Охота казахов с птицами

Охота с ловчими птицами в Казахстане

этнологии и музеологии

доцент кафедры археологии,

этнологии и музеологии

Охота с ловчими птицами в Казахстане

С древнейших времен охота с ловчими птицами входила в систему традиционной культуры казахского этноса. История развития охоты с ловчей птицей в Казахстане имеет глубокие корни.

Разведением ловчих птиц занимались издревле. Для знатных людей это было развлекательным увлечением. А бедным кочевникам ловчие птицы оказывали неоценимую помощь — стерегли скот, помогали добывать мясо зверей и мелких птиц. Этот вид деятельности у казахов долгое время занимал ведущее место.

Если в Европе предпочтение отдавали соколиной охоте, то в Средней Азии и Казахстане использовали беркутов и ястребов. Ловчие птицы стоили очень дорого, а процесс поимки, приручения, обучения и охоты был сложным. Хороший беркут мог стоить от пяти до шести верблюдов, сокол — до двух. Охота с соколами и ястребами обычно шла с начала осени до первого снега. А выносливые беркуты выходили на охоту в самый крепкий мороз — с ноября по февраль, когда мех пушистых зверей был в цене.

Для обозначения всех видов хищных ловчих птиц казахи классифицировали их на три группы. В первую группу входили различные виды ястребов, во вторую различные виды больших и малых соколов, и отдельно в самостоятельную группу представлял орел – беркут [1].

По преданиям, за хорошо обученную птицу давали несколько сотен лошадей и верблюдов, а в тяжелые годы ловчие птицы кормили целые аулы. Охота с ловчими птицами помогала выживать и в трудные периоды во время падежа скота.

Для охоты с ловчими птицами необходимо иметь прирученных и подготовленных птиц. Птицы у казахских охотников появлялись двумя способами — через приручение отловленной на приманку взрослой особи или путем обучения по специальной схеме оперившихся птенцов, взятых на вылете из гнезда[2]. Существовал специальный инвентарь: кожаные ремешки-путцы (балакбау), надеваемые на лапы птицы, клобучок-наглазник (томага), а также кожаная рукавица (биялай) для ношения птицы на руке хозяина, а также имели место специальные подсумки (жемкалта), присады для содержания птиц (тугыр) и для их транспортировки верхом на коне (балдак), приманки-вабило (шырга) [3].

В первые дни взрослую птицу для адаптации содержали рядом с людьми, но с закрытыми глазами, для избежания стресса. Хозяин периодически мягко поглаживал ее бока, кормил только с руки свежим мясом, издавая специальные голосовые звуки. Такое обращение ускоряло процесс приучения птицы к рукам и командам хозяина. Постепенно птица привыкала к человеку. Важным в этот период считалось выработать режим кормления и приучить к особым звукам-командам, издаваемым хозяином и ассоциировать перчатку человека с питанием птицы. Далее птиц постепенно натравливали на вабило — для беркута и ястреба это была шкурка лисы или зайца, для сокола использовали крылья утки, фазана, которыми размахивали в воздухе, а затем тащили по земле, давая птице напасть и испытать чувство победы над добычей. Дрессировка птенцов, взятых из гнезд, происходила немного по иной схеме. Но казахи считали, что лучшие ловчие птицы получаются из прирученных диких особей, которые, привыкнув к хозяину, охотились намного азартней. Так же дикая прирученная птица могла охотиться в паре с казахской борзой, что повышало эффективность охоты. Собака могла преследовать зверя по следу и чутьем, а птица с воздуха могла взять убегающую добычу.

Охотились с ловчими птицами строго по сезонам. С ястребами охотились только осенью и зимой, а ранней весной выпускали птицу на волю. С хорошим беркутом или соколом охотник охотился не более 5-6 лет, после чего отпускал ее на волю. Такое отношение казахов способствовало сохранению популяции птиц. Но бывали исключения, когда прирученные беркуты сами жили и охотились в одной семье охотника 2-3 поколения.

Казахи считают, что бүркіт – это священная, неприкосновенная птица, своего рода Бог всех птиц, обладающая чудодейственными свойствами [4].

Древняя традиция бережно хранится и по сей день. «Кусбеги», «Бүркітші» – так называют профессиональных ловцов птиц, занимающихся их выучкой. Эти мастера обладают даром воспитания и тренировки диких птиц. Мастерство «кусбеги», «бүркітші» требует большого терпения и времени. Главной целью при обучении птиц охоте является не подчинение воле хозяина-охотника, а принцип партнерства и взаимопомощи на охоте. Секреты дрессировки ловчих птиц в династиях охотников – «кусбеги», «бүркітші» передавались из поколения в поколение. Птицам было принято давать имена в зависимости от их внешности и характера. Когда для выучки брали птенцов, около гнезд устанавливали наблюдение с момента откладки яиц. При этом постоянно вели наблюдение вплоть до вылета птенцов.

В современном Казахстане сохранением традиций охоты с ловчими птицами занимаются федерации «Бүркітші», «Қыран», центр охоты с ловчими птицами «Жалайыр шора» при Ассоциация национальных видов спорта, соколиный центр (питомник) «Сункар», который ведет совместную деятельность по реабилитации и разведению хищных птиц с орнитологами Института зоологии и генофонда животных Министерства науки и образования республики. Совместно с сотрудниками экологических служб охотники участвуют в программах исследования и контроля популяции ловчих птиц в отдаленных регионах Казахстана.

Читайте также:  Рисунки охотника с утками

В целях сохранения старинной традиции охоты с ловчими птицами организована работа Ассоциации национальных видов спорта, которая ежегодно проводит разнообразные национальные и международные турниры. Для дальнейшей работы по сохранению традиций в этой сфере федерацией «Бүркітші», подготовлены проекты государственных нормативных документов, в которых предусмотрено включение охоты с ловчими птицами в список нематериального культурного наследия человечества.

В настоящее время в Казахстане насчитывается около 60 официально зарегистрированных охотников с ловчими птицами, которые самостоятельно занимаются подготовкой ловчих птиц, готовят специальное снаряжение, а также обучают желающих своему мастерству.

В 2000 году Казахстан вошел в Международную ассоциацию сокольников (ИАФ), членами которого являются свыше 60 стран. С 2005 года в Казахстане существует Федерация «Бүркітші» в составе Ассоциации Национальных видов спорта при Министерстве спорта и туризма РК деятельность, которой заключается в обучении начинающих сокольников, организации и проведении соревнований с участием бүркітші и связь с сокольниками всего мира. Федерация охотников с ловчими птицами «Кыран» совместно с центром «Жалайыр шора» организовали в Казахстане мастерскую по изготовлению амуниции для охоты с ловчими птицами.

В Казахстане состязания бүркітші проходят два раза в год, в охотничий сезон. На такие чемпионаты съезжаются знатоки соколиной охоты со всех областей Казахстана, здесь оценивается все, начиная от национального костюма сокольника, внешний вид и физическое состояние птиц, полет птиц на дальность, на скорость и точность. Проводятся такие соревнования и среди юниоров детей до 16 лет. Национальную охоту с ловчей птицей Министерство туризма и спорта РК отнесло к категории массового спорта. Сегодня этот вид спорта развивается во всех областях Республики Казахстан, мастера охоты с ловчими птицами постоянно представляют республику на международных фестивалях и слетах.

В настоящее время школы «кусбеги» и «бүркітші» открыты в семи областях Республики, создаются кружки при спортивных школах, а также традиция передается из поколения в поколение самими мастерами своего дела.

В качестве национального вида спорта в современном Казахстане охота с ловчими птицами стала одной из форм самовыражения казахского этноса, данью уважения древним традициям, обычаям. В качестве популярного спортивного состязания охота с ловчими птицами служит стимулом к поддержанию здорового образа жизни и отличным занятием для взрослых и детей, так как развивает физическую выносливость, внимание и ловкость; уход за птицей также требует навыков взаимодействия с природой. Участие казахстанских «кусбеги» и «бүркітші» в международных фестивалях и совещаниях также способствует укреплению международных спортивно-культурных связей. Стоит отметить, что указанная охота не ограничивается национальными, либо этническими барьерами и охватывает представителей других этносов Казахстана.

Для большинства охотников дрессировка и содержание ловчих птиц является скорее увлечением, чем средством заработка или охоты. Организаторы центров охоты с ловчими птицами и общественных фондов являются энтузиастами данной традиции и занимаются этим искусством для сохранения и передачи их последующим поколениям. Одной из целей, стоящих также перед охотниками с ловчими птицами – реабилитация и защита хищных птиц, недопустить гибели древнейшей народной традиции и ознакомить с ней мировое сообщество.

К сожалению, не все благополучно с численностью популяции ловчих птиц на территории Казахстана. Ещё 20 лет назад гнёзда ловчих птиц встречались повсеместно на территории Казахстана. Казахстан, занимающий центральную часть области распространения балобана, играет важную роль в сохранении этой птицы. В связи с открытием границ в 1990-е годы сюда устремилось огромное количество ловцов птиц. По материалам таможенной службы из Казахстана в середине 1990-х годов ежегодно вывозили до тысячи соколов. В результате бесконтрольной эксплуатации пострадали все крупные гнездовые группировки балобана в нашей стране. В четырёх горных хребтах Алматинской области из шести (Малые Богуты, Серектас, Анархай, Кендыктас) к настоящему времени разорены все известные гнёзда этого сокола. Этот район был выбран в качестве примера потому, что в каждом небольшом по площади горном хребте имелось по нескольку гнёзд, и, кроме того, балобан прилетал в этот район осенью из восточных районов Казахстана и России и оставался здесь на зиму.

К сожалению, проводимая работа по сохранению ловчих птиц не в полной мере дает свои плоды, поскольку люди продолжают ловить здесь соколов. Одним из первых и наиболее действенных путей борьбы с нелегальным оборотом редких животных в нашей стране должно стать выявление и перекрытие существующих в настоящее время каналов нелегального вывоза.

Учитывая крайне тревожное состояние популяций многих видов хищных птиц в Казахстане, была признана необходимость осуществления комплекса мер по их сохранению и восстановлению. Правительство Республики Казахстан приняло «Программу сохранения, восстановления и использования хищных птиц Республики Казахстан», утвержденную постановлением Правительства Республики Казахстан N 219 от 14 февраля 1997 г. [5]. В рамках Программы осуществляется и всемерно поддерживается международное сотрудничество и участие в международных проектах по хищным птицам. Программой признано основное направление использования хищных птиц — возрождение традиций национальной охоты с ловчими птицами, известной на территории Казахстана на протяжении тысячелетий. Целью Программы, рассчитанной на многолетнюю перспективу, являлось сохранение, восстановление и обеспечение устойчивого состояния популяций хищных птиц на базе всесторонних научных обоснований, делающих возможным их рациональное использование в интересах народа Казахстана. При осуществления задач по достижению указанной цели первоочередное внимание уделялось видам, находящимся в особо угрожаемом положении, в соответствии с данными о их состоянии. На первом этапе — это балобан, шахин и беркут. Балобан — наиболее ценный вид ловчих птиц в странах Персидского залива. В Казахстане до 1992 года его популяции были относительно стабильны, но в 1992-1994 годах они подверглись опустошительному вылову и вывозу, вид внезапно оказался на грани исчезновения.

Читайте также:  Салат римская охота рецепты

13 декабря 2011 г. приняты новые нормативные акты, введенные в действие с 30 января 2012 г., регулирующие вопросы международной торговли, содержания, перевозки, продажи, выставления на продажу и покупки редких и находящихся под угрозой исчезновения видов дикой фауны, а также их ввоза и вывоза.

Практически утеряны традиции. Страшно, что многие наши сокольники вообще не знают, как обращаться с птицей, как оказать ей помощь, чем её кормить, как с ней охотиться. Птицы гибнут от болезней. Знающих людей единицы. Занятие соколиной охотой требует больших вложений, много времени и терпения. А главное – надо любить и понимать то, чем ты занимаешься. Птица это не преданная человеку собака, есть такая пословица: «Ит егесы ушын, кус тамагы ушын» («Собака работает ради хозяина, птица – только ради еды»).

1. Муканов с ловчими птицами // Известия АН КазССР. 1983. № 3; А. Ловчие птицы. — Алма-Ата: Кайнар, 1983. — 176 с.; Исабеков — Казахская традиционная охота. – Алматыкитап, 2007.; Симаков охота и культ хищных птиц в Средней Азии: (ритуальный и практический аспекты). – СПб.: «Петербургское Востоковедение», 1998. — С.175-176

2. Симаков охота и культ хищных птиц в Средней Азии: (ритуальный и практический аспекты). – СПб.: «Петербургское Востоковедение», 1998. — С.42-43

3. Симаков охота и культ хищных птиц в Средней Азии: (ритуальный и практический аспекты). – СПб.: «Петербургское Востоковедение», 1998. — С.248-252

4. Симаков охота и культ хищных птиц в Средней Азии: (ритуальный и практический аспекты). – СПб.: «Петербургское Востоковедение», 1998. — С.187-188

5. Постановление Правительства Республики Казахстан N 219 от 01.01.01 г.

Почему у казахов охота с ловчей птицей в почете — традиция Құс салу

Об известных охотниках слагались легенды, а об их ловчих птицах пелись песни.

Вот что пишут в своей совместной книге «Саят» казахские этнографы Жагда Бабалыкулы и Абдолла Тұрдыбай:

«Слава саятшы Шоры из рода Жалаир великого жуза гремела на всю страну. Люди говорили, что жалаир Шора понимал язык птиц».

Он знал, где гнездятся и обитают эти хищные птицы, как выбирают места для отдыха и на кого охотятся. Он даже мог определить, сколько лет пролетающей высоко на небе птице, может ли из нее получиться ловчая или нет.

Много легенд сохранилось не только о самом Шора, но и о его детях. Говорят, они тоже были непревзойденными мастерами – саятшы. Одна из дочерей Шоры стала известной в том крае, где жила замужем.

В устах народа сохранилась притча, что все беркуты плачут, приговаривая: «Ұша берсем қанатым талады, жерге қонайын десем жалайыр Шора алады»

Если буду долго летать, устают крылья, а если захочу сесть на землю и отдохнуть, боюсь, что жалайыр Шора схватит

Глазами иностранца

Шведский врач и естествоиспытатель Иоганн Петер Фальк в 18 веке побывал в Казахстане и видел, как казахские саятшы обучают ловчих птиц.

Вот что он написал:

«Охотой они увлекаются не столько добычи ради, сколько ради свежего воздуха… Их высшая забава – охота с ловчей птицей: орлом или коршуном, которого они называют беркут…

Начинают натаскивать беркута, когда ему не более года. Никто кроме хозяина не должен им заниматься. Он изготавливает ему колпак (томага – прим. автора) на голову и снимает, когда кормит. А кормит он его только с руки, гладит и разговаривает с ним. Потом пускает в полет за мясом, с каждым днем все дальше.

Кормят птицу через день. Наконец охотник тащит лисье чучело впереди лошади, а сам с беркутом следом на лошади. Он снимает с птицы колпачок, показывает «лису» и отпускает его. В награду беркут получает кусок мяса.

Это упражнение повторяется изо дня в день, пока птица не станет мастером. На все это, если учитель и ученик одинаково пригожие, уходит 4-5 недель. Обученный беркут бьет лис, волков, зайцев. Он запускает им когти в глаза, задает им трепку, пока не подоспеет охотник. Зимой, чтобы птица не зажирела, на место, где она сидит, льют воду и пищу дают скромную… если беркут хорошо обучен, за него дают двух верблюдов.

Читайте также:  Все про охоту михалыча

О белом ястребе, которого они называют туйгун, тоже говорят как о хорошем ученике».

Құс салу в поэзии

Многие известные сыны казахского народа любили охотиться с ловчими птицами. Великому казахскому поэту Абаю тоже нравилось это занятие. В 1882 году он написал об этом стихи. Вот отрывок из этого произведения:

Қансонарда бүркітші шығады аңға

Тастан түлкі табылар аңдығанға.

Жақсы ат пен тату жолдас – бір ғанибет,

Ыңғайлы ықшам киім аңшы адамға.

Салаң етіп жолықса қайтқан ізі,

Сағадан сымпың қағып із шалғанда.

Бүркітші тау басында, қағушы ойда,

Іздің бетін түзетіп аңдағанда.

Томағасын тартқанда бір қырымнан,

Қыран құс көзі көріп самғағанда.

Төмен ұшсам түлкі өрлеп құтылар деп,

Қандыкөз қайқаң қағып шықса аспанға,

Көре тұра қалады қашқан түлкі,

Аузын ашып, қоқақтап, тісін қайрап,

О да талас қылады, шыбын жанға.

Қызық көрер, көңілді болса аңшылар.

Шабар жерін қарамай жығылғанға,

Қырық пышақпен қыржыңдап тұрған түлкі,

О дағы осал жау емес қыран паңға.

Сегіз найза қолында, көз аудармай,

Батыр да аял қылмайды ертең таңға.

Қанат, құйрық суылдап, ысқырады,

Көктен қыран сорғалап құйылғанда.

Жарқ-жұрқ етіп екеуі айқасады,

Жеке батыр шыққандай қан майданға.

Всадник с беркутом скачет в ранних снегах.

Будет зорок – добудет лису в горах.

Вот находка в пути: удобный наряд,

Конь хороший да спутник, забывший страх,

Да лисы осторожной обратный след,

Обнаруженный чудом в горных кустах.

У подножья горы охотников сбор.

Всадник с беркутом скачет во весь опор.

Он сорвет клобучок у беркута с глаз –

Беркут крылья расправит, глядя в упор.

«Слишком низко мы скачем: уйдет лиса!» –

Так подумав, он взмоет к вершинам гор.

«Не спасет меня бегство», – лиса поймет,

И замрет она вдруг, и раскроет рот,

Заскрежещет зубами и глянет вверх:

И она хочет жить, у нее свой расчет!

Будет зрелище! Ловчий нетерпелив,

Презирая опасность, летит вперед.

Помнит беркут: лиса – из мощных врагов,

Сразу в дело пускает сорок клинков,

Но не вздумает медлить беркут-батыр:

Обнажит восемь лезвий, восемь штыков.

Зашумит он крылами и полетит,

Устремится на землю из облаков.

Вот сошлись, вот сцепились в блеске зари,

(Перевод С. Липкина)

Құс салу в художественной литературе

У разных саятшы были свои способы охоты. Один из них описал известный писатель Сапаргали Бегалин в цикле рассказов о ловле птиц «Саятшы әңгімелері» (Рассказы о саятшы).

Один из них называется «Түйе тіркеу» (Прицеп верблюда):

«Вот что рассказал Шакен: «…волны на озере поднимались как горбы верблюдов.

Шабденбек сказал сыну: «Оседлай и приведи коня». У него был конь, на котором он выезжал на охоту со своим ястребом. Мой отец тоже был кусбеги, и он решил остановить друга:

– Шабдеке, в такой буран охотиться с ястребом — то же самое, что утопить птицу в волнах.

– Я знаю, что делаю, а совет можешь приберечь для себя!

Так ответил Шабденбек, сел на коня, посадил на руку ястреба и уехал. Нам стало интересно, и мы тоже на конях последовали за ним. На одной стороне озера — там, где было тихо — мы увидели гусей. Шабденбек поскакал в ту сторону. Приблизившись к гусям, он забил в дабыл–барабан. От неожиданного громкого звука гуси взлетели. Тут он и выпустил своего ястреба.

Ястреб взлетел стремительно вверх и, настигнув гуся, начал с ним суматошную борьбу. Мы смотрели и очень волновались за ястреба, вдруг упадет в воду. И в этот миг они разминулись: впереди летел ястреб, а за ним в укромную безветренную сторону полетели гуси.

Мы в удивлении смотрели на происходящее. Вмиг достигнувшие берега, гусь и ястреб снова продолжили борьбу. Теперь, не разжимая объятий, ястреб и гусь опустились на землю. Когда мы прискакали, увидели, как Шабденбек разжимал когти ястреба и забрал гуся…

– Недавно вы думали, что я не знаю языка птиц. Этот способ называется түйе тіркеу – прицеп вреблюда. Найдите мне такое озеро, такой же сильный ветреный буран, голосящих гусей да ястреба послушного, и остальное предоставьте мне, – не без гордости сказал он.

Потом мы часто применяли этот способ охоты Шабденбека. В сильную ветреную погоду ястреб ведет гуся в безветренное место, так как гусь не может лететь против ветра. Потом он поворачивается и снова нападает на гуся. Это прекрасный способ, закончил свой рассказ Шакен».

Сейчас традиция Құс салу (охота с ловчими птицами) не так широко распространена среди казахов, как в прошлые века. Но молодежь все больше и больше интересуется традиционной охотой с ловчими птицами — любимым времяпровождением их предков.

Оцените статью
Adblock
detector