Охота первобытных людей – как древние люди охотились на животных: виды и способы охоты
Первобытные люди питались за счет собирательства и охоты. Охотники добывали основную массу всей пищи, а также шкуры – ценные источники тепла, кости – материал для строительства и изготовления орудий труда и охоты.
В зависимости от региона обитания, первобытные люди охотились на разных млекопитающих: кабанов, козлов, быков, медведей, слонов и мамонтов. Охота на небольших особей проводилась несколькими людьми с помощью дубинок, лука со стрелами или копья. При этом животное выбиралось либо раненое, либо отбившееся от стада. Также часто использовался способ приманки. К примеру, охотники привязывали пойманное животное и прятались. Как правило, к нему подходили другие особи и тут же попадали в засаду.
Гораздо тяжелей давалась первобытным людям охота на крупных животных: бизонов, слонов и мамонтов. Чаще всего для этой цели использовался загонный способ, в котором участвовала вся мужская часть племени. Выследив стадо крупных млекопитающих, первобытные люди начинали гнать его шумом, криками и пугать огнем, постепенно загоняя в заранее подготовленную ловушку. Как правило, это была очень глубокая яма, крутой обрыв или узкое ущелье. Одно или несколько животных, попадая в ловушку, разбивались, а еще живых особей племя добивало копьями, камнями и дубинами.
Смотрите на картинках и видео — как охотились древние люди:
Видео: 10 Охота на мамонта в Прииртышье Как охотились древние люди
Видео: Amazon Ya̧nomamö Indians hunting peccary, tapir, deer and monkey
Видео: Неизвестная Планета. Первобытные охотники
Видео: Desert of Skeletons. Hunting Day | Tribes — Planet Doc Full Documentaries
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
ИЗО 5 класс (стр. 2 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 |
Древние образы в народном искусстве – 1 час.
Традиционные образы народного крестьянского искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно-важных для человека смыслов, как память народа. Связь образа матери-земли с символами плодородия. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею обожествления солнца, неба и земли нашими далёкими предками.
Убранство русской избы – 2 часа.
Дом – мир, обжитый человеком, образ освоенного пространства. Дом как микрокосмос. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трёхчастной структуре и в декоре избы (крыша, фронтон – небо, рубленная клеть – земля, подклеть – подземный мир4 знаки-образы в декоре избы, связанные с разными сферами обитания. ) Декоративное убранство дома: охлупень, полотенца, причелины, лобовая доска, наличники, ставни. Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб.
Внутренний мир русской избы – 1 час.
Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи, свет).
Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати, др. Круг предметов быта, труда, включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты в народном жилище.
Конструкция и декор предметов народного быта. Орнамент – 2 часа.
Предметы народного быта (прялки, ковши, ендовы, солоницы, хлебницы, вальки, рубеля, др.) — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом народных мастеров. Единство пользы и красоты предметов быта.
Символическое значение элементов декора. Орнамент. Виды орнамента.
Русская народная вышивка – 1 час.
Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение. Связь образов и мотивов с природой. Символика цвета (белый – женское начало, красный – мужское начало).
Народный костюм – 1 час.
Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский комплект (в основе — сарафан0 и южнорусский (в основе панёва).рубаха – основа женского и мужского костюма. Формы и декор женских головных уборов. Защитная функция декоративных элементов костюма. Символика цвета в народной одежде.
Народные праздничные обряды – 1 час.
Календарные народные праздники – это способ участия человека, связанного с землёй, в событиях природы (посев, созревание колоса, смена времён года). Обрядовые действия народного праздника (святочные, масленичные обряды, зелёные святки, осенние праздники), их символическое значение.
Тема: Связь времен в народном искусстве (8 ч.)
Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки.
Главные отличительные признаки изделий, традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов.
Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях художественных промыслов.
Древние образы в современных народных игрушках – 1 час.
Магическая роль глиняной игрушки в древности. Традиционные образы (конь, птица, баба) в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек, принадлежащим различным художественным промыслам. Единство формы и декора. Особенности цветового строя. Основные декоративные элементы росписи дымковской, филимоновской, каргопольской игрушки.
Краткие сведения из истории Значение промысла для отечественной народной культуры. Природный мотив в изделиях мастеров. Слияние промысла с худ. промышленностью. Своеобразие промысла. Травный узор – главный мотив. Фоновое письмо, его особенности.
Искусство Гжели – 1 час.
Краткие сведения из истории гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природный мотив в изделиях гжельских мастеров. Слияние промысла с художественной промышленностью.
Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи: сине-белые тона, мазок с тенями, сочетание мазка с тонкой волнистой спиралевидной линией.
Городецкая роспись – 1 час.
Краткие сведения из истории Значение промысла для отечественной народной культуры. Природный мотив в изделиях мастеров. Слияние промысла с художественной промышленностью. Бутоны, купавки, розаны – основные элементы. Птица и конь – традиционные мотивы. Основные приёмы росписи.
Жостово. Роспись по металлу – 1 час.
Краткие сведения из истории Значение промысла для отечественной народной культуры. Природный мотив в изделиях мастеров. Слияние промысла с художественной промышленностью. Своеобразие промысла. Эффект объёмного изображения цветов. Основные приёмы: замалёвок, тенёжка, бликовка, чертёжка, привязка.
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте – 1 час.
Краткие сведения из истории Значение промысла для отечественной народной культуры. Природный мотив в изделиях мастеров. Дерево и береста – основные материалы в крестьянском быту. Щепная птица счастья – птица света. Изделия из бересты: короба, хлебницы, набирухи, туеса, резное узорочье берестяных изделий. Слияние промысла с художественнойпромышленностью. Своеобразие промысла
Роль народных художественных промыслов в современной жизни. (Обобщение темы четверти) – 2 часа.
Выполнение творческих заданий.
Тема: Декор — человек, общество, время (12 ч.).
Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе.
Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства.
Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века.
Зачем людям украшения – 2 часа.
Предметы декоративного искусства несут на себе печать определённых человеческих отношений. Украсить вещь – значит, наполнить её смыслом, определить социальную роль её хозяина. Эта роль сказывается на всём образном строе вещи: характер деталей, рисунок орнамента, цветовой строй, композиции. Особенности украшений древних воинов охотников, вождя племени, фараона, царя и т. д.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества – 2 часа.
Роль ДПИ в древнем Египте. Подчёркивание власти, могущества знатности египетских фараонов с помощью ДПИ. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, священной кобры, ладьи вечности, глаза-уаджета, др.)Различие одежд людей высших сословий. Символика цвета в украшениях.
Одежда «говорит» о человеке – 2 часа.
Одежда, костюм не только служит практическим целям, но и является особым знаком положения человека в обществе, его роли в обществе.
ДПИ Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде людей разных сословий. Символы императора. Знаки отличия высших чиновников, одежда знатных китаянок, их украшения. ДПИ Западной Европы 17 века (эпоха БАРОККО). Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности. Причудливость формы интерьера, мебели, др. Костюм придворной знати. Одежда буржуазии, простых горожан.
О чём рассказывают нам гербы и эмблемы – 2 часа.
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Первые гербы, которые появились в Западной Европе в средние века. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Гербы ремесленных цехов в эпоху Средневековья как отражение характера их деятельности. Основные части герба. Символика цвета в классической геральдике. Составные элементы старинного герба (щит, щитодержатели, корона, шлем, девиз, мантия). Символы и эмблемы в современном обществе: отличительные знаки государства, страны, города, партии, фирмы и т. д.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы) – 1 час.
Выполнение практических заданий.
Тема: Декоративное искусство в современном мире (6 ч.)
Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и т. д.). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство.
Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с современным материалом, формой, цветом, фактурой.
Коллективная работа в конкретном материале — от замысла до воплощения.
Современное выставочное искусство – 3 часа.
Многообразие материалов и техник. Насыщенность произведений яркой образностью, фантазией. Пластический язык материала, его роль в создании образа. Роль выразительных средств (форма, линия, цвет, пятно, фактура) в построении декоративной композиции в определённом материале.
Декоративный ансамбль. Творческая интерпретация древних образов в работах современных художников.
Ты сам – мастер – 3 часа. Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. Технология работы с выбранным материалом (коллаж, роспись по дереву, декупаж др), постепенное, поэтапное выполнение работы. Деление общей композиции на фрагменты, соединение в блоки, монтаж в общее панно.
Критерии оценивания знаний и умений
Оценка «5» — поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.
Оценка «4» — поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
Изобразительное искусство. 5 класс
Конспект урока
«Изобразительное искусство» для «5» класса
Тема урока «Зачем людям украшения»
В рамках урока мы узнаем какую роль играет декор в жизни человека, что такое украшения и зачем они людям. Научимся характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как знака социального статуса, определяющего роль человека в обществе, в социуме.
- Сформировать понятие украшение (предмет, украшающий собой кого-то или что-то); понимание единства декора одежды людей разных сословий в обществе;
- формировать художественный вкус;
- осмыслить место украшений в утверждении социальной роли конкретного человека в обществе.
На уроке мы узнаем:
- какую роль играет декор в жизни человека, что такое украшения и зачем они людям;
- характеризовать смысл украшения как социального знака определяющего роль человека в обществе, в социуме;
- различать украшения воинов, древних охотников, вождя племени, царя.
Глоссарий по теме урока:
Декор (от лат. decorare — украшать) — совокупность украшающих предмет орнаментальных или изобразительных элементов.
Декоративно-прикладное искусство — вид искусства, имеющий свою декоративную образность, свой особый художественный смысл и вместе с тем обслуживающий бытовые нужды человека, включённое в повседневную жизнь людей. К этому искусству относят произведения, выполняемые из самых различных материалов (традиционно — из дерева, глины, камня, ткани, стекла, металла).
Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Н.А. Горячева, О.В. Островская; под. Ред. Б.М. Неменского. – 11-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2019. – 191 с. : ил. — ISBN 978-5-09-071788-5
Открытые электронные ресурсы:
- Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
- Google Art Project https://artsandculture.google.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
- Музеи онлайн http://musei-online.blogspot.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
- Культура. РФ — портал популяризации культурного наследия России https://www.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
- Гид по музеям с дополненной реальностью. Проект Министерства культуры РФ https://ar.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
Человек украшал себя с давних времён. На раскопках древних захоронений, были найдены вещи, призванные украшать своих обладателей. Наиболее древние, из найденных археологами, — бусины из раковин морских моллюсков с отверстием для шнурка датируют возрастом 100-135 тыс. лет.
Первыми украшения стали носить именно мужчины — шаманы, воины или охотники. Шаманы использовали бусы и ожерелья в ритуалах и праздничных церемониях. Ожерелья охотников были сделаны из клыков диких животных как свидетельство силы, храбрости и ловкости. Чем животное было сильнее и могучее, тем труднее его было поймать и убить, тем ценнее было украшение. Поэтому воины и охотники были особо почитаемы и уважаемы другими соплеменниками.
У древних людей существовали другие способы украшений, например, раскраска тела специальными красками, татуировка и даже шрамирование. Раскрашивать тело люди начали с давних времён. Для раскраски использовали белила (мел, известь), черную краску (древесный уголь, марганцевая руда), охру. Всего было известно до 17 цветов. Нанесение на лицо и тела краски (грима) люд использовали в основном в обрядовых действиях. Например, краску наносили на лицо и тело юношей во время церемонии посвящения во взрослые полноправные члены племени, раскраска являлась признаком взрослого мужчины-воина.
В качестве постоянного украшения на тело наносилась татуировка или шрамирование (наколотый или вырезанный на коже узор). Татуировка обозначала принадлежность человека к определённому племени или роду, положение человека в племени или рассказывала о количестве поверженных врагов и о количестве добытых животных. Традиционно сложными татуировками украшали свои тела и лица люди племени маори, проживающие в Новой Зеландии. У мужчин сложным геометрическими узорами было покрыто всё тело, у женщин – только лицо. Причём только члены знатных семей могли носить индивидуальный татуаж, так как он указывал на их особое высокое происхождение.
Со временем общественные отношения в племени усложнялись и украшения стали своеобразным знаком социального отличия. Например, только вожди племени могли носить головной убор из разноцветных перьев попугая или орлиных перьев.
Украшения обозначали не только статус и положение, но и служили определёнными знаками принадлежности к племени. Особенностью украшений женщин народа падаунги являются латунные обручи на шее. С 5-летнего возраста на шею девочки начинали накручивать латунные спирали. Количество колец с возрастом увеличивалось и к преклонному возрасту могло достигать в высоту до 30 сантиметров. По одной из версий такая традиция была придумана для защиты. Когда мужчины оставляли своё жильё в поисках пропитания, женщины оставались одни и могли стать лёгкой добычей тигра. Сегодня такой опасности нет, но традиция сохранилась. И в наше время женщина падаунги с длинной окольцованной шеей считается эталоном красоты.
Женщины племени мурси имеют другое украшение. В племени мурси символом красоты женщины служит маленькое блюдечко «дабэ», вставленное в нижнюю губу. Иногда блюдечко достигает в диаметре от 12 до 15 сантиметров. Размером блюдца «дабэ» определялся статус и возраст женщины мурси. Считают, что чем больше тарелочка, тем статус выше. Кроме того, мурси свято верят, что через рот в тело женщины могут попадать злые духи, поэтому тарелочка выполняет ещё как оберег.
Свой статус и положение во все времена люди демонстрировали через одежду и украшение. Цвет, материал, покрой платья, ювелирные украшения – все это подчёркивало особое социальное положение в обществе.
Например, видный политический деятель и выдающийся полководец Гай Юлий Цезарь носил пурпурную тогу и лавровый венок, которые являлись символами могущества и власти древнего Рима. В древней Шотландии одежды разных сословий отличались количеством цветовых оттенков. Король носил семицветную одежду, его придворные пятицветную одежду, а простой народ однотонную.
Одежды царственных особ всегда отличался роскошью и декоративностью. Костюм подчеркивал, что — это первые лица в государстве.
В древней Руси парадное облачение царя для особо торжественных случаев называлось Большой наряд или Царский чин. Состояло оно из длинного платья с рукавами – Царского платна; бармы греческой работы; золотого креста; символов царской власти. Царское платно шилось только из очень дорогих золотных тканей: алтабаса, аксамита, а по краям и разрезам обшивалось жемчужным кружевом. Бармы одевались на плечи и считаются одним из самых древних и ценных царских регалий. Бармы украшены небольшими иконками, выполненными цветными эмалями — финифтью, мозаикой из самоцветов, золотой и жемчужной вышивкой. Поверх надевался золотой крест. Облачение царя дополняли символы царской власти: скипетр, держава, царский венец. Скипетр — разновидность жезла, держава — шар в виде золотого яблока с чеканкой и драгоценными каменьями, увенчанный крестом. Царский венец по–другому назывался «Шапка золотая» или «Шапка Мономаха» была изготовлена мастерами с востока, приблизительно в конце XIII — начале XIV века. Существует легенда, что шапка была сделана по заказу византийского императора Константина Мономаха. Позже Константин подарил её своему внуку Владимиру Мономаха, отсюда и название «Шапка Мономаха».
С момента вступления на царский престол царя Ивана Грозного, шапка Мономаха вошла в обязательное облачение царя на важных событиях.
Всё царское убранство говорило о его власти над миром и были знаками державного величия.
Ещё одним атрибутом власти было царское место (трон или престол русского царя). Трон стоял на специальном возвышении, как место монарха во время торжественных церемоний и символ власти и могущества.
Самый древний трон, из сохранившихся до нашего времени, принадлежал Ивану Грозному. Это был деревянный трон, декорированный белоснежными пластинами из слоновой и моржовой кости, на которых искусными греческими мастерами были вырезаны рельефные сюжетные композиции на исторические и мифологические темы, изготовлен он в XV веке.
В 1660 году армянские купцы преподнесли в дар царю Алексею Михайловичу трон. Трон был сделан из сандалового дерева, украшен золотыми и серебряными пластинами, огромным количеством алмазов и других драгоценных камней. Трон царя Алексея Михайловича считается одним из самых дорогих тронов. Ныне трон хранится в Оружейной палате.
В 1742 году мастерами умельцами для императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра I, был изготовлен трон в стиле рококо. Элегантное тронное кресло, изогнутые ножки и подлокотники декорированы изящными завитками из резных цветочных и растительных орнаментов. На пластинах из серебра и золота, изображены грифоны и единороги, львы и барсы, символизирующие силу и власть.
И сегодня каждый человек старается подчеркнуть свой собственный образ. Мы, как и много лет назад уделяем особое внимание одежде, украшениям, макияжу и причёске. Образ человека может рассказать о том, что мы успешны, амбициозны, профессиональны. Или, наоборот, не организованы, не опрятны, агрессивны. Одежда подчёркивает нашу индивидуальность, определяет принадлежность к профессии, наше настроение.
Каждый человек за свою жизнь не раз сталкивается с ношением профессиональной формы. Военной формой является одежда, утверждённая правилами или специальными положениями и уставами, ношение которой является обязательным для любой воинской части и для каждого рода войск. В Российской империи декор был использован для распознавания военных чинов впервые в 1827 году. На форме по званиям у офицеров и генералов появились звездочки на эполетах. В 1843 году декор появился на форме солдат и унтер-офицеров – это были «лычки» на погонах. Сделано это было для того, чтобы солдаты, находясь в строю могли ориентироваться на действия командира данного подразделения. Для различных родов войск обмундирование могло отличаться.
Современную форму для солдат и офицеров сегодня шьют, используя новейшие технологии из инновационных материалов. Она не только служит для распознавания военных чинов и рангов, для распознавания рода войск, но имеет еще и функциональную нагрузку. Она очень комфортная благодаря многослойности. В комплекте одежды присутствует большое количество предметов, которые используются в зависимости от погодных условий и обстановки.
Или, например одежда, предназначенная для занятий спортом. Спортивную одежду отличает свободный стиль, практичность, функциональность, свобода движений. К спортивной одежде относится униформа для различных видов спорта.
В зависимости от разных жизненных обстоятельств и мероприятий мы одеваем разную одежду. Например, для проведения свадебного торжества жених и невеста надевают особенный наряд, который отражает многовековые традиции. Например, в Европе традиционным цветом свадебного платья является белый, а на Востоке – красный. В древней Руси на замужество смотрели как на смерть девушки в своем роду и рождение в ином образе в роду мужа. Поэтому в первый день свадебное платье было белого (печального) цвета, а на второй день — красного цвета (цвета новой жизни).
Костюм, его декор и сегодня является уникальным языком культуры, который содержит в себе важную информацию об исторической памяти, мировоззрении, это ключ к пониманию самого человека, его характера, его жизненных целей и надежд. Украсить – значит наполнить вещь смыслом.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
1.Название задания. Бусы из раковин.
Текст задания. Выберите изображение древнейших бусин.
А)
Б)
В)
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
А)
Неправильный вариант/варианты (или комбинации):
Б)
В)
2.Название задания. Древние виды украшения.
Текст задания. Самыми древними видами украшения являются раскраска и татуировка. Определите, где изображены украшения раскраской, а где татуировка.
1
2
3
4
5
6
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):