Во фраке на медведя: как менялся охотничий костюм
Почему фрак стал спортивной одеждой? Какое отношение герцог Норфолкский имеет к костюму егерей? Чем отличается одежда охотников на лис и как твидовая тройка стала символом country style? Обо всём этом и не только — в нашем материале.
Для наших современников охота — одна из форм досуга, увлечение, порой сложное и довольно дорогое. К тому же требующее особых навыков обращения с оружием. Поэтому охотничье ремесло всё больше превращается в забаву элиты.
Впрочем, так было всегда. Верхушка общества издавна старалась сделать охоту своей монополией. Простолюдинам запрещалось ловить зверя и птицу в королевских лесах, а те, кто осмеливался это делать, становились разбойниками.
В России, с её обширными лесными просторами, на промыслы крестьян смотрели куда либеральнее. Но что для бедноты было поиском пищи, то у знати превращалось в настоящий ритуал.
Для аристократа охота — не просто поиск добычи. Это публичная демонстрация высокого ранга и богатства, доказательство своей искусности в обращении с оружием.
Когда какой-нибудь граф собирался на охоту, он звал с собой подчинённых феодалов младшего ранга — баронов и рыцарей. Он устраивал большой конный выезд, в котором участвовало множество всадников. Охотничью кавалькаду сопровождали десятки егерей и псарей. Участники действа были вооружены и хорошо умели пользоваться смертоносным оружием. Порой такие охоты становились больше похожи не на развлечение скучающих «патрициев», а на репетицию боевых действий.
Охота — символ могущества аристократии
Этот факт никогда не скрывали. Охота считалась лучшим способом не забывать, как держать в руке копьё или мушкет. А для дворянской молодёжи — ещё и «курсом молодого бойца», заставляющим привыкнуть к виду крови, причём порой — своей. Ведь звери не умеют играть в поддавки.
Поэтому наиболее почётной издавна считалась охота на самых крупных и опасных животных: медведя или вепря. А в XIX веке появилась «большая африканская пятёрка» — самая желанная добыча, делающая честь любому охотнику: слон, носорог, буйвол, лев и леопард.
Одним из главных способов продемонстрировать своё богатство и могущество всегда признавалась одежда. Поэтому в Средние века знатные охотники выезжали в лес или в поле разодетые как на королевский приём: одежды, украшенные мехом и расшитые золотом и серебром, богатое оружие, дорогие лошади в роскошных уборах.
Так продолжалось до середины XVIII века, когда в сознании европейцев произошёл перелом. Его обусловили два фактора: философы-просветители, обличавшие пороки цивилизации и говорившие о благословенной простоте, и английские промышленники, которые организовали самую решительную борьбу с роскошью — импортируемые дорогие ткани (французские), меха (русские) и украшения (итальянские) мешали развитию британского производства.
Первый охотничий костюм: фрак или сюртук
Так англичане придумали фрак, который был куда проще французского кафтана, мог шиться из простого добротного английского сукна и, что самое главное, полностью соответствовал самым модным идеям — возвращению к классической простоте вкусов.
Самые знаменитые европейские художники XVIII века оставили картины, изображающие охотников в только что вошедшем в моду наряде: фраке или сюртуке, коротком жилете, обтягивающих штанах и коротких сапожках военного фасона с отворотами. На фоне тогдашнего придворного костюма это была чертовски утилитарная и аскетичная одежда.
Ливреи охотников на лис
В XIX веке охотничьи забавы стали элементом придворного и дипломатического этикета. Короли приглашали своих царственных коллег в лес, чтобы иметь возможность познакомиться поближе, побеседовать с глазу на глаз о том, кого они собираются завоевать и против кого придётся дружить. Одновременно это сопровождалось дальнейшим упрощением охотничьего костюма: охотники начали облачаться в сюртуки из прочного сукна тёмного цвета или же в военные мундиры.
Красные куртки — англичане называют их ливреями — и белые штаны с тех пор остались лишь в традиционном костюме английских охотников на лис, который бережно сохраняется вот уже более двух столетий. С тех пор поменялось одно — вместо устаревших чёрных цилиндров охотники надевают чёрные кепи.
Кстати, костюм охотника на лис является своеобразной униформой: количество больших золочёных пуговиц на нём определяет ранг охотника. Пять — у организатора, четыре — у джентльмена, три — у простого егеря.
Глядя на фотографии современных охотников, многие задают вопрос: почему часть из них одета в чёрные ливреи? Ответ прост — их носят те, кто не является членом сообщества охотников и просто приглашён принять участие в светском развлечении.
Во второй половине XIX века в охотничью моду пришла новая волна. Мода на романтизм породила стремление изучать фольклор, обычаи и костюмы. А интерес к национальной одежде привёл к тому, что народные мотивы стали стремительно проникать в охотничий костюм.
Император Австро-Венгрии Франц-Иосиф I отправлялся на охоту в традиционном тирольском костюме: особой куртке свободного кроя со стоячим бархатным воротником, кожаных коротких штанах на подтяжках и шляпе с пером.
В России тоже пытались придумать охотничью одежду в национальном стиле. Это были различные кафтаны, напоминающие те, что носили ямщики, меховые шапки, высокие сапоги со множеством складок. Некоторые мотивы этого стиля позже вошли в русскую военную форму при Александре III. Но большого распространения такая мода не получила: помещики предпочитали охотиться в привычных сюртуках, а у крестьян специального охотничьего костюма не было вовсе.
Там, где не прижились национальные мотивы, снова пришли на помощь англичане. В конце века егерей одного из самых богатых британских аристократов герцога Норфолкского одели в особые костюмы. Важной их частью стал пиджак особого кроя, получивший имя «норфолк».
Он обязательно шился из спасающего от пронизывающего ветра шерстяного твида, которому не было сносу, имел большие карманы, в которые было удобно класть патроны, и вшитый в пояс ремень. Застёгивался такой пиджак на четыре пуговицы, на спине делались складки, позволявшие свободно двигаться.
Норфолкский пиджак мгновенно завоевал такую популярность, что превратился в настоящий символ джентльмена-охотника. Даже в наши дни, если человек хочет показать себя хранителем старых традиций, он облачается не в банальные полувоенные пятнистые куртку со штанами, а надевает твидовый норфолк и такие же брюки с тяжёлыми ботинками-брогами.
Именно так одевались на охоту русские императоры Александр III и Николай II. Только в России не любили открытую грудь английского фасона и поэтому шили норфолк скорее как куртку, застёгивающуюся доверху, и с отложным воротником.
В ХХ веке твидовый пиджак стал допустимым вариантом одежды для расслабленного полуспортивного стиля и больше не обязывал нести за плечом ружьё.
Видимо, работа частного сыщика, требовавшая не только ума, но и изрядной ловкости, показалась им наиболее сочетающейся с этим спортивным костюмом.
С норфолком ещё в ХIХ веке стали сочетать куртки Barbour из особой вощёной ткани. Сегодня во время загородных фотосессий в такой одежде появляются королева Великобритании Елизавета II, её муж принц Филипп и наследник — принц Уэльский Чарльз.
Примерно в то же самое время вошла в моду твидовая тройка — то, что в Англии называли костюмом сельского джентльмена: пиджак, жилет и брюки из плотного тёплого сукна, в которых можно смело выходить на улицу в дождь и «пронизывающие» британские холода — от +5 до +10.
Эта одежда считалась загородной и появляться в ней в Лондоне было моветоном. Зато в сельской местности она стала настоящей униформой всех сословий — от местного лорда до его арендаторов. И действительно — более практичной и надёжной одежды не сыскать.
Возвращаясь к Шерлоку Холмсу, стоит сказать, что твидовый костюм — второй по распространённости для этого литературного героя.
Постепенно твидовая тройка вошла в обиход охотников и сейчас считается столь же допустимой в рамках консервативного этикета, как и норфолк.
Интересно, что и норфолкский пиджак, и обычный твидовый — надеваются строго с классической рубашкой и галстуком. Для джентльмена-охотника допускается лишь два послабления: рубашка может быть в клетку, а галстук не шёлковым, а шерстяным. Традиционный твидовый костюм всегда имеет высокую застежку на три пуговицы и шьётся из коричневатого или зеленоватого сукна в клетку или елочку. Иного не дано.
Октябрь
Русский охотничий костюм
Молодая императрица Елизавета Петровна любила выезжать на соколиную охоту верхом в мужском полевом платье (в таком костюме она изображена и на одной из картин В.А. Серова), также отдавая ему предпочтение на маскарадах или охотах и в более зрелые годы.
Такой же охотничий костюм использовала и Екатерина II, время от времени предпочитая ему военный мундир (изображена в нем на картине Л.О. Пастернака). Однако в последствии можно видеть несколько иное описание ее охот: «2 августа 1773 года, в пятницу, «в начале четвертого часа пополудни, Ее Императорское Величество, в длинном кафтане (то есть в амазонском платье), соизволила проходить в манеж и оттуда предприняла шествие, верхом, в поле, с сокольею охотою; а за Ее Величеством последовал и Его Императорское Высочество с кавалерами, верхом же, а Ландграфиня с Принцессами».
Дамы вообще предпочитали в основном охотиться в охотничьих костюмах европейского образца, копируя при этом французские платья-амазонки из модных французских журналов. Для удобства верховой езды платья адаптировали еще европейские женщины – приспособились надевать под них обыкновенные мужские штаны, а позднее и трикотажные кальсоны. Однако русские морозы и здесь вынудили внести свои коррективы – поверх платья надевались изящные меховые полушубки, а юбки шились из более плотной и теплой материи.
Сохранилось довольно подробное описание собственной охоты Петра II: кафтанов, сюртуков, мундиров, камзолов, шапок или шляп, картузов, кушаков, перчаток или рукавиц. При этом каждому «подразделению» присваивался свой цвет в зависимости от желания августейшего владельца: к примеру, в кафтаны алого сукна были одеты то стременные, то «чины птичьей охоты», а зелеными были то костюмы егерей и пикеров, то сюртуки выжлятников. Шапки птичьей охоты были то «черные, плисовые с золочеными гербами», «штучками» и разными плюмажами, то белыми шелковыми, белыми гарусными, «белыми перяными с бантами зеленой ленты».
Попрежнему редко для охоты использовалась шуба, которой предпочитали более легкую и удобную епанчу. Платье охотников соответственно делилось на выездное и парадное, и повседневное.
Стоил такой костюм очень недешево. Непременной принадлежностью охотника были также разнообразные ножи и кортики, которые использовались не только для того, чтобы «принять дичь», но и для прорубания дороги через заросли для августейшего лица.
В комплектных охотах XVIII – начала XIX века, содержавшихся русскими дворянами, происходит настоящий расцвет охотничьего костюма – каждый мало-мальски уважающий себя владелец старался не только завести в своей охоте толковых людей, породных собак и приличных лошадей, но и придать ей должный внешний облик.
После отмены крепостного права охотники-одиночки, лишившиеся возможности содержать свою комплектную охоту, вынуждены были обратиться к постижению искусства ружейной охоты, для которой одежда отвечала уже не столько требованиям формы и красоты, сколько потребностям исключительно удобства. В трудах Сабанеева (Сабанеев, 1985, 1992), к примеру, содержатся многочисленные рекомендации к одежде охотника и, в частности, одно из первых упоминаний о необходимости надевать на охоту некую камуфляжную одежду: не черную и не белую (пугающую зверя и птицу), а серую или песочную – маскирующую охотника. Однако единого покроя простой одежды для охотника-одиночки уже нет, и он предостерегается только от ношения на охоту «накрахмаленного белья и галстухов».
Особое внимание уже уделено именно удобству одежды и самочувствию стрелка в ней вследствие изменения специфики охоты в целом, ведь вряд ли возможно было бы пробродить с легавой весь день по болоту, будучи облаченным в жаркий кафтан. Для защиты от крайне распространенной и докучливой охотничьей неприятности – комаров – упоминается несколько подчас комичных с точки зрения современного человека способов – ношение на поясе железной дымокурки с тлеющим древесным трутом, натирание лица и рук сильно пахнущим маслом (гвоздичным или лавандовым), ношение «комарника» – подобия чулка из тюли или холста(с вшитой сеткой), надеваемый на низкую поярковую шляпу с широкими полями и закрепляемого над полями и на воротнике кулисками.
Самой неудобной обувью для летней и осенней охот признавались Сабанеевым высокие кожаные сапоги (на манер современных болотников), которые на тот момент широко использовались многими охотниками. Взамен их он предлагал надевать длинные сапоги из толстой непромокаемой парусины, которые можно было изготовить значительно длиннее, легче и дешевле кожаных и с помощью обильной смазки (смеси внутреннего свиного сала, ворвани и чистого березового дегтя) предохранить от промокания. Предлагались им также обыкновенные сапоги с низким голенищем или самодельные поршни, используемые для охот в сухой местности и достаточно просторные, чтобы можно было надеть их с теплым носком или «холщовыми подвертками», так как «ходить на охоту в бумажных или нитяных носках не годится». Штанину предполагалось не заправлять в голенище, а носить «завязав снурком немного выше сапожного подъема» поверх его, так что ни тина, не снег, ни песок, ни вода не могут «ни коим образом проникнуть в него».
В зимний период охотиться рекомендовалось «в бумажной рубашке» и вязаной шерстяной «рубахе» без застежек (прототип современного свитера), надев сверху какое либо широкое и короткое «платье» «крытое толстыми сукном, драпом, или меховое» с просторными рукавами (чтобы греть в них руки), со стоячим воротником с хорошей застежкой. Для изготовления меховой верхней одежды наименее пригодной Сабанеев (Сабанеев, 1985, 1992) считал овчину; заячий мех, по его мнению, более всех других удовлетворяет требованием охотника – он легок, а будучи покрыт какой либо тканью, становится не так уж непрочен и не «лезет» – подобный, к примеру, «русачий» пиджак выдерживал две зимы.
Чтобы отказаться от неудобных муфт, которыми пользовались многие «столичные» охотники, рекомендовалось вшить внутри такой заячьей шубки на уровне желудка два внутренних кармана, чтобы во время охоты греть в них руки. Штаны также предлагалось шить из толстой материи и довольно широкие, так как шта ны в обтяжку «ведут неизбежно к ревматизму ног».
Охотнику предлагалось также сшить себе холщовый балахон для маскировки, меньшего риска испачкаться кровью убитого зверя и предохранения от снега.
Наилучшей обувью (даже для хождения на лыжах) признавались русские валенки с короткими голенищами, поверх которых натягивались штаны, а головным убором – башлык или еще лучше вязаный «шлем» (как современный танкистский подшлемник, закрывающий плотно голову, шею, затылок и часть щек).
Для сохранивших свое пристрастие псовых охотников рекомендовались свободно сшитые в талию и не стесняющие движений двубортные кафтаны до колен возможно яркие для выжлятников и темные для борзятников (чтоб не пугать зверя). Под кафтан в холодное время предполагалось надевать короткий овчинный полушубок, шитый на манер гусарской венгерки – не крытый сукном и без всякой отделки (нечто, напоминающее современную подстежку для куртки). Шаровары при этом рекомендовались одного цвета для всей охоты, со штрипками внизу зауженных штанин – чтоб легче было зафиксировать ее в сапоге. В комплекте рекомендовался также плащ для защиты от дождя и фуражка с козырьком для защиты от солнца. Простой охотник в одежде придерживался наиболее древнего и консервативного принципа – что есть потеплее и поудобнее – то и надел. К примеру, прославленный персонаж Дриянского ловчий Феопен, хоть и являлся участником комплектной охоты, однако же предстает на страницах книги то в помятом картузе, синей поддевке и длинных сапогах, то во фризовом буром балахоне до пят – «живое изображение пленного турка между блестящими казаками и черкесами».
К концу XIX века костюм царских охотников несколько утратил богатство и пышность, придя к тенденции строгих форм и большей практичности. Вот как выглядели, по описанию, данному Вальцовым, выездные костюмы охотников Его Императорского Высочества Великого князя Николая Николаевича псовой охоты.
Доезжачий и выжлятники одеты в красные полукафтаны, подпоясанные черными ремнями с кинжалами, на головах – «шапки белого барашка с красным верхом», за плечами – «никелевые белые рога, подобранные по звуку под аккорд». Кафтан доезжачего дополнительно обшивался золотым галуном. Борзятникам и стременным полагались синие полукафтаны, только для стременных они дополнительно обшивались золотым галуном и подпоясывались «черным ремнем с кинжалом в черных ножнах с белой рукояткой». Дополняла костюм черная барашковая шапка с синим верхом, черный рог и черный арапник «домашнего плетения».
Подбор лошадей по мастям также осуществлялся с должным вниманием: под борзятниками – чалые кабардинской породы, под стаей – серые, под седлом августейшего владельца – чалая, темногнедая или бурая кабардинка. Собаки также распределялись по окрасам: двор – красно и темно-чубарые, двор – красные и муругие и т.д.
После революции 17го года культура охотничьего костюма была полностью отброшена как принадлежность буржуазного времяпрепровождения, и на первый план вышел крестьянский способ охотиться «в чем бог послал». А бог в лице представителей советской власти чаще всего посылал основной массе советских охотников обноски военной формы и потерявшие достойный вид элементы повседневной одежды. Подобная тенденция усугубилась после Второй мировой войны, а появившаяся с 50–60х годов возможность за скромный магарыч достать в воинской части вполне теплый и удобный комплект, прочно закрепила в качестве наиболее популярного современного охотничьего костюма именно военную, а в наши дни и псевдо-военную форму: первая выгодно отличается относительной дешевизной и удобством, а вторая – удобством и своеобразным «стилем», позволяя таким образом каждому охотнику самому решать, что предпочесть – «крутой» утепленный камуфляж, поношеный ватничек или что-то свое и оригинальное.