- Охота в древнем Египте
- Жизнь древних египтян
- Часть IV – Животные, охота и рыбалка в Древнем Египте.
- Охота в Древнем Египте
- Ручной лев Рамсеса II
- Животные Египта: миф, тайна или вымысел?
- Сказочные животные Египта: сфинкс, грифон, саг
- Нил, рыбалка, поэзия
- Ловить рыбу сетью было для фараона неприличным
- Охота, рыбалка и животные в Древнем Египте — Hunting, fishing and animals in ancient Egypt
- СОДЕРЖАНИЕ
- Животные и религия
- Болотная охота
- Охота на палки
- Хлопок сачком для птиц
- Ловит рыбу
- Подводная рыбалка
- Рыболовные копья и их конструкция
- Рыбалка
- Охота
- Бегемот
- Дикие быки
- Слонов
Охота в древнем Египте
Охота в древнем Египте
Древний Египет изобиловал всевозможной дичью, даже в пустыне. Для одних охота была приятным времяпрепровождением, для других — возможностью улучшить повседневный рацион. Но прежде всего, она была любимым развлечением фараонов.
Как правило, для египтян охота не была основным источником средств к существованию. Для кого-то это скорее было спортом, развлечением, а для многих — еще и возможностью разнообразить привычное меню. Надо отметить, что в те времена египетская фауна отличалась невероятным разнообразием. На заболоченных землях долины Нила и в болотах Дельты во множестве гнездились разные птицы, а воды буквально кишели рыбой. Так, достаточно было просто натянуть сети между деревьями или у водоема, чтобы в них попались целые стайки птиц. В одном из захоронений, датирующихся XVIII династией, археологи обнаружили чудесную фреску, на которой покойный, писарь Нахт, изображен в сцене охоты с деревянным метательным оружием, напоминающим бумеранг. Нахт стоит в лодке, держа за лапы трех цапель и собираясь метнуть свое оружие в стаю птиц. Его сопровождают жена и дочь. Рядом кошка прыгает на добычу. Мы знаем, что египтяне дрессировали кошек, приучая поднимать дичь, спрятавшуюся в густых зарослях папируса. И наконец, в завершение темы охоты на птиц, отметим, что египетские охотники могли рассчитывать на то, что в числе их добычи окажутся утки, дикие гуси, а также перепела (чье мясо считалось изысканным кушаньем), цапли и журавли.
Любимое развлечение фараонов
Во все времена, как в Средние века, так и в эпоху Просвещения, охота была излюбленным досугом монархов. И Египет фараонов отнюдь не является исключением из правила. Это времяпрепровождение позволяло правителю продемонстрировать себя в выгодном свете, показав отвагу и ловкость. Понятно, что чем опаснее дичь, тем престиж охотника выше. Сами фараоны очень любили, чтобы их изображали за этим занятием, и на древних фресках и рельефах мы можем увидеть, как они натягивают луки и пронзают стрелами грациозных антилоп или страшных львов под восхищенными взглядами придворных. Погребальный храм фараона Сахуры показывает нам, как организовывалась охота облавой в эпоху Древнего царства. Часть выбранной территории обносилась чем-то вроде забора из натянутых сетей. Загонщики гнали дичь, оказавшуюся в этой ловушке, прямо на фараона. Затем монарх, стоя на боевой колеснице, выпускал в загнанных зверей стрелы, которые ему подавали слуги. За этим действом наблюдали подданные, зачарованные подвигами царя. В эпоху Среднего царства номархи (наместники провинций) впервые покусились на привилегии фараонов. В эпоху Нового царства Тутмос III прославился кровопролитной охотой, которую он устроил во время своей восьмой азиатской кампании: захватив город Нийи, он решил поохотиться на слонов, и во время этой охоты было забито сто двадцать животных.
Бегемоты и крокодилы
Бегемоты и крокодилы считались самой опасной дичью, зато какая слава ждала бесстрашного, которому удавалось добыть хотя бы одно из этих животных! В те времена бегемоты водились в Африке в изобилии: их было больше, чем сегодня. Однако в этом грозном животном древние египтяне видели прежде всего грубое, чтобы не сказать варварское создание. Охоту на бегемота часто изображали в гробницах. Она была делом профессионалов. На этих животных охотились на лодках. Прежде всего охотники выбирали добычу, а затем преследовали ее, поджидая удобного момента, чтобы бросить в зверя гарпун, острие которого было заточено так, что вонзалось глубоко в тело животного. Другой конец гарпуна привязывался к веревке. Бегемот нырял, но через некоторое время ему приходилось подниматься на поверхность, чтобы вдохнуть. И тогда охотник мог снова ранить его. Однако следовало соблюдать крайнюю осторожность, потому что в любой момент разъяренное животное могло повернуться и атаковать. Именно в этот момент был наиболее опасным, и нередко лодки с неудачливыми охотниками переворачивались. Что же до крокодила, то он был не менее опасен, но египтяне относились к нему с уважением, которое перерастало порой в настоящее поклонение. Крокодил — это повелитель вод, недаром бог воды, Себек, часто изображался в обличье крокодила.
Любовь к животным
В каждом охотнике дремлет любовь к природе, к флоре и к фауне. Древние египтяне очень любили животных, несмотря на то что охотились на них. Они наслаждались компанией дрессированных хищников, как, например, Рамсес II, у которого, как говорят, был ручной лев, сопровождавший его повсюду. В некоторых сценах охоты, производящих сильное впечатление на зрителей, мы можем увидеть преподнесенных вельможам львов в клетках. Присутствие этих опасных хищников призвано подчеркнуть значимость изображенной персоны.
И наконец, египтяне очень любили обезьян и часто держали их у себя как домашних животных. Не один египтянин решил обессмертить своего питомца, похоронив его вместе с собой. В таком случае на животное, как на человека, надевали множество украшений.
Дичь для храмов
Животные пустыни считались лучшим даром, который человек мог преподнести своим богам. Поэтому в храмах их мясо было излюбленным блюдом, и фараоны прекрасно это знали. В эпоху Нового царства Рамсес III создал отряд охотников, которые должны были добывать в пустыне антилоп-ориксов. Во время праздников в честь Ра этих животных приносили в жертву.
Жизнь древних египтян
Часть IV – Животные, охота и рыбалка в Древнем Египте.
Охота в Древнем Египте
Ручной лев Рамсеса II
Знатные египтяне любили развлекаться охотой и рыбалкой, которые служили не способами добывания пищи, а своеобразным спортом, способом доказать свою ловкость, силу и смелость. Фараонам и знати не было необходимости убивать животных ради пропитания, но это была забава, удовольствие для молодых и энергичных мужчин. Некоторые фараоны, например Тутмосы и Рамсесы, были настоящими спортсменами, так как в молодые годы они убили сотни львов и быков, о чем сделаны соответствующие надписи.
Тутмос III, будучи в Сирии, убил на охоте 120 слонов, причем однажды он чуть не погиб из-за своего увлечения. На заре своего правления Аменхотеп III всего лишь за неделю собственными руками убил 96 диких быков, а в течение 10 лет – 102-х свирепых львов. Тутмос IV охотился на львов и газелей.
Численность убитых львов, конечно, впечатляет. Но способ охоты на них был довольно беспроигрышный: льва заманивали к месту, где заранее был привязан бык-наживка. Оказавшись привязанным, бык начинал жалобно мычать, тем самым привлекая голодного хищника. А в это время в засаде добычу ждали охотники во главе с фараоном.
В целом же египтяне очень любили львов, считая их благородными, смелыми и сильными животными, и даже научились их приручать. Например, у Рамсеса II был ручной лев, который участвовал в военных походах фараона. Ночью он сторожил вход в его палатку, а днем ездил с правителем в его боевой колеснице и даже участвовал в битвах, нападая на врагов Рамсеса.
Большую ценность для охотников представляли леопарды, так как их шкура была непременным атрибутом одеяния богов и верховных жрецов, а поскольку добыть леопарда было трудно, то шкура его ценилась чрезвычайно.
На охоту в пустыню на крупных и хищных животных египтяне брали с собой собак. Это были крупные борзые с остроконечными стоячими ушами и загнутым вверх хвостом. Данная порода еще в XIX веке нашей эры была распространена в Судане. Эти собаки стали для охотников величайшей драгоценностью, потому что были быстрее газели и не боялись даже льва. Кроме борзых египтяне держали маленьких безухих собак тесем, которых использовали как гончих для охоты на зайца. Египтяне вообще любили собак и держали их как домашних животных, даже если не были охотниками. Один из принцев Египта даже предпочел умереть, но не расстаться со своей верной борзой.
Животные Египта: миф, тайна или вымысел?
Сказочные животные Египта: сфинкс, грифон, саг
Египтяне искренне верили, что в бескрайних пустынях Африки гуляют животные невиданной красы, про которых Гребенщиков спел свою знаменитую песню, в том числе огнегривые львы. Действительно, во множестве источников мы встречаем не просто упоминания, а подробные описания и рисунки необыкновенных животных, которых бы мы назвали сказочными. По всей видимости, именно эти животные населяли Дуат – небесное отражение Египта, и именно на них охотились египетские боги. Самые популярные из этих животных – сфинкс, грифон и саг.
Грифон или ахех – наполовину орел, наполовину крылатый лев, считался самым быстрым из всех зверей. Грифон перекочевал от древних египтян сначала в предания Рима, а затем стал героем средневековых европейских легенд, в которых он одновременно охранял сокровища и служил надежным инструментом для их поиска. Принято считать, что грифон родом из Индии, однако он широко встречается на изображениях Древнего Египта и сказать, кто первым нарисовал грифона – египтяне или индийцы – невозможно. Со временем грифон стал геральдическим символом и таким образом попал на герб царского дома Романовых, а затем и на эмблему Академии внутренних войск Российской Федерации. Грифон символизирует силу, быстроту, натиск.
Сфинкс был самым представительным, царственным зверем, имевшим тело льва и голову человека. Позже древние греки заимствовали сфинкса у египтян, сделав его существом женского пола и наделив крыльями. В греческой мифологии сфинкс весьма опасное и злобное существо. Самобытным характером наделили сфинксов современные писатели, в частности, Роджер Желязны в своей эпопее «Хроника Амбера». Для египтян же он был символом мудрости, вечности. Современные египтяне считают Великого сфинкса из Гизы «душой Египта». Древние их предки не стремились поймать или увидеть сфинксов, но почитали их и изображали в сотнях статуй, создавая целые аллеи сфинксов в храмовых комплексах.
Очень интересной внешностью обладал саг – мифологическое существо с головой сокола и телом львицы. Видимо потому, что это существо обладало телом львицы, а не льва, ее хвост был украшен кокетливой кисточкой из цветков лотоса. Иногда сага изображали с львиным телом только в верхней его части, а нижняя часть была похоже, скорее, на тело лошади, таким образом саг мог быть изображен и в виде соколо-львицо-лошади, если анализировать его сверху вниз.
Среди других мифических животных было также чудовище Аммит – пожиратель умерших, бывший частично крокодилом, частично львом, частично гиппопотамом.
Нил, рыбалка, поэзия
Ловить рыбу сетью было для фараона неприличным
В Древнем Египте в долине Нила было множество болот, заросших тростником и папирусом, где в превеликом множестве водились самые различные животные, а потому охота и рыбалка в этих болотах были настоящим праздником для любителей, позволяя, кроме того, добывать дичь и рыбу для питания. Здесь водились многочисленные виды птиц и рыбы, носороги, кабаны, крокодилы, зайцы, лисицы и много других животных. В жизни египтян эти болотные заросли играли ту же роль, что леса в европейском фольклоре. Возможно, величайшим наслаждением, которое знал египтянин, было грести в легкой лодке, проплывая между качающимися метелками папируса, срывать цветы лотоса, вспугивать диких птиц и затем сбивать их метательной палкой, пронзать острогой огромных нильских рыб и гарпуном – бегемотов и крокодилов. От всех эпох остались рисунки с изображением такой охоты, и нам достаточно лишь взглянуть на них, чтобы понять, как сильно египтяне любили эти дикие места и сколько поэзии находили в них (А. Эрман).
Когда египтянам были нужны гуси для приготовления пищи, они расставляли силки, в процессе же спортивной охоты фараоны и знать использовали бумеранг и копье. То же и в отношении рыбы: сеть презиралась и служила инструментом профессиональных рыболовов – черни, фараоны же предпочитали пронзить рыбу острогой, доказав свою быстроту и меткость. Более того, охота и рыбалка фараонов имела некоторый налет церемониальности. Как пишет А. Эрман, знатный господин, пронзая рыб острогой или убивая птиц метальным оружием, всегда рисуется древними египтянами в своем самом почетном наряде – в царской юбке и даже с царской бородой. По их мнению, эта охота в болотах была не просто одним из их занятий, а драгоценной привилегией, царским правом.
Промышленная добыча птицы и рыбы производилась с помощью сетей. В частности, сеть для ловли птиц расстилали на небольшом участке водной поверхности, окруженной низкими зарослями камыша, куда прятали концы растянутой сети. По периметру сети был продернут канат, за который резко дергали трое или четверо мужчин в тот момент, когда на воду над сетью опускалась стая птиц. За один присест древние египтяне могли поймать тридцать – сорок птиц, среди которых были гуси разной породы, пеликаны и даже удоды. Поскольку сразу такое количество птицы съесть было невозможно, ее засаливали впрок.
Рыбу ловили коллективно, бреднем, протаскивая его по реке и захватывая сразу несколько десятков крупных нильских рыб. Многие из них были настолько тяжелыми, что один человек с трудом уносил домой одну рыбину. Рыб потрошили и сушили на солнце. Если рыболовы удалялись далеко от дома, то переработку начинали сразу же, на лодках, также, как это делается на современных рыболовецких судах. Сушеная рыба была самой дешевой белковой пищей в Древнем Египте и потому ее заготавливали много. Употребляли рыбу все слои общества и в самых разных условиях: дома, в гостях, в походе.
. Лодка бесшумно скользит вдоль берега, а охотник внимательно следит за своей добычей. Мгновение – и в воздух взлетает бумеранг, он с огромной силой ударяет летящую птицу, которая с шумом обрушивается в прибрежные заросли. В лодке у знатного охотника сидят жена и дети, которые ловят бабочек и собирают цветы лотоса. Упавшую добычу находит в воде и встаскивает в лодку ручной египетский кот, который получает за эту свою порцию мяса.
Такую картину можно увидеть на рельефах и картинах почти в каждой из сохранившихся гробниц Нового царства.
Литература:
- Эрман А. Жизнь в Древнем Египте / Пер. с англ. И.А. Петровской. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.
- Авдиев В. И. История Древнего Востока. М.: Высшая школа, 1970.
- Бадж У. Жители долины Нила / Пер. с англ. А.Б. Давыдовой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2009.
- Википедия
Дизайн сайта – студия Stratomedia, г. Вашингтон
Охота, рыбалка и животные в Древнем Египте — Hunting, fishing and animals in ancient Egypt
Древнеегипетская культура полна богатыми традициями и практикой , которые до сегодняшнего дня , мы продолжаем , чтобы узнать больше о. Живая природа в Древнем Египте раньше сильно отличалась от дикой природы, существующей в настоящее время в Египте, по нескольким факторам и переменным. Такие животные, как слоны , носороги и бегемоты, раньше жили в разных частях Египта, однако эти животные не существуют в Египте сегодня. Животные очень ценились и играли важную роль в истории Египта; даже некоторые божества были представлены в виде животных; а Хатхор богиня плодородия, любви и красоты была представлена как корова.
СОДЕРЖАНИЕ
Животные и религия
В Древнем Египте существовал обряд заклания животных . Тем не менее, нет единого общего ритуала, но есть несколько различных церемоний, наиболее важная церемония представлена в храме Ра , драматических текстах Рамессеума и в Книге открытия рта . На фотографиях часто изображена одна и та же сцена, где бык лежит на земле со связанными вместе ногами; по ту сторону быка — женщина; с мясником, готовым отрубить ему передние лапы, священником сем, стоящим позади мясника, и священником-лектором . Женщина идентифицирована как богиня Исида ; семафор священник дает сигнал на мясник на убой быка и лектор священник читает ритуал.
Болотная охота
Болотная охота была социальным мероприятием, в котором практиковались семьи охотничьего общества высшего сословия. Болотная охота включала ловлю на палки и копье. Согласно рассказам плохо сохранившихся «Удовольствия от рыбной ловли и охоты» и «Король спорта», редактором которых был Рикардо Каминос . Эти рассказы описывают, как высший класс любил охоту как развлекательный вид спорта. «Удовольствия от рыбной ловли и охоты» повествует об охоте короля Аменемхата II на болоте, где королевская охотничья группа отправляется к озеру в Файюме . В группу входили женщины гарема и царские дети.
Охота на палки
Географическое положение Египта сыграло важную роль в разнообразии и популяции птиц в Египте. Измученные долгим путешествием перелетные птицы Евразии останавливаются на водно-болотных угодьях в дельте Нила. Древние египтяне извлекали выгоду из больших стай птиц и охотились на них в поисках пищи, подношений мертвым и богам. Охота на птиц посредством охоты на палки считалась видом спорта королевской семьи в Древнем Египте. Охота на палки практиковалась, бросая палку в летающих птиц. Первоначально охота на палки считалась хобби, практикуемым элитой, охота на палки стала обычной практикой для простых людей, а не только для королевской семьи после 5-й династии .
Хлопок сачком для птиц
Более действенной и действенной техникой, которую практиковали древние египтяне для ловли птиц, была сеть хлопков, однако для этого требовалась командная работа, опытные охотники, кто-то, кто координировал и наблюдал, сеть для хлопков, а иногда и птица-приманка, которая обычно была серой цаплей для привлечения добычи.
Ловит рыбу
В Египте было очень много рыбы, так как Египет расположен как на Средиземном, так и на Красном морях, а также на реке Нил . Рыболовство обычно практиковалось на реке Нил, либо сетью с лодки, либо ловушкой с берега, либо носовыми сетями на узких берегах реки. С другой стороны, рыбная ловля была также развлечением. Подводная охота и рыбалка — это два вида рыбной ловли, которые требуют большого терпения и навыков.
Подводная рыбалка
Подводная охота — сложный и сложный метод рыбной ловли, требующий от охотника определенных качеств, таких как терпение, чтобы заманить рыбу, и определенную точность, чтобы закончить прицельный бросок. Подводная охота в Древнем Египте имела большее значение как спорт, чем рыбалка. Первоначально, в доисторические и ранние времена, подводная охота использовалась только для пропитания, а затем превратилась в развлечение для высшего класса.
Рыболовные копья и их конструкция
Согласно археологическим данным, копья, используемые в спорте, можно разделить на три типа; копья с одной головкой, копья с двумя головками и гарпуны . Неясно, использовались ли гарпуны только для ловли рыбы или для ловли крокодилов и бегемотов; Это связано с относительными небольшими размерами гарпуна по сравнению с размерами бегемотов и крокодилов.
Рыбалка
Подобно современной рыбалке, угловая рыбалка была очень распространенной техникой ловли, для которой требовался крючок, однако в то время не использовались удочки, вместо этого использовались толстые удочки. Рыбной ловлей в основном занимались простые люди, а не египтяне из высшего сословия. В отличие от подводной рыбалки, рыбная ловля не использовалась как спорт, но была важным средством получения пищи. Имеющиеся графические свидетельства не показывают, что люди высшего сословия занимаются рыбной ловлей. Однако обычно на фотографиях изображены простолюдины, ловящие рыбу с лодки, под наблюдением хозяев. Свидетельства существования первой удочки появляются в период Среднего царства в гробнице Бени Хасана . Позже в гробницах чиновников 18 и 19 династий мы видим свидетельства того, что египтяне из высшего сословия занимались рыбной ловлей, ловя рыбу со своими женами, что указывает на то, что к тому времени рыбная ловля с помощью рыбной ловли превратилась в развлекательный вид спорта для высших слоев общества.
Охота
В Древнем Египте охота использовалась как способ добычи пищи и защиты от диких животных. Когда люди начали приручать животных и зависеть от разведения животных для пропитания, охота потеряла свое значение как источник питания. В результате этой меньшей зависимости от охоты для пропитания охота превратилась в развлекательный вид спорта. Королевские особы практиковали охоту, чтобы показать силу и способность защитить свой народ от опасности.
Бегемот
Бегемот часто означает хаос и зло в Древнем Египте, поскольку бегемот считался воплощением бога Сета : противника добрых богов Осириса и Гора . Затем Гор отомстил за своего отца Осириса, убив Сета, который воплощается в виде бегемота. Затем король берет на себя роль Гора, когда убивает бегемота. Начиная со времен 1-й династии , были найдены некоторые изображения со сценами, в которых король охотится в одиночку, поскольку бегемот стал символом хаоса и зла. Охота на бегемота показала непревзойденную мощь короля, как это изображено на цилиндрической печати короля Дена , где он борется и прикалывает бегемота без оружия. Были найдены и другие изображения владельцев гробниц в Новом Царстве, убивающих бегемота, эти изображения, как полагают, имеют исключительное религиозное значение. Бегемот также был символом богини-покровительницы Таверет .
Дикие быки
На диких быков обычно охотились короли, об этом свидетельствует история царя Аменхотепа III ; где человек сообщил царю, что в пустыне в районе Файюма водятся дикие быки. Затем король отправился на север в Файюм в сопровождении своей армии и приказал солдатам наблюдать за дикими быками и ограничивать их заборами и рвами. Король Аменхотеп III провел четыре дня на охоте, не давая покоя своим лошадям, и у него было 96 диких быков из ста семидесяти наблюдаемых. Более того, изображения охоты на быков были представлены на стенах погребального храма Рамсеса II в Мединет-Хабу , где он делает последний вздох раненому быку.
Львы часто называют символом власти в животном мире. Самые ранние изображения охоты на львов относятся к поздним доисторическим или ранним историческим временам, и вначале она предназначалась не для спорта, а для избавления страны от чумы, угрожавшей людям. Позже появились изображения царя, который схватил льва, чтобы заколоть его, как это было показано в храме Рамсеса III в Мединет-Абу. Более того, Тутмос III хвастался своей способностью охотиться на львов, утверждая, что он убил семь львов за одну секунду выстрелом из стрелы. Аменхотеп III, поклонник охоты на крупную дичь, имел список животных, на которых он охотился, в том числе сто два диких льва за первое десятилетие своего правления.
Слонов
В доисторические времена слоны презирались и изначально изгонялись египтянами из-за того, что они потребляли урожай и наносили ущерб сельскому хозяйству. Только когда египтяне вторглись в Азию в 18-й династии, египтяне столкнулись со слонами. Охота на слонов ценилась египетскими королями из-за их слоновой кости, которая была ценной, более того, охота на слонов показала силу короля из-за огромных размеров слонов. Тутмос III сообщил, что убил 120 слонов.