Немецкие охотники за танками

САУ: короткая и насыщенная жизнь «охотников на танки» Второй мировой войны

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Несмотря на все развитие технологий, танки все еще остаются одним из важнейших видов вооружения в современной армии. Матерью танков стала Первая мировая война. Вторая мировая война довела их концепцию до совершенства, окончательно дав понять теоретикам и военачальникам, что костяк армии должен составлять один универсальный «единый танк», а не широкое многообразие легких, средних и тяжелых. Вместе с танками развивалась и еще одно менее примечательное, но не менее важное направление в военной технике – это САУ.

Отдельным и весьма специфическим ответвлением в семействе самоходной артиллерии стали так называемые «охотники на танки». Специальные самоходные установки, как правило, с солидными орудиями и весьма слабым бронированием предназначенные для уничтожения танков противниках, идущих на прорыв. Можно сказать, что СУ были обычными противотанковыми орудиями, поставленными на шасси танков (иронично, не правда ли). Интересно и то, что в межвоенный период САУ почти не развивались, хотя концепция была хорошо известна и не раз предлагалась отдельными теоретиками и конструкторами. Один из первых истребителей танков был построен до Второй мировой войны в Германии. На шасси трактора Hanomag WD Z 25 поставили противотанковую пушку 3.7 cm Tak. Однако, даже в Германии изначально идея не получила широкого распространения.

Вторую мировую войну все стороны начали главным образом с легкими и средними танками. А потому и противотанковая артиллерия была в войска соответствующая. Однако, в 1941 году после первых столкновений с немногочисленными тяжелыми танками и новыми противотанковыми средствами стало окончательно понятно: легкие машины себя изжили. Началась гонка брони, которая закономерным образом потащила за собой волоком гонку калибров. Толще броня – больше калибры для ее пробития. Больше калибры – больше и тяжелее лафеты для установки пушек. Чем тяжелее лафет, тем сложнее его двигать: люди и лошади уже не справляются, а количество артиллерийских тягачей оставляет желать лучшего. А те тягачи, что есть нужны в первую очередь для тяжелой артиллерии, да и в бою такими чаще всего не попользуешься.

А потому для противотанковой артиллерии уже давно напрашивалось известное решение – поставить пушку не на лафет на колесиках, а на шасси от танка или тягача. Просто для понимания на примерах немецкой противотанковой артиллерии: довоенная пушка 3.7 cm Pak весила 440 кг, обновленная пушка 5 cm Pak 38 весила уже 830 кг, а наиболее совершенная 7.5 cm Pak 40 весила 1.5 тонны. С передвижением последней на поле боя еле справлялся расчёт из 8 человек! А ведь дальше появилась еще Pak 43 L/71 с калибром 88 мм и весом в 5 тонн. Схожим образом ситуация обстояла и в СССР. Рост брони немецких танков вынуждал использовать все большие калибры. Своего пика развития «самоходные лафеты» достигли к 1943 году, когда по обе стороны фронта появились самые убойные САУ из числа «охотников на танки». А вот 1944 год стал кризисным, так как мощность пушек уперлась в возможности шасси: последние просто перестали выдерживать залп и выходили из строя.

Хотя главная задача к 1944 году уже была достигнута: последняя массовая советская «охотница на танки» СУ-100 уверенно пробивала броню «Пантер» на удалении в 1.3-1.4 км. При этом следует понимать, что спрос на «охотников» диктовался главным образом за счет отсутствия любых других эффективных противотанковых средств. По иронии судьбы, Вторая мировая война стала местом рождения и фактически местом упокоения концепции СУ «охотников на танки». В 1945 году стало окончательно понятно, что будущее в сфере борьбы с танками лежит не за узкоспециализированной самоходной противотанковой артиллерией, а за новыми видами танковых боеприпасов и ручными противотанковыми гранатометами с кумулятивными снарядами.

В продолжение темы можно почитать про «Котобой» : что представляет из себя легендарная СУ-100 и почему у нее были слишком плохие швы.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

«Охотники за танками» из Беларуси ведут поиск боевых машин времён Второй мировой войны

Танковые войска были одним из элитных родов войск в годы Второй мировой войны. Значительное количество танковых битв проходили на территории Белорусской ССР. В наши дни специальная команда поисковиков обследует болота и леса в поисках забытых напоминаний о событиях Великой Отечественной войны.

Охотники за танками из Беларуси

Когда летом 1941 года немецкая армия напала на Советский Союз, танки стали решающим фактором первоначального успеха Гитлера. Немецкие танки двигались через советскую границу, не давая противнику времени на восстановление и мобилизацию.

Читайте также:  Маскировочные скрадки для охоты

Когда Советы пошатнулись под неожиданным наступлением, самые мощные немецкие формирования пронеслись по территории современной Беларуси. Велись масштабные бои, в результате которых земля была усыпана телами погибших и разрушенными машинами.

В ходе реализации плана Барбаросса немцы создали 4 танковые армии Вермахта, что насчитывали около 3 500 боевых машин.

Следы войны в болотах Беларуси

Сейчас, спустя более 75 лет после боевых действий, из болот в Беларуси активисты поднимают как советские, так и немецкие танки. Одна белорусская семья занимается поиском этих боевых машин по всей стране и затем восстанавливает их.

Семья Якушевых – самые известные «охотники за танками» в Беларуси.

Несколько лет назад Владимир Якушев работал инженером колхоза. Однажды какие-то люди попросили его найти и поднять танк БТ-7, который застрял в болотах в 1942 году.

Пожилые местные жители говорили, что автомобиль затонул в мягкой земле возле источника, но никто не знал точное местоположение. Владимир предположил, что военная машина блокировала родник и воды нашли новый маршрут. Он был абсолютно прав: БТ-7 был обнаружен в 10 метрах от указанного очевидцами места.

Работа поисковой группы Якушевых

Основным объектом поисковиков является бронетехника, которая погрязла в болотах или упала с мостов в мягкую землю. Те боевые машины, что затонули в болотах, хорошо сохранились, в отличие от танков, поврежденных снарядами.

Танки, которые поджигали вражеские пушки и известные как «заваренные» танковые экипажи, немцы старались починить или, в крайнем случае, уничтожить, чтобы они не попали в руки противника.

За этот период охотники подняли только пять танков, которые были почти нетронутыми.

Поисковая группа реставраторов подняла со дна болот два заваренных танка и немецкую самоходную пушку StuG III (танковый автомобиль с артиллерийским пистолетом). «Все они вытягивались по частям», — говорят реставраторы.

Извлечение танков из болот

Поисковики собирают данные о возможном расположении танков в течение нескольких месяцев, прежде чем поднимают их. Они находят помощь в архивах и у пожилых жителей, которые были детьми во время войны. Затем археологи бродят по лесам и болотам в поисках машин.

Часто им приходится собирать рабочую модель, которая состоит из частей нескольких танков.

Когда танк поднимают, прибывают сотрудники МВД, берут боеприпасы и запечатывают район. Сотрудники МЧС осушают болото, в котором застрял танк. Затем в работу включаются минеры, присланные Министерством обороны: они расчищают район от мин, извлекают и уничтожают боеприпасы.

Следы войны в танках и их дальнейшая судьба

В одном из найденных немецких танков была обнаружена посылка одного из членов экипажа. Внутри были найдены щетки для волос и бритвы. Поисковики упоминают, что даже ели немецкий шоколад, который достали из такой боевой машины.

Еще один танк, по словам Владимира Якушева, был найден вместе со всей его командой. Кости были вывезены в Министерство обороны Беларуси. Также был обнаружен советский танк с погибшим офицером внутри и письмами, которые он писал своей девушке, но так и не отправил.

Сейчас отреставрированный танк находится в Белорусском государственном музее Великой Отечественной войны в Минске. Но наибольшее количество танков осталось в музейном комплексе «Линия Сталина». Рабочие модели находятся в ремонтном ангаре.

После реставрации бронемашины и танки участвуют в парадах или съемках фильмов. Разработчики компьютерной игры World of Tanks даже побывали в музее, чтобы записать звуки различных танков. По крайней мере, 15 раз в год коллекция рабочих машин времен Второй мировой войны участвует в реконструкции сражений.

Немецкие охотники за танками

Специальная модификация знаменитого пикировщика «Юнкерс» Ju 87G была создана в 1942 году в рамках комплекса мероприятий по поиску эффективного средства борьбы с растущими количественно и качественно советскими танковыми войсками. На самолёт в подкрыльевых гондолах установили две доработанные 37-мм зенитные пушки, которые пробивали бортовую и верхнюю броню большинства советских танков.

Громоздкие и тяжёлые пушечные установки ухудшали и без того невысокие лётные данные «Юнкерса», поэтому бомбардировщик утратил способность пикировать, было уменьшено его бронирование, многие самолёты лишились штатного крыльевого пулемётного и пушечного оружия. Испытания показали и другие сложности: самолёт при стрельбе из орудий очень сильно раскачивало, и после 2–3 выстрелов прицельная стрельба была невозможна. Вкупе с малым боекомплектом это делало задачу эффективного поражения целей не самой простой.

Тем не менее Ju 87G пошёл в серию, и с весны-лета 1943 года активно применялся на фронте. В руках таких опытных пилотов, как Ганс-Ульрих Рудель, заявивший о более чем 500 уничтоженных советских танках, это было серьёзное оружие. Безусловно, далеко не за всеми заявленными им и другими немецкими «охотниками за танками» победами стоят реальные успехи, однако предлагаемые кадры дают представление о том, что атаки в полигонных условиях с малой дистанции и по максимальной проекции танка часто приносили успех немецким лётчикам.

Читайте также:  Другой театр утиная охота

На следующей неделе на портале Warspot выйдет большой материал, посвящённый полковнику Руделю и его результативности — следите за нашими обновлениями!

Специальная модификация знаменитого пикировщика «Юнкерс» Ju 87G была создана в 1942 году в рамках комплекса мероприятий по поиску эффективного средства борьбы с растущими количественно и качественно советскими танковыми войсками. На самолёт в подкрыльевых гондолах установили две доработанные 37-мм зенитные пушки, которые пробивали бортовую и верхнюю броню большинства советских танков.

Громоздкие и тяжёлые пушечные установки ухудшали и без того невысокие лётные данные «Юнкерса», поэтому бомбардировщик утратил способность пикировать, было уменьшено его бронирование, многие самолёты лишились штатного крыльевого пулемётного и пушечного оружия. Испытания показали и другие сложности: самолёт при стрельбе из орудий очень сильно раскачивало, и после 2–3 выстрелов прицельная стрельба была невозможна. Вкупе с малым боекомплектом это делало задачу эффективного поражения целей не самой простой.

Тем не менее Ju 87G пошёл в серию, и с весны-лета 1943 года активно применялся на фронте. В руках таких опытных пилотов, как Ганс-Ульрих Рудель, заявивший о более чем 500 уничтоженных советских танках, это было серьёзное оружие. Безусловно, далеко не за всеми заявленными им и другими немецкими «охотниками за танками» победами стоят реальные успехи, однако предлагаемые кадры дают представление о том, что атаки в полигонных условиях с малой дистанции и по максимальной проекции танка часто приносили успех немецким лётчикам.

На следующей неделе на портале Warspot выйдет большой материал, посвящённый полковнику Руделю и его результативности — следите за нашими обновлениями!

«Охотник за танками» и «Небесный терминатор»: истребители, которым нет равных

22 июля исполняется 120 лет со дня рождения Павла Сухого, основателя легендарного конструкторского бюро. Сегодня, по признаниям авиационных экспертов, ОКБ «Сухой» переживает второе рождение.

Несмотря на то, что эксперименты и работу с проектированием самолетов конструкторское бюро под руководством Павла Сухого начало в 1930 году, настоящего прорыва удается достичь именно с появлением и серьезным развитием реактивной авиации.

Скорости, недостижимые ранее для советской авиации, начали постепенно превращаться из опасного врага — в верного союзника. Реактивные самолеты КБ «Сухого» не просто становились лучше от раза к разу — возрастала их ударная сила и развивалась способность завоевывать господство в воздухе в самых тяжелых условиях. Су-11, Су-13, Су-15 и один из самых массовых самолётов Су-17 — все эти крылатые машины двигали отечественные военно-воздушные силы вперед с невероятной быстротой.

Охотники за танками

Класс штурмовой авиации, который в семействе КБ «Сухого» представлен самолетами Су-24 и Су-25, несмотря на многолетнее использование и колоссальный опыт, — все еще тема для обсуждений и глубокой, серьезной и кропотливой работы по модернизации. Специалисты в области авионики, систем вооружения и бортовых систем отмечают, что таким самолетам как Су-24 и Су-25, несмотря на их колоссальную эффективность, в скором времени «грозит» очередная волна модернизации.

Олег Пустоваров, специалист в области бортового электронного оборудования, инженер компании «Ростех» в интервью телеканала «Звезда» отметил, что возраст самолетов Су-24 и Су-25 еще ни о чем в профессиональном плане не говорит:

«Вы знаете, тут — с какой стороны посмотреть. Если задать себе вопрос выполняют ли эти самолеты поставленные задачи, можно сразу ответить, что да, выполняют. Но есть еще и другая сторона — это электроника и БРЭО, которые нужно постоянно совершенствовать.

Помимо двигателей, вооружения, электронику тоже важно развивать. Ведь хорошая вычислительная мощность на борту — это залог быстрого принятия решений, и, как следствие, быстрого выполнения поставленной задачи. Новая электроника разрабатывается и постоянно внедряется в самолеты, тем самым превращая их из обычных штурмовиков в оружие будущего, применять которое можно уже сегодня», — заявил эксперт.

Модернизация самолетов Су-24 и Су-25 под современные нужды, по словам военных представителей, — это лишь дань времени, процесс, который в ВВС России совместно с ОКБ «Сухого» освоили уже давно и успешно реализуют на практике, практически постоянно подвергая уже проверенные годами машины кардинальному обновлению.

Непревзойденный двадцать седьмой

О лучшем в мире истребителе — Су-27, сказано столько слов и снято столько фильмов, что впору выпускать отдельную энциклопедию, посвященную именно этому самолету. Уникальность самолета, принятого на вооружение в 1985 году, до сих пор не дает спокойно спать многим отечественным и зарубежным авиационным экспертам.

Пытаясь объяснить невероятные летные характеристики Су-27, одни ссылаются на конструкцию планера, другие рассказывают про тяговооруженность, третьи приводят в пример серьезную номенклатуру вооружения. Однако, есть среди тех, кто имеет право говорить об этом самолете открыто такой человек, слова которого, пожалуй, ценнее сотни мнений иных теоретиков.

«Невероятные ощущения. Самолет словно живой. Чувствуешь машину, и буквально каждое движение самолет за тобой повторяет. Такое ощущение дорогого стоит, поверьте мне. Совокупность систем управления и кропотливый расчет алгоритмов их работы и дает такой результат», — рассказывает Герой России, заместитель начальника летной службы компании «Сухой», летчик-испытатель Сергей Богдан.

Читайте также:  Открытка с днем рождения мужчине с рыбалкой или с охотой

История семейства самолетов Су-27 и созданных на его основе самолетов, по признаниям специалистов, еще очень далека от своего завершения. По словам специалистов в области радиоэлектроники, вооружения, бортовых систем — семейство самолетов Су-27 еще далеко от той точки, когда пора завершать работы по модернизации проекта и разрабатывать принципиально новый самолет.

«Тридцатка», как называют самолет Су-30 летчики, лишнее подтверждение тому, что работа по модернизации самолета может из процесса по созданию «последователя» завершиться рождением совершенно иной (как по вооружению, так и по другим характеристикам) машины. Ударные возможности Су-30 без всякого преувеличения восхищают — до восьми тонн боевой нагрузки на 12 точках подвески может нести грозная «Тридцатка» ОКБ «Сухого».

Номенклатура вооружения этого самолета совершенно разная: от ракет «воздух-воздух» до блоков с неуправляемым вооружением, позволяющим эффективно работать и по наземным целям. Новые навигационные и электронно-оптические приборы, расширенный состав аппаратуры по управлению действиями в группе — над всеми этими системами в ОКБ «Сухой» трудились неустанно и результата своего, похоже, достигли.

Лучшим свидетельством успешности любого проекта, особенного военного, является интерес иностранных заказчиков к продуктам компании. Ангола, Алжир, Малайзия, Вьетнам, Китай, Индия, Индонезия, Венесуэла, Ирак — все эти страны по достоинству оценили возможности самолетов Су-30.

Появление сверхманевренного истребителя Су-35 на мировой воздушной арене большинством критиков было воспринято как удар под дых. Большинство мировых авиационных экспертов, прибывших в 2013 году на авиасалон в Ле-Бурже, выступление Су-35 смотрели с открытыми от удивления ртами, не забывая при этом «щелкать» своими фотоаппаратами фигуры высшего пилотажа в исполнении российского истребителя.

«Самолёты так не летают!» — самая распространенная фраза на английском языке во время выступления самолета с красной звездой на крыльях. «Терминатор» Су-35: настоящая пятая симфония ОКБ «Сухой».

Результаты титанического труда и колоссальных по своей сложности исследований и работ увенчались абсолютным триумфом. По мнению заместителя главного конструктора по авиационному оборудованию АО НПО «ОКБ им. М.П.Симонова» Ильи Матвеева, в Су-35 реализован список из самых перспективных технических наработок в области авиастроения и электроники:

«Системы управления, электроника, да и сама конструкция планера. переработано было действительно много. Программное обеспечение, в том числе тоже заняло свое место в списке улучшений. От конструкции планера до систем обнаружения — все было переработано», — заявил эксперт.

Обо всех системах обнаружения в Су-35, многие из которых еще долго будут оставаться секретными, можно лишь рассуждать. Специалисты в области бортового оборудования на все вопросы о БРЭО (бортовом радиоэлектронном оборудовании) с улыбкой отмалчиваются. Известно лишь, что дальность обнаружения РЛС с пассивной фазированной антенной-решеткой в Су-35 составляет чудовищные 400 километров. Этого, как заверяют эксперты, для устойчивого захвата и постановки цели на сопровождение — достаточно.

ОКБ «Сухой», по признаниям многих специалистов, сейчас переживает едва ли не второе рождение. Программа перевооружения, намеченная до 2020 года Верховным Главнокомандующим и президентом России Владимиром Путиным, — это лишний повод для всего ОКБ доказать, что лучшие в мире боевые самолеты производятся именно в России. Говоря о будущем, нельзя не упомянуть и нынешний проект ОКБ «Сухой» — перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации Т-50.

Самолет, за секретами которого охотятся, без исключения, все технические специалисты мира, еще до своего появления приковал внимание всех авторитетных экспертов в области авиации. Представители ОКБ в беседах рассказывают, что работы над комплексом идут по плану. Говоря о том, какой потенциал был заложен в самолетах Су-27, Су-30, Су-35 и ПАК-ФА на ум приходят слова, сказанные одним из экспертов в области бортовой электроники:

«Эти самолеты создавались и создаются таким образом, что все оборудование, программы, железо и даже самые маленькие крепежные элементы спроектированы и продуманы таким образом, что сама вероятность отказов этих деталей по причине их качества исключается. Абсолютная надежность. Такой самолет будет работать, работать и еще раз работать и при этом выполнять задачи и беречь летчика от любых неожиданностей».

Отвечая на вопрос перспектив и будущего уже заслуживших высокой похвалы самолетов поколения 4 и 4++, заслуженный летчик-испытатель и Герой России Сергей Богдан ответил коротко и откровенно:

«Потенциала этих машин хватит еще надолго. Десяток лет, если не больше». Сотрудникам ОКБ, которые сегодня 22 июля отмечают 120-ю годовщину со дня рождения создателя КБ Павла Осиповича Сухого, действительно есть, чем гордиться. Продолжая славное дело советской конструкторской школы, российские авиастроители успешно создают лучшие в мире истребители, равных которым нет и в ближайшее время не предвидится.

Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.

Оцените статью
Adblock
detector