Кожевенное ремесло
Возникновение ремесла
Можно сказать, что шкуры, стали первым одеянием человека, а значит, искусство обработки кожи, стало одним из первых ремёсел, которыми овладел человек. Это древнейшее искусство продолжает существовать и развиваться и в наше время.
Процесс выделки шкур, строгали. С. Богородское, Горбатовский у.
Искусство художественной обработки кожи развивалось у разных народов, хорошо развито оно и на Руси. Известно, что уже в VI-VII вв., применялись различные способы обработки кож.
Знания по обработке кожи, технологии этого непростого дела, формировались постепенно и к XII веку ремесло стало довольно хорошо налажено, особенно в Новгородских землях.
Обувь. Новгород, XII в., собрание ГИМ
Технология обработки шкур
Для кожевенного производства требуется специальная обработка шкур животных. Каждая разновидность имеет свои особенности, одна эластичнее, другая прочнее, одна тоньше, другая толще и так далее.
Обработанная кожа делится на три вида: сырая; сыромятная; дублёная. Главная цель этих разных способов одна — сделать кожу прочной, не ломкой, эластичной и долговечной. Итак, разными способами, или применяя жир, или дубильные вещества, есть и другие методы, мастер добивается нужного результата.
Сыромятня. С. Богородское, Горбатовский у.
Этапы обработки кожи практически полностью дошли до наших времён неизменными. Конечно, в наше время многое механизировано, применяются современные химические вещества, повышающие качество и ускоряющие процесс обработки.
Сначала, как и много веков назад, кожу очищают от грязи, затем вымачивают и освобождают от шерсти. Для ускорения очистки, уже в XI веке в Новгородских кожевенных мастерских применяли золу и известь.
Кожаные сапожки. Собрание ГИМ, г. Москва.
Затем кожи квасили, а потом дубили. Дубильные вещества получали из коры таких деревьев как дуб, ольха, ива. Способ пересыпания кож для дубления корой сохранялся в некоторых уездах до XIX в.
В письменных источниках подтверждается, что кожу квасили специальной закваской, хлебным квасом. Но лучшее качество получали вымачивая сырьё в киселях.
Кожевенные изделия
Кожевенное ремесло издавна обеспечивает людей очень разнообразными изделиями, без которых, иной раз, трудно обойтись даже в наш век развитых технологий и различных синтетических заменителей.
- одежда
- обувь
- аксессуары
- предметы быта
- оборудование
Это лишь основные виды. Из кожи делали вёдра для воды, непромокаемые мешки для сыпучих продуктов и пороха, ремни, ножны. Лёгкая и тёплая обувь, различного вида одежда, в том числе и нарядная, расшитая жемчугом и бисером. По-разному обработанная кожа служила жильём и закрывала оконные проёмы в доме.
Украшение для сумочки. Новгород, XII в., собрание ГИМ
Отдельно нужно упомянуть использование кожи для изготовления книг, тончайшая кожа, особым образом обработанная, называлась пергамент. По мере развития печатного дела, научились делать высокохудожественные переплёты для книг из кожи. Украшали их с помощью тиснения, выжигания, раскрашивания, золочения.
С развитием технического прогресса ассортимент кожевенных изделий только ширился. Поначалу, из кожи делали сбруи, сёдла, отделывали оружие и изготавливали мебель. Затем, появились автомобили, в которых сидения и рули конечно отделывались кожей.
Изделия из кожи в современной жизни
Развитие кожевенного дела
В России кожевенное дело было развито повсеместно, и к началу XX века мировой рынок охватил буквально «кожевенный бум». Сейчас звучит удивительно, но во Франции даже появился очень дорогой одеколон «Русская кожа», поскольку изделияиз этого материала действительно были очень популярны.
Выделанные куски кожи
В наше время, художественная обработка кожи продолжает быть очень популярной. Помимо больших производств, открывается много частных, а так же есть много индивидуальных художников, постоянно работающих над созданием современных изделий. Есть и такие, которые стараются отдавать дань традиционным техникам.
Кожевенное ремесло новгородцев
Раскопки доказывают, что в Новгороде кожевенный промысел с XI-XII вв. был развит великолепно. Кожу вырабатывали настолько качественно, что она сохранила прочность и эластичность до наших дней.
Её умели выравнивать, по всему изделию она одинаковой толщины. Для различных изделий умели придавать коже разную степень жёткости.
Интересно, что к XV-XVI вв. среди кожевенников выделились подошвенники.
Кожу умели окрашивать. Встречается чёрный, коричневый, жёлтый цвет. Так же есть в собраниях музеев красные, зелёные образцы.
Развитие скотоводства
Конечно, ремесло выделывания кож, неразрывно связано с развитием скотоводства.
Основные животные, из шкур которых получают сырьё — лошади, козы, овцы, свиньи, крупный рогатый скот. на севере России это ещё и северный олень.
Авторские права
Вы можете приобрести изделия народных художественных промыслов в магазине «Русские ремёсла»!
Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Мы предлагаем традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.
Мы гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.
История кожевного ремесла
С глубокой древности кожевенный материал, как один из видов природного сырья, занимал в жизни человека особое место. По доступности, повсеместному распространению и восполняемости ресурсов он, пожалуй, превосходил даже дерево.
Кожа с древних времен считается не просто утилитарным и функциональным материалом для изготовления самых различных изделий, от одежды до технических деталей. Натуральная кожа всегда ценилась как уникальный материал, обладающий неким сакральным смыслом, издревле кожа наделялась мистическими свойствами.
Каждый из нас знает, что первобытные люди с успехом использовали шкуры животных, чтобы защитить себя от превратностей погоды, но жила такая шкура недолго, поскольку на нее губительно действовали вода и перепады температур. Собственно, поэтому лишь немногие кожаные изделия, изготовленные древними умельцами, дошли до наших дней. Со временем люди научились продлевать жизнь шкурам: при раскопках гробниц в Египте и Двуречье, относящихся к V веку до н. э., археологи обнаружили рисунки на стенах, отображающие процесс выделки шкур. Сохраняли шкуры, высушивая их в растянутом виде на солнце, втирая в поверхность кожи жир и хорошо разминая ее, либо комбинируя эти два примитивных способа дубления. Чего только не делали мастеровые того времени из кожи: одежду и обувь, различную посуду, торбы, футляры. Надутые овечьи шкуры, снятые чулком, служили отличным средством для передвижения по воде, из шкур, натянутых на каркас, изготовляли лодки, а кочевые племена подобным образом строили свои временные жилища. Воинам щит из кожи не раз спасал жизнь, а барабан поднимал боевой дух.
Вначале это были чисто утилитарные вещи, но древнему человеку, как и нам с вами, тоже хотелось как-то выразить себя. Нашлись ремесленники с творческим подходом к работе, которые и явились праотцами художественной обработки кожи. Если будете в Египте в Долине царей, обязательно взгляните на самые древние произведения искусства из кожи (1350 г. до н. э.), они сохранились в гробнице Тутанхамона — это расшитые одежды жрецов, сандалии, украшенные золотом, различные предметы обихода. Причем, в их отделке использовали крашение кожи, аппликацию, даже простейшую гравировку. С появлением письменности мастера Пергамского царства научились выделывать шкуры особым образом, получая материал, похожий на бумагу — пергамент. Римляне в I в. до н. э. пошли еще дальше — они переплетали листы пергамента в подобие книги, позднее стали делать защитные обложки, чаще всего их изготавливали из недорогой кожи.
С развитием переплетного дела расцветала и техника художественной обработки кожи: уже в Х веке переплеты богато украшались различными штампами, гравировкой, тиснением. Орнаменты покрывали всю поверхность обложки, поражая своим разнообразием — от простейших кружков и треугольников до изображения растительного декора, фигур животных, рыцарей, ангелов и т.п. К сожалению, лишь немногие экземпляры кожаных изделий того времени дошли до нас.
В эпоху готического стиля (XIII— XV вв.) получила широкое распространение техника гравировки кожи, она достаточно сложна в исполнении, поэтому требовала высокого мастерства от художника. Гравированные изделия периода готики по сей день считаются непревзойденными произведениями искусства, они хранятся во многих музеях мира. Ассортимент таких изделий достаточно широк — это кожаные обои, различные футляры, шкатулки, сундучки и, конечно же, переплеты. Особенно ценились работы немецких, швейцарских, австрийских и чешских мастеров, Техника гравировки была очень дорогой, поэтому чаще всего она применялась в сочетании с рельефным тиснением, золочением и штамповкой, которые могли выполнять мастера рангом пониже. А в середине XV века во Франции начали украшать кожаные обложки при помощи печатных пластин с выгравированным на них рисунком, что значительно упрощало работу, да и удешевляло ее.
В эпоху Возрождения на сцену выходят итальянские мастера, и строгая готическая гравировка уступает место изысканному тиснению. На кожаных щитах, шлемах или шкатулках воспроизводились целые рельефные картины, изображающие мифологических персонажей, сцены охоты или военных действий. Постепенно итальянские кожевники стали внедрять в Европе технику ручного золочения, заимствованную у персидских ремесленников, а вместе с ней и причудливые восточные орнаменты. С итальянскими переплетчиками успешно соперничали представители венгерской школы художественной обработки кожи. В своих работах они использовали кожу различных цветов, главным элементом композиции часто становился герб, обрамленный растительными или плетеными орнаментами, резьбой и золочением.
Со стилем барокко в моду вошли кожаные обои, сначала их делали в Северной Африке, затем в Испании, а XVII в. они завоевали популярность во всей Европе. Декорировали такие обои штамповкой, пышным орнаментом, тиснением, золотом и серебром, вышивками, снова в отделке появилась гравировка.
В XVIII столетии величавое барокко уступило место легкому рококо. В отделке кожи превалирует кружевной орнамент как отражение моды того времени. Французские художники украшают свои изделия мозаикой, наклеивая разноцветные кусочки кожи на кожу основы, мы называем подобный прием аппликацией. Более сложный вариант мозаики — это интарсия, когда на кожаной основе вырезают отверстия, в которые вклеивают кусочки кожи такого же размера, что и вырезанные, но других цветов. Вследствие трудоемкости выполнения интарсия не получила широкого распространения.
В конце XVIII столетия в искусстве господствовал простой и строгий классицизм, но ничего нового в приемы художественной обработки кожи он не привнес. XIX столетие захлестнул стиль модерн с его необычными обтекаемыми формами, так отличающимися от лаконичности наскучившего классицизма. В работах по коже снова появляется гравировка, как нельзя лучше подчеркивающая чисто ту линии модерна, применяется интарсия, золочение. Новым словом и отделке кожи становится живописное тиснение, вышивка серебром и жемчугом. Приятно знать, что наши древние предки — скифы тоже были мастерами обработки кож: в курганах на Горном Алтае ученые нашли кожаные сосуды, коробки, упряжь, датированные V — I вв. до н. э. В качестве декора применялась, в основном, аппликация, но уже встречаются тиснение и татуировка (оказывается, ее делают не только на живом теле).
По свидетельству летописцев кожевенный промысел у славян был известен в VI —VII вв., правда, кожаных вещей дошло до насочень мало, чаще всего это была обувь из дубленых шкур. При раскопках в Москве и Новгороде были обнаружены кожевенные мастерские, существовавшие в ХІ-ХІІ вв. Изготовляли в них обувь, шитые золотом и серебром пояса, перчатки, конскую упряжь, пергамент. С распространением грамотности в России стали появляться кожаные переплеты. Первоначально они играли защитную роль и были просты в оформлении. Со временем их стали украшать штампами различной формы, изображением растений, геометрическими орнаментами в русском стиле, двуглавым орлом, рельефным тиснением.
Особенно был знаменит промысел по выделке сафьяновых кож в Торжке, самобытные изделия русских мастеров, богато украшенная обувь, в том числе знакомые нам только по сказкам сафьяновые сапоги, пояса, кошельки, были широко известны.
Производство кож на Руси успешно развивалось, во многом порой опережая просвещенную Европу. Только здесь вырабатывалась цветная шагрень, сафьян великолепного качества и уникальных цветов, красная юфть, экспортировавшаяся за границу вплоть до 1914 года.
В нашем стремительном и чересчур практичном XX веке кожевенное ремесло не кануло и Лету ни в европейских странах, ни у нас. Признанные художественные центры по обработке кожи существуют в Италии, Германии, Румынии, Болгарии, Успешно и плодотворно работали другие национальные школы кожевников: прежде всего следует назвать эстонских и латвийских художников, чьи работы не раз удостаивались наград на международных выставках; вековые традиции обработки шкур передавались из поколения в поколение у народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока; развивались промыслы в Киргизии, Казахстане и Татарии.
На сегодняшний день мировое производство сырья традиционно сосредоточено в районах животноводства, где кожевенное сырье является как бы побочным продуктом при производстве мяса и мясных продуктов. Наибольшие темпы развития кожевенной промышленности демонстрируют Китай, Бразилия, Индия, Аргентина. Развитие национальной кожевенной промышленности делает эти страны монополистами в решении проблем сырьевого обеспечения. Протекционистская политика ряда стран, направленная на создание условий для развития собственных кожевенных предприятий, привел к снижению поставок кожевенного сырья на внешние рынки. На сегодняшний день 37% рынка шкур крупного рогатого скота контролируется Китаем, Бразилией и Индией, 31% рынка овчины и 77% рынка козоводства перерабатываются в кожаных областях Китая, Индии, Турции и Бангладеш.