Новейший российский беспилотник охотник

Новейший российский БПЛА «Охотник»: для чего создан и почему его опасаются в США

Напомним, что С-70 «Охотник» разрабатывается компанией «Сухой» в качестве тяжелого ударного беспилотного летательного аппарата или, проще говоря, беспилотного бомбардировщика. Российское военное ведомство заказало работу над БПЛА еще в 2012 году, а 23 ноября 2018 года БПЛА стал совершать перемещения по взлетно-посадочной полосе.

Информация о новом БПЛА пока носит далеко не полный характер. В открытых источниках сообщают, что его вес составляет около 20 тонн. Технологии снижения радиолокационной заметности делают его малоуязвимым для средств противовоздушной обороны противника. Малозаметность позволяет «Охотнику» не только выполнять ударные задачи, но и осуществлять разведывательные функции, а также заниматься радиоэлектронной борьбой.

Первый полет «Охотника» состоялся 3 августа 2019 года и продолжался около 20 минут. Дата была подобрана знаковая – как раз во время официального расторжения Договора по ликвидации ракет средней и меньшей дальности между Россией и США. Естественно, что на испытания «Охотника» активно реагируют в Соединенных Штатах Америки.

В январе 2020 года в американской прессе появились детальные оценки разработок нового российского беспилотника. Так, журнал The National Interest утверждает, что первым полетом «Охотника» в августе 2019 г. Россия продемонстрировала США наличие у себя таких аппаратов, которые способны проводить неожиданные атаки на объекты противника.

Выяснилось, что в США более всего опасаются, что на беспилотник могут быть установлены высокоточные ядерные бомбы или крылатые ракеты. Это сделает С-70 действительно смертоносным оружием. В то же время, зарубежные эксперты выделяют и определенные недостатки нового российского беспилотника, которые, на их взгляд, могут стать существенной проблемой при его полноценной эксплуатации.

Во-первых, это автономная работа беспилотного летательного аппарата, во-вторых – невысокая боевая нагрузка не более чем в 2 тонны, в-третьих – заметность «Охотника» со стороны хвоста. Кстати, эта проблема, по мнению американских экспертов, роднит беспилотник с самолетом пятого поколения Су-57, технологии изготовления которого использовались и при проектировании беспилотника. Ситуацию для «Охотника» изменило бы плоское сопло, но пока такой вариант только на макете.

Похоже, что малая боевая нагрузка беспилотного летательного аппарата впоследствии заставит военных пересмотреть его назначение. Уже сейчас все чаще стали называть «Охотник» не столько ударным аппаратом, сколько дроном, предназначенным для ведения разведки и радиоэлектронной борьбы. Проникая в воздушное пространство противника, С-70 сможет создавать помехи для систем противоракетной и противовоздушной обороны и открывать «дорогу» ракетам.

Создание «Охотника» в любом случае принесет несомненную пользу российским Вооруженным силам. Ведь наша страна осваивает и те направления, в которых до сих пор лидируют США – именно американские вооруженные силы используют наибольшее количество беспилотных летательных аппаратов, им уделяется особое внимание оборонными программами Пентагона.

Наличие беспилотника, способного проводить эффективные разведывательные операции, очень поможет нашей стране решать многочисленные задачи в локальных вооруженных конфликтах. Например, в той же Сирии остро чувствовалась нехватка подобных аппаратов.

Вопрос сейчас состоит в том, насколько оперативно смогут доработать БПЛА и передать его в серийное производство. Но здесь многое зависит и от того, сможет ли российское правительство изыскать средства для финансирования создания должного количества подобных беспилотных летательных аппаратов и сколь эффективно эти средства будут расходоваться.

Копьё «Охотника». Как будет воевать российский ударный беспилотник?

Коллаж © LIFE. Фото © Минобороны РФ, © Shutterstock

» src=»https://static.life.ru/publications/2021/0/12/129954416882.73453.jpg» loading=»lazy» style=»width:100%;height:100%;object-fit:cover»/>

Россия ликвидировала отставание в технологической гонке с ВВС США, и теперь только у двух стран есть уникальное оружие, с помощью которого можно выполнять самые сложные боевые задачи.

12 января этого года тяжёлый ударный беспилотник С-70 «Охотник» впервые применил оружие в ходе лётных испытаний. Мишень, размещённая на полигоне Ашулук в Астраханской области, была поражена обычной 500-килограммовой бомбой. Такие боеприпасы российская авиация применяет как на учениях, так и в боевой обстановке, например в рамках борьбы с террористическими организациями в Сирии. В отличие от обычных самолётов и пилотируемой авиации в целом, «Охотника» научили применять такие бомбы почти вслепую. Для этого на борту разместили не только прицельное оборудование с элементами системы наведения и применения боеприпасов «Гефест» (им оснащаются фронтовые бомбардировщики Су-34 и другие машины, например Ту-22М3М из состава дальней авиации), но и специальный вычислительный комплекс, который, как поясняют источники Лайфа в Минобороны, в режиме реального времени сверяется с данными о цели, её типе и особенностях.

Читайте также:  Кому охота как пишется

Космос, флот и авиация. Главные достижения России в 2020 году

По сути, «Охотник» — не только и не столько летающий склад для бомб и ракет, но ещё и разведчик. Под фюзеляжем машины скрыты датчики, которые считывают излучение в районе вероятного боевого применения и передают эти данные по зашифрованным каналам. Если никаких отклонений в параметрах нет, а приказ на удар остаётся в силе, машина совершает боевой разворот и заходит на цель. Если ситуация меняется, то в дело вступают бортовые системы.

Фото © ТАСС / Пресс-служба Министерства обороны РФ

Источники, близкие к военно-промышленному комплексу, отмечают, что всего на борту С-70 «Охотник» не менее трёх десятков специальных комплексов, направленных на выполнение различных задач. Все они объединены одной целью — обеспечить безопасность беспилотника и нейтрализовать любые угрозы. Для этого помимо комплексов радиоэлектронной борьбы и радиоэлектронного подавления на борту «Охотника» находится комплекс бортовой обороны. Устройство в реальном времени отслеживает входящие угрозы (например, облучение радаром истребителя противника) и выдаёт команды на противодействие. Если позволяют условия, «Охотник» может самостоятельно обстрелять самолёт противника ракетами класса «воздух — воздух». Однако эти испытания, по словам источников Лайфа в МО РФ, отложены до конца года.

Одна армия на две страны. Зачем Турция строит авиабазу в Гяндже

Все перспективные российские машины, как тяжёлые беспилотные аппараты с большой дальностью полёта, так и стратегические самолёты – носители ядерного оружия, объединяет одна особенность. Вне зависимости от типа самолёта на борту предполагается размещать блок с компьютером под управлением искусственного интеллекта. С помощью такого устройства машины смогут обмениваться в бою информацией и при необходимости выдавать операторам рекомендации на применение оружия. По словам кандидата математических наук и специалиста по программированию нейросетей Филиппа Марченкова, алгоритм позволит выбирать оптимальный сценарий для боевых действий в любой обстановке.

Если обстановка позволяет сразу применить оружие, система подаст специальный сигнал или применит оружие, как только для этого появятся все условия. В некотором смысле это похоже на приготовления к быстрому заезду на гоночном автомобиле: сначала длительная подготовка, затем молниеносный рывок. При этом машина попутно соберёт все данные о цели, которые тут же отправятся аналитикам. Традиционные компьютеры, сопряжённые с сенсорами и датчиками, такие параметрические измерения проводить не могут. Если «Охотник» застанет квантовые компьютеры, то на принятие решения в условиях реального времени потребуются тысячные доли секунды

Кандидат математических наук, специалист по программированию нейросетей

Помимо систем активного противодействия «Охотник» в будущем может получить и более современные двигатели. Вопрос с переоснащением на перспективные силовые агрегаты, по словам источника Лайфа в Минобороны, уже решён. Вся надежда в этом вопросе на промышленность — конструктивно новый агрегат будет создан на базе двигателя второго этапа для Су-57, с серийным производством которого пока наблюдаются трудности. До сверхзвуковых скоростей без форсажа (как это требуется для Су-57) «Охотник» с ним не разгонится, зато станет более экономичным, что позволит расширить радиус боевого применения (полёт к цели, выполнение задачи и вылет обратно) ударной машины. Правда, пока нет понимания, когда именно он появится на С-70. Показать двигатель для «донора», истребителя Су-57, должны в 2022 году, а сколько времени займёт доработка агрегата для беспилотной машины, пока не ясно.

Беспилотник «Охотник»: кто его критикует и какие задачи перед ним ставят

Тяжелый российский беспилотный летательный аппарат (БЛА) «Охотник» недавно совершил первый испытательный полет. Видеозапись его взлета, двадцатиминутного парения над аэродромом и автоматической посадки на ВПП Новосибирского завода имени Чкалова продемонстрировало на телевидении и в Сети отечественное Министерство обороны. Сказать о том, что этот короткий видеосюжет произвел информационный бум, — значит ничего не сказать.

Такой полет специалисты, и не только они, ждали давно — с тех пор как в печати прошла официальная информация от заместителя министра обороны генерала Алексея Криворучко, отвечающего в военном ведомстве за кураторство оборонных программ, что работа над тяжелым БЛА «идет в приоритетном порядке и на хорошем уровне». Затем в интернете появились фотографии этого дрона, а на форуме «Армия-2019» даже модель. В Сеть стали просачиваться сведения о тактико-технических характеристиках С-70 «Охотник». Сообщается, что выполнен он по стеллс-технологиям, на принципах «летающего крыла», размах которого — 19 м, длина — 14, а взлетный вес машины — 25 т, вес вооружения может составить до 3 т, дальность полета — 5000 км, а скорость — не менее 1000 км/ч.

Читайте также:  Рецепт салата венгерский охотник

Кроме того, говорилось о том, что создается БЛА в ОКБ Сухого, а его БРЭО (бортовое радиоэлектронное оборудование) разработано в КРЭТ (концерн «Радиоэлектронные технологии») и состоит из информационно-управляющей системы, системы автоматического управления и ряда других систем контроля и навигации.

Так это или не так, утверждать не буду. Пока нет официальных данных, ничего гарантировать не могу.

Цена и критика

В Сети после первого полета появилось много новых публикаций об «Охотнике». Есть хвалебные публикации, и это понятно: у России наконец-то появился не в макете, не в проекте, а в реальности тяжелый ударный БЛА, почти такой же, как американский X-47B фирмы Northrop Grumman, а может, даже лучше. Тот уже перестал летать, хотя и умел дозаправляться в воздухе, садился на палубу авианосца, взлетал с нее. Но Пентагон закрыл проект — он оказался даже для него слишком дорогим. Наш наверняка будет резко дешевле, как все аналоги, что мы делаем, в сравнении с заокеанскими образцами.

Впрочем, о цене «Охотника» говорить тоже рано. Некоторые интернет-ресурсы сообщали, что на его разработку отпущено 1,6 млрд рублей, но как будет дальше, судить пока преждевременно. Все зависит от тех задач, которые ему поручат решать, его оснащения и вооружения, которые разместят на борту, от системы управления, которая будет работать на земле или в воздухе, но на другом летательном аппарате — например, на многофункциональном истребителе Су-57 или на самолете дальней радиолокационной разведки и наведения А-100. Это все вопросы, требующие уточнения. Хотя в зарубежной печати, не дожидаясь официальной и более подробной информации об «Охотнике», уже прошлись по нему с изрядной долей критики.

Долгожданный прорыв: чем на самом деле является «Охотник»?

Недавно в сеть выложили первое фото перспективного российского БПЛА, известного под обозначением С-70 «Охотник». Несмотря на первые сомнения в его подлинности, эксперты со временем сошлись во мнении, что это и вправду он. Тем более что уже вскоре нас порадовали новой порцией теперь уже качественных фото, где аппарат можно разглядеть во всей красе.

«Охотник» и его добыча

Сразу стоит оговориться, что материал не претендует на истину в последней инстанции и является попыткой понять, чем же на самом деле является пресловутый БПЛА. Осторожность в данном вопросе не помешает, так как сколь-нибудь детальной информации про новую разработку «Сухого» просто не встретить. Проект крайне секретный, даже по меркам российского ВПК, не привыкшего делиться подробностями с широкой публикой.

Достаточно вспомнить, как долго внешность аппарата оставалась в тайне. Кстати, новые фотографии некоторые пользователи Сети уже назвали «утечкой». Правда это или нет — мы не знаем.

Согласно данным из открытых источников, «Охотник» представляет собой тяжелый ударный беспилотный летательный аппарат. Его разрабатывают с 2012 года. Первую выкатку произвели в июне 2018 года, а в ноябре БПЛА совершил первые пробежки по ВПП в преддверии первого полета. Напомним, что испытания пробежками дают возможность оценить работу двигателей, систем управления и бортового оборудования. Инженеры получают важную информацию о том, как работают элероны, рули высоты и направления. Стоит также отметить, что, согласно данным из разных источников, сейчас часть бортовых систем БПЛА проверяют на Т-50-3 — одном из прототипов истребителя пятого поколения Су-57. В настоящий момент эту машину можно легко отличить от других прототипов по новой окраске: на ней можно различить силуэт «Охотника».

Вообще, про унификацию бортового оборудования Су-57 и «Охотника» говорят часто. Это даже несколько странно в силу концептуальных различий между двумя комплексами. «Охотник», несмотря на то, что его иногда относят к шестому поколению, истребителем не является. В то же время, насколько можно судить, конкретных планов по созданию на базе Су-57 беспилотника тоже нет. По крайней мере, пока.

Читайте также:  Карабины автоматы для охоты

Какова же концепция самого БПЛА? В его основе, как можно судить по внешнему виду, лежит технология стелс. Масса аппарата составляет предположительно 20 000 килограммов. Предположительно, скорость «Охотника» будет достигать 1000 километров в час, а его дальность составит до шести тысяч километров.

По имеющимся данным, в концерне «Радиоэлектронные технологии» уже создали для нового БПЛА следующие системы:

— информационно-управляющий комплекс;
— систему автоматического управления;
— аппаратуру сопряжения с общеобъектовым оборудованием;
— систему контроля и диагностики бортового оборудования;
— инерциально-спутниковую навигационную систему.

Удивительней всего, что целый ряд источников называет в качестве даты принятия «Охотника» на вооружение 2020-й год или даже раньше. В то же время каждый знакомый с историей современной авиации человек знает, что с момента первого полета авиационного комплекса (который «Охотник» еще не выполнил) и до принятия на вооружение может пройти десять или более лет. К этому стоит прибавить еще, как минимум, пять лет доведения до действительно боеспособного состояния и еще лет десять, пока в состав комплекса интегрируют все первоначально намеченные авиационные средства поражения. В этой связи невольно вспоминаются репортажи центральных российских СМИ в день первого полета Т-50, когда ведущие заявляли о «полной боеготовности» самолета. Стоит также отметить, что перед программой Т-50 и программой «Охотник» могут стоять разные задачи. Если последний изначально позиционировали как прототип истребителя будущего, то новый БПЛА является, скорее, стендом для отработки технологий, с которыми у России очень непростые отношения (речь конкретно про БПЛА).

Прообразы и аналоги

Если при виде «Охотника» вы испытали чувство дежавю, не удивляйтесь. Создание таких комплексов — один из главных авиационных трендов последних лет. Не стоит путать новый БПЛА и старый российский «Скат», который разрабатывала (разрабатывает?) компания «МиГ» и который ранее был представлен в качестве макета. Он имеет внешние отличия, хотя, например, предполагаемая масса «Ската» также составляет до 20 000 килограммов.

Самый известный «родственник» аппарата «Охотник» — это американский БПЛА Northrop Grumman X-47B, совершивший первый полет еще в 2011 году. Напомним, что этот проект уже закрыли после постройки двух образцов. А ведь за спиной у X-47B были вполне реальные достижения. Еще в июле 2013 года беспилотник впервые совершил посадку на палубу авианосца. А в апреле 2015 года X-47B выполнил первую в истории процедуру дозаправки в воздухе полностью в автоматическом режиме. Причиной же сворачивания испытаний стала дороговизна. Может быть, были и какие-то критические конструктивные недостатки, но о них ничего не известно.

Из европейских собратьев «Охотника» можно вспомнить французский Dassault nEUROn, выполнивший первый полет в 2012 году, а также британский Taranis, способный автономно взлетать и садиться, а также выполнять автономный полет по маршруту. Однако еще удивительней выглядит китайский скачок в этой сфере. Напомним, что за последнее время КНР явила миру целое семейство крупных малозаметных БПЛА. Напомним, что в январе этого года китайское телевидение представило летный образец новейшего беспилотного аппарата Sky Hawk. Похожий на российский БПЛА, но меньший по размеру.

Кто-то видит в таких аппаратах прообраз боевых самолетов будущего: беспилотных, малозаметных, многофункциональных. С другой стороны, разработчикам из разных стран только предстоит решить основные задачи. Во-первых, любой (или почти любой БПЛА) можно нейтрализовать без прямого физического воздействия путем перехвата управления. Задача в большинстве случаев очень сложная, но не невозможная. Напомним, что 9 декабря 2011 года по иранскому телевидению показали кадры с захваченным американским RQ-170 Sentinel без видимых повреждений — одним из самых секретных, дорогих и сложных БПЛА в мире.

Выходом из ситуации может стать автономизация беспилотников путем широкого применения нейронных сетей. Однако это ставит уже вопросы морально-этического плана. Ведь в этом случае только робот будет решать, кому жить, а кому — нет. Поэтому в качестве возможного сценария эксперты все чаще называют концепцию, при которой один управляемый человеком истребитель сможет контролировать и наводить на цель группу БПЛА. Возможно, Россия тоже решила пойти по этому пути. В этом случае понятны и слухи о максимальной унификации радиоэлектронного оборудования «Охотника» и Су-57. Однако стоит повториться, что пока что все это лишь планы на будущее.

Оцените статью
Adblock
detector