Задача № 2 по административному праву
Казус
Начальником ОВД Ивановым на гражданина Семенова наложен штраф в размере 5 000 руб. за нарушение правил охоты, которые были установлены ранее лесничим Сидоровым. В протоколе было указано, что Семенов охотился без специального чехла для оружия. В виде дополнительного наказания у него было конфисковано охотничье ружье. Семенов обратился в суд с жалобой на неправомерную конфискацию оружия, сославшись на то, что он охотник-профессионал, и для него охота – единственный источник средств к существованию.
Правомерно ли поступил начальник ОВД Иванов, исходя из условий задачи?
Есть ли у гражданина Семенова юридические основания для обжалования решения начальника ОВД ?
Решение
Административная ответственность за нарушение правил охоты установлена статьей 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Из материалов дела усматривается, что начальник ОВД – должностное лицо органа внутренних дел рассмотрел по существу дело о данном правонарушении в отношении гражданина Семенова.
Вместе с тем, часть 1 статьи 23.3 КоАП РФ, перечисляя составы правонарушений, дела о которых полномочны рассматривать органы внутренних дел и их должностные лица, не содержит статью 8.37, по которой к ответственности привлечен Семенов.
Согласно диспозиции части 1 статьи 8.37 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение правил охоты. Однако правила охоты, нарушение которых является административным правонарушением, устанавливаются в централизованном порядке федеральными органами государственной власти в форме федеральных законов (например, Водного кодекса РФ, Лесного кодекса РФ, ФЗ от 24.07.2009 «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»), а также актов федеральных органов исполнительной власти, например, Министерства природных ресурсов и экологии РФ (например, Правила охоты, утв. Приказом № 512 от 16.11.2010, Нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, утв. Приказом от 30.04.2010 № 138, Перечень охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитами их добычи, утв. Приказом от 17.05.2010 № 164, Требования охотничьего минимума, утв. Приказом от 30.06.2011 № 568).
В рассматриваемом случае правила охоты, заключающиеся в том, что она (охота) должна осуществляться при условии упаковки оружия в специальный чехол, установлены не централизованно, а лесничим, то есть должностным лицом органа не Министерства природных ресурсов и экологии РФ, а Федерального государственного лесного надзора, к компетенции которого в соответствии с частью 3 статьи 96 Лесного кодекса РФ не относится разработка и утверждение правил охоты. Тем более, что часть 5 статьи 36 того же Кодекса, регулируя использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, устанавливает, что правила использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесных участков устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Таким органом также является все то же Министерство экологии и природных ресурсов РФ (см. его Приложения №№ 1 и 2 к его Приказу № 661 от 12.12.2017).
В силу изложенного, основанием для привлечения к административной ответственности по статье 8.37 (часть 1) КоАП РФ является нарушение только таких правил охоты, которые установлены актами специальных уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. Нарушение правил охоты, установленных иными субъектами, не образует состава административного правонарушения, исключает административную ответственность и производство по делу об административном правонарушении в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Кроме того, санкция части 1 статьи 8.37 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет.
Согласно части 2 статьи 3.7 КоАП РФ, конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.
Соответственно, даже при наличии состава административного правонарушения и одновременно – полномочий должностного лица органа внутренних дел на рассмотрение дела о таком правонарушении, к Семенову – охотнику-профессионалу, для которого охота является единственным источником средств к существованию, не мог быть применен такой вид наказания, как конфискация охотничьего ружья и боеприпасов к нему. Кроме того, назначенный штраф не мог превышать 4 000 руб.
Учитывая все вышеизложенное, начальником ОВД допущены существенные нарушения, выразившиеся в нарушении норм о компетенции органов внутренних дел и их должностных лиц при рассмотрении дел об административных правонарушениях, норм об основаниях административной ответственности и назначении наказания за совершение административного правонарушения.
Как усматривается из дела, жалоба привлеченным лицом подана лишь в связи с фактом назначения конфискации оружия. Однако согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, регламентирующей порядок рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно разъяснениям абзаца 4 пункта 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2403.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 либо пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ.
Исходя из данных разъяснений Верховного Суда РФ, вне зависимости от того, что Семенов не согласен лишь с назначением ему наказания в виде конфискации охотничьего оружия и боеприпасов, ввиду отсутствия состава административного правонарушения производство по делу подлежит прекращению.
© 2013 – 2021 Алексей Голубцов, юрист
Адрес: 420133, гор. Казань,
ул. Адоратского, д. 12 (вход через почту)
Какая ответственность предусмотрена за нарушение правил охоты
Охота, как самый древний вид промысловой деятельности, сегодня приобрела статус хобби. Многие любители активного отдыха в России предпочитают проводить время именно на охоте.
Настоящий охотник, действующий в правовых рамках, должен четко знать и соблюдать правила охоты, а также осознавать степень ответственности за их нарушение. Та грань, которая отличает браконьера от законопослушного гражданина, определена законами по линии Министерства природных ресурсов. Нарушение правил охоты влечет за собой не только административную, но и, в некоторых случаях, уголовную ответственность.
Правила для охотников
Причины нарушения законодательства кроются не столько в желаниях гражданина, сколько в его юридической неосведомленности по вопросам содержания статей административного и уголовного кодексов. Законы, прописывающие особенности охоты, создаются на региональном уровне и могут отличаться друг от друга в различных субъектах РФ.
Со стороны государства ведется бдительный контроль за деятельностью граждан, решивших охотиться на определенной территории, так как в данном случае речь идет о целостности природных ресурсов. Естественно, административная ответственность за нарушение правил охоты проявляется в существенных штрафах, которые установлены согласно КоАП РФ.
Правила охоты были введены с целью обеспечения сохранности природных ресурсов, а также регуляции численности популяции некоторых животных. В общем смысле под охотой понимают не только выслеживание и отстрел животных, но еще и пребывание с охотничьим оружием в общественных местах. Правила охоты касаются нахождения человека на территории охотничьих хозяйств, заповедников и мест общественного пользования.
Именно потенциальная опасность, исходящая от человека с оружием, привела к необходимости на законодательном уровне регулировать выдачу лицензии на оружие и путевки для охотника. Охота без разрешения чревата штрафом, поэтому проще изучить законодательство, чтобы избежать проблем с правоохранительными органами.
На охоту необходимо брать с собой некоторые документы.
- Прежде всего, это основной документ охотника – охотничий билет.
- Некоторые охотничьи хозяйства разрешают на своей территории отстрел живности, но при этом гражданин обязан получить путевку.
- Не стоит забывать, что ружье является полноценным огнестрельным оружием, так что на вас, как на охотника, ложится полная ответственность за его применение. Необходимо иметь лицензию.
По российским законам никаких ограничений на охоту, помимо нижнего возрастного предела, не существует. То есть, каждый человек, имеющий российское гражданство, имеет право стать охотником.
Нельзя охотиться за пределами границ угодий. Нарушителя ждет административное наказание. Есть два стимула, чтобы соблюдать закон.
- Во-первых, сумма штрафа достаточно весомая.
- Во-вторых, более приятно легализовать свой отдых, а затем бродить с ружьем, наслаждаясь природой, чем прятаться от каждого встречного.
Контроль за соблюдением правил охоты и отсутствием правонарушений возложен сразу на несколько государственных и общественных структур. От общественности в качестве контролирующей инстанции выступают исключительно добровольцы. Учитывая такое количество привлекаемых сотрудников лесной охраны, полиции, егерей, инспекторов охраны природы, риск получить штраф за несоблюдение правил охоты увеличивается в разы.
Ответственность за нарушение правил
Каждый потенциальный нарушитель должен быть хорошо ознакомлен с пунктами статьи 8.37 КоАП. Именно здесь прописаны все возможные санкции, которые предусматриваются за тот или иной проступок. Полный текст статьи содержит комментарии, поясняющие некоторые нюансы, поэтому при ознакомлении с юридической основой желательно изучать статью с разъяснениями.
Если представить общую картину санкций за невыполнение основных правил ношения оружия или правил охоты, то их перечень достаточно разнообразный. С одной стороны, за незаконную охоту могут наказать штрафом от 20 до 35 тыс. рублей. Однако такое наказание последует, если преступление совершило должностное лицо. Что же касается гражданского, то сумма штрафа для него варьируется от 500 рублей до 4000 рублей, но в этом случае может предусматриваться конфискация ружья или даже лишение лицензии.
Судебная практика показывает, что нарушитель на два года лишается права охотиться.
Штрафы повышаются, если гражданин в течение года еще раз совершит подобное преступление. Его могут оштрафовать на пять тысяч, а разрешение на охоту изъять на 3 года. Кстати, ужесточается наказание и для должностных лиц. Повторное нарушение чревато штрафом в 50 тысяч.
Если нет дополнительных указаний к изменению сроков сезонной охоты, то отстрел животных вне сезона грозит серьезными последствиями. По решению органов охраны природных ресурсов гражданин может расстаться с охотничьим билетом на два года, при этом заплатить штраф до 4 тысяч рублей. Подобное наказание предусмотрено и за применение запрещенных средств охоты. Параллельно с этим, средства конфискуются.
В некоторых источниках можно встретить такую трактовку правил охоты, в которой указано, что без охотничьего билета гражданин все равно остается охотником. Для выяснения всех обстоятельств потребуется обратиться в единый реестр и отыскать соответствующую запись, ведь выдача билета сопровождается занесением данных в реестр.
Однако статьей 8.37 предусмотрено наказание за непредставление билета или разрешения на охоту, а также за отсутствие путевки на отстрел определенного вида животных на данной территории. Чтобы не попасть в такую ситуацию, необходимо все документы носить с собой. В противном случае вас ожидает лишение билета на два года. У должностного лица при этом изымается оружие, а также на него накладывается штраф до 40 тыс. рублей.
Рыболовство считается одним из видов охоты, поэтому в данной статье указываются возможные последствия нарушения правил лова. Так, при использовании плавсредств в тех местах, где это запрещено, наказывается штрафом до 5000 рублей. Само же плавсредство изымается. Должностные лица поплатятся суммой в 30 тыс. рублей, а юридические – в 200 тысяч.
Наказание за злостное нарушение
В связи с тем, что браконьерство ставит под угрозу жизнь редких животных, компетентные органы, на которые возложены задачи контроля правил охоты, имеют широкий перечень полномочий. Для доказательства вины гражданина могут быть применены материалы фото и видеосъемки с составлением соответствующего акта.
На практике размер штрафа диктуется объемом причиненного ущерба природным ресурсам. К отягчающим обстоятельствам относят применение технических средств и транспорта. К злостным нарушениям относят охоту на территории заповедников и других зон с чрезвычайной экологической обстановкой.
В общей классификации незаконной считается охота, если выполняется хотя бы одно из четырех условий.
- Природным ресурсам был причинен существенный ущерб.
- В процессе охоты применяются дополнительные средства (газы, взрывчатка, техника, транспорт).
- Производится отстрел тех видов животных, которые находятся од охраной государства. Перечень запрещенных видов зависит от территории. Его необходимо уточнять в региональном органе власти по охране ресурсов.
- Охота в заповедных зонах, на территории стихийного бедствия или в зонах с чрезвычайной экологией.
Квалификация по одному из перечисленных пунктов может привести к штрафу, размер которого достигает 200 тысяч рублей. Он исчисляется в МРОТ за 18 месяцев, а также заменяется исправительными работами в объеме 480 ч. Нарушение правил охоты предусмотрено и уголовным кодексом. Так, при причинении существенного ущерба гражданину грозит лишение свободы на 6 месяцев.
Отстрел животных, включенных в Красную книгу, имеет самые серьезные последствия. К нарушителю применяется один из предусмотренных видов наказаний:
- 480 часов исправительных работ;
- 3 года принудительной работы и выплата штрафа 1 млн. рублей;
- штраф в размере оклада или прочего дохода за 24 месяца.
Если же подобное преступление было совершено группой лиц, то предусмотрено лишение свободы на 5 -7 лет и штраф 2 млн. рублей. Все перечисленные меры устанавливаются согласно статье 258 УК РФ.
Изменения в законе
Закон об охоте прописывает не только правила поведения охотника, но и права уполномоченного инспектора. Если в ведении документации прослеживается тенденция на упрощение процедуры оформления всевозможных разрешений, то в отношении органов охотничьего контроля последним предоставляются широкие полномочия.
Изменения коснулись и внешнего вида бланка разрешения на охоту, а также его структуры. Если ранее в нем содержалось огромное количество информации, то сейчас предусмотрено только внесение личных данных и данных охотничьего билета.
Лицо, инспектирующее процесс охоты имеет право проверить абсолютно всю документацию, досмотреть транспорт и личные вещи. Естественно, для этого должны быть веские основания. По результатам такого досмотра составляется акт или протокол установленной формы.
При выявлении нарушений составленные акты передаются сотрудниками правоохранительных органов. Такое положение вещей обязывает охотника иметь при себе все разрешительные документы. Сумма же штрафов в значительной степени превышает все затраты на оформление легального разрешения.