Обслуживание ружья для подводной охоты

Обслуживание ружья для подводной охоты

🙂 Все гермобаулы из ПВХ могут быть не только в черном цвете. Цены в условных еврах по курсу.

Подводным охотникам рекомендую:

Самостоятельный ремонт и обслуживание подводных ружей.

Не читайте эту статью, если ваше подводное ружье не требует ревизии. Но если вы затеяли его ремонт, то, не смотря на нудность, статья настроит вас на успех. Речь пойдет о ремонте и профилактике подводных пневматических и гидропневматических ружей.

Через мои руки прошло большое количество различных конструкций пневматических ружей, поломки и проблемы у которых часто повторялись. Зачастую конструкция ружья была не известна ни мне, ни его хозяину, но все равно нужно было его безопасно разобрать и привести в рабочее состояние. Таким образом, накопился кое-какой опыт ремонта, который я и хочу систематизировать.

Правило номер 1 : Трезво оцените свои силы! Если у Вас нет опыта работы с механикой и гидравликой, то вы можете усугубить ситуацию. Я очень огорчаюсь, когда подводное ружье присылают на ремонт в мешочке, «чтобы не потерялись все эти маленькие железочки». Отдать на ремонт ружье в собранном состоянии – дешевле.

Если вы решились на самостоятельный ремонт, то в первую очередь следует подумать о своей безопасности. При диаметре ресивера 36 мм и закачке 25 атмосфер на заднюю пробку или на передний узел с надульником действует усилие порядка 250 кг. Если закачка 30 атмосфер, а ресивер 40 мм, то усилие около 350 кг! Согласитесь, этого хватит, чтобы разрушить любую часть человеческого тела.

Внимание! Из ресивера подводного ружья нужно выпустить воздух! И не просто выпустить, а полностью, а потом проверить это три раза! Вы скажете, что это банально. А я скажу, что в моей коллекции есть четыре истории с разборкой не сдутого ружья. В первом случае пострадала деталь ружья, во втором – дорогая аудиотехника, а в двух других серьезно пострадали охотники .
Выпуск воздуха из ресивера, как правило, предусматривается конструкцией ружья. Нужно его изучить визуально и найти способ сделать это правильно. Чаще всего ружье имеет обратный самозапирающийся клапан, который напряжен пружиной или избыточным давлением. Клапан вероятнее всего расположен в задней части ружья или в отверстии для вкручивания насоса. Клапан имеет шток, на который нужно надавить подходящим инструментом, до тех пор, пока не начнет выходить воздух. Иногда это может быть довольно ощутимое усилие.

Внимание! В ресивере находится смазка, которая при стравливании воздуха может вылетать в виде мелкой пыли. Масляным туманом вы можете испортить себе одежду и окружающие вещи . Предвидьте это. Если разборка происходит в квартире, сделайте это над мусорным ведром и обмотайте этот узел тканью.

Вместо клапана в подводном ружье может быть предусмотрен специальный винт, откручивание которого приводит к стравливанию воздуха.
В некоторых конструкциях обратный клапан может не иметь штока или металлической части, на которую можно надавить. Иногда приходится надавливать непосредственно на уплотнительную резинку клапана, при этом ее легко повредить. Подберите инструмент так, чтобы он не проткнул резину.
В некоторых подводных ружьях клапан выглядит в виде маленького отверстия, в глубине которого виднеется резинка. Иногда ее невозможно отодвинуть, не проткнув, но в таких случаях она или легко меняется или переставляется относительно отверстия другим (целым) местом.
Некоторые клапанные ружья можно спустить, сделав выстрел поршнем при скрученном надульнике. Это плохой и опасный метод. Вы разобьете поршень и еще что-нибудь, или не найдете его потом, или получите баротравму от хлопка. В общем, ищите более гуманные способы сбросить давление в ресивере.
Обязательно убедитесь в том, что давление в ресивере упало до атмосферного. Даже небольшой остаток в 3-4 атмосферы может привести к серьезным неприятностям при разборке.

Решив вопросы собственной безопасности, подумайте о безопасности разборки для ружья. Приготовьте удобное светлое место, где детали ружья не выпачкаются, не выпачкают, не потеряются, не закатятся и просто не исчезнут (такое бывает с маленькими, выстреливающими из механизма пружинками). Пружинки и шарики не подчиняются законам физики, и, укатившись из вида, полностью растворяются в пространстве. Коты, дети и алкогольные напитки – это злейшие враги при ремонте подводных ружей!

Как правило, ружья разбираются путем откручивания передней или задней части. Зачастую перед этим нужно разобрать и другие узлы, например, рукоятку, катушку, линесбрасыватель, поплавок. В деталях ружья часто используются резьбы с мелким шагом, они легко закисают или окисляются от морской воды. Если подводное ружье не разбиралось много лет, то некоторые соединения из разборных превращаются в неразборные. К сожалению, прилагать большие усилия при разборке недопустимо . Детали подводного ружья – это максимально облегченные тела вращения, стенки которых необратимо деформируются, если их схватить с помощью ключа «попки» или зажать в тиски. Для удержания элементов подводных ружей старайтесь использовать только руки, в крайнем случае можно зажимать некоторые детали в трех или четырех кулачковый токарный патрон и желательно через мягкие прокладки. Для «срыва» закисших соединений допустимо умеренное постукивание и замачивание в керосине (иногда его продают перемешанным с маслом в аэрозолях с красивыми названиями).

Читайте также:  Стальной охотник 2019 регламент

Внимание! При разборке подводного ружья обязательно фиксируйте местоположение каждой детали, вплоть до винтиков. Можно вести фотофиксацию. Продумайте порядок раскладки разобранных деталей, так, чтобы Вы смогли собрать все обратно .

Попытайтесь максимально вникнуть в устройство ружья или хотя бы отдельных узлов. Разбирайте все очень медленно, чтобы ни одна пружинка, шайбочка или шарик не покинули вашего внимания. В процессе разборки попытайтесь уловить кинематику и взаимосвязи каждой детали.

При демонтаже резиновых уплотняющих колец (иностранцы по незнанию называют их «о»ринги) не растягивайте их. Воспользуйтесь двумя иголочками, аккуратно поддевайте колечко одной, а потом подсовывайте глубже другую.

Разбирать ружье можно не полностью, а поэтапно, проводя диагностику исходя из возможностей, открывающихся после каждого этапа разборки. Если вы выявили проблему, то дальнейшую разборку можно прекратить.

Итак, диагностика и самые частые неисправности подводных ружей.

Разгерметизация с различными вариантами:
— травит воздух по наружному соединению, и вы можете заметить это в воде;
— травит воздух откуда-то из ствола, при этом желательно выяснить в каких именно случаях: в переднем/заднем положении поршня, или во всех положениях;
— воздух выходит в районе спускового механизма.
Постарайтесь выявить характер разгерметизации до разборки, это ценная информация для диагностики.

Неисправности, связанные со спусковым механизмом.

Гарпун не фиксируется при зарядке или наоборот, не происходит выстрел при нажатии спускового крючка. Бывает, что все как бы работает, но не стабильно. Это самое страшное, потому что самострел подводного ружья может привести к ужасным последствиям . Обязательно запомните характер неисправности до разборки.

Неисправности, связанные с повышенным усилием при зарядке, и с различного рода заклиниваниями поршня и гарпуна.

В первую очередь проверьте гарпун. Если он из некаленой пищевой нержавейки, то от постоянных выравниваний мог накопить множество волн, которые клинят его в стволе. Осмотрите хвостовик гарпуна, он не должен иметь наклепы.
Основной причиной тугой зарядки является расклепывание поршня. Если поршень разбит, и клинит в надульнике или в гидродемпфере, то в начале зарядки вам придется «срывать» его с большим усилием.
Бывает, что поршень, сделанный из капролона, набух от воды . Из-за этого его может клинить не только в надульнике, но и в стволе. В этом случае необходимо проточить его в размер, с нужным припуском «в минус».
Исследуя поршень после разборки, обязательно обратите внимание на характер его износа, заметьте, где он трет, что его царапает. В разобранном состоянии попробуйте проверить, как поршень взаимодействует с гидродемпфером в надульнике. Его не должно там клинить, а с другой стороны, люфты должны быть минимальными, иначе гидродемпфер не работает .
Очень часто передняя часть поршня бывает или сильно изношена, или расклепана. В этом случае лучше заказать новый поршень.
Сам демпфер или гидродемпфер тоже необходимо осмотреть. Как правило, на нем бывает наклеп от хвостовика гарпуна, или он бывает сильно разбит. Если вы это заметили, то лучше заменить его сразу, чтобы ружье не разрушалось дальше.
Запомните общие правила эффективной работы гидродемпфера. При подходе поршня к надульнику, должен замыкаться определенный объем воды. Выдавливание этой воды сквозь щели между поршнем и надульником приводит к демпфированию. Если щели большие, то гидродемпфер фиктивный. Поршень очень скоро разобьет или заклинит. При входе поршня в надульник не должно происходить взаимное соударение, для этого необходимы фаски, которые смягчают центрирование поршня и надульника.

Неисправности, связанные с износом резиновых уплотнений.

В подводных ружьях применяется множество различных подвижных и неподвижных уплотнений. Осмотрите их. Резиновые колечки неподвижных уплотнений не должны потерять эластичность и форму. Резинки подвижных уплотнений не должны быть изношены, должны иметь круглое сечение без стертости в каком-то секторе .
Бывает, что от времени колечко разбухает и «плывет», под давлением его сечение превращается из круглого в квадратное – по форме канавки. Такое уплотнение может держать давление до разборки, но как только вы стронете его с места, оно потеряет герметичность. Бывает противоположный вариант, когда резиновое колечко теряет эластичность. Если такое колечко стоит в подвижном уплотнении, то износ будет очень быстрым. При разборке заменяйте все подозрительные колечки на новые .

Внимание! «Подводные камни!» Резиновые уплотнения, применяемые в подводных ружьях, делаются из бензомаслостойкой резины, но это понятие условно. Разные материалы имеют разную стойкость к набуханию и различную эластичность. Используйте проверенные колечки из надежных источников. Сейчас существует множество фирм, которые производят резиновые уплотнения с нарушениями технологии. Такие уплотнения недостаточно маслостойкие или недостаточно эластичные. Если вы покупаете колечки на рынке, обратите внимание на их хранение. Если они лежат на солнце, то лучше поищите другие. Резиновые колечки имеют стандартную сетку размеров, поэтому им всегда можно найти замену. Не покупайте водопроводные колечки! Неплохие колечки встречаются в автомагазинах.

При установке нового колечка не порвите и не надрежьте его об острые кромки канавки, используйте смазку.

Кроме ревизии резиновых уплотнений, необходим тщательный осмотр поверхностей, к которым они прилегают или трутся. Уберите всю грязь, зашлифуйте царапины. Особое внимание уделите внутренней поверхности ствола. Незначительные царапины можно зашлифовать с помощью дрели. Намотайте кусочек маленькой тряпочки на ровный кусок алюминиевой проволоки диаметром 5-6 мм, натрите тряпочку пастой ГОИ и отшлифуйте ствол, зажав его или проволоку в дрель. Проверьте плавность хода поршня в стволе. Не должно быть рывков и затираний.

Если в кинематике подводного ружья используются штоки, на которых стоят уплотнения (например, выход штока к спусковому крючку), проверьте их подвижность и чистоту поверхности. Затруднение их движения может привести к нарушению работы механизмов.

Читайте также:  Синтаксический разбор предложения перед утренней охотой лисица всегда ищет местечко для отдыха впр

Все описанные выше действия нужно включать в ревизию подводного ружья вне зависимости от неисправности.

Если неисправность находится в других узлах, начните поиск износа. Обратите внимание на те детали, которые взаимодействуют друг с другом, они могут быть смяты, стерты, изношены, поцарапаны. Могут появиться недопустимые люфты в осях и зацеплениях. Представьте, как должно работать подводное ружье без этих повреждений и примите решение о том, как их устранить.

Найдите не только причину неисправности, но и ее следствие. Некоторые детали могут быть выполнены из слишком мягких материалов или на них прилагается чрезмерная нагрузка. Иногда необходимы коренные переделки узлов, для того, чтобы обеспечить им более длительный цикл работы между ремонтами.

Сборка ружья

После устранения причин неисправности приступайте к сборке. Все детали должны быть идеально чистыми! Трущиеся детали и резиновые уплотнения необходимо смазать густой смазкой (литол), а внутрь ресивера необходимо залить 20-30 г моторного масла. Любая модель масла подходит, но оно должно быть не использованным до этого и желательно зимним или хотя бы всесезонным . Густота налитой смазки может серьезно повлиять на работу механизма при охоте зимой.

После медленной и внимательной сборки закачайте ружье. Опустите в воду и проверьте герметичность. Проверьте его работоспособность до охоты. Оставьте заряженным хотя бы на сутки. И проверьте, не травит ли оно в заряженном состоянии.

Если проблемы с ружьем не исчезли, то, возможно, я смогу помочь вам. Так уж повелось, что телефонные консультации по ремонту ружей я делаю совершенно бесплатно.

Роман Мищенко. dive.pp.ua

Желаю успехов, дополняйте, отзывайтесь.
Роман.

Базовые принципы эксплуатации и обслуживания пневматических ружей

В силу наших географических особенностей, подавляющее большинство российских подводных охотников поневоле являются приверженцами пресноводной подводной охоты, а это уже определяет целый ряд дополнительных и весьма важных параметров. Например, таких как:

— низкая прозрачность воды;

— необходимость охоты в местах с ограниченной возможностью к маневрированию (затопленные коряги, камыш, заросли водорослей и т.д.);

— вероятность встречи с крупной и зачастую покрытой мощной броней из чешуи рыбой.

Справиться со всеми этими задачами способен только один единственный тип подводных ружей. Это хорошо знакомый нам всем «пневмат».

Несмотря на большое количество модификаций (цена некоторых может отличаться в разы), конструктивно это одно и то же ружье. От самого массового и популярного пневмата всех времен и народов OMER Tempest до сверх-премиального OMER Airbalete. Ну, и с короткой остановкой в виде ружья OMER AirXII, известного в народе как «ружье президента»… 🙂

Уверен, что читателям этой статьи объяснять что такое «итало-пневмат» объяснять нет необходимости. Любой, даже самый начинающий охотник знает основные принципы устройства и работы этого ружья.

А вот как за ним ухаживать, когда и как проводить техническое обслуживание, какие процессы происходят внутри – знает не каждый.

Любое подводное пневматическое ружье – это устройство, работающее под высоким давлением (до 30 атм и более) и в агрессивных для него внешних условиях. Откуда же берется эта агрессия? Все очень просто. В воде, хоть и прозрачной на вид, растворены соли и минералы. Морская вода очень хорошо окисляет алюминий, создавая на его поверхностях кратеры. В кристаллическом виде и минералы, и соли являются абразивом для внутренней поверхности ствола.

В водоемах и речках присутствуют взвеси ила, песка, продукты гниения водорослей. Все это оказывает негативное влияние на износ и исправность ружей. Самый простой способ борьбы с этими влияниями – промывка ружья в чистой, пресной воде. При промывке происходит обессоливание поверхностей и удаление грязи из труднодоступных мест. Это делается каждый раз после охоты. А на самой охоте не стоит заряжать ружье в том самом месте, где вы только что боролись со своей добычей и победили ее. Достаточно отплыть несколько метров, и при заряжании в стволе вашего ружья не окажется того болота, которое вы создали. Выполнение этих элементарных действий продлит молодость и жизнь вашего оружия.

Также не стоит успокаивать себя мыслью о том, что если ваше ружье длительное время не использовалось, значит, ему не требуется обслуживание. Причиной заглянуть в ружье является недолговечность некоторых масел, а также способность уплотнительных колец (о-рингов) терять свои эластичные свойства. Попросту говоря, они «дубеют». В этом случае на поверхность резины оказывали негативные действия температура, влажность воздуха и кислород. В результате та сторона о-ринга, которая обращена к надульнику, становится шероховатой, в ней образуются микротрещины. На ощупь она начинает напоминать канцелярский ластик.

Так как обратная сторона о-ринга не была подвержена описанным воздействиям, она остается относительно мягкой и удерживает рабочее давление. Охота с таким ружьем будет приносить результаты, но будьте готовы к тому, что оно вдруг откажется стрелять. Происходит это вследствие того, что шероховатая поверхность о-ринга на поршне отчасти уже сама является абразивом, а также на такой поверхности способны прикрепляться и удерживаться абразивные микрочастицы. Все они (одни крупнее, другие мельче) при совершении работы поршнем одновременно шлифуют, полируют, царапают ствол и уплотнения, создавая на поверхностях последних микропорезы. В результате получаем ружье без давления и с изношенным стволом, требующим замены.

Чтобы избежать таких последствий, достаточно перед длительным (и не очень) хранением закапать в зазор между поршнем и стволом несколько капель масла. Оно создаст консервирующую пленку на о-ринге и тем самым сохранит его эластичные свойства и гладкую поверхность.

Читайте также:  Узлы для подводной охоты

Однако не стоит забывать о таком явлении как усталость материала. Резинотехнические изделия тоже страдают этой болезнью. Под действием давления о-ринги сильнее прижимаются к прилегающим поверхностям, стремясь приобрести прямоугольную форму в сечении. Поэтому не удивительно, что после того как в ружье исчезло давление, закачать его не всегда удается. После снятия нагрузок с о-рингов, они стремятся принять первоначальную форму под действием своих внутренних сил упругости, усесться на свои посадочные места. В результате образуется неплотное прилегание, зазоры. Выход только один – замена старых о-рингов на новые. Не пытайтесь решить эту проблему заменой масла на более густое. Если же вы все-таки пошли таким путем и добились положительного результата, уверяю вас, ваша радость будет недолгой.

В наше время комплект запасных о-рингов для вашего верного пневмата OMER Tempest стоит совсем не дорого. И любой охотник может позволить себе один раз в три года произвести их замену.

Некоторые могут возразить, что, дескать, густые масла с низкой текучестью обладают более высокими компрессионными свойствами, нежели чем их более «жидкие» аналоги, но не стоит забывать, что у густых масел есть и свои минусы.

Например, при их использовании могут страдать не только показатели выстрела. Так, например, густая силиконовая смазка работает в стволе десяток-другой выстрелов: поршень разгоняет нанесенную на него смазку в оба конца по стволу, с каждым движением становясь все более сухим. В итоге получаем сухое трение. Плюс ко всему исчезают водоотталкивающие свойства с рабочих поверхностей, и в качестве смазки начинает работать вода. А теперь вспомните про эффект «аквапланирование», представьте себе автомобиль, на большой скорости въезжающий в лужу. Под его колесами образуется давление в прослойке воды, которое препятствует сцеплению шин с дорогой. То же самое происходит и с поршнем. И чем выше давление в ресивере, тем более выраженным становится этот эффект. Теперь нетрудно представить себе, как попадает вода внутрь ружья, находящегося под давлением. А это может быть началом физико-химических процессов по окислению и коррозии деталей. Так что, обнаружив влагу, не спешите списывать это на конденсат.

Сделаем вывод: наличие жидкой смазки в пневматическом ружье – необходимость, обусловленная не только компрессионными свойствами. Масла должны понижать трение, поддерживать эластичность о-рингов, обладать хорошими водоотталкивающими свойствами и при взведении поршня оставлять на поверхности ствола стойкую пленку, по которой он будет скользить при выстреле.

И это не весь перечень требований, которые необходимо предъявлять к ним. Использование масел с высокой текучестью способствует повышению резкости выстрела, хорошему омыванию внутренней поверхности ствола. Однако, компрессионные свойства у них ниже, что повышает требования к качеству рабочих поверхностей и эластичности всех о-рингов. При использовании масел с низкой текучестью, омывание ствола «вялое», резкость выстрела снижается, но компрессионные свойства у них выше. Следовательно, нужно искать какую-то золотую середину. Скажу честно: ее нет. Есть голова на плечах и, в экстренных случаях, смекалка. По поводу этих двух феноменов хочу описать факт, свидетелем которого я был. В неудачно сложившейся ситуации, по воле случая, в ружьё был залит шампунь. Обычный советский шампунь спас положение, когда нужно было нырять здесь и сейчас, а до цивилизации два локтя по карте. Пневмат исправно выполнил свои функции под водой и, по понятным причинам, дома был разобран, и затем приведен в нормальное техническое состояние. Возможно, кто-то сейчас улыбается, кто-то взял это себе на заметку. Я лишь хочу сказать этим вот что: что бы вы ни залили в пневмат – он всё проглотит. Вопрос в том, как и сколько времени он сможет на этом работать.

Современная химическая промышленность наполнила рынки всевозможными маслами, которые теперь оказались в шаговой доступности благодаря торговле и интернету. Приобрести конкретное масло хорошего качества с необходимыми характеристиками давно уже не проблема. И поэтому кажется странным то, что в ружья бездумно льется все, что имеет название «масло», да и еще под лозунгом: «Залил и забыл».

Вот лишь один пример того, что происходит с некоторыми маслами.

Ружье принесли с диагнозом: «при заряжании начинает тормозить и порой останавливаться поршень».

Часть того, что стекло в поддон, было набрано в шприц. Фото выполнено спустя час-полтора. К этому моменту содержимое четко разделилось на три фракции.

Все остальное, что уже не способно было течь, осталось на внутренней поверхности ресивера и поверхностях ствола.

Не буду хвалить или ругать какие-либо конкретные масла. Добавлю только к перечню требований такие характеристики: масло не должно реагировать на перепады давления, низкие и высокие температуры, пениться, эмульсифицироваться и не должно быть гигроскопичным.

Исходя из этого, мой личный выбор остановился на жидком силиконовом масле.

Не сомневаюсь в том, что у него уже есть сторонники, противники и воздержавшиеся, которые могут указать на положительные и отрицательные моменты. Спорить не буду, идеального ничего нет. Я лишь хочу, чтобы наши подводные охотники, держа в руках пневматическое ружье, понимали, какие скрытые процессы в нем происходят.

С пониманием этого придет осознание необходимости регулярно промывать свое любимое ружье в пресной чистой воде, сушить, смазывать, проводить техническое обслуживание и т.д.

Так как устранить все негативные влияния невозможно, то можно и нужно с ними бороться. И поверьте, бороться можно вполне успешно.

Оцените статью
Adblock
detector