- Как ухаживать за рыболовной катушкой: хранение, обслуживание и плановый ТО
- Обслуживание катушки после покупки
- Перевозка и хранение рыболовной катушки
- Самостоятельное ТО безынерционной рыболовной катушки
- Когда проводить ТО
- Для чего проводится обслуживание
- Обслуживание и смазка безынерционных катушек
- Подготовка к обслуживанию
- Инструменты для обслуживания
- Разборка
- Очистка и промывка деталей
- Смазка механизмов и сборка катушки
- Факторы, влияющие на износ
- Рыбная пещера
- Осторожно! Рыбостороннее движение. Сайт о рыбалке
- Техническое обслуживание и смазка катушки спиннинга
- Зачем смазывать катушку?
- Чем смазывать?
- Что подготовить?
- Как смазывать?
Как ухаживать за рыболовной катушкой: хранение, обслуживание и плановый ТО
Во всем ассортименте необходимых рыбаку вещей, рыболовная катушка — пожалуй наиболее технически сложная и капризная часть снасти. И если даже старинные “Невские” катушки были достаточно сложны и прихотливы, то современные безынерционки порой превосходят часовые механизмы в сложности конструкции.
Вне зависимости от того дешевая ли у вас китайская “мясорубка” или дорогая топовая модель от лучших производителей — без бережного отношения и своевременного технического обслуживания она не прослужит долго. О том как ухаживать и обслуживать катушки и будет наша статья.
Обслуживание катушки после покупки
Для большинства ситуаций достаточно и неполной разборки катушки
Залог долгой и счастливой жизни катушки — ее грамотный выбор, который начинается с определения ее назначения. Разные катушки не просто лучше подходят для той или иной рыбалки — они буквально создаются из расчета на разные методы ловли.
То есть тяговые катушки будут быстрее выходить из строя при твичинге или джиге, а спиннинговые — при бросках тяжелых кормушек. Это происходит из-за другого характера нагрузок, нежели тот на который катушка рассчитана.
То же самое касается и разницы предназначения катушки для морской ловли, или ловли в пресной воде — от соленой воды у обычной пресноводной могут залипать подшипники и вымываться смазка.
Но вот, вы определились с назначением, выбрали и купили самую подходящую вам катушку — теперь нужно провести минимальное техническое обслуживание перед тем как выйти на водоем:
Протяните все видимые на корпусе винты без усилия, но до упора. Исключение составляют премиумные модели, у которых все винтовые соединения запечатываются силером с завода;
Неизвестно, сколько катушка лежала на складе или витрине — разгоните смазку на главной паре и обгонной муфте поворачивая рукоятку туда-сюда некоторое количество времени без нагрузки;
Канцелярской резинкой проверьте работу ролика лесоукладывателя, если он вращается недостаточно легко — слегка отпустите винт и капните в зазор жидкой силиконовой смазки, после чего разгоните ее вращением ролика, и затяните винт обратно.
Перевозка и хранение рыболовной катушки
Все без исключения катушки боятся ударов и придавливаний, поэтому храните и перевозите их отдельно от удилищ, желательно в индивидуальных чехлах или кофрах .
У монтажа катушки на удилище непосредственно перед рыбалкой есть и еще один смысл: катушкодержатель бланка не залипает и не закусывает от грязи и пыли, и сможет прослужить гораздо дольше.
Самые слабые места — это ножка и обод шпули, вторые по уязвимости — скоба лесоукладывателя, крылья ротора и рукоятка. Эти критичные части наиболее сильно страдают от пренебрежительной транспортировки. Если ваша катушка хоть сколько-то дорога вам — то хорошим решением проблемы транспортировки будет купить жесткий чехол, например вот такой:
Самостоятельное ТО безынерционной рыболовной катушки
Рыболовная катушка это сложное устройство, которое состоит из большого количества взаимодействующих запчастей. Поэтому снасть нуждается в периодическом обслуживании, будь то шимано, купленная за дорогую цену, или дешевый китай. Далее будет описано, как правильно производится обслуживание спиннинговых катушек в домашних условиях.
Техобслуживание рыболовной катушки
Когда проводить ТО
Условия эксплуатации, длительность рыболовного сезона, место, где хранится снасть, все это влияет на частоту проведения обслуживания. Поэтому назвать точную периодичность нельзя. Однако если снасть стала странно работать, в нее попала грязь или вода, обслужить нужно немедленно. В остальных случаях ТО проводится перед началом сезона, либо раз в 3-4 месяца
Для чего проводится обслуживание
Как уже и было сказано, в рыболовной катушке много трущихся друг о друга запчастей. Со временем внутрь попадает грязь, смазка выбивается, и механизм начинает быстро приходить в негодность. Обслуживание проводится, чтобы продлить срок службы и быть уверенным в надежности.
Обслуживание и смазка безынерционных катушек
ТО катушки — процесс не сложный, но требующий внимания и усидчивости. Первое обслуживание может занять до 3 часов. Главное в этом деле не спешить, иначе это может плохо обернуться на рыбалке, и механизм подведет в важный момент.
Подготовка к обслуживанию
Перед тем, как приступать к работе, нужно как следует подготовиться. Прежде, это касается подготовки рабочего места. Со стола нужно убрать лишнее, освободив место. Так как при проведении техобслуживания используется смазка, то чтобы не испачкать стол, на рабочую поверхность кладется тряпка или листы бумаги.
Также желательно поставить настольную лампу для освещения. Ну и, конечно, быть готовым к тому, что этот процесс займет больше времени и сил, чем ожидалось.
Инструменты для обслуживания
Для техобслуживания используется совсем немного приспособлений. Основными инструментами являются:
- Отвертка с несколькими насадками. Просто взять одну плоскую отвертку и одну крестовую нельзя, потому, что для каждого болта насадка должна как можно точнее подходить по размерам. Крепления сделаны из мягких материалов, поэтому неправильный инструмент может «слизать» головку.
- гаечные ключи. Чаще требуются на 8, 10 или 12. Желательно использовать ключи накидного типа, чтобы уменьшить шансы повредить гайку;
- пинцет для тонкой работы с мелкими деталями;
- игла. Она понадобится, чтобы вскрывать и чистить некоторые подшипники;
- кисточки с твердой упругой щетиной. Нужны для очистки механизма от грязи и старого масла.
В процессе также понадобится тряпочка, ватные палочки, емкость, в которой будет проводиться чистка подшипников и деревянная палочка. Из расходных материалов нужны будут:
- Жидкость для чистки. Лучше всего подойдет бензин «Калоша», бензин для зажигалок или изопропиловый спирт. Также для чистки можно взять специальный баллон для обслуживания тормозных систем автомобиля. Благодаря высокому давлению, грязь легче выбивается из труднодоступных мест. Такие составы, как уайт спирит или WD-40 использовать не рекомендуется, так как они оставляют после себя следы или масляную пленку.
- Несколько видов смазки разной густоты. В идеале — три, но и двумя. Самая густая смазка используется для зубьев шестерней. Для основной оси катушки нужна смазка средней густоты, а для обгонной муфты и подшипников нужно жидкое масло. Желательно покупать только специальные составы для обслуживания рыболовных катушек.
Готовый набор для ТО рыболовной катушки
Разборка
После того, как все необходимое подготовлено, можно приступать к обслуживанию. Начинается все с разборки:
- Снимается шпуля и рукоятка
- С оси шпули снимается стопорное кольцо и шестерня
- Гаечным ключом откручивается гайка для зажима
- С ротора снимается дужка и ее механизм, после этого снимается сам ротор
- Разборку корпуса нужно начинать со снятия «флажка» для отключения обратного хода.
- Снимаются декоративные накладки
- Сам корпус делится на две половины при снятии крышки, держите катушку левой стороной вверх, чтобы из нее не вывалились внутренности.
При разборке можно выкладывать крепления на столе в том порядке, в котором снасть и разбиралась, чтобы не запутаться. После этих действии открывается доступ к основному механизму.
Очистка и промывка деталей
Все трущиеся детали достаются из корпуса. Шестерни достаточно очистить с помощью жесткой кисти и бензина. Для очистки подшипников сначала снимаются пыльники, после этого их можно опускать в емкость и наливать в нее жидкость для очистки. Если есть ультразвуковая ванна, то подшипники можно очистить в ней. После этого детали насухо вытираются тряпкой.
Смазка механизмов и сборка катушки
Перед тем, как поставить детали на место, их необходимо смазать. Со смазкой лучше не переборщить, все равно большее количество слетит с шестерней при работе, останется лишь тонкий рабочий слой. Смазанные детали устанавливаются на место, и катушка собирается в обратном разборке порядке.
Не все рыболовы любят делать эту работу
Факторы, влияющие на износ
Иногда возникают ситуации, когда нужно провести внеплановое обслуживание. Например, попадание воды внутрь механизма. Вроде ничего страшного, но, когда вода попадает внутрь, образуется эмульсия, которая может убить механизм за короткий промежуток времени.
Если в катушку попала вода, нужно сразу прекратить ей пользоваться. Также не стоит класть на песок или грязь. Если инородные тела попадут внутрь снасти, это значительно сократит срок службы механизма.
Но самым главным фактором, ускоряющим износ, являются экстремальные нагрузки. Помните, что не стоит пользоваться ей как лебедкой. При вываживании рыбы нужно, чтобы основная нагрузка ложилась на спиннинг. Если использовать снасть в нещадных условиях, в скором времени может потребоваться ремонт, произвести который самостоятельно уже не выйдет.
Рыбная пещера
Осторожно! Рыбостороннее движение. Сайт о рыбалке
Техническое обслуживание и смазка катушки спиннинга
Срок службы рыболовных снастей зависит не только от интенсивности их использования, но и от своевременности проведения технического обслуживания (ТО).
При подготовке спиннинга к рыболовному сезону, прежде всего, стоит обратить внимание на катушку – именно она несет большую нагрузку и чаще всего нуждается в ТО.
Пришло ли время смазывать катушку, можно определить по внешнему виду: если при снятии шпули видно, что ось покрыта слоем потемневшего (грязного) масла – пора проводить ТО.
Зачем смазывать катушку?
Во время эксплуатации внутрь катушки неизбежно попадает пыль, грязь, а иногда вода и песок. Эти примеси ухудшают работу катушки, а со временем стачивают зубцы шестеренки и катушка приходит в негодность. Проводить ТО нужно регулярно: перед началом сезона, а если ведется интенсивная рыбалка с использованием одной и той же снасти – то и в середине сезона тоже. Это несложное в исполнении правило позволит значительно продлить «жизнь» катушки и улучшить качество ее работы.
Внеплановый разбор и смазку необходимо проводить, если катушка упала в воду или песок. Продолжать эксплуатировать ее без проведения ТО нельзя – это значительно сократит срок службы.
Чем смазывать?
Самый грубый вариант смазки для катушки спиннинга – машинное масло или салидол. Но так как ТО проводится с целью увеличения срока службы, а не случайного разрушения отдельных деталей вследствие попадания запрещенного для них вещества, лучше использовать специальные смазки.
Найти подходящее масло можно в крупном рыболовном магазине. Основной плюс такой смазки в том, что она идеально подходит ко всем деталям катушки (и к металлу, и к пластику) и не вызовет их повреждения.
Универсальные смазки бывают двух видов (иногда они продаются в комплекте, иногда – отдельно):
- густые для смазки подшипников и шестерней (жидкая стечет);
- жидкие, отлично работающие на сочетании шток-вал ротора.
Чем большее трение возникает в детали, тем гуще используемая смазка. Однако, использование слишком густых смазок недопустимо – ход катушки станет слишком тугим. Для создания среднего по консистенции масла используют оба купленных тюбика – жидкой смазкой немного разбавляют густую.
Есть много способов увеличить улов рыбы, но самых эффективных единицы. Ниже редакция сайта делится с вами 3 самыми эффективными способами увеличения улова:
- Активатор клева. Это добавка на основе феромонов, активирующая рецепторы у рыбы. ВНИМАНИЕ! Рыбнадзор хочет запретить эту прикормку!
- Менее эффективно отрабатывают любые иные прикормки с ароматизаторами, лучше если в них будут феромоны. Но эффективнее всего воспользоваться новинкой 2016 – DYNAMITE EFFECT!
- Изучение разных техник ловли. К примеру, здесь написано о спиннинговых проводках.
Что подготовить?
Непосредственно перед ТО катушки желательно подготовить все необходимое и оборудовать рабочее место. Оптимальные условия: яркий свет и светлое покрытие стола – так даже самые мелкие детали будут заметнее.
Для проведения ТО катушки понадобятся:
- небольшой лоскут мягкой ткани;
- отвертки;
- гаечный ключ;
- небольшие деревянные палочки (можно использовать зубочистки);
- бензин (желательно для зажигалок – его запах менее выражен);
- масло для смазки;
- маркер;
- пинцет;
- тонкая кисточка (для смазки деталей);
- стеклянная емкость.
Как смазывать?
Процесс смазывания катушки состоит из следующих этапов:
- Снять шпулю и отвернуть ручку катушки.
- Втулка, оснащенная регулировочными шайбами и подшипником, снимается деревянной палочкой: резиновое колечко-стопор снимают не до конца, приподнимая подшипник, выдавливают шплинт.
- Для снятия ротора стопорный болт снимают при помощи отвертки, гайку – гаечным ключом.
- Как правильно выбрать катушку, леску, поводок: все о джиговых снастях;
- Спиннинг для джига: поможем подобрать снасть правильно;
- Рейтинг спиннингов и катушек для микроджига здесь.
После полной сборки катушки нужно проверить плавность хода.
Ручка поворачивается плавно и беззвучно, но немного туже, чем до ТО? Так и должно быть!
После нескольких использований смазка разработается и распределится по деталям, ход катушки станет легким.
Уважаемые читатели, к вашему вниманию, популярное видео: “Профилактика рыболовной катушки. Чистка и смазка”.