Охота древних восточных славян

Животноводство, охота и рыбалка восточных славян

Наряду с земледелием большое место в хозяйственной деятельности восточных славян занимало животноводство. Костные остатки выявлены при раскопках многих поселений и дают исчерпывающее представление о составе стада. Первое место всюду должно быть отведено крупному рогатому скоту.

Кости крупного рогатого скота составляют до 50% (а на некоторых поселениях — и более) остеологического материала, связанного с домашними животными. Очевидно, стада крупного рогатого скота были важнейшим богатством славянской общины. Мясо его употреблялось в пищу, кроме того, крупный рогатый скот использовался для получения молока и молочных продуктов, а в южных землях восточнославянской территории, может быть, и как тягловая сила в пашенном земледелии. О значении крупного рогатого скота в жизни восточных славян ярко говорят письменные источники. Прокопий сообщает, что славяне ((Считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие обряды» (Прокопий из Кесарии, с. 297). О почитании быка славянами пишет и Гардизи (Новосельцев А. II., 1965, с. 390). Бык является обязательным элементом всякой скотоводческой брагчпны — культового общинного пира.

Второе место в остеологической коллекции из восточнославянских поселений второй половины I тысячелетия н. э. принадлелшт костям свиньи, третье — мелкого рогатого скота, четвертое — лошади. Овцы и козы использовались для получения молочных продуктов и шерсти. На поселениях Прутско-Днестров- ского междуречья найдены глиняные сосуды с отверстиями в придонной части тулова и в днище, предназначенные для приготовления из молока творога.

Читайте также:  Контрольная экологическое право охота

По всей вероятности, в обычное время мясо лошади пе шло в пшцу, и это животное служило для хозяйственных надобностей. Поэтому костные остатки, являющиеся главным образом пищевыми отбросами, не определяют места лошади в составе стада. Помимо использования лошади как рабочей силы в хозяйстве и земледелии, ею пользовались для верховой езды. Византийские историки не раз упоминают всадников в славянском войске. Находки удил свидетельствуют о широком применении лошади для верховой езды. При раскопках селища Ханска найдена глиняная модель седла, изображающая деревянное седло с дугообразной передней и круглой задней лукой. Такой тип седел распространился в Восточной Европе после нашествия гуннов.

Древние авторы (Маврикий, Иоанн Эфесский) неоднократно говорят о многочисленных стадах, находившихся во владениях славян и антов. На славянских поселениях найдены небольшие глиняные фигурки животных, очевидно связанные с ритуалом жертвоприношения, подчеркивающие значение домашних животных в ЖИЗНИ И быте славян. 11а поселениях Бранешты I, Лопатна, Одая и Хапска такие фигурки изображали коня. Вероятно, это животное было наиболее почитаемо в славянском культе. Конь был культовым животным при строительной жертве (Седов В. В., 1957, с. 20-28).

Заметное место в хозяйственной деятельности восточных славян во второй половине 1 тысячелетия н. э. принадлежало охоте и рыбной ловле, чему во многом благоприятствовали природные условия. О роли охоты свидетельствуют прежде всего костные остатки, собранные при раскопках поселений. Кости диких животных в остеологическом материале составляют от 10 (на поселениях Дпестровско-Прутского междуречья) до 50% (боршевские поселения в районе Воронежа), но чаще на их долго приходится 12— 20%. Среди них имеются кости кабана, лося, оленя, медведя, бобра, лисицы, куницы, зайца и некоторых других. Кабан и олень были, по-видимому, основным объектом охоты. Охота на них давала наиболее ощутимые результаты. Судя по костным остаткам, преобладала охота в лесу. Постоянно охотились и па нгиц. Главной целью охоты па кабана, лося, оленя, медведя ц некоторых других зверей было получение мяса. Охота па куниц, лисиц и бобров велась прежде всего ради пушнины.

Читайте также:  Как можно вызвать охоту у свиньи

Основными орудиями охоты на зверя служили лук и копье. Железные наконечники стрел найдены на многих славянских поселениях. Большинство из них не приспособлено специально для охоты, но могло быть использовано при этом. Специально охотничьими были костяные наконечники стрел, нередко встречаемые па памятниках лесной зоны восточнославянской территории, и некоторые железные наконечники. Для охоты на птицу и мелких зверей широко применялись, как известно из более поздних письменных источников, силки и ловчие сети.

О рыбной ловле свидетельствуют находки костей и чешуи рыб, а также орудия рыболовства. Остатки рыб отмечены исследователями на многих поселениях, где велись более или менее крупные раскопки. Судя по этим материалам, ловили щуку, сазана, судака, леща, сома, осетра и др. Нередко нах,одят железные рыболовные крючки. Среди них обычны крупные—6—10 см в длину. Такие крючки предназначались для лова крупных рыб — щук, сомов и т. п. Применялись и гарпуны, но более широко, очевидно, использовались сети, неводы и всевозможные плетеные приспособления. Среди археологических находок сравнительно часты рыболовные грузила — глиняные или каменные, различных форм. В качестве грузил использовались и просверленные фаланги коров. Об употреблении сетей для рыбной ловли говорят и находки роговых кочедыков.

Охоте и рыболовству принадлежала подсобная роль в хозяйстве славянского населения при господствующем значении земледелия и скотоводства.

Судя по данным X—XIII вв., в древней Руси широкое распространение получило бортничество. Нуж- но полагать, что возник этот промысел довольно рано и во второй половине I тысячелетия п. э. занимал заметное место в хозяйственной деятельности восточных славян, заселявших лесные пространства. Однако в материалах археологии этого периода следы бортничества почти не фиксируются. Однако о роли бортничества у восточных славян мы можем судить по жертвоприношению, открытому при раскопках в Новгороде в слое первой половины X в. На месте, где оно было совершено первыми поселенцами одного из районов города, найдены расположенные но кругу семь деревянных ковшей и два куска воска, имевших форму правильных полукругов. Это — следы братчннного пира славян-язычников, в хозяйственной деятельности которых большое место принадлежало бортничеству (Седов В. В., 1956, с. 138—141).

С сельским хозяйством очень тесно связаны такие виды деятельности, как прядение, ткачество, деревообработка и изготовление изделий из кости. Они обеспечивали потребности в одежде, в жилище и бытовых вещах еще в глубокой древности.

В археологическом материале отчетливо характеризуется обработка дерева — строительство жилищ и хозяйственных помещений, изготовление бытового и хозяйственного инвентаря. Однако дерево на славянских поселениях второй половины I тысячелетия н. э. сохраняется очень плохо, поэтому о деревообработке приходится судить на основе находок разнообразных орудий труда. Повсеместны находки железных топоров — универсального орудия при обработке дерева. С помощью тесла изготавливались долбленые изделия — лодки, корыта, колоды и т. п. Неоднократно найдены железные ложкари ( LXIII, 13, 14) — инструменты для изготовления столовой посуды и ложек. Встречены также долота и сверла. Разрозненные, но весьма многочисленные материалы свидетельствуют о том, что восточные славяне во второй половине I тысячелетия н. э. были знакомы со многими видами обработки дерева, в том числе с изготовлением деревянной посуды ( LXIII, 12). Очевидно, что высокоразвитое деревообрабатывающее ремесло эпохи древней Руси, известное по раскопкам в Новгороде и других городах, имеет глубокие корни в древности.

В середине I тыс. н.э. у восточных славян произошел переход к соседской общине.
Уровень хозяйства отдельных восточнославянских племен был различен и характеризовался как.

2.5. Особенности первобытнообщинного хозяйства восточных славян.
3.2. Особенности эволюции форм хозяйствования и структуры экономики в макромоделях феодализма.

С VI в. родовые отношения у восточных славян стали распадаться в связи с

Охота

В жизни древних славян очень важна была охота. Дорогие меха – бобровые, куньи, беличьи, собольи, черно-бурой лисицы и других животных – составляли одну из основных и наиболее существенных статей славянского вывоза и служили предметом даннического обложения: поляне, северяне и вятичи платили дань «по белой веверице от дыма»; древляне платили «по черьне куне».

Слово «куна» у западных славян означало деньги, а «гривна кун» – меновая единица. Из-за ее огромного торгового значения охота в быту и в хозяйстве славянских князей и знати занимала видное место.

Широко распространенною пищею у древних славян, наряду с хлебом и мясом животных, была рыба, о чем говорят археологические раскопки. Константин Багрянородный говорит о рыболовстве у хорватов. Особенно популярен этот промысел был у поморских славян. Западные источники говорят о том, что поморские славяне в ноябре ловили у острова Рюгена сельдь.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Охота на оленя.

Охота на оленя. Охота на оленя. Ф. П. Толстой. Вторая половина 1810-х — начало 1820-х

Охота

Охота В жизни древних славян очень важна была охота. Дорогие меха – бобровые, куньи, беличьи, собольи, черно-бурой лисицы и других животных – составляли одну из основных и наиболее существенных статей славянского вывоза и служили предметом даннического обложения:

Охота на красавиц

Охота на красавиц «Золотой век» рабства пришелся на эпоху турецких завоеваний, когда из порабощенных стран приводились огромные караваны плененных. Кроме того, ежегодно поставлялись в виде дани десятки тысяч девушек и юношей.Из Африки привозили черных рабов, ценившихся

2. А мне летать охота!

2. А мне летать охота! 1909 году, перелёт Блерио через Ла-Манш.А в Биаррице сидит отошедший от дел Великий князь Александр Михайлович, бывший военный моряк, бывший министр торгового флота.И осеняет его, что эти летающие штуки очень неплохо пойдут на войне. Немедленно

Охота

Охота У Петра влечение к охоте развилось до страсти. В Москве Петр столь же горячо предался охоте, как и в Петергофе. Окрестности Москвы изобиловали лесами и зверьем и благоприятствовали этому развлечению. С Петром на охоту ездила его тетка Елизавета вместе с боярыней и

Охота на анаконду

Охота на анаконду В тот день, когда мы прибыли в Санта-Росу на Абукане, там от змеиных укусов умерли три сборщика каучука. Расположенное посреди болот, это место было раем для всевозможных змей, включая анаконд. Анаконд здесь так боялись, что, по сути дела, барака выполняла

Императорская охота

Императорская охота Высочайшие охотникиОхота издавна считалась непременной составляющей быта коронованных особ. В России страстными охотниками были царь Алексей Михайлович, Петр II, Анна Иоановна, позднее – Александр II и Александр III. Но и при других императорах охота

ЗЕРКАЛЬНАЯ ОХОТА

ЗЕРКАЛЬНАЯ ОХОТА Феликсу Волосенкову Унылая пора! Очей очарованье… А. С. Пушкин Кем полосынька твоя Нынче выжнется? Чернокосынька моя! Чернокнижница! Марина Цветаева. «Ахматовой» 31 марта 1908 года начинающий поэт, студент Казанского университета Виктор Хлебников

Охота у древних славян

Волх или как его называли древние славяне – «волк» был предполагаемым богом охоты. Это бог-оборотень, земное божественное существо. Он известен по легенде о происхождении имени речки Волхов, былинам о Волхе Всеславьевиче.

Согласно легенде, у Словена был сын Волхов. Первоначальное его имя звучало как Волх в сказаниях. Такое же название было и в былинах. Мутную реку называли Волхов, как производное от этого имени. Если верить народным легендам, былинам о Волхе, то он был сыном земной женщины и огненного змея. В былине указывается, что имя матери Волха было Марфа. А огненный змей, отец Волха, Велес. Волх был рожден в полнолуние. На оказалась шкура волка. Древние славяне считали «рубашку» признаком особого дара. После Волха омыли в воде и шкура спала.

Волх перенял от отца дар оборотня. Он мог принимать подобие разных птиц, животных, рыб. В таком образе Волх охотился. Спустя какое-то время Волх оставил жизнь в городе, поселился на Перыне. Он построил «городок мал», в котором обитали ночные мистерии. Поселение носило орфический, вакхический характер. Часто устраивались оргии, возлияния. Сам Волх ночью превращался в ящера, плавал по реке к своей «коровице».

Волх имел привычку оборачиваться черным ящером. Он плавал по реке, нападал на купцов. Волх умер от того, что его задушили речные «бесы». Тело ящера выбросило на берег. Волх был похоронен на Перыне. Над его могилой насыпали громадный курган. Но на третий день вместо могилы образовалась бездна. Она поглотила тело. Считается, что Волх вернулся в царство всего отца Велеса.

Почему древние славяне отказывались охотиться на медведя, есть медвежье мясо, носить его шкуры? Все потому, что когда зверь становился на задние лапы, то напоминал человека. Люди боялись и почитали косолапых одновременно. Охотники всегда восхищались силой зверя. Превозносили ловкость медведя. Древние славяне считали его своим покровителем. В сказках величали хозяином, батюшкой, дедушкой. Охотились племена на всю остальную живность в лесу. Сейчас для охоты используют специальные приборы flir scout ps24, которые помогают быстро обнаружить жертву. Благодаря тепловизору на охоте и в сфере охраны объектов владелец такого устройства получает весомые преимущества.

История охоты

История человечества неразрывно связана с охотой. Даже несмотря на то, что с развитием человеческого общества охота перестала быть обязательным атрибутом жизни людей, она не ушла в небытие. Наоборота, она эволюционировала и из метода добычи пропитания переросла в развлечение и даже спорт. Изменились как методы охоты, так и ее цели. В первобытном обществе охота являлась основным методом добытия пропитания, а также являлась часть древних обычаев и магических ритуалов, то в более поздний период она уже стала развлением для дворянства и знать. В настоящее же время охота для кого то — отличный способ провести время, а для кого то — бизнес по изготовлению и реализации инвентаря для охоты. Рассмотрим эти периоды истории охоты более подробно.

Охота в древности

Как уже говорилось в этот период охота является основным способом добычи пищи для подавляющего большинства людей. И хотя со временем развитие сельского хозяйства все же потеснило охоту, отодвинув ее на второй план, охота не потеряла своей актуальности. В первую очередь это конечно связанно с силой врожденных инстинктов древних людей, у которых как говорится охота была в крови. Охота в этот период не имела никаких ограничений. Каждый мог охотится там, где ему хочется и на кого хочется. В некоторых частях земного шара такой уклад сохранился вплоть до двадцатого века (например Сибирь, Северная Африка).

Время нижнего палеолита (примерно 450 000 лет назад) характеризуется крайне низким уровнем орудий труда и охоты. Для охоты использовались в основном дубины, рогатины, большие куски камней. Нередко применялся стиль охоты, когда добыча заганялась на обрыв, упав с которого разбивалась и погибала. В качестве добычи чаще всего выступали крупные животные — слоны, антилопы, бизоны. В некоторых регионах охотились на мамонтов. Как правило в охоте принимало участие большое количество людей. В этот период развитие охотничьего инвентаря шло крайне медленно, но со временем простой камень сменился заостренным, а затем острые камни стали закреплять на концах дубин как наконечники.

Средний палеолит (100 000 лет назад) — эпоха большого оледенения. Животные начинают расселяться и приспосабливаться к суровому климату Ледникового периода. Этот период связан с большим прорывом в эволюции орудий труда и охоты человека. Появляются первые копья с наконечниками из острых кремневых пластин или рогов животных. Кроме того тонкие сколы кремневых пород начинают применяться как ножи для разделки добычи. Увеличивается количество и разнообразие животных на которых можно охотиться. Повышение качества охотничьих приспособлений позволило охотиться индивидуально или небольшими группами. Охота в этот период носит хищнечиский характер. Ее называют в качестве одной из главных причин полного исчезновения таких животных как мамонты, шерстистые носороги и т. д.

Во времена верхнего палеолита (40 000 лет назад) шло постоянное развитие как способов так и орудий охоты. Все чаще в качестве добычи начинают выступать небольшие животные — песцы, зайцы, сурки. Это связано с появление гарпунов, наконечники которых имели зубцы и были идеально приспособлены для охоты на мелкую живность. Примерно 15 000 лет назад на планете началось постепенное потепление, что вынудило животных вновь приспосабливаться, но на этот раз к теплому климату. Тяжелее всего пришлось крупным травоядным животным. Их численность начала снижаться, а некоторые виды и вовсе вымерли.В это время в распоряжении охотников появляются первые луки, а также различные капканы и ловушки. Производительность охотников резко возросла, что позволило начать запасать мясо впрок, а также проводить отлов молодняка с последующим одомашниванием. Это в свою очередь дало толчок развитию скотоводство, тем самым отодвигая охоту и рыболовство на третий план, после земледелия и скотоводства.

Средневековая охота

Постепенный переход кочевых племен к оседлой жизни привел к возникновению крупных поселений. А так как в ходе постоянной охоты количество дичи вблизи таких поселений значительно снижалось, то главы поселений запрещали людям из других поселений охотиться в этих местах. К примеру в средневековой Европе такие запреты впервые были озвучены каролингскими королями, примеру которых вскоре последовали почти все европейские землевладельцы. Так зародилось исключительное право охоты. Последующее развитие феодализма привело к тому, что охота стала достоянием только выходцев из знати, а крестьяне потеряли право заниматься ей даже на тех землях, которые принадлежали им. Третьим периодом права на охоту является повяление охотничьей регалии — все права на охоту передавались государству, независимо от того, кому принадлежали земли. Государство начинает издавать законы об охоте и регулировать ее. Высшие сословия получали право на охоту по специальному королевскому разрешению, выдаваемого за плату или особые заслуги.

Настоящее время

В конце XVIII – начале XIX веков произошло падение феодального строя и охота вновь была признана свободным занятием. Право охоты вновь стало одной из частей земельной собственности. Но при этом стоит отметить, что охота все равно регулируется государством, так как отсутсвие контроля за охотой может нанести серьезный вред народному хозяйству, а также поставить под угрозу полного истребления некоторые отдельные виды животных и птиц.

Оцените статью