Наилучший катер для рыбалки

Выбираю катер для рыбалки. Часть 1 «Муки выбора».

Как же я устал. Устал собирать и разбирать. Навешивать и снимать. Мыть на берегу, упаковывать и таскать по квартире. Грузить в машину, надрывая спину. Надоело! Я уже взрослый мальчик. Надоела ПВХ лодка!

Нет, конечно же свою маленькую ПВХашку «Пеликан» с шикарным креслом я ни за что не продам. Нужна самому. Для маленьких водоемов и однодневных рыбалок. В комплекте с электромоторчиком – красота! (минимальный гемморой с разборкой-сборкой-переноской).

Но как же хочется катер! Причем не десятиметровый-белоснежный чтобы катать-девчонок , а «рабочая лошадка» для рыбалки .

Чтобы в любой момент сорваться и поехать на выходные на Рыбинку… или на Иваньковское или в устье Камы… да куда угодно. Чтобы не абстрактно думать о «летней неделе на острове на Волге» … ну вы понимаете.

В общем, я заболел катером. Нужна моторная лодка .

Для многих «родившихся в СССР» идеалом моторной лодки является Казанка . Мне тоже нравится. Но Казанки бывают разные. Правильная модификация 5М4.

Но такие либо за неадекватные деньги, либо совсем убитые. И когда посчитаешь гемморой и затраты на доделку, то становится неинтересно.

RIB (ПВХ с твердым дном) — отпали сразу .

Да, они легкие, летают быстро. Собирать не нужно. Но когда вживую посмотрел на четырёх-с-половиной-метровый РИБ, то понял, что места в ней немного!

Очень много места съедают надувные борта!


Да и вообще ПВХ уже надоел… сколько же я их натаскался в жизни. J

Пластиковые лодки :
На открытии сезона 2011 покатался на финском катере Terhi . Первое впечатление очень положительное, хотя стоит недешево.

НО! Стал изучать тему и понял – что «пластик» не для рыбалки .

Хотя стоп – это очень спорное утверждение и спорная тема . Предлагаю все споры перенести в форум .

А пока я тезисно изложу свои личные доводы :

Преимущества пластиковых лодок – «теплый» и «малошумный» корпус, плавные и мягкие обводы (важно если детей катать). + Эстетически выигрывают однозначно.

Но есть недостатки:
Наивно думал, что пластиковые катера легче металлических. Это заблуждение – они весят так-же, или больше (если сравнивать одного класса лодки). (Хотя есть тонкостенные лодки, которые весят мало и стоят недорого… но тонкость порождает хрупкость…).

И очень важно – стойкость к воздействиям . Солнца, мороза, камушков и прочих колкостей и ударчиков. Пластик бывает разный (. ), но в целом он конечно же проигрывает сильно – чтобы пластиковая лодка служила долго, её нужно охранять от воздействий .

Иначе – внутри осталась водичка, замерзла и дала трещину, об камушки потёрлась – начала пить воду, зимой ногой наступил и треснула… и так далее… почитайте форумы…

В моем понимании пластиковая лодка хороша для обладателей причала около дачи – детей покатать и изредка на рыбалку —

Моя же лодка будет мотаться по разным водоемам и эксплуатироваться жестко.
В этом отношении алюминиевые лодки конечно вне конкуренции – убить металлическую лодку нужно постараться . Вот пример:

В общем – остановился на металлических лодках .

Уточнение — современные лодки делают из алюминевых сплавов .
Справка:
Современные лодки делаются в основном из сплава алюминия с магнием (АМг) . Сплавы на основе системы Al – Mg отличаются высокой общей коррозионной стойкостью, не склонны к коррозионному растрескиванию и межкристаллической коррозии. Коррозионная стойкость сварных швов такая же, как и основного материала. Алюминиевый прокат АМг хорошо свариваются аргонодуговой, контактной точечной и роликовой сваркой. В качестве присадочного материала применяют проволоку основного сплава.

Начал смотреть алюминиевые лодки:

Посмотрел Silvera . Попробовал относительно «бюджетный» Beaver 450 – красивая лодка, но на стоянке валкий очень (кренится сильно), особенно если с носа ловить. И консоль одиночная (см. ниже).

Интересны финские лодки Buster – но уже ценник не мой (грустный смайл).

Здесь конечно вставить оговорку – денежный лимит на лодку для себя я определил в 200 тыс. рублей .

Причём интересно, что начинал я с 20 тысяч (поискать Казанку в регионах), потом поднял планку до 100 тыс (простые пластиковые лодки)…

И в конце концов понял, что лодка приобретается 1 раз на многие годы .

И покупать маленькую или компромиссный вариант – значит на многие годы обрекать себя на муки совести… Но больше мой бюджет не выдержит (нужно понимать, что к лодке добавится моторчик 150-250 тыс + прицеп 50 тыс + прибамбасы на 50 тыс полюбому 🙂

Дальше – украинские лодки UMS посмотрел – модель UMS 420 – совсем маленькая блин, 450-я тесновата, особенно на корме… понравилась UMS 520 DL (корпус металл, сверху пластик) – но по деньгам уже двойное превышение лимита.

Прокатился на воронежской лицензионной лодке Quintrex Coast Runner 455 . Лодка понравилась и по ходовым качествам и ценой. Но не нравится огромное пустое пространство и компоновка:

Объясню личное видение правильной компоновки рыбацкой лодки :
(опять оговорка — это личное мнение! у каждого свои приоритеты!)

1. Рыболовная лодка — это лодка для 2-х человек . Максимум трое. Больше рыбачить уже некомфортно (позашибаем друг-друга спиннингами). Людей нужно максимально далеко развести по лодке.

2. Габариты лодки исходя из задач – в диапазоне от 4-х до 5,5 метров . Почему не больше?

Увеличение размера ведет к последствиям:

— больше лодка – мощнее мотор (расход бензина)

Читайте также:  Мормышки для зимнего карася

— больше размер – больше парусность, тяжелее якорь

— больше вес – больше прицеп, тяжелее буксировать, тяжелее вытаскивать

Наверное приятно осознавать себя владельцем семиметрового катера, но мне кажется, что для рыбалки важнее функционал, а не понты (хотя кому как :- ).

3. Есть модели с одним рулевым постом (консолью) – вот такие:

Они как правило дешевле. Но эти модели не подходят для холодной погоды – одиночная консоль защищает от ветра плохо – мерзнешь сильно . И друзья мерзнут.
Комфортная на берегу температура в +10 при скорости на воде превращается в настоящее испытание для незащищенного ездока. Так что для себя я отбросил эти модели.

Вывод: обязательно цельное ветровое стекло (на всю ширину лодки)!

4. Расположение ветрового стекла:
Классическое расположение – спереди. Советские лодки все были такими, мы привыкли:

Но (с моей точки зрения) это не очень удобно для рыбалки – т.к.:
— доступ к носу затруднён (работа с якорем. выход на берег)
— рыбаки находятся близко друг к другу (а если трое-четверо?)
— носовая часть используется не очень эффективно (хранение вещей?)

А есть еще лодки с полурубкой:

Скажите мне – для чего эта лодка? Ночевать некомфортно (вы пробовали ночевать в лодке?). Рыбачить неудобно. Понтоваться не получится – нужен корабль побольше…

Так в чем же правда, брат? 🙂

Для рыбалки в средней полосе России мне кажется оптимальной такая компоновка:

  • Центральное расположение консоли.
  • Можно ловить и спереди и сзади.
  • Удобный доступ по всему периметру лодки!

Читатели наверное догадываются, что раз я пишу эти строки, то идеальную лодку я нашел. Увы, идеальных не бывает…

Но близкое к нему я выбрал:

На рыболовной выставке на ВВЦ демонстрировали лодки производства компании

« Нижегородская верфь малого судостроения ».

Эта производственная фирма выпускает лодки под маркой WINDBOAT (не путать с питерскими Wellboat и Winboat 🙂

Длина 4,7 метра, весит всего 230 кг, корпус из АМг5, толщина на бортах 2 мм, на днище 3мм, под мотор 40-60 л.с.

Большой носовой отсек (кокпит) с сиденьем, ящиком под ним, и даже носовой отсек для якоря есть:

А вот она же с ходовым тентом (правда мне он кажется лишним):

Вот она же с тремя рыбаками:

Килеватость 8 градусов. Борта усилены клинкерной зиговкой борта и продольными реданами.

Сразу про недостатки: это конечно внешний вид .
Нет, с дизайном все в порядке. Лодка удачно спланирована. Но сварное производство тяжело спрятать – по всей лодке видны сварные швы . А если приглядываться внимательнее, то видна общая «кондовость» конструкции.

Чего стоят например сиденья:

Умом я понимаю, что так надежнее (сломать невозможно) и функциональнее (под сиденьями ящики для вещей).

Но душа хочет немного более красивого решения.

Уже позже я поговорил с производителем и спросил – «Блин, но сделайте же красиво?» Ответ был прост – красота стоит денег . То есть будет очень существенно удорожание лодки . И когда стоит выбор – лодка за 200 тыс хорошая или за 350 хорошая и красивая, то многие душат в себе красоту… В итоге я тоже задушил. J

Дополнительным стимулом стало то, что эта лодки WindBoat непотопляемы .

То есть внутренние полости наполнены пенопластом (?) и лодка сохраняет плавучесть будучи полностью заполнена водой. Вот видео и еще одно.

Получается что WindBoat это неприхотливый, неубиваемый и непотопляемый агрегат.

Чтобы принять окончательно решение осталось попробовать лодку – испытать ходовые качества .

Для этого я договорился с руководством « Нижегородская верфь малого судостроения » о тест-драйве (мне это сделать проще, поскольку Фион знают по всей стране).

Причем мне удалось не только покататься, но и побывать на производстве.

Поэтому следующий мой обзор (через неделю) напишу подробно о том, как производят лодки! Ну и тест-драйв конечно же. Для нетерпеливых – вот видео с тест-драйва:

Скажу сразу – буду хвалить 🙂

И не потому, что мне дали скидку как руководителю Фиона. 🙂 Л одка мне понравилась на ходу и на рыбалке . И мне не стыдно её рекомендовать для рыбаков.

В общем, я решил – беру!

Кстати, советую бронировать лодки сейчас, пока действует спецпредложение от дилера .

P.S . А весной лодок не будет! (вернее будет очередь на три месяца…)

Запустили 1300 кг карпа, навеска 1-2 кг
  • 04 июня Савельево-2 Пирогово
    Приход и зарыбление карпом основного водоёма
  • 04 июня Рыболовный клуб Фишка
    Разнообразие рыб, водоёмов на любой вкус и кошелёк
  • 04 июня X-Land парк (центр активного отдыха)
    c 05.06 Акция — «Вся форель за 3000 рублей»
  • 04 июня Рыбхоз Сенеж
    Запустили 1000 кг карпа, навеска 1+
  • 04 июня Савельево
    Прошёл турнир по ловле. Поздравляем победителей
  • 04 июня Экопарк Веретьево
    Запущен карп в Подкову. В прилове язь, карась
  • 04 июня РК ТРИ ПЕСКАРЯ д.Лыткино
    Копчение вашего улова на водоёме
  • 04 июня ПИРОГОВО — КОРГАШИНО
    Зарыбили основной водоём карпом
  • 04 июня РК ТРИ ПЕСКАРЯ д.Белавино Ленинградское шоссе
    Очередное зарыбление осетром
  • —>

    Обновились водоемы:

    7 лучших катеров

    Катера отличаются прочными корпусами, что позволяет размещать на них больше человек и груз. Удобны они для хождения по палубе ввиду жесткого днища. Изготавливают их из стеклопластика или металла, а это разрешает выходить на них в большие акватории и даже море, не боясь высоких волн. Узкая форма носа лучше рассекает волны и содействует развитию скорости. Всем любителям прогулок, водного спорта и рыбакам будет полезен рейтинг лучших катеров каждой категории, содержащий уже проверенные и хорошо зарекомендовавшие себя модели.

    Лучшие спортивные катеры

    Такие катера отличаются стильным дизайном с загнутыми ветровыми стеклами и мощными моторами, что позволяет им развивать высокую скорость и быстро выходить на глиссирование.

    Используют их и для подсоединения водных лыж или аттракционов. Еще одним признаком такого судна является хорошая обтекаемость и маневренность.

    Cobra 1850 Sport — на 7 человек

    Это лучший спортивный катер для быстрого передвижения по огромной акватории компанией из семи человек.

    Для этого на палубе имеется два полноценных кресла с мягкой обивкой и широкими спинками (за одним из них сидит водитель и там же расположен штурвал), еще есть два кресла с пластиковыми спинками на передней части катера и широкое общее сиденье сзади на трех человек.

    По бокам судна расположены металлические дуги, чтобы надежно ухватиться при движении на быстрой скорости. Водителя и пассажира рядом от брызг закрывает высокое ветровое стекло с боковой частью.

    Плюсы:

    • в силовой набор внедрены баки для поддержания судна на плаву;
    • трюм вентилируется;
    • раскладная лестница для удобного выхода из воды выполнена из нержавеющей стали;
    • на корме и носу предусмотрены буксировочные узлы;
    • практичный рейлинг из легированного металла;
    • не скользящее покрытие палубы защищает от падения;
    • запираемые багажные отсеки позволяют оставлять там вещи в пришвартованном судне;
    • у поста управления есть подстаканники, розетка на 12 В, приборная панель с показателем уровня горючего, подсветка;
    • яркие навигационные огни для движения в темное время суток;
    • бак катера вмещает 90 литров, чего хватит на дальнюю поездку;
    • фильтр-отстойник помогает подавать топливо без воды и примесей;
    • длина 550 см удобна для маневренности и уверенного хода;
    • мощность двигателя 115 л.с.;
    • корпус из стеклопластика способствует уменьшенной массе.

    Минусы:

    • кресла рулевого и пассажира рядом без съемных подушек;
    • стоимость от 549000 рублей;
    • для транспортировки по суше нужен мощный прицеп с грузоподъемностью свыше 500 кг.

    GLASTRON GT 180 — внутри как автомобиль

    Это лучший спортивный катер, который отделан внутри как дорогой автомобиль. У рулевого и пассажира рядом шикарные кресла со спинками, заходящими на бока и поддерживающими туловище во время динамичного движения.

    Кабина огорожена сплошным стеклом спереди и по бокам. Рулевое колесо спортивного образца с тремя спицами. Спидометр и тахометр крупного размера. Справа расположен рычаг газа. На корме размещен широкий диван для отдыха, а на носу еще два небольших кресла в нишах. Всего катер вмещает 7 человек.

    Плюсы:

    • красивая отделка салона;
    • удобные поручни в носовой части для удержания;
    • сплошное ветровое стекло, открывающееся на одну секцию, чтобы пройти на нос;
    • выпускается в черно-белой и красно-бежевой отделке;
    • обозначение GT в названии подтверждается 150 л.с.;
    • топливный бак вмещает 91 литр;
    • длина катера 5,44 м;
    • осадка 76 см дает хорошую устойчивость на воде;
    • оснащается мотором Ямаха;
    • швартовочные утки и рым из нержавейки;
    • борта украшены графикой;
    • поставляется с акустической системой, спрятанной в пассажирской панели;
    • корпус уже снабжен резиновым привальным брусом и декорирован хромированными вставками;
    • трап из легированного металла;
    • дизайн в стиле «Родстер»;
    • в стандартную комплектацию входит платформа для купания, которая не скользит.

    Минусы:

    • стоимость от 925000 рублей;
    • штурвал не регулируется по высоте и углу наклона;
    • масса 950 кг требует мощного прицепа для транспортировки.

    Лучшие рыболовецкие катера

    Такие суда имеют простое оформление, снабженное всем необходимым для занятия любимым делом — рыбалкой. Их моторы развивают среднюю скорость, где в приоритете экономичность и простота обслуживания.

    Вместимость колеблется от одного до пяти человек. Скромный дизайн оправдан доступной ценой и легкой массой, удобной для транспортировки по суше.

    MASTER 410 — один из самых легких в своем классе

    Это лучший рыболовецкий катер, который весит всего 200 кг. При этом он имеет металлический корпус, хорошо переносящий наезд на отмели или столкновения с камнями в воде. Вмещает судно до 5 человек. У рулевого есть небольшое кресло и ветровое стекло с железной дугой. Вдоль бортов прикреплены перила.

    Управление мотором осуществляется дистанционно, что позволяет сидеть посередине катера для лучшей устойчивости в воде. На носу предусмотрена стальная дуга-поручень, помогающая удержаться стоя при швартовке или забрасывании снастей. Еще на нее наматывается трос.

    Плюсы:

    • стоимость от 184000 рублей;
    • металлический корпус;
    • масса 200 кг позволяет разгрузить его вчетвером из прицепа и спустить на воду;
    • чтобы вытащить из воды на носу предусмотрены ручки;
    • длина 4,3 м;
    • надводный бор поднят на 64 см, что предотвращает заливание водой даже при сильных боковых волнах;
    • мощность мотора 30 л.с.;
    • грузоподъемность до 375 кг;
    • разрешается удаляться от берега до 3000 м;
    • транец может быть 380 или 508 мм;
    • полноценный руль вместо румпеля;
    • легко вытаскивается на берег силой одного-двух человек;
    • по бокам борта предусмотрены крепления для весел и тихого хода.

    Минусы:

    • осадка 22 см не самая устойчивая;
    • очень простой дизайн;
    • малый грузовой отсек;
    • нет ящичков для мелких вещей;
    • кормовой тент поставляется за отдельную плату.

    MASTER 521 — для рыбалки далеко от берега

    Это лучший рыболовецкий катер для дальних заплывов от берега, потому что он имеет бак вместительностью 120 литров и высокий надводный бор, защищающий от больших волн, ударяющихся сбоку. Вмещает катер до 6 человек. Кабина снабжена ветровыми и боковыми стеклами, закрывающими от брызг.

    Переменная килеватость помогает быстро выходить на глиссирование и размещать сзади разнообразные двигатели. Прочный металлический корпус хорошо переносит механические нагрузки и устойчив к повреждениям.

    Плюсы:

    • большая длина 5,2 м позволяет брать с собой длинные снасти и не запутываться в них;
    • ширина в 2,1 м удобна для свободного передвижения даже при наличии шести человек на борту;
    • грузоподъемность 450 кг разрешает взять все необходимое с собой;
    • способен отходить далеко от берега (5000 м) благодаря баку на 120 литров;
    • мощность мотора 100 л.с.;
    • комфорт для экипажа представлен в виде высокого стекла, штурманского столика для карт, широкого прохода, открывающейся стеклянной дверцы для выхода на нос;
    • кабина может оснащаться П-образной рамой для установки дополнительного оборудования и создания крыши;
    • в конструкции нет пластиковых деталей, что гарантирует высокую прочность и длительный срок службы;
    • неприхотливая эксплуатация;
    • отсек с АКБ надежно закрыт;
    • пульт управления с рулевым колесом, а не румпелем;
    • есть система самоосущения;
    • на носу интегрирован буксировочный рым;
    • для удержания на носу предусмотрены стальные перила из нержавейки.

    Минусы:

    • стоимость от 629000 рублей;
    • вес 510 кг требует специализированной техники для спуска на воду и подъема;
    • задний ряд кресел предусматривает посадку четырех человек, но по факту там удобно только трем;
    • кресла на корме без подушки;
    • тент поставляется только за отдельную плату.

    Лучшие прогулочные катера

    Такие модели похожи на спортивные, но имеют более скромные показатели двигателя. Выглядят они лучше рыболовецких, и предназначены для прогулок по водным акваториям и коротким, но быстрым перемещениям. Порой их используют для аттракционов рядом с пляжами.

    Victory 470 Open — с прочным дном

    Это лучший прогулочный катер для плаванья по рекам и озерам с целью открытия новых для себя берегов, пришвартовывания к ним и купания. Модель отличается особенно прочным дном толщиной 40 мм, что выдержит наскоки на камни, ветки и крупные морские раковины, и не даст течь.

    Стенки бортов имеют толщину 30 мм, поэтому с боков судно защищено тоже надежно. Место управляющего и соседнего пассажира огорожено ветровым стеклом расположенным под острым углом, что придает катеру спортивности.

    Плюсы:

    • длина 470 см и ширина 190 см дают достаточную устойчивость и маневренность;
    • корпус алюминиевый и хорошо переносит морскую воду;
    • угол килеватости в 12 градусов оптимален для выбора оснащения силового агрегата различной мощности;
    • вмещает 5 человек;
    • высота транца 501 мм удобна для закрепления широкой линейки моторов;
    • управление осуществляется рулевым колесом, рядом с которым есть панель с приборами и датчиком топлива;
    • изначально комплектуется двигателем мощностью 74 л.с.;
    • рейлинг спереди из нержавеющей стали;
    • алюминиевая рама;
    • привальный брус поставляется для комплектации из Италии и выполнен из ПВХ;
    • швартовочные утки из легированного металла, не склонного к коррозии;
    • предусмотрен отсек для складывания дуг и тента;
    • все покрытие на катере нескользящее;
    • есть бардачок для мелких предметов;
    • яркий спортивный дизайн;
    • верхнее покрытие из стеклопластика;
    • откидывающаяся стеклянная часть в лобовом стекле для выхода на нос.

    Минусы:

    • стоимость от 390000 рублей;
    • небольшие основные сиденья без возможности регулировки;
    • сиденья на носу очень маленькие и снабжены невысокими спинками.

    SAVER 495 OPEN — для отдыха всей семьей

    Это лучший прогулочный катер для отдыха всей семьей, потому что он имеет длинную носовую часть, на которой можно загорать во время плаванья или даже поспать.

    Оснащается модель японским силовым агрегатом Хонда с мощностью 74 л.с. Для управления возведена небольшая стойка со штурвалом и несколькими датчиками. Чтобы не упасть с носа по краям прикреплены высокие поручни из нержавеющего металла.

    Плюсы:

    • небольшая масса катера в 400 кг позволяет проще перевозить его и спускать на воду;
    • просторная ширина в 210 см и длина 498 см удобны для отдыха и свободного перемещения по судну;
    • рейлинг по краям бортов из нержавейки;
    • катер оснащен буксирными гаками в количестве трех штук;
    • предусмотрены швартовые утки 4 шт, для удобства привязывания судна с любой стороны;
    • может оснащаться баком для воды и душем;
    • есть тент для обустройства кабины;
    • к боту крепится трап для купания;
    • есть поддерживающая стойка, чтобы установить стол и кушать за ним.

    Минусы:

    • управление осуществляется стоя, а иначе не видно куда плыть;
    • ветровое стекло играет декоративную функцию, поскольку находится гораздо ниже водителя;
    • стоимость от 400000 рублей;
    • хотя вмещает до 5 человек, но сидя в креслах могут ехать только трое.

    Лучшие круизные катера

    Такие суда отличаются повышенным комфортом для дальних поездок, рассчитанных на выход в открытое море.

    Чтобы по несколько дней проводить на отдыхе или рыбалке их трюм обустраивается спальными местами, поэтому они более крупные по высоте корпуса. Силовые агрегаты у них одни из самых мощных, чтобы быстро проходить большие расстояния.

    CABIN 23 BASE — как маленькая квартира

    Это лучший круизный катер для путешествий по несколько дней или недель в море, поскольку на нем есть все необходимое для полноценной жизни. На корме предусмотрен диванчик с высокими спинками, который раскладывается и может разместить двух взрослых человек.

    Под носом в трюме расположена главная зона для отдыха, где находится двухспальная кровать, откидная панель для обустройства столика, печка, рукомойник и биотуалет. Удобно и купаться в море с этим катером, потому что сзади имеется отдельный низкий выход со ступеньками и перилами в воду.

    Плюсы:

    • стильный дизайн;
    • повышенная безопасность даже при шторме за счет высокой надводной линии и большого водоизмещения;
    • по периметру носовой части прочные перила;
    • полукруглое ветровое стекло;
    • П-образная рама входит в штатную комплектацию (от нее натягивается тент и полностью закрывает кабину от непогоды);
    • на палубе уже внедрен бак для воды на 60 литров, чтобы принимать душ и мыть руки в раковине;
    • мощность двигателя 225 л.с. обеспечивает движение с высокой скоростью несмотря на крупные размеры судна 6,9х2,5 м;
    • топливный бак вмещает 200 литров горючего, которого хватит на большую дистанцию;
    • может располагать в сидячем положении семь человек;
    • четыре полноценных спальных места;
    • встроенная площадка для купания;
    • носовая часть снабжена мягким покрытием, разрешающим ложиться на него для принятия солнечных ванн без дополнительной подстилки;
    • мультимедийная система с динамиками.

    Минусы:

    • стоимость свыше 1600000 рублей;
    • масса катера 1600 кг требует наличия специальной техники для транспортировки по суше и спуска;
    • спинка кресла рулевого не очень высокая, и при резком старте можно упасть назад;
    • потребляет много топлива.

    Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

    Оцените статью
    Adblock
    detector