Не признается охотой нахождение лиц

Статья 258. Незаконная охота (комментарии к закону)

Конец февраля, означает и конец зимнего охотничьего сезона. У кого-то из лесных обитателей в это время начинаются брачные игры, а кто-то уже готовится принести приплод. Кто-то из-за потепления раньше времени избавляется от зимней спячки и ищет прокорм… Охота в это время на многие виды животных уже запрещена. Давайте не будем забывать об ответственности.

Незаконная охота, если это деяние совершено:

а) с причинением крупного ущерба;

б) с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей;

в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;

г) на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

Комментарий к статье 258

1. Объект преступления — экологическая безопасность в сфере охраны диких животных (птиц и зверей).

2. Объективная сторона преступления выражается в действии — незаконной охоте, если она характеризуется такими альтернативными признаками, как: а) последствие преступления (причинение крупного ущерба), что влечет за собой и включение в объективную сторону причинной связи между незаконной охотой и указанными последствиями, б) способом или орудиями или средствами совершения преступления, указанными в диспозиции ч. 1 рассматриваемой статьи УК, в) специальным предметом (в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, г) местом совершения преступления (заповедник, заказник, зона экологического бедствия, зона чрезвычайной экологической ситуации).

3. Охотой являются такие действия, как выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких птиц и зверей. К охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами или другими орудиями охоты либо с добытой продукцией охоты. В судебной практике признаками незаконной охоты признаются: а) охота без соответствующего разрешения либо вопреки специальному запрету, б) лицом, не имеющим права на охоту или получившим лицензию без необходимых оснований, в) осуществление охоты вне отведенных мест, в запрещенные сроки, запрещенными орудиями и способами.

4. В соответствии с Федеральным законом «О животном мире» 1995 г. охота осуществляется юридическими лицами — на основании лицензии в течение срока, указанного в лицензии, и в границах определенной территории и акватории; гражданами — на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества объектов животного мира или на конкретный срок. Порядок получения юридическими лицами лицензий регулируется Положением о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, утвержденным Приказом Минсельхоза России от 26 июня 2000 г. (с последующими изменениями). Порядок выдачи именных разовых лицензий определен в Положении, утвержденном Приказом Минсельхоза России от 4 января 2001 г.

5. Охота вопреки специальному запрету — это охота на птиц и зверей, которые не внесены в Перечень объектов охоты, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. (с последующими изменениями, в том числе в редакции Постановления от 30 июля 1998 г.). В этот Перечень внесены животные, кроме занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу субъектов Российской Федерации. Согласно Федеральному закону «О животном мире», редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в указанные Красные книги Российской Федерации и их субъектов. Оборотоспособность диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей природной среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. Охота на этих животных без такого разрешения также является незаконной.

6. Охота должна осуществляться только лицами, имеющими на нее право. Правом на охоту с охотничьим огнестрельным оружием (на основании Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 октября 1960 г.) обладают граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, сдавшие испытание по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим огнестрельным оружием и уплатившие государственную пошлину в установленном размере (в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием обладают и несовершеннолетние, достигшие 14-летнего возраста). Удостоверением на право охоты служит охотничий билет. Конкретизация указанных положений дается в Постановлении Правительства Российской Федерации «О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации» от 26 июля 1993 г.

Читайте также:  Картины с видом охоты

7. Охотой, осуществляемой вне отведенных мест, является охота с нарушением такого условия лицензии на охоту, как место ее производства. Охота в запрещенные сроки — это охота в период, когда запрещена любая охота или она запрещена на отдельных птиц и зверей (запрещенные сроки устанавливаются по решению исполнительных органов субъектов Российской Федерации в целях регулирования численности диких животных и создания условий для их размножения). Охота запрещенными орудиями и способами есть охота с использованием экологически опасных средств и приемов, т.е. таких, которые калечат животных или влекут их массовую гибель. В соответствии с Федеральным законом «О животном мире» пользователи животного мира, а значит, и лица, осуществляющие охоту, обязаны применять при пользовании животным миром гуманные способы. Перечни орудий и способов добывания объектов животного мира (в том числе охоты), разрешенных к применению, разрабатываются соответствующими специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и утверждаются Правительством Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Запрещается, например, применение ногозахватывающих капканов (за исключением случаев, предусмотренных законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации).

8. Таким образом, первым условием отнесения охоты к уголовно наказуемой является ее незаконность. Вторым — наличие одного из условий, указанных в диспозиции ч. 1 ст. 258: 1) незаконная охота с причинением крупного ущерба (п. «а»); 2) незаконная охота с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов и иных способов массового уничтожения птиц и зверей (п. «б»); 3) незаконная охота в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена (п. «в»); 4) незаконная охота на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или зоне чрезвычайной экологической ситуации (п. «г»).

9. В судебной практике при решении вопроса о том, является ли причиненный в результате охоты ущерб крупным, учитываются количество добытого, поврежденного или уничтоженного, распространенность животных; их отнесение к специальным категориям, например к редким и исчезающим видам, экологическая ценность, значимость для конкретного места обитания, охотничьего хозяйства и иные обстоятельства содеянного. В каждом конкретном случае необходимо не только исходить из стоимости добытого и количественных критериев, но и учитывать причиненный экологический вред, т.е. вред, в целом нанесенный животному миру. Крупным ущербом признается, например, ущерб, причиненный при незаконной охоте отстрелом зубра, лося, оленя.

Незаконная охота, причинившая крупный ущерб, относится к преступлениям с так называемым материальным составом, что, как уже отмечалось, требует установления причинной связи между незаконной охотой и указанным последствием (крупный ущерб). Все остальные разновидности уголовно наказуемой охоты относятся к преступлениям с формальным составом.

10. Понятие механического транспортного средства определяется в Правилах дорожного движения Российской Федерации. Это транспортное средство (кроме мопеда), приводимое в движение двигателем, включая любые тракторы и самоходные машины. Применительно к специфике рассматриваемого состава к ним относятся автомобили, мотоциклы, любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (например, грейдер, скрепер) и иные механические средства.

11. Понятие воздушного судна дается в Воздушном кодексе Российской Федерации. Это летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды. К воздушным судам относятся самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли, аэростаты.

12. Механическое транспортное средство или воздушное судно превращает незаконную охоту в уголовно наказуемую в тех случаях, когда эти средства используются непосредственно в процессе добычи птиц и зверей, а не для доставки лица на место охоты либо перевозки убитых птиц или зверей.

13. Понятие взрывчатых веществ понимается так же, как при характеристике незаконной добычи водных животных и растений (ст. 256 УК РФ).

14. Уголовный закон не конкретизирует вид газа, применяемого при незаконной охоте, в связи с чем охота с применением любого вида газа является уголовно наказуемой.

15. К иным способам массового уничтожения птиц и зверей относятся, например, применение ядохимикатов, применение сетей, выжигание растительности, охота способом гона.

16. Охотой в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, является, как уже отмечалось, охота на животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красные книги субъектов Российской Федерации (перечень животных, занесенных в эти книги, составляется с учетом международной Красной книги). В Красные книги заносятся виды диких животных (и дикорастущих растений и грибов), находящихся под угрозой исчезновения. В Красную книгу Российской Федерации занесены, например, снежный барс, розовый пеликан, японский журавль, розовая чайка. В отношении птиц и зверей, занесенных в Красную книгу, охота допускается только в исключительных случаях (например, для регулирования их численности, для охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека), что регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. «О порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации» и Правилами добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 1997 г.

17. Понятие территории заповедника, заказника, зоны экологического бедствия и зоны чрезвычайной экологической ситуации дано при характеристике состава незаконной добычи водных животных и растений (ст. 256 УК).

18. Субъект преступления — любое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

19. Субъективная сторона преступления при незаконной охоте с причинением крупного ущерба характеризуется прямым или косвенным умыслом, при других видах незаконной охоты — только прямым умыслом.

Читайте также:  Цвета по поговорке каждый охотник желает знать где сидит фазан

20. Часть 2 ст. 258 предусматривает повышенную ответственность за незаконную охоту, совершенную лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Содержание этих понятий такое же, как в составе незаконной добычи водных животных и растений (ст. 256).

Правила охоты 2021 и грань понимания

С наступлением Нового 2021 года вступили в силу и Новые Правила охоты принятые Приказом МПР РФ от 24.07.2020г. за №477. Плохие они или хорошие сейчас уже поздно рассуждать, они приняты и будут действовать как минимум десять лет. Что-то будет вноситься в них с дополнениями, изменениями и уточнениями.

фото: Семина Михаила

Так уж принято сейчас, что кучка так называемых управленцев сбившихся в комиссию формально согласовывают якобы с общественностью свои проекты, а на деле игнорируют то, что «эта общественность» предлагает…

Здесь и сейчас я хотел бы выставить на обсуждение свои размышления, так как нас ранее учили – думать, анализировать, излагать понятным русским языком, а не казённым словоблудием, в котором сложно разобраться не только читателям, гражданам для кого принимаются законы, но и самим законодателям.

И так, Новые правила действуют, хотя новыми их можно назвать с натяжкой. Большинство статей тупо перенесли из старого текста. К ним и тогда возникали вопросы, они и сейчас остались. В частности взяли и внесли в правила часть 2 из Закона об охоте статьи 57:

— в целях настоящей статьи к охоте приравнивается нахождение граждан с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами…

Хотя норма изложенная статьёй 57 Закона доступна для понимания, читая часть 1-ю, то есть:

— лица виновные вы нарушение Закона об охоте несут ответственность в соответствии с КоАП РФ и УК РФ.

То есть, наступает именно за нарушителя в сфере охоты, но ни как в сфере оборота оружия, если есть наличие оружия огнестрельного. Нарушение в сфере оборота оружия может возникнуть позже, если ружье, карабин не зарегистрированы.

Но, согласно 3-го пункта Правил: «Охотой признается деятельность связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, переработкой, транспортировкой…».

То есть, нарушение может наступить при осуществлении самой охоты, либо одного из составных элементов, определяющих охоту:

— поиск – стремление субъекта (охотника) найти место, и зверя, птицу…

— выслеживание – определение мест отдыха, передвижения, кормёжки зверей, птиц…

— преследование – движение, скрадывание к зверю, птице…

— добыча – приобретение в собственность с возможностью распоряжаться и использовать…

— транспортировка – перемещение субъектом объекта каким-либо способом – пешим, гужевым, авто и прочим транспортом.

А в целом это деятельность, которая определена нашим русским языком, как осознанная активность человека, и направлена на потребность человека, то есть субъекта на объект. И эта деятельность может и должна состоять из совокупных компонентов:

— субъект, то есть физическое лицо-человек (охотник),

— объект, то есть естественная среда обитания животных, сами животные,

— потребность, то есть добыча, изъятие из среды обитания животных,

— мотив, то есть желание достичь цели,

— цель, то есть стремление к достижению результата,

— средства, то есть приёмы, методы, способы, инструменты (оружия),

— действия, то есть приложение усилий, энергии, физического воздействия,

— результат – выраженный в качестве и количестве достигнутого.

Из сказанного следует, что ответственность наступает только при выявлении нарушений Привил охоты, а не сам факт охоты, либо нахождение на охотничьих угодьях.

Законодательство РФ не предусматривает административную ответственность за покушение, приготовление либо неоконченное правонарушение.

Что касается конкретного нахождения в охотничьих угодьях с оружием, то должен быть нарушен пункт 62.15 Правил охоты, где говорится о расчехлении, либо заряженном оружии, либо наличии при охотнике продукции охоты, её сомнительная законность добычи, разделки, транспортировки.

Наличие или отсутствие разрешительных документов на оружие, охотничьих билетов, разрешений на добычу, и путёвок от охотпользователя.

Из всего сказанного следует риторический вопрос, как можно приравнять то, что приравнять невозможно.

Согласно русскому словарю, слово «приравнивается» должно означать равенство, идентичность, быть равным либо подобным чему-либо. То есть, где элементы охоты и деятельности. Если нет даже намёка на нарушение Правил охоты, значит — нет ответственности!

Если бы в статье, либо пункте Правил охоты относящихся к ограничениям или запретам прямо указывалось – «Запрещено находиться в охотничьих угодьях физическим лицам с орудиями (оружием) охоты, добычей, собаками, ловчими птицами», вот тогда, Да, за этим следовала бы ответственность за нарушение Правил охоты.

Но этого нет. Оно и понятно, что выглядело бы глупо и несуразно. Ведь охотники выезжают на охоту в поля, леса, горы, водоемы не по часам, а на день, два, либо на неделю, а весной и на 10 дней. С проживанием и пребыванием в угодьях в полевых условиях.

Вот поэтому на такую глупость и не сподобились наши творцы Правил охоты. Однако совершили ошибку. Тупо переписав пункт статьи 57 закона в Правила охоты, не удосужившись правильно истолковать их.

Николай Григорьев 25 марта 2021 в 15:29

Белорусским охотникам напомнили тонкости новых правил весенней охоты

Депутаты придэ и в охоте порядок навидэ

В новый 2021 год с новыми Правилами охоты

Спасти доброе имя охотника

Утверждены новые Правила охоты

Оставьте ваш комментарий

Оставлять свои отзывы и комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
Вы можете авторизоваться используя свой аккаунт на нашем сайте, а так же войти с помощью вашего аккаунта во «Вконтакте» или на «Facebook».

Читайте также:  Рейтинг электронных манков для охоты

Цель российских правил охоты — превратить охотника в ничтожество.

В Беларуси — всё для людей:

3. Не признается охотой нахождение лица:

в охотничьих угодьях или иных местах обитания охотничьих животных с разряженным зачехленным охотничьим оружием, и (или) патронами, и (или) капканами, и (или) другими ловушками в случае следования к месту (из места) охоты при наличии у указанного лица охотничьей путевки и (или) разрешения и охотничьей путевки к разрешению. При этом указанные орудия охоты, находящиеся у данного лица, должны соответствовать разрешенным для охоты по этим охотничьей путевке и (или) разрешению и охотничьей путевке к разрешению орудиям охоты согласно приложению 3;

в охотничьих угодьях с разряженным зачехленным охотничьим оружием, и (или) патронами, и (или) капканами, и (или) другими ловушками в случае ожидания разрешенного для охоты времени при наличии охотничьей путевки и (или) разрешения и охотничьей путевки к разрешению. При этом указанные орудия охоты, находящиеся у данного лица, должны соответствовать разрешенным для охоты по этим охотничьей путевке и (или) разрешению и охотничьей путевке к разрешению орудиям охоты согласно приложению 3;

в охотничьих угодьях с разряженным зачехленным охотничьим оружием, и (или) патронами, и (или) капканами, и (или) другими ловушками после проведения охоты на охотничьих животных нормируемых видов с назначением руководителя охоты до окончания срока действия охотничьей путевки к разрешению, в соответствии с которой осуществлялась данная охота, а также в течение шести часов после окончания срока действия указанной охотничьей путевки в целях разделки продукции охоты и (или) отдыха;

в охотничьих угодьях с разряженным зачехленным охотничьим оружием и (или) патронами после проведения охоты на охотничьих животных нормируемых видов (кроме бобра и выдры) без назначения руководителя охоты до окончания срока действия охотничьей путевки к разрешению, в соответствии с которой осуществлялась данная охота, а также в течение шести часов после окончания срока действия указанной охотничьей путевки в целях разделки продукции охоты и (или) отдыха;

в охотничьих угодьях с разряженным зачехленным охотничьим оружием, и (или) патронами, и (или) капканами, и (или) другими ловушками после проведения охоты на бобра и (или) выдру без назначения руководителя охоты в течение шести часов после закрытия последнего разрешения в целях разделки продукции охоты и (или) отдыха;

на автомобильных дорогах общего пользования, проходящих через охотничьи угодья или иные места обитания охотничьих животных, с разряженным зачехленным охотничьим оружием, и (или) патронами, и (или) капканами, и (или) другими ловушками в целях их перемещения, перевозки (транспортировки), в том числе следования к месту охоты и обратно;

на дорогах, проходящих через охотничьи угодья или иные места обитания охотничьих животных, определенных решением пользователя охотничьих угодий, а в фонде охотничьих угодий, не переданных в аренду и (или) безвозмездное пользование для ведения охотничьего хозяйства (далее – фонд запаса охотничьих угодий), и запретных для охоты зонах вокруг населенных пунктов, зон массового отдыха и (или) иных объектов (далее – запретные для охоты зоны) – решениями местных исполнительных и распорядительных органов, согласованными с территориальным органом Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, с разряженным зачехленным охотничьим оружием, и (или) патронами, и (или) капканами, и (или) другими ловушками в целях следования к местам временного проживания охотников (дома охотника, агроусадьбы и другое) или к местам их сбора (в охотничьих угодьях непосредственно перед проведением охоты) и обратно. Принятые решения в пятидневный срок подлежат опубликованию в средствах массовой информации и направлению в территориальный орган Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь. Сведения о таких дорогах размещаются в информационных системах в глобальной компьютерной сети Интернет;

на дорогах, проходящих через охотничьи угодья или иные места обитания охотничьих животных, определенных решением пользователя охотничьих угодий, а в фонде запаса охотничьих угодий и запретных для охоты зонах – решениями местных исполнительных и распорядительных органов, согласованными с территориальным органом Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, с разряженным зачехленным охотничьим оружием и (или) патронами в целях следования к специально отведенным местам для пристрелки охотничьего оружия, выделенным в соответствии с настоящими Правилами, и обратно. Принятые решения в пятидневный срок подлежат опубликованию в средствах массовой информации и направлению в территориальный орган Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь. Сведения о таких дорогах размещаются в информационных системах в глобальной компьютерной сети Интернет;

в охотничьих угодьях или иных местах обитания охотничьих животных с собакой и (или) ловчей птицей, не работающими по дикому животному;

в охотничьих угодьях или иных местах обитания охотничьих животных с собакой и (или) ловчей птицей, участвующими в испытаниях, соревнованиях, в процессе тренировки в соответствии с пунктами 86 и (или) 88 настоящих Правил, а также подготовки их к данным мероприятиям;

в охотничьих угодьях или иных местах обитания охотничьих животных с боевым, служебным или спортивным оружием в связи с выполнением указанным лицом своих должностных обязанностей либо участием в спортивных мероприятиях;

в охотничьих угодьях с патронами, за исключением случаев, когда оружие заряжено данными патронами.

Оцените статью
Adblock
detector