Значение слова «охота»
1. Поиски и преследование зверя или птицы с целью добычи или истребления. Медвежья охота. Охота на пушного зверя. □ — Он же всякий день, рано поутру, ходит с ружьем на охоту. Пушкин, Барышня-крестьянка. Охота за дикими оленями представляла основной промысел охотников-саамов. Соколов-Микитов, Осень в Чуне.
2. Собаки, ловчие птицы и т. п., необходимые для поисков, преследования и поимки зверя или птиц, а также люди, участвующие в поисках, преследовании и поимке зверя или птицы. Держать соколиную охоту. □ [Николай] осмотрел все части охоты, послал вперед стаю и охотников в заезд, сел на рыжего донца и, подсвистывая собак своей своры, тронулся через гумно в поле. Л. Толстой, Война и мир. Выехала охота в поле; увидели оленя и поскакали к нему. Стоит олень, голову поднял, на охоту оглядывается, будто ждет чего-то. Гаршин, Сказание о гордом Аггее.
3. Спец. Занятие ловлей, содержанием и разведением животных. Голубиная охота.
1. Желание чего-л., склонность к чему-л. Охота пуще неволи. Пословица. [Ямщик] сказывал, что во всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте. Пушкин, Станционный смотритель. Грамота далась ему легко, но ни к какому другому ремеслу он охоты не проявил. Салтыков-Щедрин, Пошехонские рассказы. — А-а-а, книги! — протянул Глечиков, и охота таскать вещи у него сразу пропала. С. Антонов, Дело было в Пенькове.
2. безл. в знач., сказ., кому с неопр. Разг. Есть желание, хочется. Теперь же мне читать охота и досуг. Пушкин, Второе послание цензору. Мне как раз пожить охота, Я и не жил-то еще. Твардовский, Василий Теркин.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Охота — деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
Промысловая охота — охота, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях заготовки, производства и продажи продукции охоты; служит для того, чтобы воспользоваться продуктами животного происхождения (мясом, жиром, мехом, кожей, костью, рогом, пухом, пером и проч.). Её целью может быть также уничтожение опасных, вредных либо чрезмерно расплодившихся животных. К охоте относится и отлов животных живыми для разведения, расселения в другой местности, для использования в цирках и зоопарках, для научных исследований и т. п.
Любительская и спортивная охота — охота, осуществляемая физическими лицами в целях личного потребления продукции охоты и в рекреационных целях;
ОХО’ТА, ы, мн. нет, ж. 1. на кого-что или за кем. Добывание диких зверей, крупных рыб и птиц путем умерщвления их (на кого-что) или ловли их (за кем). Охота была неудачна: волки прорвались сквозь облаву. Л. Тлстй. Промысловая о. О. на волков. Ехать, итти на охоту. О. с ружьем. Ружейная о. Псовая о. В старину на Руси процветала соколиная о. О. на перепелов. О. за перепелами. 2. Занятие ловлей, содержанием и разведением животных (спец.). Голубиная о. Перепелиная о. 3. Специальная организация для ловли диких животных (совокупность людей, ловчих птиц или собак, приборов для ловли). Завести, держать псовую, соколиную охоту. Сосед мой поспешает в отъезжие поля с охотою своей. Пшкн. 4. к чему или с инф. Желание, склонность, стремление (разг.). Охота пуще неволи. Пословица. Охота смёртная, да участь горькая. Пословица. Охота смертная прослыть за старика. Грбдв. Теперь и мне пришла охота пошутить. Пшкн. Отбить охоту у кого-н. к чему-н. Явилась, пропала охота у кого-н. к чему-н. Большая у него о. к ученью. Нет охоты, не было, не будет охоты (что-н. делать) у кого-н. 5. в знач. сказуемого, кому с инф. То же, что хочется (простореч.). Мне о. погулять. Мне была о. погулять. Мне будет о. погулять. Очень мне о. погулять. Мне бы вот охота плясать. А. Н. Тлстй. [Для отрицания употр. «неохота»; см. это слово во 2 знач.]. 6. Период течки, стремление к спариванию у самок (с.-х.). Кобыла в охоте. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Секреты и особенности промысловой охоты
Занятие охотой известно еще с доисторических времен. Она была и средством пропитания, и самой большой страстью мужского населения. С развитием человечества стали меняться ее способы и цели. На сегодняшний день промысловая охота сменилась на любительскую или спортивную. Широкое распространение получил охотничий туризм, благодаря чему начали развиваться охотничьи хозяйства. Но в некоторыех регионах промысловая охота остается актуальной и на сегодняшний день.
Особенности современной промысловой охоты
Промысловая охота – это рациональное использование животных для получения от них максимальной экономической выгоды, не нанося ущерба воспроизводству потомства. Целью ее является выслеживание, и добыча хищных зверей, получение мяса и ценных пушных шкур. Для охотников промысловиков это занятие стало не только развлечением, в ходе которого проверялась их сноровка и выносливость, но и источником хорошего дохода.
В настоящее время промысловой охотой разрешено заниматься юридическим лицам и частным предпринимателям, получившим лицензию. Промысел производится в специально отведенных угодьях в сезон, который четко установлен законодательными органами. Наиболее распространенными промысловыми районами является Урал, Дальний Восток, Сибирь, Поволжье.
Промысел в Восточной Сибири
Охота в Восточной Сибири с давних времен является основным занятием, а в районах с малочисленным населением она является источником пропитания и заработка средств существования. Широкое распространение получила любительская охота, которая является не только развлечением, но и дает возможность заготовить достаточное количество мяса.
Объектами становятся кабаны, лоси, косули, изюбры, медведи, зайцы, а так же различные виды водоплавающей и лесной дичи. Промысловая охота ведется на соболя, горностая, белку. Охотники промысловики образуют артели, занимающиеся заготовкой пушнины.
Промысловая добыча соболя
Соболь — хищный зверек, являющийся предметом промысла благодаря своему ценному меху. Обитает в темнохвойной тайге. Может существовать в суровых условиях, имея хороший иммунитет к заболеваниям. За 10 часов преодолевает расстояние до 12 километров. Корм для пропитания добывает в основном ночью или ранним утром, а днем соболь отдыхает.
Зверек имеет очень чуткий слух и мгновенно реагирует на лай собак или выстрелы. Если его неосторожно разбудить, приблизившись близко, он мгновенно бросается наутек. И подстрелить его практически невозможно. Широкими скачками соболь убегает сначала по земле, а затем забирается на дерево и перемещается по веткам, пока не найдет в дереве дупло.
Охотник вырубает часть дерева, образуя дыру, и устанавливает на выходе сетку. Затем, стуками по дереву выгоняет соболя из дупла, заставляя его бежать к образованному проходу. Когда зверек попадает в сетку, его необходимо сразу схватить за шею, чтобы он не укусил за руку. При этом шкурка зверька остается без повреждений. Так же соболя добывают с помощью капканов и самоловок.
Незаменимым помощником в промысле на соболя является лайка. Она значительно повышает шансы на успех. Данная порода собак отличаются выносливостью и могут длительное время преследовать добычу и предупреждать хозяина о том, что обнаружила соболя. Умение и чутье передается у таких собак на генетическом уровне, поэтому такие собаки ценятся очень дорого. Дрессируют собак с детства, приучая их, и плавать в лодке, и находить в лесу кратчайший путь.
Подготовка к охоте
Продолжительность охотничьего сезона от 5 до 6 месяцев. Поэтому охотники промысловики к подготовке подходят очень серьезно. До начала сезона необходимо подготовить зимовье, расчистить к нему подходы и завезти продукты. Учитывая, что территория обитания соболя достаточно велика, помимо капитальной зимовки охотнику нужно позаботиться и о промежуточных стоянках.
Для собаки строят специальную будку, внутри которой настилают сено, завешивают вход плотным материалом и заваливают ее снегом, оставив только проход для собаки. Внутри такой будки должно быть две миски – одна для воды и другая для еды. Собаке необходимо один раз в день давать теплую есть теплую пищу.
Особое внимание следует уделить выбору вещей. Их должно быть два комплекта. В комплект должны входить: куртка, свитер, брюки. Это даст возможность сменить одежду, в том случае, если она промокнет или испортится. Не лишним будет и термобелье, которое послужит хорошей защитой от холода в зимний период.
При выборе обуви нужно учитывать сезон промысла. В зимний сезон не обойтись без валенок или унтов. Эта обувь незаменима в дальних переходах.
Обязательно наличие теплого спального мешка и палатки. Палатка должна быть непромокаемой. У каждого охотника при себе обязательно должен быть компас, GPS навигатор и сменный аккумулятор. Мощный фонарь с комплектом сменных батареек.
Главными инструментами в тайге являются топор и нож. Инструменты должны быть прочными, острыми и практичными. Топор должен быть один для рубки деревьев, другой для повседневного использования. Нож должен быть универсальным и прочным. Инструментов, как и одежды лучше иметь по два. Необходимо проверить оружие, петли, капканы и боеприпасы. Подчас выживание в Сибири зависит от наличия достаточного количества патронов.
Не каждый сможет провести в суровых условиях несколько месяцев. Таежная жизнь под силу лишь профессионалам, обладающим силой духа, железной дисциплиной, терпением и выносливостью.
Промысел в Западной Сибири
Промысловая охота в Западной Сибири нацелена на регулирование численности животных. Способ напрямую зависит от выбора животного, на которого она ведется. Групповая охота подходит на косулю или лося. При таком способе добычи нужны загонщики, стрелки, разводящие и обязательно человек, руководящий группой. При групповом промысле очень важны дисциплина и четкие, слаженные действия каждого члена группы.
На кабана
На кабана обычно охотятся методом облавы или загона.
При добыче кабана методом загона загонщики выгоняют кабана на цепь стрелков. В этом случае загонщиков должно быть несколько человек. Тогда, как для метода облавы, достаточно и одного загонщика, чтобы выгнать кабана на стрелков. Но в этом случае стрелков должно быть несколько. Размещаться они должны на возвышении, чтобы иметь хороший круговой обзор. Очень важную роль играет маскировка. Она должна соответствовать цветовой гамме окружающей среды. Если промысел производится в зимний период, то одежда стрелка должна быть белой. В летний период одежда должна быть темно зеленого или черного цвета.
На лису
На лису обычно охотятся с собаками.
Для этой цели исключительно подойдут такие породы собак, как гончая, борзая и норная. Возможна добыча лисы и при помощи капканов. На лису лучше начинать охоту ранним утром. При добыче лисы с помощью норных собак охотник должен обладать осторожностью и выдержкой. Если лиса слышит шум, то забивается глубоко в нору. Охотник снимает с собаки поводок и ошейник, и когда собака уходит в нору, выбирает место шагах в двадцати от отнорка и выжидает появления лисы, приготовившись к стрельбе.
На боровую дичь охотятся ранним утром, когда глухарь собирает песчаные камушки. Белка в это время тоже занята сбором припасов.
Профессиональная охота в Западной Сибири производится также на бурого медведя, северного оленя, снежного барана, горного козла.
Промысел на Урале
Охота на Урале дает возможность охотникам пополнить свои трофеи. Это может быть бурый медведь, северный олень, лось, горностай, лиса, волк, косуля. А так же пернатые – беркут, орлан. Трофеи, добытые на Урале, очень высоко ценятся.
В целом промысловая охота в Сибири и на Урале пользуется заслуженной популярностью не только у охотников, но и у туристов. Кроме того, туристам предлагаются увлекательные охотничьи туры. Именно поэтому начинающие охотники, не желающие проверять на собственно опыте принципы выживания в Сибири, отправляются за трофеями именно в составе такого тура.
Охота в этих местах — это отличный шанс почувствовать себя настоящим таёжным отшельником, насладиться красотами природы, увлекательной травлей зверя и получить заслуженные трофеи.
Видео
Видео раскрывает интересные подробности и секреты промысловой охоты.
Охота – это больше чем охота
В глазах появляется какая-то затаенная радость от пережитых ярких событий, связанных с нею. Читая очередной номер «Российской Охотничьей газеты», глаза непременно увидят чью-то радость, душевный подъем, пережитый на охоте. Тем и хороша наша газета, что любой охотник на ее страницах может поделиться переполнившими его чувствами, не уместившимися в груди. Он твердо уверен, что братья по увлечению порадуются его удаче.
Сколько пытливых умов пытались постичь твою суть, раскрыть твой мир, чем ты привлекаешь охотника и чем ты берешь его за душу!
Классик русской охотничьей и рыболовной литературы С.Т. Аксаков тонко подметил:
«Кто заставляет в осенний дождь и слякоть таскаться с ружьем (иногда очень немолодого человека) по лесным чащам и оврагам, чтобы застрелить какого-либо побелевшего зайца? Охота!
Кто поднимает с теплого ночлега этого хворого старика и заставляет его на утренней заре, в тумане и сырости, сидеть на мокром берегу реки, чтобы поймать какого-либо язя или голавля? Охота!
Кто заставляет этого молодого человека, отлагая только на время неизбежную работу или пользуясь полуденным отдыхом, в палящий жар, искусанного в кровь летним оводом, таскающего на себе застреленных уток и все охотничьи припасы, бродить по топкому болоту, уставая до обморока?
Охота, без сомнения, одна охота. Вы произносите это волшебное слово – и все становится понятно».
Увлечение охотой бывает таким сильным, что оно сродни человеческим чувствам – шекспировским страстям – любви к женщине. А любви, как сказал поэт, все возрасты покорны.
И меня немного огорчили строки из статьи С. Лосева «Стендовики на охоте» («РОГ» № 45, 2007 г.):
«Охотники, может быть, больше других людей любят природу, но главным на охоте все же является добыча трофея. Кстати, говорят, что ездят на охоту, чтобы побывать на природе либо неудачники (подплывешь к такому природолюбу весной, а у него утки вместо селезней битые лежат), либо те, у кого руки по локоть в крови и кому на старости лет настала пора подумать о душе».
Я несколько раз прочитал статью, и вдруг меня осенило. Какой Сергей молодец! Сам того не подозревая, поднял такой пласт человеческих взаимоотношений, зацепил такую сторону этики охотников, что ему надо сказать спасибо.
Я бы хотел остановиться на последней части высказывания – «. кому на старости лет настала пора подумать о душе».
Нет. Я не обиделся. Эта проблема не нова. Кому не памятны протесты стариков и инвалидов против монетизации льгот? Чиновники все удивлялись: чего протестуют, чем недовольны? Пенсии на доживание по старости и инвалидности платим.
От такой «заботы» старики и инвалиды мрут с голода, горят в психушках и домах престарелых.
Не лучше отношение к охотникам-инвалидам и пожилым в наших охотхозяйствах. Мне, как и многим охотникам этой категории, не раз бывало неуютно при посещении некоторых охотхозяйств, особенно коммерческих.
Такое ощущение, что попал в какой-то виртуальный мир. Чувствуешь себя полным ничтожеством. Умильно просишь снизойти, оказать милость. Какую там услугу!
Именно милость. И это за свои же деньги.
Кому из старых охотников не приходилось слышать удивление в словах чиновников от охоты: «И чего вы ездите? Повесили бы свои ружья на стенку или снесли бы их в комиссионку, и сидели бы дома».
Им невдомек. Пусть наши головы седы, лица иссечены морщинами, но душа-то молода, не поросла мхом равнодушия, и на ее лике нет ни одного седого волоска и морщинки.
Мы все так же, как в молодости, входя в Божественный Храм Природы, по-детски, с широко раскрытыми глазами смотрим в голубое небо, хотим видеть зеленую траву, цветы и вдыхать запах выпавшего белого снега.
А в весеннем лесу, стоя на тяге, послушать веселый говорок ручья и неповторимое «хор-хор» вальдшнепа. Можно без преувеличения сказать, что страсть к охоте в человеке так сильна, что, лишившись ее, он тяжело страдает.
Читая книгу «Люди и звери» С.А. Корытина, мы находим такие слова: «Один старый охотник, обезножив и потеряв возможность бывать на природе, запретил жене выводить в квартире тараканов, поскольку охота на них несколько гасила его неудовлетворенную страсть».
Может быть, у кого-то этот пример вызовет улыбку, но мне он не показался смешным. Вспоминаю свое далекое детство.
1947 г. Глухая Оренбургская деревня. Время голодное и время больших переселений людей после войны. В деревне как-то неожиданно появился новый сторож, охранявший амбары с зерном, крытый ток, комбайны и трактора. Жил он одиноко в сторожке.
Мне, десятилетнему мальчишке, он казался страшным. Черные курчавые волосы и борода. Голова его с непричесанными волосами была похожа на сорочье гнездо. Матери им пугали малолетних детей: «Вот придет Васяня с мешком. » У него по колено не было левой ноги. Вместо нее – деревяшка. Он ходил на костылях.
Однажды, возвращаясь из школы, я увидел этого «страшного» человека. Он шел на костылях, на груди у него висело ружье, а за спиной мешок светло-серо-зеленоватого цвета. Выгоревший и выцветший от солнца, ветра и дождя.
фото: Семина Михаила
Охотник! Меня это так удивило. И когда по пороше мы с дедом Степаном выходили за околицу, он, осмотрев снег и заметив круглые вмятины на снегу, говорил: «Васяня прошел. Пойдем искать зайцев в другую сторону. Не будем ему мешать».
Мне очень хотелось с ним подружиться, но я стеснялся к нему подойти. И как-то раз, повстречав меня с ружьем, он попросту предложил пойти по первому снежку за зайцами. Все в нем было интересно. Особенно – ружье. Двустволка без курков. Диво! Видя, как я таращусь на ружье, он, улыбнувшись, сказал: «Трофейное».
Мне нетерпелось увидеть, как он будет стрелять в зайца. И вот из-под кулижки седого ковыля взметнулся русачина и, прыгая из стороны в сторону, пустился наутек. Костыли летят в стороны, вперед выброшено ружье, громыхнул выстрел, и дядя Васяня валится вперед. Руки вытянуты, ружье висит на шее. Я даже не увидел сраженного зайца.
Настолько меня все произошедшее поразило. Я стоял, разинув рот, пока дядя Васяня не попросил помочь ему подняться и сбегать за зайцем. При глубоком снеге он на охоту не ходил. Сидел в сторожке и много пил.
С приходом весны Васяня оживал, и мы до больших снегов ходили на охоту. Охотничья страсть в нем была так велика, что он до крови натирал свою культю и по несколько дней сидел в сторожке. Я к нему часто забегал. Ходил в магазин за хлебом, махоркой, спичками и водкой.
Продавщица, вздыхая, давала мне бутылку со словами: «Снеси-ка ему, горемыке». В художественной литературе мы находим немало примеров тому, как охотничьей страсти люди отдавались до самозабвения.
Кого оставит равнодушным рассказ Д. Дурасова «Обладатель дивной Лебеды» (журнал «Охота и охотничье хозяйство» № 8, 1983 г.). Как пронзительно до слез он «набросил портрет» Максима Максимыча, человека, влюбленного в охоту и свою спутницу – ружье мастера Лебеды.
Этой любви он остался верен до гробовой доски. А в конце охотничьей тропы написал проникновенные слова о своем ружье.
Лебеда моя, лебедушка,
Лебеда моя пистонная,
Что давно висишь на гвоздике,
Точно лента похоронная!
Не могу не поделиться впечатлениями от рассказа А. Ливеровского «Необоримая сила». В котором он рассказывает, как на глухарином току повстречал своего довоенного друга. «Над снегом поднялся узкий темный ствол ружья, поколебался, пыхнул огнем.
Черный силуэт мошника качнулся и, с треском ломая сучки, обрушился вниз. Я подошел к лежащему и наклонился над ним; разглядел – глазам не поверил, почти наугад спросил:
– Узнал? И я узнал! Страшно было смотреть, как он, мокрый до горла, без шапки, ворочался в снежно-водяной каше, пытаясь встать. Я протянул руку. Он помотал головой и простонал:
– Не так! Костыль подай этот, другой рядом, в снегу! – И уже спокойнее, внятно: – Ружье подбери и птицу возьми, совсем забери, мне она ни к чему».
Уважаемый читатель может сказать, когда это было. А что изменилось за прожитые годы? Жизнь продолжается.
Люди, пройдя свой земной путь, умирают, другие рождаются. Среди них будущие охотники. На их охотничьей тропе может всякое случиться. Время-то жестокое и люди тоже. Вот держу в руках газету «Жизнь» (№ 246, 04.11.2003 г.), а в ней большая фотография охотника с ружьем в инвалидной коляске в лесу.
Внизу короткая заметка «Охотник без ног стреляет, как бог». Андрей Карпинчук на мотоцикле возвращался с охоты. Авария. Очнулся в больнице. Инвалид 1 группы. Одна мысль сверлила мозг: не надо ничего, только бы в лес, только бы слушать, как на утренней заре начинают петь охотничьи псы!
Надежда вернуться к охоте вытащила его из пропасти. Он вместе с сыновьями выезжает в лес. Они переносят отца в машину, коляску грузят в багажник, туда же прыгает собака Кеж.
В журнале «Охота и охотничье хозяйство» (№ 9, 2007 г.) читаю письмо Сергея Кетова. Он в результате ДТП стал инвалидом 1 группы, ему 21 год. Отец и дядя возят его на охоту на машине.
Как он пишет: «Я в своем состоянии не отчаялся и надеюсь встать на ноги». Он верит, что охота ему поможет. Да пусть твои надежды сбудутся, наш юный друг. И пусть тебе, как и многим пострадавшим и переболевшим охотникам, поможет неистребимая страсть к охоте.
И в завершение темы. Статья Б. Емельянова «Как становятся охотниками» («РОГ» № 50, 2007 г.). Его племянник, Николай, в котором «застрял» вирус охоты с детства, попал в ДТП. Инвалид-колясочник. Но охоту не бросил. Она дает ему силы и надежду.
Николай, я тоже инвалид и вместе с такими же больными и увечными охотниками желаем тебе здоровья, веры, надежды и метких выстрелов на охоте. И таких охотников в нашем Отечестве много.
Как тут повернется язык, чтобы посоветовать им сидеть дома и «подумать о душе». Для них охота – это окно в природу. Истинные охотники – молодые и пожилые, бедные и богатые с величайшим наслаждением припадают к нему.
Для одних оно распахнуто настежь, а для других, к сожалению, оно сузилось до размера форточки, иногда и щелки, к которой так хочется припасть и увидеть, как растет трава у дома, как в чистом небе летают птицы и как играют дети. Почувствовать себя частицей огромного мира и нужным людям.
Да жаль, не получается – грехи (болезни, бедность, нищета) не пускают. Хотелось, чтобы мы о своих старых и больных охотниках, и вообще обо всех стариках, вспоминали не только 1-го октября – в Международный день пожилых людей и в очередную годовщину Дня Победы, а повседневно проявляли о них заботу.
Как хочется, чтобы меня услышали «очередные» избранные в Госдуму. Пока время еще не упущено, разработайте такой закон, чтобы он объединял охотников, а не вбивал клин между ними. Если же охотничье законодательство не будет учитывать материальные возможности отдельных категорий граждан, то перед ними окончательно захлопнется окно в природу.
Это будет иметь печальные последствия. В первую очередь лишит возможности предаваться любимому увлечению инвалидов, людей бедных и пожилых охотников, носителей знаний и традиций русской охоты, охотничьей этики; прервется связь времен и поколений, а для сегодняшней плеяды молодых охотников, предлагающих старым охотникам «подумать о душе», это архиважно, хотя они, порой, в этом потребности и не испытывают.
Давайте вместе посмотрим вокруг. Как живут пожилые охотники и охотники-инвалиды. На «загнивающем» Западе о них всячески заботятся, определены специальные дни охоты, введены льготные лицензии, угодья богатые дичью.
Вот бы нашим пожилым охотникам хотя бы раз в жизни побывать на таких охотах. А вместо этого им предлагают сидеть дома и думать о душе. Кощунство.