Носов три охотника анализ 5 класс

Урок литературы по учебнику Г. С. Меркина по произведению Н. Н. Носова «Три охотника»

Светлана Лучкова
Урок литературы по учебнику Г. С. Меркина по произведению Н. Н. Носова «Три охотника»

Урок литературы в 4 группе по учебнику Г. С. Меркина

Филимонковский детский дом-интернат для умственно отсталых детей

Тема: Н. Н. Носов. «Три охотника».

— Знакомить девочек с некоторыми фактами биографии Н. Н. Носова. Актуализировать читательский опыт учащихся. Выявлять художественную идею рассказа «Три охотника», состоящую в утверждении любви и жалости ко всему живому.

— Формировать умение выделять главное в прослушанном сообщении. Развивать навыки выразительного чтения, работы с учебником и с иллюстрациями.

— Корректировать мышление на основе упражнения рассматривания ситуации с различных точек зрения. (Прием «шесть шляп мышления»).

— Воспитывать интерес к жизни и творчеству Н. Н. Носова; нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления нравственной позиции весёлых охотников, лексического значения слова «оптимизм».

Оборудование: Мультимедийная презентация; иллюстрации уч-ся; оформление для инсценировки; мультипликационный фильм; шесть шляп разных цветов; викторина; картина для самоанализа своей работы и кораблики.

Ход УРОКА:

І. Организационный момент.

1) Чтобы наш урок был интересным, увлекательным и полезным, надо выполнять определенные правила. Давайте вспомним их.

-На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Говори все четко, внятно,

Чтобы все было понятно,

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать,

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

А помочь захочешь другу,

Подними спокойно руку.

— Эпиграф к уроку: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» Д. Дидро

Учитель: Как вы понимаете эпиграф?

(Бесспорно — читать необходимо. Книги являются одним из способов познания мира.)

2) Сообщение темы и целей урока.

Послушайте внимательно стихотворение о веселом писателе. С ним мы с вами сегодня будем знакомиться и с его творчеством.

Люблю я этого писателя (Носова) давно.

За что? Читать его смешно!

Его герои озорные,

Весёлые и очень уж смешные.

Вот Мишка Кашу варит,

А каша из кастрюли

Все лезет и бежит.

Правильно, с творчеством Николая Николаевича Носова мы с вами сегодня будем знакомиться.

Отгадайте зашифрованное название рассказа.

Рит никаохот

Правильно, рассказ называется «Три охотника».

Как правило, прежде чем говорить о рассказе, мы знакомимся с творчеством писателя.

Предлагаю вам посмотреть презентацию, посвященную творчеству Николая Николаевича Носова.

II. Изучение нового материала.

Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 годя в посёлке Ирпень недалеко от Киева в семье эстрадного артиста.

Отец был актером эстрады и кинематографа, мать-рукодельница и певунья.

С младенческих лет он любил мечтать и в своих мечтах перепробовал десятки замечательных профессий.

Особенно его влекла музыка, и он хотел «стать кем-то вроде Пагании».

В двенадцать лет он поступил в Киевский художественный институт, откуда в 1929 году перевёлся в Московский государственный институт кинематографии.

Может быть, именно это помогло ему впоследствии так чётко и ярко видеть и создавать образы героев своих рассказов и повестей: Н. Н. Носов был режиссёром мультипликационных фильмов, учебных и научных лент.

В годы Великой Отечественной войны он работал над созданием военно – технических фильмов.

Писателем, по его собственным словам,он стал случайно: после рождения сына приходилось часто рассказывать малышу различные истории, сочинять сказки, которые с удовольствием слушал не только сын, но и его маленькие приятели.

Н. Н. Носов почти сорок лет отдал благороднейшему делу воспитания девчонок и мальчишек.

Он доверил нам свою самую главную тайну – веселые и умные книги. Он владел «золотым ключиком» к сердцам девчонок и мальчишек. Счастье – не в золоте, найденном на дне старого колодца. Тайна в человеке. В умении добывать и ценить знания, а главное, думать, жить честно, трудиться, ценить каждый день своей жизни, не растрачивая себя по пустякам.

Читайте книги Н. Носова, постигайте мудрость героев, познавайте тайну Н. Носова.

Читайте также:  Роман суржиков поларис янмейская охота

Первый его рассказ «Затейники» был напечатан в детском журнале «Мурзилка». Первая тоненькая книжка «Тук-тук-тук» вышла в 1945 году.

«Веселая семейка» — о том, как закадычные друзья Мишка и Коля задумали смастерить инкубатор и вывести цыплят.

«Мишкина каша» — в котором те же два друга пытаются сварить себе на ужин кашу, а та, пакость такая, лезет и лезет из кастрюли; «Телефон» — где Мишка и Коля покупают себе практически настоящие телефонные аппараты, а потом портят и ломают их, причем, исключительно из исследовательских целей – уж очень хотелось посмотреть, как они устроены; «Дневник Коли Синицына» — о школьниках, ставших пчеловодами.

Николай Носов сам был редкостным фантазером. Как раз его фантазия и подарила всем нам Незнайку и других коротышек – маленьких человечков ростом с огурец — с их увлекательнейшими путешествиями в Цветочном городе и даже на Луне.

Все книги Носова наполнены юмором — веселым, доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открывай любую страницу — без улыбки, а то и неудержимого смеха читать невозможно.

2)Вопросы по творчеству писателя. (В шляпе вопросы).

• Где родился Н. Носов? (в посёлке Ирпень недалеко от Киева)

• О чём любил мечтать с детства? (С младенческих лет он любил мечтать и в своих мечтах перепробовал десятки замечательных профессий.

• Как Носов стал писателем? (Писателем, по его собственным словам,он стал случайно: после рождения сына приходилось часто рассказывать малышу различные истории, сочинять сказки, которые с удовольствием слушал не только сын, но и его маленькие приятели.)

• Как называется первый рассказ Н. Носова? (Первый его рассказ «Затейники» был напечатан в детском журнале «Мурзилка»).

• Какие произведения Носова вы уже читали?

Физминутка. (для глаз)

3)Учитель: Девочки подготовили вам инсценировку по рассказу Н. Н. Носова «Три охотника», а именно рассказ дяди Вани, о том, как он ходил однажды на охоту.

Да, хорошо посмеялись. А теперь давайте вспомним, что такое юмор.

Послушаем доклад Анжелы.

Ю мор — интеллектуальная способность подмечать в явлениях их комичные, смешные стороны. Чувство юмора связано с умением человека обнаруживать противоречия в окружающем мире.

В широком смысле — всё, что может вызвать смех, улыбку и радость.

А теперь послушаем доклад Светы о том, что такое оптимизм.

Оптимизм — взгляд на жизнь с положительной точки зрения[1], уверенность в лучшем будущем. Оптимист утверждает, что мир замечателен, что человек может воплотить многие свои мечты и достичь многих целей, что почти из любой ситуации есть выход, всё получится хорошо, все люди, в общем, хорошие.

5) Чтение отрывка из рассказа (последняя сцена) по ролям.

6)Учитель: А теперь посмотрим, как вы внимательно читали рассказ и смотрели инсценировку. Вопросы по тексту (в шляпах):

Марина- красная (чувство) — Можно ли данный рассказ считать юмористическим?

Юля- жёлтая (оптимизм) — Какой охотничий рассказ вам показался особенно занимательным?

Таня- чёрная (критик) – Какие детали рассказа дяди Вани и дяди Феди говорят о том, что весёлые охотники преувеличивают?

Олеся- голубая (обобщение) — Кто из охотников оказался правдивее всех?

Нина- белая (учёный) — Чему учит рассказ Н. Носова «Три охотника»?

Рассказ учит умению любить всё живое, не унывать ни при каких обстоятельствах, фантазировать.

Света- Зелёная (творчество) – продолжите рассказ.

Учитель: Какова тема рассказа?

Главная мысль рассказа «Три охотника» учит любить животных, потому что в конце рассказа Носова герои говорят такие слова «И зверушки ни одной не убили, и весело время провели», то есть в лесу можно не только охотиться, но и понаблюдать за животными.

7)Учитель: — Девочки, что такое привал (или пикник?

— Даша нам приготовила сообщение о том, что такое пикник.

Пикни к — в современном понимании трапеза на природе, устраиваемая на траве на открытом воздухе в местах с красивыми пейзажами — сад, парк, берег озера, пляж или лес — и, как правило, летом. Также устраивается во время общественных мероприятий, например, просмотров фильмов под открытым небом.

Учитель: А сейчас, девочки, совершим виртуальное путешествие в 1871год.

Картина “Охотники на привале” написана художником Перовым.

Читайте также:  Часы охотника рыболова настенные

На полотне изображены трое охотников, расположившихся на привале и ведущих между собой беседу. Получается такой групповой портрет,где каждый имеет свои психологические черты: Тот что слева — пожилой, видимо, опытный охотник, из обедневших дворян со страстью рассказывает о своем подвиге на охоте. Второй, средних лет, в крестьянском обличие, ухмыляясь с недоверием слушает охотничьи байки рассказчика. Третий, одет “с иголочки”, доверчивый молодой охотник, внимательно слушает с трепетом, что даже забыл прикурить папиросу.

— Чем отличаются охотники В. Перова от весёлых охотников Н. Носова?

3. Просмотр мультфильма «Случилось это зимой» по рассказу Н. Носова из серии «охотничьих рассказов». Сценарий Н. Носова. Режиссёры В. Пекарь, В. Попов, 1968 г.

4. Закрепление изученного.

Учитель: Следующий этап закрепление изученного – викторина.

Первая – «Затейники»: Анжела, Даша, Олеся, Марина, Галя, Настя.

Вторая – «Фантазёры»: Света, Нина, Таня, Юля, Оксана.

5. Итог урока:

Ещё один рассказ Носова, ещё одна интересная история, рассказанная автором. Его рассказы с удовольствием читают не только дети, но и взрослые. Ведь в этих рассказах взрослые порой узнают себя, вспоминают о своём детстве, где также было немало интересных, забавных историй.

Произведения Носова поучительны. Они учат нас быть добрыми, отзывчивыми, говорят о бережном отношении, о любви к природе и к братьям нашим меньшим.

— Какое настроение осталось у вас после проведения урока?

— Все девочки сегодня – молодцы!

— После мы с вами устроим пикник и посмотрим фильм об охотниках.

— Предлагаю вам сегодня отправить в плавание свои кораблики.Тем самым мы оценим свои достижения: каждый из вас по очереди подойдёт ко мне, получит свой бумажный кораблик и пустит его в плавание.

-Если вам всё сегодня удалось, то кораблик отправляется в свободное плавание ближе к солнцу.

-Если удалось не всё, то кораблик на середине пути.

-Если многое не удалось, то ваш кораблик пока что находится на истоке.

Если Вам когда-нибудь станет скучно, а на душе – одиноко, возьмите в руки книгу, любую из этих и … не медленно читайте. Читайте для себя. Для удовольствия. И вы почувствуете, что улыбаетесь. На душе – такое приятное чувство одушевлённой встречи с хорошими людьми.

Урок литературы в 5 классе по теме «Н.Н. Носов «Три охотника» по учебнику М.С. Меркина
план-конспект урока по литературе (5 класс)

— познакомить ребят с некоторыми фактами биографии Н.Н. Носова; актуализировать читательский опыт учащихся; выявить художественную идею рассказа «Три охотника», состоящую в утверждении любви и жалости ко всему живому;

— формировать умение выделять главное в прослушанном сообщении; развивать навыки выразительного чтения, работы с учебником и с иллюстрациями;

— воспитывать интерес к жизни и творчеству Н.Н. Носова; воспитывать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления нравственной позиции весёлых охотников, лексического значения слова «оптимизм»

Скачать:

Вложение Размер
urok_literatury_5_klass_n.n._nosov_tri_ohotnika.docx 16.43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе по учебнику Г. С. Меркина

Тема: Н.Н. Носов. «Три охотника»

— познакомить ребят с некоторыми фактами биографии Н.Н. Носова; актуализировать читательский опыт учащихся; выявить художественную идею рассказа «Три охотника», состоящую в утверждении любви и жалости ко всему живому;

— формировать умение выделять главное в прослушанном сообщении; развивать навыки выразительного чтения, работы с учебником и с иллюстрациями;

— воспитывать интерес к жизни и творчеству Н.Н. Носова; воспитывать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления нравственной позиции весёлых охотников, лексического значения слова «оптимизм»

Оборудование : мультимедийная презентация, иллюстрации уч-ся, оформление для инсценировки

І. Организационный момент.

1) Сообщение темы и целей урока.

2) Эпиграф к уроку: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» Д. Дидро

Учитель: Как вы понимаете эпиграф?

II. Изучение нового материала.

1) Группа ребят приготовили биографию писателя.

Николая Николаевича Носова все называли «весёлым писателем». Однако в жизни его трудно было назвать весёлым. Иные называли его даже «хмурым ворчуном». Всё это шло скорее от какой-то особенной деликатности, ранимости, а порой и неуверенности в себе.

Николай Николаевич был всегда доброжелателен, точен в оценках работ других писателей.

Родился Николай Носов в Киеве 22 ноября 1908 года в семье эстрадного артиста. Маленький Николай часто бывал на выступлениях отца, любил смотреть концерты и спектакли. Одно время родители даже думали, что и мальчик захочет стать актёром. Однако Николай постоянно увлекался чем-то другим, например, хотел стать музыкантом. Школьные годы Николая Носова пришлись на Первую мировую, а затем и Гражданскую войну. Семье пришлось пережить сполна и нужду, и болезни (все переболели тифом).

Как Николай Носов сам рассказывал, в литературу он пришёл совершенно случайно. Будущий писатель рассказывал своему подрастающему сыну разные смешные истории, придумывая их на ходу. В какой-то момент Николай Носов понял, что их нужно записать: «Постепенно я понял, что сочинять для детей – наилучшее занятие. Оно требует не только литературных знаний, но и знания психологии детей, а главное – любви к ним… Я понял, нужно относиться к ним с самым большим и тёплым уважением».

Это ощущается в каждом его рассказе и повести. Первый рассказ Николая Носова – «Затейники» — был опубликован в 1938 году.

2) Учитель: Уч-ся было дано опережающее задание: Найти в «Толковом словаре Ожегова» понятия-юмор и оптимизм (уч-ся сообщает подготовленную информацию)

3) Учитель: А сейчас работа с учебником, соберитесь в мобильные группы по рядам.

Задание:1 ряд-Найти в тексте качества характера-дяди Вани.

2 ряд- Найти в тексте качества характера-дяди Феди.

3 ряд- Найти в тексте качества характера-дяди Кузьмы.

4) Учитель: А сейчас ребята покажут вам инсценировку по рассказу Н.Н. Носова «Три охотника»

5) Учитель: А теперь посмотрим, как вы внимательно читали дома рассказ и смотрели инсценировку. Вопросы по тексту:

• Рассказы охотников – это правда или весёлый вымысел?

• Можно ли считать данный рассказ – юмористическим?

• Есть ли в данном произведении сказочные элементы? Какие?

• Какова тема рассказа?

6) Учитель: А сейчас, ребята, виртуальное путешествие в 1871год-рассказ учащегося (Описание картины Перова В.Г. «Охотники на привале»

Картина “Охотники на привале” написана Перовым в 1871 году, к этому моменту своего творчества художник уже устал от печальных сцен, изображающих горе простого народа.

На полотне изображены трое охотников, расположившихся на привале и ведущих между собой беседу. Получается такой групповой портрет, где каждый имеет свои психологические черты: Тот что слева — пожилой, видимо, опытный охотник, из обедневших дворян со страстью рассказывает о своем подвиге на охоте. Второй, средних лет, в крестьянском обличие, ухмыляясь с недоверием слушает охотничьи байки рассказчика. Третий, одет “с иголочки”, доверчивый молодой охотник, внимательно слушает с трепетом, что даже забыл прикурить папиросу.

3. Закрепление изученного.

Учитель: А следующий этап закрепление изученного подготовили ребята и составили кроссворд.

(уч-ся задают вопросы учащимся)

2. Под кем рухнул мостик? (медведь)

3. Как звали пса который цапнул медведя за ухо? (Фоксик)

4. Как звали сынишку дяди Кузьмы? (Игорёк)

6. Как можно назвать охотников по отношению друг к другу и природе? (друзья)

7. Что порвал волк охотнику дяде Ване, когда он залезал на дерево? (штаны)

1. Что купил папенька одному из охотников? (ружьё)

2. Кто поверил и отпустил дядю Федю? (милиционер)

5. Как звали одного из охотников? (Кузьма)

Учитель: Давайте обратимся к иллюстрациям, которые ребята нарисовали.

Д/з придумать какую-нибудь забавную историю.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

(уч-ся делают выводы)

1. Что особенно понравилось на уроке?

2. Чему вы научились?

3. Какое настроение осталось у вас после проведения урока?

5. Оценки за урок.

6. Д/З. Составить викторину по творчеству Н.Н. Носова и по рассказу «Три охотника»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме «Русская литература конца XIX — начала XX века». Материал содержит основные тезисы, фотографии.

Открытый урок для 11 класса по теме «Молодежные субкультуры»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 11 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с.

лекция с элементами беседы. анализ стих.

Конспект урока может быть использован при изучении романа «Герой нашего времени» в 9 — 10 классах.

Презентация к уроку.

Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса.

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка.

Оцените статью
Adblock
detector