Расстановка ударений: ОХО`ТНИКОВ Никифор Михайлович
ОХОТНИКОВ, Никифор Михайлович [18 (30). III. 1860 — 29. I (10. II). 1892] — чуваш. педагог. Учился в Симбирской чуваш. учительской школе, затем в Казанском ун-те (1888 — 92). О. — первый чуваш. учитель математики с университетским образованием. Автор известных «Записок чувашина о своем воспитании» (в сб. «Чувашские рассказы», М., 1961), представляющих оригинальное исследование о чуваш. народной педагогике. Этот труд много раз переиздавался на рус. и чуваш. языках. О. принадлежат также историко-пед. исследование «Обучение чуваш грамоте» (опубл. в 1889 — 91 в журн. «Церковно-приходская школа»), работы — «Приволжские чуваши» (1893), «Соображения о проведении математических экскурсий» (1884) и др. Им разработаны программы и переведены на чуваш. язык книги по математике для чуваш. школ. Близкое знакомство с семьёй рус. педагога-демократа И. Н. Ульянова оказало огромное влияние на формирование демократич. взглядов О.
В своей практич. деятельности О. следовал многим традициям народной педагогики, внимательно и с большой любовью изучал нар. систему воспитания, обобщал и систематизировал пед. опыт чуваш. учителей. Высокую оценку пед. деятельности О. дал И. Я. Яковлев: «В лице учителя Охотникова, — писал он, — нашего бывшего воспитанника, школа приобрела даровитого и усердного труженика. » (Отдел рукописей Гос. б-ки им. В. И. Ленина, ф. 361, папка 1 в).
Соч. (кроме указ. в тексте); Мана пӑхса устерни, в кн.: Чаваш литератури, Чебоксары, 1961.
Лит.: В. И. Ленин. Биография, 2 изд., М., 1963; Крупская Н. К., О дружбе ребят всех национальностей, Пед. соч., т. 5, М., 1959; Ульянова А. И., Детские и школьные годы Ильича, М.-Л., 1937; Семья Ульяновых. Под ред. И. Я. Баранова, 2 изд., Ульяновск, 1963; Н. М. Охотников. С̣урална̌иранта 100 с̣ул тултарнӑ май, в кн.: Ча̌ваш календре 1960, март; Волков Г. Н., Чувашская нар. педагогика, Чебоксары, 1958; Сейфуллин В., Н. М. Охотников пурнас̣е̌не е̌с̣е-хе̌ле̌, «Ялав», 1959, № 2.
Г. Н. Волков. Чебоксары.
Педагогическая энциклопедия/Глав. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. т. 3. — М.: Советская энциклопедия, 1966. — 880 с. с илл.
Никифор охотников приволжские чуваши
Государственный исторический архив Чувашской Республики
Государственный архив современной истории Чувашской Республики
Государственная киностудия «Чувашкино» и архив электронной документации
Книжная палата
Педагог-сподвижник И.Я. Яковлева (К 150-летию со дня рождения Н.М. Охотникова)
Опубликован: 22 марта 2010 г.
22 марта 2010 года исполняется 150 лет со дня рождения чувашского педагога, этнографа, математика, общественного деятеля Oхотникова Никифора Михайловича.
Педагогическая и научно-просветительская деятельность Н.М. Охотникова представляет большой интерес, о чем свидетельствует обширная литература о его жизни и деятельности, хранящаяся в фонде Государственного архива печати Чувашской Республики.
Н.М. Охотников родился 10 марта 1860 года в деревне Чувашская Чебоксарка Чистопольского уезда Казанской губернии (ныне Новошешминского района Республики Татарстан). С 1873 года Никифор Михайлович обучался в школе села Савруши. И уже через год он оказался в числе трех учеников, которые были отобраны для учебы в Симбирской чувашской школе. Учился он исключительно усердно, почти по всем предметам показывал отличные знания.
После окончания Симбирской чувашской школы Н. Охотников приступил к педагогической деятельности в качестве учителя в Сунчелеевское училище Чистопольского уезда Казанской губернии. Здесь он проявил себя одаренным педагогом и новатором. Доцент кафедры иностранных языков ЧГПУ им. И.Я. Яковлева Воробьева И.В. в статье «Учитель, ученый, чувашский просветитель Н.М. Охотников» писала: «Упорной работой, обучением детей на их родном языке, разъяснением местному населению пользы грамоты он сумел преодолеть недоверие чувашских крестьян к школе. Он создал в селе школьный хор, организовал школу для взрослых, где учились и девушки, широко использовал звуковой метод обучения» (Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2001. — № 5. – С. 81).
Благодаря неустанной творческой деятельности Н. Охотникова, Сунчелеевское училище стало центром распространения просвещения среди чувашей и вошло в историю народных училищ Казанской губернии как одно из лучших. Неслучайно И.Я. Яковлев в свое время с гордостью писал: «. в лице учителя Охотникова, нашего бывшего воспитанника, школа приобрела даровитого и усердного труженика».
Талантливый педагог-новатор известен и как этнограф. Его работы «Грамота среди чуваш», «Приволжские чуваши», «Чувашские песни», «Соображения о проведении математических экскурсий» и другие получили широкую известность и стали бесценным вкладом в просветительскую деятельность. Так, в своем основном педагогическом труде «Записки чувашина о своем воспитании», он впервые обобщил опыт трудового и религиозно-нравственного воспитания детей в чувашской деревне, в повседневной жизни чувашского крестьянства. Вот как отзывается о книге доктор педагогических наук, профессор Г.Н. Волков: «Прекрасный этнопедагогический труд «Записки чувашина о своем воспитании» явился лебединой песней Н.М. Охотникова, талантливейшего из чувашских просветителей» (Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. – Чебоксары, 1966. – С. 19.).
Умер Никифор Михайлович в 1892 г. в Казани, в возрасте 32 лет. Дело, которому было отдано горячее сердце этнографа, по-прежнему живет в его научных трудах, которые изучаются исследователями, педагогами, студентами, читателями.
Ученые : Охотников Никифор Михайлович
10.03.1860-29.01.1892
Педагог, математик, этнограф.
Родился 10.03.1860 г. в д. Чувашская Чебоксарка Чистопольского уезда (ныне Новошешминский район Республики Татарстан.
С 1873 г. обучался в школе села Савруши. И уже через год он оказался в числе трех учеников, которые были отобраны для учебы в Симбирской чувашской школе. Учился он исключительно усердно, почти по всем предметам показывал отличные знания.
После окончания Симбирской чувашской школы Н. Охотников приступил к педагогической деятельности в качестве учителя в Сунчелеевском училище Чистопольского уезда Казанской губернии. Здесь он проявил себя одаренным педагогом и новатором. Доцент кафедры иностранных языков ЧГПУ им. И.Я. Яковлева Воробьева И.В. в статье «Учитель, ученый, чувашский просветитель Н.М. Охотников» писала: «Упорной работой, обучением детей на их родном языке, разъяснением местному населению пользы грамоты он сумел преодолеть недоверие чувашских крестьян к школе. Он создал в селе школьный хор, организовал школу для взрослых, где учились и девушки, широко использовал звуковой метод обучения» (Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2001. — № 5. – С.81).
Благодаря неустанной творческой деятельности Н. Охотникова, Сунчелеевское училище стало центром распространения просвещения среди чувашей и вошло в историю народных училищ Казанской губернии как одно из лучших. Неслучайно И.Я. Яковлев в свое время с гордостью писал: «. в лице учителя Охотникова, нашего бывшего воспитанника, школа приобрела даровитого и усердного труженика».
Написал этнографические очерки о народном воспитании, культуре и быте чувашей, развитии школьного образования. Автор этнографических трудов «Грамота среди чувашей», «Приволжские чуваши», «Записки чувашина о своем воспитании». В педагогическом труде «Записки чувашина о своем воспитании», он впервые обобщил опыт трудового и религиозно-нравственного воспитания детей в чувашской деревне, в повседневной жизни чувашского крестьянства. Вот как отзывается о книге доктор педагогических наук, профессор Г.Н. Волков: «Прекрасный этнопедагогический труд «Записки чувашина о своем воспитании» явился лебединой песней Н.М. Охотникова, талантливейшего из чувашских просветителей» (Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. – Чебоксары, 1966. – С. 19.).
Перевел на чувашский и татарский языки религиозную литературу. Являлся сторонником системы христианского просвещения на родном языке.
Успешно занимался научной работой в области математики. Его математические склонности заметил И. Я. Яковлев и пригласил юношу в гимназию преподавать математику и естествознание. В 1888 г. поступил на физико-математический факультет Казанского университета, но из-за тяжелой болезни окончить учебу не успел.
В 1890 г., будучи студентом, участвовал во Всемирном конгрессе астрономов и математиков. Победителями в решении сложного математического примера и обладателями золотых медалей стали двое — ученый из Австралии и Н. М. Охотников.
Умер в Казани, в возрасте 32 лет.
Библиография:
1. Денисов, П. В. Никифор Охотников : очерк жизни и твор. деятельности / П. В. Денисов. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1986. – 127 с. 2. Краснов, Н. Г. Никифор Михайлович Охотников : просветитель, педагог / Н. Г. Краснов, М. В. Максимова. – Чебоксары : ЧГПУ, 2005. – 186 с. : ил, портр. – Библиогр. : с.176-178. 3. Долгов, В. Владимир Ульянов ученикĕ // Долгов, В. Пархатарлă туслăх / В. Долгов. – Шупашкар, 1966. – С. 50-63. 4. Сапожникова, Н. Н. М. Охотников – чӑвашсене ҫутта кӑларакансенчен пӗри / Н. Сапожникова // Канаш (Ульяновск обл.). – 2010. – 25 пуш (№ 12). – С. 6. 5. Чебанов, А. С. Ҫумӗ : историллӗ пӗр пайлӑ пьеса / А. С. Чебанов // Атӑл юрри. – 2012. – № 2 (4). – С. 48-53 : фот. 6. Юхма, М. Никифор Михайлович Охотников / Михаил Юхма // Тетте = Игрушка. – 2012. – № 4. – С. 5. 7. Воробьева, И. В. Народная дидактика в педагогической деятельности Н. М. Охотникова / И. В. Воробьева // Сибир. пед. журн. – 2005. – № 5. – С. 139-147. 8. Воробьева, И. В. Н. М. Охотников – педагог, гуманист и ученый / И. В. Воробьева // Яковлевские чтения. – Чебоксары, 2010. – Вып. 6. – С. 30-35. 9. Воробьева, И. В. Проблемы духовно-нравственного воспитания в творчестве учителя-яковлевца : [о просветительно-педагог. деятельности Н. М. Охотникова] / И. В. Воробьева // Научно-информ. вестн. докторантов, аспирантов, студентов. – 2004. – № 1. – С. 159-164. – Библиогр.: 12 назв. 10. Воробьева, И, В. Учитель, ученый, чувашский просветитель Н. М. Охотников / И, В. Воробьева // Вестник Чуваш. гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева. – 2001. – № 5 (24). – С. 81-83. 11. Воробьева, И. В. Этнопедагогические основы трудового воспитания в наследии Н. М. Охотникова / И. В. Воробьева // Вестник Чуваш. гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева. – 2002. – № 3 (27). – С. 63-66. 12. Денисов, П. В. Никифор Михайлович Охотников / П. В. Денисов // Вопросы истории дореволюционной Чувашии. – Чебоксары, 1984. – С. 3-30. 13. Максимова, М. В. Никифор Михайлович Охотников – чувашский педагог-математик / М. В. Максимова // Яковлевские чтения. – Чебоксары, 2010. – Вып. 6. – С. 35-40. 14. Матвеев, Г. Б. Охотников Никифор Михайлович / Г. Б. Матвеев // Краткая чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2001. – С. 310. 15. Матвеев, Г. Б. Охотников Никифор Михайлович / Г. Б. Матвеев // Чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2009. – Т. 3 : М-Се. – С. 350. 16. Охотников Никифор Михайлович // Чуваши Татарстана = Тутарстан чăвашĕсем : [кн.-альбом]. – Чебоксары, 2006. – C. 405. 17. Охотников, П. Никифор из Чувашской Чебоксарки / П. Охотников // Дружба. – 1987. – № 1. – С. 3-60. 18. Токарев, А. Первый ученик Ленина / А. Токарев // Молодеж. курьер. – 1996. – 26 апр. (№ 17). – С. 6. 19. Юхма, М. Первый ученик Володи Ульянова // Юхма, М. Песнь о Чувашии / М. Юхма. – Чебоксары, 1995. – С. 72-75.
Значение «охотников, никифор михайлович»
Что означает «охотников, никифор михайлович»
Педагогический терминологический словарь
Охотников, Никифор Михайлович
чувашский педагог, математик и общественный деятель, ученик и соратник И.Я. Яковлева — выдающегося просветителя чувашского народа и основателя Симбирской чувашской учительской школы (ныне Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева).Работы Н.М. Охотникова посвящены проблемам обучения и воспитания учащихся.
(Краснов Н.Г. Никифор Михайлович Охотников: просветитель, педагог. — Чебоксары, 2005. С. 6-39)
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Толковые Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
Энциклопедические В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
Отраслевые Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
Этимологические и заимствований Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон. Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
Глоссарии устаревшей лексики Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз. Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
Переводческие, иностранные Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
Фразеологический сборник Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике. Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
Определение неологизмов Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление. Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
Прочие 177+ Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.
Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!