Охота это грех или нет

Угодно ли увлечение охотой Господу?

Павел спрашивает: «Добрый день! Может ли быть увлечение охотой со всеми необходимыми лицензиями ради увлечения и пропитания быть не угодно Господу. Я не спрашиваю про приоритеты и прилепленное к чему либо, кроме Бога сердце. Есть ли еще что-либо, что может мне это запрещать как христианину? Спасибо».

Первоначальный принцип, данный Богом в Едеме для отношения человека к животным, заключался во «владычествовании», что означало заботиться и опекать. Умерщвлять животных было разрешено уже в греховном мире — для жертвоприношений и после Потопа — для употребления в пищу. Но обратите внимание на слова Господа: «. Мои все звери в лесу» (Пс.49:10) и на то, как Он обеспечивает зверье всем необходимым для жизни (Пс. 103). Поэтому не уважать жизнь (Божье творение) для верующего человека — это грех, и ему непозволительно убивать животных бездумно и ради забавы. Для христианина недопустимы также любые проявления жестокости по отношению к животным: «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Притчи 12:10).

А теперь вернемся к Вашему вопросу. Библия не запрещает охоту как таковую. Если нет альтернативы убийству животных, охота оправдана, скажем, там, где она — единственный источник мясной пищи. Если же при наличии магазинного мяса человек идет убивать животное, убеждая себя, что это для «пропитания», на самом деле им движут совсем другие мотивы. Прихоть, забава, развлечение, стремление пообщаться с друзьями-охотниками и похвастаться своей меткостью, силой, ловкостью, послушать про аналогичные «подвиги» и выброс адреналина, возможно, «отметить» порцией алкоголя «удачу»; кому-то доставляет наслаждение наблюдать за агонией умирающего животного и т. д.

Читайте также:  L200 тюнинг для охоты

Чем это опасно для христианина?

Во-первых, бессмысленное уничтожение Божьих творений — это бунт против Бога и грех против природы.

Во-вторых, Бог всегда смотрит на состояние сердца и на то, какими мотивами человек руководствуется в своих поступках. Вышеперечисленные мотивы греховны, не угодны Господу, а грех разделяет с Богом. Охотник рискует потерять Его, а значит, и спасение.

В-третьих, охотник наносит колоссальный ущерб своему внутреннему духовному миру. Здесь и опасность получить зависимость, стать заядлым охотником со всеми вытекающими отрицательными последствиями для себя и семьи. Здесь и опасность расшатывания нравственных устоев. Общеизвестно, что кровавый азарт, убийства животных — это путь к негативным личностным качествам: черствости, цинизму, бездушию, что рано или поздно проявится и в отношении к людям. В худшем случае может подвести к опасной черте. Отнятие жизни у существа, способного испытывать страдания, чувствовать боль и страх, просто ради того, что захотелось ее отнять, может снять психологический барьер, за которым — преступление против человека.

Поэтому прежде, чем взять в руки ружье, полезно задать себе вопрос, для чего я это делаю. Общение с природой, чем также любят оправдывать свое увлечение охотники, можно осуществлять с фотоаппаратом или видеокамерой без ущерба для себя и зверья.

Разное

Конечно, иконы пишут и в нашем городе, и в близлежащих. Но если речь идет о мерной иконе, то все же лучше заказать ее в одном из центров, где этим специально занимаются. Есть несколько сайтов, где Вы можете ознакомится с условиями, посмотреть образцы работ и задать вопросы. Например, http://www.rusicona21.ru/galleries/mernye.html.

В настоящее время мужские монастыри и скиты, закрытые для свободного посещения, — большая редкость. Вы вполне можете посещать богослужения в нашем монастыре и заказывать требы так же, как и в немонастырских православных храмах. Единственное, хотелось бы напомнить, что если в любом храме мы должны строго соблюдать церковный этикет относительно нашего внешнего вида, то в монастырском храме это требование строже вдвойне.

В нашем монастыре таинство Соборование совершается четыре раза в год: два раза в Рождественский пост и два раза в Великий пост. Ближе к Рождественскому посту на нашем сайте будут указаны точные числа.

Нет ничего плохого в Вашем желании пожить в монастыре, но здесь нужна определенная осторожность. Прежде всего, нужно согласие родных, с которыми Вы живете. Далее, если у Вас есть священник, у которого Вы постоянно исповедуетесь, то необходимо посоветоваться с ним и взять у него благословение. Также немаловажным решением является выбор монастыря, куда Вы отправитесь (речь, естественно, может идти только о женских обителях). Ведь порой бывает так, что паломниц в монастырях загружают различными послушаниями настолько, что не остается даже времени помолиться в храме. Поэтому Вам необходимо просмотреть несколько подходящих вариантов (по расстоянию, условиям и т.д.) и принять решение. Для первого опыта я порекомендовал бы ограничиться небольшим сроком (около недели).

Безусловно, в любых обстоятельствах обращаться за помощью к Богу, через Его святых, или через священнослужителей, не только можно, но и должно. Иначе, в чем же наша вера? Вопрос, кому из святых поставить свечу, не столь принципиален. Святые лишь ходатаи за нас перед единым владыкой – Богом. Поэтому поставить свечу можно тому святому, к которому именно Вы питаете большее уважение и любовь, либо уже имеете опыт таинственного общения с ним и помощи в трудных обстоятельствах. Если такого опыта еще нет, доверьтесь опыту многих в Церкви, который свидетельствует о явной и сильной помощи в наших нуждах свт. Николая Чудотворца, вмч. Георгия Победоносца, св. прор. Илии, св. архангела Михаила и др.

Мне не совсем понятно, как соотносятся эти заповеди, и кажется, что в них есть
некоторое противоречие. Конечно, первая относится к врагам, а вторая к братьям
(вероятно к верующим членам церкви), но получается, что к врагам надо относится
более милостиво, чем к братьям?

С другой стороны, не ясно, всегда ли по отношению к братьям нужно
руководствоваться второй заповедью, или можно на их обиду простить их без
обличения или подставить вторую щеку?

Или подставить им щеку нельзя, а надо их вразумить для их же блага , поскольку
они братья и надо из любви заботиться о них, а также сохранять мир в церкви? Но
в этом случае может получиться такая ситуация, что брат не покается, и тогда по
идее надо считать его язычником и мытарем (то есть полный разрыв отношений).

1.Что включает в себя понятие «евангельские заповеди», к
исполнению которых надо стремится верующему? Какие из них нужно считать
основными и изложены ли они где-либо вместе?

B широком смысле понятие «евангельские заповеди» включает всё заповеданное Спасителем и Его св. Апостолами, что является содержанием, как вы правильно заметили всех новозаветных книг. В более узком смысле евангельскими заповедями иногда называют девять заповедей блаженств или всё содержание Нагорной проповеди(Матф. 5-7 главы; Луки 6:12-49). А какие заповеди следует считать главными говорит Сам Христос:» возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки(Матф 22:37- 40)». Похожие слова Господь произносит на Тайной Вечери: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Сие заповедаю вам, да любите друг друга(Ин 15:12-17)». Первое изречение — это ответ Иисуса Христа еврейским законоучителям и относится к содержанию Ветхого Завета («закон и пророки»-это названия составных частей еврейского канона). Второе изречение Господа произнесено на Тайной Вечери, т.e. когда собственно заключался Новый Завет. Следовательно, во первых, мы видим, что в основе обоих Заветов лежат одни и те же заповеди о любви к Богу и ближнему; во вторых, Господь, устанавливая Новый Завет совсем не собирался упразднять заповеди Ветхого Завета, о чём и сказал особо:»Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить(Матф 5:17)» и в другом месте:»И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.(Матф 19:17)»- Господь здесь прямо указывает на десять заповедей Ветхого Завета или, точнее, на духовно — нравственную его составляющую. Но Ветхий Завет содержит ещё и обрядовую сторону, которая носила прообразовательный характер, указывая на грядущего Мессию и его Крестную Жертву. A т. к. все прообразы и обетования исполнились на Иисусе Христе, Его Крестном Подвиге и Воскресении, то дальнейшее исполнение ветхозаветного обряда потеряло смысл и, следовательно, все обрядовые законоположения уже не нужны, o чём говорится в постановлении Апостольского Собора:»Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете(Деян 15:28,29)», a так же в посланиях Ап. Павла:»Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.(Гал 3:24,25)» и ещё: «Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью(Гал 5: 2-6)».

Нет, в нашем монастыре такую помощь, к сожалению, не оказывают. В Томске центр духовно-нравственного восстановления наркобольных существует при Троицком храме (информацию можно найти по адресу троица-томск.рф). Также подобный центр существует в д. Зеледеево Кемеровской области (zeledeevo.prihod.ru).

Требы можно заказывать почтовым либо банковским переводом. Необходимые данные Вы можете найти на нашем сайте в разделах «Боголюбивым жертвователям» и «Контакты».

Такие экскурсии мы организовываем в дни самых значимых церковных праздников: Рождества Христова и Пасхи. Но если есть желающие узнать что-либо новое об истории нашей обители, то для организованных групп (10-15 человек) экскурсия может быть проведена и в другой день по договоренности. Телефон вахты монастыря: 53-14-45.

Насколько мне известно, компания «Водяной» не связана ни с какими сектами. Кроме того, в ней работают постоянные прихожане нашего монастырского храма, и я думаю, что если бы руководство фирмой каким-либо образом вовлекало бы сотрудников в сектантскую деятельность, то это было бы уже давно известно. Однако ничего подобного ни от кого мне до сих пор не приходилось слышать.

Как Церковь относится к охоте?

Вопрос задан:
19 июля 2017

На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов

Изначально, человек был создан Богом, как вегетарианец: «И сказал Бог (Адаму): вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам [сие] будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, [дал] Я всю зелень травную в пищу. И стало так» (Быт. 1.29 – 30). Однако, грехопадение Адама и Евы повредило чистоту и гармонию окружающего мира, следствием чего стало появление смерти, и тогда, после всемирного потопа, Бог благословил Ною, а в его лице, и всем его потомкам, вкушение мяса, а вместе с этим — и охоту на животных и птиц: «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все» (Быт. 9. 2 – 3). Да, охота связана с пролитием крови животных, их страданиями и смертью, и это – ненормальность, это — следствие отпадения человека от Бога и расстройства порядка в мире. Апостол Павел пишет о животных: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8,20 – 22). Как видно из приведённого текста, страдание и смерть всего живого, связаны с Адамовым грехом, и восстановление мироздания в его изначальном состоянии произойдёт лишь тогда, когда наступит «свобода славы детей Божиих», то есть, Второе пришествие Господа Иисуса Христа, а с ним – торжество жизни над смертью, достижение сынами Божьими – людьми, полноты уподобления Творцу. С момента падения Адама, мир и человек стали существовать противоестественным способом: вне обоживающей Благодати, и Бог утвердил, до времени, этот способ бытия. Поэтому, в нашем мире сейчас всё – не нормально. Ненормальна, но допустима в рамках земной истории человечества и охота, сопряженная с пролитием крови.

Православная Церковь не осуждает охоту, если она связана с необходимостью добычи пищи, одежды, или защиты от хищников. Греховной охота становится лишь в следующих случаях. Если Вы:

1. Занимаетесь браконьерством.

2. Охотитесь ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ради времяпровождения, и убийство животных совершаете из удовольствия кровопролития, а пойманную дичь выбрасываете (бывает и такое).

3. Ради охоты оставляете храм, и не посещаете богослужения.

4. Пьянствуете на охоте,

Тогда охота превращается в душепагубное занятие.

Если же охота для Вас — отдых и, одновременно, средство разнообразить стол, тогда это — допустимо, главное, чтобы она не переросла в страсть пролития крови, ради крови.

На главную страницу Задать свой вопрос священнику

Можно ли христианам охотиться на животных?

01-04-2018, комментария 3 , просмотров 891

Охота исторически совершалась по двум причинам: добыча пропитания и спорт / развлечение. Большинство охотников древности так себе добывали пищу, а вот элита часто охотилась для оттачивания воинских умений и ради острых ощущений (хотя войны эти ощущения приносили в избытке, и охота скорее была подготовкой к неизбежной войне).

Вот как об охоте как военных учениях пишет флорентийский политик 15-16 веков Никколо Макиавелли:

«Поэтому государь должен даже в мыслях не оставлять военных упражнений и в мирное время предаваться им еще больше, чем в военное. Заключаются же они, во-первых, в делах, во-вторых — в размышлениях. Что касается дел, то государю следует не только следить за порядком и учениями в войске, но и самому почаще выезжать на охоту, чтобы закалить тело и одновременно изучить местность, а именно: где и какие есть возвышенности, куда выходят долины, насколько простираются равнины, каковы особенности рек и болот. Такое изучение вдвойне полезно. Прежде всего благодаря ему лучше узнаешь собственную страну и можешь вернее определить способы ее защиты; кроме того, зная в подробностях устройство одной местности, легко понимаешь особенности другой, попадая туда впервые, ибо склоны, долины, равнины, болота и реки, предположим, в Тоскане имеют определенное сходство с тем, что мы видим в других краях, отчего тот, кто изучил одну местность, быстро осваивается и во всех прочих. Если государь не выработал в себе этих навыков, то он лишен первого качества военачальника, ибо именно они позволяют сохранять преимущество, определяя местоположение неприятеля, располагаясь лагерем, идя на сближение с противником, вступая в бой и осаждая крепости».

В Библии охотниками (звероловами) были Нимрод (Быт.10:9) и Исав (Быт.25:27). Изначально Бог велел людям возделывать землю. Лишенный Богом права возделывать землю, Каин строит город-убежище, и его потомки придумывают себе другие занятия: искусство, ремесла (в том числе обработку металлов), пастушество, воинское дело (Быт.4). Нимрод продолжает эту традицию, становясь (профессиональным) охотником.

Важнейшую роль дичь играет в истории престарелого патриарха Исаака, который решил дать благословение своему первенцу Исаву. Из его детей Писание упоминает двоих сыновей с таким комментарием: «Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка [жена Исаака] любила Иакова [их младшего сына]» (Быт.25:28).

От старости Исаак потерял зрение. Он велел Исаву поймать дичь и приготовить его любимое блюдо. Когда Исав ушел на охоту, подслушавшая их разговор Ревекка велела Иакову взять домашних животных, приготовить любимое кушанье отца и принести блюдо ему, выдав себя за Исава. Исаак смутился, что «Исав» так быстро поймал и приготовил дичь, но благословил сына, дав ему таким образом статус наследника и двойную долю имущества (Втор.21:17).

Что израильтяне могли добывать дичь наряду с выращиванием одомашненных животных, видно из такой цитаты: «Впрочем, когда только пожелает душа твоя, можешь заколать и есть, по благословению Господа, Бога твоего, мясо, которое Он дал тебе, во всех жилищах твоих: [ритуально] нечистый и чистый могут есть сие, как серну и как оленя» (Втор.12:15).

Лев.11 содержит список диких животных, мясо которых Господь дал в пищу человеку. И Втор.12:15 указывает лишь, что мясо диких животных не может использоваться в ритуалах, а вот быть источником пищи может вполне. Сюда же относится ловля птиц (Прит.1:17, Еккл.9:12). Есть яйца диких птиц Закон разрешает, лишь предписывая отпустить сидящую на яйцах самку, чтобы не сократить популяцию съедобных видов птиц (Втор.22:6-7). А вот птицы — голуби и горлицы — были частью жертвоприношений бедняков. Библия не упоминает птицеферм, поэтому возможно, что бедняки ловили сами диких птиц или покупали их у ловцов за небольшую сумму (Матф.10:29), чтобы подготовиться к участию в ритуале.

Иеремия нейтрально упоминает охотников наряду с рыбаками (Иер.16:16). А коль между этими видами ловли особой разницы нет (ведь рыба, как птица и животное — равно Божьи создания), то стоит упомянуть, что важнейшие ученики Иисуса, ранее окончившие школу священнического сына Иоанна Крестителя, были по происхождению рыбаками. И Иисус Свое призвание одному из них (Симону Кифе-Петру) выражает так: «отныне будешь ловить человеков» (Лук.5:10). Когда наступал кризис (Креститель взят под стражу; Иисус умер на кресте и похоронен), эти ученики возвращались к своему привычному ремеслу (Иоан.21:3). Когда воскресший Иисус явился ученикам, Он несколько рыбок испек для них на углях (Иоан.21:9-13) и ел печеную рыбу у них на глазах (Лук.24:42-43). Также Он в течение десятков лет ел мясо во время праздничных пиров (Лук.7:36, 11:37, 19:2, Иоан.2:2).

Иисус очень четко выстроил Божьи приоритеты в вопросе убийств человеком животных для жертв и пропитания: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц» (Матф.10:29-31).

Одно из чудес Иисуса состояло в том, что ученики поймали много рыбы днем (Лук.5), когда в Геннисаретском озере рыба видела сеть и не ловилась, а другое — в способности накормить более 5000 человек пятью хлебами и двумя рыбками (Матф.14:17-21).

Бог предстает в образе охотника-рыболова в книге Иезекииля:

«Говори и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я — на тебя, фараон, царь Египетский, большой крокодил, который, лежа среди рек своих, говоришь: «моя река, и я создал ее для себя». Но Я вложу крюк в челюсти твои и к чешуе твоей прилеплю рыб из рек твоих, и вытащу тебя из рек твоих со всею рыбою рек твоих, прилипшею к чешуе твоей; и брошу тебя в пустыне, тебя и всю рыбу из рек твоих, ты упадешь на открытое поле, не уберут и не подберут тебя; отдам тебя на съедение зверям земным и птицам небесным» (Иез.29:3-5).

Детально способы охоты на водных чудовищ Господь описывает в Своем обращении к Иову:

Иов.40:19 Возьмет ли кто его в глазах его и проколет ли ему нос багром?

20 Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его?

21 вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его?

22 будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко?

23 сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы?

24 станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих?

25 будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами?

26 можешь ли пронзить кожу его копьем и голову его рыбачьею острогою?

Иов.41:18 Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни латы.

19 Железо он считает за солому, медь — за гнилое дерево.

20 Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву.

21 Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеется.

Запрещенных в пищу лисиц истребляли как вредителей виноградников (Суд.15:4, Песн.2:15).

Охоту на серн упоминает Исаия (Ис.13:14, 51:20).

Дичь была постоянной частью меню придворных пиров Соломона (3Цар.4:23), что свидетельствует о развитой практике охоты.

Никакой специальной критики и запретов на эти виды добычи пищи Библия не содержит.

А вот охота как развлечение и развитие кровожадности противоречит всему духу Писания. Как печальный итог Всемирного потопа звери, птицы и рыбы обречены бояться людей (Быт.9:2). Праведник призван заботиться о скоте (Прит.12:10), который использует в пищу. И есть все основания тот же принцип применять и к диким животным: не убивать их ради удовольствия, без достаточной необходимости. В конце времен Господь намерен «погубить губивших землю» (Откр.11:18).

Об этом говорят, например, Основы социального учения Адвентистской церкви в Евро-Азиатском дивизионе: «Церковь не осуждает природопользование, но призывает сделать его как можно более щадящим. Например, охота с целью пропитания в ряде регионов России оправданна, но охота ради развлечения недопустима» (с. 68).

Как можно подытожить эту тему:

1) В результате грехопадения природные ресурсы истощились. Отныне сельское хозяйство часто приносит «терние и волчцы» (Быт.3:18), т.е. сорняки, а не полезные растения. Поэтому понятно, почему после Всемирного потопа, который надолго стер с земли всю зелень, ранее составлявшую основу меню человека (Быт.1:29-30), Господь дал в пищу также и мясо (Быт.9:3) — уточним, чистых (разрешенных) животных (Быт.7:8, 8:20, Лев.11). Ученые утверждают, что все животные, теперь являющиеся домашними, когда-то жили на воле, но затем были пойманы и приручены (одомашнены). Если это так, то любому (животному, птичьему, рыбьему) мясу в нашем меню мы в первую очередь обязаны древним звероловам.

Кстати, Каин (будущий убийца брата) возделывал землю, а Авель (жертва агрессии Каина) был пастухом овец. Ел ли Авель от своих овец мясо или хотя бы молочные продукты? Есть мнение, якобы он был веганом, а выращивал овец исключительно для жертвоприношений. Апостол Павел с такой идеей не согласен: «Кто, пася стадо, не ест молока от стада[?]» (1Кор.9:7).

Вызывает вопросы и Авелево жертвоприношение: «Авель также принес от первородных стада своего и от тука [т. е. жира] их» (Быт.4:4). Варианты перевода: «Abel, on his part also brought of the firstlings of his flock and of their fat portions» (New American Standard Bible) — т. е. от их жирных частей. «Авель, він також приніс від своїх перворідних з отари та від їхнього лою» (Огиенко). «Авель — жир ягнят из первого приплода» (Российское библейское общество 2015). «Та й Авель приніс жертву — з первістків свого дрібного скоту, і то з найгладкіших» (Хоменко).

Если он принес в жертву лучших (т. е. самых жирных) животных, куда он дел остальных? А вот веганская жертва Каина Бога как раз не устроила.

История Каина и Авеля показывает, что не всякий земледелец (и возможно, веган) является кротким человеком, и не всякий животновод обязательно по духу агрессивный живодер.

Когда адвентисты призывают к лакто-ово-вегетарианству (диете без мяса, но с молочными продуктами и яйцами), они в 99% случаев обращаются к медицинским аргументам («пожалейте свои сосуды»), а не к милосердию к животным. Тем более что на современных фабриках и фермах животных убивают нередко куда быстрее и менее болезненно для них, чем сельская бабушка, сослепу не всегда с одного раза режущая тупым ножом шеи свои курам.

2) Все без исключения люди, в том числе адвентисты, постоянно занимаются «негативной» («пассивной») охотой — отгоняют и/или убивают живых организмов, которые угрожают нашим телам и посевам. Мы убиваем миллионы микробов антибиотиками и моющими средствами, опрыскиваем грядки пестицидами, ставим москитные сетки на окна, заряжаем мышеловки и капканы на хищников покрупнее. Любой крестьянин, к чьим курам повадится ласка или хорек, убьет их любым доступным ему способом. Поэтому мы всегда «охотимся» на тех животных, которые не подчинились заповеди «трепетать перед людьми» и отваживаются вредить нам или пище, которую мы выращиваем для себя.

Например, с распадом СССР колхозные хозяйства пришли в упадок. Многие поля перестали засевать, посадки заросли кустарником, а затем и молодым лесом. Не замедлили размножиться и хищные звери. Логично, что приглашают охотников, чтобы они держали под контролем популяции волков, лисиц, кабанов и медведей. А ведь зверьки поменьше не менее опасны. И очень часто переносят опасные болезни. Это они только на коммерческих фотографиях такие милые. А за ними придут росомахи, рыси и другое зверье. Большинство пушистых грызунов на воле заразны, прожорливы и опасны для человека.

Так же обоснованны и медицинские эксперименты на животных. Вакцину испытывать на крысах, возможно, и не гуманно. Но как гуманнее? На детях? Чьих? Нацисты уже попробовали этот путь. Холокост до сих пор вызывает ужас у миллионов людей.

3) Наконец, охота как вид спорта (в том числе рыбалка как развлечение) не имеют никакого оправдания. Даже если пойманную рыбу потом отпускают. Но ей причинили боль просто затем, чтобы повеселиться, затем вырывают из ее губы глубоко загнанный крючок и отпускают в водоем, чтобы потом снова охотиться на нее. Сюда относятся как испанская коррида, так и петушиные и собачьи бои с тотализатором, законодательно запрещенные в ряде стран.

А вот пример издевательств над животными ради грубой потехи из школьной программы моей юности:

«На дворе у Кирила Петровича воспитывались обыкновенно несколько медвежат и составляли одну из главных забав покровского помещика. В первой своей молодости медвежата приводимы были ежедневно в гостиную, где Кирила Петрович по целым часам возился с ними, стравливая их с кошками и щенятами. Возмужав, они бывали посажены на цепь, в ожидании настоящей травли. Изредка выводили пред окна барского дома и подкатывали им порожнюю винную бочку, утыканную гвоздями; медведь обнюхивал ее, потом тихонько до нее дотрогивался, колол себе лапы, осердясь толкал ее сильнее, и сильнее становилась боль. Он входил в совершенное бешенство, с ревом бросался на бочку, покамест не отымали у бедного зверя предмета тщетной его ярости. Случалось, что в телегу впрягали пару медведей, волею и неволею сажали в нее гостей и пускали их скакать на волю Божию» (Александр Пушкин, «Дубровский», 1841).

Насколько мне известно, сейчас нигде в мире военные учения не проходят в виде охоты на животных. Огнестрельное оружие достигло такого совершенства, что никакое животное не может от него укрыться.

Итак, чтобы не участвовать в актах насилия над животными, надо стать веганом. Т.е. не употреблять ничего отобранного у животных: молочных продуктов, мяса, меда, яиц. А также не носить натуральной шерсти, меха, шелка, кожи (из нее делают носкую и «дышащую» обувь и куртки, реже брюки), пуховики с натуральным пухом (и не покупать набитые им подушки). Даже простая меховая оторочка на капюшоне симпатичной курточки отобрала чью-то жизнь.

Является ли ношение кожаной куртки грехом для христиан? Я сомневаюсь в этом, хотя бы потому что впервые животное лишил жизни Сам Бог и его кожей одел первых людей (Быт.3:21).

И в любом случае вы всегда выживаете, только потому что успешно ведете круглосуточную борьбу с миллионами микробов, насекомых, а в перспективе птиц, животных и пресмыкающихся.

Максим Балаклицкий

Иллюстрация: часть гипсового рельефа в Северном дворце в Ниневии (ныне Ирак), одной из столиц Древней Ассирии, изображающего охоту царя Ашшурбанапала на львов. Предположительно 645-635 гг. до н.э. Британский музей.

Комментарии (3):

Максим Балаклицкий

Сразу видно, автор статьи пытается оправдать употребление мяса

Это очень узкое понимание моего намерения. Моя цель состояла в ответе на вопрос об охоте на животных. Вот как он звучал:

Можно ли адвентистам быть охотниками. Если нет, то почему?

Это всё, что написал человек. Вопрос мясоедения здесь не обсуждался.

Не так у них с темой мяса. ( А может потому что это опасно для них — вникнуть в тему так глубоко, что придется менять образ жизни).

Я правильно понял, что Вы считаете, что я агитирую за мясоедение и сам мясоед? А если окажется, что всё наоборот?

Про Авеля невегана, так за уши притянуто — человек взял курс всех героев Библии прогнуть под сегодняшние удобные идеи.

Все без исключения библейские послепотопные праведники были мясоедами. А миллиард современных индуистов, чтущих миллион (буквально) богов — лакто-ово-вегетарианцы. Так что, принимаем многобожный индуизм?

Пытаетесь успокоить людей, что после грехопадения рамки дозволенного разширились.

Я пытаюсь прочитать в Библии то, что там написано.

Голодные или не удовлетворенные вегетарианством люди постоянно причитали и возмущались.

Только ли вегетаринством? Разве однообразная манна на протяжении десятков лет — это идеальная диета?

Чис.11:5 Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок;

Только ли дело в диете было?

Чис.4:4 Пришельцы между ними стали обнаруживать прихоти; а с ними и сыны Израилевы сидели и плакали и говорили: кто накормит нас мясом?

Этот бунт спровоцировали пришельцы. Что было не так с мясом, если с ними в пустыне были как собственные большие стада (Чис.31:9, 32:4), так и возможность охотиться на дичь (Втор.12:15)?

А дело было в другом: многие из этих пришельцев вышли из Египта из-за страха перед Божьими карами. Но теперь посвящать каждую свою овцу именно Богу Авраама они не хотели. Их египетская ЗЕЛЕНЬ интересовала совершенно не меньше мяса. Там дело было в их желании в Египет вернуться, а не в одном приверженности мясу. Вот как настоящую причина их нытья толкует Господь:

Чис.11:18 Народу же скажи: очиститесь к завтрашнему дню, и будете есть мясо; так как вы плакали вслух Господа и говорили: кто накормит нас мясом? хорошо нам было в Египте, — то и даст вам Господь мясо, и будете есть.
19 не один день будете есть, не два дня, не пять дней, не десять дней и не двадцать дней,
20 но целый месяц, пока не пойдет оно из ноздрей ваших и не сделается для вас отвратительным, за то, что вы презрели Господа, Который среди вас, и плакали пред Ним, говоря: для чего было нам выходить из Египта?

И да: египтяне выращивали хлеб и многие из них были преимущественно вегетарианцами в отличие от кочевников-евреев, питавшихся в большой степени мясо-молочной кухней.

Иисус также сказал своим ученикам, среди которых были и рыболовы, что Он многое имеет сказать им, да они не смогут вместить. Не только морально, но возможно и в связи с укладом их жизни. Видите ли, они последовали за Иисусом, а значит, они не остановились в развитии. Им предстояло еще многое узнать.

Вот типичное додумывание. Покажите, где Иисус стремился открыть апостолам преимущества вегетарианства, а не потчуйте читателей своими размышлизмами.

А так, рассуждая как вы можно сказать, что убивать и человека язычника можно

Не надо навязывать Моисею того, чего он никогда не писал. Убивать человека без суда и достаточных оснований нельзя было ни тогда, ни сейчас. Однако же не существует ни одного государства в мире и истории, где не было бы полиции, сыска, тюрем, оружия, армии и судов. И только неотвратимость наказания удерживает многих людей от того, чтобы напасть на меня и на Вас, изнасиловать, ограбить, оскорбить и убить.

Вот повадился, к примеру, сосед неверующий на мой участок, надо бы на него капкан поставить или с ружьем выйти. Вы вот в перспективе увидели только птиц, животных и пресмыкающихся. А ведь самое опасное, гнусное и ненасытимое существо на планете — это человек. И часто несправедливо мешает жить другим.

Когда вор и насильник будет ломиться в Ваш дом, Вы что будете делать? Вызовете по телефону «Божьего слугу с мечом» (Рим.13), задача которого — защищать делающих добро и карать делающих зло? Или чем-то другим займетесь: сядете телеканал «Надежда» смотреть или вообще насильнику дверь откроете? Вы об этом рассуждаете, как о какой-то фантастике, забывая, что такие нападения — ежедневная многократная реальность в любом российском городе.

Еще и многоженство можно. Потому что нигде запрета в Библии нет. Бедные мужчины думают, что нужно только с одной жить, а на самом то деле, многоженство еще до потопа стало быть. И нигде Бог этого не порицал. Даже наоборот, законы установил, в которых прописывалось, как это делать. И Иисус многоженство не запрещал и нигде это грехом не названо.

Еще один «убийственный аргумент», который кажется смешным только тем, кто никогда не интересовался христианской миссией в «окне 10/40» (гуглим, уважаемая). Так вот в ряде регионов Африки и Ближнего Востока многоженство — также повседневная реальность. См., например: adventistreview. org/church-news/story5936-polygamy-dual-career-marriages-and-african-culture-among-topics-at-groundbreaking-conference

И вот Вы проповедуете и крестите пять полигамных семей. Ваши действия?

Сразу видно, автор статьи пытается оправдать употребление мяса всеми «правдами и неправдами». Хочется вспомнить слова Иова: «Надлежало ли вам быть лицеприятными к Нему и за Бога так препираться? Хорошо ли будет, когда Он испытает вас? Обманете ли Его, как обманывают человека? Строго накажет Он вас, хотя вы и скрытно лицемерите.»
Видно, что просеивание идет, идет в первую очередь в сердцах людей, пускай явно не видно.
Слава Богу, что есть возможность поддвергать исследованию всякие мысли проповедников и учителей, дабы можно честно ответить перед Богом за себя в последний день.
Интересно, как часто исследуя духовную сторону Библии, проповедники трудятся над текстом, вникая очень усердно. Их выводы удивляют, поражают глубиной анализа — кто что сказал, кто что подумал, что думает Бог.
Не так у них с темой мяса. ( А может потому что это опасно для них — вникнуть в тему так глубоко, что придется менять образ жизни).
Поверхностно, невдумчиво — кто, почему, зачем. Про Авеля невегана, так за уши притянуто — человек взял курс всех героев Библии прогнуть под сегодняшние удобные идеи.
После потопа приводите в пример разных людей, что они ели мяса и были довольны. Лучше бы вы приводили в пример замысел Божий в отношении людей.
Пытаетесь успокоить людей, что после грехопадения рамки дозволенного разширились. А то что Господь пошел на уступки и даже умер Сам из вынужденности?
Разве смерть, убийство — это игра? Легко?
Кожанная одежда, подаренная Адаму, причинила ему боль, сродни с шоком ребенка, когда на глазах убивают котенка. Он терзался страданиями каждый раз, когда надо было напомнить себе путем убийства, что приготовлена совершенная Жертва.
Сегодня, нося кожанную одежду вы страдаете? Таких людей очень мало. Многие и не видят этого убийства, потому им что кожа, что не кожа.
Дает ли сегодня кожанная одежда надежду людям? Есть ли сейчас воля Божья в ношении кожи?
Вы действительно по закону Моисееву приносите жертвы за грех и снимаете шкуры, одевая на себя?
Или кто-то за вас приносит эти жертвы, делая за вас всю грязную работу?
Наверное, припоминается, жертвоприношения теряют сегодня свою актуальность в связи с жертвой Иисуса. А вот мясо и кожа до сих пор еще привлекает людей, как бы они не были сыты и как бы не были одеты.
Голодающие россияне, заходящие на сайт через интернет, сколько стоит мясо? Наверное копейки, что вы оправдываетесь голодом.
Иисус также сказал своим ученикам, среди которых были и рыболовы, что Он многое имеет сказать им, да они не смогут вместить. Не только морально, но возможно и в связи с укладом их жизни. Видите ли, они последовали за Иисусом, а значит, они не остановились в развитии. Им предстояло еще многое узнать. Иисус же начал с того уровня, на котором они были. Вопрос пищи для людей был очень болезненный. Вспомните Исход. Голодные или не удовлетворенные вегетарианством люди постоянно причитали и возмущались.
Предположим, вы хотите взять пример с жизни Иисуса и его учеников, раз вспоминаете про то, что они ели мясо. Тогда вам нужно не выборочно и ни где вам удобно, а полностью взять пример. Сначала уехать в глушь к племенам. Жить в той среде и так как там живут. Ходить десятки километров, по многу дней не кушая, иногда и без воды. Питаться тем, что уродилось и тем, что сохранилось и что вырастили эти люди. Может там и кусочек мяса попадется — раз в месяц, с кусочком хлеба. А из-за того, что они мало того, что не знакомы с полноценным вегетарианским питанием, так еще и духовно заблуждающиеся, вы бросаете силы, чтобы хоть сколько-нибудь их научить основам веры. А пока учите, они то одного камнями закидают, то другого зарежут, а третьего с горы сбросят. И думается, что о вегетарианстве пока лучше не вспоминать…
А так, рассуждая как вы можно сказать, что убивать и человека язычника можно (ведь и Бог в Библии повелевал). Особенно если он подобно «микробу, угрожает моему телу и моему посеву». Ведь успех моего выживания, как вы говорите, зависит от успешной борьбы.
Вот повадился, к примеру, сосед неверующий на мой участок, надо бы на него капкан поставить или с ружьем выйти. Вы вот в перспективе увидели только птиц, животных и пресмыкающихся. А ведь самое опасное, гнусное и ненасытимое существо на планете — это человек. И часто несправедливо мешает жить другим.
Еще и многоженство можно. Потому что нигде запрета в Библии нет. Бедные мужчины думают, что нужно только с одной жить, а на самом то деле, многоженство еще до потопа стало быть. И нигде Бог этого не порицал. Даже наоборот, законы установил, в которых прописывалось, как это делать. И Иисус многоженство не запрещал и нигде это грехом не названо.
Вот и выбирает читатель, что ему больше по душе и что надо бы изменить, а что можно и оставить.
А Бог говорит: «Стремитесь к совершенству и познанию моей воли. По мере откровения». Храните заповеди Божии и свидетельство Иисуса. «А свидетельство Иисуса есть дух пророчества

Василий Юнак

Веганство — это более, чем просто защита животных. Веганство — это когда животное ставят выше человека. Это когда человек должен страдать только ради того, чтобы животное ничуть не страдало. Практически, веганство — это когда лошадь пашет на человеке и замерзающую собачонку одевают в одежду, сшитую из кожи человека. Образно, но точно. И это — нарушение воли Божьей! Потому что даже до грехопадения животный мир был в подчинении человека, а не наоборот. Именно потому я считаю веганство не совместимым с христианством, и тем более с адвентизмом. Веганство никогда не преследовало цель здоровья человека, но напротив, жертвует здоровьем человека ради благополучия животного. Потому я всегда утверждал и буду утверждать: те адвентисты, что проповедуют веганство, не знают и не практикуют адвентистского учения о реформе здоровья, что бы при этом они ни утверждали.

В некоторых местах без охоты на животных и без рыбной ловли не прожить. Скажите эскимосу или какому-то островитянину, что они должны стать веганами… а лучше сами поживите на крайнем севере или на небольшом скалистом острове, питаясь одной травой с кокосами.

Оцените статью