- Самостоятельное ТО безынерционной рыболовной катушки
- Когда проводить ТО
- Для чего проводится обслуживание
- Обслуживание и смазка безынерционных катушек
- Подготовка к обслуживанию
- Инструменты для обслуживания
- Разборка
- Очистка и промывка деталей
- Смазка механизмов и сборка катушки
- Факторы, влияющие на износ
- Уход за безинерционной катушкой. Основные правила
- Порядок действий при очистке и смазке катушки
- Несколько замечаний относительно смазочных материалов
- Правильная эксплуатация и уход за безинерционной катушкой
- Заключение!
Самостоятельное ТО безынерционной рыболовной катушки
Рыболовная катушка это сложное устройство, которое состоит из большого количества взаимодействующих запчастей. Поэтому снасть нуждается в периодическом обслуживании, будь то шимано, купленная за дорогую цену, или дешевый китай. Далее будет описано, как правильно производится обслуживание спиннинговых катушек в домашних условиях.
Техобслуживание рыболовной катушки
Когда проводить ТО
Условия эксплуатации, длительность рыболовного сезона, место, где хранится снасть, все это влияет на частоту проведения обслуживания. Поэтому назвать точную периодичность нельзя. Однако если снасть стала странно работать, в нее попала грязь или вода, обслужить нужно немедленно. В остальных случаях ТО проводится перед началом сезона, либо раз в 3-4 месяца
Для чего проводится обслуживание
Как уже и было сказано, в рыболовной катушке много трущихся друг о друга запчастей. Со временем внутрь попадает грязь, смазка выбивается, и механизм начинает быстро приходить в негодность. Обслуживание проводится, чтобы продлить срок службы и быть уверенным в надежности.
Обслуживание и смазка безынерционных катушек
ТО катушки — процесс не сложный, но требующий внимания и усидчивости. Первое обслуживание может занять до 3 часов. Главное в этом деле не спешить, иначе это может плохо обернуться на рыбалке, и механизм подведет в важный момент.
Подготовка к обслуживанию
Перед тем, как приступать к работе, нужно как следует подготовиться. Прежде, это касается подготовки рабочего места. Со стола нужно убрать лишнее, освободив место. Так как при проведении техобслуживания используется смазка, то чтобы не испачкать стол, на рабочую поверхность кладется тряпка или листы бумаги.
Также желательно поставить настольную лампу для освещения. Ну и, конечно, быть готовым к тому, что этот процесс займет больше времени и сил, чем ожидалось.
Инструменты для обслуживания
Для техобслуживания используется совсем немного приспособлений. Основными инструментами являются:
- Отвертка с несколькими насадками. Просто взять одну плоскую отвертку и одну крестовую нельзя, потому, что для каждого болта насадка должна как можно точнее подходить по размерам. Крепления сделаны из мягких материалов, поэтому неправильный инструмент может «слизать» головку.
- гаечные ключи. Чаще требуются на 8, 10 или 12. Желательно использовать ключи накидного типа, чтобы уменьшить шансы повредить гайку;
- пинцет для тонкой работы с мелкими деталями;
- игла. Она понадобится, чтобы вскрывать и чистить некоторые подшипники;
- кисточки с твердой упругой щетиной. Нужны для очистки механизма от грязи и старого масла.
В процессе также понадобится тряпочка, ватные палочки, емкость, в которой будет проводиться чистка подшипников и деревянная палочка. Из расходных материалов нужны будут:
- Жидкость для чистки. Лучше всего подойдет бензин «Калоша», бензин для зажигалок или изопропиловый спирт. Также для чистки можно взять специальный баллон для обслуживания тормозных систем автомобиля. Благодаря высокому давлению, грязь легче выбивается из труднодоступных мест. Такие составы, как уайт спирит или WD-40 использовать не рекомендуется, так как они оставляют после себя следы или масляную пленку.
- Несколько видов смазки разной густоты. В идеале — три, но и двумя. Самая густая смазка используется для зубьев шестерней. Для основной оси катушки нужна смазка средней густоты, а для обгонной муфты и подшипников нужно жидкое масло. Желательно покупать только специальные составы для обслуживания рыболовных катушек.
Готовый набор для ТО рыболовной катушки
Разборка
После того, как все необходимое подготовлено, можно приступать к обслуживанию. Начинается все с разборки:
- Снимается шпуля и рукоятка
- С оси шпули снимается стопорное кольцо и шестерня
- Гаечным ключом откручивается гайка для зажима
- С ротора снимается дужка и ее механизм, после этого снимается сам ротор
- Разборку корпуса нужно начинать со снятия «флажка» для отключения обратного хода.
- Снимаются декоративные накладки
- Сам корпус делится на две половины при снятии крышки, держите катушку левой стороной вверх, чтобы из нее не вывалились внутренности.
При разборке можно выкладывать крепления на столе в том порядке, в котором снасть и разбиралась, чтобы не запутаться. После этих действии открывается доступ к основному механизму.
Очистка и промывка деталей
Все трущиеся детали достаются из корпуса. Шестерни достаточно очистить с помощью жесткой кисти и бензина. Для очистки подшипников сначала снимаются пыльники, после этого их можно опускать в емкость и наливать в нее жидкость для очистки. Если есть ультразвуковая ванна, то подшипники можно очистить в ней. После этого детали насухо вытираются тряпкой.
Смазка механизмов и сборка катушки
Перед тем, как поставить детали на место, их необходимо смазать. Со смазкой лучше не переборщить, все равно большее количество слетит с шестерней при работе, останется лишь тонкий рабочий слой. Смазанные детали устанавливаются на место, и катушка собирается в обратном разборке порядке.
Не все рыболовы любят делать эту работу
Факторы, влияющие на износ
Иногда возникают ситуации, когда нужно провести внеплановое обслуживание. Например, попадание воды внутрь механизма. Вроде ничего страшного, но, когда вода попадает внутрь, образуется эмульсия, которая может убить механизм за короткий промежуток времени.
Если в катушку попала вода, нужно сразу прекратить ей пользоваться. Также не стоит класть на песок или грязь. Если инородные тела попадут внутрь снасти, это значительно сократит срок службы механизма.
Но самым главным фактором, ускоряющим износ, являются экстремальные нагрузки. Помните, что не стоит пользоваться ей как лебедкой. При вываживании рыбы нужно, чтобы основная нагрузка ложилась на спиннинг. Если использовать снасть в нещадных условиях, в скором времени может потребоваться ремонт, произвести который самостоятельно уже не выйдет.
Уход за безинерционной катушкой. Основные правила
После того, как закрылся сезон открытой воды, ответственные рыбаки занимаются обслуживанием и ремонтом своих снаряжений. Безинерционная катушка – довольно сложный механизм и для того, чтобы в решающий момент она не подвела, на рыбалке не доставляла неудобств и чтобы дольше прослужила, за ней необходим регулярный и грамотный уход.
Многие владельцы катушек подчас даже не имеют представления о том, как правильно должен производиться уход за безинерционной катушкой. Поэтому в этой статье хочется уделить внимание плановому техническому обслуживанию безинерционных катушек.
Обслуживание любой безинерционной катушки следует проводить не менее одного раза в год. Это позволит поддерживать ее эксплуатационный и технический ресурс на необходимом уровне. Если же катушку часто используют в неблагоприятной среде для ее механизма (песчаная пыль, соленая вода, грязь и т.д.), или же катушка была уронена в воду, тогда смазывать ее необходимо в течение сезона использования несколько раз. Лучше всего если будет проводиться полная замена во всем механизме смазочных материалов, а не простое нанесение новой смазки поверх старой. Ведь для большинства уже не секрет, что в той воде, в которой мы ловим рыбу, содержится довольно огромное количество различных твердых (абразивных) микроэлементов, а те при попадании внутрь механизма безинерционной катушки, остаются на поверхности именно смазанных деталей.
Читайте также следующие статьи про катушки для удочек:
Порядок действий при очистке и смазке катушки
Рыбаки со стажем при разборке катушки рекомендуют располагать детали на бумаге по порядку их складывания. Разборка и сборка безинерционной катушки довольно нелегкий процесс. Рассмотрим простой порядок действий при осмотре и очистке безинерционной катушки.
Сперва с поверхности катушки тряпочкой следует удалить пыль, так как при дальнейшем вскрытии катушки она может попасть в механизм. Если же пыль въелась тогда следует протереть катушку тряпочкой или ушной палочкой, которая смочена в бензине для зажигалок или же эфиром.
Затем необходимо удалить пыль под ротором. Для этого снимаем шпулю и поворачиваем рукоятку катушки таким образом, чтобы ось шпули находилась в крайнем переднем положении.
С оси шпули снимаем стопорное кольцо с шестерней.
Затем следует отвернуть винт, который фиксирует гайку, держащую ротор и снять стопорное кольцо, если такое есть на Вашей катушке. На разводном ключе необходимо установить размер, который соответствует размеру гайки, и открутить ее. Если же гайка не поддаются больших усилий прилагать не стоит, так как на некоторых катушках у такой гайки обратная резьба. Необходимо попросту покрутить в другую сторону.
Когда открутите гайку, отметьте положение ротора по отношению к втулке, на которой он расположен. Для этого хорошо воспользоваться водостойким маркером, чтобы нанести точки на втулку и на ротор. Это необходимо затем, чтобы при сборке ротор поместить в прежнее положение. Если этим советом пренебречь, тогда при вращении ротор может начать чиркать. После этого следует сдвинуть ротор вперед.
Для того, чтобы удалить пыль, которая находится с внутренней стороны ротора и с корпуса катушки следует воспользоваться зажатым в пинцете ватным тампоном. Оси роликов обгонной муфты смазываем жидкой смазкой. Следует заметить, что в обгонную муфту не следует лить много масла, так как она будет проскальзывать. Особенно актуально это, если катушка будет использоваться в зимний период. После того как обгонная муфта была смазана, ротор следует поставить с учетом пометок на место, и слегка пошевелить его, чтобы он принял старое положение. Затем завинчиваем гайку, стопорное кольцо устанавливаем на место и привинчиваем стопорный винт.
После этого следует снять ручку и снять крышку, закрывающую механизм катушки. У некоторых катушек для этого требуется снять фрикционный тормоз или разобрать другие узлы.
Перед тем, как вынуть ведущую шестерню, следует пометить взаимное расположение шестерней. Это можно сделать, используя несмываемый маркер. Пометки необходимы для того, чтобы при сборке, возможно было обеспечить взаимное исходное расположение шестерней, поскольку у зубьев шестерней индивидуальная пригонка. Если же нарушить расположение, катушка будет вращаться с затруднением, и будет издавать звук. Следует заметить, что сегодня в продаже появляются катушки, в которых применена специальная технология, позволяющая не прибегать вообще к процедуре совмещения зубьев.
После того, как были сделаны пометки, необходимо вынуть ведущую шестерню. Если же ведущая шестерня, хотя бы с одной стороны вращается на втулках, необходимо трущиеся поверхности втулок смазать густой смазкой.
Внутри корпуса катушки другие трущиеся узлы также необходимо смазать густой смазкой. Переусердствовать не стоит, так как при нагреве катушки на солнце смазка потечет из щелей. После этого закрепляем на место ведущую шестерню, учитывая пометки, и закрываем корпус механизма катушки. Ручки ставим на место. Если трущийся узел рукоятки не на шарикоподшипниках, в таком случае его также смазываем густой смазкой. Шпулю также ставим на место. Густой смазкой смазываем оси вращения дужки и механизм возврата дужки.
Смазывая узлы возврата дужки, следует соблюдать осторожность – там есть различные мелкие детали, которые могут выпрыгнуть, если пошевелить при снятой защитной крышке дужку. В таком случае после того, как сняли защитную крышку, необходимо сперва достать незакрепленные детали, а уже потом смазывать.
Несколько замечаний относительно смазочных материалов
Использовать лучше всего смазку той же фирмы, что и катушка. Если же Вы не нашли такую смазку, тогда можно воспользоваться смазкой для катушки другой фирмы, это намного лучше нежели смазка, которая вообще не предназначена для катушек. Специальные смазки разных фирм-производителей обычно смешиваются нормально, но лучше этого не делать, а если Вы сменили марку смазки, желательно сначала удалить старую.
Для катушек также иногда используют смазки силиконовые для оргтехники. Но прежде, чем наносить эту смазку необходимо удалить старую, так как такие смазки плохо смешиваются с синтетическими и минеральными, которые в большинстве случаев используются для катушек.
Некоторые используют вакуумные масла, так как они химически являются нейтральными. Как крайний случай в качестве густой смазки можно использовать Циатитм 203, а в качестве жидкой – масло для швейных машин.
Для смазки катушек не рекомендуется использовать жидкость WD-40 и моторные масла. Особенно это актуально для катушек, которые содержат большое число пластиковых деталей, так как жидкость WD-40 и присадки, которые применяются в моторных маслах, могут спровоцировать их разрушение.
Правильная эксплуатация и уход за безинерционной катушкой
Безинерционная катушка имеет очень простое техническое строение. Одним из важных компонентов катушки, является механизм подачи шпули. Эти механизмы бывают двух видов: локомотивный и червячный. Эти два механизма значительно отличаются по строению. Но описывать конструкцию катушек не мы не будем, так как посмотреть и сравнить их можно при покупке в магазине.
У продавца можно поинтересоваться, какой механизм подачи шпули у катушки. Стоит только заметить, что локомотивный механизм гораздо проще, так как детали делаются методом литья, а уже детали червячного механизма проходят дополнительную инструментальную обработку. По этой причине катушки с червячным механизмом стоят дороже, они долговечнее и надежнее в эксплуатации, а также имеют плавный ход.
В тормозной системе катушки предусмотрен мгновенный антиреверс, то есть мгновенный стопор обратного движения. Действие тормоза можно проверить наглядно, взяв катушку в руки и при включенной тормозной системе прокрутив ручку вперед и назад. Если ручка катушки при движении назад сразу остановилась, притом мягко без стука, то этот элемент присутствует.
В случае если при движении ручки назад прокручивается хотя бы на 5-10 мм и слышно характерный стук, то в этом случае тормозная система обычная, а не мгновенная. Мгновенный антиреверс дает возможность повысить чувствительность и сделать мгновенную результативную подсечку.
Ролик лесоукладывателя может иметь обычную форму в виде правильного конуса, который не так эффективно оказывает сопротивление закручиванию лески. Поэтому лучше найти катушку с роликом вида Twist-Baster, который от обычного отличается другой формой в виде неправильного конуса, то есть одна сторона конуса – немного больше. Леска, проходя через ролик вида Twist-Baster, соприкасается с большей частью поверхности, чем в обычном ролике, вследствие чего успевает лучше распрямиться, что очень важно при ловле плетеным шнуром. Фактически тонкий шнур, да еще и закрученный, даже хорошо уложенный на шпулю все одно через какое-то время сбрасывает петли. Поэтому ролик вида Twist-Baster, позволит продлить срок службы лески или шнура, экономя средства и сберегая нервы рыбака.
Помимо этого ролик должен быть непременно покрыт нитридом титана это материал, который имеет высокую стойкость к механическому стиранию. Этот сплав золотистого цвета.
Безинерционная катушка, как и любой другой технически механизм требует правильного применения. Следует осторожно эксплуатировать катушку, поэтому необходимо знать несколько правил.
Отводить дужку лесоукладывателя надо плавно пальцами до окончательного фиксирующего момента. Рукой до первоначального положения нужно сбрасывать дужку так, чтобы дужка упиралась на большой палец. Таким образом, предотвращается раньше времени износ и устраняется непроизвольный сброс дужки при забросе.
Не следует затягивать фрикционный тормоз сильно туго, и в случае если зацепили блесну за водоросли или корягу, то к себе не тяните с большой силой, так как это ускорит износ механизмов. Лучше к этому месту подплыть на лодке или потихоньку подтягивать леску руками. Старайтесь при эксплуатации не намочить катушку, особенно в речной воде. А также избегайте падений, ударов и т.д. Если катушка упала в песок, не переворачивая, поднимите ее, чтобы песок не насыпался внутрь. Затем метелкой из травы обмахните ее. Отсоедините шпулю и проверьте, есть ли песок вокруг штока ротора. Если же есть, в таком случае использование катушки лучше всего прекратить, так как в противном случае песок затянется внутрь ротора и окажется на шестернях. Дома ее необходимо разобрать и тщательно протереть. Хотя вероятность того, что песок окажется внутри не так уж и велика, как у воды, поскольку конструкция безинерционных катушек по возможности старается предохранять их механизм от такой неприятности.
Другой разговор, если катушка была уронена в воду. Ни в коем случае нельзя вращать рукоятку, так как грязь из воды может попасть в подшипник. Одной из самых распространенных ошибок спиннингистов является попытка проверить все ли с катушкой после падения в воду в порядке. Ловлю этой катушкой необходимо прекратить. А эту следует привести домой, разобрать, вытряхнуть воду, удалить смазку, подшипник промыть в очищенном бензине, просушить феном, все собрать и нанести новую смазку. Катушки, которые относятся к высокому классу довольно дорогие, поэтому такой тщательный уход без сомнения себя окупит, так как таким образом Вы продлите ее работоспособное состояние.
Катушку храните и перевозите в хорошо закрытой коробке, чтобы уберечь от попадания пыли и влаги. Если правильно эксплуатировать катушку, то обслуживание катушек сводится, лишь к своевременному смазыванию.
Видео – ремонт безынерционной катушки:
Заключение!
Возможно, если Вы первый раз проводите техническое обслуживание безинерционной катушки, эта процедура покажется Вам довольно громоздкой и сложной. Это так и есть, но только в первый раз. С каждым последующим разом разборка и смазка катушки будет даваться Вам легче и легче, как говориться опыт приходит с практикой.