась с репутацией, сложившейся у фильма к этому времени. В том же конкурсе был «Астенический синдром» Киры Муратовой, гораздо больше подходящий для роли новатора. Впрочем, шедевру Муратовой вручили «Серебряного медведя», как через год вручат «Сатане» Виктора Аристова. Неожиданностью награда стала для тех, кто видел в «Карауле» высказывание «на злобу дня», ведь история о «неуставных взаимоотношениях» появилась в пику острой полемике вокруг получившей огласку трагедии Артура Сакалаускаса, которого сослуживцы довели до убийства. Годом ранее в Берлине призом имени Бауэра наградили «Слугу» Вадима Абдрашитова, а спустя еще год — грандиозный долгострой Марлена Хуциева «Бесконечность», запущенный в одной стране, а законченный уже в другой. В этой последовательности решений жюри можно увидеть определенную программу: ведь миру предъявлялся многоуровневый анализ распадающейся советской империи. Многоуровневый — за счет разницы в поколениях и в стилях постановщиков.
Съемки «Караула» планировались дешевыми: действие ограничивалось пространством спецвагона для перевозки заключенных, но Министерство путей сообщения не могло выдать вагон без разрешения собственника (коим являлось, естественно, МВД). На студии придумали хитрый ход и перекупили вагон на заводе до того, как его примет собственник. В кабинете у директора «Ленфильма» А. А. Голутвы раздался звонок и начальник политотдела внутренних войск по Северо-Западу и Прибалтике генерал-майор Петров потребовал немедленно остановить производство картины, порочащей честь армии, тем более в свете недавних публикаций в прессе. Требование проигнорировали, работа продолжилась. Тогда от политотдела по военным частям был разослан циркуляр: «Съемочной группе кинофильма «Караул» не помогать, обо всех передвижениях группы сообщать немедленно». Весной 1989 года съемки завершились, но злоключения группы только начались. На студии печатали промежуточный негатив и пропала ключевая часть фильма. Безвозвратно. Часть пересняли: торопились к внеконкурсному показу на XVI Московском кинофестивале. В это время в комиссии Верховного Совета прозвучало заявление, что на «Ленфильме» сняли картину, едва ли не подстрекающую к гражданской войне. Тут же в оргкомитет ММКФ позвонил «некто», представившийся работником студии, и сообщил, что к фестивалю завершить картину не успевают и показ придется отменить. А при печати первой копии завершенного фильма снова пропала одна часть. На сей раз диверсия была тщательно спланирована: пленка была спрятана в банку из-под непроявленного негатива и заклеена пластырем, чтобы, не дай бог, не открыли. О том, что виновника снова не нашли, говорить излишне. «Караул» был одним из первых «актуальных» фильмов об армии.
В конце 70-х Борис Фрумин в фильме «Ошибки юности» попытался в нескольких эпизодах показать, что представляли собой неуставные отношения в армии. В результате картину положили на полку. Вышла она на экраны в 1991 году, когда фильмов на актуальную армейскую тему было уже немало и в сравнении с которыми «Караул» казался экзистенциальной притчей, историей о том, как пространство способно жить своей жизнью и быть катализатором драмы.
Все просто: едет поезд, клетка на колесах, есть заключенные и есть охранники. Есть прапорщик, начальник караула, любитель классической музыки и философских штудий, есть «салаги» Иверень и Хаустов, есть «черпак» Нищенкин, а есть «деды» — Ибрагимов, Мазур, ефрейтор Коченюк и старший сержант Жохин. Клетка заперта, ехать далеко и деды, как это заведено «издревле», проверяют салабонов на прочность. Камера впервые покидает вагон только после убийства, до этого она смотрит на улицу через открытую дверь в тамбуре во время погрузки заключенных. Камера может двигаться по коридору и постепенно сходить с ума от приступа клаустрофобии: справа зарешеченные окна, слева решетки камер, впереди стеклянная дверь, позади гальюн с зеркалом.
Кинокамера не обнаруживает себя как наблюдатель: никто не посмотрит в неё и даже не заметит её присутствия. Более того, когда герои будут оставаться с камерой один на один и взгляд с экрана напрямую будет казаться неизбежным, например, когда, запершись в сортире, Хаустов прикладывает пистолет к виску не в силах больше терпеть унижения, камера будет снимать через зеркало. Если бы Хаустов посмотрел в объектив, он должен был бы застрелиться.
В фильме заключенных играли настоящие осужденные, и мера предосторожности определила режим кинокамеры, а этика ― эстетику. Камера не пытается находиться в двух местах одновременно: в фильме нет ни одной «восьмерки». Пространство разрывается, противопоставляя одних ― другим, но она всегда находится на позиции единственного наблюдателя. Когда же камера станет персонифицировано-субъективной, это станет сигналом к смерти: Ивереня повалили на пол и молотят ногами. Его взгляд — это взгляд камеры. Смотрят камере в глаза и избивают ее. После этого раздается выстрел. И в последнем кадре, когда убежавшему Ивереню пустят в грудь пулю он, падая на спину, снова окажется на полу вагонзака. Погаснет обретенный после побега цвет. Камера впервые пересекла эту черту самостоятельно и оставила нас по ту сторону решетки. Она встречает смерть напрямую, находя для этого единственно возможную дистанцию.
Особенности национальной рыбалки
Особенности национальной рыбалки | |
Жанр | |
---|---|
«Осо́бенности национа́льной рыба́лки» — российская кинокомедия 1997 года.
Содержание
Сюжет
Генерал Иволгин, егерь Кузьмич, Лёва Соловейчик и компания, знакомые зрителям по фильму «Особенности национальной охоты» отправляются на рыбалку. Выйдя в море, не без помощи водки герои сбились с курса и оказались на территории сопредельного государства — Финляндии. В частном отеле на берегу Финского залива, который «рыбаки» сперва принимают за 13 кордон Кузьмича, пьянка продолжается. Поутру проснувшись, протрезвев и осознав, что они нелегально находятся за рубежом, участники рыбалки удирают обратно в Россию, в спешке забыв в отеле 15 коробок водки. Вскоре в отель нагрянула полиция и его хозяевам грозит обвинение в контрабанде спиртного (хотя в Финляндии и нет «сухого закона», вопреки распространённому в России мнению). Перед «рыболовами» встаёт новая задача — вернуть честно купленную водку. Помогают им в этом российские военные моряки и подводная лодка «Малютка», в качестве которой выступали две сверхмалые подводные лодки проекта 865 «Пиранья» [1] .
В ролях
- Алексей Булдаков — генерал Иволгин, Михалыч
- Виктор Бычков — егерь Кузьмич
- Семён Стругачёв — Лёва Соловейчик
- Сергей Русскин — Сергей Олегович
- Сергей Гусинский — Семёнов
- Василий Домрачёв — прокурор
- Алексей Севастьянов — капитан-лейтенант (озвучивал Александр Лыков)
- Андрей Краско — Витёк
- Вилле Хаапасало — Раймо
Съёмочная группа
- Сценарий и постановка — Александр Рогожкин
- Оператор-постановщик — Валерий Мартынов
- Художники-постановщики — Елена Жукова, Владимир Карташов
- Художник по костюмам — Татьяна Макарова
- Художник-гримёр — Ирина Ульянова
- Монтаж — Юлия Румянцева
- Звук — Анатолий Гудковский, Сергей Соколов, Елена Левицкая
- Режиссёр — Инна Горлова
- Директора картины — Алексей Зверев, Максим Володин
- Исполнительный продюсер — Дмитрий Делов
- Продюсеры: Сергей Сельянов, Игорь Калёнов
- Композитор: Владислав Панченко
Контекстная реклама в фильме
Этот фильм был одним из первых, удачно использовавших Product placement на волне успеха [2] :
- В одном из эпизодов герои обсуждают, что покупать готовые пельмени равиоли одноимённой фирмы — это гораздо более быстрое занятие, чем лепить их собственноручно.
- Почти весь фильм герои всем другим напиткам предпочитают водку «Урожай», курят и угощают финских гостей сигаретами «Пётр I» и пользуются услугами мобильной связи исключительно «North West GSM».
Фильмы Особенности национальной охоты и рыбалки
«Особенности национальной охоты и рыбалки» — легендарная серия комедийных фильмов российского производства.
Всего франшиза насчитывает 5 картин, первые 4 из которых были реализованы талантливым советским режиссером Александром Рогожкиным. Актеры, задействованные в фильмах, в одночасье стали любимцами зрителей на просторах России.
История начинается с того, как начинающий финский специалист по охоте обращается с просьбой к своему русскому товарищу, чтобы он помог поучиться настоящей русской охоте, дабы познать нравы и традиции русских охотников. Всем знакомые постоянные застолья с дальнейшими приключениями, не обходящиеся без водки, без конца удивляют и шокируют финна, но, тем не менее, сравнивая традиции исторического прошлого с необычностью настоящего, главный герой не жалеет, что ввязался во всё это… Представляем вам фильмы Особенности национальной охоты и рыбалки все части по порядку — полный список.
Особенности национальной охоты (1995)
Молодой финн по имени Райво, изучающий русские традиции и обычаи, уговаривает своего друга Женю помочь ему поучаствовать в настоящей русской охоте.
Наши друзья отправляются на лесной кордон и присоединяются к группе охотников, которых возглавляет генерал.
Несколько ящиков водки, бесконечные застолья, краткие и ёмкие тосты и, конечно же, настоящие охотничьи приключения: транспортировка коровы на самолёте, знакомства с очаровательными деревенскими девушками, баня, милиционер, который умудрился потерять своё табельное оружие…
Русскую охоту «финик» точно не забудет!
Операция «С Новым годом!» (1996)
До Нового года осталось несколько часов, а наш старый знакомый генерал Иволгин попадает в отделение травматологии. Но, к счастью, не один…
Благодаря бизнесмену с вывихнутой челюстью и травмой половых органов в приёмном отделении появляется дорогущая выпивка и шикарная закуска.
К новогоднему столу приглашают травмированных дам из женского отделения, кто-то выкапывает и наряжает ёлку… А немного позже к этой развесёлой компании присоединяется милиционер с задержанным, ухитрившимся проглотить его медаль!
Особенности национальной рыбалки (1998)
Старые приятели, которые достойно выдержали испытание национальной охотой, собираются вновь. Задача: культурно отдохнуть на рыбалке.
Но, увлечённо дегустируя водку, наши герои не заметили как, сбились с курса и оказались на территории Финляндии. На утро, проснувшись и немного протрезвев, приятели поняли, что пора стремительно возвращаться на родину.
После поспешного возвращения наши герои выясняют, что по ту сторону Финского залива, в частном отеле осталось 15 ящиков водки. Хочешь не хочешь, а возвращаться за своим стратегическим запасом спиртного надо.
Хорошо, что на помощь пришли военные моряки на подводной лодке «Малютка»…
Особенности национальной охоты в зимний период (2000)
На 13-м кордоне у егеря Кузьмича всё было тихо-спокойно. Пока не пришло время проверок.
И хорошо, когда проверяющие из лесного хозяйства, свои люди. К таким подход найти легко: прорубь, баня, водка…
А вот если нагрянули «экологи» — беда! Ради Ольги Валерьевны, которая напоминает Илью Муромца по объёмам и мощи, придётся перейти на чай. И даже придумать красивую легенду про китайского охотника Ху Чжоу, который мог изловить любого зверя или птицу. Вот только премудрости настоящей русской охоты ему не ведомы…
Особенности национальной политики (2003)
Генерал Иволгин решил заняться политикой и баллотироваться на высокий пост. Конкуренты не воспринимали обычного вояку как серьёзного соперника, а потому высокие рейтинги генерала вызвали панику.
В чём секрет высоких рейтингов и сумасшедшей популярности Иволгина? На этот вопрос пытаются ответить все: коммунисты, «агенты влияния», бандиты, бизнесмены и даже фээсбешники…
Но предвыборный штаб генерала готов к атакам: репутация Иволгина ни в коем случае не должна пострадать!