- Новейший ударный беспилотник С-70 «Охотник» оказался сверхзвуковым
- Неозвученные возможности ударного БПЛА С-70 «Охотник-Б» позволят перехватить инициативу у проекта F/A-XX
- Русские обогнали американцев?
- Оперативно-тактический тандем «Су-57 ꟷ С-70 «Охотник-Б» делает очередной рывок
- Техноскачок России: журналисты проморгали сенсацию
- Беспилотник «Охотник»: кто его критикует и какие задачи перед ним ставят
- Цена и критика
- Долгожданный прорыв: чем на самом деле является «Охотник»?
Новейший ударный беспилотник С-70 «Охотник» оказался сверхзвуковым
Во Франции вышла статья, посвященная новейшему российскому ударному беспилотнику С-70 «Охотник». Материал, написанный французским журналистом в соавторстве с авиационным экспертом Петром Бутовским, вышел в журнале Air & Cosmos.
Издание пишет, что продемонстрированный на опубликованных снимках российский ударный беспилотный аппарат выполнен по схеме «летающее крыло» с применением стелс-технологий. Размеры дрона очень впечатляют. Согласно опубликованных журналом данных, размах крыла «Охотника» составляет 19 метров, что почти в полтора раза больше, чем у бомбардировщика Су-34. При длине в 14 метров взлетная масса аппарата составляет порядка 25 тонн, из которых 2,8 тонны приходится на вооружение. Дальность полета указана в 5 тысяч километров. Согласно публикации, скорость полета дрона на малой высоте должна составлять не менее 1400 км/час.
Опубликованные французским журналом ТТХ российского дрона отличаются от тех, что были озвучены раньше. Ранее в СМИ мелькала информация, что взлетная масса дрона не превысит 20 тонн, а скорость будет не более 1000 км/час.
Как сообщалось ранее, согласно контракту между Министерством обороны РФ и компанией «Сухой» от 2011 года, беспилотный летательный аппарат нового поколения должен обладать высокой автономностью, большой дальностью полета, а также иметь возможность применять широкий спектр высокоточных вооружений. Часть его систем унифицированы с системами истребителя Су-57. В части искусственного интеллекта и автономности «Охотник» является прототипом истребителя шестого поколения, однако не получит функцию принятия решения на применение оружия, которая пока остается за человеком.
Испытательные полеты нового ударного дрона должны начаться в ближайшее время.
Неозвученные возможности ударного БПЛА С-70 «Охотник-Б» позволят перехватить инициативу у проекта F/A-XX
Русские обогнали американцев?
Спектр информации, полученной специалистами ОКБ Сухого в ходе недавно завершившегося уникального этапа натурных испытаний перспективного многоцелевого ударно-разведывательного БПЛА С-70 «Охотник», уже в обозримом будущем раскроет перед Воздушно-космическими силами России недостижимые ранее горизонты в области выполнения задач по завоеванию превосходства в воздухе и перехвату приоритетных воздушных целей на тех участках театров военных действий XXI века, где обилие современных средств ПВО вероятного противника (ЗРК «Patriot PAC-3MSE», SAMP-T, «Land Сeptor» и т.д.) ставит под вопрос безопасность лётного состава оперативно-тактической авиации ВКС России.
Оперативно-тактический тандем «Су-57 ꟷ С-70 «Охотник-Б» делает очередной рывок
Речь об успешно осуществлённом «цифровом» (без фактических пусков и поражений) перехвате теплоконтрастных и радиоконтрастных целей условного противника посредством учебно-лётных ракет ближнего воздушного боя и средней дальности УЗР-73/74 и РВВ-СД-УЛ (имитаторы Р-73РМД-2/РВВ-МД и РВВ-СД), размещённых и виртуально запущенных из внутрифюзеляжного отсека БПЛА С-70 «Охотник» на межвидовом полигоне Ашулук в Астраханской области.
Невзирая на тот факт, что вышеуказанные учебно-лётные макеты ракет не «сходили» с внутрифюзеляжных узлов подвески «Охотника-Б» на протяжении всего периода испытания, открытая архитектура БРЭО в целом и системы управления вооружением в частности (в совокупности с несколькими асинхронными линиями обмена данными по защищённым радиоканалам связи и программно-аппаратными диагностическими надстройками) предоставила специалистам ОКБ Сухого (а также представителям ВКС России) массу критически важных параметров синхронизации и обмена данными между системами управления вооружением «Охотника-Б» и многофункционального истребителя 5-го поколения Су-57. Су-57 выступает в качестве ведущего компонента в данном оперативно-тактическом тандеме. Очевидно, что последний также принимал участие в натурных испытаниях.
Техноскачок России: журналисты проморгали сенсацию
Журналисты РИА Новости, ссылающиеся на компетентные источники в ПАО «Компания «Сухой», ограничились крайне поверхностным освещением данного события. Между тем, речь идёт о значительном технологическом скачке, воплощенном «в железе» специалистами ОКБ Сухого.
В частности, координаты обнаруженных в боевых условиях бортовой АФАР-РЛС Н036 «Белка» или квантовым оптико-электронным прицельно-навигационным комплексом ОЛС-50М истребителя Су-57 воздушных целей могут быть переданы в систему управления вооружением (СУВ) ведомого «Охотника-Б» посредством специализированного «файла сопровождения», отправленного в зашифрованных (с помощью кода Рида-Соломона) пакетах данных бортовым комплексом связи С-111-Н.
В ту же очередь, располагая гораздо большим радиусом действия (около 2900 км против 2000 км у Су-57), ударно-разведывательный дрон С-70 «Охотник-Б» способен выйти на рубежи пуска дальнобойных ракет воздушного боя «Изделие 180» (либо РВВ-БД; соответствуют геометрическим параметров отсеков вооружения С-70) по гораздо более оптимальным и безопасным траекториям, обходя зоны поражения ЗРК противника в режиме огибания рельефа местности.
В момент выхода «Охотника-Б» на рубежи пуска (непрерывно обновляемые в «файле сопровождения») координаты целей будут мгновенно загружены в накопители инерциально-навигационных систем и активных радиолокационных ГСН семейства «Шайба» ракет «Изделие 180» и/или РВВ-БД посредством мультиплексного канала информационного обмена типа MIL-STD-1760 (синхронизирует систему управления вооружением «Охотника» с БРЭО ракет-перехватчиков).
В то время как пуск может быть осуществлён в скрытном режиме (без задействования бортовой РЛС «Охотника») и без необходимости сохранения прямой видимости между С-70 и перехватываемыми объектами. В последнем случае речь идёт о пуске либо из-за пределов радиогоризонта, либо из-за «экрана» рельефа местности. Что справедливо применительно к удалённым целям, оперирующим в низковысотном режиме.
Беспилотник «Охотник»: кто его критикует и какие задачи перед ним ставят
Тяжелый российский беспилотный летательный аппарат (БЛА) «Охотник» недавно совершил первый испытательный полет. Видеозапись его взлета, двадцатиминутного парения над аэродромом и автоматической посадки на ВПП Новосибирского завода имени Чкалова продемонстрировало на телевидении и в Сети отечественное Министерство обороны. Сказать о том, что этот короткий видеосюжет произвел информационный бум, — значит ничего не сказать.
Такой полет специалисты, и не только они, ждали давно — с тех пор как в печати прошла официальная информация от заместителя министра обороны генерала Алексея Криворучко, отвечающего в военном ведомстве за кураторство оборонных программ, что работа над тяжелым БЛА «идет в приоритетном порядке и на хорошем уровне». Затем в интернете появились фотографии этого дрона, а на форуме «Армия-2019» даже модель. В Сеть стали просачиваться сведения о тактико-технических характеристиках С-70 «Охотник». Сообщается, что выполнен он по стеллс-технологиям, на принципах «летающего крыла», размах которого — 19 м, длина — 14, а взлетный вес машины — 25 т, вес вооружения может составить до 3 т, дальность полета — 5000 км, а скорость — не менее 1000 км/ч.
Кроме того, говорилось о том, что создается БЛА в ОКБ Сухого, а его БРЭО (бортовое радиоэлектронное оборудование) разработано в КРЭТ (концерн «Радиоэлектронные технологии») и состоит из информационно-управляющей системы, системы автоматического управления и ряда других систем контроля и навигации.
Так это или не так, утверждать не буду. Пока нет официальных данных, ничего гарантировать не могу.
Цена и критика
В Сети после первого полета появилось много новых публикаций об «Охотнике». Есть хвалебные публикации, и это понятно: у России наконец-то появился не в макете, не в проекте, а в реальности тяжелый ударный БЛА, почти такой же, как американский X-47B фирмы Northrop Grumman, а может, даже лучше. Тот уже перестал летать, хотя и умел дозаправляться в воздухе, садился на палубу авианосца, взлетал с нее. Но Пентагон закрыл проект — он оказался даже для него слишком дорогим. Наш наверняка будет резко дешевле, как все аналоги, что мы делаем, в сравнении с заокеанскими образцами.
Впрочем, о цене «Охотника» говорить тоже рано. Некоторые интернет-ресурсы сообщали, что на его разработку отпущено 1,6 млрд рублей, но как будет дальше, судить пока преждевременно. Все зависит от тех задач, которые ему поручат решать, его оснащения и вооружения, которые разместят на борту, от системы управления, которая будет работать на земле или в воздухе, но на другом летательном аппарате — например, на многофункциональном истребителе Су-57 или на самолете дальней радиолокационной разведки и наведения А-100. Это все вопросы, требующие уточнения. Хотя в зарубежной печати, не дожидаясь официальной и более подробной информации об «Охотнике», уже прошлись по нему с изрядной долей критики.
Долгожданный прорыв: чем на самом деле является «Охотник»?
Недавно в сеть выложили первое фото перспективного российского БПЛА, известного под обозначением С-70 «Охотник». Несмотря на первые сомнения в его подлинности, эксперты со временем сошлись во мнении, что это и вправду он. Тем более что уже вскоре нас порадовали новой порцией теперь уже качественных фото, где аппарат можно разглядеть во всей красе.
«Охотник» и его добыча
Сразу стоит оговориться, что материал не претендует на истину в последней инстанции и является попыткой понять, чем же на самом деле является пресловутый БПЛА. Осторожность в данном вопросе не помешает, так как сколь-нибудь детальной информации про новую разработку «Сухого» просто не встретить. Проект крайне секретный, даже по меркам российского ВПК, не привыкшего делиться подробностями с широкой публикой.
Достаточно вспомнить, как долго внешность аппарата оставалась в тайне. Кстати, новые фотографии некоторые пользователи Сети уже назвали «утечкой». Правда это или нет — мы не знаем.
Согласно данным из открытых источников, «Охотник» представляет собой тяжелый ударный беспилотный летательный аппарат. Его разрабатывают с 2012 года. Первую выкатку произвели в июне 2018 года, а в ноябре БПЛА совершил первые пробежки по ВПП в преддверии первого полета. Напомним, что испытания пробежками дают возможность оценить работу двигателей, систем управления и бортового оборудования. Инженеры получают важную информацию о том, как работают элероны, рули высоты и направления. Стоит также отметить, что, согласно данным из разных источников, сейчас часть бортовых систем БПЛА проверяют на Т-50-3 — одном из прототипов истребителя пятого поколения Су-57. В настоящий момент эту машину можно легко отличить от других прототипов по новой окраске: на ней можно различить силуэт «Охотника».
Вообще, про унификацию бортового оборудования Су-57 и «Охотника» говорят часто. Это даже несколько странно в силу концептуальных различий между двумя комплексами. «Охотник», несмотря на то, что его иногда относят к шестому поколению, истребителем не является. В то же время, насколько можно судить, конкретных планов по созданию на базе Су-57 беспилотника тоже нет. По крайней мере, пока.
Какова же концепция самого БПЛА? В его основе, как можно судить по внешнему виду, лежит технология стелс. Масса аппарата составляет предположительно 20 000 килограммов. Предположительно, скорость «Охотника» будет достигать 1000 километров в час, а его дальность составит до шести тысяч километров.
По имеющимся данным, в концерне «Радиоэлектронные технологии» уже создали для нового БПЛА следующие системы:
— информационно-управляющий комплекс;
— систему автоматического управления;
— аппаратуру сопряжения с общеобъектовым оборудованием;
— систему контроля и диагностики бортового оборудования;
— инерциально-спутниковую навигационную систему.
Удивительней всего, что целый ряд источников называет в качестве даты принятия «Охотника» на вооружение 2020-й год или даже раньше. В то же время каждый знакомый с историей современной авиации человек знает, что с момента первого полета авиационного комплекса (который «Охотник» еще не выполнил) и до принятия на вооружение может пройти десять или более лет. К этому стоит прибавить еще, как минимум, пять лет доведения до действительно боеспособного состояния и еще лет десять, пока в состав комплекса интегрируют все первоначально намеченные авиационные средства поражения. В этой связи невольно вспоминаются репортажи центральных российских СМИ в день первого полета Т-50, когда ведущие заявляли о «полной боеготовности» самолета. Стоит также отметить, что перед программой Т-50 и программой «Охотник» могут стоять разные задачи. Если последний изначально позиционировали как прототип истребителя будущего, то новый БПЛА является, скорее, стендом для отработки технологий, с которыми у России очень непростые отношения (речь конкретно про БПЛА).
Прообразы и аналоги
Если при виде «Охотника» вы испытали чувство дежавю, не удивляйтесь. Создание таких комплексов — один из главных авиационных трендов последних лет. Не стоит путать новый БПЛА и старый российский «Скат», который разрабатывала (разрабатывает?) компания «МиГ» и который ранее был представлен в качестве макета. Он имеет внешние отличия, хотя, например, предполагаемая масса «Ската» также составляет до 20 000 килограммов.
Самый известный «родственник» аппарата «Охотник» — это американский БПЛА Northrop Grumman X-47B, совершивший первый полет еще в 2011 году. Напомним, что этот проект уже закрыли после постройки двух образцов. А ведь за спиной у X-47B были вполне реальные достижения. Еще в июле 2013 года беспилотник впервые совершил посадку на палубу авианосца. А в апреле 2015 года X-47B выполнил первую в истории процедуру дозаправки в воздухе полностью в автоматическом режиме. Причиной же сворачивания испытаний стала дороговизна. Может быть, были и какие-то критические конструктивные недостатки, но о них ничего не известно.
Из европейских собратьев «Охотника» можно вспомнить французский Dassault nEUROn, выполнивший первый полет в 2012 году, а также британский Taranis, способный автономно взлетать и садиться, а также выполнять автономный полет по маршруту. Однако еще удивительней выглядит китайский скачок в этой сфере. Напомним, что за последнее время КНР явила миру целое семейство крупных малозаметных БПЛА. Напомним, что в январе этого года китайское телевидение представило летный образец новейшего беспилотного аппарата Sky Hawk. Похожий на российский БПЛА, но меньший по размеру.
Кто-то видит в таких аппаратах прообраз боевых самолетов будущего: беспилотных, малозаметных, многофункциональных. С другой стороны, разработчикам из разных стран только предстоит решить основные задачи. Во-первых, любой (или почти любой БПЛА) можно нейтрализовать без прямого физического воздействия путем перехвата управления. Задача в большинстве случаев очень сложная, но не невозможная. Напомним, что 9 декабря 2011 года по иранскому телевидению показали кадры с захваченным американским RQ-170 Sentinel без видимых повреждений — одним из самых секретных, дорогих и сложных БПЛА в мире.
Выходом из ситуации может стать автономизация беспилотников путем широкого применения нейронных сетей. Однако это ставит уже вопросы морально-этического плана. Ведь в этом случае только робот будет решать, кому жить, а кому — нет. Поэтому в качестве возможного сценария эксперты все чаще называют концепцию, при которой один управляемый человеком истребитель сможет контролировать и наводить на цель группу БПЛА. Возможно, Россия тоже решила пойти по этому пути. В этом случае понятны и слухи о максимальной унификации радиоэлектронного оборудования «Охотника» и Су-57. Однако стоит повториться, что пока что все это лишь планы на будущее.