Шоссы, кюлоты, галифе, или Как изменялась мужская мода на протяжении столетий
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Что было до брюк?
Земледельцы, пахари и даже пешие воины в Европе, по сути, носили то же, что и их далекие предки — одно или два полотнища с отверстиями для головы и рук. Так выглядела, в частности, тога у греков и римлян. Примитивный покрой объясняется тем, что первой одеждой людей, до появления ткачества, были шкуры добытых ими животных, которые проще всего использовать именно таким образом — в виде пончо.
Позже у этой одежды появились рукава, что уже делало ее удобнее. Первыми, кто занес прообраз брюк в западную Европу, в частности, в Скандинавию, были гунны. На юге мода носить штаны пошла от арабов и турок. Почему именно их «обвиняют» в том, что они одели мужчин в брюки? Потому, что эти народы были кочевыми, а взбираться на круп коня в платье крайне неудобно.
В жарких мусульманских странах шаровары носили и мужчины, и женщины. Причем в некоторых государствах мужские штаны приобретали причудливые формы — пройма располагалась ниже колен.
Афгани недавно снова вошли в моду у танцоров, исполняющих брейк-данс, а через них — и в молодежную среду.
В тех европейских странах, где конная армия была не в чести, воины носили юбки. В Греции, например, или в Шотландии до сих пор можно увидеть эти наряды на сильной половине человечества.
Мужские чулки и колготы — прототипы брюк
Сначала брюки имели вид чулок, которые назывались «шоссы». Эта деталь одежды шилась из кожи и надевалась в мокром виде. Когда кожа высыхала, она плотно обтягивала ноги. Владельцу приходилось мучиться, но красота требует жертв. Подол рубах становился короче, и, наконец, трансформировался сначала в юбку, которую пришивали к длинным шоссам, а впоследствии — и в подобие пышных шорт.
Шоссы также претерпели изменение — их стали делать из ткани, сшивать в верхней части и надевать поверх набедренной повязки. Когда появились шорты-буфы, в передней части их портные оставляли пройму для мужских половых органов, а сами гениталии прятались в мешочек-гульфик.
В Италии шоссы называли кальсонами. Их стали шить из менее плотной кожи, например, из лося (откуда и произошло название «лосины»), а затем и из ткани. Гульфик в этом случае оказался лишней деталью, обтягивающая одежда стала чуть свободнее и ее стали использовать военные. Лосины стали рейтузами.
Революционные штаны
Шорты-буфы становились все длиннее. Таким образом появились бриджи в Англии, которые во Франции называли «кюлоты». Носили эти штаны только мужчины знатного происхождения. Бедным сословиям и крестьянам предписывалось носить брюки до середины голени, со свободными брючинами, в отличие от «знатных» кюлотов, где низ оформлялся манжетами.
Небогатые люди стали называть себя санкюлотами, то есть «безкюлотными», а не вовсе бесштанными, как считают многие. Именно эта часть общества и восстала против монархии, породив Великую французскую революцию, а штаны санкюлотов, постепенно удлиняясь, стали привычными нам брюками.
Как появились галифе и брюки-клеш?
Само слово клеш произошло от французского слова «cloche» — колокол. Они появились в XIX веке сначала у французских моряков, а затем распространились по всему свету. Их носили даже на флоте СССР. Расширяющиеся книзу штанины давали возможность быстро освободиться от брюк, что многим морякам спасало жизнь, когда они оказывались в холодной воде. Одним из достоинств этой модели было то, что ткань не обвивалась вокруг ботинок и ног, таким образом не стесняла движения.
Существует легенда, согласно которой генерал французской кавалерии Гастон Огюст Галифе не выходил в свет из-за искривленного или больного бедра. Его друг предложил модель, которая скрывала этот недостаток (или не причиняла мучительную боль, как это делали узкие брюки).
На самом деле идея создания галифе принадлежала самому генералу, чье имя они и получили впоследствии. Однако он руководствовался соображениями практичности, разрабатывая новую военную форму. Такие брюки можно было быстро надеть во время внезапного нападения врага. Кроме того, они хорошо входили в узкие голенища кавалерийских сапог. Также в этих штанах всадники меньше потели, что во время войны в Мексике и Алжире было очень удобно для кавалеристов.
А вот как выглядело дамское нижнее бельё второй половины XIX века — «аморальные» батистовые панталоны.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Английский охотничий гардероб в городе: что позаимствовать
Английский охотничий гардероб в том виде, в котором мы знаем его сегодня, сформировался еще в Эдвардианскую и Викторианскую эпохи. С тех пор в стиле этих безупречно одетых людей мало что изменилось. На охоту англичане отправляются при полном параде, надевая твидовые жакеты, брюки или бриджи, рубашки, крепкие кожаные ботинки, кепки и галстуки. Разумеется, в основной массе современные охотники выглядят диаметрально противоположным образом, но на территории Великобритании еще существуют охотничьи клубы, где чтят традиции. Охота для членов клуба — целый ритуал, к которому они тщательно и заблаговременно готовятся.
В первую очередь охотничий гардероб должен быть комфортным. Ни один охотник не наденет пальто из тяжелой шерсти, сковывающее движения, а вот макинтоши, плащи из водоотталкивающей ткани, тонкие парки и утепленные стеганые куртки у английских охотников в почете. Также для них важно иметь вместительные карманы, и желательно не два, а сразу четыре. В городе же можно ограничиться верхней одеждой, менее нагруженной деталями.
1. Barbour, 14 990 руб.
2. Henderson, 5995 руб.
3. Suitsupply, 52 460 руб.
4. Woolrich, 21 750 руб.
Жилет — еще один важный элемент охотничьего обмундирования. Во-первых, это красиво. Во-вторых, он выполняет и практическую функцию: более плотно фиксирует рубашку и дает большую свободу действий. Пиджак из шерсти и твида английские охотники носят исключительно однобортный, как правило, на трех пуговицах.
Цветовая гамма классического охотничьего гардероба позволяет маскироваться в лесах и полях, но при этом она заметна в мегаполисе и смотрится очень выгодно на фоне городского ландшафта. Оттенки максимально приближены к природным: много оливкового, охристого, бежевого и коричневого. Все сдержанно и лаконично. Впрочем, яркие акценты вроде красного и желтого тоже котируются. Например, твидовые бриджи (спокойно заменяйте их на брюки) подбирают так: либо они должны максимально точно совпадать по цвету с пиджаком и другой верхней одеждой, либо должны быть яркого, контрастного цвета.
1. Windsor, 71 258 руб.
2. Mirstores, 9900 руб.
3. Tom Tailor, 3999 руб.
4. 8 By Yoox, 14 750 руб.
Кроме того, не забывайте о клетке. Она встречается и на костюмах, и на рубашках, и на аксессуарах. Самый популярный паттерн — таттерсол, впрочем, гингем и уиндоупейн тоже нередко встречаются.
Шерсть, плотный твид и хлопок — вот три кита, на которых базируется гардероб охотника. Кроме того, тут можно наблюдать такой прием, как многослойность. Костюмы-тройки, объемные джемперы, надетые поверх водолазок, а также стеганые теплые жилеты — только не объемные, а тонкие, приталенные, такие, чтобы можно было надеть поверх свой любимый пиджак с замшевыми заплатками на рукавах.
1. Yves Salomon, цена по запросу
2. Raschini, цена по запросу
3. Strellson, 37 990 руб.
4. Gant, 12 870 руб.
В основном английские охотники носят три типа обуви: сапоги и ботинки из кожи, например, те же броги — вполне распространенный вариант, а также веллингтоны (резиновые сапоги). От высоких кожаных сапог мы, конечно, советуем воздержаться, а вот грубые ботинки на шнурках в разных оттенках коричневого или с патиной настоятельно советуем добавить в свою коллекцию обуви.
Раз уж мы говорим об охотничьем гардеробе в контексте именно мегаполиса, тут все же можно отступиться от правил. Например, добавить красивый финальный штрих с помощью замшевых ботинок. К слову, это именно тот материал, который становится лишь лучше с ходом времени.
Резиновые сапоги — также полезное приобретение, особенно в российском климате. Их можно носить и в дождливую, и в слякотную погоду. Главное, не забывайте утеплять их. Английские охотники носят гетры или гольфы из натуральной шерсти, украшенные узорами и поддерживаемые подвязками. Настолько аутентичный вариант в городе ни к чему, а вот специальные гольфы можно найти у Barbour, Hunter и других брендов, выпускающих веллингтоны.
1. Pantanetti х NO ONE, 34 990 руб.
2. Bocage (Rendez-Vouz), 11 190 руб.
3. Dolce & Gabbana (Третьяковский проезд), 56 750 руб.
4. Henderson, 7999 руб.
5. Barbour, 7790 руб.
Первое место в списке аксессуаров охотника безоговорочно занимают перчатки. Стрелять из ружья, когда пальцы замерзли и онемели, не только тяжело, но и опасно. В городе о перчатках, конечно, тоже не стоит забывать. Подбирать аксессуары и обувь в одном оттенке сегодня считается чуть ли не дурным вкусом, но ботинки и перчатки в замшевом исполнении и в одной палитре очень красиво перекликаются друг с другом. Особенно хороши такие детали в сочетании с темно-зелеными или коричневыми цветами.
С сумками все тоже предельно просто: руки должны быть свободными, а движения нескованными. Обычно охотники выбирают классические мессенджеры и кроссбоди из кожи, но рюкзак в сдержанной палитре тоже подойдет.
1. Billionaire, цена по запросу
2. Johnstons of Elgin (Mr. Porter), 11 974 руб.
3. «Инженер Гарин», 4000 руб.
4. Windsor, 6500 руб.
5. Zegna Couture (Третьяковский проезд), 197 500 руб.
Еще охотничий стиль подразумевает твидовые кепки (в России такие создает бренд «Инженер Гарин»). Это аксессуар для самых смелых и уверенных в себе. Прежде чем надевать головной убор, убедитесь, что он вам действительно идет и вы не трактуете охотничий стиль излишне буквально.
Смешались кони, люди: традиции английской охоты
Осень – начало сезона охоты, в том числе и «fox hunting», знаменитой английской охоты на лис. Эта аристократическая забава немыслима без самых красивых (по-моему, именно так!) ее участников 1 лошадей. И под особенности передвижения верхом подстраивалось все: ритуалы, одежда, манера самой охоты (без оружия). Развлечение это древнее, а англичане, как известно, большие любители старых добрых традиций, о которых я сегодня и расскажу.
Лошади были с охотниками практически всегда. И во времена римских завоевателей Британских островов, практиковавших травлю зверя соколами, и во времена легендарного Ричарда Львиное Сердце, который ввел обычай конной охоты с борзыми. В 1420 году по приказу короля Эдуарда II Плантагенета подробные инструкции для охотников зафиксированы.
Одна из первых охот на лис — на лошадях с собаками — о которой дошли сведения до нашего времени, состоялась в графстве Норфолк в 1534 году, а начиная с XVII века, fox hunting вошла в историю Англии в качестве кодифицированной традиции (на уровне нормы закона) в XVII веке.
Ее расцвет пришелся на век XIX, когда Англия стала настоящей законодательницей охотничьих мод — создала уникальный аристократический стиль этого развлечения, приравняв его к спорту: не добыча была главной целью мероприятия, а бешеная скачка в сопровождении гончих по пересеченной местности на сильном, умном, благородном животном — лошади. Даже старейший конный еженедельный журнал Великобритании называется Horse&Hound («Лошадь и гончая»), указывая на неразрывные связи этих двух любимцев нации.
Так как охотники должны были гнаться за добычей по совершенно непредсказуемому маршруту — по полям, лесам, ручьям и оврагам — для fox hunting была выведена специальная верховая лошадь — hunter, или гунтер (британцы вообще люди обстоятельные). Гунтер — потомок чистокровного верхового жеребца и упряжной, обычно довольно тяжелой кобылы. В результате такого подбора пар получали потомство сильное, выносливое и способное преодолевать разнообразные естественные и искусственные препятствия (во многих областях Англии почва каменистая и крестьяне, расчищая поля, выкладывали вокруг них каменные изгороди высотой иногда до полутора метров). В результате, благодаря охоте, английская армия получила прекрасных полукровных лошадей для кавалерии.
К открытию охотничьего сезона готовились в национальном масштабе: к концу октября обычное течение дел приостанавливалось, пустел парламент и целые районы городов. Аристократы, политики, успешные бизнесмены перемещались в свои загородные владения, чтобы без устали, непрерывно, по шесть дней в неделю, с рассвета до заката скакать по убранным полям под лай гончих и пение охотничьих рожков. И сейчас в охоте на лис ежегодно участвует до миллиона жителей Великобритании, даже дети.
Кстати, обучать ребенка верховой езде и брать его на охоту начинают, как только он может самостоятельно сидеть верхом и держаться за поводья своего пони. Один из старинных и известных ритуалов — «посвящение кровью», когда хозяин охоты мажет лоб или щеку совсем еще юного всадника кровью лисы. Нас такой ритуал, наверное, ужаснет, однако свои традиции англичане ценят и берегут: многие известные спортсмены классических видов конного спорта с удовольствием вспоминают свои охотничьи подвиги в детстве и юношестве.
Конечно же, и прочий антураж таких увеселений просто обязан быть впечатляющим — любые церемонии англичане проводят со всей помпой и изяществом. Начнем с того, что все участники охоты должны быть облачены в специальные костюмы. Как правило, для мужчин — это красный или черный редингот со специально отчеканенными металлическими пуговицами, светлые лосины или брюки-гольф, рубашка с шейным платком, высокие сапоги с отворотами, перчатки и черная каскетка. Причем в красном рединготе выезжают на охоту распорядитель или бывшие распорядители, ответственный за собак и его помощники, а также члены охотничьего клуба, которые могут носить красный редингот в знак признания их заслуг. Остальные охотники должны быть одеты в рединготы темных цветов.
С дамам было сложнее. Как вы, наверное, знаете, лошадьми правят не только с помощью узды и поводьев, но и с помощью ног: сжимают бока животного внутренними сторонами голени — шенкелями (про шпоры говорить не буду — вещь, на мой взгляд, варварская). До середины XVII века дамы, если была острая необходимость в быстрой скачке по пересеченной местности, правили лошадьми по-мужски, сидя верхом, поскольку конструкция дамского седла не позволяла брать препятствия без ущерба для здоровья. Только в 80-х годах XVI века во времена правления французской королевы Екатерины Медичи — страстной любительницы конной охоты — седло получило высокую переднюю луку, стало более безопасным и потихоньку вошло в обязательный обиход всадниц (кстати, королева Елизавета II, пока позволял возраст, принимала военные парады, сидя в дамском седле).
Это, конечно же, наложило отпечаток на костюм. Посадка предполагала наличие брюк, что дамы и делали, надевая мужские панталоны, сапоги, а сверху широкую юбку до щиколоток, дабы соблюсти приличия (позже из мужского гардероба был заимствован камзол или длинный жилет, рубашка и шейный платок). А с подачи Медичи начало свою историю платье-амазонка с широкой длинной юбкой и шлейфом из бархата, сукна или плотного шелка (франко-британские династические связи обеспечивали межкультурный обмен, и французские моды очень быстро проникали в аристократическую среду Альбиона).
В викторианскую эпоху амазонка состояла из приталенного жакета и длинной юбки черного, серого или синего цвета, блузы или манишки, строгой шляпы, напоминающей мужскую (цилиндр или котелок с вуалью). В дополнение шли высокие ботинки или сапожки, обязательные перчатки и шейный платок. И все же дамы продолжали надевать бриджи даже под такой изысканный костюм (благо он позволял при острой необходимости ехать на лошади по-мужски).
В этот период умение носить амазонку стало особенно важным: согласно моде юбка была очень узкой, сидеть в дамском седле, перекинув ногу через переднюю луку в таком наряде было невозможно. Так амазонка получила особый крой: со стороны седла делался напуск, натягивающийся коленом, а с противоположной — длинный шлейф. Когда дама спешивалась, она должна была суметь быстро и изящно подхватить шлейф и закрепить лишнюю ширину юбки над коленом.
Сейчас, конечно, женщины не связаны столь строгими правилами и чаще всего охотятся в рединготах и бриджах, не отличаясь от мужчин.
Итак, экипированное общество собиралось во дворе, и перед началом охоты участники непременно выпивали бокал виски с имбирным элем, но ни в коем случае не больше. Ровно в назначенный час на открытой двуколке (тильбюри) подъезжал оберегермейстер — распорядитель, высшее должностное лицо на охоте, чтобы принять рапорт пикера — старшего егеря, дирижирующего охотой.
Затем все садились на лошадей и кавалькада медленно двигалась к месту выпуска лисицы. Охотники двигались в строгом порядке: пикер во главе стаи гончих породы грейхаунд, следом выжлятники, наблюдающие за стаей сзади, затем владельцы стаи, их гости верхом, зрители в экипажах, конные и пешие. Прибыв на место, охотники чинно разъезжали по опушке, дожидаясь сигнала, когда лиса выскочит из леса на открытое место.
Охота на лисиц проходит без оружия — необходимо догнать свору и зверя верхом на лошади и выхватить добычу из клубка разгоряченных погоней собак. Охотник, который успел выхватить из зубов пса хоть кусочек лисьей шкуры, становился героем дня. Он с гордостью прикалывал к своей жокейской каскетке серебряную булавку, а вечером за обедом торжественно поднимал бокал вина за королеву.
Спешу успокоить впечатлительных читателей. После неоднократных законодательных запретов лисьей охоты из соображений гуманности, защиты прав животных и сохранения популяции рыжей лисы Vulpes Fulva, животных стали специально разводить и содержать исключительно для охотничьих целей, которых стараются догнать, но не допустить гибели лисы. Или организовывают «искусственный след» — охота проводится вообще без участия жертвы. Правда есть и другая сторона медали — расплодившиеся со страшной быстротой лисы стали угрозой: как известно, они переносчики бешенства и целого букета других заболеваний, не говорю уже об ущербе для фермеров.
Как видите, не так-то легко взять и запретить многовековую традицию, которая к тому же обеспечивает занятость огромной армии людей, так или иначе причастных к проведению этого весьма и весьма затратного театрализованного мероприятия: загонщики, владельцы и персонал конюшен и псарен, многочисленные ателье по пошиву специального платья, мастерские по производству атрибутики, наконец, землевладельцы и хозяева небольших гостиниц. Да и просто обидно было бы лишиться такого потрясающего зрелища.