- Краткое содержание «Война и мир» — том 2 часть 4
- Краткое содержание романа «Война и мир» Толстого — том 2 часть 4
- Охота в Отрадном — краткое содержание эпизода, пересказ сцены | Роман «Война и мир»
- Охота в Отрадном в романе «Война и мир» — краткое содержание эпизода, пересказ сцены
- Танец Наташи Ростовой у дядюшки в романе «Война и мир», сцена пляски, текст, эпизод, фрагмент
- Танец Наташи Ростовой у дядюшки в романе «Война и мир», сцена пляски (текст, эпизод, фрагмент)
Краткое содержание «Война и мир» — том 2 часть 4
|
Наташа и Николай Ростовы на охоте. Художник А. Николаев |
В этой статье представлено краткое содержание романа «Война и мир» Толстого — том 2 часть 4.
Эта часть состоит из 13 глав и охватывает следующие события:
- Семья Ростовых едет на охоту и празднует святки
- Николай Ростов объявляется родителям, что хочет жениться на своей троюродной сестре Соне
- Андрей Болконский все еще находится за границей и лечит рану
- Граф-отец Ростов, Наташа и Соня уезжают из своего имения Отрадное назад в Москву
Смотрите:
— Краткое содержание других томов и частей
— Все материалы по роману «Война и мир»
Краткое содержание романа «Война и мир» Толстого — том 2 часть 4
I
|
Николай Ростов. Художник К. Рудаков |
Николай Ростов состоит на службе в Павлоградском полку и уже командует эскадроном гусар. Весной 1810 года графиня-мать Ростова в письме к сыну Николаю просит его приехать домой и взять дела в свои руки, иначе Ростовым грозит разорение. Николай берет отпуск и приезжает в Отрадное.
Николай Ростов приезжает в Отрадное и пытается разобраться в делах имения. Николай плохо понимает в делах имения и предпочитает охоту. В конце концов Николай перестает вникать в хозяйственные дела.
III
(15 сентября)
Николай Ростов, граф-отец Ростов, Наташа Ростова и Петя Ростов едут на псовую охоту (см. Охота Ростовых в Отрадном).
IV
Описание Ростовых на охоте. В охоте участвуют около 130 собак. К Ростовым на охоте присоединяется дальний родственник, которого они зовут «дядюшкой», а также Настасья Ивановна, старик-шут. Ростовы начинают охоту на волка, но волк уходит.
V
Николай Ростов ожидает на своем месте и мечтает поймать матерого волка. Вдруг волк появляется, собаки Николая окружают волка. Но вдруг зверь выбирается из лап собак и убегает. В итоге опытный охотник, крестьянин Данило ловит волка. Участники охоты связывают и грузят волка на лошадь. Охота продолжается.
VI
Николай Ростов встречает на охоте соседа Илагина, с которым семья Ростовых находятся в ссоре. Илагин оказывается приятным человеком. Он приглашает Ростова к себе ловить зайцев. В ходе охоты наконец появляется заяц. Собака Илагина бежит на зайца, но упускает его. Собака Николая бежит на зайца, но тоже не ловит его. Собака «дядюшки» наконец ловит зайца. «Дядюшка» доволен своим псом, а остальные охотники, наоборот, расстроены, что их дорогие собаки сработали хуже, чем простой пес «дядюшки».
VII
|
Наташа у дядюшки. Художник В. Серов |
Николай, Наташа и Петя едут в гости к «дядюшке» в деревню Михайловка. «Дядюшка» угощает Ростовых домашней едой, играет на гитаре и поет. Наташа Ростова танцует под песни дядюшки. После этого Наташа, Николай и Петя Ростовы уезжают от дядюшки домой.
VIII
Граф Ростов перестает быть предводителем дворянства. Это помогает ему снизить расходы, но он все равно не справляется с запутанными делами. Ростовы продолжают жить на широкую ногу.
Графиня Ростова надеется женить сына Николая на богатой Жюли Карагиной. Но Николай не хочет знакомиться с Жюли, потому что он любит Соню.
Князь Андрей пишет из Рима, что у него открылась рана и он приедет в начале следующего года. Наташа, спустя 4 месяца разлуки, начинает грустить.
IX
(январь 1811 г.)
Наташа скучает без Андрея Болконского. Она чувствует отвращение к своим домашним из-за того, что среди них нет Болконского.
X
|
Соня. Рисунок М. Башилова |
Время колядок. Молодые Ростовы наряжаются в костюмы и едут к соседям Мелюковым.
XI
Мелюковы с радостью принимают гостей и сами наряжаются в костюмы. И гости, и хозяева веселятся и ужинают. Соня идет одна к амбару гадать. Николай ждет ее на пути к амбару. Оставшись наедине, они целуются.
XII
Ростовы возвращаются домой от Мелюковых. Дома Наташа и Соня гадают, глядя в зеркало. Вдруг Соня говорит, что в зеркале ей привиделся лежащий Андрей Болконский.
XIII
Вскоре после святок Николай Ростов объявляет родителям, что хочется жениться на Соне. Мать выступает против и не дает благословения. Графиня называет Соню интриганкой. В ответ Николай угрожает матери тайно жениться на Соне, если мать не перестанет ее обижать. Наташа помогает матери и брату прийти к согласию.
Январь 1811 г. Николай Ростов едет на службу в полк, чтобы подать в отставку и жениться на Соне. Граф-отец Ростов едет в Москву, чтобы продать дом. С ним едут Соня и Наташа.
Таково краткое содержание романа «Война и мир» Льва Толстого — том 2 часть 4.
Охота в Отрадном — краткое содержание эпизода, пересказ сцены | Роман «Война и мир»
Ростовы на псовой охоте в «Отрадном». Художник А. К. Кившенко |
В этой статье представлено краткое содержание эпизода «Охота в Отрадном» из романа «Война и мир», пересказ основных событий из сцены.
Сцена охоты в Отрадном растягивается на несколько глав. Данный эпизод можно найти в томе 2 части 4 главах III — VII.
Охота в Отрадном в романе «Война и мир» — краткое содержание эпизода, пересказ сцены
Глава III
15 сентября 1810 г. Николай Ростов просыпается утром в Отрадном и готовится ехать на охоту. Вместе с ним собирается ехать его крепостной крестьянин Данило. Опытный охотник Данило несколько презрительно относится к своему молодому барину Николаю, когда речь идет об охоте. Наташа и Петя тоже решают ехать на охоту, хотя Николаю эта идея не нравится.
Глава IV
Собравшись, охотники отправляются к месту охоты — Отрадненскому лесу. Старый граф Ростов тоже собирается участвовать в охоте, но он приедет позже прямо к месту, где нужно будет ждать зверя. Всего в этой охоте участвует около 20 человек (Ростовы и их крестьяне-охотники) и около 130 собак (борзых и гончих).
Охота у Ростовых хорошо отлажена, каждый охотник знает свое дело и место в группе. Охотники и собаки следуют к Отрадненскому лесу. Проехав версту, Ростовы и их свита встречают «дядюшку», дальнего родственника Ростовых, и его четверых крестьян-охотников с собаками. Николай и дядюшка объединяют свои своры собак и следуют вместе дальше. Дядюшке не нравится, что на охоту взяли детей — Наташу и Петю. Дядюшка просит их не передавить собак и не упасть с лошади. На самом деле Наташа является хорошей наездницей, она уверенно сидит на своем коне Арабчике.
Наконец вся компания приезжает на место охоты, участники становятся по своим местам. Николай и дядюшка определяют, откуда будут бросать гончих. Николай указывает Наташе место, где ей нужно стоять и где точно зверь не побежит. Сам Николай направляется в заезд над оврагом.
Тем временем старый граф Ростов, довольный и сытый, подъезжает из дома прямо к оставленному для него месту (лазу). Он надевает ружье, въезжает в опушку кустов и ждет. Старик гордится тем, что его дети Наташа и Николай отлично ездят на лошади. С графом находятся его старый камердинер Семен Чекмарь, крестьянин Митька, а также старик с седой бородой, шут, которого все называют «Настасьей Ивановной».
Начинается охота. Николай ждет на своей позиции в другой зоне, над Лядовским верхом. Данило дает сигнал (дудит в рог), и стая гончих бросается за волком. Старый граф Ростов и его сопровождающие отвлекаются и не сразу замечают, что рядом с ними оказывается тот самый волк. Митька с криком спускает на волка собак, но зверь тут же исчезает в опушке.
Глава V
Тем временем Николай Ростов стоит на своем месте в ожидании зверя. По звукам он понимает, что идет травля на волка, но что она пока идет не очень удачно.
Николай с нетерпением ждет появления волка и мечтает о том, как будет травить его. Он молит Бога о том, чтобы ему выпал шанс поймать волка и чтобы именно его пес Карай схватил его. Николай мечтает хотя бы один раз в жизни затравить матерого волка.
Вдруг он видит, что по пустынному полю на него бежит старый волк с седой спиной. Николай улюлюкает псам, призывая их к погоне, и сам мчится поперек пути волка. Молодой человек наблюдает за волком, забыв про все. Сначала к волку подбирается собака Милка, но ей ничего не удается сделать. Затем из-за Милки выскакивает другой ростовский пес, Любим. Он хватает волка за задние лапы, но в тот же момент испуганно отскакивает от него. Волку удается оторваться от собак Ростова.
Николай понимает, что волк уходит. Он кричит улюлюкания своему любимому псу Караю, возлагая на него свою последнюю надежду. Карай из последних сил скачет наперерез волку, но ему не удается догнать его. Впереди Николай видит лес, в котором волк уже точно сбежит от него.
Тем временем впереди появляются охотники и собаки, скачущие почти навстречу волку. Один из псов подбегает к волку и почти опрокидывает его. Матерый волк распарывает псу брюхо. Николай в отчаянии буквально плачет и зовет своего пса Карая. Карай, пользуясь заминкой, перерезает дорогу волку, нападает на него, так что они вместе валятся кубарем в водомоине (углублении). Николай видит, что его Карай держит волка за горло. Эта минута становится одной из самых счастливых в его жизни. Николай уже готовится заколоть волка, но зверь вдруг высвобождается и бежит прочь. Карай, вероятно, раненый, с трудом выбирается из водомоины. Николай с отчаянием кричит: «За что?»
Тем временем охотник «дядюшки» скачет наперерез убегающему волку, собаки этого охотника останавливают и окружают зверя. Николай, дядюшка и другие участники улюлюкают собакам, чтобы те схватили волка. Волк же сопротивляется и продвигается к засеке (преграде из наваленных деревьев). Тогда Данила спускает своего пса на волка, а сам слезает с лошади и всем телом бросается к собакам и волку. Данило лежит среди собак на заду у волка и пытается поймать его за уши. Всем становится ясно, что волку уже не уйти. Николай хочет заколоть зверя, но Данило предлагает сострунить волка, то есть стянуть морду ремнём. Данило наступает волку на шею, а другие вставляют зверю палку в пасть и связывают ноги.
Счастливые охотники взваливают волка на лошадь и везут добычу на место всеобщей встречи. Все любуются живым связанным матёрым волком. В этот день собаки Ростовых и дядюшки ловят еще 5 волков, но уже молодых особей.
Глава VI
После этого старый граф Ростов едет домой отдыхать. Наташа и Петя остаются. Охота продолжается. В середине дня Ростовы и их спутники пытаются поймать лису. В ходе погони на лису вдруг налетают две неизвестные собаки — белая и черная. К собакам подскакивают два посторонних охотника. Выясняется, что это крестьяне господина Илагина пытаются травить лисицу из-под гончих Ростовых, то есть пользуются «работой» чужих собак. В итоге охотники Ростовых дерутся с охотниками Илагина.
В итоге Ростовы, дядюшка и Илагин объединяют свои стаи собак, так что масштабы охоты увеличиваются вдвое. Вся компания следует к месту охоты. Дядюшка, Николай и Илагин тайком рассматриваю собак друг друга, сравнивая, чья лучше и почему т.д.
Известно, что господин Илагин тратит много денег на охотничьих собак. Например, год назад он отдал соседу-помещику три семьи крепостных в обмен на одну хорошую собаку — Ерзу. За такую цену эта собака должна быть невероятно хороша в охоте. Николай надеется, что его собака Милка покажет себя не хуже илагинской Ерзы.
Глава VII
К вечеру господин Илагин прощается с Ростовыми и дядюшкой. Дядюшка приглашает Николая, Наташу и Петю Ростовых к себе в гости. Молодые Ростовы с радостью отправляются к дядюшке домой. (см. «Наташа Ростова у дядюшки в гостях»)
Танец Наташи Ростовой у дядюшки в романе «Война и мир», сцена пляски, текст, эпизод, фрагмент
Наташа у дядюшки. Фильм «Война и мир» 1967 г. |
Танец Наташи Ростовой у дядюшки является одним из множества ярких эпизодов в романе «Война и мир» Льва Толстого.
Танец Наташи Ростовой у дядюшки в романе «Война и мир», сцена пляски (текст, эпизод, фрагмент)
Николаю тоже очень нравилась игра дядюшки. Дядюшка второй раз заиграл песню. Улыбающееся лицо Анисьи Федоровны явилось опять в дверях и из-за ней еще другие лица. «За холодной ключевой, кричит девица, постой!» играл дядюшка, сделал опять ловкий перебор, оторвал и шевельнул плечами.
— Ну, ну, голубчик, дядюшка, — таким умоляющим голосом застонала Наташа, как будто жизнь ее зависела от этого. Дядюшка встал и как будто в нем было два человека, — один из них серьезно улыбнулся над весельчаком, а весельчак сделал наивную и аккуратную выходку перед пляской.
— Ну, племянница! — крикнул дядюшка взмахнув к Наташе рукой, оторвавшею аккорд.
Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движенье плечами и стала.
Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de châle давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что он a не то сделает, прошел и они уже любовались ею.
Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять всё то, чтó было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке.
— Ну, графинечка — чистое дело марш! — радостно смеясь, сказал дядюшка, окончив пляску. — Ай да племянница! Вот только бы муженька тебе молодца выбрать, — чистое дело марш.
— Уж выбран, — сказал улыбаясь Николай.
— О? — сказал удивленно дядюшка, глядя вопросительно на Наташу. Наташа с счастливою улыбкой утвердительно кивнула головой.
— Еще какой! — сказала она. Но как только она сказала это, другой, новый строй мыслей и чувств поднялся в ней. «Чтó значила улыбка Николая, когда он сказал: «уж выбран»? Рад он этому или не рад? Он как будто думает, что мой Болконский не одобрил бы, не понял бы этой нашей радости. Нет, он бы всё понял. Где он теперь?» подумала Наташа и лицо ее вдруг стало серьезно. Но это продолжалось только одну секунду. «Не думать, не сметь думать об этом», сказала она себе и улыбаясь, подсела опять к дядюшке, прося его сыграть еще что-нибудь.
Дядюшка сыграл еще песню и вальс; потом, помолчав, прокашлялся и запел свою любимую охотническую песню.
Как со вечера пороша Выпадала хороша.
Дядюшка пел так, как поет народ, с тем полным и наивным убеждением, что в песне всё значение заключается только в словах, что напев сам собой приходит и что отдельного напева не бывает, а что напев — так только, для складу. От этого-то этот бессознательный напев, как бывает напев птицы, и у дядюшки был необыкновенно хорош. Наташа была в восторге от пения дядюшки. Она решила, что не будет больше учиться на арфе, а будет играть только на гитаре. Она попросила у дядюшки гитару и тотчас же подобрала аккорды к песне.
В десятом часу за Наташей и Петей приехали линейка, дрожки и трое верховых, посланных отыскивать их. Граф и графиня не знали где они и очень беспокоились, как сказал посланный.
Это был текст фрагмента с танцем Наташи Ростовой у дядюшки в романе «Война и мир» Толстого, сцена пляски (эпизод, фрагмент).