Не охотник до чаю

Классика ру

— А сколько бы вы дали? — спросил Плюшкин и сам ожидовел: руки его задрожали, как ртуть.

— Я бы дал по двадцати пяти копеек за душу.

— А как вы покупаете, на чистые?

— Да, сейчас деньги.

— Только, батюшка, ради нищеты-то моей, уже дали бы по сорока копеек.

— Почтеннейший! — сказал Чичиков, — не только по сорока копеек, по пятисот рублей заплатил бы! с удовольствием заплатил бы, потому что вижу — почтенный, добрый старик терпит по причине собственного добродушия.

— А ей-богу, так! ей-богу, правда! — сказал Плюшкин, свесив голову вниз и сокрушительно покачав ее. — Всь от добродушия.

— Ну, видите ли, я вдруг постигнул ваш характер. Итак, почему ж не дать бы мне по пятисот рублей за душу, но. состоянья нет; по пяти копеек, извольте, готов прибавить, чтобы каждая душа обошлась, таким образом, в тридцать копеек.

— Ну, батюшка, воля ваша, хоть по две копейки пристегните:

— По две копеечки пристегну, извольте. Сколько их у вас? Вы, кажется, говорили семьдесят?

— Нет. Всего наберется семьдесят восемь.

— Семьдесят восемь, семьдесят восемь, по тридцати копеек за душу, это будет. — здесь герой наш одну секунду, не более, подумал и сказал вдруг: — это будет двадцать четыре рубля девяносто шесть копеек! — он был в арифметике силен. Тут же заставил он Плюшкина написать расписку и выдал ему деньги, которые тот принял в обе руки и понес их к бюро с такою же осторожностью, как будто бы нес какую-нибудь жидкость, ежеминутно боясь расхлестать ее. Подошедши к бюро, он переглядел их еще раз и уложил, тоже чрезвычайно осторожно, в один из ящиков, где, верно, им суждено быть погребенными до тех пор, покамест отец Карп и отец Поликарп, два священника его деревни, не погребут его самого, к неописанной радости зятя и дочери, а может быть, и капитана, приписавшегося ему в родню. Спрятавши деньги, Плюшкин сел в кресла и уже, казалось, больше не мог найти материи, о чем говорить.

— А что, вы уж собираетесь ехать? — сказал он, заметив небольшое движение, которое сделал Чичиков для того только, чтобы достать из кармана платок.

Этот вопрос напомнил ему, что в самом деле незачем более мешкать.

— Да, мне пора! — произнес он, взявшись за шляпу.

–Нет, уж чайку пусть лучше когда-нибудь в другое время.

— Как же, а я приказал самовар. Я, признаться сказать, не охотник до чаю: напиток дорогой, да и цена на сахар поднялась немилосердная. Прошка! не нужно самовара! Сухарь отнеси Мавре, слышишь: пусть его положит на то же место, или нет, подай его сюда, я ужо снесу его сам. Прощайте, батюшка, да благословит вас бог, а письмо-то председателю вы отдайте. Да! пусть прочтет, он мой старый знакомый. Как же! были с ним однокорытниками!

Засим это странное явление, этот съежившийся старичишка проводил его со двора, после чего велел ворота тот же час запереть, потом обошел кладовые, с тем чтобы осмотреть, на своих ли местах сторожа, которые стояли на всех углах, колотя деревянными лопатками в пустой бочонок, наместо чугунной доски; после того заглянул в кухню, где под видом того чтобы попробовать, хорошо ли едят люди, наелся препорядочно щей с кашею и, выбранивши всех до последнего за воровство и дурное поведение, возвратился в свою комнату. Оставшись один, он даже подумал о том, как бы ему возблагодарить гостя за такое в самом деле беспримерное великодушие. «Я ему подарю, — подумал он про себя, — карманные часы: они ведь хорошие, серебряные часы, а не то чтобы какие-нибудь томпаковые или бронзовые; немножко поиспорчены, да ведь он себе переправит; он человек еще молодой, так ему нужны карманные част, чтобы понравиться своей невесте! Или нет, — прибавил он после некоторого размышления, — лучше я оставлю их ему после моей смерти, в духовной, чтобы вспоминал обо мне».

Но герой наш и без часов был в самом веселом расположении духа. Такое неожиданное приобретение было сущий подарок. В самом деле, что ни говори, не только одни мертвые души, но еще и беглые, и всего двести с лишком человек! Конечно, еще подъезжая к деревне Плюшкина, он уже предчувствовал, что будет кое-какая пожива, но такой прибыточной никак не ожидал. Всю дорогу он был весел необыкновенно, посвистывал, наигрывал губами, приставивши во рту кулак, как будто играл на трубе, и наконец затянул какую-то песню, до такой степени необыкновенную, что сам Селифан слушал, слушал и потом, покачав слегка годовой, сказал: «Вишь ты, как барин поет!» Были уже густые сумерки, когда подъехали они к городу. Тень со светом перемешалась совершенно, и казалось, самые предметы перемешалися тоже. Пестрый шлагбаум принял какой-то неопределенный цвет; усы у стоявшего на часах солдата казались на лбу и гораздо выше глаз, а носа как будто не было вовсе. Гром и прыжки дали заметить, что бричка взъехала на мостовую. Фонари еще не зажигались, кое-где только начинались освещаться окна домов, а в переулках и закоулках происходили сцены и разговоры, неразлучные с этим временем во всех городах, где много солдат, извозчиков, работников и особенного рода существ, в виде дам в красных шалях и башмаках без чулок, которые, как летучие мыши, шныряют по перекресткам. Чичиков не замечал их и даже не заметил многих тоненьких чиновников с тросточками, которые, вероятно сделавши прогулку за городом, возвращались домой. Изредка доходили до слуха его какие-то, казалось, женские восклицания:»Врешь, пьяница!я никогда не позволяла ему такого грубиянства!» — или: «Ты не дерись, невежа, а ступай в часть, там я тебе докажу. » Словом, те слова которые вдруг отдадут, как варом, какого-нибудь замечтавшегося двадцатилетнего юношу, когда, возвращаясь из театра, несет он в голове испанскую улицу, ночь, чудный женский образ с гитарой и кудрями. Чего нет и что не грезится в голове его? он в небесах и к Шиллеру заехал в гости — и вдруг раздаются над ним, как гром, роковые слова, и видит он, что вновь очутился на земле, и даже на Сенной площади, и даже близ кабака, и вновь пошла по-будничному щеголять перед ним жизнь.

Читайте также:  Ночная охота за куницей с лайкой

Наконец бричка, сделавши порядочный скачок, опустилась, как будто в яму, в ворота гостиницы, и Чичиков был встречен Петрушкою, который одною рукою придерживал полу своего сюртука, ибо не любил, чтобы расходились полы, а другою стал помогать ему вылезать из брички. Половой тоже выбежал, со свечою в руке и салфеткою на плече. Обрадовался ли Петрушка приезду барина, неизвестно, по крайней мере они перемигнулись с Селифаном, и обыкновенно суровая его наружность на этот раз как будто несколько прояснилась.

— Долго изволили погулять, — сказал половой, освещая лестницу.

— Да, — сказал Чичиков, когда взошел на лестницу. — Ну, а ты что?

— Слава богу, — отвечал половой, кланяясь. — Вчера приехал поручик какой-то военный, занял шестнадцатый номер.

— Неизвестно какой, из Рязани, гнедые лошади.

— Хорошо, хорошо, веди себя и вперед хорошо! — сказал Чичиков и вошел в свою комнату. Проходя переднюю, он покрутил носом и сказал Петрушке: — Ты бы по крайней мере хоть окна отпер!

— Да я их отпирал, — сказал Петрушка, да и соврал. Впрочем, барин и сам знал, что он соврал, но уж не хотел ничего возражать. После сделанной поездки он чувствовал сильную усталость. Потребовавши самый легкий ужин, состоявший только в поросенке, он тот же час разделся и, забравшись под одеяло, заснул сильно, крепко, заснул чудным образом, как спят одни только те счастливцы, которые не ведают ни геморроя, ни блох, ни слишком сильных умственных способностей.

Счастлив путник, который после длинной, скучной дороги с ее холодами, слякотью, грязью, невыспавшимися станционными смотрителями, бряканьями колокольчиков, починками, перебранками, ямщиками, кузнецами и всякого рода дорожными подлецами видит наконец знакомую крышу с несущимися навстречу огоньками, и предстанут пред ним знакомые комнаты, радостный крик выбежавших навстречу людей, шум и беготня детей и успокоительные тихие речи, прерываемые пылающими лобзаниями, властными истребить все печальное из памяти. Счастлив семьянин, у кого есть такой угол, но горе холостяку!

Счастлив писатель, который мимо характеров скучных, противных, поражающих печальною своею действительностью, приближается к характерам, являющим высокое достоинство человека, который из великого омута ежедневно вращающихся образов избрал одни немногие исключения, который не изменял ни разу возвышенного строя своей лиры, не ниспускался с вершины своей к бедным, ничтожным своим собратьям, и, не касаясь земли, весь повергался в свои далеко отторгнутые от нее и возвеличенные образы. Вдвойне завиден прекрасный удел его: он среди их, как в родной семье; а между тем далеко и громко разносится его слава. Он окурил упоительным куревом людские очи; он чудно польстил им, сокрыв печальное в жизни, показав им прекрасного человека. Все, рукоплеща, несется за ним и мчится вслед за торжественной его колесницей. Великим всемирным поэтом именуют его, парящим высоко над всеми другими гениями мира, как парит орел над другими высоко летающими. При одном имени его уже объемлются трепетом молодые пылкие сердца, ответные слезы ему блещут во всех очах. Нет равного ему в силе — он бог! Но не таков удел, и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, — всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога, и крепкою силою неумолимого резца дерзнувшего выставить их выпукло и ярко на всенародные очи! Ему не собрать народных рукоплесканий, ему не зреть признательных слез и единодушного восторга взволнованных им душ; к нему не полетит навстречу шестнадцатилетняя девушка с закружившеюся головою и геройским увлеченьем; ему не позабыться в сладком обаянье им же исторгнутых звуков; ему не избежать, наконец, от современного суда, лицемерно-бесчувственного современного суда, который назовет ничтожными и низкими им лелеянные созданья, отведет ему презренный угол в ряду писателей, оскорбляющих человечество, придаст ему качества им же изображенных героев, отнимет от него и сердце, и душу, и божественное пламя таланта. Ибо не признаьт современный суд, что равно чудны стекла, озирающие солнцы и передающие движенья незамеченных насекомых; ибо не: признаьт современный суд, что много нужно глубины душевной, дабы озарить картину, взятую из презренной жизни, и возвести ее в перл созданья; ибо не признаьт современный суд, что высокий восторженный смех достоин стать рядом с высоким лирическим движеньем и что целая пропасть между ним и кривляньем балаганного скомороха! Не признаьт сего современный суд и все обратит в упрек и поношенье непризнанному писателю; без разделенья, без ответа, без участья, как бессемейный путник, останется он один посреди дороги. Сурово его поприще, и горько почувствует он свое одиночество.

§43. Типы сказуемого

1. Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге (глагол в усл. накл.). 2. Иван Иванович, что с кривым глазом, тоже приказал долго жить (фразеологизм). 3.

ней и привяжись (глагол взять + да + другой глагол в той же форме; здесь — в форме повел. накл., выступающей в роли изъявит. накл. прош. вр.). 4. Вдруг старушка мать — шасть в комнату (глагол- междометие). 5. Да приснятся тебе самые лучшие, самые красивые сны (глагол в повел. накл.). 6. Летний вечер гаснет (глагол в изъяв. накл. наст. вр.). 7. Возьмите научите ее грамоте (см. п. 3; здесь — повел. накл..). 8. Помощник было пошел, но приостановился (частица было + глагол в изъяв. накл. прош. вр.). 9. Мой стих трудом громаду лет прорвет (глагол в изъяв. накл. буд. вр.). 10. Цветет желтая акация (глагол в изъяв. накл. наст. вр.). 11. Полевой санитарный поезд состоял из теплушек (глагол в изъяв. накл. прош. вр.). 12. А потом все пошло по-старому (устойч. сочетание).

Читайте также:  Жилет компенсатор плавучести для подводного охотника

I. 1. Мартышка вздумала трудиться (вспомогат. глагол + инфинитив; начало действия). 2. Герои по правам решились разобраться (вспомогат. глагол + инфинитив; начало действия). 3. В одиночестве способен жить не всякий (кр. прил. + инфинитив; возможность). 4. Он был не в состоянии думать о своих делах, хозяйственных распоряжениях (фразеологич. сочетание + инфинитив; возможность). 5. Дубровский с расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку и поселиться в остальной своей деревне (глагол-связка + кр. прил. + инфинитив; необходимость). 6. Владимир начинал _сильно беспокоиться (вспомогат. глагол + инфинитив; начало действия). 7. Он пустился бежать во весь дух (вспомо- гат. глагол + инфинитив; начало действия). 8. Лакей Петрушка стал устраиваться в маленькой передней (вспомогат. глагол + инфинитив; начало действия).

109 му, по обыкновению, осталась его дожидаться (вспомогат. глагол + инфинитив; начало действия). 14.

II. 1. Я стал слабеть и здоровьем (вспомогат. глагол + инфинитив; начало действия). 2. Надеялся он уйти в турецкий Хрущук (вспомогат. глагол + инфинитив; желательность). 3. Имею честь представить от него рапорт о болезни (фразеологич. сочетание + инфинитив; начало). 4. Девочка перестала плакать (вспомогат. глагол + инфинитив; конец действия). 5. Ты должна сама разобраться, ты взрослая (кр. прил. + инфинитив; необходимость). 6. Пастухов, подавая руку, продолжал отряхиваться и оглядывать свой костюм (вспомогат. глагол + инфинитив; продолжение). 7. Вот уже начали в отдельности белеть кружочки маргариток, разглядываться листья, отсвечивать тропинки (вспомогат. глагол + инфинитив; начало). 8.

Он перестал улыбаться (вспомогат. глагол + инфинитив; конец). 9.

Несколько раз она силилась ответить себе на возвращавшийся вопрос (вспомогат. глагол + инфинитив; намерение, попытка). 10. Я писать обязан по мандату долга (кр. прил. + инфинитив; необходимость). 11. Брось грозить оружием, товарищ Нагульнов (вспомогат. глагол + инфинитив; конец). 12. Какое вы имеете право держать нашу землю (фразеологич. Сочетание + инфинитив; продолжение). 13. Приняв решение, он не привык медлить, откладывать дело в долгий ящик (кр.

Из Москвы много раз передавали этот героический приказ: «Огонь — на меня!» Высота самопожертвования грозно звучит в слове, самообрекающем на верную гибель. Воин собою, своей жизнью велит направить орудия на него, ибо около много врагов. Памятник должен быть на месте такого героизма. Молодое поколение должно запомнить, как славно отдавали жизнь за Родину русские воины. В полном сознании, имея возможность отступить, герой

предпочитал гибель за Родину. Другой телом своим закрывал дуло пулемета, чтобы спасти своих товарищей.

Русский воин зычно на весь мир крикнул: «Огонь — на меня!» Принял герой все стрелы в свой щит, в свое сердце! И спас Родину! 1.

самопожертвование ^ сам+ о + пожертвование (сложение) самообрекающем сам + о + обрекающим (сложение)

1. Я старостою здесь над водяным народом (сущ. в тв.п.). 2.

Червонец был запачкан и в пыли (кр. прил.; сущ. с предлогом). 3.

Старушки все — народ сердитый (сущ. с прил.). 4. Бал — вещь хорошая (сущ. с прил.). 5. Бопре в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом (сущ. в тв.п.). 6. Во дни веселий и желаний я был от балов без ума (синтаксически цельное сочетание). 7. Мы расстались большими приятелями (сущ. в тв.п.). 8.

Она в семье своей родной казалась девочкой чужой (сущ. + прил. — в тв.п.). 9. Я, признаться сказать, не охотник до чаю (синтаксически цельное сочетание). 10. Какие мы с тобой теперь птицы сделались! (синтаксически цельное сочетание) 11. Дело казалось необыкновенной важности (прил. + сущ. — в род.п.) 12. Ведь предмет просто — фу-фу! (междометие) 13. Какой ты ядовитый человек, Захар! (прил.

Связка нулевая в предложениях 1, 2, 4, 7, 10, 12, 13, 14, 15. № 297.

1. Расчудесное это занятие — снегирей ловить! (прил. + сущ.) 2. У нас в разговоре с ней и голоса мягче, и шутки легче (прил. в сравнит. степени). 3. Я был в восхищении от старого чабана и его морали (сущ. с предлогом). 4. Деревья были словно из золота на темно-синем небе (сравнит. оборот с сущ. с предлогом). 5. Присутствие ее оказалось очень к месту (сущ. с предлогом). 6. Бульвар назывался Липками (сущ. в тв.п.). 7. Назначение было от двадцать третьего числа (коллич. сочетание с предлогом). 8. Дверь тамбура стоит настежь (наречие). 9.

В этот приезд мама показалась мне спокойнее, чем раньше (наречие в сравнит. степени) 10. Жить — самое простое дело (сущ. + прил.). 11. Остаться — значит быть беде (сущ.). 12. Судить человека в неми-

111 лости очень легко (наречие). 13. Орион — четыре яркие звезды и поясок из трех поменьше (сущ. + сущ. с предлогом). 14. Севастопольский день как хрустальный стакан, налитый синей водой (сравн. оборот с сущ.). 15. Лицо у него было кислое (прил.). 16. Полк был наготове (наречие). 17. Командиру все в привычку (наречие). 18. Каждый боец был на счету (наречие). 19. Этот сарай, между прочим, был для декораций (сущ. с предлогом).

1. Стою я тверд и прям. 2. Жизни даль лежит светла, необозрима. 3. Я возвратился к Зурину грустен и молчалив. 4. И вот она в саду моем явилась барышней уездной. 5. Он [Тарас] сидел неподвижен и слегка барабанил пальцами. 6. Он уже полтора года как сидит воеводой в Дубне. 7. У него-то вот я кучером и ездил. 8. Барыня ходит такая унылая. 9. Кити возвращалась домой, в Россию, излеченная. 10. Отец и мальчики сидят теперь без нее голодные. 11. Он девять лет бессменно старшиной в цехе сидел. 12. Цитадель стояла безмолвной и неприступной.

Читайте также:  Пневматика для охоты дальность

Глаголы со значением движения и состояния вводят именную часть, описывающую состояние объекта, выраженного подлежащим.

б) — 1, 3, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 13.

Начинал становиться — сост. глаг.

становиться ленивее — сост. имен. 2.

Не могли быть — сост. глаг.

быть достаточны — сост.имен. 3.

Не можете быть — сост. глаг.

быть виноваты — сост. имен. 4.

Может надеяться, надеяться быть — 2 сост. глаг. 5.

Должны стараться, стараться быть — 2 сост. глаг.

быть полезным — сост. имен. 6.

Должна была, оставаться свидетельницей — 2 сост. имен.

должна оставаться — сост. глаг. 7.

Стал ездить — сост. глаг.

ездить женихом — сост. имен. 8.

Не хотела быть — сост. глаг.

быть начальницей — сост. имен. 9.

Должна быть — сост. глаг.

быть красивая, строгая — сост. Имен. 10.

Переставал стараться, стараться быть — 2 сост. глаг. быть умником — сост. имен. 11.

Должен быть — сост. глаг.

быть артист, художник — сост. имен. 12.

Начал служить — сост. глаг. служить казачком — сост. имен. 13.

Начинала пробираться — сост. глаг. пробираться пешая — сост. имен. 14.

Можешь привыкать, привыкать быть — 2 сост.глаг. быть хозяйкой — сост. имен. 15.

Боялся показаться — сост. глаг. показаться смешным — сост. имен. 16.

Должен оставаться — сост. глаг. оставаться человеком — сост. имен. 17.

Служил развлечением — сост. имен.

Прекрасная ночь. После ужина пили (простое) чай, просматривали (простое) газеты, только что привезенные с почты. Потом все постепенно разошлись спать (сост. глаг.). Остался один (сост. имен) и все читал (простое). Вдруг случайно взглянул (простое) на окна: за переплетами старых рам — красота старых сосен и елей, романтическая путаница их хвои, ветвей, сучьев и синее небо апрельской лунной ночи (сост. имен. с нулевой связкой). Быстро встал(простое), прошел (простое) в лакейскую, взял (простое) картуз и палку, вышел (простое) на крыльцо.

Крыльцо и вся эта сторона дома в лунной прозрачной тени (сост. имен. с нулевой связкой), впереди — просторный светлый двор и озаренные стены и старые крыши надворных построек (сост. имен. с нулевой связкой). Сбежал (простое) с крыльца легко, молодо, повернул (простое) к саду: ночь свежая, но сухая (сост. имен. с нулевой связкой), полная луна стоит высоко (сост.имен), небо совершенно чисто (сост. имен. с нулевой связкой). Вошел (прост.) в аллею — она еще голая (сост. имен. с нулевой связкой), извилистые короткие тени спокойно лежат (прост.) на сухой земле, по которой так при-

113 ятно идти (сост. глаг.). Далеко насквозь виден голый сад (сост. имен. с нулевой связкой).

Из аллеи повернул(прост.) на дорожку между кустами сирени и акаций: светлая ночь сияет (прост.) в уюте сада, над его полянами, на которых стоят (прост.) низкорослые старые яблони, уже зацветшие. Луна смотрит (прост.) с высоты прямо в лицо. Вдали направо, во флигеле, уже много лет догнивающем в саду без призора, светится (прост.) огонек. Иду (прост.) на него.

Поднявшись на крылечко и отворив дверь из сеней в прихожую, не сразу понимаю (прост.), что это такое: ад какой-то! Прихожая вся полна едкого дыму (сост. имен.), в дыму багрово коптит (прост.) на столе лампочка, а из дымной печки красными языками вырывается (прост.) пламя. Старик, сидя на полу на коленях, топит (прост.). Он энергично, с сухим треском, ломает (прост.) корявыми руками бурьян, пихает (прост.) его в печку, и огонь вместе с клубами дыма то и дело вышибает (прост.) назад. 2.

Примеры простых предложений выделены жирным шрифтом, а сложных — жирным шрифтом и подчеркиванием. 3.

Односоставные предложения выделены курсивом. 4.

Путаница путан- (ый) (нет приставки => одно н)+-иц-+-а озаренные гласная в корне без ударения => а

есть приставка => нн насквозь, направо на- + сквозь; на- + право (наречия, образованные от наречий, пишутся слитно)

внизу, вдали: наречия, образованные от существительных низ, верх, даль, глубь и т.д., пишутся слитно.

без призора: наречия, образованные от существительных, в состав которых входит предлог без, пишутся раздельно. низкорослые ^низк-(о) + росл-(и)+-ые.

в корне рос пишется о.

гг_сущ. гл.-связка. 1 сущ. сущ. в Р.п. ^2

I Театр есть та область искусства |, до которой прежде других

мод. слово » сущ. » 3 глаг.

можно сказать): |здесь искусство соприкасается с жизнью|, Iздесь

они встречаются лицом к лицу|; | здесь происходит вечный смотр

сущ. 6 сущ. союзн. слово ^

искусству и смотр жизни |; | здесь эти вечные враги, (которые неко-

7 J мод. слово гл.-связка. сущ. J глаг. —^ ‘ v «Г

гда должны стать друзьями), вырывают друг у друга наиболее дра-

-, сущ. 8 гл-.связка. сущ. хсущ. в Рп1 *

гоценіц>іе заущоевания]; I рампа есть линия огня|; [сочувственный и сильный зритель, находящийся на этой боевой линии, закаляется в

глаг. „ прил. „ глаг. глаг. тт сущ.

испытании огнем|. Слабый — развращается и гибнет. Искусство, как

и жизнь,_слабым не по плечу.

1. [1| (о которой. 2): [3| [4|; [5J; [бТ^коГорые. 7)|; [8|; [9|.

Тире стоит вместо опущенного слова зритель, названного в предыдущемпредложении. ^^ 3.

Соприкасается,. драгоценные, .сочувственн|ый|.

Оцените статью
Adblock
detector