Народные приметы для охотников

Приметы на охоте: народные поверья связанные с охотой

Приметы про охоту и поверья связанные с охотой

Когда лучше охотиться на медведя, почему нельзя ружье заряжать в праздничные дни, что будет, если на пути встретится собака, заяц, повозка…

Многие осуждают такое времяпровождение как охота, но при этом не становятся вегетарианцами. Если это занятие не запрещено на законодательном уровне, то не имеет смысла возмущаться, повстречав на пути охотника.

Народные поверья и приметы об охоте

1. Нельзя охотиться между Рождеством Христовым и Крещением, так как это принесет невезение и беды всей семье.

2. Брать с собой представительницу слабого пола – дурной знак, сулящий невезение.

3. Повстречать на пути другого охотника с хорошей добычей – предвестник удачного исхода мероприятия. Если же охотник возвращается без добычи, то успеха не будет.

4. Если при отправлении на промысел путь перебежал заяц, то лучше вернуться домой, так как это предвещает беду, несчастный случай.

5. Встретить пса на пути – хорошая примета, сулящая большую добычу.

6. Нельзя давать кому-то пользоваться собственным ружьем, иначе потом попасть в мишень будет сложно.

7. Если первый выстрел не попал в цель, то и следующие будут такими же.

8. Повстречать в пути замужнюю даму – дурной знак. В таком случае нужно вернуться и надеть другую одежду.

9. Нельзя заряжать ружье в праздничные дни, в противном случае оно сломается.

10. Желательно надевать обувь разного цвета или просто разнопарную, чтобы дичи повстречалось много.

11. Убитого зверя не следует оставлять – это плохая примета, предвещающая проблемы в семье и на работе.

12. Нельзя спрашивать у охотника, куда он собрался, так как это может стать причиной несчастного случая.

13. По дороге встретилась пустая телега – дурной знак, значит, можно возвращаться восвояси.

14. Встретить полную повозку – хорошая примета, предвещающая удачный день.

15. Услышать в лесу крик вороны или уханье филина – не к добру, можно не продолжать охоту.

16. Из убитой дичи нужно извлекать дробины и вставлять в новый заряд, тогда точно промаха не будет, согласно приметам.

17. На медведя желательно охотиться, если небо ночью перед выездом было чистым, либо была сильная гроза.

18. Отловить в процессе белого перепела – жизнь наполнится благополучием и достатком.

19. Дабы мероприятие прошло удачно, нужно вымазать ружье кровью убитого ворона.

20. Зимой много заячьих следов на снегу – хорошая примета, сулящая обильную добычу.

21. Белку застрелить – к беде.

Каждый охотник старается придерживаться народных примет и поверий, дабы принести домой много дичи и не попасть в плохую ситуацию.

Приметы и ритуалы охотников

Каждый охотник может вам рассказать целую кучу примет, которые, как он уверен, сулят хороший трофей или, наоборот, неудачу. Традиционное «Ни пуха, ни пера!» уже давно из сферы охоты перешло в обыденную жизнь. Другие чистосердечно верят, что если (случайно!) на охоту надеть разные носки, то будет удача, а уж если обувь разного цвета, то трофей будет уникальным.

Каждый охотник может вам рассказать целую кучу примет, которые, как он уверен, сулят хороший трофей или, наоборот, неудачу. Традиционное «Ни пуха, ни пера!» уже давно из сферы охоты перешло в обыденную жизнь. Другие чистосердечно верят, что если (случайно!) на охоту надеть разные носки, то будет удача, а уж если обувь разного цвета, то трофей будет уникальным.

Читайте также:  Записки охотника тургенев эпизод

Известный русский писатель и страстный охотник Сергей Аксаков собирал охотничьи приметы и считал, то, что именно в среде охотников и рыболовов так много поверий и примет связано с постоянной связью этих людей с природой, встречами с неизведанными, таинственными, часто необъяснимыми явлениями.

Поэтому и требовалась вера в чудеса, в удивительные и тоже необъяснимые способы обезопасить себя от разных неожиданностей, да и трофей принести домой.

Ритуальные танцы шотландских отохников

Ни пуха, ни пера

Интересно то, что это вроде отрицательное словосочетание на самом деле с давних времен выступает как пожелание успеха и удачи. Возникло оно сначала в охотничьей среде, но прямое пожелание «и пуха, и пера» было запрещено произносить, чтобы не сглазить охоту. Как понятно, пух означает зверя, а перо – птицу. С этим все понятно. Но, почему так странно звучит традиционный ответ: «К черту»? А все дело в том, что какое пожелание, такое и спасибо. Суеверные предки, не желая сглазить охотника, который оправлялся за добычей, напутствовали, чтобы у него все летело мимо цели, чтобы он пришел с пустыми руками. На что охотник им и отвечал: идите вы к черту с такими пожеланиями.

И все считали, что такой диалог злых духов удовлетворит, и они не будут строить козней во время охоты.

Таких довольно странных ритуалов существует много. Например, в Сибири перед тем, как отправиться в тайгу, охотник вставал лицом на восток и должен был трижды плюнуть вверх так, что попасть на себя, и трижды растереться, а потом сказать «На топь» и идти в лес не оглядываясь на дом.

Древние ритуалы

Первые ритуалы возникли вместе с возникновением человечества. Люди сразу начали искать способы как привлечь удачу. В 1937 году в пещерах французский археолог Леон Пенкар нашел наскальные рисунки древних людей, возраст которых больше 15 тысяч лет. На рисунках много изображений животных, пронизанных копьями, и сцен охоты. Эксперты считают, что это магические рисунки, у которых они как будто просили прощения у зверей, которых собирались убить, чтобы прокормиться.

Охотничьи ритуалы древних народов

Некоторые племена в джунглях Африки и Новой Зеландии перед охотой на специальной площадке в центре деревни рисуют животное, которое собираются добыть и пронзают его копьями. Аборигены верят, что такой обряд принесет им удачу.

Традиции перед псовой охотой

Охота с гончими псами как никакая другая обросла множеством примет. Только зацепите эту тему, как вам сразу расскажут, что если собака качается по земле перед охотой – это к большим трофеям. А заяц, перебежавший дорогу охотнику, – явный признак неудачной охоты. А вот чужая собака, которая пересекла путь – к удаче, причем очень скорой и надо быть начеку.

Перед охотой каждый ее участник должен был вымыть и вычистить своего коня и собак, сам помыться в бане и спать ночь перед охотой сам.

Если псовая охота была неудачной, сразу начинались выяснения, кто нарушил ритуал. Всегда находился ленивец, который или собак не помыл, или соблазнился объятиями молодой жены.

Однако, в народе знали и много способов, как уберечь охотника от встречи с дурными предзнаменованиями. Верным средством от сглаза считалось купание не только перед охотой, но и после нее, причем и собак мыть надо обязательно тоже. Если купание было невозможным, то собаку и охотнику надо было обтереться влажной красной тряпкой, которая всегда была в котомке.

Читайте также:  Если охота у коров тихая как определить охоту

Красная лента на гончих от сглаза и на удачу

Еще обязательным было прикрепить красную ленточку на ошейник собаки, а для каждого охотника освящался специальный крест из плакун-травы (дербенника иволистого), который, по поверью, способен разрушить все колдовские чары.

Даже в наши дни можно часто увидеть охотничью собаку с красной ленточкой на ошейнике.

Современные приметы

Способы привлекать удачу все совершенствовались и становились изощреннее. Среди них есть такие, немного странные: идя на охоту, надо посмотреть на оголенное бедро спящей женщины – это к удаче. Или еще более экзотическая примета: если охотник встретит на выходе из дома замужнюю женщину, надо вернуться, присесть дома и опять идти на охоту. Смысла в таких приметах нет никакого. Просто кому-то когда-то не повезло на охоте, он связал это со встречей с соседкой при выходе из дома, поделился наблюдением с другим, а тот написал в Интернете – вот вам и примета.

Иногда приметы просто смешные: если кто-то на общей охоте, извините, громко выпустил газы, то можно собираться домой – удачи не будет. Не будет удачи и если кто-то спросит: «Куда идешь?». А вот сильно-сильно повезет, если на охотника или собаку с неба упадут птичьи экскременты или во что-то такое нечаянно вступить в поле или лесу.

Особенно ценится охотниками дробь, которая вынута из тушки добычи. Их собирают и по одну ставят в новые патроны. Считается, что такой заряд не промажет никогда.

Еще один популярный ритуал – в клюв убитой птице или заверю надо вложить травинку или веточку как последний корм. Так трофей не обидится на охотника.

Поверье про бешеных собак

Приметы, связанные с оружием, особо ценятся и даже имеют магическую подоплеку. Вот, например, для того, чтобы оружие было метким и любило своего владельца, необходимо каждый раз смазать его хоть каплей крови добытого трофея. А новое ружье надо инициировать кровью ворона. Также утверждается, что если неопытный охотник зарядит ружье в религиозный праздник, то оно сломается на первой же охоте. Или если охотник три раза от одного ружья чуть не пострадал, но остался жив – это его ружье-оберег и дальше на охоту он может смело с ним ходить. Пусть даже выкупить его у прежнего владельца.

Веточка во рту трофея – обязательный элемент в охоте на глухаря и тетерева

Запрещено охотнику также стрелять в бешеных собак на охоте – больше удачи ему не будет никогда.

Если это все перечитал человек далекий от охоты, наверняка подумал, что охотники весьма странные люди, а перед тем как отправляться на это дело, они пляшут на левой пятке, плюют в небо, издают тарзанские крики и делают прочие необычные вещи. На самом деле, большинство современных охотников не верит ни в какие приметы и удача не обходит их стороной.

Народные приметы для охотников

Отправляясь на охоту, непременно посмотрите на женскую ножку. Правда, этой приметы придерживаются больше современные охотники. Интересно, а какие суеверия мешали спокойной жизни наших предков?

Накануне охоты следовало не только вычистить оружие, помыть лошадь и собак, но и самому побывать в бане, чисто побриться и надеть свежую рубаху. Правда, сегодня охотники почему-то предпочитают не бриться. Однако не только внешней чистоте придавали значение наши суеверные предки, но и чистоте душевной – в ночь перед отъездом следовало воздержаться от греха телесного. В этом суеверии нашло отражение мнение церкви о женщине как о «дьявольском сосуде». Поэтому неудачи на охоте склонны были списывать на малодушие некоторых особенно резвых участников процесса, не устоявших перед страстными объятиями какой-нибудь селянки.

Читайте также:  Для чего охотники подожгли траву

Как известно, православная церковь негативно относилась к охоте, считая ее занятием праздным. Да и спасению души подобная деятельность, по мнению священнослужителей, мало способствовала. Ненависть порождала ответное чувство со стороны народа. Отсюда и возникновение другого суеверия: если по дороге на охоту встретишь священника – можешь смело возвращаться домой. Охоты все равно не будет. А вот если встретишь женщину, то шанс поохотиться остается: надо только вернуться домой, раздеться, потом опять одеться и пойти на охоту другой дорогой. Кстати, встретить по пути еврея или похоронную процессию – к удаче.

Ничего хорошего не сулила встреча с зайцем, который перебежал дорогу. Считалось, что заяц верой и правдой служит лесному царю – лешему, который отправляет того навстречу людям в качестве недоброго вестника. Правда, неприятную встречу можно было нейтрализовать. Например, перекреститься и произнести заговор: «Тебе пень да колода, нам путь да дорога» либо надломить ветку у любого придорожного куста или дерева. Кстати, существует версия, что именно перебежавший дорогу заяц заставил суеверного Пушкина вернуться в имение и помешал ему присоединиться к декабристам на Сенатской площади.

Сегодня это суеверие больше распространено в студенческой среде, а когда-то на пожелание домочадцев: «Ни пуха, ни пера!» охотник неизменно отвечал: «К черту!» Этим ответом человек пытался запутать черта, который сидел у него на левом плече и вынашивал коварный план – напакостить хорошенько. Пожелание «Ни пуха, ни пера!» ставит черта в известность, что человек выходит из дому вовсе не на охоту, с которой мог бы принести и пух, и перо, а по каким-то другим делам. А ответ охотника подтверждает: да, мол, иду не на охоту, а в гости к черту.

Вообще отношение к медведю у наших предков было трепетное и уважительно-боязливое. Охотники называли его исключительно иносказательно: «хозяин», «зверь», «черная немочь» или «топтыга». Считалось, что медведь подобен человеку: он наделен разумом и имеет похожий скелет, поэтому многие охотники никогда не ели мясо «себе подобного» медведя. На Руси считалось, что охотник, который легко и непринужденно добыл тридцать девять медведей, с замиранием сердца пойдет за сороковым. Если вообще пойдет – сороковой зверь мог оставить человека «без костяной шапки».

Лесных духов, которые, прямо скажем, были не в восторге от людских проделок, наши предки задабривали разными способами. Например, приходя в лес, привязывали каждый раз по белой ленточке к веткам деревьев. В результате у опытных охотников появлялись «личные» поляны и опушки, на которых они чувствовали себя спокойно и умиротворенно. А вот лешего легко было вывести из равновесия нательным крестом, который он на дух не переносит. Так что охотники всегда снимали с себя крест, чтобы снискать милости хозяина леса, на помощь которого они уповали.

Особое отношение на охоте к костру. Тушение костра способом, который использовали юные ленинцы, приводило к неудаче, а вот подкладывание головней в огонь при помощи ног – к несогласию между охотниками. Ну и, конечно, нельзя плевать в костер или заливать его водой, ведь тем самым проявляется неуважительное отношение к духу огня. Впрочем, и устанавливать котелок над огнем можно только после того, как к костру брошен добытый обед. В противном случае добычи не будет и придется варить щи из топора.

Оцените статью
Adblock
detector