- Специфика русской охоты: каким оружием пользовались промысловики XIX века
- Забава или профессия?
- Карабин – товарищ охотника
- Оружие с кремневым замком
- Тульская шомполка 1889 года
- Или сага об оружейном консерватизме
- Охотничье оружие Hunting Gun
- Сайт для коллекционеров Website for collectors
- «БЕЛЬГИЙЦЫ». Бельгийское охотничье оружие в России во второй половине XIX века.
Специфика русской охоты: каким оружием пользовались промысловики XIX века
Птичку, разумеется, жалко. Однако предки современных русских людей считали совершенно иначе – как обеспечить себе пропитание, если не охотиться? Из чего стреляли отечественные охотники по своей дичи рассказано ниже.
Забава или профессия?
Когда заходит разговор об отечественной охоте последних десятилетий XIX столетия, в мозгу возникают ассоциации с образом благообразного русского писателя (например, Тургенева или Некрасова).
Но охота знати и простолюдинов отличались друг от друга достаточно сильно: если бояре относились к ней как забаве, то для крестьян она же являлась источником жизни. Причем в широком смысле слова – от продовольствия до пушнины.
Л.И. Курнаков, «Тургенев на охоте»
В центральных регионах страны плотность населения была достаточно большой. Среднестатистический охотник снаряжался более-менее полноценно. Однако Сибирь и Урал длительный период времени являлись истинными оружейными заповедниками – до конца позапрошлого столетия тут попадались охотники с фитильными пищалями.
Сибирская фитильная винтовка с сошками
Карабин – товарищ охотника
Интересно, что ружья на подобной «профессиональной» охоте на Урале и в Сибири не пользовались популярностью и считались капризом и роскошью. Заряд дроби и пороха в дробовиках являлся чрезмерным для отстрела животных, а цена данных составляющих была высокой. Карабин давал возможность регулировать как заряд, так и снаряд в соответствии с целью.
Регулировка осуществлялась необычным способом: в ствол насыпали пороховой заряд, и вставлялся пыж. Однако пуля при этом туда не помещалась. Она вообще отсутствовала – охотник таскал моток проволоки из свинца большой толщины.
От нее он собственными зубами отгрызал часть необходимого для выстрела габарита.
Если животное небольшое, то и кусок был поменьше и несильно погружался в ствол. Выстрел оказывался слабым. Снаряд застревал в теле убитой дичи, не нанося вред шкурке. Если животное являлось большим либо его и охотника разделяла крупная дистанция, то отделялся кусок более внушительного размера. Соответственно, пуля вставлялась плотнее.
Охотник-зверопромышленник в полном охотничьем костюме
Конечно, охотники знали, что в чаще можно столкнуться со зверем, который куда опаснее соболя либо лисицы. Для встречи с опасным хищником в резерве всегда имелись 1-2 тяжелых пули, диаметр которых был немного меньше по сравнению с каналом ствола. Подобный боеприпас имел скромную дальность поражения, но не требовал лишних действий с шомполом. Достаточно было забросить его в ствол оружия.
Пулю таскали во рту, поскольку карманы на одежде тех лет являлись роскошью, а искать ее во множестве мешков на перевязи и поясе – занятие длительное и небезопасное.
Разумеется, свинец отрицательно влияет на организм человека, но разъяренный секач либо голодный волк вовсе не станут ждать, пока охотник подготовится к бою с ними.
Авторитетом у промысловиков Урала и Сибири, охотившихся на пушных представителей фауны, пользовался «малопульный карабин». Речь идет о нарезном оружии небольшого калибра (с маленькую горошину) с 4-8 нарезами и ударно-кремнёвым замком.
В некоторых случаях нарезы являлись прямыми («ложными»), а не стандартными винтовыми. Они не закручивали боеприпас во время его полета к цели, а служили для сбора оставшихся пороховых частиц, пыжа и свинцовых отложений, т.е. всей гадости, сохраняющейся в стволе после залпа дымным порохом.
Кремнёвый замок сибирской винтовки
Специфика рассматриваемой винтовки – достаточно небольшой приклад и ствол с толстыми стенками, дающий устойчивый, однообразный бой снарядом. Нередко «малопулька» оснащалась тяжелыми сошками (т.н. «сажАнками»). Было принято считать, что тяжелый карабин характеризуется сниженной отдачей и обеспечивает лучший бой в сравнении с аналогами меньшей массы.
Оружие с кремневым замком
Кремневый замок оружия представлял собой достаточно простой механизм и значительно уступал наиболее распространенному в те годы батарейному французскому. Все части находились с внешней стороны. Даже крышка полки, защищающая порох от высыпания, являлась обособленной деталью. Как правило, ее прикрепляли к пружине бечевкой.
Цена кремневого замка была относительно низкой. Произвести либо отремонтировать данный механизм мог каждый сельский кузнец.
Вдобавок большую роль играла приверженность традициям. Простые люди не желали вносить какие-либо изменения, ссылаясь на предков. Даже капсюльные дробовики и карабины, оказавшись в руках охотников, нередко переделывались под кремневый замок.
Причина заключалась в том, что капсюли являлись обособленным, дополнительным ресурсом. Во время охоты восстановить его нельзя. Оружие, резервы свинца и пороха без капсюлей теряли всю свою полезность.
Солдатское пехотное ружье образца 1827 года
Цена коробки с капсюлями составляла от полутора рублей серебром, что для обывателя являлось громаднейшей стоимостью. Причем потенциал 1 кремня – это 20-30 выстрелов. У охотника постоянно был их резерв.
Ими торговали массово, цена была низкой. В случае надобности умельцы сами изготавливали камень необходимой формы из кремневого куска, колчедана либо пирита. Поэтому оружие с кремневым замком просуществовало до начала минувшего столетия.
Тульская шомполка 1889 года
Или сага об оружейном консерватизме
Шомпольная двустволка 13-го калибра
работы тульского мастера А.Грязнова
1889 г.в.
Шомпольная двустволка 13-го калибра
работы тульского мастера А.Грязнова
1889 г.в.,
обратите внимание на надписи на доске замка
Изящная курковка, которую вы видите на фотографиях, была собрана в 1889 году в Туле, частным мастером Грязновым Алексеем Тимофеевичем. Мещанин А.Грязнов в 1865 году открыл свою оружейную мастерскую, располагающуюся по адресу г. Тула, Набережная улица.
Шомпольная двустволка 13-го калибра
работы тульского мастера А.Грязнова
1889 г.в.,
замок ружья
Шомпольная двустволка 13-го калибра
работы тульского мастера А.Грязнова
1889 г.в.,
надпись на межствольной планке
Трудный путь
русского охотничьего оружия
Шомпольная двустволка 13-го калибра
работы тульского мастера А.Грязнова
1889 г.в.
Шомпольная двустволка 13-го калибра
работы тульского мастера А.Грязнова
1889 г.в.,
клейма на стволах
Шомпольная двустволка 13-го калибра
работы тульского мастера А.Грязнова
1889 г.в.
Шомпольная двустволка 13-го калибра
работы тульского мастера А.Грязнова
1889 г.в.,
чека крепления стволов к ложе
Шомпольная двустволка 13-го калибра
работы тульского мастера А.Грязнова
1889 г.в.,
курки
Шомпольная двустволка 13-го калибра
работы тульского мастера А.Грязнова
1889 г.в.,
клейма на стволах
Шомпольная двустволка 13-го калибра
работы тульского мастера А.Грязнова
1889 г.в.
Шомпольная двустволка 13-го калибра
работы тульского мастера А.Грязнова
1889 г.в.
Шомпольная двустволка 13-го калибра
работы тульского мастера А.Грязнова
1889 г.в.
Шомпольная двустволка 13-го калибра
работы тульского мастера А.Грязнова
1889 г.в.
Клейма на стволах
Статья была опубликована в журнале «Калибр»
в 2005 году
Охотничье оружие Hunting Gun
Сайт для коллекционеров Website for collectors
«БЕЛЬГИЙЦЫ». Бельгийское охотничье оружие в России во второй половине XIX века.
В 1860 году королевство Бельгия экспортировало оружия на 11891960 франков. В списке импортёров Российская Империя находилась на 13-м месте, ввезя бельгийского оружия на 48473 франка. Для сравнения: Чили (12-е место) — 106145 франков, Англия (3-е место) — 1433584 франка. Главными покупателями были: Пруссия — 1905425 франков и, естественно, Франция — 4706713 франков. Что интересно, Англия больше всех ввезла оружия в «белом» виде — на 165872 франка. К сожалению, с 1856 года бельгийская статистика не учитывала, сколько в общем объёме экспорта занимало охотничье оружие, включая «высокий разбор» (armes de lux). В 1855 году соотношение этих видов оружия к военному в стоимостном выражении составляло 5 : 1. Другими словами, именно оружие для охоты и спорта являлось важнейшей статьёй бельгийского промышленного экспорта. В незначительном по величине российском импорте всё было наоборот: доля охотничьего и спортивного оружия была мизерной, даже с учётом ружей, поступавших в Царство Польское, входившее в состав Российской Империи (польские торговцы и «фабриканты», пожалуй, первыми в Империи оценили перспективы сотрудничества с производителями Льежа).
Молодой русский охотник с шомпольным ружьём. 1900 год.
В 1877 году оружейный магазин Василия Васильевича Лежена предлагал господам охотникам ружья «скорострельныя, системы ЛАНКАСТЕРА, центрального огня. Калибры 12-й, 16-й и 24-й. А. Франкот в Льеже, самой высокой работы и стволы наилучшего дамаска Бернара…от 175 до 200 руб.», а также ружья «системы Лефоше, заряжающиеся с казённой части. Калибры 12-й и 16-й. Льежских мастеров, от 35 до 65 руб». Такие же ружья Лефоше «английских мастеров» продавались по цене от 40 до 75 рублей. Всё бельгийское оружейное дело было представлено в столичном магазине компанией А. Франкотт и безымянными «льежскими мастерами». Не лучше в этом смысле было в Москве. Магазин Иосифа Эйхтмейра в доме Купчинских напротив Большого театра торговал оружием «Мишеля Тамбера в Люттихе» (Michel Tambeur, Мишель Тамбю — прим. автора), и это был единственный представитель Льежа, судя по прейскурантам 1877-78 годов. В 1876 году Тамбю экспонировал своё охотничье оружие на международной выставке в Филадельфии.
Интересные выводы можно сделать, прочитав главу «Бельгийские ружья» в «Словаре ружейной охоты» Сергея Ивановича Романова, изданном в 1877 году. Привожу текст целиком, отредактировав его в соответствии с нормами современного русского языка: «Люттих или Льеж — главный центр, как выделки, так и сбыта этих ружей, в изобилии посылаемых к нам в Россию, а также и во все другие страны Европы. Как сам город, так и его окрестности служат местожительством почти всех бельгийских ружейников, начиная от высокоталантливых и знаменитых и кончая бедными мелкими мастерами, у которых подчас бывает не на что купить материала для работы. Вообще ружейное производство Бельгии поставлено в очень странные условия, напоминающие отчасти как бы знаменитую феодальную систему средних веков. Полагаем, что читателю будет небезынтересно познакомиться со всем этим. В Льеже (так мы будем вместе с французами называть этот город), всякий самостоятельный, известный или просто богатый ружейник редко сам занимается выделкой стволов для своих ружей. По большей части он законтрактовывает для этого несколько мелких мастерков, как в самом городе, так и в его окрестностях, дает им вперед денег на покупку материалов и одним из главных условий контракта ставит то, чтобы мастерок работал исключительно только на него и ни под каким предлогом не продавал бы никому своих изделий. Получив деньги на обзаведение, мастер обязан каждую субботу являться к своему патрону и сдавать все то, что он сработал в неделю, и ему в этот же день уплачиваются деньги. После положенного испытания стволов в казённом тире на них ставятся правительственные клейма, равно как и фамильное клеймо фабриканта, служащее как бы доказательством того, что он сам выделывал стволы, тогда как если в его мастерской они были покрыты лаком снаружи и отполированы внутри. Сами ружейники очень неохотно сознаются, что стволы деланы не в их мастерской, но от мастерков всегда легко можно узнать, на кого они работают. Покупать бельгийские ружья с именем одного из хороших ружейников, выделанные таким способом, нисколько не опасно, так как эти ружейники покупают для мастерков всегда хороший материал и вполне обеспечивают их в денежном отношении, требуя от них тщательной, по данным образцам, отделки. А чего не сделает для них мастерок, по уши закабалённый контрактом и опутанный у них же в долгах? Более мелкие и небогатые ружейники приобретают стволы для своих ружей прямо на базаре, куда каждую субботу свозятся со всех окрестностей изделия отдельных, никем не законтрактованных мастерков. Надо хоть один только раз побывать на этом базаре, чтобы составить понятие о том, как сильно развито в Бельгии оружейное мастерство. Действительно каждое семейство в окрестностях Льежа занимается выделкой каких-нибудь частей ружья: одни делают стволы, другие замки, скобки, курки и тд. Само собой разумеется, что произведения, продающиеся на рынке с аукциона, далеко не так хороши и прочны, как выделанные мастерками по заказу. Некоторые мастерки, для того чтобы не законтрактовываться с хозяевами и не зависеть от них, собираются, для увеличения своих материальных средств, в более или менее значительные артели и ведут самостоятельную торговлю как стволами, так и мелким прибором для ружей. Главный сбыт их изделий поддерживается преимущественно не местными, а заграничными покупателями. Будучи в Бельгии, мы заинтересовались этой торговлей и захотели войти в некоторые из её подробностей. Обратившись за сведениями к представителям одной артели, мы узнали от них, что ежегодный отпуск стволов из этой артели в одну только Англию производится на 200.000 франков. А сколько таких артелей и как велик их годовой оборот? Если читатель вникнет в эту фразу, то ему будет как нельзя более понятно, что такое за ружья, которые мы встречаем в продаже, как в Москве, так и в С.-Петербурге, под фирмой английских, ценой от 25—100 рублей серебром. Ружья эти если что имеют «английского» или, другими словами, сделанного на материке Англии, то это только: ложу, сборку частей в одно целое и лакировку стволов, как внутри, так и снаружи, остальное же в них все бельгийское. Чтобы доказать справедливость этого и предостеречь господ охотников от преднамеренного обмана, позволим заметить, что нами положительно дознано, что за настоящее английское ружье в самой Великобритании надо заплатить не менее 15 фунтов стерлингов или по приблизительному курсу на наши деньги, считая фунт стерлингов по 7 р. 20 к.—108 рублей серебром. Конечно, многие ружейники нам могут возразить, что они своими глазами видели в складах Бирмингема дешёвые стволы с клеймами этого города, и это возражение будет как нельзя более справедливо. Но дело в том, что в правительственном тире Бирмингема вовсе не спрашивают, какого происхождения поставленные туда стволы, лишь бы только они выдержали установленную пробу. Те бельгийские стволы, которые окажутся прочными, снабжаются бирмингемским клеймом и идут в продажу уже под фирмой «английских». Кто сам имел случай посетить этот тир, тот конечно видел, как там во множестве разрываются дешевые бельгийские стволы. Все, что здесь сказано, относится исключительно к фабричной промышленности Бельгии, но в этой стране есть и были знаменитые ружейники, которые сами в своих мастерских выделывают стволы и заслужили себе почтенную славу и известность, как например:Леклер (Leclère), два брата Гейзе (Heuze), Море (Moret), Мерло (Merlot), Вильгельм Берлер (Guillaume Berleur), Иосиф Монтиньи (Joseph Montigny), Альберт и Эжен Бернард (Аlbert и Eugene Bernard). Несмотря на этот перечень замечательных ружейников, для бельгийских ружей не выработано никакого особого, определенного стиля, который так резко заметен в изделиях Англии, Франции и Германии. Стиль бельгийских ружей вполне подражательный, и характер их отделки всегда приноравливался под изделия каких-нибудь знаменитостей других стран. Если мы возьмем недальнее прошлое, то легко заметим, что в продолжение немногих десятков лет характер этот был неоднократно изменяем сообразно с требованиями публики. Так, например, в 30 годах, когда в России были в большом ходу ружья Лебеды, бельгийцы подражали ему в изделиях, посылаемых к нам; в 50 годах мы видим подражание французским ружейникам: Лефору и другим, но и это продолжалось недолго—лет 7 или 8. Потом быстрое возвышение славы английских ружей и нежелание вдруг отстать от французского образца породило новый стиль, который лучше всего мог изобразить на бельгийских ружьях это колебание относительно того, кому подражать, и действительно эти ружья были какими-то англо-французскими, т. е. представляли какую- то странную смесь английского вкуса с французским в одном и том же ружье. Так, например, курок с английской гравировкой на замке французского вкуса и тд. В последнее же время все бельгийские ружья делаются уже положительно на манер английских, как шомпольные, так и заряжающиеся с казенной части. Все эти подражания исполняются с замечательным искусством, особенно некоторыми известными мастерами. Бой бельгийских ружей (мы говорим про средние и высшие сорта) вообще очень хороший, особенно крупной дробью. Они стреляют даже кучнее английских, но зато кладут дробь далеко не так ровно и не с такою силой, как последние. Вообще охотнику, желающему купить себе хорошее ружьё ценою от 60 —100 руб., мы позволим посоветовать не выбирать никакого другого, кроме бельгийского, так как на ружья в эту цену, собранные и отделанные в Бельгии, обращается гораздо более внимания, нежели на те же ружья, оконченные английскими мастерами».
Страница из книги А. Манжо (Mangeot) «Трактат об охотничьем ружье как о точном оружии» (1854). Последовательность «лучших бельгийских мастеров» повторил К.Больдт в 1859 году, С.Романов в 1876 году, а потом опять К.Больдт в 1892 году.