- Старые добрые инерционные катушки
- Что собой представляют инерционные катушки
- Разновидности инерционных катушек
- Малогабаритные
- Нахлыстовые катушки
- Достоинства и недостатки
- Видео: правильный заброс спиннинга с инерционной катушкой
- «Невская»
- «Нельма»
- «Нельма Z-2»
- Akara Onega XT120B 2bb
- «Донская-2»
- «Стубла»
- KOLA SALMON Libra Black
- Катушки нахлыстовые
- Типы нахлыстовых катушек
- Нахлыстовые катушки — конструкция и материалы
- Ёмкость нахлыстовых катушек
- Вес нахлыстовых катушек
- Тормозная система
- Принцип действия нахлыстовых катушек
- Снасти
- Удилище
Старые добрые инерционные катушки
Инерционные катушки являются самыми первыми приспособлениями после мотовилец, позволившие рыболову выполнять дальние забросы и обеспечивавшие более комфортное вываживание рыбы любого размера.
Спорить с тем, что безынерционные катушки в настоящее время наиболее популярны, настолько же глупо, как и утверждать, что инерционные катушки это пережиток прежних лет. Старенькие, но заботливо ухоженные «Невские» катушки по дальности заброса и легкости хода ничуть не уступают бюджетным мультипликаторам, а некоторые даже превосходят.
Что собой представляют инерционные катушки
Термин «инерционная» определяется конструкцией катушки. Ее барабан (шпуля) располагается параллельно движению лески в момент подмотки или заброса. Из этого следует, что забрасываемая оснастка преодолевает инерцию вращения барабана.
Утверждение, что чем проще, тем надежнее, в полной мере подходит именно к инерционной катушке лучше всего. Самая простая состоит из следующих элементов:
- корпус с лапкой для крепления к удилищу;
- ось для насадки барабана (перпендикулярно корпусу);
- барабан (шпуля);
- стопор обратного хода (трещетка);
- механический тормоз.
Последнего может и не быть, а опытные рыбаки часто демонтируют его намеренно, предпочитая осуществлять подтормаживание в момент заброса рукой.
Чаще всего барабан изготавливался из алюминия, и непосредственно на нем монтировались две небольшие ручки, с помощью которых осуществлялась подмотка.
У первых моделей в центре барабана находилась втулка, сквозь которую проходила ось. Позднее этот узел стали дорабатывать, добиваясь максимальной плавности хода, иногда для этого устанавливали подшипники.
Некоторые современные модели вместо подшипников снабжены системой конусов, позволяющих выполнять забросы на 100м, что не так просто сделать, даже используя безынерционную катушку. Передаточное число инерционной катушки составляет 1:1.
Разновидности инерционных катушек
Если не рассматривать мультипликаторы, по сути являющиеся более дорогостоящей и модернизированной версией инерционных катушек, то условно можно выделить три разновидности:
- классические;
- малогабаритные;
- для лова нахлыстом.
Классические выпускаются с разными размерами барабана и конструкцией ходовой части. Особых отличий между ними нет и принцип действия одинаковый. Они целиком изготовлены из металла, легких сплавов, могут иметь антикоррозийное покрытие.
Малогабаритные
Помимо небольших размеров они могут быть как частично, так и полностью пластиковые. Наверно многие вспомнят свои первые пластмассовые катушечки, которые ставились на легкие бамбуковые удилища. В настоящее время они нередко используются для зимних удочек и жерлиц.
Нахлыстовые катушки
Эти катушки можно сразу отличить по внешнему виду. При среднем диаметре, барабан значительно шире классического, что обусловливается необходимостью вмещать большие объемы бэкинга и собственно нахлыстового шнура. Механизм практически ничем не отличается от большинства иных инерционных катушек.
Достоинства и недостатки
К достоинствам инерционных катушек, можно отнести их надежность и долговечность, что обеспечивается простотой конструкции и неприхотливостью в обслуживании. Также для них характерна высокая ремонтопригодность, относительно низкая стоимость и прекрасный контроль при вываживании. Кроме того, они фактически не перекручивают леску.
Что касается недостатков, то это возможность возникновения «бороды» при недостатке опыта выполнения заброса и ограниченная возможность применения приманок малого веса.
Видео: правильный заброс спиннинга с инерционной катушкой
«Невская»
Пожалуй, самая известная и долгоживущая инерционная катушка. Конструкция с момента создания существенных изменений не претерпела. Корпус со стальной осью, барабан с двенадцатью шпильками, тормоз-трещетка и подтормаживатель. Весит она приблизительно 230 г, а диаметр барабана 130мм. На нее можно намотать порядка ста метров лески 0,7 мм. Трещотка включается рычажком на внешней стороне корпуса. Снять барабан можно нажав на защелку с внутренней стороны катушки.
«Нельма»
Современный вариант инерционной катушки от компании «Русснасть». Компоновка стандартная. Из новшеств следует отметить патентованный аэродинамический тормоз и оригинальную конструкцию колодочного тормоза. Диаметр барабана 114 мм, максимальная емкость 100м лески 0,4 мм. Вес катушки 209 г. Плавность вращения обеспечивают два подшипника.
«Нельма Z-2»
Облегченная катушка весом 104 г и диаметром барабана 80 мм. Все узлы выполнены с большой точностью. Корпус и барабан покрыты специальной краской с добавлением твердой окиси алюминия, что предотвращает возникновение коррозии и эффективно противодействует налипанию снега (льда). Механизм вращения собран на двух высокоточных подшипниках из нержавеющей стали. Есть жесткий стопор обратного хода, а тормозная колодка рассчитана на нагрузки до 15 кг. На барабан помещается до 100 м лески диаметром 0,35 мм.
Akara Onega XT120B 2bb
Дюралюминиевая проводочная катушка бюджетного варианта. Несмотря на два усиленных подшипника закрытого исполнения значительно уступает российскому аналогу, однако за счет небольшой стоимости весьма популярна среди рыболовов. Корпус литой, диаметр барабана 120 мм. В комплекте имеется удобный чехол для переноски.
«Донская-2»
Мощная катушка с металлическим корпусом и барабаном из ударопрочного полистирола. Подшипников нет, но за счет качественно изготовленной втулки вращение достаточно мягкое. Вес порядка 415 г, а диаметр 160 мм. Классический трещоточный тормоз. Может применяться с любыми типами удилищ.
«Стубла»
Украинская катушка, выпускающаяся в Житомире, наследница классической «Невской». На оси два подшипника, поэтому вращение очень мягкое. Диаметр барабана 135 мм. Вес 274 г. Тормозная система классическая, способная выдерживать большие нагрузки. Хорошо подходит для ловли троллингом.
KOLA SALMON Libra Black
Одна из самых популярных в России нахлыстовых катушек для одноручных удилищ. Вес катушки 160 г. Изготовлена методом высокоточного литья. Механизм вращения реализован на подшипнике скольжения. Система торможения защищена от попадания грязи и воды. При необходимости муфту обратного хода можно развернуть в обратную сторону, что может быть востребовано для рыбаков-левшей.
В некоторых условиях, инерционная катушка способна дать фору своим более технологичным приемникам, поэтому исключать ее из своего арсенала рыбакам пока еще рано.
Катушки нахлыстовые
Нахлыстовая катушка – это, как правило, разновидность инерционной катушки . Различие в задачах нахлыстовой и спиннинговой катушек принципиально: нахлыстовая катушка не участвует в забросе, проводка приманки также происходит без ее помощи. Только при поимке трофея нахлыстовая катушка помогает притормозить сход шнура и бэкинга.
лыстовая катушка – это, как правило, разновидность инерционной катушки. Различие в задачах нахлыстовой и спиннинговой катушек принципиально: нахлыстовая катушка не участвует в забросе, проводка приманки также происходит без ее помощи. Только при поимке трофея нахлыстовая катушка помогает притормозить сход шнура и бэкинга.
Все катушки различаются по основным характеристикам:
- ёмкость (определяет количество вмещаемого шнура)
- тип лебедки
- система торможения, помогающая при вываживании
- масса для балансировки
Общие параметры снастей задаются классами AFTMA, и от того, к какому из этих классов относится катушка, зависит набор и качество исполнения перечисленных выше характеристик.
Типы нахлыстовых катушек
Нахлыстовые катушки бывают как инерционными, так и мультипликаторными.
Нахлыстовые катушки — конструкция и материалы
Катушка для нахлыстовой снасти должна четко работать со шнуром и с мушкой, однако в зависимости от класса катушки качество выполнения этой работы может быть разным. В отдельных случаях чтобы добиться определенного движения мушки требуется быстрая, но равномерная подмотка шнура. К примеру, при работе с нимфовыми мушками и утяжеленными подлесками может понадобиться высокая скорость подмотки.
Существуют катушки специальных конструкций, с помощью которых можно с легкостью совершать быструю подмотку. К их числу относятся катушки-«автоматы», где подмотка происходит при помощи автоматически взводимой пружины (как в часовом механизме). Однако сегодня такие катушки почти перестали производить.
Позже появились катушки с электроподмоткой, источником питания в которых выступали маленькие батарейки. Электрические катушки также не получили широкого распространения.
Не так давно появились LA-шпули, сочетающие в себе простоту конструкции и быструю подмотку шнура. Теперь практически каждая фирма, изготавливающая катушки для снастей, предлагает в числе прочих LA-катушки либо поставляет LA-шпули для простых катушек. Отчасти успех LA (что означает “Largearbor”) обусловлен некоторыми дополнительными преимуществами, которые отсутствовали у предыдущих типов катушек. К числу таких преимуществ относятся более стабильная работа системы торможения и возможность вываживать добычу при любых трудностях ловли.
Кроме LA, на сегодняшний день популярен ещё один тип катушек – антиреверсные, или A/R. У таких катушек отсутствует прямая связь ручки вращения и шпули, все движения передаются через тормоз. В случае, когда рыба уплывает и сматывает шнур с катушки, её движениям будет противодействовать сама тормозная система. Ручка подмотки останется без движения за счет применения особого антиреверсного механизма.
Для изготовления нахлыстовых катушек используется множество видов пластика, различающихся по прочности и износостойкости. Также в одной модели катушки может использоваться одновременно несколько видов металла. Например, корпус может быть из титанового сплава, шпуля из точеного алюминия, дужка лескоукладывателя — из нержавеющей стали, и так далее.
В подавляющем большинстве случаев конструкция катушки состоит одновременно из пластиковых и металлических деталей, хотя встречаются и как полностью металлические, так и полностью пластиковые модели.
Ёмкость нахлыстовых катушек
Безусловно, катушка для нахлыста своего класса обязана помещать в себя и определенного класса шнур, а также бэкинг. Обычно все изготовители катушек обозначают на шпуле 3-4 ближних классов шнура, которые может вместить катушка. Чем выше значение, тем меньше потребуется подмотки.
Важно учитывать, что если мелкие катушки для нахлыста (№3-4), которые используются обычно для ловли мелкой рыбы, в намотке большого количества бэкинга не нуждаются, то в катушках класса выше 5 наличие запаса бэкинга является необходимостью.
Вес нахлыстовых катушек
Ещё одна важная составляющая катушки — её вес. От этого зависит баланс всей снасти в целом. Тяжелая катушка на легком удилище не только утомит рыболова за день ловли, но и не позволит ему раскрыть все свои возможности по разгону шнура и точному забрасыванию приманки. Тут также существует деление на классы
Тормозная система
Тормоз на нахлыстовых катушках может быть различных видов, но в основном их три:
1. Тормоз-трещотка — самый простой и надежный тормоз, используемый, в основном, на малых классах катушек. Работает безотказно, но обладает не сильным тормозным усилием, зачастую его не хватает и приходится помогать пальцами.
2. Фрикционные тормозные механизмы более продвинуты. Они основаны на паре трущихся поверхностей — тормозных дисков. Усилие тормоза можно отрегулировать, однако, чтобы диски перешли в трение скольжения нужно усилие несколько большее, чем выставленное регулировкой. Другими словами, два прижатых друг к другу диска нужно сорвать во вращение. Это недостаток таких катушек, хотя производители постоянно подбирают современные композитные трущиеся пары, стремясь к тому, чтобы усилие срабатывания тормоза и усилие торможения были равны.
3. Еще один тип тормоза — гидротормоз. Он наименее распространен. В таком типе тормоза крыльчатка жестко связана с осью шпули катушки и вращается в герметичном пространстве, заполненном жидкостью. Недостатком катушек, оборудованных таким тормозом, является зависимость тормозного усилия от скорости схода шнура: чем быстрее сбегает шнур, тем сильнее его тормозит катушка.
Принцип действия нахлыстовых катушек
При выуживании самая простая нахлыстовая катушка для удилища невысокого класса исполняет роль хранителя шнура и лебедки – поднимает шнур и бэкинг при выуживании рыбы. А вот в самом забросе такая катушка не выполняет никаких функций. Для более сложных моделей удилищ используются нахлыстовые катушки с дополнительным набором функций: торможение, емкость и балансировка.
Снасти
Удилище
Катушки монтируются на нахлыстовые удилища
Для нахлыстовой ловли применяются специальные шнуры, делящиеся по применению на основные, бэкинги и раннинги. Также используются подлески.