Образ повествователя записок охотника

Образ Тургенева в “Записках охотника” – сочинение о рассказчике

Образ Тургенева в “Записках охотника” особенно интересен, поскольку его манера повествования, его видение природы, жизни людей – это и есть особое, неповторимое художественное пространство. Оно неторопливо, удивительно живописно и полно веры в людей, в красоту их душ, в поэзию их жизни. Автор видит простых крестьян романтиками, раскрывает их индивидуальность, избегая собирательного понятия “мужик”.

Образ рассказчика в “Записках охотника”

Рассказчик легко знакомится с разными людьми, они открывают свои души благодарному слушателю, интересному собеседнику. Секрет в том, что Тургеневу по-настоящему интересна каждая мелочь, каждое слово, сказанное собеседником. Он внимателен и деликатен, терпелив и наблюдателен. В образе Тургенева в рассказах “Записки охотника” нет сословной иерархии. В произведениях крестьяне часто называют его “барином”, однако автор разговаривает с любым мужиком на равных, у уважением и интересом.

Общая любовь к природе, страсть к охоте связывает Тургенева-рассказчика с простыми крестьянами, ведь именно их чаще всего можно встретить на лугу, в поле, в лесу. Особенно захватывает повествователя пение крестьян, их народное достояние – фольклор. С огромным восхищением автор слушает пение Яшки-Турка (“Певцы”), голос которого славится во всей округе. Это звучание невозможно передать словами, но автор очень живо изображает сцену в кабаке.

Близость к народу

Тоска по Родине сказывается в образе рассказчика (Тургенев много времени провёл за границей), он замечает каждую травинку, дуновение ветра, бабочку, описывая всё это с невероятным вдохновением и мастерством. В рассказе “Бежин луг” мальчишки, собравшись у костра на ночёвку, приглашают автора разделить с ними ночлег. Делясь с читателем рассказами, услышанными от сельской ребятни, автор проникается их судьбами, восхищается самостоятельностью и смелостью ребят. Детская непосредственность, любознательность и чистота отражена в диалогах, рассказах о русалках, домовых и другой нечисти.

Автор знаток народных поверий и примет, его близость к простому народу подкупает тех, кто встречается автору, они с удовольствием делятся историями из своей жизни. Как часто бывает в жизни, самое сокровенное люди рассказывают случайному человеку, именно в такой ситуации рождаются замыслы рассказов И. Тургенева.

Статья содержит подробный материал для подготовки к сочинению “Образ Тургенева” в “Записках охотника”.

Образ Тургенева в “Записках охотника”

Образ Тургенева в “Записках охотника” особенно интересен, поскольку его манера повествования, его видение природы, жизни людей – это и есть особое, неповторимое художественное пространство. Оно неторопливо, удивительно живописно и полно веры в людей, в красоту их душ, в поэзию их жизни. Автор видит простых крестьян романтиками, раскрывает их индивидуальность, избегая собирательного понятия “мужик”.

Образ рассказчика в “Записках охотника”

Рассказчик легко знакомится с разными людьми, они открывают свои души благодарному слушателю, интересному собеседнику. Секрет в том, что Тургеневу по-настоящему интересна каждая мелочь, каждое слово, сказанное собеседником. Он внимателен и деликатен, терпелив и наблюдателен. В образе Тургенева в рассказах “Записки охотника” нет сословной иерархии. В произведениях крестьяне часто называют его “барином”, однако автор разговаривает с любым мужиком на равных, у уважением и интересом.

Общая любовь к природе, страсть к охоте связывает Тургенева-рассказчика с простыми крестьянами, ведь именно их чаще всего можно встретить на лугу, в поле, в лесу. Особенно захватывает повествователя пение крестьян, их народное достояние – фольклор. С огромным восхищением автор слушает пение Яшки-Турка (“Певцы”), голос которого славится во всей округе. Это звучание невозможно передать словами, но автор очень живо изображает сцену в кабаке.

Близость к народу

Тоска по Родине сказывается в образе рассказчика (Тургенев много времени провёл за границей), он замечает каждую травинку, дуновение ветра, бабочку, описывая всё это с невероятным вдохновением и мастерством. В рассказе “Бежин луг” мальчишки, собравшись у костра на ночёвку, приглашают автора разделить с ними ночлег. Делясь с читателем рассказами, услышанными от сельской ребятни, автор проникается их судьбами, восхищается самостоятельностью и смелостью ребят. Детская непосредственность, любознательность и чистота отражена в диалогах, рассказах о русалках, домовых и другой нечисти.

Автор знаток народных поверий и примет, его близость к простому народу подкупает тех, кто встречается автору, они с удовольствием делятся историями из своей жизни. Как часто бывает в жизни, самое сокровенное люди рассказывают случайному человеку, именно в такой ситуации рождаются замыслы рассказов И. Тургенева.

Характеристика главных героев книги И.С. Тургенева «Записки охотника»

Главные герои

Хотя основную роль в рассказах занимает описание природы, Тургеневу удалось отметить все характерные черты быта крестьян и помещиков, внутреннюю силу обычных людей. В повествованиях автору удаётся настолько точно и красочно описать их привычки и поведение, вне зависимости от возраста. Без особого труда, но крайне подробно он описывает всю тягость жизни крепостных и насколько они были беззащитными.

Персонажей в сборнике не очень много, их можно перечислить в небольшой таблице:

Главные герои Второстепенные персонажи
Повествователь Арина Тимофеевна
Хорь Матрена
Калиныч Моргач
Ермолай Аркадий Павлович Пеночкин
Лукерья Барыня Елена Николаевна
Бирюк

Образ повествователя

Главный герой «Записок охотника», который и является повествователем, обычный помещик и любитель охоты. Путешествуя по средней полосе России с ружьём и преданным псом, ему встречаются не только крупные и мелкие землевладельцы, но и обычные местные крестьяне.

Повествователь наделён чутким, стеснительным, добрым и мягким характером. Он внимательно относится к чудесным образам родной земли, поэтому ему особо приятно находиться в уединении с природой, чем на различных праздниках.

Хорь и Калиныч

Хорь — крестьянин, платящий оброк. Пожилой мужчина, весьма крепкого телосложения, отличается высокой трудоспособностью. Вследствие чего, его семья живёт в полном материальном достатке и ни в чём не нуждается. В плане грамотности отстаёт, но имеет познания в других отраслях. Не любитель озвучивать свои мысли, но делает это со всей важностью и осторожностью. Обладает внимательностью, может дать сказать о любом человеке, какой он. Он реалистичен, полон энергии и делиться ею с окружающими.

Калиныч — лучший друг Хоря. Он — человек с доброй душой, весёлым и кротким характером. У него нет жены и детей, он не желает ими обзаводиться. Калиныч является полной противоположностью своего друга: любит мечтать, теоретик, романтичен, весьма деликатно чувствует окружающую природу. Он не выделяется рассудительностью и бережливостью, весьма наивный.

Ермолай, Лукерья, Бирюк

Ермолай — редкостный лентяй, является крепостным, но его помещик относится к нему весьма снисходительно и всё ему спускает с рук по причине наличия у Ермолая хорошего навыка в ловле рыбы и охоте. Ермолай:

  • неравнодушен к выпивке и разговорам по душам;
  • не любит ждать;
  • обладает добродушием.

У него есть жена, однако он не стремится проводить с ней время и уделять ей внимание, также не следит за своим развалившемся домом. У соседей он не пользуется авторитетом, они считают его дурачком, который всё время попадает в передряги.

Лукерья — женщина 28−29 лет, которая после неудачного падения теряет былую красоту и начинает болеть. Ее местные жители называют «живые мощи», потому что она выглядит очень худой. Рассказчик предлагает ей лечь в больницу, но та отказывается.

Бирюк — лесник, отличающийся особой ответственностью и серьёзностью. Мужчина очень трудолюбиво относится к своему делу. Заботе об обитателях леса — растениях, крупных животных и мелких зверьках, он посвятил всего себя. В его жизни было предательство со стороны жены, она сбежала с любовником, оставив ему двух детей. Внешне он очень угрюмый, однако очень добр, отзывчив и относится ко всем с милосердием.

Второстепенные персонажи

Арина Тимофеевна — жена мельника, потерпевшая господского произвола. Когда-то она была милой, скромной и угодливой служанкой, хозяйка относилась к ней весьма благоприятно. Полюбив лакея Петра, мельничиха получила страшный выговор от барыни. За такую выходку Арина с только родившимся малышом была послана в деревню, а её любимого отправили в армию. Таблица остальных героев следующая:

  1. Матрена. Это обаятельная девушка, крепостных кровей, её очень крепко любил юный помещик. Но эта любовь превратилась в настоящее испытание для девушки. Юноша долго уговаривал Матрёну сбежать от хозяйки, наконец-то решившись и сбежав, она не смогла стать счастливой, находясь с ним. В итоге она вернулась к барыне, чтобы избавить любимого от судебных гонений.
  2. Моргач. Это кучер барина, тот ещё везунчик, как только он стал приказчиком, ему открылась не только свобода действий, но и бессметные богатства. Он очень замкнутый, не особо дружелюбен, но и не сказать, что слишком злой. У него нет жены, только сын, который один в один похож на отца.
  3. Аркадий Павлович Пеночкин — юный помещик, бывший офицер, он искренне переживает за своих поданных и постоянно ругает для их же благополучия. Он очень воспитанный, здравомыслящий, дружелюбный. Единственный образованный человек, самый желанный жених.
  4. Барыня Елена Николаевна. У нее в конторе работает 7 человек. Она заключает сделки с местными жителями, но поступает достаточно строго с теми, кто приходится ей не по нраву.

В «Записках охотника», жанр которой можно охарактеризовать, как повесть, все люди имеют разные нравы, образ жизни и судьбу. Целью Тургенева было как можно точнее описать тяжёлую жизнь крестьян в вечном противостоянии с духовным богатством.

Основная концепция сборника

При прочтении рассказов, входящих в сборник, главная тема и идея сразу бросается в глаза. В самом начале можно прочувствовать особую любовь и преданность к родным просторам и людям, которые присутствуют во всем сборнике.

Обнажая образы и нравы крестьян, обнародовав их людские качества, Тургенев преследовал основную идею сборника — раскрытие ужасов крепостного права, проявляя своё недовольство и отказ от него. Чтобы достичь основной идеи, Тургенев касался таких тем, как жизнедеятельность крестьян, их духовные и нравственные морали. Картины, созданные Иваном Сергеевичем, оказывались более чёткими на фоне понижения нравственных и духовных моралей дворян.

Следовательно, основой был не только протест и разоблачение, но и нравственное преимущество у крестьян над господами. Иван Сергеевич написал «Записки охотника» в промежуток с 1847 по 1857 гг. Эти произведения изначально были изданы отдельными рассказами, но в 1852 году их соединили в единую книгу «Записки охотника».

Повествования, вошедшие в книгу, оказались новой тенденцией в литературе, потому что никогда писатель не уделял такое особое внимание реальной жизни людей. Тургенев затрагивает различные образы, но предпочтительнее для него это крестьяне, именно поэтому читателю можно довольно близко узнать о них.

Цикл рассказов проходят в школе в старших классах. С помощью учителя проводится детальный анализ особенностей героев Тургенева. Это позволяет сложить целую картинку происходящего и получить общие сведения о произведении.

Конспект урока литературы по теме: И.С.Тургенев. «Записки Охотника». Духовный облик рассказчика

Тема. И.С.Тургенев. Общая характеристика книги «Записки охотника».

Духовный облик рассказчика – героя «Записок охотника».

Цель :

  • познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии И.С.Тургенева; выявить факторы, оказавшие влияние на замысел цикла рассказов «Записки охотника»; выявить внутреннее единство цикла и особенности духовного образа рассказчика «Записок охотника»;
  • формировать навыки работы с учебником и таблицами, навыки пересказа;
  • воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.
Читайте также:  Что качать таланты охотнику

Оборудование: учебники литературы для 7 класса, рабочие тетради, мультимедийная презентация.

І. Оргмомент.

II. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Обращение к домашнему заданию.

— Какие произведения И.С. Тургенева вы изучили в школе?

— О каких фактах биографии И.С. Тургенева вы знаете из курса русской литературы в школе?

3. Работа над темой урока.

— Когда начали издаваться отдельные очерки и рассказы из «Записок охотника»?

— Какие явления общественной жизни нашли отражение в «Записках охотника»?

— Что находится в центре внимания писателя?

— Из каких впечатлений, наблюдений, узнанных фактов складывалась книга «Записки охотника»?

— Почему картины русской действительности, изображенной в «Записках охотника», выглядят столь достоверно?

— Как официальные власти отреагировали на появление книги?

Слово учителя о И.С. Тургеневе

Иван Сергеевич Тургенев происходил из дворянской среды. Такая биографическая констатация для нас привычна: из этой среды вышло большинство крупнейших русских писателей XIX столетия. И, может быть, привычка-то как раз и мешает нам видеть парадоксальность самого этого факта.

Семья, в которой он родился и вырос, могла бы служить выразительнейшим примером того, как крепостничество уродует характеры самих господ. Его мать. Варвара Петровна, — говорить нужно сначала и преимущественно о ней, потому что она была фактически главой дома,—происходила из богатой провинциальной помещичьей семьи Лутовиновых.
Судьба как будто нарочно позаботилась о том, чтобы эта женщина с детских лет и до самого замужества испытала на себе все превратности и все обиды, какие только могли быть изобретены в обстановке помещичьего всевластия и безответственности.

Для матери, вышедшей замуж за другого, ее дочь от первого брака оказалась помехой, а отчим издевался над падчерицей, по-видимому, просто потому, что за нее заступиться было некому. В конце концов девушка должна была бежать из дому. Кров она нашла у родного дяди — Ивана Ивановича Лутовинова. Но и там ее ожидало то же — и надругательства. Кончилось тем, что старик деспот прогнал племянницу, и она должна была искать пристанища у чужих людей. Но вскоре дядя умер в одночасье, и она оказалась наследницей всего его большого состояния, включавшего в себя и то самое Спасское, которое известно теперь в всем мире.

Поздней осенью 1815 года в Спасское приезжал молодой, необычайно красивый отпускной кавалергард Сергей Николаевич Тургенев. На Варвару Петровну он произвел сильное впечатление, и она сразу же приняла меры. Как вспоминает близкая и сочувствующая ей современница, она через своих знакомых велела передать Сергею Николаевичу, «чтоб он смело приступил к формальному предложению, потому что отказа не получит». Характерная черта нравов: с чего бы, кажется» Сергею Николаевичу заробеть? Принадлежал он к старинной дворянской фамилии, ведущей свою родословную со времен Василия Темного; участвовал в Отечественной войне и за храбрость, проявленную в Бородинской битве, был награжден Георгиевским крестом, а теперь служил в одном из привилегированных гвардейских полков. Но Варвара Петровна хорошо знала, что делала: она не слыла красавицей и была на много лет старше Сергея Николаевича, но зато она была богатой невестой, а он — «нищий»: у его отца—при большой, семье — крепостных душ было всего что-то около 140.

Отношения в этой семье определялись довольно строго. Иллюзий не было, Сергей Николаевич, должно быть, даже и не пытался посягать на прерогативы Варвары Петровны как полновластной и самовластной хозяйки всего семейного состояния. В доме царила атмосфера отчужденности и еле сдерживаемого взаимного раздражения. Супруги сходились, пожалуй, только в одном — в стремлении дать своим детям наилучшее образование. На это не жалели ни денег, ни собственных усилий. Они внимательно следили за их прилежанием, входили во все подробности их ежедневных занятий и т. п. Уже в раннем детстве будущий писатель хорошо говорил и писал по-французски, по-немецки и по-английски; особое внимание в семье Тургеневых обращали на овладение родным языком: судя по его письмам, двенадцатилетний Иван Тургенев достаточно свободно ‘и непринужденно для своих лет умел выразить и неподдельную сердечность, и не по годам развитую наблюдательность, и свой врожденный юмор.

Но когда речь заходила о его детстве, Тургенев чаще всего вспоминал о том, в чем особенно резко сказывались крепостнические порядки и обычаи их семьи. Варвара Петровна считала телесные наказания универсальной мерой внушения; само собой понятно, что предназначена она была прежде всего для крепостных, но применяла она ее и к детям. Их секли за все: за невыученный урок, за не понятую взрослыми шутку или за невинную, пустячную шалость, секли по подозрению и чуть ли не на всякий случай.

В 1827 году Тургеневы всей семьей переехали в Москву — главным образом с той целью, чтобы продолжить образование детей. В те годы состоятельные дворяне предпочитали обучать своих детей не в казенных учебных заведениях, а в частных. Так поступили и Тургеневы: вскоре после приезда в Москву Иван был определен сначала в пансион Армянского института, а через несколько месяцев в пансион Вейденгаммера. Однако не прошло и двух лет, как его взяли и оттуда, и в дальнейшем никаких попыток поместить
Тургенева в какой-нибудь пансион или гимназию уже не предпринималось.
Подготовку к поступлению в университет он продолжал и завершил под руководством домашних учителей.

Тургенев учился в Московском университете всего только один год; в
1834 году он вместе с отцом и старшим братом, поступившим в Петербургское артиллерийское училище, переехал в Петербург и стал студентом тамошнего университета, который через два года и окончил. Однако впоследствии он говорил о Московском университете едва ли не чаще, чем о Петербургском, всегда отдавая предпочтение первому, перед вторым.

Петербургский университет с самого своего основания был постоянно под непосредственным неусыпным надзором правительства, что, разумеется, сказывалось на всех сферах университетской жизни. В Московском университете хотя бы по одной только дальности расстояния труднее было водворить столь вожделенную для николаевской администрации казенную благопристойность.
Воспитанники Московского университета особенно дорожили традициями вольнолюбивой студенческой общественности.

У Петербургского университета были и свои преимущества, в особенности для тех, кто учился на словесном факультете. Он находился в центре тогдашнего литературного движения: Пушкин, Крылов, Жуковский, Гоголь
— все они жили в Петербурге. Это не могло не сказываться и на университетской жизни. Большим влиянием в университете и на словесном факультете пользовался ‘профессор П. А.Плетнев, поэт и критик, один из ближайших друзей Пушкина, тот самый Плетнев, которому великий поэт посвятил своего «Евгения 0негина».

Писал он тогда много и смотрел на свою литературную работу, по- видимому, вполне серьезно. Убедительным подтверждением и того и другого является его письмо профессору А. В. Никитенко от 26 марта 1837 года: «Я колебался, должен ли я был послать драму, писанную мною 16 лет, мое первое произведение, — я столько вижу в ней недостатков, и вообще весь план ее мне теперь так не нравится, что если б я не надеялся на Вашу снисходительность, а главное, если б я не думал, что по первому шагу можно по крайней мере предузнать будущее, я бы никогда не решился бы Вам ее послать.

Тургенев не любил вспоминать о своих студенческих литературных опытах; самое начало своего писательства он отодвигал почти на десять лет — уже в сороковые годы. Очевидно, главным образом поэтому большая часть написанного им в университетские годы и не дошла до нас. С точки зрения зрелого, взыскательного художника, Тургенев был прав: сохранившиеся образцы его писаний не поднимаются над уровнем литературного ученичества. Но для историка литературы и для всякого, кто хочет понять, как пробивались первые ростки тургеневского дарования, они имеют неоценимое значение.

Он начинал свою писательскую деятельность в переходное для русской литературы: время. Это были годы после-декабрьской реакции. Та часть дворянства, из среды которой вышли декабристы, была деморализована. «Людьми овладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние. Высшее общество с подлым и низким рвением спешило отречься от всех человеческих чувств, от всех гуманных мыслей. Не»было почти ни одной аристократической семьи, которая не имела бы близких родственников в числе сосланных, и почти ни одна не осмелилась надеть траур или выказать свою скорбь».

Увлечение молодого Тургенева стихами Бенедиктова также было предопределено прежде всего условиями времени. На фоне той унылости, которая царила в стихах запоздалых подражателей Жуковского, стихи
Бенедиктова выделялись бодростью тона, размашистой энергией речи. Однако эти свойства могли предопределить лишь первое впечатление. При ближайшем рассмотрении стихи Бенедиктова обнаруживали закоренелую и, так сказать, стихийную консервативность их автора. Бенедиктов готов был украсить стиховыми узорами самые отвратительные явления николаевской действительности. Казарменные нравы он воспевал как воплощение рыцарства; с прямолинейностью лакея, допущенного в гостиную, он приходил в восторг от
«ароматной сферы балов» и т.п. Он простодушно признавался, что больше всего его вдохновляли «очи огневые, да кудри темные, да перси наливные».
Разумеется, эти предметы требовали соответствующих средств выражения.
Бенедиктов довел одно из свойств романтического стиля— сложную метафоричность — до крайней степени напряженности и вычурности.

Урок, заочно полученный от Белинского, был одним из важнейших моментов во всей писательской судьбе Тургенева. Ведь дело состояло не только в исправлении ошибок неопытного вкуса, хотя и это само по себе не так уж мало. Согласие с Белинским предполагало изменение взглядов не только на искусство, но и на саму жизнь и, стало быть, на отношение искусства к жизни: от поисков небывалого,, «великого» (недаром зрелый Тургенев назовет школу романтиков 30-х годов «ложно-величавой» школой) необходимо было переходить к изучению реальной действительности — во всех ее ипостасях; наступала пора наблюдений и анализа. Теперь наряду с литературными занятиями Тургенев много времени посвящал изучению философии. Интерес к философии был настолько серьезен, что Тургенев намеревался посвятить себя профессорской деятельности—именно по кафедре философии. Желание усовершенствоваться главным образом в этой области знаний и привело
Тургенева в Берлинский университет.

В этом, уже третьем, университете Тургенев с большими перерывами провел около двух лет. Он усердно изучал там Гегеля под руководством его ортодоксальных учеников и вместе с тем внимательно следил за выступлениями левых гегельянцев, во многом с ними соглашаясь; но, по-видимому, самым значительным моментом его тогдашних философских штудий было знакомство с сочинениями Л. Фейербаха; позднее Тургенев скажет, что из всех философов
Германии «Фейербах—единственный человек, единственный характер и единственный талант»

Тургенев изучал тогда не только философию, но и литературу—немецкую, французскую, английскую, итальянскую,— и искусство почти во всех его сферах. И все, что он знал, он знал основательно, не из третьих рук. О нем можно сказать, что он был эрудитом в самом точном и высоком смысле этого слова. Но книги не были единственным источником знаний; студентом он много путешествовал по Европе; музеи, мастерские художников, театры — видел он много, и много удержала его беспримерно обширная память. Однако он не был похож на туриста, озабоченного только тем, чтобы не пропустить какой-нибудь достопримечательности. В нем смолоду обнаружилась склонность любовно всматриваться в народную жизнь, где бы судьба ни свела его с ней.
Путешествуя в те годы по странам Западной Европы, он наблюдал, сравнивал и решал.

В феврале 1843 .года состоялось личное знакомство Тургенева с
Белинским. Белинский был старше Тургенева на семь лет, но ни тот, ни другой не замечали этой разницы. В своем отношении к молодым литераторам Белинский меньше всего напоминал снисходительного мэтра, мудреца, изрекающего истины, лишь ему одному ведомые. Он принадлежал к числу тех истинно мудрых людей, которые готовы учиться, у всякого, кто владеет полезными сведениями. Новый знакомец в этом смысле был для него особенно интересен.

Читайте также:  Кто такие охотники за покемонами

Тургенев не принадлежал у. числу тех писателей, к кому широкое
.признание приходит скоро или даже сразу, как, например, к Достоевскому, который после опубликования первого же его романа «Бедные люди» стал знаменитостью; в этом смысле и другие сверстники Тургенева—И. А. Гончаров,
В. Д. Григорович—на первых порах были гораздо счастливее его. В 1838—1842 годах он писал мало и только лирику. Но ни одно из немногих опубликованных им стихотворений не привлекло внимания ни читателей, ни критики. Отчасти, может быть, по этой причине он все большей больше внимания уделял поэме (с преимуществом эпического начала в ней) и драме. На этом пути его и ожидал первый успех: в апреле 1843 года вышла в свет его поэма «Параша», а в начале мая этого года появился очередной номер «Отечественных записок», в котором была напечатана большая безоговорочно хвалебная рецензия на ,нее
Белинского.

Среди произведений зарождавшейся тогда «натуральной» школы «Параша» не выделялась какой-то особой оригинальностью; незаурядным явлением в литературе она стала главным образом благодаря рецензии Белинского, хотя он вед речь, по существу, не столько о самой поэме, сколько о свойствах таланта Тургенева в целом. Тут еще раз во всей своей силе обнаружилась неповторимая способность Белинского видеть в первых, еще далеких от совершенства произведениях того или иного писателя самые коренные свойства его таланта.

Вот как в этой рецензии определены основные свойства таланта
Тургенева: «. верная наблюдательность, глубокая мысль, выхваченная из тайники русской жизни, изящная и тонкая ирония, под которою скрывается столько чувства, — все это показывает в авторе, кроме дара творчества, сына нашего времени, носящего в груди своей все скорби и вопросы его» ^ Эти строки похожи на пророчество задним числом, кажется, что такие заключения мог сделать только человек, хорошо изучивший все последующее творчество
Тургенева.

В «Литературных и житейских воспоминаниях» Тургенев признался, что когда он прочитал эту статью, то от горячих похвал критика «почувствовал больше смущения, чем радости» ‘. Это признание нуждается в поправке на время: автор «Записок охотника», «Дворянского гнезда», «Отцов и детей», наверно, уже не мог думать о своей ранней поэме без снисходительной улыбки.
Однако смущение, о котором он говорит, вполне вероятно: — Тургенев ив начале 1840-х годов не переставал сомневаться в своем художническом призвании, и статья учителя не только ободряла молодого писателя, но и обязывала его, давала критерий требований к самому себе и меру ответственности перед собственным талантом, перед литературой, перед обществом.

Тургенев написал небольшую, горячую статью на смерть Гоголя, которую председатель петербургского цензурного комитета запретил на том основании, что Гоголь — «лакейский писатель». Тогда Тургенев переслал статью в Москву, и там она стараниями его друзей — Боткина и Феоктистова — была напечатана.
Немедленно было назначено расследование; данные, полученные при перлюстрации тургеневских писем, и результаты наблюдений осведомителей были срочно обработаны, и Дубельт представил начальнику Третьего отделения
Орлову проект «всеподданнейшего» доклада, в итоговой части которого было сказано: «. Находя, с одной стороны, что в нынешнее время литераторы являются действующими лицами во всех бедственных для государства смутах и на них необходимо обращать строгое внимание, ас другой стороны, — что
Тургенев должен быть человек пылкий и предприимчивый, я полагал бы пригласить Тургенева в 3-е отделение соб. е. и. в. канцелярии, а Боткина и
Феоктистова к московскому генерал-губернатору, сделать им строжайшее внушение, предупредить их, что правительство обратило на них особенно бдительное внимание, и учредить за ними надзор полиции». В окончательном тексте этого документа Орлов по каким-то неизвестным причинам несколько смягчил и тон обвинений и саму меру пресечения: вместо .гласного полицейского надзора он предложил секретное наблюдение, то есть то, что уже было и до этого. Царю не понравилась эта «снисходительность». В своей резолюции (она приводится со всеми красотами стиля и вольностями орфографии) написал следующее: «Полагаю этого мало, а за явное ослушание посадить его на месяц под арест и выслать на жительство на родину под присмотр, а с другими предоставить г. Закревскому распорядиться по мере их вины». Во исполнение царской воли 28 апреля 1852 года Тургенев был водворен на съезжую 2-й адмиралтейской части. Даже по тем временам кара оказалась слишком жестокой; само собой напрашивалось предположение, что заметка о Гоголе была не единственной виной писателя. Так понимал этой сам
Тургенев. Вот что он писал своим друзьям во Францию: «Я нахожусь под арестом в полицейской части по высочайшему повелению, за то, что на печатал в одной московской газете статью в несколько строк о Гоголе. Это только послужило предлогом — статья сама по себе совершенно незначительна. Но на меня уже давно смотрят косо. Потому привязались к первому представившемуся случаю. Мои арест, вероятно, сделает невозможным печатание моей книги в
Москве» (Письма, II, 395—396). К счастью, последнее предположение не оправдалось: «Записки охотника» после некоторой задержки вышли в свет в августе 1852 года.

После освобождения из-под ареста Тургенев должен бы без промедления и задержек отправиться к месту своей ссылки — в родовое село Спасское-
Лутовиново. Полтора год продолжалось это уединение. В первые месяцы его не увлекала даже охота; творческая работа почти остановилась. Тогдашние его письма наполнены жалобами на одиночество, настойчивыми просьбами посетить его и слова ми самой искренней и горячей благодарности тем, кто хоть ненадолго приезжал к нему в Спасское. Как литератор, он всегда испытывал острую потребность в общении со своими собратьями по ремеслу, с людьми, любящими знающими искусство. Теперь встречи и беседы с людьми литературными мнениями которых он дорожил, были для него особенно необходимы.

«Отцы и дети» вызывали, по-видимому, самую ожесточенную полемику во всей истории русской литературы XIX столетия. Полностью принял Базарова и провозгласил его полным воплощением качеств революционного поколения 60-х годов один Д. И. Писарев. Антонович назвал Тургенева реакционером. Тургенев в пылу раздражения резко отзывался не только об Антоновиче, но и о
Некрасове и о Чернышевском.

Полемика вокруг «Отцов и детей» напугала его. Сначала ему казалось, что он уж больше никогда не добьется взаимопонимания с тем читателем, мнением которого он дорожил больше всего,— взаимопонимания с молодым читателем своего времени. В связи с этим в Сознании Тургенева возникла тема трагической судьбы художника; он снова пережил полосу сомнений в собственном художническом призвании. Прямым выражением этих настроений была повесть «Призраки», в которой Тургенев развивает мысль о том, что художническая мысль и художническая фантазия, в сущности, бессильны перед глубокими тайнами жизни и перед тайнами народного сознания. В эти же годы он, подобно Пушкину, в его знаменитом стихотворении «Сеятель», усомняется даже в плодотворности деятельности человека на благо общества. Именно об этом и идет речь в его повести «Довольно». Тем, что обыкновенна называют успехом у публики, он, по-видимому, уже не дорожил и все настойчивее думал о прекращении своей литературной деятельности. Но когда речь идет о
Тургеневе, эти слова — успех у публики—требуют особого пояснения. «Искренне признаюсь, что я воспитана страхе почтеннейшей публике и что не вижу никакого стыда угождать ей и следовать духу времени»’. Эти строки написал
Пушкин. Он знал, что дух времени не всегда и не полно воплощается в мнении публики; он знал, как она многолика и непостоянна, как подвержена влияниям моды. Он, сам испытавший великую благосклонность публики, видел, что она все та же «почтеннейшая публика», нарасхват покупает бездарные лакейски- услужливые романы Булгарина. Однако ж он хорошо понимал и другое: истинный поэт может обратиться только к той публике, которая дана ему судьбой; и он обязан долгом человечности пробуждать в ней «чувства добрые».

Тургенев и в этом смысле был похож на Пушкина. За свою долгую и не очень-то легкую жизнь и литературе он видел всякое: были годы, когда он был любимцем публики, ион находил в себе достаточно мужества и житейского такта, чтобы не делать вид, будто это сочувствие его нисколько не радует.
Позднее, на протяжении целого ряда лет, он был предметом ожесточенных нападение и справа и слева; он сердился на публику за ее холодность, отбивался, впадал в уныние, жаловался, грозился «положить перо»—и. ни на минуту не переставал терпеливо следить за тем, что волновало публику, на чем сосредоточились ее интересы. Его неизменное, внимание к жизни общества, неотступные думы о судьбах родной, страны помогли ему и на этот раз. Он пришел к мысли, что та острота общественной борьбы в стране, которая была так характерна для 60-х годов, не выражает всей глубины общественных процессов. Ему казалось тогда, что Россия несколько десятков лет может развиваться спокойно главное препятствие на пути ее прогресса— крепостное право — было отменено. Поэтому всякая борьба против реформационной политики правительства ему казалась вредной. Именно эта мысль и лежит в основе его романа «Дым». . «

Никогда еще сила тургеневского отрицания не выступала так открыто и прямо. Тургенев главные свои удары направил против крепостнической реакции.
Генеральская компания, собирающаяся вокруг Ратмирова — это люди чуждые не только народу, но и России. Не случайно Тургенев заставляет их действовать за границей: там они чувствуют себя непринужденнее, чем дома; в России они служат, подчиняются или распоряжаются, интригуют и только здесь живут, наслаждаются жизнью. Они враждебны, всему новому, всему, что хотя бы косвенно связано с идеей свободы. Здесь Тургенев, как и в годы создания
«Записок охотника», еще раз возвращается к своей мысли о том, что дворянская среда, оторванная от народа и противопоставившая себя народу, враждебна человечности, враждебна искреннему человеческому чувству, враждебна красоте.

В критике, и современной Тургеневу и позднейшей, много споров вызывает вопрос о положительной программе Тургенева, как она выражена в этом романе. Современникам казалось, что Потугин является выразителем мнений самого Тургенева. На первый взгляд это как будто бы так и есть.
Мысль о том, что России нужна цивилизация, что ее нужно лечить
«гомеопатическими средствами», то есть улучшать общественный быт постепенно, терпеливо внедряя элементы европейской культуры, — это давняя излюбленная мысль Тургенева.

«Литературная деятельность Тургенева,— писал Салтыков-Щедрин в некрологической статье о Тургеневе, — имела для нашего общества руководящее значение, наравне с деятельностью Некрасова, Белинского и Добролюбова. И как ни замечателен сам по себе художественный талант его, но не в нем заключается тайна той глубокой симпатии и сердечных привязанностей, которые он сумел пробудить к себе во всех мыслящих русских людях, а в том, что воспроизведенные им жизненные образы были полны глубоких поучений.

Тургенев был человек высокоразвитый, убежденный и никогда не покидавший почвы общечеловеческих идеалов. Идеалы эти он проводил в русскую жизнь с тем сознательным постоянством, которое и составляет его главную и неоцененную заслугу перед русским обществом. В этом смысле он является прямым продолжателем Пушкину и других соперников в русской литературе не знает».

Читайте также:  Тихая охота причины тихой охоты у коров

Принято говорить, что искусство проверяется временем. Это правда. Но ведь само-то время—вещь не только «необычно длинная», но и сложная. Теперь- то мы знаем, сколько относительности в этом понятии и как по-разному переживается нами эта реальность — время. Поглощенные нашими ежедневными делами—крупными и мелкими, — мы обыкновенно не замечаем его, но бывает и так
— правда, весьма редко,— что оно вдруг предстанет перед нами все целиком—чуть ли не от эпохи строительства древнеегипетских оросительных систем до событий сегодняшнего утра. И чаще всего это происходит Под воздействием подлинного искусства.

Россия, какой она была сто с лишним лет тому назад, какой знал ее
Тургенев, изменилась так, как она не изменилась, может быть, за целую тысячу лет до него. В сущности, все, что мы встречаем на первом плане его произведений, безвозвратно ушло в прошлое. Время давно уже разрушило последние остатки подавляющего большинства тех барских усадеб, которые так часто встречались на дорогах этого писателя; сама недобрая память о помещиках и о дворянстве в его целом в наше время очень заметно потеряла в своей социальной остроте. И русская деревня уже не та.

Но, оказывается, судьбы его героев, таких далеких от нашей жизни, возбуждают в нас самый непосредственный интерес; оказывается, все, что ненавидел Тургенев, в конце концов ненавистно и нам; что он считал хорошим, чаще всего является таковым и с нашей точки зрения. Конечно, во многом мы с ним не можем согласиться, но только у самых самодовольных (они же, по убеждению Тургенева, и самые ограниченные) людей может появиться при этом чувство превосходства: мы и спорим с ним, как с нашим современником—мудрым и добрым. Художник победил время.

3.2. Сообщение учащегося об истории создания и сюжетах книги «Записки охотника».

В конце 1846 года, задумав расстаться с литературной деятельностью, И.С.Тургенев, автор ряда интересных, но недостаточно оригинальных в то время поэм и рассказов, отдаёт как бы «на прощание» небольшой очерк о дружбе двух крестьян-простолюдинов в заново издаваемый (под редакцией Н.А.Некрасова и И.И.Панаева) журнал «Современник». Очерк, озаглавленный «Хорь и Калиныч», появился в первом номере журнала за 1847 год в разделе «Смесь». В таких разделах обычно печатали статьи на естественно-географические, экономические и этнографические темы.

В редакции затруднились определить жанр присланной работы Тургенева и решили снабдить её подзаголовком: «Из записок охотника». Когда же книжки первого номера «Современника» дошли до читателя, случилось нечто неожиданное: все говорили о талантливом, проникнутом глубокой симпатией к мужику рассказе неизвестного автора. Каждый стремился узнать, кто скрывается под инициалами Т.Л. (Тургенев-Лутовинов).

Этот непредполагаемый успех возвратил Тургенева к литературе, побудив его работать над очерками и дальше. Друзья говорили, что он напал на свой истинный род, на свою дорогу. И вот в течение 1847-1852 гг. Тургенев создаёт ещё более 20 очерков. В 1852 г., объединённые общим название «Записки охотника» вышли отдельной книгой, обеспечив автору широчайшую известность. Очень скоро книга была переведена на французский, потом на английский и немецкие языки. И всюду она воспринималась как необычно цельная, яркая художественная вещь, имеющая своё неповторимое лицо. «Ваши крестьяне, — сообщала Тургеневу знаменитая французская писательница Жорж Санд, — Ваши помещики предстают перед нами с исключительной рельефностью… Ни один исторический памятник не может раскрыть Россию лучше, чем эти образы».

Писатель возвратился к «Запискам охотника» уже в последние годы своей жизни, добавив ещё три рассказа, и теперь в составе «Записок охотника» мы имеем 25 очерков, каждый из которых обладает своим сюжетом и в то же время входит в единый повествовательный цикл, скреплённый позицией рассказчика, выступающего в роли действующего лица, охотника.

Охотник побывал во многих местах Орловской, Калужской губерний, встречался с людьми разных сословий и повествует об увиденном с той художественной непосредственностью, какая свойственна лишь произведениям, созданным на основе личных впечатлений. В книге множество действующих лиц, большое количество диалогов, сцен, масса житейских историй, бытовых случаев. Они не имеют внешней композиционной связи, тем не менее, книга оставляет впечатление тонко спаянного единства, скреплённого не только образом рассказчика, но и общим настроением, идейным пафосом произведения.

Всегда считалось, что содержание «Записок охотника» связано с осуждением крепостного права. Это действительно так. Писатель дал «аннибаловскую клятву» никогда не примириться с крепостными порядками, бороться с ними всеми средствами, в том числе средствами художественной литературы. «Записки охотника» как никакое другое произведение Тургенева подтверждают серьёзность его намерений. Правительство, усмотрев в книге Тургенева недозволенный выпад против существующего порядка, решило выслать писателя, правда, в собственную деревню (Спасское-Лутовиново Орловской губернии, 1852 год), без права появления в обеих столицах в течение двух лет.

Такова политическая подоплека «Записок охотника». Их антикрепостнический пафос очевиден.

«Записки охотника» — это художественная летопись русской крепостной деревни, необыкновенной силы обличительный документ, направленный против крепостничества.

— Против чего был направлен обличительный пафос книги «Записки охотника»?

3.3. Составление плана «Духовный облик рассказчика в художественном мире «Записок охотника»» по ходу сообщения учителя.

Но книга Тургенева интересна ещё и глубокой постановкой вопроса о сущности народа, его возможностях, свойствах, задачах, так и не раскрывшихся до конца.

Как же раскрывается тема народа в «Записках охотника»?

За неприглядной внешностью крестьян, их простыми, а часто и скудными формами бытия писатель сумел рассмотреть многие истинно человеческие, прекрасные по сути качества. И не случайно уже по первому очерку «Хорь и Калиныч» Белинский сделал вывод о том, что Тургенев зашёл к народу «с такой стороны, с какой до него к нему ещё никто не заходил». Это было новаторство, имевшее важные последствия для всей русской литературы.

Тургенев не просто описывает крестьян, рассказывает о них, воспроизводит их речь, характеризует поступки, но как бы заглядывает им в души, чтобы там увидеть нечто сокровенное и таким образом поведать о многих благодатных свойствах народа. И оказалось, что «мужик – это действительно человек, а не забитое существо, часто – больше человек, нежели раб бессловесный, и притом прекрасный человек, обладающий верным пониманием сущего, каким не обладают порою и образованные люди из привилегированных сословий.

При этом Тургенев не идеализирует крестьян – в них есть, как показывает автор, и беспечность, смешанная нередко с бестолковостью, и раболепие; часто они бывают склонны к выпивкам, суеверны, темны. Но всё это, если внимательно присмотреться, — общий результат их тяжёлой жизни. Тем удивительнее, что при таких условиях многие крестьяне не утратили ни здравомыслия, ни достоинства, ни веры в лучшее, хотя и не знали, в чём оно должно заключаться.

«Записки охотника» были чрезвычайно популярны. К ним обращались известные иллюстраторы того времени.

3.4. Экскурсия по выставке иллюстраций, фотографий, рисунков к «Запискам охотника», организованная учителем. Пересказ учащимися эпизодов, изображенных на иллюстрациях.

3.5. Заполнение правой части таблицы.

Страсть к охоте

Черта глубоко национальная, уходящая корнями в демократические стихии жизни

Обращение рассказчи ­ ка к героям, с которыми он встречается на своем пути

Обращается к человеку, минуя всяческие «приличия» и «условности», обращается к тому в нем, что составляет подлинную его сердечность, искреннее его существо

Обращение к читателю

Постоянно обращается к читателю, доверчиво делится с ним всем, что он видел, слышал, чувствовал

Герой доискивается сути виденного и слышанного, сопоставляет ее с прежними впечатлениями, приходит к обобщениям и выводам, словом, «исследует» интересующую его жизнь

3.6. Слово учителя.

Душою книги Тургенева является образ охотника-рассказчика. Его страсть к охоте — черта глубоко национальная, уходящая корнями в демократические стихии жизни. «Вообще охота свойственна русскому человеку, — считал Тургенев, — дайте мужику ружье, хоть веревками связанное, да горсточку пороху, и пойдет он бродить, в одних лаптишках, по болотам да по лесам, с утра до вечера». На этой общей для барина и мужика основе и завязывается в книге Тургенева особый характер человеческих взаимоотношений.

Русский охотник — это странник, бродяга, отрешившийся от тех ложных ценностей жизни, которые в мире социального неравенства разобщают людей.

Тургеневский рассказчик обращается к человеку, минуя всяческие «приличия» и «условности», обращается к тому в нем, что составляет подлинную его сердечность, искреннее его существо. Люди доверчиво сообщают ему свои тайны, обнажают перед ним интимные уголки своих душ. Широту душевную чувствуют в охотнике и встречающиеся с ним
чиновные люди.

Рассказчик постоянно обращается к читателю, доверчиво делится с ним всем, что он видел, слышал и чувствовал. Он побуждает читателя к откровенности и к такой же душевной чуткости, какую щедро дарит ему сам.

Рассказчик «Записок охотника» сохраняет характерные особенности устной речи писателя. Он доискивается до сути виденного и слышанного, сопоставляет ее с прежними впечатлениями, приходит к обобщениям и выводам, словом, «исследует» интересующую его жизнь.

3.7. Обращение к таблице.

3. 8.Разбор особенностей «Записок охотника».

  • Посвящены одной теме – изображению тяжелой жизни крепостного крестьянства.
  • Имеют одного рассказчика – дворянина-охотника.
  • Изображают лучшие нравственные качества русского народа.
  • Содержат мастерские пейзажные зарисовки русской природы.

Композиция рассказов – зеркальна. Небольшая предыстория, часто сопровождаемая пейзажем, затем знакомство с новым героем: его портрет, история жизни, затем беседа с ним. Концовка, как правило, неожиданная, никаких выводов, никакой морали мы не встретим: нам представляется право самостоятельно делать выводы.

3.9. Сообщение учащегося о воспоминаниях писателей о «Записках охотника» (И.А. Гончаров, Л.Н. Толстого и др.).

И.А. Гончаров, прочитав «Записки охотника» во время своего кругосветного путешествия, у берегов Китая – за тысячи вёрст от России – ощутил её дух, её живое присутствие: «заходили передо мной эти русские люди, запестрели берёзовые рощи, нивы, поля и прощай, Шанхай, камфарные и бамбуковые деревья и кусты, море, где я – всё забыл. Орёл, Курск, Жиздра, Бежин луг – так и ходят около». Гончаров отметил, что Тургенев не только с детства «пропитался любовью к родной почве своих полей, лесов», но и «сохранил в душе образ страданий населяющего их люда».

Л.Н. Толстой писал, что рассказы тургеневского цикла ещё в юности открыли ему, что русского мужика «можно и должно описывать не глумясь и не для оживления пейзажа, а можно и должно описывать во весь рост, не только с любовью, но с уважением и даже трепетом».

В.Г. Короленко вспоминал, как, познакомившись в свои гимназические годы с «Записками охотника», впервые испытал чувство внутреннего обновления, ощутил духовное просветление: «Меня точно осияло. Вот они, те „простые“ слова, которые дают настоящую, неприкрашенную „правду“ и всё-таки сразу подымают над серенькой жизнью, открывая её шири и дали, озарённые особенным светом».

М. Горький называл «Записки охотника» в числе книг, которые «вымыли» ему душу, «очистив её от шелухи».

III. Подведение итогов урока.

Какимпредстает перед вами характер и образ И.С. Тургенева?

— Продолжите фразу: «Книга И.С. Тургенева «Записки охотника» — это. »

IV. Домашнее задание.

1.Прочитать рассказ И.С.Тургенева «Хорь и Калиныч».

— подготовить комментарии «историка» к названиям и фразам: «Болховский и Жиздринский уезды», «и на запаханной земле высек его же бабу», «Стреляй себе тетеревов да старосту меняй почаще», «попал Хорь в вольные люди… кто без бороды живёт, тот Хорю набольший?»;

— подготовить комментарии «литературоведа»: «Хвалил сочинения Акима Нахимова и повесть Пинну»;

Оцените статью
Adblock
detector