Охотники на привале
Описание картины «Охотники на привале»
В начале 70-х годов XIX века Василий Перов постепенно отходит от тематики трудностей народного быта, которой посвящено большинство его произведений периода 1860-70-х гг. На смену печальным картинам, повествующим о нелегкой доле крестьян и их детей, приходят полотна, живописующие обычные бытовые сценки: «Птицелов», «Ботаник», «Рыболов», «Голубятник». К этому периоду также относится полотно «Охотники на привале» — известная картина Перова, созданная мастером в двух экземплярах. Оригинал сегодня находится в Третьяковской галерее (Москва), еще одно полотно — в Русском музее (Санкт-Петербург). В 1984 году появилась информация о третьем холсте-близнеце за авторством Перова, который хранился в музее г. Николаева как копия.
Хмурое осеннее небо с парящими в нем птицами, сухая трава и невысокий кустарник, на чьих ветвях не осталось ни одного листка, да небольшое болотце — таковы «декорации» картины Перова «Охотники на привале». На их фоне уютно расположились три охотника. Судя по расстеленному куску ткани, на котором видна фляга, чарки и краюха хлеба, друзья решили сделать небольшой привал. Пара тетеревов и заяц говорят зрителю о том, что охота была вполне удачной, а расслабленные позы охотников наводят на мысль, что продолжение вряд ли последует.
Один из охотников с жаром о чем-то рассказывает, усиливая впечатление мимикой и жестами. Охотник справа увлечен историей: его рука с папиросой застыла, он весь подался вперед, будто желает поскорее узнать финал. Третий персонаж, расположившийся посредине, настроен явно скептически — об этом говорит его недоверчивая ухмылка и рука, потянувшаяся к голове. Живописец намеренно выделил руки и лица персонажей более светлыми оттенками, чтобы акцентировать на них внимание. Добыча, изображенная на картине Перова «Охотники на привале», вполне могла бы претендовать на существование в виде отдельного натюрморта — настолько тщательно художник выписал все детали.
Прототипами охотников стали друзья Перова: роль рассказчика досталась Дмитрию Кувшинникову, заинтересованного слушателя — Николаю Нагорнову, скептика — Василию Бессонову. «Охотники на привале» были восприняты современниками Перова по-разному — так, картина понравилась критику В.Стасову, который ставил ее наравне с тургеневскими охотничьими рассказами, и писателю Ф.Достоевскому, а вот М.Салтыкову-Щедрину она казалась наигранной: он считал, что выражениям лиц персонажей не хватает непосредственности.
Картина Перова «Охотники на привале» гармонично сочетает в себе охотничий натюрморт, пейзаж и бытовую картину. Сегодня репродукции этого известнейшего полотна принято дарить в качестве традиционного подарка заядлым охотникам.
Обои рабочего стола охотники привале
Перов был страстным охотником. Но данная картина не столько воспоминание о любимом занятии, сколько вполне продуманная творческая задача. В 1870 году за картину «Птицелов» (1870, ГТГ) художник получил звание профессора и место преподавателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Осознавая ответственность подобной работы, Перов решает написать картину, чьи художественные данные доказывали бы его мастерство. К этому времени в своей живописи он отошел от драматических тем народной жизни, он не стремится «вскрывать язвы общества», а выбирает сюжеты о «малых» радостях «малых» людей. Фронтально развернутая композиция представляет три разных характера: опытный охотник-лгун, легковерный новичок и сомневающийся в правдивости рассказа. Персонажи даны на фоне незамысловатого осеннего пейзажа, а передний план заполнен весьма продуманным натюрмортом: подстреленная дичь и заяц, охотничье ружье, ягдташ и рог. Выдержанная в классической коричневатой гамме, картина созвучна «Охотничьим рассказам» И.С.Тургенева и демонстрирует новый этап в творчестве Перова-жанриста
Бесплатные билеты можно получить в кассах музея или онлайн в предварительной продаже или в день посещения. Обратите внимание, что все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке. Условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.
Право бесплатного посещения предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан в порядке общей очереди (обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок):
- Первое воскресенье каждого месяца: студенты высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранные граждане-студенты российских ВУЗов, аспиранты, адъюнкты, ординаторы, ассистенты-стажёры) по продленному на текущий учебный год студенческому билету. Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажёр».
- Первое воскресенье каждого месяца: учащиеся средних и средних специальных учебных заведений (старше 18 лет) по продленному на текущий учебный год студенческому билету или социальной карте учащегося.
- Первое воскресенье каждого месяца: студенты-держатели карт ISIC имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.
- Второе воскресенье месяца: художники, архитекторы, дизайнеры — члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов; искусствоведы — члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов; члены и сотрудники Российской академии художеств.
- Второе воскресенье месяца: сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры; сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ.
- Третье воскресенье месяца: дети в возрасте от 7 до 17 лет включительно.
- Последняя суббота месяца: члены многодетных семей (граждане РФ) по удостоверению многодетной семьи, свидетельствам о рождении детей или справке, выданной органом в сфере социальной поддержки населения, паспорту РФ.
В День народного единства — 4 ноября — Третьяковская галерея работает с 10:00 до 18:00 (вход до 17:00). Вход платный.
Расписание работы экспозиций и выставок 4 ноября:
- Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, Инженерный корпус и Новая Третьяковка — с 10:00 до 18:00 (кассы и вход до 17:00)
- Музей-квартира А.М. Васнецова и Дом-музей В.М. Васнецова — закрыты
Вход платный.
Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.
Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения. Посетители приобретают льготный билет и посещают музей в порядке общей очереди.
- пенсионеры (РФ и ЕАЭС). По пенсионному удостоверению гражданина РФ или документу, удостоверяющему личность, с указанием даты рождения, социальная карта москвича;
- учащиеся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (РФ и ЕАЭС) по продленному на текущий учебный год студенческому билету или социальной карте учащегося;
- студенты высших учебных заведений РФ, в том числе иностранные граждане-студенты, обучающиеся в российских высших учебных заведениях, по продленному на текущий учебный год студенческому билету. Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажёр»;
- дети в возрасте от 7 до 17 лет включительно (бесплатно при наличии экскурсионной путевки);
- члены многодетных семей (РФ и ЕАЭС). По удостоверению многодетной семьи, свидетельствам о рождении детей или справке, выданной органом в сфере социальной поддержки населения, паспорту РФ;
- художники, архитекторы, дизайнеры — члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы — члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
- сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ.
Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:
- члены Международного Совета Музеев (ICOM);
- дети в возрасте до 6 лет включительно;
- Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы»;
- ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- участники программы лояльности («Друг Музея»).
Граждане РФ и стран ЕАЭС:
- студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранные граждане- студенты российских ВУЗов). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажёр» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета);
- участники боевых действий;
- военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
- инвалиды I и II группы;
- ребенок-инвалид;
- один сопровождающий инвалида I группы;
- один сопровождающий ребенка-инвалида;
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (граждане России);
- волонтеры музея (граждане России);
- гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России (индивидуальное посещение основных экспозиций);
- дети в возрасте от 7 до 17 лет включительно при наличии экскурсионной путевки;
- один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента) (граждане России и стран ЕАЭС); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России);
- ;дин сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента) (граждане России).
Бесплатные билеты можно получить в кассах в предварительной продаже и в день посещения, а также онлайн.
«Охотники на привале»: секреты самой известной картины Перова
В. Перов. Охотники на привале, 1871 | Фото: hudojnik-peredvijnik.ru
Вокруг этой картины Василия Перова с момента ее появления горели нешуточные страсти: В. Стасов сравнивал полотно с лучшими охотничьими рассказами И. Тургенева, а М. Салтыков-Щедрин обвинял художника в излишней театрализации и неестественности персонажей. Кроме того, в «Охотниках на привале» все без труда узнали реальных прототипов – знакомых Перова. Несмотря на неоднозначные оценки критиков, картина стала невероятно популярной.
В. Перов. Автопортрет, 1870. Фрагмент | Фото: gallerix.ru
Василий Перов сам был страстным охотником, и тема охоты ему была хорошо знакома. В 1870-х гг. он создал так называемую «охотничью серию»: картины «Птицелов», «Рыболов», «Ботаник», «Голубятник», «Рыбная ловля». За «Птицелова» (1870) он получил звание профессора, а также место преподавателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Но самой яркой и узнаваемой в этом цикле безусловно стала картина «Охотники на привале».
Полотно впервые экспонировалось на 1-й Передвижной выставке и сразу вызвало разноречивые отклики. Критик В. Стасов восхищался работой. М. Салтыков-Щедрин критиковал картину за отсутствие непосредственности и жизненной правды, за наигранность эмоций: «Как будто при показывании картины присутствует какой-то актер, которому роль предписывает говорить в сторону: вот этот лгун, а этот легковерный, приглашающий зрителя не верить лгуну охотнику и позабавиться над легковерием охотника новичка. Художественная правда должна говорить сама за себя, а не с помощью толкований». А вот Ф. Достоевский не соглашался с критическими отзывами: «Что за прелесть! Конечно, растолковать – так поймут и немцы, но ведь не поймут они, как мы, что это русский враль и что врет он по-русски. Мы ведь почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства».
Прототипами охотников стали реальные люди, знакомые Василия Перова. В роли «враля», увлеченно рассказывающего небылицы, выступил врач Дмитрий Кувшинников, большой любитель ружейной охоты – тот самый, который послужил и прототипом доктора Дымова в «Попрыгунье» Чехова. Жена Кувшинникова Софья Петровна была хозяйкой литературно-художественного салона, в котором часто бывали В. Перов, И. Левитан, И. Репин, А. Чехов и другие знаменитые художники и писатели.