Охотничьи традиции и обычаи
Если в обществе (государстве) не соблюдаются законы, правила, нормы, традиции и обычаи охоты, то тем самым нарушается природное равновесие, в результате чего охота изживает самое себя. Поэтому без высокой общей культуры и этики современная охота немыслима.
Отклик на статью автора читайте по ссылке: «О нравственности и охотничьей этике»
У человека с ружьем – охотника – складываются с природой особые отношения, он обязан относиться к ней с уважением, выполнять свои обязанности на совесть. Выполнение их зависит от воспитанности, грамотности, чести, достоинства, специальных знаний, культуры и этики охотника.
Охотничья этика – определенные нормы поведения и взаимоотношений охотников. Она включает в себя весь неписаный кодекс норм поведения. Можно сказать, что это такие правила поведения, которые стали внутренним убеждением охотника и соблюдаются не из страха наказания, а по совести: у охотника, как правило, нет зрителей, которые бы рукоплескали его хорошим поступкам или осуждали плохие.
Охотничьи традиции и обычаи являются составной частью охотничьей этики; в большей степени ее формой, но воспитывающей у охотника дисциплину, честность, дружелюбие, осторожность при стрельбе. В коллективной охоте – это порядочность и скромность, спокойствие, благоразумие и самообладание.
Охотник должен сдерживать в себе страсть убивать животных. Наши далекие предки охотились только для удовлетворения жизненных потребностей и страсти убивать как таковой они явно не испытывали. Веками позже, вооружившись огнестрельным оружием, человек возомнил себя властелином природы, и целыми горами убитых животных отмечались его охотничьи тропы.
Культурный охотник никогда не присвоит чужой добычи, покидая охотничью избушку, оставит там запас дров и продуктов, окажет помощь животному, попавшему в беду при стихийном бедствии. Настоящий охотник не будет стрелять по сидящей или плавающей дичи, не допустит бесприцельной стрельбы по стае птиц или по зайцу на лежке, а также по убегающим тетеревам и куропаткам, не выстрелит в старку, притворившуюся раненой. Соблюдение этих традиционных ограничений очень важно, как и выполнение законодательных норм.
Моральный облик охотника полностью раскрывается на охоте. Соблюдение охотничьих традиций воспитывает у охотников дисциплину и стремление к порядку. Например, правильное использование охотничьего рога приучает исполнять команды и сигналы, поддерживает порядок и правильную организацию коллективной охоты. С помощью рога возвещают о начале охоты, облавы, о сборе и конце охоты.
У охотников Словакии кроме рожков во время крупной охоты используются большие лесные валторны, которые трубачи носят подвешенными на левом плече. В Эстонии, если зверь добыт, охотники проводят обряд его чествования. Шапку охотника, сделавшего точный выстрел, а также тушку добытой дичи украшают еловой веткой.
В Словакии, если охотник добыл дичь индивидуально, то делает сам себе обломок (веточку) хвойного или лиственного дерева и как символ прикрепляет к ленте своей шляпы, предварительно обмакнув веточку в кровь животного. Если же есть сопровождающий, то он намочит веточку в крови добытой дичи и вручит стрелку, положив ее на верх охотничьей шляпы, которую он держит в левой руке.
Веточки носят на левой стороне шляпы только один день, до захода солнца. Такой же обломок (веточка), но более крупного размера, кладется и на добытую дичь, как в лесу, так и на выкладке. Веточку вкладывают отстрелянному копытному животному между зубами, а пернатой дичи – в клюв в качестве символической «последней потравы». Обломок вставляется и в смертельную рану копытного животного.
Особо надо сказать об одежде охотника. Неряшливость в одежде ведет к неряшливости в поведении. Плохо выглядит охотник в рваном ватнике или в шуршащей и стесняющей движения кожанке. Хорошей традицией становится, когда большинство охотников носят специальную (единую для всех) одежду, удобную и по сезону маскированную (страны Прибалтики, Финляндия). Во многих странах общества охотников имеют форму, отражающую национальные особенности. Ношение такой формы на охоте создает праздничную атмосферу, повышает дисциплинированность.
Традиционные ритуалы, обычаи, формы организации охоты делают ее интересной и более эмоциональной. Так, во многих странах (Словакия, Чехия, Польша и др.) сразу же после сигнала «конец охоты» производится выкладка добычи. Отстрелянных животных свозят или сносят в определенное место и выкладывают на земле в квадрате, окаймленном хвоей или другой зеленью. Дичь укладывают ровными рядами на правый бок, головами в направлении к тому месту, где стоят егерь и стрелки. Выкладывают ее в соответствии с ценностью – прежде всего крупная дичь (лось, олень, кабан, косуля), затем пушная и пернатая. Каждую десятую особь выдвигают из ряда немного вперед. Это позволяет легко подсчитать добычу. Перешагнуть животное на выкладке – грех, это значит совершить поступок, недостойный охотника.
После сигнала «построение» охотники (стрелки) становятся лицом к выкладке, а за последним рядом – егеря и загонщики. Подается сигнал «внимание», помощники зажигают костры в четырех углах выкладки. Все участники в это время стоят по команде «смирно» и с обнаженными головами – это последняя почесть добытым животным и благодарность охотникам.
После окончания этого традиционного ритуала охотники организуют в подходящем помещении или на природе так называемый «последний круг», где беседуют, вспоминая весь процесс охоты, еще раз поздравляют отличившихся стрелков, отдыхают и перекусывают. Ну это уже как у нас! Говорю об этом, зная суть дела по личному участию на охотах в Финляндии и Польше.
А что еще у нас соблюдается из старинных традиций русской охоты? По-моему, кроме вышеуказанной «финальной части» – ничего. Причем, многие охотники и начало охоты, и конец «отмечают» одинаково – пьянкой, сопровождающейся матом, а иногда и ссорами. И это превращается в самую отвратительную «традицию».
Другая, не менее опасная «традиция» охотников – беспорядочная стрельба по бутылкам, шапкам; стрельба на запредельные дистанции по летящим на 200-метровой высоте стаям птиц, стрельба просто так (салют) в воздух на открытии и закрытии охоты, когда «охотники», хвастаясь своими новыми иностранными полуавтоматами и самозарядными карабинами, «палят в белый свет, как в копеечку».
Разумеется, в такой обстановке не соблюдаются элементарные нормы безопасности; ежегодно количество убитых и раненых охотников в России не сокращается.
Что дальше? Как возродить хорошие традиции и обычаи нашей охоты?
По правде сказать, я не вижу в ближайшем будущем установления какого-либо порядка в этом вопросе, как и во всей общественной жизни нашей страны, где растоптаны все моральные устои и властвует дух жульничества, стяжательства и неравенства и, самое главное, совесть и правда повсеместно стали изгоями, а ложь, обман, грубая сила – повседневными явлениями, с которыми никто не борется.
В общем, как живем, так и охотимся.
Не забудьте включить Поплавок.Ru в список источников, которые будут вам попадаться время от времени:
Также будем рады вам в сообществах «ЗаКабаном» во ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках, а также Поплавка в Telegram.
Охота как национальная традиция
- 17.05.2020 Браконьеры говорят спасибо охотдепартаменту Минприроды России за изменение Правил охоты
- 22.08.2019 Угрозу краснокнижникам несут депутаты Государственной Думы
- 01.08.2019 Прокуратура признала экспертов Бендерского незаконно действующими и ненадлежащими лицами.
- 24.07.2019 Открыта регистрация участников на XX Кубок телеканала «Охотник и рыболов»
- 16.05.2019 Купить Арбалет и Лук для Охоты — как выбрать охотничий лук и арбалет
- 10.02.2019 45-я Международная выставка Охота и рыболовство на Руси
- 11.02.2020 Борьба с климатическим кризисом – путь к Нобелю
- 24.07.2019 Министр Минприроды Кобылкин торжественно обманул Природу и общественность
- 23.07.2019 Когда Департаменты Минприроды участвуют в сокращении редких видов животных — ученые идут в.
- 22.07.2019 Александр Турушев и организация незаконных охот на краснокнижных животных на основе фальсификации.
- 19.07.2019 Апологеты браконьерства и псевдонауки заседают в Государственной Думе?
- 22.09.2018 Опровержение фразы из статьи — Эдуард Бендерский хочет продавать отстрел краснокнижных баранов с.
- 11.09.2020 Лучшие ресурсы для изучения делового английского
- 30.07.2020 Основатель агентства по турам Тельф АГ Станислав Кондрашов: лучшие места на островах, где можно.
- 30.06.2020 Сколько стоит экстремальный отдых в России: Астраханская область, Краснодарский край (Сочи), Адыгея
- 30.06.2020 Путешествие в Кабардино-Балкарию: Восхождение на Эльбрус
- 21.05.2020 Греция будет открыта для туристов в июле, Кипр – в начале лета
- 30.09.2019 Куда сходить и что посмотреть в Москве в первую очередь
| Охотника называли полесником, у каждого охотника была своя тропа в лесу – путик, по которой он расставлял свои ловушки. На мелких зверей и птиц охотники устанавливали силки. Делали и специальные капканы-трезубцы — рожны. Помните выражение «лезть на рожон»? Для ловли птиц использовалась ловушка, позволявшуая ловить их живьем — ступа или пасть. В 19 веке в ходу у охотников было самое разное оружие. Это мог быть как самострел, так и нарезное ружье малопулька, заряжавшееся с дула с помощью шомпола. Подробнее о том, как охотились на Руси, читайте ниже. |
Охота на Руси
Охотник с собакой. 1887 г. Архангельская губерния. Автор Я.И. Лейцингер
Охота в Карелии
Вообще, охота вместе с рыбной ловлей были главнейшими занятиями людей, бродивших по таежно-озерным просторам древней Карелии, богатой лесной дичью. Шкуры и мясо требовались людям и во времена неолита. А сто лет назад – возможность заработать хоть какие-то деньги: пушнину продавали скупщикам, которые сбывали ее в Петербурге, торговали ею на ярмарках, везли в Финляндию.
Интересно, что далеко не в каждой деревне был профессиональный охотник, который бы жил этим промыслом, но почти каждый мужчина время от времени охотился в лесу. Статистики подсчитали – еще 140 лет назад охотой занималась треть (!) взрослого населения края.
Конечно, когда каждый третий идет в лес с капканами и ружьем, любой эколог схватится за голову. Сухие цифры: за 1891 год в губернии было добыто 107 тысяч белок, 11 тысяч зайцев 329 медведей, 47 волков… Причем, самое ценное в этих зверях была именно шкура, а не мясо. Не верьте тем, кто ратует в карельских ресторанах за такой деликатес, как мясо лесных зверей. Чаще всего оно считалось «поганым», а в пищу обычно употреблялась лесная дичь – рябчики, куропатки, тетерева. Этих бедняг за тот же 1891 год набралось до 70 тысяч штук. А еще не будем забывать о лисицах, оленях, лосях, барсуках, росомахах, куницах, горностаях, норках, песцах, рысях…
Охотника называли полéсником, а охоту — полéсней. У каждого охотника была своя тропа в лесу – «пýтик», по которой он расставлял свои ловушки. «Путик» возвращал охотника к дому и мог охватывать до 15 километров. Каждый раз полесовщик проходил это расстояние – сперва, когда расставлял ловушки, потом, когда проверял их. Путик переходил по наследству, от отца к сыну, но если охотник забрасывал его, то эту тропу мог взять себе любой охотник.
Ранее было рассказано о тех смельчаках, кто бил «зверя» — медведя. Сегодня мы поговорим об охотниках, которые охотились на мелкую дичь.
Охота на дичь на Руси
Силки из конского волоса. Пряжинский р-н. 1 половина ХХ в. Национальный музей Республики Карелия
Капкан на лису «kapalalauta». Кемский уезд, Архангельская губерния. Конец XIX – начало ХХ вв. Национальный музей Республики Карелия
«Ступа». Модель ловушки для птиц. Дерево. Олонецкая губерния. Конец XIX – начало ХХ вв. Национальный музей Республики Карелия
Охотничье оружие
Настраивание самостреляющих ружей. 1894 г. Автор К.И. Инха
Припасы охотничьи: 1 — пороховница из коровьего рога, мешочки, мерка для пороха; 2 — пороховница из капа (нароста на дереве) и мешочки для хранения дроби и пуль. Олонецкий уезд. Конец XIX – начало ХХ вв. Национальный музей Республики Карелия
Раздел «Охота» на выставке «Натуральное хозяйство» в Национальном музее Республики Карелия
Охотничьи традиции
Говоря об охотничьих традициях в целом стоит сразу отметить, что охотник в большинстве случаев — это не варвар, убивающий беззащитных животных только ради удовольствия. Чаще всего охотник — это добрейшей души человек, который по настоящему любит природу и умеет радоваться каждому моменту, проведенному на охоте. Ведь охота для него, это лишь предлог, которым он пользуется для того, чтобы сбежать от повседневной жизни, следуя древнейшему на планете инстинкту — охотничьему. Охотники не только умеют любить природу, но и беречь ее и грамотно распоряжаться ее дарами.
В течении всей своей истории человечество отстаивает свое право на существование борясь со стихиями, дикими зверями и конечно же голодом. Фактически можно сказать что благодаря охоте сейчас на земле существуют люди, в том числе и те, которые выступают как ярые противники охоты. Так как охота была фактически основой существования на начальном этапе человеческого общества, то логично, что как и всякий другой труд, охота и необходимости переросла в потребность. На протяжении целых поколений формировалась культура и этика охоты, которые по своей природе являются гуманными, так как появились во имя продолжения жизни, а не прекращения ее.
Охотничья культура должна закладываться с раннего возраста. Юный охотник должен быть достоен наследия своих предков, чтить и почитать веками установленные законы и заветы.
В первую очередь охота должна быть «правильной». Сразу отметим что в этот термин закладывается нечто большее, чем простое следование тем или иным ограничениям. Более подробно традиции правильной охоты разберем на примерах
Прежде чем начинающий охотник возьмется он должен овладеть знаниями об охоте и природе в целом. Иначе его охота будет «неправильной». Фактически, его успех его охоты будет либо в целом зависит от случаz или работы егерей, начиная от поиска зверя и заканчивая охотой на него. Каждая охота такого горе-охотника будет проходить под девизом «Авось повезет» и сопровождаться нервозностью, неготовностью к встрече с зверем, стрельбе на удачу, непременным атрибутом которой будут подранки и запрещенная добыча в виде беременных животных. Как правило трофеи, добытые такими «удачливыми» охотниками не приносят им удовлетворения, так как в глубине души они понимают, что это не их заслуга, а воля случая.
Другое дело «правильная» охота. В первую очередь она основывается как на определенных методиках охоты, опыте, накопленном в течении многих поколений, и конечно же личном участии в организации охоты. Как правило, азы «правильной» охоты постигаются довольно долго, по несколько лет. Изучаются способы охоты, методы, повадки зверей, особенности охоты на каждый их вид и конечно же будущие охотничьи угодья. «Правильная» охота не исключает некоторой доли везения, но все же основную ставку каждый умелый охотник должен делать на свои знания и опыт.
И хотя изучение всех премудростей охоты занимает долгое время, первое что должен изучить каждый начинающий — это охотничьи традиции и этику. Приведем основные положения этики каждого охотника:
- Трофее нельзя считать случайную добычу. А если к тому же случайная добыча является запрещенной, например тетерев или глухарь, которых охотник должен прятать, то это настоящий позор для уважающего себя охотника. Именно поэтому у охотников появилось традиция нести трофеи до дома так, чтобы их все видели.
- Охотникам под любым предлогом запрещается стрелять по чайкам, мелким животным и птицам, которые не могут представлять собой трофей. Стрельба ради забавы — признак плохого охотника. Так же настоящие охотники крайне негативно относятся к «героям» которые хвастаются тем, что отстреливают хищных птиц — соколов, орлов, сов и т. д.
- По традиции охотник обязан забирать с собой весь трофей, добытый на охоте, стараясь не допустить при этом лишних страданий раненного животного. Наивысшим показателем мастерства охотника, например является такой выстрел при котором олень умирает еще до того как рухнет на землю. Настоящая охота никогда не была простым бездумным истреблением беззащитных животных ради удовлетворения жажды убийств.
- Стоит отметить, что опытные охотники больше ценят сам процесс поиска и выслеживания добычи, чем ее убийство. Выстрел по дичи, лишение ее жизни никогда не смаковалось в нашей охоте. Недаром ею увлекались такие гуманисты, как Л. Н. Толстой, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, С. Т. Аксаков.
На протяжении все истории охоты формировались этические и правовые нормы проведения охоты. Как правило, большая часть данных норм связана в первую очередь с моральной и практической стороной дела. К примеру, у таежных охотников добыча присваивается тому, кто первый взял ее след, а тем более ранил животное. Опытный таежный охотник в любом случае не упустит добычу. Даже если будет преследовать ее несколько дней. Другое дело — облавная охота. Здесь добыча присуждается тому, чей выстрел повалил зверя.
Ни для кого не секрет, что задача по воспитанию хорошей охотничьей собаки крайне сложна, поэтому этикет хорошего охотника запрещает стрелять по зверю, преследуемому чьей то собакой. При этом, даже если вы выстрелом убьете дичь, она все равно принадлежит владельцу собаки, но он должен вам патрон в качестве компенсации.
Это лишь малая часть всех негласных охотничьих традиций, которые составляют этикет настощего охотника, но их можно назвать основополагающими. Если вы хотите стать настоящим охотником, то обязательно изучите охотничьи традиции и чтите их. Вы не только заслужите уважение других охотников, но и проникнетесь духом «правильной» охоты.