Немецкий охотник за подводными лодками

Немецкий охотник за подводными лодками

Охотники за охотниками

Хроника боевых действий подводных лодок Германии во Второй мировой войне

Вице-адмирал Лиланд Ловетт (командовал эскадрой, которая произвела 7 ноября 1942 году высадку англо-американских войск в Северной Африке) писал после войны: «Большинство из нас помнят, что в двух мировых войнах германские подводные лодки подошли опасно близко к той черте, за которой начинался полный контроль над основными морскими коммуникациями. Установление такого контроля изменило бы ход войны…».

Эта книга рассказывает о действиях немецких подводных лодок в Атлантике, где и шла, в основном, подводная война, и в прилегающих морях. Книга вышла в свет в 1958 году в Соединённых Штатах и написана немецким автором – очевидно, по заказу американского издательства – по свежим следам войны в Атлантике (перевод делался с английского – возможно, на немецком книга и не выходила; переводчик при работе имел в виду, что язык оригинала – немецкий).

Книга написана на основе документов (вахтенных журналов подводных лодок, дневников подводников), а также воспоминаний подводников. Местами автор, стараясь уйти от сухого пересказа событий, вплетает в канву элементы беллетристики.

Возможно, автор местами что-то и приукрашает. А то нет-нет да и подует со страниц книги духом послевоенной апологетики (особенно в последних двух главах). Например, провокация против Польши и нападение на неё, ставшее началом Второй мировой войны, аккуратно именуется «польским кризисом». Впрочем, кто же станет именовать себя агрессором? Вот и мы ведь тоже только освобождали да помогали трудящимся – то финским, то польским, то латышским, и так далее…

Чувствуется, что автор отдал долг и атмосфере холодной войны, в которой была написана книга. Например, в последней главе один подводник взрывает себя вместе с лодкой: страна побеждена, родителей убили – и конечно, русские. Хотя у его родителей в действительности было во много раз больше шансов погибнуть от британских или американских бомбёжек.

А местами книга напоминает агитку военного времени в духе Гашека. Например, такая фраза – она опущена в тексте: «Вместо того чтобы радоваться своему спасению от верной смерти, они радовались германскому успеху» (это о поднятых на палубу подводной лодки моряках с потопленного британского грузового судна, часть людей с которого погибла!).

Но памятуя о том, кем, когда и для кого написана книга, к таким вещам нужно быть готовым заранее.

В целом же книга читается с интересом. Особенно интересна она тем, кто интересуется этой темой.

Линкоры или подводные лодки?

Оперативная сводка. Август.

В августе 1939 года германский флот имел в строю 51 подводную лодку.[1] Не все из них были строевыми, потому что часть из них было необходимо – и более, чем когда-либо – держать в качестве учебных. Между 19 и 21 августа 21 подводная лодка вышли со своих баз и заняли заданные им позиции, готовые к боевым действиям. Запечатанные конверты с боевыми приказами мирно покоились в сейфах командиров подводных лодок. Среди этих офицеров находились и те, кому было суждено несколько месяцев спустя замелькать на первых полосах мировой прессы и стать объектами восхваления со стороны германского радио – Прин, Кречмер, Шепке, Фрауэнхайм, Шультце, Шухардт и другие.

Капитан-лейтенант Шультце, командир «U-48», прозванный «Vatti» – «папашей», обратился к своему боцману:

– Боцман, позаботьтесь нанести бортовой номер лодки. Пока будете малевать, пусть птичка спрыгнет с насеста, а то испачкаете.

Так несколько неуважительно, но довольно-таки общепринято называли национальный герб – орла – на рубке подводной лодки.

Несколькими днями раньше, а именно 18 августа 1939 года, подводная лодка «U-48» в компании с другими лодками отправилась в Северное море. Её аккуратный нос с пилой для резки противолодочных сетей и прямо-таки бычьим кольцом делали лодку похожей на рептилию с рогом на носу, обращённом на север.

Стоял солнечный день ранней осени, и Северное море, которое заставляло в это время поёживаться обитателей его берегов, теперь выглядело спокойным и благодушным, и разве что еле заметные бугры перекатывались по серо-зелёным волнам.

– Порохом запахло, что ли, господин командир? Не рано ли? – пробурчал боцман вместо обычного «есть, господин командир».

– Война исчезнет с лица земли, только когда мы поймём, что в ней больше нет никакой пользы или когда человечество действительно будет заслуживать того, чтобы жить в мире, – философски изрёк Шультце. – К несчастью, это правда, так что давайте не будем испытывать по этому поводу куриного испуга.

Шультце поднёс к глазам бинокль и стал медленно прочёсывать море. На этом дискуссия по животрепещущему вопросу была закончена.

– Внизу у трапа! – крикнул боцман в тёмное отверстие открытого люка на мостике, предупреждая того, кто, возможно, хотел в настоящий момент подняться на мостик. Потому что в узкой шахте на узком холодном металлическом трапе двоим не разойтись. Боцман со скоростью белки исчез в люке. Акробат в этом упражнении выглядел бы бледно рядом с ним.

Прежде чем приступить к выполнению полученного приказа, боцман прошёл в дизельный отсек к своему другу – командиру электромеханической боевой части.

– Нехорошие ветры дуют. Старик приказал даже нанести бортовой номер. Это к войне.

– Да брось ты! Скажешь тоже. Ну, может, постреляем немножко с поляками. А нам-то тут какое до этого дело? Англичане не полезут пачкаться в это дерьмо, – возразил механик.

– Минуточку! Не забывай, что англичане тут на днях сказали, что выполнят свои обязательства перед Польшей. Да ещё мы разорвали морское соглашение[2]. И Рейхстаг в апреле заявил, что мы больше не считаем себя связанными всякими ограничениями по флоту. Для англичан это не божья роса. И мы тут болтаемся сейчас не скуки ради в Северном море, хотя вроде бы в это время надо быть в Балтийском, у польских берегов, там сейчас заваруха.

– Да это мы на всякий случай тут околачиваемся, мало ли что. Ты не забывай, эти островитяне всегда очень бережно относятся к собственной шкуре. – Механик похлопал по крепкому корпусу «U-48». – Англичане не забыли, как мы тогда их чуть не загнали в угол. Тогда, заметь, в начале войны у нас было мало лодок, а сейчас их у нас с полсотни наберётся.

– Ты рассуждаешь чисто механически, – возразил боцман. – Ты мыслишь цифрами и забываешь, что машины и оружие – вещь уязвимая. Давай не будем придавать большого значения тому, что было в той войне. У противника наверняка тоже появились и новые методы, и новое оружие. Кстати, говорят, англичане, вроде бы, изобрели новую штуку, обнаруживающую лодку под водой.

– Куда им до нас! Во всяком случае, лодки-то у нас получше. У нас и инженеры получше, и нутром мы покрепче.

– О чём ты говоришь? Мы улучшили то, что у нас было в той войне. Хотя, и они тоже. Чего нам действительно не хватает, так это знаешь чего? Лодок, лодок и ещё раз лодок. А вот у Редера сердце лежит к линкорам. Но линкор не построишь в закрытом доке, а лодку – построишь.

Читайте также:  Собака для спортивной охоты

– Ты судишь со своей колокольни. С точки зрения подводника ты, может быть, и прав. Но линкоры, как ни говори, это хребет флота. По крайней мере, пока что.

– Для сильного флота – да, верно, – продолжал боцман. – Но более слабая сторона должна пользоваться таким оружием, которое ей навязывает её слабость. Подводные лодки – вот оружие слабой стороны. А на море более слабая сторона – это мы.

– Если ты так будешь рассуждать, у тебя скоро коленки задрожат. А за тобой – и у твоих людей.

Раскрыта тайна гибели гитлеровских «китобойцов – морских охотников»

В ходе поиска советской подводной лодки М-96, пропавшей без вести в годы Великой Отечественной войны в Финском заливе, участники экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» и Морской инженерной компании ООО «Фертоинг» обнаружили места гибели четырёх немецких кораблей из 12-й флотилии охотников за подлодками.

В 1941-1944 годах это подразделение в числе прочих обеспечивало охрану Гогландского противолодочного рубежа — минного заграждения «Морской ёж» (Seeiegel), которое почти полностью перекрывало залив и являлось одним из наиболее крепких звеньев блокадного кольца вокруг Ленинграда.

Результаты исследования обнаруженных в районе острова Малый Тютерс противолодочных кораблей противника, анализ полученных данных и архивных документов, проведённый научным консультантом экспедиции, историком Мирославом Морозовым, позволили установить не только места, но и причины гибели германских «охотников». В частности, была опровергнута официальная версия, что Uj-1211, затонувший 7 августа 1941 года, и Uj-1204, затонувший 26 октября 1941 года, нарвались на свои же, немецкие дрейфующие мины, сорванные с систем «Морского ежа».

«Выяснилось, что они лежат на глубине около 70 метров на небольшом расстоянии друг от друга — чётко в координатах советского минного поля 19-А, выставленного 15 июля 1941 года минным заградителем «Урал» и эскадренным миноносцем «Калинин». И главное, имеют идентичные повреждения, которые получают плавсредства при входе в заминированную зону: оторванные носовые части. Причиной бесславного финала ещё одного немецкого «охотника» стали коварная балтийская погода и немецкий же тральщик М-29. Туманным вечером 1 декабря 1942 года он протаранил Uj-1205, который, получив удар в машинное отделение, в течение 30−45 минут пошёл ко дну, где пребывает и поныне на глубине около 60 метров — с задранным носом и погрузившись кормою в грунт», — рассказали поисковики.

Пробоина в машинном отделении стала причиной гибели и Uj-1216. Только получена она была, как выяснили поисковики, уже в бою с советским торпедным катером типа Д-3 под командованием старшего лейтенанта Максима Мироновича Пьянова, получившего за этот бой орден Отечественной войны 2-й степени. В ходе схватки 26 августа 1942 года взорванный корабль противника за 30 секунд скрылся под водой, немецкий экипаж потерял более половины состава. Сейчас его корпус лежит на глубине 55 метров. Он разломан на две части, но сохранил и ходовой мостик, и носовое вооружение в виде 88-мм и 20-мм орудий, и даже судовой колокол.

«Четыре бывших морских китобойных судна, переоборудованных немцами в охотники за подводными лодками. Они должны были препятствовать нашим подлодкам форсировать заграждение «ЗееИгель». Были обследованы нашей командой, сделана съемки. На каждом из них осталось примерно по 40 человек экипажа. Возможно эта информация будет важна немецкой стороне. Но в любом случае, в зоне противостояния двух флотов между островами Гогланд и Большой Тютерса остаëтся всë меньше безымянных захоронений обеих сторон. Надеемся, что скоро здесь будут найдены все моряки и война на этом участке закончится», — цитирует Eadaily руководителя экспедиции Константина Богданова.

Немецкий охотник за подводными лодками

Немецкий охотник за подводными лодками UJ-2210 (1933 г.п., 1152 т, 11.7 уз, 100 чел, 1 — 88мм, 2 — 37мм, 1х4 — 20мм, 2 — 20мм, ГБ)
Изначально французский рыболовный траулер Marcella, использовался на промыслах у Гренландии. Конфискован немцами после оккупации Вишистской Франции в ноябре 1942 и переоборудован для Кригсмарине. Служил в 22-й U-Jagdflottille флотилии на Средиземном море.

Охотником UJ-2210 командовал один из самых награждаемых немецких командиров-противолодочников Отто Полльман (Oberleutnant zur See d.R. Otto Pollmann, 1915-1958г.г.) Командовал кораблем всего 15 месяцев, за это время за охотником зачтено 14 потопленных подлодок Союзников, а Полльман собрал практически полный иконостас немецких регалий.
После войны подтвердилось только одно потопление — 27 февраля 1943 года в районе острова Капри в Неаполитанском заливе UJ-2210 потопил британскую подлодку «Тигрис». Да и то, лодка на дне пока не найдена (вспомним количество кандидатов на потопление нашей Щ-317, а оказалась — мина). То же относится и к вероятному потоплению ПЛ «Тандерболт».
Как бы там ни было, многие западные исследователи сходятся во мнении, что Отто Полльман был весьма хорош в написании отчетов. Примечательно, что после его ухода с UJ-2210 в начале 1944 года, ратные успехи морского охотника резко прекратились

Сам UJ-2210 был потоплен в Лигурийском море в ночь на 28 мая 1944 года американским торпедным катером MTB-419 (1942г.п., 54 т, 39 уз, 17 чел, 1х2 — 20мм «Эрликон», 2ТА — 533мм)
Лежит на глубине 65 м (по дну)

Долгая охота на «стальную акулу»

За время Битвы за Атлантику произошло немало стычек подводных лодок и противолодочных кораблей, продемонстрировавших всю жесткость и беспощадность подводной войны. Однако один из таких случаев выделяется особо. Речь идёт о самой длительной и безжалостной охоте, которую устроила на немецкую подлодку группа британских фрегатов. Враг был уничтожен, но и охотникам пришлось заплатить за это высокую цену.

1-я британская Эскортная Группа

В 1943 году британский флот стал получать по ленд-лизу новые американские эскортные эсминцы типа «Бакли» (USS Buckley) и «Эвартс» (USS Evarts) для формирования новых эскортных групп сопровождения конвоев. Американские корабли были классифицированы англичанами по-своему и входили в состав Королевского флота как фрегаты типа «Кэптэн» (Captain-class frigates). Всего для нужд флота Великобритании американцами было передано 78 таких кораблей.

1-я Эскортная Группа была сформирована в январе 1944 года и была изначально укомплектована шестью «Кэптэнами». Фрегаты «Гарлайз» (HMS Garlies), «Аффлек» (HMS Affleck) и «Гулд» (HMS Gould) были переданы англичанам в сентябре 1943 года, месяц спустя они получили ещё три корабля: «Бальфур» (HMS Balfour), «Бентли» (HMS Bentley) и «Гор» (HMS Gore).

Первым заданием для новой эскортной группы стало шестинедельное противолодочное патрулирование в Атлантике для оказания помощи конвоям на участке их пути западнее Ирландии. Вкус первой победы группа ощутила 26 февраля 1944 года, когда её фрегаты потопили подводную лодку U 91.

После потопления U 91 старший офицер 1-й Эскортной Группы коммандер Клайв Гвиннер (Clive Gwinner) получил приказ Адмиралтейства занять позицию в 400 милях к юго-востоку от Азорских островов. Стоит отметить, что на тот момент в группе кроме «Аффлека», которым командовал Гвиннер, было три фрегата: «Гулд», «Гарлайз» и «Гор».

U 358

14 февраля 1944 года из Сен-Назера вышла в море немецкая субмарина U 358 под командованием капитан-лейтенанта Рольфа Манке (Rolf Manke). Она относилась к типу VIIС и входила в состав знаменитой 7-й подводной флотилии.

Читайте также:  Запахи животных для охоты

Манке был опытным командиром: свою карьеру в кригсмарине он начал в 1935 году. Получив в 1938 году звание лейтенанта цур зее, Рольф Манке выбрал службу в морской авиации, и в итоге оказался в люфтваффе. В августе 1941 года он перевёлся обратно на флот и начал карьеру подводника. После прохождения соответствующей подготовки Манке стал вахтенным офицером на U 576.

Спустя полгода его квалификация была сочтена достаточной для командования собственной лодкой, и в августе 1942 года Манке был назначен командиром на новенькую U 358. Под его командованием лодка совершила четыре боевых похода в разные районы Атлантики, ею было потоплено четыре судна общим тоннажем в 17 753 брт.

Пятый поход U 358 начался спокойно. Манке прошел Бискайский залив, проделав большую часть пути в подводном положении, ни разу не объявив тревоги из-за авиации или кораблей противника. 22 февраля штаб подводных сил приказал U 358 идти на соединение с группой лодок «Пруссия» (Preussen), которая была сформирована 19 февраля для нападения на конвой ON 225. Как писал американский историк Клэй Блэйр, это была последняя «волчья стая», созданная в Атлантике для атаки североатлантических конвоев союзников.

Итак, U 358 продолжала двигаться на назначенную ей позицию, на пути к которой ей было суждено столкнуться с кораблями 1-й Эскортной Группы. Противники сближались.

Самая долгая охота в Атлантике

Изначально кораблям Гвиннера сопутствовала удача. 29 февраля в 05:07 «Гарлайз» нащупал «асдиком» подводную цель в полутора километрах от себя. Командир фрегата лейтенант Реджинальд Лэйси Кэпл (Reginald Lacey Caple) приказал сообщить другим кораблям об установленном контакте и дал команду атаковать цель бомбомётом «Хэджхог». Из этого ничего не вышло, так как подвела техника – бомбомёт не выстрелил. Тогда атаку попытался совершить корабль Гвиннера, который спустя почти пятьдесят минут после обнаружения цели «Гарлайзом» дал по контакту залп из своего «Хэджхога».

Это противолодочное оружие отличалось от обыкновенных глубинных бомб тем, что могло выстреливать по курсу корабля 24 небольших глубинных бомбы, имевших контактные взрыватели. Они накрывали небольшую площадь после залпа, но взрывались не по достижению заданной глубины, а лишь непосредственно после попадания в цель. Кроме этого, преимуществом «Хэджхога» было то, что при подрыве одной бомбы могли сдетонировать разом и остальные, что неминуемо влекло за собой гибель субмарины.

После залпа на «Аффлеке» ожидали услышать взрыв, но ответом была только тишина. Время было упущено, и лодка ушла. Гвиннер был в ярости и обрушился с упреками на операторов «асдиков» за их неумение удерживать контакт с целью и точно определять её расположение. Но его претензии были несправедливы. Как показал остаток дня, неудачная атака случилась не по вине гидроакустиков. Американский исследователь Дональд Коллинвуд (Donald Collingwood) в своей работе отмечает на этот счёт следующее:

«Состояние моря заметно отражалось на работе «асдика». Наличие [разных] температурных слоёв на разных глубинах создавало проблемы не только в Арктике. Подобные условия могут проявиться практически в любой точке океана, и они совершенно явственно проявились в данном районе Атлантики во время поиска 1-й Эскортной Группой».

После описания того, что происходило на поверхности океана, стоит обратить внимание на то, что было в его глубинах. «Асдики» фрегатов действительно обнаружили U 358 Рольфа Манке, которая в тот момент находилась на глубине около 30 метров. Манке погрузился для проведения ремонта в центральном отсеке и был удивлён внезапной атаке. Вскоре акустик доложил Манке, что рядом находятся, как минимум, три эсминца. На лодке отчётливо слышали шумы винтов. Командир U 358 приказал погружаться глубже, используя паузу, возникшую после атаки «Аффлека».

В 06:12 фрегаты наконец-то получили устойчивый контакт с лодкой и предприняли ещё одно нападение. На этот раз Гвиннер сменил тактику и применил так называемую «атаку с подкрадыванием» (creeping attack), автором которой был знаменитый британский противолодочный ас Фредерик Джон Уокер (Frederic John Walker). Суть этой тактики заключалось в том, что пара кораблей работала синхронно в режиме «поиск – атака». Один корабль с помощью «асдика» удерживал постоянный контакт с подлодкой, а второй на малых оборотах винтов медленно подкрадывался к месту, указанному первым, и сбрасывал бомбы, которые обычно оказывались для субмарины смертоносными. Она не слышала подход второго корабля и не успевала уклониться от атаки.

«Аффлек» удерживал контакт с U 358, в то время как «Гулд» медленно подкрадывался к указанному месту для сброса бомб. Казалось, что немцам вот-вот должен наступить конец, но капризная богиня удачи упорно продолжала благоволить Манке. Как только «Гулд» начал сброс серии из 28 обычных глубинных бомб, чтобы накрыть лодку смертоносным ковром, на фрегате вышла из строя электрика: корпус корабля сотряс взрыв первых бомб, и на нём выбило предохранители. В результате «Гулд» потерял ход, и атака прекратилась.

Те бомбы, которые британцы всё же успели сбросить, легли очень удачно. От взрывов на подлодке погас свет, и она получила внезапное ускорение в погружении, контроль над которым удалось установить только на глубине 200 метров. Дальше началось противостояние двух сторон, одна из которых рассчитывала взять субмарину измором, вторая надеялась на то, что корабли израсходуют свой запас глубинных бомб достаточно быстро.

Охота продолжалась. В течение дня корабли группы пытались нащупать «стальную акулу» под водой. Однако условия для работы «асдиков» заметно ухудшились, и операторы-гидроакустики получали устойчивый контакт с целью всего лишь несколько раз и на короткое время. К счастью для англичан, этого было достаточно, чтобы быть в курсе манёвров Манке, поэтому корабли Гвиннера держались в том же районе, что и субмарина. Фрегаты периодически производили сбросы бомб по показаниям «асдика», но англичане больше рассчитывали на то, что, в конце концов, у противника сядут батареи и закончится воздух.

Тем временем под водой происходило следующее. Манке в течение 12 часов находился на глубине 180–200 метров, пока фрегаты забрасывали его бомбами. С 05:50 до 17:32 англичане выполнили 15 атак, пытаясь уничтожить лодку, но на такой глубине она оставалась недосягаемой для них. Однако в корме лодки открылись течи, и U 358 получила дифферент на корму. Это вынудило Манке отправить всех свободных от вахты людей в нос, чтобы выровнять субмарину.

Изначально боевой дух подводников был на высоте. Глубинные бомбы англичан не нанесли лодке большого вреда, и немцы ожидали, что противник в своих бесплодных атаках скоро израсходует весь боезапас. Но бомбёжки упорно продолжались, и хотя взрывы не наносили U 358 повреждений, было ясно, что англичане знают местонахождение подлодки. Этот факт стал причиной снижения оптимизма у Манке и его людей.

После 17:32 Гвиннер решил поберечь бомбы и отдал приказ прекратить атаки. Он предположил, что субмарина, в конце концов, должна после 12 часов нахождения под водой всплыть для зарядки батарей и вентиляции отсеков. Операторы радаров и вахты визуального наблюдения получили приказ быть максимально бдительными, чтобы не проворонить всплывшую подлодку. Но в течение ночи противник замечен не был.

Утром игра в «кошки-мышки» продолжилась. «Аффлек» и «Гулд» получили более чёткие контакты с лодкой, чем они имели в течение последних 24 часов. Оба фрегата произвели сброс глубинных бомб по полученным «асдиком» данным, но подтверждения успеха этой атаки не было. На поверхности моря не обнаружили ни обломков, ни пятна нефти, что могло свидетельствовать о повреждении или уничтожении субмарины.

Читайте также:  Презентация одежда для охоты

После полудня 1 марта ситуация несколько изменилась. Гвиннер получил приказ из Адмиралтейства отправить «Гор» и «Гарлайз» в Гибралтар и продолжать преследование подводной лодки двумя оставшимися фрегатами. Для Манке сокращение числа противников вдвое уже имело не слишком большое значение: «Аффлек» и «Гулд» упорно продолжали поиск субмарины, стараясь взять её измором.

На U 358 к тому моменту ситуация была уже катастрофической. Воздух внутри лодки был уже малопригоден для дыхания, хотя кассеты с поташом долго сдерживали уровень углекислого газа. Когда они пришли в негодность, инженер-механик начал подачу в отсеки воздуха высокого давления, предназначенного для продувки балласта. Подводники продолжали держаться, несмотря на то что атмосфера внутри U 358 уже была невыносимой. Стоит отметить, что такой физической выносливостью экипаж частично был обязан строгости своего командира. За несколько дней до этого Манке в качестве наказания за какие-то проступки запретил перекуры во время всплытия, что, возможно, и сказалось на состоянии лёгких подводников.

«Акула» показывает зубы

Развязка наступила к вечеру 1 марта, когда командир лодки понял, что предел выносливости его людей в этом аду наступил, и если U 358 не всплывёт сейчас, то превратится в стальной гроб для всего экипажа. Однако, приняв такое решение, физически и морально истощённый Манке не собирался сдаваться и решил дать англичанам последний бой.

Когда лодка всплыла, она сразу же попала в начинающийся шторм. Благодаря плохим погодным условиям на фрегатах её заметили не сразу, несмотря на то что U 358 появилась на поверхности в 300–400 метрах от одного из кораблей. Воспользовавшись этим, Манке успел нанести упреждающий удар. Это кажется невероятным, но после 30 часов нахождения в адских условиях измотанный экипаж U 358 продолжал чётко выполнять свои обязанности.

В 19:20 выпущенная Манке торпеда попала в «Гулд». Взрывом фрегат разломило на две части, после чего корма быстро затонула. Носовая часть держалась на плаву ещё 25 минут, после чего легла на правый борт и пошла ко дну. Таким образом, лодка Манке осталась один на один с кораблём Гвиннера.

На этом беды «Гулда» не закончились. Как пишет Дональд Коллинвуд, из-за плохой видимости артиллеристы «Аффлека» приняли одну из частей торпедированного фрегата за подлодку и начали её обстрел. Впрочем, вскоре на «Аффлеке» поняли свою ошибку и открыли огонь по U 358, которая была замечена на расстоянии всего около 1300 метров. Гвиннер бросился в погоню, открыв огонь из «эрликонов».

Видя, что ситуация складывается безвыходная, Манке приказал экипажу покинуть корабль, а сам поднялся на мостик с куском белой ткани, желая показать противнику, что намерен сдаться. Сделать этого командир U 358 не успел, и спустя несколько секунд был сражён пулемётной очередью. Белый «флаг» был замечен на «Аффлеке» уже тогда, когда раненый Манке выпустил ткань из рук, и ветер отнёс её в сторону от рубки. Гвиннер приказал дважды выстрелить по лодке из штоковых бомбомётов правого борта, и бомбы отправили лодку на дно. Субмарина затонула в 19:50, спустя почти полчаса после того как появилась на поверхности.

После окончания боя «Аффлек» вернулся к месту гибели «Гулда» чтобы подобрать оставшихся в живых, для которых всё складывалось печально. Пока корабль Гвиннера вёл бой с немцами, на ещё державшейся на поверхности носовой части корабля возник пожар. Находившиеся там люди были вынуждены покинуть судно, так как бороться с огнём не было никакой возможности. К несчастью для моряков «Гулда», основная часть спасательных средств находилась на корме, которая уже ушла на дно. Попавшие в бурное море люди не могли долго сопротивляться стихии и быстро тонули. В результате из 158 членов экипажа фрегата удалось спасти только трёх офицеров и 33 нижних чина, один из которых умер по пути в Гибралтар. Погибло 123 человека, включая командира фрегата лейтенанта Дэниела Уильяма Ангоада (Daniel William Ungoed).

Немцам повезло ещё меньше: Гвиннер вернулся на их поиски только когда закончил подбирать из воды экипаж «Гулда». В результате из 50 подводников сумел выжить только один – 20-летний матрос-ефрейтор Альфонс Эккерт (Alfons Eckert), от которого англичане узнали, что происходило на U 358 во время её преследования и гибели. Эккерт пережил войну в плену и скончался в возрасте 80 лет в июле 2003 года.

Так закончилась самое долгая для Второй мировой войны охота на «стальную акулу» в Атлантике. С момента обнаружения подлодки до её гибели прошло около 39 часов, 36 из которых субмарина провела под водой. Надо отметить, что относительно последнего факта нет окончательной ясности, так как есть сведения о возможном кратковременном всплытии субмарины на поверхность в ночь с 29 февраля на 1 марта.

Вышеупомянутый Коллинвуд заявляет, что «вопреки всем ожиданиям, U 358 оставалась под водой всю ночь», но единственный выживший свидетель с немецкой стороны Альфонс Эккерт рассказал на допросе, что лодка на короткий период времени сумела ускользнуть от преследователей и появилась на поверхности, чтобы провентилировать отсеки. Однако её быстро обнаружили британские корабли, и U 358 была вынуждена нырнуть снова.

Стоит отметить, что если Манке действительно всплывал, то он, вероятно, не смог использовать свой шанс для того, чтобы ускользнуть от 1-й Эскортной Группы. Запустить в тот момент дизели было равно самоубийству, так как шум их работы был бы услышан противником, а покинуть опасное место на электромоторах не позволил недостаток электроэнергии аккумуляторной батареи.

Любопытным представляется и тот факт, что радарные установки фрегатов не засекли появление подлодки. Это можно объяснить тем, что радары того времени были далеки от совершенства, их операторы могли иметь мало опыта или быть невнимательными после 12 часов напряжённого преследования. Поэтому всплытие U 358 действительно могло остаться незамеченным, но это всё равно не даёт ответа на вопрос, поднимался ли Манке ночью на поверхность или нет.

В завершение хотелось бы сказать, что охота на U 358 является лишь небольшим эпизодом трагической и жестокой битвы на океанских просторах, которую принято именовать Битвой за Атлантику. Но даже этот случай является ярким примером того, что победа в ней далась союзникам весьма нелегко, так как немецкие подводные лодки оставались опаснейшим противником до самого конца войны.

  • Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annapolis: Naval Institute Press, 1998
  • Blair С. Hitler’s U-boat War. The Hunted, 1942–1945 – Random House, 1998
  • Collingwood D. The Captain Class Frigates in the Second World War – Annapolis: Naval Institute Press, 1999
  • Busch R., Roll H.J. German U-boat Commanders of World War II – Annapolis: Naval Institute Press, 1999
  • Niestlé A. German U-Boat Losses During World War II: Details of Destruction – Frontline Books, 2014
  • http://historisches-marinearchiv.de
  • http://www.uboat.net
  • http://uboatarchive.net
  • http://www.ubootarchiv.de
  • http://www.captainclassfrigates.co.uk

Подводные лодки · Подводная война · Битва за Атлантику · Войсковая разведка Красной Армии

Оцените статью
Adblock
detector