Притча. Мудрец, человек и рыба.
Древняя китайская пословица гласит: «Дайте человеку одну рыбу, и он получит пропитание на день, научите его ловить рыбу, и он получит пропитание на всю жизнь» .
Другими словами, эта история повествует о следующем. Один человек подошел к рыбаку и умолял его дать ему рыбу. Старый рыбак в ответ промолвил: «Вместо того, чтобы дать тебе рыбу и пропитание на один раз, не лучше было бы, если бы я показал тебе, как рыбачить? Тогда ты смог бы прокормить себя». Однако человек ответил, что его не интересует процесс обучения ловле рыбы. Голод, разгулявшийся в его желудке, подавил жажду знаний.
Эту же историю можно рассказать еще и по-другому. Это произошло у великой реки, когда огромное дерево упало в стремительные воды. Дерево было таким большим, что человек мог пройти по нему и рыбачить, чтобы добыть себе пропитание. Однажды, спустя некоторое время, великий мудрец решил сесть на это бревно, чтобы собрать свой рацион пищи на день.
Мудрец рыбачил довольно долго, и, наконец, поймал сказочно большую рыбу. С огромным удовлетворением он аккуратно положил ее рядом с собой на бревно. Это увидел молодой человек, проходивший мимо с женой и двумя детьми. Он осторожно приблизился к мудрецу и попросил рыбу, объяснив, что его семья нуждается в пище.
Старый мудрец с радостью предложил научить молодого человека, как поймать свою собственную рыбу, но сразу же получил упрек за такое предложение. Молодого человека не интересовало обучение мастерству. Он просто хотел получить немного пищи.
Старый мудрец остался твердым в своем решении предложить только обучение и отправил молодого человека восвояси. Между тем, он продолжал рыбачить и вскоре поймал рыбу еще больше прежней. Увидев это, молодой человек поспешил вернуться к бревну. Он умолял мудреца дать ему рыбу, ведь у мудреца, вне всякого сомнения, теперь ее было больше чем достаточно.
Мудрец смутился, думая, имеет ли смысл дать молодому человеку рыбу. В конце концов, у него теперь действительно было рыбы больше чем достаточно.
Пока мудрец раздумывал, какой же выбор сделать, на конце упавшего дерева появился свет. Вначале величие этого света напугало мудреца, ведь он только слышал о таких проявлениях из древних легенд, передаваемых учителями из поколения в поколение. Свет начал наполнять его энергией, какую ему никогда не доводилось ощущать прежде. Преисполненный благоговения, старый мудрец услышал низкий, звучный голос, обращающийся к нему. Свет говорил с ним с таким умиротворением и красотой, что мудрец сразу понял, что находится в присутствии великого и чудесного учителя.
«Старый мудрец, разреши мне выразить мысль. Если ты выберешь последовать ей, это изменит твою жизнь на все времена.
«Во-первых, вытащи из своего кармана точило, которое ты уже так давно носишь с собой. Пока мы говорим, начинай затачивать крючок, который ты привязал к своей лесе. Заточи крючок, как никто другой в этом мире. Сделай его таким острым, чтобы, когда рыба возьмет его в рот, она бы не почувствовала боли. Затем, когда будешь готов, помолись вместе со мною таким образом:
Я взываю к Творцу с просьбой помочь мне разыскать самую старую рыбу в реке, готовую покинуть это измерение, так как испытала все, что суждено было испытать. В этом Свете, укажи ей путь к моей лесе. Зная, что жизненный план рыбы завершен, и что я заточил мой крючок так хорошо, мы объединимся, чтобы выполнить наши путешествия.
Когда свет закончил говорить, мудрец закинул в воду свой только что заточенный крючок и через мгновение вытащил огромнейшую рыбу. Не дожидаясь, пока мудрец начнет праздновать новообретенную ясность, свет заговорил снова.
«Если ты посмотришь на берег, то найдешь более легкую лесу. Приделав крючок к более легкой лесе, ты сможешь закидывать его в более глубокие части реки и ловить рыбу еще больших размеров».
Старый мудрец сделал так, как предложил свет. Его усилия вновь были вознаграждены, и он вытянул из воды рыбу еще больше. А затем еще и еще.
Он думал, что уже достиг наилучших возможных результатов, но тут свет дал мудрецу еще одно наставление — сконцентрироваться на своем запястье. Сгибая запястье сильнее при забрасывании лесы, он смог бы отправить крючок еще дальше.
Вскоре куча рыбы стала такой большой, что мудрец почувствовал удовлетворение от своих достижений. Он отложил в сторону рыбу для еды на этот день, а остальную отпустил обратно в воду.
Затем мудрец вспомнил о молодом человеке, просившем у него рыбу. Он заметил его невдалеке на берегу, конечно же, подумав, что молодой человек опять будет просить у него рыбу.
К изумлению мудреца, молодой человек энергично затачивал свой собственный крючок.
Мораль
Мораль, друзья мои, заключается в том, что никогда не следует учить другого человека чему-либо, что он или она уже знает на некотором уровне. Вместо этого сосредоточьтесь на затачивании своего собственного крючка. Совершенствуя мастерство того, что вам уже известно, вы, вне всякого сомнения, улучшите мир на своем собственном пути.
Будьте не учителем, но студентом. Сосредоточьтесь на совершенствовании своего собственного путешествия, а не рассказывайте другим, что нужно делать. Таким образом, вы остаетесь непревзойденным учеником. Если вы так поступите, все вокруг вас, ищущие мудрость, испытают то же самое обучение. И это вдохновит их на совершенствование своих собственных путешествий.
Таким образом, сконцентрируйтесь исключительно на затачивании своего собственного крючка. Заточите его настолько хорошо, чтобы те, кому необходим свет знания на их пути, вошли бы в ваш свет. Они будут учиться у того, кто выберет обучение через опыт.
Используйте это в своей собственной жизни, и ваше сознание действительно пробудится.
по материалам из книги: Фред Стёрлинг: — «Кираэль Матрица Бытия».
Наши проекты:
Как наловить рыбы, или СОЛО прямо сейчас«Не тот помог, кто накормил рыбой, а тот, кто дал удочку и научил ловить», — известное утверждение. Как вы думаете, можно ли помочь еще больше? Наводящий вопрос: а чем отличается тот, кто дал удочку, от того, кому он ее дал? Нет, не наличием высшего образования 🙂 Кстати, неплохая метафора. По идее ВУЗы и должны давать ту самую «удочку», с помощью которой новоиспеченные «рыбаки» и будут обеспечивать себя и своих близких «рыбой». Так почему же «крокодил не ловится, не растет кокос»? «Видно в понедельник их мама родила»? — скажете вы, а я уточню: кого, студентов или преподавателей? Так можно ли помочь больше, чем дать удочку? Можно. Научить, как ее сделать. Пойдем дальше. Можно ли помочь еще больше, чем научить делать удочки? Ведь если поблизости ни моря, ни речки, то, зачем удочка? Полезней будет лопата, а лучше плуг, а еще лучше — трактор. Так что будет большей помощью, чем научить сделать удочку? — Научить делать инструмент! Чтобы в море — удочка, в поле — лопата, а окажись в лесу — знания, чтобы уже готовое опознать (а ведь со знанием в лесу — еды полно). Идем еще дальше… А чтобы следующий шаг вы сделали самостоятельно, снимем кальку с предыдущих рассуждений. Ведь что мы делали? Мы поднимались по качественным (логическим) уровням. Уровень 1: дать рыбу Уровень 2: дать удочку и научить ловить Уровень 3: научить делать удочку Уровень 4: научить делать инструмент Чтобы форма написания несла верную смысловую нагрузку, этот список следует перевернуть: Уровень 4: научить делать инструмент Уровень 3: научить делать удочку Уровень 2: дать удочку и научить ловить Уровень 1: дать рыбу Что можно заметить? То, что каждый более высокий уровень включает в себя все предыдущие. Или, , что каждый более низкий уровень является частным случаем более высокого. Эта логическая схема отражает пути решения жизненных трудностей и соответственно разные уровни свободы. Но даже в таком «логичном» виде эта схема несет в себе скрытую «мину» — неправильность, на которой очень многие «подрываются». Под понятием «мина» я подразумеваю скрытое (косвенное) утверждение, не полезное для жизни. Оно появляется в написанном нами третьем уровне с легкой подачи второго (из пословицы). Вчитайтесь и вдумайтесь: «Не тот помог, кто накормил рыбой, а тот, кто дал удочку и научил ловить» В какой связи находятся тот, кто помогает и тот, кому помогают? Смотрите, на первом уровне мы находимся, когда мы маленькие дети. Рыбу нам дают родители, т. к. сами добыть ее мы еще не умеем. На втором уровне многие находятся в детском саду, школе, вузе и т.д. Там дают удочку и учат ею пользоваться: учат писать, считать, ловить с помощью конкретной удочки (специальности) конкретную рыбу (продукт труда специалиста). Причем, если эту простую метафору к учебе в различных заведениях приложить поплотнее, то удочек окажется очень мало. Т.е. с одной стороны полученных удочек не хватает чтобы ловить рыбу, а с другой, очень часто не находится самого водоема и нужна как раз не удочка, а что-нибудь другое, лопата или трактор или … Нужен другой уровень мышления, четвертый. В форме «Научить делать удочку» и «Научить делать инструмент» содержится косвенное утверждение о зависимости от постороннего «научения». Т.е. утверждается, что можно научить. Это «мина», причем постоянного подрывного действия. Научить нельзя — можно научитьСЯ! , детский сад, школа или вуз они создают только условия для учебы, но научиться можно только самому. Приложите это утверждение к своему опыту и вы увидите, что из примерно одинаковых условий разные люди выносят очень разный опыт (научение). Потому что каждый сам ответственен за свою учебу. Как только вы примете на себя эту ответственность дела ваши пойдут в гору. Как правильно теперь должны звучать наши уровни? Уровень 4: научитьСЯ делать инструмент Уровень 3: научитьСЯ делать удочку Уровень 2: дать удочку и научить ловить Уровень 1: дать рыбу Все. Теперь все в вашей жизни зависит только от вас. Потому что в любом возрасте можно начинать прямо с третьего и выше уровней. Собственно многие так и делают, просто не осознавая это как расписанную структуру. Предвижу вопрос: а как же условия? Ведь столько зависит от условий! Ну и что, «условия»? Если вы считаете, что перевес за условиями, то это ваше право. Более того, у вас наступает легкая жизнь, т. к. если главное — это условия, и они от вас не зависят, то вам можно ничего и не делать, т. к. все равно перевес остается за условиями. Чего напрягаться? Ничего нельзя. Вы сами это выбрали. Принимайте то, что приходит и радуйтесь. Правда если придет не много, не смейте огорчаться, у вас нет на это права, ведь вы сами выбрали ничего не делать. Если же вы принимаете на себя ответственность за свою жизнь, то перед вами замечательная творческая возможность использовать ваши уникальные условия. Это и есть ваше СОЛО. Да, да, да! Прямо сейчас! Должен признаться, что нашел (и обезвредил) «мину» аж (!) в анонсе рассылки. Напомню: «… психолог центра профориентации и… человек, ищущий в жизни свою «партию-соло…». Далее: «… Как стать в своей жизни Солистом, найти и виртуозно сыграть свою собственную неповторимую партию — этой теме посвящена настоящая рассылка…» И далее: «…а в результате найдете свою профессию, свое СОЛО в жизни.» А теперь правильный вариант: «… психолог центра профориентации и… человек, играющий в жизни свою «партию-соло…». Далее: «… Как быть в своей жизни Солистом, жить, виртуозно играя свою собственную неповторимую партию — этой теме посвящена настоящая рассылка…» И далее: «…а в результате научитесь виртуозно играть свое соло.» Какая колоссальная разница, согласны? К нахождению этой ошибки меня подтолкнули пришедшие недавно письма с вопросами (- условия). И, отвечая на заданные вопросы, я и обнаружил это косвенное утверждение (- сыграл СОЛО). Как точно сформулировал Владимир Семенович Высоцкий: «Спасибо Вам, мои корреспонденты…» На пришедшие письма я отвечу в одном из ближайших выпусков. Отчасти уже ответил в этом. Посмотрите теперь на свою жизнь с новым пониманием, что СОЛО — это жизнь сейчас! Это наилучшее использование возможностей текущего момента, Это ответственность за свои действия или бездействия и их следствия, Это творческий подход к решению задач, Это ….. продолжите сами. Как в этой связи меняется взгляд на поиск своего дела? Ведь если принять за отправную точку, что свою профессию (свое дело) нужно найти, и только ПОТОМ жить в ней интересно, то настоящее время представляется, мягко говоря, безрадостным и невозможным для счастья. Но, СОЛО — это сейчас. И ваши трудности сейчас — это тот оркестр, на фоне которого вы и можете создать чудесный рисунок своей игры. Беспредельность уникальных партий возможна. Заметьте, что СОЛО окружающих ничуть не противоречат понятию вашего собственного СОЛО. СОЛО окружающих становятся фоном (окружающими условиями) для вашего СОЛО. Если их партии сыграны не на сто процентов, то это лишь ужесточает окружающие вас условия, но не является для вас решающим — вы ведь сами ответственны за то, что с вами происходит и главное зависит от вас самих. Остальное — условия, могут быть лишь более или менее благоприятными. Интересен тот факт, что ваше, сыгранное наилучшим образом СОЛО, является «помогающим» фактором для другого играющего. (Думаю, нет необходимости спускаться на более низкий, частный уровень для примера.) В свою очередь тот, чье СОЛО благодаря вашей замечательной игре сыграно лучше, в других условиях также сможет помочь вам своей игрой. Вот вам и философия («философия» в переводе означает «любовь к мудрости») взаимопомощи и общего блага. Наша жизнь — это СОЛО прямо сейчас. И в наших силах пользоваться этим сокровищем, щедро даря его окружающим. Но необходимо позаботиться о качестве. Ведь только красивое СОЛО — это ценный подарок. В момент написания этих строк прекрасная Ирина Александровна одной рукой прижимает к себе нашего трехмесячного сына, а другой — моет шваброй пол. На мое замечание, что ее жизнь — это СОЛО она согласилась 🙂 И добавила, что кроме этого, ее жизнь это ЖЗЛ 🙂 А что находится на пятом уровне? Подумайте. Ответ неоднократно звучал в этом выпуске 🙂 Призов не будет :), ведь главное сокровище у вас уже есть. КомментарииАлександр, я в восторге от Ваших статей. Одна лучше другой. Вы большой молодец. Заражайте снова и снова позитивом Всех читателей. Оставить комментарийВаш комментарий будет опубликован после модерации.
Звоните нам по тел. . Мы работаем круглосуточно. Прямо сейчас на все Ваши вопросы готова ответить наша служба поддержки: |