Закон о вольерной охоте: чистый садизм и живодерство
1) охота на животных в полувольных условиях,
2) кратко о концепции скандального Федерального закона,
3) разные мнения при его обсуждении в Госдуме,
Депутаты Госдумы приняли в третьем чтении законопроект № 689852-7, https://sozd.duma.gov.ru/bill/689852-7, разрешающий охоту на животных в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.
Его авторы — депутаты Государственной Думы Н.П.Николаев, В.М.Резник, Н.С.Валуев, М.И.Щаблыкин, С.В.Чижов, А.Н.Ищенко, А.А.Харсиев, А.А.Максимов, М.Г.Кудрявцев, М.Р.Хасанов, А.Г.Эмиргамзаев, А.С.Прокопьев, Н.В.Говорин, С.В.Яхнюк, С.Ю.Тен, Д.П.Москвин, В.В.Гутенев, Д.А.Белик, К.Г.Слыщенко, А.Л.Ветлужских, Д.В.Сватковский, А.А.Гетта, А.В.Туров, Н.В.Малов, И.М.Тетерин, А.Н.Козловский, В.И.Синяговский, В.В.Бузилов, М.В.Романов
12 февраля 2020 года Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон «О животном мире», принятый Госдумой 11 февраля 2020 года, был одобрен Советом Федерации Федерального Собрания и в тот же день направлен Президенту Российской Федерации для подписания.
Обсуждаемому Федеральному закону предшествовал проект https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56661029/#review Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ «Об утверждении Порядка содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, а также требований к содержанию и разведению охотничьих ресурсов с использованием объектов охотничьей инфраструктуры», который подготовлен Минприроды России еще 31.07.2018.
Проектом приказа предусматривается 1) регулирование прав и обязанностей владельцев охотничьих ресурсов, содержащихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, 2) условия содержания таких охотничьих ресурсов и 3) требования к объектам охотничьей инфраструктуры, использующихся для осуществления указанной деятельности.
Порядок выдачи разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, отказа в их выдаче или их аннулирования, формы такого разрешения, а также порядок ведения государственного реестра разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, — утвержден приказом Минприроды России от 24.12.2010 N561 (с изм. на 08.08.2018, http://docs.cntd.ru/document/902256547).
Несколько слов о концепции скандального Федерального закона.
Его концепцией является развитие правого регулирования отношений, связанных с содержанием и разведением охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.
В соответствии с действующей редакцией статьи 49 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон), целями разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях являются:
1) их дальнейшее размещение в среде их обитания и
2) их реализация в соответствии с гражданским законодательством.
Данная деятельность осуществляется юридическими лицами на основании охотхозяйственных соглашений и при наличии соответствующих разрешений, выдаваемых уполномоченным государственным органом, на срок действия охотхозяйственных соглашений.
По данным госохотреестра в 2018 году в Российской Федерации 183 охотпользователя осуществляли деятельность по содержанию и разведению охотничьих ресурсов в полувольных условиях на 236 объектах охотничьей инфраструктуры (вольеры, ограждения и т.д), общая площадь которых составила более 270 тыс. гектар.
Всего на указанных объектах содержалось около 20 тыс. оленей, 10 тыс. кабанов, 5 тыс. косуль, 3 тыс. ланей и другие охотничьи ресурсы.
Законопроектом предлагается устранить правовую неопределённость в части определения правых оснований на добычу охотничьих ресурсов, содержащихся в полувольных условиях.
В частности, таким основанием предлагается определить путевку (документ, подтверждающий заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства), выдаваемую охотнику, либо работнику юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполняющему обязанности, связанные с осуществлением охоты и сохранением охотничьих ресурсов.
Кроме этого, «в целях соблюдения принципа пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными», предлагается на уровне федерального закона установить минимальную площадь в 50 гектар для объектов охотничьей инфраструктуры, в которых допускается добыча путем отстрела охотничьих ресурсов, содержащихся в полувольных условиях.
Чистый садизм и живодерство -так зоозащитники и экологи называют такую охоту в полувольных условиях. По их мнению, законопроект был принят в интересах высокопоставленных охотников.
Петицию против легализации вольерной охоты в России на сайте Change.org подписали более 200 тысяч человек. Если эти поправки будут приняты, в России законодательно будет разрешено расстреливать животных в вольерах, в том числе, отловленных и помещенных в загоны из природной среды. Кто может получать удовольствие от убийства в вольерах беззащитных, насмерть перепуганных животных, которые не могут спастись? — говорится в ее тексте.
Глава Альянса защитников животных Юрий Корецких сообщал «Коммерсанту», что зоозащитники через «Справедливую Россию» предлагали, например, запретить использовать собак при вольерной охоте и установить ограничения размера участка для охоты в тысячу гектаров, однако депутаты эти поправки не приняли. Сейчас же можно будет отстреливать прямо в упор из любого оружия и в любое время. Спокойно можно будет убить, например, медведя в спячке, — объяснял Корецких.
Неоднозначные оценки законопроекта были и среди депутатов.
Так, вице-спикер Госдумы Ольга Епифанова («Справедливая Россия») в декабре 2019 года называла инициативу «жестоким и аморальным бизнесом», в основе которого «лежит алчность».
Депутат Сергей Миронов (тоже «Справедливая Россия») призывал отказаться от инициативы, потому что, по его мнению, она противоречит всем нормам по защите животных.
Всего, по данным ТАСС, против законопроекта выступили 100 депутатов от трех оппозиционных фракций.
Один из авторов законопроекта: Николай Валуев — не согласен с претензиями зоозащитников:
Способы добычи и возможного оружия для этого определены как правилами об охоте, так и законом «Об оружии». Нельзя будет что-то придумать, чего в них нет.
По его словам, возможность разведения и добычи животных в вольерах, наоборот, снизит вред дикой природе.
По сути эти животные уже не являются дикими, потому что не изымались из природы, как правило, а выводились как сельскохозяйственные животные.
Они являются полной собственностью того предпринимателя, который этим занимается.
Опыт многих зарубежных стран показывает, что путем разведения в вольерных условиях также достигалось увеличение численности животных.
Другой автор того же законопроекта — зампред комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию — Сергей Лисовский в комментарии «Говорит Москва» https://govoritmoskva.ru/news/224636/ заявил, что
законопроект создавали для защиты диких животных и для увеличения их популяции. До принятия закона в России уже были «нелегально огороженные территории, где все не соблюдалось». Теперь же государство будет жестко регулировать вольерную охоту.
В Европе и вообще во всем мире в полувольном содержании разводят животных, а потом постепенно выпускают в дикую природу. Любое решение будет эффективно, если вы объединяете интересы всех участников процесса.
Например, в Кении, запретили охоту, и через 10 лет там не стало животных, а в Танзании, где охота разрешена, животных очень много.
Мы даем инструментарий сохранять животных, выращивать их, отпускать в природу, а это уже дает возможность развивать охоту на этих территориях, чтобы экономически поддерживать разведение.
Это механизм, который опробован во всем мире
В мировой практике деятельность по содержанию и разведению охотничьих ресурсов в полувольных условиях действительно получила некоторое распространение.
Так, в Европейском союзе одних только хозяйств, содержащих оленей в полувольных условиях, в 2017 году насчитывалось несколько тысяч, на которых содержалось порядка 75 тыс. благородных оленей и около 200 тыс. ланей.
Средние площади ферм колеблются от нескольких га (3-6) в Германии, Австрии, Швейцарии, до 50-60 га в Италии, Великобритании.
В Польше, Словакии, Литве, Латвии, Швеции размеры ферм порядка 20-30 га.
Вместе с тем, на Всемирном конгрессе по национальным паркам, который проходил в Индонезии в 1982 году, было высказано предположение, что наше поколение последнее, которому суждено видеть природу в первозданном ее виде. Пройдет еще несколько десятилетий, и на планете не останется мест, где бы человек не оставил о себе добрую и недобрую память.
Представляются бесчеловечными мотивы, по которым в России разрешен расстрел беззащитных животных в полувольных условиях вместо развития законодательной базы и эффективной защиты и/или восстановления естественной среды обитания «братьев наших меньших».
Горькая правда: Минприроды рассматривает целесообразность трофейной охоты на животных, относящихся к редким и находящимся под угрозой исчезновения видам,
-заявили в ноябре 2018 года о письме, которое депутат Госдумы Владислав Резник, являющийся членом «Клуба горных охотников», направил заместителю министра Ивану Валентику.
Господин Резник предложил оценить возможность введения в России «специальных программ», разрешающих трофейную охоту на краснокнижные виды животных с тем, чтобы охотники в дальнейшем финансировали охрану этих видов, https://www.kommersant.ru/doc/3804368?from=doc_vrez
Вопрос для обсуждения: после краснокнижные видов животных кто станет объектом трофейной охоты для депутатов Госдумы России?
Закон о вольерной охоте 2020 года – текст
В России легализовали любительскую и спортивную охоту в полувольных условиях (вольерах). Несмотря на протесты защитников животных, соответствующие поправки в федеральные законы «Об охоте» и «О животном мире» были приняты Государственной думой и подписаны Президентом РФ Владимиром Путиным 20 февраля 2020 года.
Министерству природы осталось установить требования к размерам объектов охотничьей инфраструктуры и необходимые ограничения для охотников и юридических лиц, которые будут предоставлять соответствующие услуги. По мнению авторов, закон о вольерной охоте 2020 года должен дать толчок для развития охотничьего бизнеса в России. Критики проекта считают, что новый закон будет способствовать истреблению животных, которых будут отлавливать в естественной среде и впоследствии отстреливать в вольерах. Петиция против принятия нового закона о легализации вольерной охоты на сайте change.org набрала 200 000 подписей. Далее читайте полный текст нового закона.
Уважаемые читатели! Горячая линия бесплатной юридической помощи работает для вас 24 часа в сутки!
Вольерная охота – текст закона
Федеральный закон от 18 февраля 2020 г. N 26-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон «О животном мире»
Принят Государственной Думой 11 февраля 2020 года
Одобрен Советом Федерации 12 февраля 2020 года
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3735; 2013, N 27, ст. 3477; 2016, N 26, ст. 3875) следующие изменения:
1) часть 3 статьи 4 изложить в следующей редакции:
«3. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с содержанием и разведением охотничьих ресурсов, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.»;
2) часть 3 статьи 8 изложить в следующей редакции:
«3. Право на добычу охотничьих ресурсов возникает с момента выдачи разрешения на их добычу, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.»;
3) дополнить статьей 141 следующего содержания:
«Статья 141. Особенности осуществления любительской и спортивной охоты в отношении охотничьих ресурсов, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания
1. Любительская и спортивная охота в отношении охотничьих ресурсов, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, осуществляется в закрепленных охотничьих угодьях физическими лицами, указанными в частях 1 и 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства).
2. Земельный участок и (или) лесной участок в границах закрепленного охотничьего угодья, предназначенные для осуществления любительской и спортивной охоты в отношении охотничьих ресурсов, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, предоставляются в соответствии со статьей 25 настоящего Федерального закона. Требования к земельному участку и (или) лесному участку, предназначенным для осуществления любительской и спортивной охоты в отношении охотничьих ресурсов, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
3. Оказание услуг и иная деятельность в сфере охотничьего хозяйства в целях любительской и спортивной охоты в отношении охотничьих ресурсов, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, осуществляются на основании охотхозяйственных соглашений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и имеющими разрешения на осуществление деятельности, предусмотренной статьей 49 настоящего Федерального закона.»;
4) статью 22 дополнить частью 3 следующего содержания:
«3. Ограничения любительской и спортивной охоты в отношении охотничьих ресурсов, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, могут устанавливаться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.»;
5) часть 3 статьи 23 изложить в следующей редакции:
«3. Правила охоты обязательны для исполнения физическими лицами и юридическими лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства, за исключением деятельности, указанной в статье 141 настоящего Федерального закона.»;
6) статью 24 дополнить частью 13 следующего содержания:
«13. Положения настоящей статьи не распространяются на охотничьи ресурсы, находящиеся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.»;
7) статью 49 изложить в следующей редакции:
«Статья 49. Содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания
1. Содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания осуществляются в целях обеспечения их воспроизводства, размещения охотничьих ресурсов в среде их обитания, а также их реализации.
2. Содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», на основании охотхозяйственных соглашений и при наличии разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, которые выдаются на срок действия охотхозяйственных соглашений.
3. Для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания создаются питомники диких животных, вольеры, иные необходимые объекты охотничьей инфраструктуры, в том числе ограждения.
4. В полувольные условия и искусственно созданную среду обитания могут помещаться охотничьи ресурсы, изъятые из среды их обитания и находящиеся в собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в части 2 настоящей статьи.
5. Бланк разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания является документом строгой отчетности, имеет учетные серию и номер.
6. В разрешении на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания указываются сведения о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе, которым оно выдано, и цели осуществления деятельности по содержанию и разведению охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.
7. При содержании и разведении охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания допускается осуществлять те виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства с использованием объектов охотничьей инфраструктуры, которые указываются в разрешении на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.
8. В разрешении на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания указываются условия их содержания и разведения.
9. В разрешении на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания указываются условия доставки охотничьих ресурсов заказчику или размещения их в среде обитания, порядок размещения охотничьих ресурсов в среде обитания.
10. Заявление о получении разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания и прилагаемые к нему документы рассматриваются в течение десяти дней со дня их подачи. По результатам этого рассмотрения принимается решение о выдаче такого разрешения или об отказе в его выдаче. Основания и порядок принятия решения об отказе в выдаче разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания устанавливаются в соответствии с частями 13 и 14 настоящей статьи.
11. Разрешение на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания является действительным с момента его регистрации в государственном реестре разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.
12. Выданное юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю разрешение на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания аннулируется в случае:
1) несоответствия данного лица требованиям частей 1 и 2 настоящей статьи;
2) подачи данным лицом заявления об аннулировании такого разрешения;
3) ликвидации юридического лица или смерти физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.
13. В решении об аннулировании разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания указываются обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 12 настоящей статьи. В течение одного рабочего дня со дня принятия решения об аннулировании такого разрешения копия данного решения направляется лицу, разрешение которого в соответствии с данным решением аннулировано.
14. Разрешение на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания признается аннулированным со дня внесения сведений о его аннулировании в государственный реестр разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.
15. Лицо, которому отказано в выдаче разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания или разрешение которого было аннулировано, вправе обжаловать соответствующее решение в судебном порядке.
16. Порядок подачи заявления о получении разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, перечень документов, представляемых одновременно с ним, порядок принятия решений о выдаче такого разрешения или об отказе в его выдаче, порядок аннулирования такого разрешения, ведения государственного реестра разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, форма такого разрешения устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.»;
в части 6 статьи 50 слова «частей 5 — 10 статьи 49» заменить словами «частей 10 — 15 статьи 49»;
9) статью 53 изложить в следующей редакции:
«Статья 53. Охотничья инфраструктура
1. К охотничьей инфраструктуре относятся предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства объекты капитального строительства, некапитальные строения, сооружения, в том числе охотничьи базы, питомники диких животных, вольеры, объекты благоустройства, другие объекты охотничьей инфраструктуры. Перечень объектов охотничьей инфраструктуры утверждается Правительством Российской Федерации.
2. На земельных участках и лесных участках, расположенных на землях, находящихся в государственной собственности, допускается создание объектов охотничьей инфраструктуры в случае, если такие участки предоставлены в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения.
3. В целях обеспечения безопасности граждан доступ на земельные участки и (или) лесные участки, которые расположены в границах закрепленного охотничьего угодья и на которых расположены объекты охотничьей инфраструктуры, созданные для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, осуществляется только с разрешения юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.».
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ «О животном мире» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 17, ст. 1462; 2005, N 1, ст. 25; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 1, ст. 21; N 50, ст. 6246; 2008, N 49, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 17; N 30, ст. 3735; 2011, N 30, ст. 4590; 2013, N 19, ст. 2331; 2015, N 29, ст. 4359; 2016, N 27, ст. 4282; 2018, N 53, ст. 8401) следующие изменения:
1) в части второй статьи 3 второе предложение изложить в следующей редакции: «Отношения в области охраны и использования объектов животного мира, содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, регулируются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.»;
2) абзац восьмой части первой статьи 6 изложить в следующей редакции:
«выдача разрешений на содержание и разведение объектов животного мира, в том числе отнесенных к охотничьим ресурсам, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;»;
а) дополнить новой частью второй следующего содержания:
«Особенности содержания и разведения объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, устанавливаются законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.»;
б) часть вторую считать частью третьей.
Президент Российской Федерации В. Путин
Уважаемые читатели! Горячая линия бесплатной юридической помощи работает для вас 24 часа в сутки!